Даже у взрослого человека история превращения гадкого утенка в величественную и гордую птицу, рассказанная Гансом Христианом Андерсеном, вызывает слезы. Приключения несчастного птенца, заклеванного всем миром, писатель сумел описать чувственно и пронзительно. Главному герою повезло. В отличие от многих персонажей датского сказочника, его сказка – со счастливым концом.
В произведениях сказочного характера датский автор описывал неприглядную прозу жизни. «Гадкий утенок» не стал исключением, мало того, сказка считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную: «Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
Но не только внешность становилась предметом насмешек. Будущему автору «Русалочки», «Дюймовочки» и «Снежной королевы» пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его пернатому персонажу. Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.
Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.
Так и Андерсен – в 14 лет оказался без родственников и знакомых в Копенгагене, столице Дании, чтобы достичь цели и примкнуть-таки к славной когорте артистов, поэтов и художников. Впрочем, и писателю, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему так долго они держали путь.
Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.
Сказку опубликовали в 1843 году. Ректор Симон Мейслинг, издевавшийся когда-то над будущим сказочником, занял пост королевского цензора, и снова пути недругов пересеклись. Учитель по-прежнему был безжалостен к бывшему ученику и назвал произведение возмутительной вещью.
С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане. Мейслинг грозился не допустить опубликования сказки в журнале, но обещаниям не суждено было сбыться. Произведение полюбилось датским читателям, а затем и книгочеям всего мира.
Летним солнечным днем под раскидистым лопухом во дворе старой усадьбы мама-утка высидела потомство. Только из одного, самого большого яйца детеныш никак не мог появиться на свет. И вот, наконец, яйцо проклюнулось, и родился необычный серый птенец. Даже матери он не понравился. Позже выяснилось, что «уродец» еще и не умеет плавать. Общество животных, обитавшее во дворе, строго осудило утенка за непохожесть на свое семейство, а родные братья и сестры во время игр то и дело норовили клюнуть, унизить, высмеять.
Юный изгой решил бежать с родного двора. Кое-как перелез через забор и отправился в неизвестном направлении. На пути ему встретились дикие утки, которых тоже позабавил неприглядный вид утенка. Героя не тронула охотничья собака – настолько он был некрасив. Однажды утенок увидел прекрасных лебедей, величаво плывущих по озеру, и даже ответил на их крик, но так и не решился подплыть ближе, боясь, что и эти птицы его отвергнут.
Наступившую зиму путешественнику пришлось коротать в голоде и холоде в озерных кустах, а с приходом весны он вновь увидел лебедей и, переборов страх, подплыл к ним. К удивлению, птицы не стали клевать гостя, наоборот – гладили его клювами и шеями. В зеркале воды гадкий утенок вдруг увидел свое отражение – на него смотрел такой же красавец-лебедь.
Необычность произведения кроется в том, что автор наделил его элементами психологии. Судьба персонажа показана сквозь его душевное состояние: в уста утенка вложена россыпь монологов, в которых тот пытается найти причину такой нелюбви к себе. Птенец то грустный, то усталый, то переполнен радостью, обнаружив свое преображение. Чувственная сказка заставляет переживать вместе с героем.
Через характеристики героев, населивших сказку, Андерсен обличает главный порок общества – неумение принимать другого со всеми его недостатками. Мораль содержит и путь, пройденный утенком: только испытав страдания от унижений и не растеряв при этом душевную доброту и любовь, можно по-настоящему радоваться счастью. Писатель наделил сказку мудрой мыслью: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!»
Рассматриваемый текст прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я.
Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я.
Мы не открываем здесь истину, утверждая, что все то, что является нашим внутриличностным содержанием, когда-то было межличностным, отношениями. Так или иначе – наше Я является результатом опыта, прежде всего опыта контакта с другими Я. И здесь важнейшую роль играет ближайшее окружение – те люди, в контакте с которыми находится человек, в глазах которых словно в зеркалах "отражается" его Я.
Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой нашей "сказки" (хоть и сложно назвать это сказкой) встречается далеко не со сказочной ситуацией, в которой происходит формирование его Я.
Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы и он получает травмы, которые можно обозначить как травмы развития. Остановлюсь подробно на видах и содержании этих травм.
