
Вы когда-нибудь представляли, что может получиться, если соединить кубик Рубика, фильм "Пила" с его разнообразными ловушками и клетку для крыс? Получится фильм "Куб" 1997 года, который стал каноничным для своего времени , а в дальнейшем приобрел статус культового.
Семь актёров, одна декорация и 270 тысяч американских долларов… Вот и всё, что понадобилось канадскому режиссёру Винченцо Натали, чтобы снять фантастический триллер «Куб», давно уже ставший классикой.
Более того. История о том, как люди пытаются найти выход из таинственной хитроумной темницы, напичканной опасными ловушками, стимулировала расцвет целого киножанра, который можно приблизительно окрестить как «эксперимент на выживание/выбывание, который обычно проводится над группой людей в ограниченном пространстве и требует решения головоломок и постоянного морального выбора».
Попробуем же разобраться в том, как снимался «Куб» и почему он стал воистину культовым фильмом. Начнём с того, что создание этого фильма заняло у режиссёра без малого семь лет. Сам замысел появился у Винченцо Натали ещё в 1990 году, когда он работал ассистентом художника раскадровки в канадской анимационной студии. Однако первый сценарий, который режиссёр создавал в паре со своим другом Андре Бижеликом, был закончен лишь спустя четыре года, после чего несколько раз кардинально переписывался.
Разработка сюжета заняла около пяти лет. И в этом был положительный момент – за это время была сделана очень подробная и продуманная раскадровка, позволившая изрядно сократить время съёмок. Оставалось только найти спонсоров…
Чтобы дать спонсорам хотя бы приблизительное представление о духе будущего фильма, Винченцо снял в 1996 году короткометражку «Elevated» – параноидальный ужастик о людях, которые прячутся в лифте от неизвестных монстров за его пределами. А заодно набил руку на том, как снимать в ограниченном пространстве.
Интересно, что в «Elevated» мы можем увидеть актёра Дэвида Хьюлетта, который сыграет в «Кубе» роль Уорта. Как вы уже догадываетесь, среди актёров «Куба» не было «звёздных» имён, но это никак не сказалось на качестве игры. Скорее всего, многие узнают только актёра Джулиана Ричингса, известного своей колоритной худощавостью. Вот только его герой проживёт на экране очень недолго…
В итоге деньги Винченцо Натали нашёл, но очень скромные – 300 тысяч канадских долларов. И ему снова пришлось выкручиваться. Съёмки «Куба» оказались для съёмочной группы и актёров настоящим испытанием. Сам режиссёр вспоминал, что это был одновременно и лучший, и худший опыт в его жизни («21 день в комнате 14 на 14 футов с тридцатью членами съёмочной группы и шестью актёрами»).
Начнём с того, что денег на конструкцию хотя бы двух смежных кубических комнат не хватило (в идеале комнат должно быть минимум семь – центральная и те, куда выводят шесть люков-дверей). Поэтому собирался лишь один полноценный куб плюс одна стена соседнего, которую можно было видеть сквозь дверь. Из шести дверей по-настоящему рабочей и способной выдержать вес актёра была только одна. Ну, а ручки дверей и вовсе представляли собой плашки для создания наружной резьбы, которые купили в обычном магазине инструментов.
Также катастрофически не хватало времени на то, чтобы для каждой последующей сцены собирать комнату из панелей другого цвета. В результате фильм снимали не в хронологическом, а «цветовом» порядке. Говорят, сначала собрали красную комнату (в ней происходили самые напряжённые сцены), а потом уже все остальные. Снимать подобным образом да ещё и в однообразных локациях оказалось хоть и экономно, но психологически тяжело – в первую очередь, для актёров.
Съёмки «Куба» проходили на одном из складов Торонто. Звукоизоляции в нём практически не было, поэтому, когда мимо склада проходили поезда, декорации регулярно трясло. Но Винченцо не только не пал духом, но и использовал этот эффект шума и тряски в финале. Кроме того, панели кубической комнаты были сделаны из дерева с плексигласом и при ходьбе по ним страшно скрипели. Поэтому в тех кадрах, где камера не снимала пол, актёры ходили по листам фанеры, покрытой звукопоглощающими одеялами. То же касалось и освещения: света, излучаемого самими панелями, было мало, поэтому пришлось задействовать дополнительные лампы, следя за тем, чтобы они не попали в кадр.
