Фанатизм» переводится с латыни как «исступление». У людей, страдающих этой патологией, атрофировано сомнение – они слепо верят в идею или человека, которые их взволновали и впечатлили, обожествляют свой идеал. Фанатики отличаются от обычных людей готовностью жертвовать своей и чужой жизнью, отрицанием критики, социальных норм и здравого смысла. Такие люди не осознают разрушительных последствий своего поведения. Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы.
Фанатизм к человеку
Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность. Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов. Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.
Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.
Спортивный фанатизм
Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:
1. Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
2. Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
3. Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.
Религиозный фанатизм
Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.
Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:
1. У них есть лидер, называющей себя мессией.
2. В них правит тоталитарная система и философия.
3. Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
4. Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.
Как становятся фанатиками?
Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.
1. Зависть к чужим успехам.
2. Заниженная самооценка.
3. Известная личность, которая добилась всего и блистает.
Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.
Как избавиться от фанатизма?
Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:
1. Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
2. Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
3. Будет переключаться на другие события.
4. Повысить самооценку.
5. Обратится за помощью к психологу.
Фильмы про фанатиков
Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.
1. «Фанат» с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната.
2. «Мастер» рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы.
3. «Сдохни, Джон Такер!» Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.
«Маша, я больше жить не хочу, завтра выпрыгну из окна! Мой любимый актёр ответил на моё письмо, сказав, что мы с ним можем только переписываться, но никогда не будем встречаться, потому что это несерьёзно и у него есть девушка!», – говорит одна подружка-подросток другой. «Ради нашего гуру я на всё пойду, самого себя в жертву принесу, ничего не пожалею, а если кто слово против него скажет – жестоко покараю!», – кричит, колотя себя в грудь, на собрании секты один из её последователей, а остальные сектанты вторят ему, как загипнотизированные. «Наша семья должна питаться только овощами и хлебом, никаких животных продуктов, ибо мясо, яйца и молоко – яд, не приносящий организму ничего, кроме вреда. Если кто из вас осмелится меня ослушаться, тот мне больше не семья! Из дома выгоню!», – возмущённо говорит женщина своим домочадцам.
Какие разные эти три примера, и, казалось бы, между ними ничего общего. Но ведь и сектант, и девочка- подросток, и женщина одержимы одной идеей, всецело служат ей и не признают отступлений. Так, девочка одержима идеей быть рядом с любимым актёром, лидер секты и её члены – идеей «служения» Богу, а женщина – идеей «здорового» питания. Всё это – проявления фанатизма. В первом случае можно говорить об идейном фанатизме, или фанатизме искусства. К этому виду относится и футбольный фанатизм, и фанатизм от артистов эстрады и кино. Во втором случае мы видим проявления религиозного фанатизма, ну, а в третьем – фанатизма здоровья. Хотя, в принципе, третий пример тоже можно отнести к идейному фанатизму, ибо женщина поклоняется идее вегетарианства.
Что же такое фанатизм? Это неотступное следование какой-либо идее, безрассудное, страстное поклонение чему-либо (кому-либо), обожествление, идеализация объекта поклонения, слепая вера во что-либо, в кого-либо. В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма: религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств. Причём здесь международная классификация болезней?
Дело в том, что, например, в США фанатизм считается отклонением от нормы, психическим расстройством, которое нужно лечить психологическими методами. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты, психически больные люди, не входящие в какие-либо группы), спортивный (чаще всего футбольный – болельщики) и фанатизм искусства (когда объектами поклонения являются артисты, актёры и иные служители искусства).
Вот признаки, характерные для людей, страдающих последними двумя формами фанатизма.
1. Фанатик слишком остро переживает всё, что происходит в жизни объекта его поклонения (впадает в депрессию после проигранного им матча, девушка теряет покой, если любимый артист женился и т.д.). Крайняя форма – самоубийство, особенно если объект поклонения погибает или уходит со сцены.
2. Большая часть финансовых затрат уходит на преследование объекта поклонения: фанатик ездит за ним на выступления, всюду сопровождает, скупает всю атрибутику: диски, кассеты, плакаты, одежду, символику, участвует в аукционах, чтобы купить как можно больше вещей, принадлежавших объекту поклонения.