Травма принятия
Читая текст, мы замечаем, что рождению нашего героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, мы видим негативное отношение к нему старой опытной утки, которая "консультирует" его молодую неопытную утку-мать. – Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать! Появление его на свет так же сопровождается негативной оценкой его матери. – Ужасно велик! – сказала она. – И совсем непохож на остальных! Ты – не такой как все! Ты – другой! Эти слова могут стать как поддерживающим основанием для рождения новой витальной идентичности ребенка, так и словами, убивающими его индивидуальность и затрудняющими поиск своего Я. Все зависит от того эмоционального наполнения, с которым они произносятся близкими людьми, объектами привязанности. Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и "самолюбви". В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя. Ты не ценен такой, какой ты есть – вот девиз травмы принятия.
Травма обесценивания
Далее по тексту мы видим, как мама-утка воспитывает своих детей, подготавливая их к вхождению в социальный мир. Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте! Наш герой вместе со всеми своими братьями и сестрами постигает азы социального общежития, готовясь к встрече с миром других. Однако мы видим, что и эта встреча оказалась для него травматичной. Ничего хорошего не ожидало его в процессе представления миру, ближайшему окружению. Уже первая реакция этого окружения оказалась крайне обесценивающей и отвергающей. А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею. Такая реакция оказалась для него далеко не единственной. Ему приходится и в дальнейшем постоянно находиться в ситуации неподдерживающего, обесценивающего его окружения. Ситуация обесценивания становится для него хронической. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры. – Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Мы видим реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все! Крайне сложно сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность в такой токсичной, обесценивающей среде, крайне сложно в ней даже просто быть. Уже самим фактом отличия от других он раздражает всех, вызывая желание переделать, сделать его таким как все. – Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать! Попытка его матери как-то защитить своего ребенка, призывая окружение к благоразумию, ничего не меняет. – Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал! – Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трёпку! Ты не такой как все! Ты хуже других! – вот девиз травмы обесценивания.
Травма отвержения
По ходу развития нашей истории мы замечаем, что ситуация еще больше усугубляется: гадкий утенок теряет поддержку даже самых близких – своей семьи. Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему: – Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода! Более того, даже его мать оказалась в этом числе. А мать прибавляла: – Глаза бы мои тебя не видали! Что уж говорить про всех остальных. Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Не оказалось места ему и за пределами его домашнего мира. – Ты пребезобразный! – сказали дикие утки. – Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами! Тебе нет места среди нас, ты чужой – с такими посланиями постоянно сталкивается гадкий утенок. Ты не наш, ты чужой! – вот девиз травмы отвержения.
Последствия травм развития
Результатом хронического нахождения в ситуации вышеописанных травм развития являются грубые нарушения идентичности нашего героя. Нарушение витальной идентичности проявляется в следующих его переживаниях и установках – я не имею права на существование, не имею права быть. Это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
Такого рода переживания могут приводить к суицидальным мыслям, что мы и наблюдаем у нашего сказочного героя. "Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!" Нарушение социальной идентичности – проявляется в переживаниях собственной несостоятельности, ненужности, никчемности: "Я не подхожу!".
Гадкий утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от социального окружения. – Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка. – Нет! – Так и держи язык на привязи! – Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры? – Нет! – Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
Удивительно, что среди этого хора посланий "что надо и как надо ему делать" наш герой пытается еще заявлять о своем "хочу". – Ах, плавать по воде так приятно! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!
Вызывает удивление и уважение, что наш герой в такой токсической атмосфере не сломался и не подстроился под других. Тот факт, что гадкий утенок сумел сохранить это самое "я хочу" и позволило ему в будущем отыскать свою подлинную идентичность.
И совсем неудивительная, вполне ожидаемая реакция его окружения, знающего как нужно правильно жить: – Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт! Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры! Одним словом, откажись от себя, стань таким, каким тебя хотят видеть другие!
Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий… Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой. То, что раньше было функцией отношений, становится функцией его Я: И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Как здесь не вспомнить известное высказывание Л.С. Выготского: "Каждая психическая функция появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая, затем как функция интрапсихическая".