Впрочем, были и положительные моменты. Например, все компьютерные эффекты для фильма сделала компания «CORE Digital Pictures», причём совершенно бесплатно, как акт доброй воли и поддержки киноиндустрии Торонто. Позже Винченцо говорил, что будь тогда цифровые спецэффекты столь развитыми и доступными, как сегодня, то фильм можно было сделать ещё дешевле и разнообразнее. Но тогда съёмки для начинающего режиссёра оказались такими трудными и изматывающими, что по их окончании он был твёрдо уверен в том, что фильм провалится.
Коммерческий успех фильма действительно превзошёл самые смелые фантазии. «Куб» собрал по миру 8 миллионов 981 тысячу 663 доллара. Кроме того, в 1997 году «Куб» получил на Международном фестивале в Торонто титул «Лучшего канадского фильма», а позже – приз «Серебряного Ворона» на Брюссельском международном фестивале фантастических фильмов. Винченцо Натали в мгновение ока стал знаменит и продолжил снимать другие причудливые фильмы разной степени качества и дороговизны, многие из которых тоже касались темы изоляции («Пустота», «Лимб», «В высокой траве»).
Среди этих фильмов попадались как интересные (вроде «Лимба» и «Кипера»), так и неудачные. Но превзойти успех своего дебюта Винченцо так и не смог – каждую его новую работу до сих пор предваряют ремаркой: «От режиссёра „Куба“».
Тема изоляции и психологии людей в замкнутом пространстве, когда им грозит опасность, встречается в литературе уже давно – взять хотя бы «Десять негритят» и «Мышеловку» Агаты Кристи. Почему бы тогда не предположить и то, что квест по загадочному месту с ловушками Винченцо заимствовал из «Пикника на обочине» Стругацких (уж «Сталкера» Тарковского он вполне мог видеть)?
Главная же фишка – Куб, представляющий собой одновременно тюрьму и механизм, состоящий из кубических комнат-камер – по-видимому, не имеет прямых аналогов и является заслугой самого канадского режиссёра. Другое дело – «Голодные игры», где идея подчистую слизана у японской «Королевской битвы» (2000).
Что касается самого Натали, то в интервью, которое можно найти на дополнительных материалах к DVD «Куб», он упоминал другие источники вдохновения. Среди них – причудливые картины Маурица Корелиса Эшера, фильмы Стэнли Кубрика, построенные на симметричной геометрической композиции («Всё идентично и отражается»), а также жутковато-фантасмагорическое творчество своего земляка – именитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга («Судороги», «Видеодром», «Муха»).
Главными достоинствами фильма, безусловно, являются сама идея Куба и клаустрофобическая гнетущая атмосфера, ибо пленники не имеют ни малейшего представления о том, как они в Куб попали и есть ли из него выход. К счастью, режиссёр не стал превращать фантастический фильм в занудную экзистенциальную драму. Его герои не сидят на месте, непрерывно изливая друг другу душу, а напряжённо ищут путь из ужасной ловушки. Недаром слоган фильма звучал как: «Не ищи причину. Ищи выход». «Куб – это мы».
Персонажей в фильме всего семь, причём первый – Алдерсон – гибнет сразу и в одиночку. Остальные шесть встречаются и действуют сообща. Это: юная студентка Ливен, изучающая высшую математику и живущая, по её признанию, «скучной жизнью»; инженер Уорт – одинокий, разочарованный в жизни циник; врач Холлоуэй – женщина в возрасте, сторонница либеральных взглядов и конспирологических теорий; полицейский Квентин – отец троих детей, находящийся с женой в разводе; преступник Ренн по кличке Крапивник, сумевший сбежать из семи тюрем; и, наконец, Казан – умственно отсталый аутист.
Как оказалось, режиссёр не случайно наградил персонажей такими именами. Все имена являются отсылками к реальным тюрьмам и частично характеризуют образы героев. Имя Алдерсон отсылает к одноименной тюрьме в Западной Вирджинии, где основным наказанием является изоляция; Ливен и Уорт – к тюрьме в городе Ливенворт (Канзас), которая славится продуманным до мелочей набором правил; Холлоуэй – к лондонской женской тюрьме; Квентин – к тюрьме в Сан-Квентино (Калифорния), славящейся своей жестокостью; Ренн – к тюрьме в одноименном французском городе (Бретань); Казан – к плохо организованной тюрьме в Казани (хотя есть мнение, что подразумевалась Казанская психиатрическая клиника).
