Многие люди, знакомящиеся с Масонством и его устройством, несомненно сталкиваются с их карьерной лестницей. В Масонстве существует очень многими признанная лестница ступеней, состоящая минимум из 33-х этапов (Древний и принятый Шотландский устав). Каждая отдельная ступень этой лестницы имеет двойное название: первое – это числовое значение градуса (угол в геометрии), а второе – это привычное нам словесное название ступени.
Здесь исследователь сталкивается с первой трудностью. Указанные выше 33 этапа – это не названия должностей в масонских ложах от низшей к высшей, как многим это может показаться, а названия последовательных этапов самосовершенствования человека. На первый взгляд это вызывает трудности в понимании, но в любой стране мира существует всем известный и хорошо понятный аналог Масонской модели.
Полностью аналогичным образом дело обстоит и в Масонстве, где существует лестница из минимум 33-х последовательных классных чинов или званий. Человек самого высшего звания может выполнять работу самой низкой должности в Масонской ложе, и такое действительно бывает. Даже в Христианстве на высоких праздниках или службах обязанности дьяконов (помощников) нередко выполняют Епископы.
Следующей трудностью, ожидающей человека знакомящегося с Масонством, является особый статус первых трёх ступеней лестницы от 1 до 3. Все Масоны в мире обязаны признавать эти три звания (принятый Ученик, Подмастерье, Мастер Масон), которые являются минимальными и обязательными для любой ложи. Все остальные звания – от 4 до 33 масонские ложи признают по своему желанию и усмотрению.
Что же такого особенного в этих трёх первых званиях, почему они занимают в этой организации особое положение и статус? Вынуждены разочаровать читателя, но даже сами масоны не смогут понятно разъяснить Вам причину этого. Нет, они несомненно Вам что-то ответят, но вероятнее всего это будет находится довольно далеко от истины и мотивированности.
Современное Масонство представлено в мире двумя большими типами, как Католики и Православные, а именно Британское (Mason) и Французское (Co-Mason). Первый тип (Mason) является последователем аж самих Египетских мистерий (мистерии – тайная часть религии), и их истоки уходят в очень глубокую древность, исчисляемые многими и многими тысячами лет. Второй тип (Co-Mason) является последователем Халдейских мистерий (Вавилон) такой же громадной древности. Именно там в древних и уже исчезнувших цивилизациях (мистериях) лежат причины особого положения первых трёх званий современного Масонства.
В Египетских и Халдейских мистериях (закрытых школах тайных знаний) была своя лестница последовательного развития, состоящая именно из трёх ступеней. В Греческих мистериях, произошедших от Господа (Бодхисаттвы) под именем «Орфей», было только две ступени, малые и большие мистерии (тайные знания и школы). Но это вовсе не значит, что древнегреческие мистерии были менее качественны, чем их Египетские или Халдейские коллеги. Это лишь вопрос классификации, так как Греки могли две Египетские (Халдейские) ступени объединить в одну. А вот в Персидских мистериях (Иран) мы уже встретим семь ступеней, но опять же это вовсе не значит, что они были в 2.5 раза лучше Египетских. Персы так же могли подразделять одну Египетскую (Халдейскую) ступень на несколько подэтапов.
Для полноценного исследования нам будет вполне достаточно ограничиться лишь исследованием Египетских мистерий. В Древнем Египте, на протяжении очень долгого времени измеряемого десятками тысяч лет, мистерии (закрытые школы) являлись государственным и публичным институтом, как училища и ВУЗы. Само собой разумеется в те старые времена они финансировались из государственной казны (бюджета).
Согласно утверждениям Ледбитера, примерно 6000 лет до н.э., Египет был разделён на 42 административные области (нома), в каждой из которых была одна Главная ложа мистерий, возглавляемая соответственно главным жрецом (номархом). Помимо этого существовали три Великие ложи Амона, представлявщих из себя более высокую ступень Египетских мистерий. Над ними всеми существовала Великая ложа всего Египта, в которую входили 42 жреца (номарха), по одному из каждой области Египта, 3 жреца от Великих лож Амона, а руководил всем этим лично Фараон Египта.