Низкая неадекватная самооценка запускает механизм проекции, который начинает определять контакт с другими: Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов. "Они испугались меня, такой я безобразный!" – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!
Все вышесказанные изменения в структуре его идентичности приводят к ограничению его желаний, потребностей к миру, убивают его мотивацию, лишают энергии для действий. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
Ситуация, в которой оказывается гадкий утенок, – это ситуация множественной хронической травматизации. Его направленные к другим потребности (в принятии, признании, позитивной оценке) оказываются грубо фрустрированны из-за неспособности и нежелания других откликнуться на них. Зарождающаяся идентичность нуждается в своем обнаружении посредством отражения в других. Обрести идентичность можно только через встречу, через Другого, лишь отразившись как в зеркале в Другом.
Но другие в данной ситуации не способны адекватно отразить рождающуюся самость гадкого утенка, они создают вокруг него грубо искривленную отражательную поверхность. Другие здесь – кривые зеркала, неспособные адекватно отражать реальность. И как результат такого кривого отражения, его образ себя, его идентичность оказывается грубо искаженной. Вот как выглядит эта обобщенная сформированная в такой ситуации идентичность: Бедный безобразный утёнок!
В нашей сказочной истории мы наблюдаем счастливый конец – гадкому утенку удалось в итоге прорваться к своей подлинной идентичности – идентичности прекрасного лебедя. Рассмотрим, каким образом это оказалось для него возможным.
Нашему герою повезло. Ему посчастливилось встретить таких Других, благодаря которым он смог восстановить свою нарушенную идентичность. Мы можем видеть в рассматриваемом тексте, как в процессе такой встречи все его фрустрированные потребности (в принятии, признании и позитивной самооценке) оказываются отраженными и поддержанными. Вот как это происходит в нашей сказочной истории.
Он получает принятие и признание. И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами. Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И старые лебеди склонили перед ним головы.
Кардинально меняется и ситуация его оценки другими. До этого исключительно негативная оценка заменяется позитивной. В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал: – Новый, новый! И все остальные подхватили: – Да, новый, новый! – хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Результатом таких поддерживающих его самость процессов со стороны доброжелательных, принимающих, восхищающихся им других стала его возможность увидеть себя в неискаженном виде, таким, какой он есть на самом деле.
Что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а – лебедем!
В чистой, как зеркало, воде – это метафора незамутненного сознания, способность видеть объекты неискаженными, такими, какие они есть, в том числе и самого себя. Реально он не изменился, изменилось его восприятие себя, его образ себя. И он обрел свою потенциально данную ему лебединую идентичность. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!
Как важно появиться в своем месте, где тебя принимают таким, какой ты есть! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, – он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие.
Это в сказке превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя происходит так волшебно быстро. В несказочной истории так не бывает. Мы уже отмечали, что наш анализируемый персонаж в своей жизни столкнулся с травмами развития – длительными хроническими фрустрациями жизненно важных потребностей. Здесь имеет место быть и травма отвержения, и травма непринятия, и травма обесценивания.
В реальной же жизни эти травмы рубцуются далеко не так быстро и шрамы от них, как правило, остаются на всю жизнь. Такого рода травмы затрагивают структуру личности, меняют ее рисунок, приводя к структурным, характерологическим изменениям.
Даже если человеку с идентичностью гадкого утенка удается прорваться к своей "лебединой" идентичности, идентичность гадкого утенка будет напоминать о себе в тех случаях, когда он будет сталкиваться в своей жизни с ситуациями обесценивания, отвержения, непринятия. Часто для этого в психологии травмы используется термин "воронка травмы". Она затягивает человека, столкнувшегося в своей жизни с подобными ситуациями, в омут пережитого им ранее негативного опыта и "включает" у него прежнюю искаженную идентичность.
Профессиональная проработка такого рода травм развития требует длительной терапии. В этой работе невозможно ограничиться лишь технической частью, а необходима "терапия отношениями", в процессе которой становится возможным не только отреагирование и проживание болезненных эмоций, но и восполнение ранее неудовлетворенных потребностей.
Тем не менее, хотелось бы дать некоторые рекомендации для людей, находящихся в поисках себя и своей подлинной идентичности. Оформим их в виде вопросов, обращенных к самому себе, которые стоит периодически задавать себе.