Культовый фильм Винченцо Натали «Куб» (1997) можно описать тремя эпитетами – атмосферный, интригующий, загадочный. Но если атмосфера и интрига многим пришлась по вкусу, то с загадками всё было не так однозначно. Тайна объекта под названием Куб, куда непонятным образом угодили семь человек, терзает зрителя вплоть до финала.
И хотя мы постепенно – вместе с героями – понимаем, как работает эта хитроумная темница с ловушками, и даже находим из неё выход, финал фильма так и не даёт ответов на главные вопросы: что же находится за пределами Куба и кто создал Куб и зачем? Парадокс, но кажется, что именно эта недосказанность и сделала фильм культовым, превратив его из фантастического триллера в своеобразную философскую притчу, открытую для интерпретаций.
Картина не может похвастаться особой оригинальностью, здесь намешаны элементы классических фильмов ужасов и психологических триллеров, нацеленных на взаимодействие между основными героями.
Многие популярные режиссеры создают большое количество разнообразных проектов, некоторые фильмы помогают сыскать славу и почет среди зрителей, а другие же служат для пробы пера и получения драгоценного опыта. К счастью, фильм "Куб" относится к первому. Довольно быстрое и бодрое начало съемок, а также энтузиазм молодого режиссера поспособствовали созданию данного шедевра всего лишь за 20 дней.
Колоссально маленького бюджета в 365 тысяч канадских долларов и простых декораций хватило для достижения необходимого и желаемого качества. Мало кто из современных режиссеров после лихого и быстрого начала своей карьеры может похвастаться стабильным успехом каждого фильма. К сожалению, канадскому режиссеру Винченцо Натали не удалось повторить ошеломляющий результат "Куба". Некоторые коллеги по цеху называют это настоящим проклятьем.
После первой успешной полнометражной картины в фильмографии Натали появилось много похожих, однако не таких ярких работ. Можно отметить следующие довольно неплохие фильмы: "Лимб", "Пустота", "Химера", а также сериал "Даркнет". Кстати, во многих из них можно увидеть фирменный подчерк автора и небольшие отсылки.
Если честно, большинство поклонников фильма "Куб" мало волнует карьера Натали, потому что режиссер смог достичь небывалого успеха всего лишь одной картиной. Достаточно взглянуть на форумы, посвященные фильму, чтобы увидеть кучу теорий и догадок, которыми обросла и продолжает обрастать картина спустя почти 20 лет. "Куб" стал неким образцом таинственной и темной фантастика, которую сейчас довольно трудно найти.
Вопреки созданной видимости, реальность, удерживающая заключенных, никем не контролируется. Она представляет из себя полностью автономное нечто. Понять смысл происходящего становится практически невозможно, так как у зла нет мотивации или пульта управления. Концепт фильма "Куб" заключается в том, что зрители должны сами додумать его смысл.
В фильме явно прослеживается метафора обычной жизни и общественно-политической системы. В обеих случаях начало и конец системы неизвестны. Каждому шагу вперед препятствует страх последствий. Стоит только нам начать движение, как вероятность неудачи вечно виснет над нашими головами. А провал в нашем воображении обычно принимает смертоносные обличия.
Куб – чистилище, люди попадают туда вскоре после смерти. Отсюда и возникает бесконечная борьба за признание таинственным существом. Света и спасения достоин только тот, кто не превозносит себя над другими, иными словами – нищий духом. Освобождение заключается в том, чтобы не копаться в причинах происходящего, а стараться спокойно его пережить. Неудачу терпят те, кто забыл о фундаментальном принципе выживания – "в группе сила".
Проблема продолжения этой истории заключается в том, что тайна, на которой держался первый фильм, была разгадана. Однако, если абстрагироваться от этого, то фильмы уже не кажутся такими плохими и смотрятся не так трудно. Когда Натали предложили стать режиссером продолжения, он был против этой идеи, так как считал финал закрытым.
Анджей Секула выступил с диаметрально противоположной позицией и стал режиссером фильма "Куб 2: Гиперкуб" (2002). Фильм страдает всеми типичными проблемами сиквела. Раскрываются загадки, которые должны оставаться под завесой тайны. Создатели третьей части и на этом не остановились и под названием "Куб Зеро" (2004), выпустили приквел этой истории. Окончательно были разжёваны все вопросы и поданы ленивому зрителю на блюдечке.
Однако, в защиту третьей части нужно отметить, что сюжет раскрывается с двух сторон: со стороны заложников ситуации и со стороны организаторов сия веселья. Но даже добавление всё более новых и заковыристых ловушек не спасает и продолжения меркнут пред оригиналом. К ним можно относиться только с любопытством.
