Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Где начинается извращение?

Некоторые виды сексуального поведения кажутся нам неприличными, неприемлемыми и извращенными, однако в мире животных они оказываются вполне естественными.

Романтические отношения – дело непростое. Что уж говорить о сексе. Даже в период наибольшей влюбленности пара не застрахована от недоразумений и трудностей в общении. Поэтому представьте, насколько порой непросто признаться своему партнеру, что вы хотели бы попробовать в постели нечто, что выходит за пределы культурных норм.

Впрочем, любая смелая фантазия, которая с точки зрения общественной морали может показаться неприемлемой, оказывается вполне естественной, конечно, при условии согласия обоих участников. Обязательно найдется хотя бы один вид животных, для которых такое поведение является нормой.

Примеров творческого подхода к этому процессу существует множество: еда в спальне, необычные места, ролевые игры. Но даже самые экстравагантные эксперименты, очевидно, не являются изобретением человека, поскольку встречаются довольно часто в животном мире.

Возьмем, к примеру, жирафов. Самец обходит разные стада, пытаясь найти себе самку. Когда он видит подходящую кандидатуру, он не начинает натужно шутить, дарить цветы или просить номер телефона. Он сразу переходит к делу: нагибает шею и начинает тыкать самку носом в зад. Делает он это для того, чтобы попробовать на вкус ее мочу.

«Когда жираф тыкается самке в круп, – пишут исследователи Дэвид Пратт и Вирджиния Андерсон, – она должна в ответ пустить струю, которую самец ловит ртом и пробует на вкус». В ходе такой дегустации самец выясняет, содержатся ли в моче определенные химические соединения, которые указывают на готовность самки к спариванию. Жираф, конечно, не разбирается в научных тонкостях этого ритуала. Он просто поступает так, как его научила эволюция: бродит по саванне, тестирует мочу, ищет спутницу жизни.

Следовательно уролагнию, или, как говорят в народе, «золотой дождь», придумали не люди. Но по сравнению с гиппопотамом жираф просто школьник. Самцы бегемотов, в отличие от жирафов, предпочитают навоз. Это животное много и усердно метит свою территорию. Бегемоты делают это, оставляя на берегах рек и озер, в которых они плавают, гигантские кучи навоза. Встроенным навозометом любят пользоваться не только самцы. Когда самец обходит свою территорию, бегемотихи не ограничиваются томными взглядами. Если бегемот кажется самке привлекательным, она поворачивается, поднимает зад из воды и тоже включает свою хвостовую вертушку, удобряя окрестности. Ученые дали этому поведению название «дефекация подчинения».

Однако этим сексуальные фантазии в мире животных, конечно же, не ограничиваются. Грубый секс, которому могут отдавать предпочтение некоторые люди, ничто по сравнению с эротическими прелестями черноперых рифовых акул (Carcharhinus melanopterus), обитающий в тропических и субтропических водах Индийского и Тихого океанов. Стэнфордский биолог Дуглас Дж. МакКоули и его коллеги тщательно описали ритуалы спаривания этого зубастого хищника. Самцы некоторое время преследуют самку, пока сильнейший из «борцов» не укусит ее за хвост. Завладев ею, самец толкает ее головой в песчаное дно, после чего совершает молниеносный половой акт, который длится шестьдесят восемь секунд. В процессе совокупления самцы зачастую кусают самок, оставляя на их шкуре многочисленные хорошо заметные шрамы. Как объясняет исследователь акул Дэвид Шиффман, во влажной скользкой среде обитания без укусов не обойтись. Очевидно, именно по этой причине шкура женских особей многих видов акулы жестче, чем у самцов.

Эволюционно оправданным является также групповой секс. Когда в канадской провинции Манитоба наступает весна, из нор в земле выползают подвязочные змеи (Thamnophis sirtalis parietalis), жаждущие еды и секса. Они собираются в группы, которые могут насчитывать десятки тысяч особей, и сбиваются в гигантские, извивающиеся шары. Эти шары формируются после того, как самки выделяют брачный феромон, обозначая свое присутствие. Самцы со всей округи чуют его и приползают на зов, надеясь завести собственное пресмыкающееся потомство. Групповым сексом, однако, дело не ограничивается. В гуще совокупляющихся (или пытающихся совокупиться) змей есть и несколько самцов, которые притворяются самками.