В Масонстве есть старое правило, что в одной стране может быть только одна Великая ложа. Это действительно очень старое правило, появившееся в эпоху одной религии в одной стране, но сегодня ситуация иная – эпоха религиозного многообразия. В связи с этим в современном Масонстве появились сложности, так как сегодня в одной стране одновременно могут существовать как Британские (Mason) со своей Великой ложей, так и Французские (Co-Mason) со своей Великой ложей.
Мир давно привык к отдельности государства от религии, но пришёл к зависимости государства от мнения капиталистов, что нередко приводит к принятию решений не во имя общего блага. Во времена древнего Египта дело обстояло иначе: Фараон обсуждал свои реформы сначала в Великой ложе всего Египта, со своими номархами (жрецами), а уже потом мог советоваться с правительством и своими министрами. Такое положение дел больше способствовало общему благу всей страны.
Помимо политических целей, Великая ложа всего Египта выполняла и религиозно-церемониальные задачи. В каждой из трёх Великих лож Амона было ровно по 40 жрецов, каждый из которых был необходим и выполнял свою часть работы. В Христианстве дело обстоит иначе: там достаточно лишь одного священника или Епископа.
Великий жрец, условно первой ложи Амона, был особо развит в области мудрости и являлся её олицетворением. Его помощниками были жрецы развитые в области силы и красоты. Великий жрец второй ложи Амона был особо развит в области силы, его помощниками были жрецы мудрости и красоты. Руководитель последней ложи Амона был особо развит в области красоты. Проще говоря, у них была своя собственная специализация. Но вовсе не это является причиной того, что в современном Масонстве есть три особых звания. Помимо главных лож, в 42-х административных областях Египта по всей стране было множество обычных лож. Именно они выполняли роль Египетских мистерий начального уровня.
«Мистерии Иcиды – Mysteries of Isis», именно так назывались мистерии начального уровня в Египте. Так как это первый этап тайных знаний, то количество таких заведений в Египте было самым большим. Доступ в них был открыт всем желающим, но кандидаты должны были соответствовать предъявляемым требованиям и, вероятнее всего, пройти некий вступительный экзамен, чтобы иметь возможность отобрать на обучение лучших из кандидатов. Когда набор учеников был завершён, начиналось само обучение, длящееся примерно 7 лет.
Мистерии Изиды формально были предназначены только для Египтян, но так как эта страна была самым главным центром всех мистерий в своём регионе и на запад от Египта, то в них приезжали учится и иностранцы. Древние Семиты (Евреи) так же были допущены в Египетские мистерии. Такими посвящёнными был Моисей (переселивший Семитов из Египта), царь Давид (начавший строительство главного храма Иудеев), царь Соломон (закончивший строительство храма, названного впоследствии в его честь,). Так же царь Соломон считается создателем Семитских мистерий, которые являются предшественники современного Масонства.
Через малые мистерии Исиды проходило просто громадное количество людей, подобно современным училищам и колледжам. Поэтому вовсе нет ничего удивительного в заявлении о десятках тысяч выпускников Египетских мистерий (посвящённых), которые могли собраться на некий съезд в одном месте. Многие могут спросить: а зачем так много жрецов было необходимо древнему Египту, ведь ни одна из Христианских церквей не обучает столько в духовных семинариях для своих нужд?
Ответ довольно прост. Христианские церкви обучают не только жрецов, но ещё и Богословов (теолог-толкователь религиозных текстов) и многим другим профессиям. Помимо этого обучение в семинариях связано с моральным воспитанием и совершенствованием человека. Так же было и у Египтян. В мистериях Исиды обучали различным наукам и направлениям, а не только одному жреческому делу. Выпускник Египетских мистерий Исиды считался очень благородным человеком и ценился во всех странах мира, какой бы деятельностью он не занимался.