"Куб" 1997 года вдохновил новое поколение режиссеров на создание свежих картин, основанных на этой идее. За прошедшие годы было создано несколько фильмов, смахнувших пыль с работы Винченцо Натали. К таким проектам можно отнести, например, "Идентификация", "Комната смерти" или "Экзамен". Также в этот список можно включить серию фильмов "Пила", в основу сюжета которых отчасти легла история "Куба".
Истинная сила куба как ловушки, в которой оказались герои, основана на его случайности. Пустота, которую он создает, кажется, не имеет конца – именно это и пугает. Лишь немногим удается найти в этом скрытый смысл. Это кино заставляет думать, размышлять и строить загадки спустя 20 лет. Натали точно смог предугадать желания зрителей и найти свою аудиторию,несмотря на малобюджетность, не особо известных актеров, сложный для понимания сюжет.
«Куб» – это инди-фильм в жанре научной фантастики и хоррора, созданный на небольшом бюджете и снятый режиссёром Винченцо Натали. Фильм рассказывает о группе незнакомцев, которые просыпаются в странном лабиринте, состоящем из кубических комнат, каждая из которых может содержать смертельные ловушки. Им предстоит научиться сотрудничать, чтобы выжить и, возможно, найти выход. Но смогут ли они успеть, учитывая отсутствие воды и пищи и наличие смертельных ловушек?
Фильм начинается с шокирующей сцены, в которой персонаж по имени Олдерсон просыпается и начинает исследовать структуру. Он попадает в комнату, оборудованную смертельной ловушкой – проволочной сеткой, которая разрезает его на мелкие кубики. Звук падающей плоти усиливает эффект от этого ужасающего момента, предвещающего дальнейшие кошмары.
Одним из самых интересных персонажей фильма является Квентин, разведенный полицейский с тремя детьми. В начале фильма он оказывается самым уравновешенным членом группы и берёт на себя роль лидера, помогая другим сохранять спокойствие и исследовать новые комнаты. Однако по мере развития сюжета он становится всё более неуравновешенным и контролирующим.
В то же время студентка-математик Ливен начинает понимать, что номера на стенах комнат являются ключом к разгадке. Она первоначально считает, что система нумерации указывает на наличие ловушек в комнатах. Эта теория оказывается полезной, так как их предыдущий план использовать старый ботинок для проверки ловушек терпит крах после смерти одного из них, Ренна, от кислотной ловушки.
Когда к группе присоединяется новый член – аутистический гений по имени Казан, – Квентин начинает чувствовать угрозу своему лидерству. Казан раздражает Квентина, и тот становится всё более враждебным. Единственным человеком, который проявляет сочувствие к Казану, является Холлоуэй, которая противостоит Квентину. Когда группа достигает края Куба, Квентин видит в Холлоуэй угрозу и позволяет ей упасть в пропасть.
Вскоре становится ясно, что один из циничных членов группы, Дэвид Ворт, на самом деле участвовал в создании внешней оболочки Куба до того, как оказался внутри. Это знание вызывает ещё большее недовольство у Квентина, особенно когда он узнаёт, что размеры Куба составляют 26 на 26 на 26, что в сумме даёт около 17576 комнат, многие из которых могут быть с ловушками.
Ливен не единственный математик в Кубе. В неожиданном повороте оказывается, что Казан – настоящий гений, и его математические способности превосходят способности Ливен. Он может решать сложные уравнения в уме за считанные секунды. После этого отношение к Казану меняется, и Ливен и Ворт начинают проявлять больше терпения и понимания.
Они выясняют, что комнаты в Кубе движутся по определённому циклу, и понимают, что существует «комната-мост», которая соединяет внутренние комнаты с внешней оболочкой, позволяя выбраться наружу. Эту теорию подтверждает комната с номером 27, который не должен существовать, учитывая размеры Куба.
В ироничном повороте сюжета Ливен обнаруживает, что комната-мост – это белая комната, из которой большинство из них проснулись в начале фильма. Если бы они оставались там, то могли бы выбраться сразу. Это подчёркивает главную тему фильма – человеческую природу и стремление искать ответы, даже если решение находится прямо перед глазами.
В финальной сцене группа наконец добирается до комнаты-моста. Ворт колеблется, и в этот момент Квентин возвращается и убивает Ливен, протыкая её грудь. Затем он нападает на Ворта и готовится убить Казана. Казан успевает прыгнуть в ослепительный белый свет, а Ворт в последний момент удерживает Квентина, что приводит к его гибели между движущимися комнатами.