Многие исследователи ранее считали, что самцы, источающие женские феромоны, делают это для того, чтобы обмануть других самцов. Во-первых, притворяясь самкой, они могут избежать проявлений агрессии со стороны более крупных и доминантных соперников. Уклоняясь от взбучки, змеи-трансвеститы продлевают собственную жизнь и увеличивают свои шансы однажды все-таки найти партнершу. Однако есть еще одна теория, согласно которой мимикрия применяется для того, чтобы погреться. Притворяясь самкой, хитрецы, возможно, просто хотят урвать чужого тепла. В качестве бонуса, спрятанный в гуще самцов трансвестит имеет меньше шансов стать пищей для ждущих неподалеку голодных ворон.

К трансвестизму также склонна траурная каракатица (Sepia plangon). Этот головоногий моллюск, обитающий в водах у восточного побережья Австралии, тщательно следит за своим внешним видом. Когда самец каракатицы ухаживает за подругой, он часто «обманывает» ее, нанося на одну сторону своего тела узор, типичный для самки, тогда как другая сторона, обращенная к подруге, остается раскрашенной в «мужские» цвета. Эта половая маскировка вводит в заблуждение самцов-конкурентов, заставляя их думать, что перед ними лишь пара самок. Это означает больше шансов на совокупление для самца-обманщика.

Общественная мораль не приемлет некоторые сексуальные практики, считая их странными, непристойными, предосудительными и даже извращенными. Однако исследование природы других живых существ открывает порой неожиданные перспективы в понимании себя. Поэтому, посмотрев на вещи немного шире, мы можем обнаружить много общего с братьями нашими меньшими, даже если это порой выглядит шокирующе или оскорбляет наши чувства.

Где начинается извращение? С этим словом мы обращаемся легко, не всегда задумываясь о том, что оно значит на самом деле. Что считать вариантами нормы, а что – отклонением, способным разрушить отношения двоих?

То, что в сексе шокирует одних, для других – обычная практика. Замешательство во многом возникает из-за того, что наши представления о допустимом стремительно меняются. Презервативы, которые когда-то продавались лишь в некоторых аптеках, сейчас лежат на кассах любого супермаркета. Интимные лубриканты и вагинальные шарики еще недавно можно было найти только в секс-шопах, а теперь они перекочевали в аптеки.

«Норма меняется в зависимости от времени и места, – рассуждает сексолог Наида Добаева. – То, что в одном обществе признано аморальным или рассматривается как проявление болезни, в другом считается допустимым отклонением».

«Границы постепенно расширяются, – соглашается сексолог Сергей Агарков. – Несколько десятков лет назад общепринятым было представление о том, что человек – существо гетеросексуальное. Сейчас мы считаем, что у человека три возможные сексуальные ориентации: гетеро-, гомо- и бисексуальная. И все это варианты нормы. Просто людей с гетеросексуальной ориентацией больше, чем остальных. Возможно, когда-нибудь садомазохизм также будет считаться вариантом сексуальных предпочтений».

Существует и обратная тенденция: то, что считалось естественным для большинства, навсегда уходит в прошлое. Например, система семейных установок домостроя (подразумевавшая полное подчинение женщины мужчине, допустимость в отношении нее физических наказаний). Сегодня о домострое напоминает, пожалуй, «подчинение» (submission) – одна из разновидностей БДСМ.

Мы уже не выбираем, получать нам информацию сексуального характера или нет, – пространство вокруг нас насыщено ею. Мы подвергаемся давлению среды, поощряющей сексуальную активность. Но выбор всегда остается за нами.

Сексуальная жизнь – зона наибольшей открытости другому и, следовательно, нашей уязвимости. Здесь не стоит торопиться с суждениями и тем более осуждением. Наида Добаева напоминает, что общего правила для всех нет. «Ведь мы имеем дело с огромным разнообразием свойств и качеств характера, – говорит эксперт. – Извращенным я бы назвала сексуальное поведение, при котором человек заботится только об удовлетворении собственных сексуальных желаний и использует партнера, не обращая внимания на его чувства и душевное состояние».