Рефлексивные вопросы. Как обнаружить себя?
• Чего я хочу?
• О чем я мечтаю?
• Хочу ли я этого, либо должен? Если должен, то кому?
• Что я люблю?
• Что у меня лучше получается? Что хорошо удается делать с небольшими затратами?
• В чем я испытываю радость?
• Чем я могу увлечься настолько, чтобы забыть о времени?
• Что я делаю с удовольствием?
• Где моя энергия?
• Когда я чувствую себя в гармонии с собой?
• Нравится ли мне моя жизнь? Живу ли я своей жизнью? На своем ли я месте в ней? С теми ли я людьми, которых люблю?
Каково это не быть собой? Когда твой образ себя искажен и не соответствует реальности? Когда ты не тождественен самому себе?
Тогда ты не можешь быть в контакте со своей самостью, подпитываться от нее. Наиболее типичными симптомами такого состояния может быть апатия, скука, депрессия, потеря смысла жизни, отсутствие энергии для жизни.
Если же ты в контакте с собой, со своим я, то тогда ты можешь опираться на себя, разворачивать себя, раскрывать, проявлять себя, совершать Я-усилия и, делать это без насилия над собой. Я усилия не должны быть Я-насилием. Критериями того, что Вы на верном пути в поисках своей подлинной, изначально заданной идентичности, будут способности переживать радость и любовь в жизни, ощущение энергии для жизни и переживание гармонии с собой и с миром.
Почему утенок гадкий? Вопрос для размышления. Потому, что он не утенок! На данный момент мы на этот вопрос отвечаем так. А вы?
Смысл сказки в том, что не страшно быть не таким, как все. Даже если ты не умеешь нести яйца и мурлыкать, это не значит, что ты не сможешь плавать и летать. Иногда для того, чтобы стать прекрасным лебедем, нужно пережить немало суровых испытаний.
В конце сказки гадкий утенок присоединяется к стае лебедей, а дети признают нового лебедя самым красивым. В этот момент ему уже все равно, что он пережил за предыдущую осень и зиму. Смысл в том, чтобы оставить в прошлом свои горести и не бояться лететь туда, куда хочется.
Вот несколько советов, которые помогут вам на пути принятия себя:
1. Постарайтесь понять, чем вы уникальны. Возможно, вы играете на музыкальном инструменте или любите животных, или занимаетесь скандинавской ходьбой. Сосредоточьтесь на этом и научитесь ценить.
2. Откажитесь от сравнительной модели мира. Всегда будет кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Не нужно соревноваться, не будьте Эллочкой Людоедочкой. Это не принесет вам счастья.
3. Простите себе ошибки. Да, мы все что-то делали неправильно. Это нормально. Не стоит постоянно винить себя и возвращаться к этому. Есть люди, которые годами не могут себе что-то простить и доводят себя до нервного срыва. Вам это точно не нужно.
4. Проанализируйте свое окружение. Психологи говорят, что мы – это те, кто нас окружает. Не тратьте время на токсичных людей. Постарайтесь найти тех, кто будет поддерживать вас.
5. Дайте себе право на неудачи. Вы не можете быть успешными всегда и везде. Если что-то идет не так, ничего страшного.
6. Смотрите на происходящее под позитивным углом. Если вас не повысили на работе – будет больше времени на семью или на самосовершенствование. Вас затопили соседи – можно обновить интерьер в квартире, придумав что-то более интересное и современное.
7. Важно принимать свои эмоции и состояния. Вы не можете всегда быть счастливыми и позитивными. Не стоит делать из этого трагедию. Любая эмоция длится недолго. Просто расслабьтесь и подождите.
8. Заведите дневник достижений. Психологи установили, что, когда мы что-то фиксируем, мы заново переживаем это. Плюс ко всему записывая на бумагу, мы лучше запоминаем.
9. И, наверное, самое важное – подружитесь со своим телом. Поиск недостатков обычно начинается с отражения в зеркале. Я толстая, у меня усталый вид, плохие волосы, мешки под глазами. Даже если вы не выглядите моделью, это не проблема. Научитесь благодарить свое тело и ценить его.
Изменить себя можно, только изменив отношение к себе.
|