Из всей группы только Казан выбирается наружу. Ирония в том, что именно тот, кого все считали наименее вероятным выжившим, в итоге спасается. К тому же, тот, за кого мы болели в начале – Квентин, – оказывается настоящим чудовищем.
Главная мысль фильма «Куб» заключается в том, что, если бы все члены группы работали вместе и сохраняли спокойствие, они могли бы избежать многих смертей. Каждый из них обладал уникальными навыками, которые могли бы помочь им выбраться наружу. Квентин, начавший как уравновешенный лидер, со временем теряет контроль и становится причиной раздоров и хаоса.
Фильм также подчёркивает нашу склонность искать ответы на вопросы, даже если это приводит к нашей собственной гибели. Попытки найти «почему» и «как» часто оказываются бесполезными и могут стать причиной разрушения. «Куб» служит мрачным предостережением о том, что наша одержимость ответами может привести к нашему собственному уничтожению.
Концовка фильма «Куб» показывает нам, что если бы группа ничего не предприняла и подождала достаточно долго, все они были бы свободны и невредимы. Первый Куб переместился между выходом из лабиринта и внутренней частью.
Но люди устроены не так. Мы должны решать , когда сталкиваемся с проблемой. Если задуматься, человеческий интеллект иногда можно рассматривать как проклятие, которое, как коллективный вид, ведет нас к собственному вымиранию.
Каждый персонаж представляет собой архетип, и количества доступных персонажей как раз достаточно, чтобы история сложилась. Здесь также минимум кровавой бойни и крови, и все это сделано для целей повествования.
Смерть Олдерсона в самом начале является прекрасным примером принципа «покажи-не говори», чтобы сообщить нам, что это место действительно опасно. Ренн убит так рано по двум причинам. Во-первых, чтобы группа не использовала его как опору, насколько он квалифицирован, чтобы справиться с сложившейся ситуацией. Если бы Ренн не был убит, Ливен, возможно, промолчал бы до конца фильма. Во-вторых, это показывает нам, что выживаемость или навыки сами по себе не являются бесплатным билетом для выхода из Куба.
Повествование настолько блестящее, что зритель тоже чувствует себя запертым внутри Куба . Вы понятия не имеете, какая комната фальсифицирована (так же, как и они). Среднестатистический зритель не понимает координат X, Y и Z или выведенных из них уравнений не больше, чем Квентин, Холлоуэй и Уорт, что делает нас зависимыми от Ливена, который разложит все это, и ставит нас в то же место, что и персонаж.
Расположение «моста» (выхода) также вполне логично, если использовать бритву Оккама (принцип, утверждающий, что наиболее очевидное решение часто является самым логичным). Почему они начали возле входа? Если посмотреть с точки зрения логистики, кто-то (сотрудник, отвечающий за управление лабиринтом/кубом) должен был нести их внутрь. Если комнаты в кубе движутся сами по себе, то нет смысла заносить главных героев особенно глубоко в куб. Кто-то мог просто оставить их возле входа, а затем положиться на них (и на само движение куба), чтобы они распространялись все глубже и глубже (именно это и произошло).
Самое главное, что персонажи несовершенны, и их знания, как и знания зрителя о природе Куба, расширяются по ходу фильма. Первоначально они допускают ошибки, так как делают выводы на основе ложных предположений и неполной информации.
Послание фильма «Куб» также весьма мощное и очень тонко доносится до зрителя. Когда вы начнете заниматься математикой, вы поймете, что Квентин убил больше людей, чем Куб . Куб убил двоих (Ренн и Олдерсон), а Квентин убил троих (Ливен, Холлоуэй и Уорт), прежде чем его убил сам Уорт. Другими словами, какими бы враждебными ни были условия, самая большая угроза для социальных групп часто исходит от самих их членов. К условиям, какими бы враждебными они ни были, можно приспособиться.
В конечном счете, этот фильм не отвечает на все вопросы, которые возникают у зрителей. Кто построил Куб? Почему это было сделано? Однако дело не в этом. Прежде всего, в жизни вы никогда не получите всех ответов, которые ищете, и заключенные тоже. Во-вторых, сам эксперимент, более глубокий взгляд на человеческую природу, и атмосфера в фильме – это атмосфера страха и незнания того, что происходит. Зритель как будто сам заперт в кубе с главными героями.