3. Объект поклонения становится для фанатика «идеей фикс». Человек не может ни на чём другом сосредоточиться, ни о чём ином, кроме него, думать, говорить, забрасывает письмами, надоедает звонками, ждёт у подъезда, в гримёрках и т.д.
4. Круг интересов заметно сужается: учёба, общение, иные увлечения, ранее доставлявшие радость, отходят на второй план или вовсе исчезают. Этот признак чаще всего проявляется у подростков.
5. Если кто-либо плохо отзовётся об объекте поклонения, сделает едкое замечание в его адрес, фанатик либо перестаёт общаться с этим человеком, либо реагирует агрессивно (драки болельщиков разных футбольных команд).
6. Объект поклонения возводится фанатиком чуть ли не в ранг святых, обожествляется, идеализируется им. Негативная информация о поведении, поступках «объекта» отвергается фанатичным человеком. Такой человек считает, что его любимый актёр просто не способен скандалить, грубить, злоупотреблять спиртными напитками и т.д.
Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм – явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности. Со временем оно бесследно исчезает, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходит в устойчивую не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий, то есть человеку всю жизнь может очень нравиться музыка, от исполнителя которой он раньше «фанател».
Услышав словосочетание «религиозный фанатик», в свете недавних событий мы, скорее всего, представим себе террориста-смертника, опоясанного взрывчаткой. Или в лучшем случае сектанта, продающего квартиру, чтобы пожертвовать вырученные деньги своему гуру. А что можно сказать о тех, кого религиозные чувства приводят в ряды доноров или волонтеров?
Критерии религиозного фанатизма определить очень трудно. С точки зрения человека маловерующего или равнодушного к религии, фанатиком будет считаться уже тот, кто ежедневно молится, посещает храм раз в неделю и соблюдает посты. А тем, кто выполняет минимальные требования своей религии, могут показаться фанатиками более ревностные верующие, ведущие более аскетичный образ жизни. Где же мерило?
Есть такой плакат, популярный среди верующих разных конфессий: «Без любви все ничто». Он наглядно показывает, как лишенные любви добродетели превращаются в противоположные им пороки: справедливость превращается в жестокость, ум – в хитрость и так далее. «Вера без любви делает человека фанатиком», – гласит один из пунктов плаката.
Фанатик теряет способность видеть в другом человеке личность и признавать за ним право на свободу выбора. Люди в его шкале ценностей занимают последнее место после соблюдения традиции, политических интересов и его собственной значимости. Людьми легко можно пожертвовать, особенно если они «неверные», а цель – «праведная».
Никому не хотелось бы видеть в своем окружении таких верующих, какими их представляют в фильмах о Средневековье секулярные актеры: с нездорово горящими глазами, исступленных, экзальтированных. Нет более отталкивающих проявлений религиозности, чем фарисейство в сочетании с ханжеством и внутренней злобой. Именно таких персонажей изображают на популярных в Сети карикатурах: «полицию нравов» в черных платках и узколобых мракобесов, дышащих нетерпимостью.
С точки зрения православной аскетики изображенные на карикатурах и столь неприятные всякому нормальному человеку состояния называются «бесовской прелестью» и оцениваются как крайне опасные. Люди, которые путем экзальтации вообразили себя пророками и праведниками, на самом деле просто давно не заглядывали в свое сердце и разучились видеть, что оно полно злобы, а душа близка к погибели. Это инвалиды духовной брани, а не ее чемпионы.
Другая отличительная черта фанатиков – их сосредоточенность на земном, в то время как сердца людей, любящих Бога, устремляются к Небу. Они очень любят создавать собственные политические доктрины: вот посадим на престол царя-батюшку, или, как вариант, установим всемирное исламистское государство, или сделаем президентом еще какого-нибудь пророка, и будет всем счастье. Сразу начнут поля колоситься, стада умножаться, корабли бороздить просторы Вселенной, а женщины одеваться скромно, сидеть дома и рожать по пятнадцать детей. Конечно, некоторое количество врагов – ну, какую-то пару миллиардов – придется уничтожить, но ведь это во имя всеобщего блага и процветания.