В обязательном порядке в мистериях Исиды обучали знаниям о загробной жизни. Если выразиться сегодняшним языком, то ученикам рассказывали об Астральном мире, об астральном теле человека и его особенностях. Ученикам рассказывали, что астральное тело (отделённое от физического) может безвредно пребывать в водах океанов, летать внутри земной коры и скалах, не может быть повреждено огнём, раздавлено деревом или камнем и многое другое.
Египтяне в своих папирусах каталогизировали сотни тысяч видов существ Астрального мира. Они объединили их в группы и подгруппы, что сделало более удобным понимание, какой метод и способ защиты (противодействия) нужно использовать, если то или иное существо станет враждебным.Так же у Египтян была книга написанная цветами, которая являлась словарём по переводу человеческой словесной речи на Ангельский язык использующий цвета вместо слов.
В очень старые времена, когда экстрасенсов среди учителей закрытых школ Исиды было очень много, преподаватели показывали картинки об Астральном мире, внедряя их прямо в умы учеников. Другие же поступали иначе: они создавали мыслеформу существа или предмета из Астрального мира и материализовывали её в Физическом мире, чтобы она стала видна всем ученикам.
Когда экстрасенсов среди преподавателей становилось меньше, тогда стали создаваться сложные и громоздкие механические машины (как современный парк динозавров), чтобы наглядно показать особенности Астрального мира и жизни в нём. Там же, где финансы этого не позволяли, использовали театрализованные постановки, где одни играли существ Астрального мира, а другие людей из Физического мира. На самый крайний случай Астральный мир демонстрировался студентам в виде нарисованных художником картин. Именно два последних метода Масонство обычно используют сегодня в своих ложах. Таким образом, к концу обучения выпускник мистерий Исиды имел довольно хорошее представление об Астральном мире и его особенностях.
Но это ещё не все тайны мистерий Исиды. Учителя-экстрасенсы наблюдали за своими студентами, выбирая из них лучших из лучших, но в первую очередь имеющих склонность к экстрасенсорике. Они подвергали учеников экзамену, согласно которому они должны были прочесть надпись на обратной стороне медного щита. Тем кому это удавалось, предлагалось особо тайное обучение в этом же учреждении, о котором другие ученики не догадывались и даже не подозревали.
Согласившихся подвергали самым жёстким испытаниям, часто граничащих со смертельной опасностью, а тех кто был смел (отважен) и выдержал, допускали в святая святых мистерий Исиды. Ученик давал ещё один обет хранить полученные знания в глубокой тайне, но в этот раз ему грозила гибель в случае ослушания. Первый же обет – хранить в тайне полученные ззнания ученик давал ещё при поступлении в мистерии Исиды.
Тайную группу учеников школ Исиды обучали контролю над своим астральным телом, профессионально развивали способность астрального зрения, обучали взаимодействию и сотрудничеству с существами, обитающими в Астральном мире (людьми, Ангелами, духами природы). Самое главное: таким ученикам сообщали часть «особо тайного слова», которым является имя Бога, позволяющая ученикам повелевать любым существом из Астрального мира. Даже сегодня нет ничего похожего, что по уровню могущества могло сравниться с тайным словом древних мистерий (включая гипноз). Вот почему кандидатов так тщательно выбирали и подвергали самым жёстким испытаниям перед тем как доверить данное слово.
В конечном итоге после 7-ми лет обучения мистерии Исиды выпускали два типа посвящённых. Первые хорошо знали об Астральном мире, но лишь теоретически, вторые становились особо профессиональными экстрасенсами, практически знающими Астральный мир и способными совершать в нём действия, даже в состоянии бодрствования. А знание ими тайного слова, предназначенного для Астрального мира, делало их крайне защищёнными и очень могущественными.