Канадская трилогия “Куб” на первый взгляд кажется типичным научно-фантастическим триллером. Однако есть в этой картине загадка, которая до сих пор заставляет поклонников ломать головы. В трилогию входят фильмы: «Куб» (1997, режиссер, Винченцо Натали), «Куб 2:Гиперкуб» (2002, режиссер Анджей Секула), «Куб 3: Ноль» (2004, Эрни Барбараш). Смысл фильма “Куб” (Cube) следует искать, исходя из собственного мировоззрения: в этой картине можно найти отсылки как к религии, так и к теории о жутких экспериментах правительства.
Режиссер фильма Винченцо Натали вынашивал эту трилогию несколько лет. Изначально, принимая во внимание достаточно скудное финансирование, режиссер планировал снять приключенческую ленту. Однако, как он сам выражался, “фильм снимал сам себя”. В итоге получилась жесткая фантастическая драма-триллер с элементами притчи.
Многие зрители в своих рецензиях и разборах полагают, что смысл фильма “Куб” заключается в том, что мир – это куча кубов друг в друге, по типу матрешки. Высвобождаешься из одного – оказываешься в более просторном, но все-таки в кубе. И самый большой куб – это ты сам. А сбежать можно только одним способом…
Это прекрасный фильм для социологов, психологов и даже философов. Он интересен не только собранными типажами, но и тем, как развиваются отношения между людьми, запертыми в замкнутом пространстве.
Первый фильм трилогии рассказывает о шестерых людях, которые просыпаются в лабиринте бесконечных комнат. Они должны найти выход прежде, чем умрут от голода и жажды.
Каждый из героев компетентен в определенной области. Чтобы выбраться из этой ловушки, они должны объединить усилия. Каждый из них при этом – элемент огромной головоломки, и пока они это не осознают, выхода им не видать. Чем-то все это напоминает небольшой механизм. Вот только механизмом здесь является не сам куб, а находящиеся внутри него люди.
Открывая нужный люк (при ошибке выбора люка срабатывает ловушка, что приводит к смерти), герои переходят из одной комнаты в другую. Попутно выясняются новые сведения о загадочном месте, а также раскрываются характеры героев.
В конце дается намек на то, что психическую реальность куба создают сами герои. Каждый из них находит подтверждение собственным представлениям о жизни. Что особенно важно, у каждого героя находятся способности или знания, которые он успешно применяет в бессмысленных поисках выхода из страшного лабиринта.
бессмысленны эти поиски потому, что смысл фразы “Выхода нет” также верен, как и смысл слов “Выход рядом”. Только в самом конце герой, почти разгадавший сущность куба, озвучивает эту ошеломляющую догадку…
“Гиперкуб” – второй фильм трилогии. У этой картины другой режиссер – Анджей Секула, и ее концепция также несколько иная.
Краткое содержание фильма. Восемь человек проснулись в замкнутом пространстве – в разных помещениях гиперкуба. Они перемещаются внутри него, натыкаясь друг на друга, и образуя небольшие группы. Постепенно они собираются вместе и начинают пытаться коллективно решить, как они туда попали.
Этот куб намного сложнее первого, потому что героям предстоит разгадать загадку пространства и времени и узнать, что такое гиперкуб.
В реальной жизни мы не можем увидеть время – мы только пытаемся отследить его. Здесь же оно приобретает вполне видимые формы, а это значит, что вполне возможно пересечься с параллельными вселенными и встретиться с самим собой из прошлого или будущего.
Постепенно герои понимают, что их объединяет, но найти главную разгадку – понять, как выбраться из Гиперкуба, им не удается. Главная “фишка” этого фильма – идея с четвертым измерением.
«Куб Зеро» – третий фильм трилогии, приквел первой картины. Перед нами огромный лабиринт, состоящий из сотен небольших комнаток. Каждая из этих комнат – тоже куб с люком. Каждый из этих люков ведет в другие – такие же – комнаты.
Есть комнаты безопасные, но есть и комнаты-ловушки, которые убивают различными способами попавшего в них человека. Сюда помещают как опасных преступников, так и тех, кто неугоден власти – и инакомыслящих, которые борются за демократию.
Выход есть, и все, кто там оказался, перемещаются по комнатам в надежде остаться в живых и выйти из этого ада. Но на самом деле вероятность вырваться из ловушки ничтожно мала. С людьми играют в кошки-мышки, и видят каждый их шаг. Если они вдруг оказываются слишком близко к желанному выходу, это становится последними минутами их жизни.