В то же время всю христианскую политическую доктрину можно выразить в словах, произнесенных Иисусом Христом на суде перед Понтием Пилатом: «Царство Мое не от мира сего». «…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной», – писал апостол Павел в послании к Ефесянам. Для человека истинно верующего борьба с его личными страстями – гневом, сребролюбием, завистью, блудом и так далее – всегда будет важнее борьбы на политических выборах или на поле брани с оружием в руках, потому что именно от чистоты его сердца, а не от прихода его единомышленников к власти зависит его судьба в вечности.
Можно ли назвать опасными фанатиками тех, кто отдал жизнь за веру, христианских мучеников с первых веков и по сей день? Для человека во все времена считалось высшей доблестью отдать свою жизнь за то, что для него дороже всего, – родину, свой народ, правду. Обратите внимание – отдать свою, а не прихватить еще десяток-другой чужих. Мученики умирали не за «свои убеждения», не за «мир во всем мире», а за того, кто для них дороже всего мира, – за Христа.
У большинства людей, выросших в православной культуре, есть любимые святые, чьи иконы помещают дома в красном углу и в чью честь называют детей, предрекая им добрую судьбу. Жития святых могут быть очень разными, но есть у них одна общая черта – это ревность по Боге. Святые совершали много странных, с точки зрения обывателя, поступков, можно даже сказать, что вся жизнь Божиих угодников превращалась в один сплошной странный поступок. В святцах не найдется ни одного имени человека, которого нельзя было бы называть «слишком верующим» или «излишне ревностным».
Святитель Николай Чудотворец раздал нищим все имущество, унаследованное им от родителей. Святая равноапостольная Нина в одиночку отправилась в незнакомую страну, не владея языком ее жителей, но надеясь обратить их в христианство. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова отказалась от жизни при дворе, пожертвовала личные драгоценности на строительство обители милосердия и одна, без охраны, ходила спасать детей на страшную Хитровку. Блаженная Ксения Петербургская… да всем известно.
Быть может, горячая вера – это то, что двигало людьми лишь в давние времена? Ничего подобного: в наши дни масса добрых дел совершается только потому, что в волонтерах действует религиозное чувство. У многих людей ревность по Боге находит выражение не только в продолжительности молитв и строгости постов, хотя и это важно, но в желании накормить бомжа и перевязать его раны, посетить сироту или одинокого старика, пожертвовать деньги тяжелобольному на операцию или сдать для него кровь. Число добровольцев было бы значительно меньшим, если бы они не видели образ Божий в тех, кому помогают.
Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним (3Цар.18:26,28).
Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком.
Другой человек начал, наконец, соблюдать посты. Самое умеренное желание его принять на себя даже скромные подвиги не ускользнуло от поразительной зоркости неверующих родственников. Вновь произносится это слово «фанатизм», которому атеисты приписывают какую-то особую полемическую силу.
Как ни странно, сама распространенность слов «фанатизм» и «фанатик» в современной культуре и то, что они имеют отрицательный, практически ругательный смысл, являются во многом следствием нашего расхоложенного секулярного времени. Для многих наших современников, равнодушных к религии всего лишь, например, регулярное посещение храма или принципиальное и категоричное неприятие абортов уже могут выглядеть как нездоровые признаки так называемого религиозного фанатизма. То есть, для такого взгляда «верующий» и «фанатик» – это просто одно и то же.
Часто также термин «фанатизм» использовали и используют атеисты для своей пропаганды. Для них тоже любое ответственное проявление религиозности – уже нестерпимый фанатизм. Может быть, именно поэтому русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев 130 лет назад, наблюдая все больший отход от веры среди своих современников, написал в статье «Православие и католицизм в Польше»: «Если верующий человек не фанатик своей веры, то это только личная слабость его, и больше ничего». Однако, с другой стороны, если под фанатизмом понимать, как это часто и делают, веру без любви и рассуждения и «ревность не по разуму» (Рим. 10:2), то, действительно, в таком фанатизме ничего хорошего нет.