Выпускники первой группы занимались обычными профессиями и были вполне свободны. Выпускники второй группы (тайной) вовсе не были представлены сами себе: они обычно становились преподавателями в этих же мистериях, либо жрецами в храмах, либо выполняли другую полезную работу для Египта, которую им поручали руководители Египетские мистерий.
Описанная выше стадия Египетских мистерий Исиды соответствует этапу принятого ученика в Масонстве (Entered Apprentise или 1). Возможно у многих читателей возникнет логичный вопрос: есть ли сегодня в Масонстве такое же тайное и профессиональное обучение экстрасенсорике, как у древних Египтян (внутренняя группа).
К 18-му веку древние техники развития и знания были полностью утрачены Масонами. Помимо этого, во время Вавилонского плена Семиты утратили тайное слово могущества, которое они узнали в Египетских мистериях и хранили тысячелетиями.
Продолжим наше исследование дальше. Обе группы выпускников мистерий Исиды могли при желании продолжить своё образование дальше. Следующей ступенью в Египте были «Мистерии Сераписа – Mysteries of Serapis». И само собой разумеется таких учреждений было намного меньше, чем мистерий Исиды.
На следующую ступень можно было поступить только после окончания мистерий Исиды, ну или по какому-либо особому распоряжению властей. Обучение на этой стадии длилось столько же, сколько и на предыдущей – примерно 7 лет. Если ранее упор делался на развитие и совершенствование эмоциональной природы человека (астрального тела), то в мистериях Сераписа целью было совершенствование умственной или интеллектуальной природы человека (ментальное тело).
Помимо изучения обычных наук, в обязательном порядке всем ученикам рассказывалось о следующей ступени загробной жизни – Дэвачан (Нижняя часть Ментального мира), называемая в Христианстве «Рай». Им объясняли особенности этого мира, в том числе существование громадного количества мыслецентров по различным предметам и темам мышления. Так же они изучали виды и типы существ, обитающих там, включая ментальных элементалов и многое другое.
Как и ранее, преподаватели мистерий Сераписа наблюдали за учениками, отбирали лучших из них и предлагали им пройти особый и тайный курс обучения – помимо того, что был доступен остальным ученикам. Если кандидат успешно проходил испытания, давал необходимую присягу, то ему помогали профессионально развивать своё ментальное тело и учили взаимодействовать с людьми и Ангелами, обитающими в Дэвачане. Здесь ученики на практике узнавали, почему для тех или иных идей используются конкретные символы в виде геометрических фигур, например Бог обозначается кругом, а человек пятиконечной звездной.
Как и прежде ученику сообщали вторую часть тайного слова могущества, которая была предназначена специально для этого мира. Перед тайной группой учеников в мистериях Сераписа открывались невиданные ранее возможности: достоверно и лично исследовать не только историю Египта, но и всего человечества.
Когда обучение завершалось, обычная группа учеников довольно неплохо, но все же теоретически знала об особенностях Дэвачана (Рая Христиан), а вот тайная группа учеников, становилась ещё более профессиональными экстрасенсами, способными видеть Дэвачан в состоянии бодрствования. Применительно к исследуемому нами Масонству, выпускники мистерий Сераписа теоретически соответствуют второй Масонской степени «2 или Подмастерье (Fellow Craft).
Желающих продолжить своё обучение дальше, ждала последняя ступень, имеющая характер массового обучения. Она называлась «мистерии Осириса – Mysteries of Osiris» и самом собой разумеется их количество было ещё меньшим, чем школ Сераписа. Обучение здесь вероятнее всего, как и ранее, продолжалось около 7-ми лет, а в общей сложности, с учётом предшествующих ступеней, составляло примерно 21 год.
Так как Ментальный мир является двухэтажным, и его нижняя часть была предметом обучения в мистериях Сераписа, то здесь ученики соответственно узнавали о его верхней части, называемой в Теософии – «Каузальный мир». Именно здесь обитает душа человека согласно Христианской терминологии, именно отсюда она начинает свой длинный реинкарнационный путь согласно Теософии. Этот мир является бесформенным (Арупа мир), т.е. все существа в нём выглядят как шары различного размера, различной силы излучаемого света и цветовой палитры.