За людьми постоянно следят два смотрителя – Винн и Додд. Как правило, их роль заключается в том, чтобы проследить за заключенными и зарегистрировать очередную смерть. Они убеждены, что все заключенные (по умолчанию смертники) добровольно согласились на эксперимент.
Но однажды Винн обнаруживает в Кубе девушку, которая совершенно не похожа на преступницу, и решает помочь ей. Он тоже оказывается в кубе, и шансы выжить у него больше. Или это просто иллюзия?
Невозможно дать единственное объяснение смысла фильма «Куб». Есть несколько трактовок сюжета.
В финале первого фильма Квентин убивает всех, кто добрался до моста, который позволяет сбежать. Сам он погиб во время движения этого моста. Последним выжившим остается Казан, который идет к свету.
Возможное объяснение всему происходящему такое: Куб – это чистилище, а все, кто в нем оказался – умершие. Все то время, которое они бродят по кубу, они проходят испытания за свои прегрешения. Если им это не удается, они попадают в ад. В финале самым достойным оказался умственно отсталый Казан, который единственный выбрался из чудовищной ловушки. В этом и заключается смысл концовки фильма “Куб”.
Куб как нельзя лучше передает представления о мире как о концентрационной тюрьме для душ. Речь идет не просто о планете Земля, а обо всем мироздании и о Боге, который один может нам объяснить, что находится за пределами ловушки (заточения души внутри тюрьмы нашего тела, в физическом мире, на Земле). Создатель Куба (Земли, тела человека…души), это Бог – Творец. А тот, кто пришёл и всё нам объяснил, это Христос, его Сын.
Чтобы спастись (из тюрьмы), нужна цель, обладающая положительной ценностью, которой является жизнь в раю и вечное блаженство (счастье) души (вне Куба). В противном случае ожидает вечность пребывания души в тюрьме, в «аду». Третьего варианта не дано. Наука не может объяснить мир как целое. Чтобы объяснить целое, необходимо выбраться за пределы мира.
Есть и другая интерпретация. Куб – это наш мозг, человеческое сознание, ограниченное черепной коробкой. Без еды и воды – то есть связи с внешним миром – человек умирает. В нем присутствует интеллект (Левен), милосердие (Холоуэй), агрессия (Квентин), здравый смысл (Уорд), гордыня (Ренн), чистота (Казан) и безрассудство (Алдерсон).
В таком контексте объяснение концовки выглядит так: не нужно лезть в глубины мозга, сиди в той комнате, в которой ты оказался – и выход сам тебя найдет. Большинство людей так и поступают: они спокойно живут обычной жизнью. Но некоторые упорно ползут вглубь. Первым умирает Алдерсон, действующий в одиночку и не умеющий анализировать свои действия.
Вторым погиб гордец, уверенный в своем мастерстве. Рационализм и жестокость убивают милосердие: Холоуэй погибла от рук Квентина, который, кстати, убивает и интеллект в лице Левен. Здравый смысл из последних сил пытается удержать агрессию внутри куба, потому что гнев не должен оказаться на свободе. За пределы сознания выходит лишь умственно отсталый: увидеть свет может лишь тот, кто не полагается на свой ум или опыт.
Тюрьма не выпустит заключенного, если есть желание выхода. Ловушки подстраиваются под каждого индивидуально, исходя из их уровня миропонимания. Но при полном отказе от любых желаний тюрьма открывает свои двери.
Примечательно что в фильме говорится, что нет автора или Большого Брата, который следил бы за экспериментом. Значит, Куб – это полностью проекция разума и не может существовать отдельно от того, кто ее создал.
Замыкаясь на правилах тюрьмы, мы сами себя делаем узниками, а значит, ограничиваем себя определенной моделью поведения и мышления. Чтобы освободиться, нужно перестать быть узником – перестать смотреть на мир как узник.
Но, конечно, это только говорить легко. На самом деле, тут парадоксальный процесс: с одной стороны, путь к свободе ведет через несвободу, а с другой – свобода всегда при нас и не зависит от несвободы.
Куб – аллюзия на реакцию только одного человека на нестандартную ситуацию, в которой попеременно берет верх то страх, то агрессия, то разум. И только безумие граничит с принятием ситуации, и, как ни парадоксально, с возможным выходом из нее.
Концовка, в которой из куба выходит только «безумие», может означать также не спасение, а гибель мозга – тот самый момент, когда все чувства просто сдаются, погибают один за одним и потом сознание покидает свой «куб». А дальше – ничего. Личность просто растворяется и исчезает.