«Извращение, перверсия, имеет место в том случае, когда человек может удовлетворять свое сексуальное желание только одним единственным способом, – уточняет Сергей Агарков. – Нередко он нуждается в определенной, специально созданной обстановке. Остальные сексуальные практики – лишь отклонения от привычного, традиционного».

Есть ли у нас шанс увидеть в начале знакомства, что у предполагаемого партнера какие-то особые предпочтения в сексе? «Нет, – говорит Наида Добаева, – поскольку то, что порицается в обществе, принято поначалу скрывать. Остается только обращать внимание на косвенные признаки: что радует человека или огорчает, от чего ему становится весело или грустно, бывают ли перепады настроения без видимой причины...»

Что делать, столкнувшись с очевидным, по-настоящему извращенным отношением к сексу? Только одно – бежать от такого человека подальше, говорят эксперты. Нельзя перевоспитать партнера, переубедить его. Это иллюзия. «Сексуальные предпочтения формируются в подростковом возрасте, когда сексуальная энергия так велика, что направлена «во все стороны» и может двинуться в любом направлении, – объясняет Сергей Агарков. – Позднее предпочтения в сексе не поддаются изменению. Сексолог может только научить реализовать необычные желания, не вступая в противоречие с культурой и законом».

Границы нормы расплывчаты, а значит, велика зона нашей личной ответственности. На смену вопросу «Нормально ли это?» пришел «Хочу ли я этого? Будет ли это для меня приятно или же мне навредит?» Но как быть, если мы чувствуем, что наши желания необычны? Стоит ли говорить об этом партнеру? «Сначала лучше взвесить все «за» и «против», – считает Наида Добаева. – Постарайтесь понять, готов ли партнер услышать то, что вы хотите ему сообщить. На вашу откровенность он может ответить откровенностью, но может ее и не принять».

Сергей Агарков более решителен: «Рассказ о тайных желаниях – это и есть интимное общение. Признаваясь в сокровенном, мы раскрываем внутренний мир и становимся очень уязвимыми. Но когда мы этого не делаем, мы проявляем недоверие к партнеру или даже обманываем его».

Добровольность – безопасность – разумность. Крайне важно, чтобы любые сексуальные желания обсуждались заранее и были добровольными для всех участников. Насилие абсолютно недопустимо. Как над другим человеком, так и над самим собой. Может ли один из партнеров по своему желанию прекратить эксперимент без страха быть отвергнутым? Если да, значит, принцип добровольности был соблюден.

Порой заниматься сексом с любимым означает и отказаться от какой-то части своих желаний. Такова цена близости – и сексуальной, и человеческой. Может показаться, что представление об извращении существует столько же, сколько сам секс. Но на самом деле о сексуальных извращениях мы знаем благодаря барону Крафт-Эбингу. Рассказывает сексолог Сергей Агарков.

«Барон Рихард фон Крафт-Эбинг – австрийский психиатр и сексолог. Никто до него не осмеливался говорить так открыто о сексуальности. Ему принадлежат широко используемые сегодня термины «садизм», «мазохизм», «зоофилия». В конце ХIХ века он впервые описал также некрофилию и фетишизм. У общества появилось представление об извращении. Однако не будем забывать, что популярная и сегодня книга Крафт-Эбинга «Половая психопатия» (Республика, 1996) имеет подзаголовок «Судебно-медицинский очерк для врачей и юристов». Крафт-Эбинг был судебным психиатром, и к нему на экспертизу попадали люди с серьезной патологией».

Половое извращение – это стойкое нарушение направленности сексуального влечения или условий его удовлетворения. Сексуальное влечение и половая ориентация формируются с ранних лет. При этом огромное значение имеют окружение ребенка, его взаимоотношение с родителями, сверстниками, знакомыми. Уже к 2-3 годам у ребенка формируется сознание принадлежности к определенному полу. В процессе естественного познания окружающей действительности ребенок начинает интересоваться и вопросами пола. Этот интерес чисто исследовательский, не окрашенный сексуальным влечением. Ребенка интересует прежде всего, чем и почему он отличается от представителей противоположного пола, почему взаимоотношения между взрослыми людьми различных полов иные, чем у детей.