Помимо изучения особенностей Каузального мира, студентам преподавалась история жизни Осириса, его гибели, пребывания в подземном мире, а так же его воскрешении. Формально эта история была в общих чертах известна каждому Египтянину, как сегодня Христианину в общих чертах известна история жизни, смерти и воскрешения Иисуса Христа.
Очень кратко суть её состояла в том, что Осирис был убит его братом Сетом, который расчленил труп на 14 частей объединив их в две группы по 7 кусков. После гибели Осирис оказался в загробном мире (подземный мир Египта), где производил суд над мёртвыми, взвешивая сердца людей против пёрышка. Хорошие люди допускались в Дэвачан (Рай), а плохие люди оставались в загробном мире (Астральный мир) до полного своего уничтожения и разложения (их якобы поедал Аметит). В это время вдова Осириса по имени Исида разыскала все части своего мужа, соединила их в единое целое, что привело к воскрешению Осириса из «мертвых», как в Христианстве Иисус Христос воскрес на пасху.
Как и ранее, в мистериях Осириса из числа учеников преподаватели отбирали лучших, которым после успешно пройденных суровых испытаний снова предлагалось тайное обучение. Теперь профессиональному развитию подлежало уже каузальное тело ученика, которому сообщали ещё одну часть тайного слова могущества, специально предназначенного для Каузального мира.
Одна группа выпускников этих мистерий имела неплохое, но всё же теоретическое представление об Дэвачане, а вторая часть учеников (тайная группа) была способна видеть Каузальный мир в состоянии бодрствования и иметь возможность просмотреть все предшествующие реинкарнации того или иного человека. Применительно к Масонству, выпускники мистерий Осириса теоретически считаются равнозначными званию Мастера Масона (3 или Master Mason).
В древнем Египте не было более высокого обучения, носящего массовый характер, как в университете. Дальнейшее совершенствование осуществлялось выпускниками мистерий в добровольном и самостоятельном порядке. Например, став жрецом в Главных (Великих) ложах или преподавателями в тех же мистериях, в которых они сами обучались.
Хотя не исключались и случаи, когда кто-либо из высокопоставленных членов Великих лож индивидуально избирал себе ученика среди выпускников Осириса и осуществлял его индивидуальное обучение. Пределом в Египте была должность Фараона, который по меркам современного Масонства обладает званием 33. По утверждениям Ледбитера, примерно 6000 лет назад, только два Египтянина на всю страну обладали подобным высочайшим званием помимо самого Фараона.
Вот мы и выяснили причину, почему в современном Масонстве первые три звания (1–3) являются особенными, а остальные (с 4 по 33) стоят отдельно, как дополнительное и самостоятельное развитие. Здесь читателю нужно быть осторожным в своей логике, ведь у человека остаётся только два тела выше каузального для дальнейшего развития – это будхическое и атмическое тела. Тогда, согласно логике, в Масонстве должно быть лишь две вышестоящие степени (4 и 5), а не минимум тридцать штук (с 4 по 33) как оно есть на самом деле. Как же это понимать?
Если сильно упростить, то звание 18 в Масонстве теоретически присуждается либо специалисту по Будхическому миру, либо человеку с развитым будхическим телом, способным видеть Будхический мир в состоянии бодрствования. Так же человек этого звания опять же теоретически должен обладать тайным словом могущества для Будхического мира. Все ступени и звания, начиная с 4 и по 17 включительно – это лишь промежуточные подступени одного большого этапа. Какой-либо фундаментальной разницы в них нет. Это же касается Масонских званий с 19 по 29 включительно, ведь звание 30 теоретически означает специалиста в области Атмического мира или человека с развитым нижнем атмическим телом.
Полагаем, что для читателя, знакомящегося с Масонством лишь в общих чертах, этого будет вполне достаточно.
|