Мы видим, что термин «фанатизм» обладает каким-то смутным и неопределенным значением. Если под ним понимать глубокую, сильную и искреннюю приверженность своей вере, то, скажите на милость, что же в нем плохого? Но фанатиками сегодня часто называют бородачей с автоматами из ИГИЛ, которые режут головы неверным, а их пример вряд ли кто сочтет проявлением правильной религиозности.
Некоторой неопределенности с тем, кого и за что называть фанатиком, соответствует то, что в корне латинского fanaticus («исступленный», «неистовый») находится слово fanum, которое означало просто освященное место, святыню, храм. То есть, дословно «фанатический» с какой-то точки зрения можно переводить и как «священный», «храмовый».
Поэтому вполне оправданно задать вопрос: «Какой фанатизм нам нужен?» Интересно, что дальше в процитированной нами статье сразу после слов об отсутствии фанатизма как только слабости верующего человека Константин Леонтьев продолжает, как раз конкретизируя, «какой фанатизм нам нужен»: «Не нужен, может быть, фанатизм насилия; но фанатизм отпора, фанатизм самоотвержения прекрасны… Необходим, вероятно (увы!), в жизни людской и фанатизм терпеливой ловкости».
То есть, Леонтьев отрицает фанатизм насилия, но положительно оценивает фанатизм самопожертвования. С этой точки зрения ревность по Богу, которая ох как не лишняя особенно в нашем сегодняшнем мире (не холодном и не горячем, а теплом) и которая все реже и реже в нем встречается, должна быть проникнута любовью и состраданием к падшим людям.
Конечно, нужно отстаивать свою веру и открыто обличать богохульства, когда они случаются, «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Но борьба за веру не должна ассоциироваться с лицами, искаженными гневом и пылающими натуральной злостью.
Вообще, если брать лишь это значение латинского слова fanaticus, – исступленный, возбужденный, неистовый, – то, конечно, православный христианин вопреки Леонтьеву не должен и не может быть фанатиком (правда, мы думаем, что положительная оценка Леонтьевым фанатизма была обусловлена тем историческим контекстом). Ведь Православие – религия духовной трезвости, которая не призывает как к возвышенным духовным и эмоциональным состояниям, так и непримиримой борьбе с мирскими несовершенствами, после которой от этого мира может не остаться камня на камне. К подобным проявлениям веры, напротив, ведут гордость, тщеславие и самомнение.
Православие зовет трезво взглянуть внутрь самого себя, в свое сердце, что на самом деле сложнее всего. Куда проще бороться с мирским злом, чем со злом в собственной душе. Последнее гораздо труднее заметить и победить. Поэтому, немного играя словами, скажем так. Если нам и нужен фанатизм, то, прежде всего, фанатизм духовной трезвости, любви и покаяния. В данном случае слово «фанатизм» означает глубокую привязанность к этим главным христианским ценностям и решимость им следовать. А борьба за веру, ревность за нее – вещь, конечно, тоже нужная и для христиан даже просто необходимая. Просто она должна вестись по разуму и не пробуждать в мире, у мирских людей лишь ответную ненависть и злость. Это еще прочнее отвратит их от веры, чем даже открытое богохульство.
Фанатизм – это слепое, безоговорочное следование каким-либо убеждениям, вне зависимости от того, правильные они или нет. Так же в фанатизме присутствует слепая приверженность какой-либо идее, и отрицание любого инакомыслия. Если приверженность человека подкрепляется невежеством, то неизбежно ведет к фанатизму. Если же приверженность этой идее подкрепляется знанием, то это наоборот ведет к толерантности.
Цитаты
Фанатик – это глухой как пень оратор.
Халиль Джебран Джебран
Фанатизм – это когда удваивают усилия, потеряв из виду цель.
Джордж Сантаяна
Фанатик – это любой, кто против нас.
Уилл Роджерс
Японцев, которые не желают сдаваться, мы называем фанатиками. Американцев, которые поступают так же, мы называем героями.