Учитывая тот факт, что ребенок оценивает происходящее с позиций своего жизненного опыта, мироощущения, важно сформировать у него правильное отношение к сексуальной жизни. Неверно истолкованное сексуальное событие может закрепиться в сознании ребенка и привести к неверному формированию сексуальности в период полового созревания. Недостаточная информированность детей в вопросах секса, ложная скромность родителей, опека ребенка, масса запретов либо, наоборот, излишняя вольность могут нанести вред детской психике и привести к формированию извращенного сексуального влечения и половой ориентации. Особенно важны правильная ориентация ребенка, его информированность и чуткость со стороны окружающих в период полового созревания (с 10-12 лет у девочек и 12-14 лет у мальчиков).

Особое значение в возникновении извращений полового влечения и ориентации имеют психические заболевания: развитие маний, навязчивых состояний, бредовых идей, а также нарушения половой дифференцировки структур головного мозга в период внутриутробного развития, нарушение темпов психосексуального развития. Необходимость скрываться, противопоставление себя большинству, непонимание со стороны окружающих еще больше травмируют психику больного, усугубляют заболевание.

Лечение половых извращений представляет значительные трудности и практически невозможно без желания самого больного. Основным является длительная психотерапия по специально разработанным методикам. Для половых извращений характерны стойкое изменение полового влечения и сексуального поведения с частичным или полным замещением ими нормальной половой жизни. В то же время половые девиации – некоторые отклонения от общепринятых форм полового поведения – свойственны нормальной сексуальности, не являются патологией и разнообразят половую жизнь.

К половым извращениям относятся:
садизм – получение сексуального удовлетворения при условии жестокого обращения с партнером;
мазохизм – получение сексуального удовлетворения при ощущении страданий, причиняемых партнером;
фетишизм – получение сексуального удовлетворения от обладания каким-либо предметом, принадлежащим другому лицу и вызывающим половое возбуждение;
эксгибиционизм – получение сексуального удовлетворения при обнажении своего тела или половых органов перед незнакомыми лицами;
вуайеризм – стремление человека к обозрению половых органов лиц противоположного пола, наблюдению полового акта посторонних лиц или животных;
нарциссизм – сексуальное влечение, направленное к самому себе;
зоофилия – сексуальное влечение к животным;
некрофилия – сексуальное влечение к трупам;
инцест – сексуальное влечение к родственникам;
педофилия – сексуальное влечение к детям;
эфебофилия – сексуальное влечение к подросткам;
геронтофилия – сексуальное влечение к престарелым;
пигмалионизм – сексуальное влечение к куклам и статуям;
ретифизм – сексуальное влечение к обуви;
трансвестизм – стремление носить одежду противоположного пола.

Итак, ветхозаветный закон устанавливает за мужеложство, как и за другие извращения – смертную казнь. При этом не нужно думать, что здесь избранный народ был одинок в древнем мире. Персия с величайшим омерзением взирала на растленные обычаи своих западных соседей.

Да и Рим, из которого впоследствии явилась Византия, поначалу был беспощаден, карая гомосексуализм смертью. На грани III и II веков до Р.Х. lex Scantinia смягчила наказание до штрафа в 10000 сестреций (примерно 640000 рублей по нынешней цене золота). В ранней Империи была возможность предъявления иска «об оскорблении»: в это понятие входили и развратные действия, и намерения гомосексуального характера. В таких случаях государство защищало даже рабов.

Время разложения язычества в Римской Империи характерно терпимостью в отношении содомии, но победа Христианства повлекла возвращение к староримским нормам: Имп. Констанций в 342 году издал закон о наказании содомитов отсечением головы (Кодекс Феодосия 9, 7, 3). Св. Имп. Юстиниан (VI век) принял этот закон в свой свод (Код. Юст. 9, 9, 30). В Институциях Юстиниана также сказано о смертной казни за гомосексуализм (4, 18, 4). Это повторено в 10 веке в Synopsis Basilicorum major. На практике при этом Императоре мужеложникам отсекали член или загоняли в него деревянные спицы. В обоих случаях от болевого шока можно было умереть ( Георгий Монах, Хроника 4, 220; Иоанн Зонара, Краткая история 14, 7). Эти жестокие наказания, по словам Георгия Монаха, “уцеломудрили” остальных виновных. Юстиниан посвятил этой проблеме также Новеллы 77 и 141. Не внося ничего нового в систему наказания, они имеют характер предостережения. В Новелле 141, изданной Великим постом, виновным в мужеложстве предлагается явиться до Пасхи лично к Патриарху (что было осуществимо при небольшой распространенности порока), покаяться и получить эпитимию; в противном случае на них падала вся тяжесть ответственности.