В кубе тестировалось само человечество. Вывод такой: если люди, запертые в своем мире, не смогут из него вырваться, если окажутся запертыми, то в итоге победит безумие.
Милосердие, гордыня, безалаберность погибнут первыми, интеллект, рационализм и гнев пожрут друг друга. В итоге остается лишь безумие. Куб – сценарий апокалипсиса в миниатюре.
Куб – определенное событие, в котором переплелись жизни нескольких людей. Отсюда не выбраться так же, как из будущего типа “все предрешено”. Комнаты – проблемы, с которыми придется столкнуться героям на протяжении попытки вырваться.
То есть куб не имеет точного определения. Это промежуток времени, в который попадают люди с проблемами. Их судьба, в принципе, предрешена.
Смысл концовки фильма «Куб 2: Гиперкуб» заключается в том, что куб – раковая опухоль в теле социума. Это придаток, который не выполняет никакой функции и никем не контролируется. Громоздкая бюрократическая машина родила куб неосознанно, и ни один из винтиков этой системы не подозревал, что способствует рождению чудовища.
В принципе, философский смысл концовки первого фильма перекрывает и финал приквела: зрителю ясно дают понять, что куб был творением религиозного фанатика из правительства. Но если не рассматривать вторую и третью картины как продолжения первого фильма, который все-таки является цельным самостоятельным произведением, то на столь приземленное объяснение финала, наверное, не стоит обращать внимание.
Винченцо Натали (создатель оригинального фильма) никак не причастен к созданию продолжений: они делались совершенно другими людьми. Сам Натали специально оставил тайну, хотя изначально и сделал запись, на которой демонстрировал местность за пределами куба. Впоследствии он ее уничтожил и решил оставить это в тайне.
Режиссер первого “Куба” также делал намеки на пришельцев, на то, что это всего лишь мясорубка, созданная специально для развлечения больного и очень богатого психа, или же что это эксперимент правительства, потерявший свою основную цель.
Натали прямо не подтверждал ни одну из теорий. Сам он оставил истину в тайне: то, что находится за пределами первого Куба, мы так и не узнаем. В этом смысле открытая концовка первого фильма выглядит идеальной.
Несмотря на маленький бюджет, фильм смог получить высокие отзывы как от зрительской аудитории, так и добиться признания со стороны критиков, получив статус культового. Картина собрала множество престижных наград различных кинофестивалей, в числе «Серебряного Ворона» Брюссельского кинофестиваля фантастических фильмов, премии канадского общества кинематографистов, приз зрительских симпатий и гран-при кинофестиваля в Жерармере, а также премию за лучший фильм, на фестивалях в Пучхоне, Каталонии, Сатбери и Торонто. Высоко были оценены неожиданные повороты сюжета, напряжённость действия, и клаустрофобное настроение фильма. Также была высоко оценена актёрская игра исполнителей главных ролей. Куб стал первой картиной трилогии.
Вот этот фильм пожалуй один из наиболее интересных, снятых в жанре «хоррор» в последние годы. Как таковых ужасов в нем нет: ни зомби, ни вампиров, ни тем более маньяков, зато полно философии. И тем не менее фильм снят настолько точно и великолепно, что к концу просмотра действительно вызывает «ужас», точнее вселяет «ужас» в сердце зрителя.
Фабула элементарна: «большой брат смотрит за нами» – идет эксперимент, задача «крыс», т. е. подопытных людей, пройти лабиринт и выжить. А что же происходит в действительности? А на самом деле происходит психологический катаклизм, поскольку шесть совершенно разных личностей не способны выработать единый социум внутри своего коллектива, точнее каждая очередная смерть, очередного попавшего в ловушку человека, приводит к разрастанию распада коллектива и нарушению первоначального баланса. Кроме того разрастается и распад отдельных личностей, в соответствии со степенью их угнетения Кубом: тяжелее всего приходиться полицейскому, как человеку умному с развитым авторитарным мышлением, а проще всего – идиоту.
Куб убивает людей по очереди, что называется «начиная с концов»: первым гибнет преступник (мастер побегов), затем психолог с левыми убеждениями, затем девушка, полицейский и наконец молодой человек (один из создателей Куба). Погибают все кроме идиота, потому что идиот не думает, не осознает, не боится ситуации, в которой все оказались. Вот такой сюжет.
Фильм чрезвычайно малобюджетный и как все малобюджетные американские фильмы дорогой именно по содержанию. Это фильм-гротеск, который описывает, что с нами будет, когда произойдет конец света: кто умрет, а кто выживет.
|