Роберт Мейнард Хатчинз
Говоря языком психологии, фанатик – это человек, который избавляется от тайных сомнений путем сверхкомпенсации.
Олдос Хаксли
Преступные режимы создаются не преступниками, а фанатиками, открывшими единственно верный путь в рай.
Милан Кундера
Человек творит зло с особенным размахом и удовольствием, когда уверен, что поступает согласно велению совести.
Блез Паскаль
Во всех партиях, сообществах, сектах самые невежественные в то же время – самые фанатичные.
Александр Поп
Серость не может воспламениться, но может раскалиться до фанатизма.
Мария Эбнер-Эшенбах
Истинный мученик ждет смерти; фанатик бежит ей навстречу.
Лени Дидро
Крестовые походы начинаются с погромов.
Аркадий Давидович
Не будем жандармами Господа Бога!
Мариан Здзеховский
Мракобесы в борьбе с бесами.
Аркадий Давидович
Тот, кто хочет не допустить служение мессы, более фанатичен, чем тот, кто служит ее.
Максимилиан Робеспьер
Фанатики довели человечестве до сомнений людей в вере.
Евгений Евтушенко
Несгибаемость – это достоинство, переходящее с годами в диагноз.
Юрий Базылев
История фанатизма написана слезами и кровью.
Пьер Буаст
Только фанатизм способен так ослепить человека, что он готов любоваться собою за совершенное им зло.
Поль Гольбах
Слепой фанатизм глупого человека может наделать зла более, чем усилия двадцати объединившихся вместе мошенников.
Герман Гримм
Человек может быть лучше своей репутации, но никогда не станет лучше своих принципов.
Николя де Латена
Основная проблема мира в том, что дураки и фанатики всегда самоуверенны, а мудрецы полны сомнений.
Бертран Руссель
Коммунизм фанатично враждебен всякой религии не как социальная система, а как религия.
Николай Бердяев
Наихудшее правительство – наиболее нравственное. Правительство, состоящее из циников, часто терпимо и гуманно. Но если у власти фанатики, притеснениям нет предела.
Генри Менкен
Фанатики превращают будущее в сорняк, который заглушает настоящее.
Витаутас Каралюс
Революцию производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоотречения. Они быстро опрокидывают старый порядок, а потом веками поклоняются духу ограниченности, приведший к перевороту, как святыне.
Борис Пастернак
Человек, сочетающий чувство долга с нетерпимостью, может выродиться в беспощадного дьявола в человеческом облике.
Карл Леонгард
Чем тверже убеждения, тем больше разбитых голов.
Борис Крутиер
Остерегайтесь людей, поклоняющихся только одной книге.
Фома Аквинский
Реформаторский фанатизм вреднее старых злоупотреблений.
Иван Федорович
Излишек благоразумия гибелен. Надо немного фанатизма, чтобы добиться славы в литературе и в государственных делах.
Клод Гельвеций
Слабость свободомыслящих состоит в том, что они свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким сражениям.
Рюноскэ Акутагава
Фанатик: любой человек, который с жаром говорит о вещах, нам безразличных.
Лоуренс Питер
Фанатик – это человек, который не может изменить взгляды и не может переменить тему.
Приписывается Уинстону Черчиллю
Фанатик: человек, который делает то, что, по его мнению, делал бы Господь Бог, если бы знал все обстоятельства дела.
Финли Питер Данн
Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают.
Мариан Добросельский
Меня сожгут, но это лишь эпизод. Мы продолжим нашу дискуссию в вечности.
Мигель Сервет, ученый, казненный по обвинению в ереси
Фанатизм во имя порядка готов внести анархию.
Василий Ключевский
Фанатики – это люди, которые интенсивнее умирают, чем живут.
Жарко Петан
Без фанатизма ничего не добьешься.
Эва Перон
Самое непростительное в фанатике – это его искренность.
Оскар Уайльд
Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы.
Фридрих Ницше
Как много разбойников надеялись стать спасителями!
Здислав Калэндкевич
|