Эклога Императоров Льва III и Константина V (8 век.), карающая почти все половые преступления отсечением носа, для мужеложников оставляет смертную казнь. Жертвы разврата, не достигшие 12 лет, прощаются по их неведению. Позднейшая переработка Эклоги, Эклогадион, повышает этот возраст до 15, но карает юных участников разврата поркой и заточением в монастырь.

Македонская династия в 9 веке повторила санкции Эклоги в Исагоге (Эпанагоге 40, 66) и Прохироне (39, 73). Норма Прохирона вошла в Алафитную Синтагму Матфея Властаря (14 век) и в славянскую Кормчую (гл. 49, гр. 39, параграф 74): «...иже студ деет с мужеским полом, и творяй, и пострадавый от него, оба мечем да усечетася, токмо аще пострадавый мний будет двоюнадесяти лету времени, тогда бо несовершение возраста его таковыя муки избавит его».

Патриарх Феодор Вальсамон (12 век) в толковании на 63 канон Василия Великого подводит гомосексуализм под норму Василик (свод законов императора Льва VI, 9 век) в отношении скотоложества, карающую отсечением члена.

Церковь не располагала арсеналом уголовных наказаний, но при единстве ее с государством могла предоставлять нераскаянных, нагло и демонстративно попирающих нормы христианской морали, вниманию государственных инстанций. Церковное законодательство, соответствующее Библии обоих Заветов, весьма сурово: «Иже аще кто будет с мужеским полом ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета» (Русская Кормчая, гл. 43). Это положение должно было быть руководственным для христианского государства.

Что же до церковных наказаний, они тоже весьма суровы. В начале 4 века Эльвирский (Либеританский) Собор в Испании, вообще очень строгий к блудным грехам, определил в 71 правиле осквернителей мальчиков не причащать даже перед смертью. Василий Великий (4 век) в 62 своем правиле определяет наказывать мужеложников, как и прелюбодеев, отлучением от Причастия на 15 лет. В 7 же правиле он определяет равные канонические наказания мужеложникам, скотоложникам, убийцам, отравителям, прелюбодеям и идолопоклонникам. Но брат Василия Григорий Нисский в 4 правиле дифференцирует блудные грехи на естественные и противоестественные, для последних полагая бОльшее наказание.

В последующие века, однако, в связи с угасанием язычества с его влияниями и исчезновением остроты проблемы наказания могли снижаться. Так, «Каноникон патриарха Иоанна Постника» (10 век ?) предписывает лишь трехлетнее отлучение за мужеложство, однако если отлучённый не будет поститься, плакать и делать ежедневно 200 земных поклонов, эпитимия продлевалась до 15 лет. Тот же Каноникон определяет, что отрок, подвергшийся гомосексуальному насилию, не может, как осквернившийся, стать священником. Это внесено в Синтагму Матфея Властаря, а оттуда в русский Номоканон при Большом Требнике.

Главная проблема брачного права в Византии – препятствия к браку по кровному родству и свойству, но в равной степени и по духовному родству. Византийские каноны в этой области были в высшей степени строги. Например запрещались браки в 6 степени – между троюродным братом и сестрой, и даже в 7 степени. Эти степени создавались не только законными браками, но даже фактом случайной любовной связи, в том числе и гомосексуальной. При этих глубоко вошедших в сознание общества канонических установках провозглашение двоих братьями духовными должно было быть еще одним и весьма серьезным препятствием для порочной связи. Главной причиной запрета братотворения были широкие юридические его последствия. Когда какой-нибудь проходимец, пользуясь юношеским идеализмом и неопытностью наследника крупного состояния, становился его «братом», он мог, по смерти отца, претендовать (при отсутствии других братьев и сестер) на половину наследства!

Поврежденная грехом природа падшего человека склонна к разного рода извращениям. Но утверждать, что самую суть великих реальностей и институтов составляют те или другие извращения; что суть семьи – в узаконении тиранической власти мужчины над женой и детьми, что суть труда – в «эксплуатации человека человеком», что суть родины – в тиранической власти господствующего народа над другими внутри страны и во внешней экспансии, все это говорит или о поврежденности сознания и совести интерпретатора, или о крайней тенденциозности, которая тоже может доходить до бессовестности.

У нас есть одно средство для кипячения мозгов, которое безотказно действует на протяжении многих десятилетий. Это полемика о коммунистической партии и, в частности, о ее вождях – Ленине и Сталине. Каждый год их «кости» неуклонно вынимаются, перетряхиваются и промываются всеми возможными способами. В результате ни Бутовский полигон, ни ГУЛАГ, ни бесконечные списки невинно расстрелянных людей не могут помешать росту популярности Сталина. И благодаря этому информационному облучению, мы получаем нравственных мутантов, считающих себя православными, ненавидящих тех, кто оскверняет храмы, желающих им самой лютой кары, но при этом любящих Сталина, который эти храмы взрывал.

Стоит ли удивляться тому, что на такой почве любые извращенческие идеи, не важно – политические или сексуальные, будут расти как сорняки? Не важно, потому что и у тех, и у других идей есть одна сердцевина – ради виртуального общего блага можно приносить в жертву реальные личности, реальные семьи и реальные судьбы.

В наше время понятия нормы и извращения давно уже не являются четко ограниченными, они, скорее, размыты и не определены и, к тому же, постоянно меняются в сторону увеличения. Так, еще каких-то пару десятков лет назад гомо- и бисексуальность считались отклонением от нормы, сегодня наше представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» пересмотрены, и никто уже не станет категорично называть такие сексуальные предпочтения извращенными.

Впрочем, такие перемены мировоззрения происходили в истории человечества неоднократно: так, если античный мир в вопросах сексуальных отношений был более чем свободен и терпим, то последовавшее за ним Средневековье исповедовало сдержанность и пуританство. Вполне возможно, что 200-300 лет спустя, в масштабе истории такой временной отрезок всего лишь миг, не более, то, что мы сегодня считали приемлемым, окажется под запретом, или наоборот – общество снимет все табу и запреты в интимной жизни своих граждан. И, по мнению психологов, даже садо-мазохизм, который сегодня большинство из нас считают отклонением, будет возведен в статус нормы.

Однако несмотря на общепринятые представления о том, что допустимо и поэтому разрешено, а что нет и поэтому запрещено, у каждого из нас есть свои представления о норме и извращениях. И если вы не можете – или не хотите! – что-то делать в постели, никакие модные течения или аргументы «все так делают» не должны на вас влиять и принуждать вас к действию, поскольку это впоследствии может крайне негативно сказаться на вашем самочувствии – не столько физическом, сколько моральном и психологическом.

Так что каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно и решение принимать, учитывая все обстоятельства. По большому счету, тут, как с маленьким ребенком, – разрешено все, что не может принести реальный вред здоровью. Все остальное – ваш личный выбор, а также неразрывно связанная с ним ответственность: взрослый человек должен отвечать за свои решения и поступки. Поэтому если эксперимент связан с определенной долей риска, возможно, от него лучше отказаться?

Какую бы новую идею ни хотели внести в интимную жизнь вы или ваш партнер, прежде чем внедрять ее в жизнь, нужно совместно ее обсудить. То, что кажется вам вполне приемлемым, вашему партнеру может показаться странным, а возможно, и диким, и наоборот. А если одна сторона хочет принимать участие в смелом сексуальном эксперименте, а другая от него категорически отказывается, то тут уже, согласитесь, и до насилия недалеко. Значит, надо прислушаться к мнению партнера – понять, почему он хочет – или не хочет! – испробовать то или иное сексуальное новшество, попытаться убедить его в своей правоте или прислушаться к его доводам и согласиться, а то и вовсе договориться о каком-то легком – для первого раза – его варианте.

Обязательное условие таких экспериментов – добровольное согласие на них. Если существует хотя бы минимальный процент недовольства или сопротивления, смелое действие превращается в насилие, а следовательно, и извращение. Принуждая кого-то к несвойственному и неприятному для него поведению, помните о том, что то же самое однажды может произойти и с вами – вряд ли вам это будет приятно.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (25.11.2018)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz