Беспризорные дети – печальное социальное явление, которое до сих пор встречается во многих странах мира, в том числе и у нас. Оно связано с полным отстранением несовершеннолетнего от семьи, при этом сопровождается утратой занятий и места жительства. Это крайнее проявление безнадзорности. Данное явление угрожает правильному формированию личности ребенка и подростка, способствует развитию у него негативных социальных навыков.
Среди отличительных признаков беспризорности выделяют полное прекращение связей с семьей и родственниками, проживание в местах, не предназначенных для этого, подчинение неформальным законам, добывание пропитания с помощью воровства или попрошайничества. В этой статье мы приведем определение этого понятия, расскажем о его причинах и последствиях.
85% беспризорных детей – «социальные сироты», то есть те дети, у которых родители все же есть, но по разным причинам они абсолютно не участвуют в воспитании своих детей. Обычно дети уходят из неблагополучного дома и становятся «социальными сиротами» из-за жестокого, бесцеремонного обращения своих родителей (алкоголизм, наркомания и другие социальные проблемы являются катализаторами этого процесса). Но бывает, что ребенок живет в относительно благополучной, даже обеспеченной семье, а из дома он уходит из-за издевательств, которым подвергается в школе со стороны старших товарищей и абсолютном попустительстве педагогов.
Беспризорные дети, как правило, живут на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях, в подвалах домов. Основными «статьями дохода» и существования для них являются сбор бутылок и цветных металлов, воровство, даже грабеж подростков, попрошайничество, проституция. Надо понимать, что это сухая статистика, взятая из официальных источников. На самом деле. количество сирот, точно, до каждого человека установить невозможно.
У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
Официальная статистика неутешительна. А по утверждениям тех. же специалистов, в дальнейшем судьба выпускников школ-интернатов и училищ такова – 40 процентов идет за решетку, еще 40 становятся алкоголиками и наркоманами, и только примерно каждый пятый живет дальше более-менее нормально – работает, имеет место в обществе и жилье. Картина очень невеселая. Очевидно, исправить ее можно только кардинальным увеличением финансирования и расширения системы учреждений образования, здравоохранения и социальных учреждений, занимающихся этой проблемой. Некоторые специалисты видят необходимость повышения статуса в виде единого центра с большими возможностями. Только тогда можно будет взять под опеку всех безнадзорных, а потом дать жилье и работу.
Беспризорные дети на улицах разных стран мира появляются приблизительно по одним и тем же причинам, которые носят социально-экономический характер. В основном, это революции, войны, стихийные бедствия, голод, а также другие изменения условий жизни, которые влекут за собой появление детей-сирот.
Среди факторов, которые способствуют росту беспризорности, следует отметить безработицу, экономические и финансовые кризисы, детскую эксплуатацию, крайнюю нужду, асоциальное поведение родителей, конфликтную обстановку в семьях, жестокое обращение с детьми. Можно выделить и медико-психологические причины. Например, склонность несовершеннолетнего к асоциальному поведению.
В советское время отмечалось, что успешно бороться с этим явлением можно только в условиях социалистического общества, когда ликвидируются причины появления и развития этого явления. Подчеркивалось, что психология моральной изоляции личности от интересов общества и индивидуализма только усугубляет ситуацию, способствует появлению новых беспризорных детей.
Беспризорники отличаются особенной психологией, по сравнению с другими детьми. У них повышенная возбудимость, более сильный инстинкт самосохранения, как правило, они склонны к искусственным возбудителям, в частности, к алкоголю и наркотикам. При этом у них обостренное чувство сострадания и справедливости, свои эмоции они выражают предельно ярко.
Некоторые слишком рано начинают половую жизнь. В физическом плане они отличаются активностью, выносливостью, склонны к совершению групповых действий. Жизненные цели у таких подростков смещены в сторону получения сиюминутного удовольствия и психологического комфорта.
Беспризорные дети у нас появлялись с незапамятных времен. При этом во времена Древней Руси в родовой общине существовала установка всем вместе заботиться о ребенке, если он оставался сиротой. Когда было принято христианство, государственная политика также предполагала заботу о детях, оказавшихся без родителей. Например, соответствующая статья существовала в «Русской Правде».
Во времена Ивана Грозного появляется централизованная политика заботы о сиротах, которые попадают на улицу. Возникают сиротские дома, которые находятся в ведении Патриаршего приказа.
С XVI века существует распоряжение Стоглавого собора, которое обязывает создавать богадельни при церквях для беспризорников. В них используется педагогический принцип, который основывается на воспитании при умеренном наказании.
Занимались решением этого вопроса и при Петре I. Он всячески поощрял открытие приютов, в которые принимали даже незаконнорожденных детей, сохраняя тайну их происхождения. В 1706 году при Холмово-Успенском монастыре был построен один из крупнейших в стране государственных приютов. В так называемых сиротских монастырях беспризорников обучали арифметике, грамоте и даже геометрии. В 1718 году Петром был издан указ об отправке нищих и малолетних детей на мануфактуры, где их обеспечивали работой.
Следующий шаг был сделан Екатериной II. При ней появились приюты и воспитательные дома, в которых ребенка оставляли на время, а после отправляли в аналог современной приемной семьи.
Особые обязанности брала на себя православная церковь. При монастырях регулярно появлялись приюты, в которых принимали детей, оставшихся сиротами. Их воспитывали, опекали и лечили. К XIX веку практически все крупные монастыри имели при себе детские приюты и богадельни.
Примечательно, что в Российской империи многие подобные учреждения были на самоокупаемости, что требовало постоянного вовлечения в производство новых детей. Они принадлежали не только церкви, но и государственным структурам. В частности, министерству внутренних дел и военным ведомствам.
Взгляд на беспризорников коренным образом изменился, когда в России начались масштабные судебные реформы. Появились направления, которые должны были предупреждать совершение несовершеннолетними правонарушений. В основном, они существовали на общественных началах. Их деятельность была направлена на то, чтобы предостеречь детей от тлетворного влияния тюрьмы, организовать их воспитание и обучение. Создавались специальные учреждения для несовершеннолетних осужденных, чтобы избежать их контакта с криминальными элементами, когда они попадались за мелкие преступления в первый раз.
Когда законодательство начало развиваться, возникли специальные суды, которые рассматривали дела исключительно несовершеннолетних. Заведения для подростков активно с ними сотрудничали. Законом от 1909 года учреждены специальные заведения воспитательно-предупредительного характера, режим в которых внешне был похож на тюремный.
Например, в Варшавский приют общества патроната в Струге подростки направлялись добровольно после освобождения из тюрьмы в Варшаве. Они получали физическое воспитание и профессиональное образование.
В самом начале существования советского государства число беспризорников резко увеличилось, чему способствовали социальные катаклизмы. Это Первая Мировая война и Октябрьская революция. К концу Гражданской войны на улице по разным оценкам находились от четырех до семи миллионов беспризорников.
Для решения этого вопроса в Советском Союзе массово открывают детские дома и создают трудовые коммуны для несовершеннолетних. Считается, что к середине 30-х годов детская беспризорность была окончательно ликвидирована. Для этого применялись различные меры. Например, народным комиссариатом путей сообщения создавались специальные отряды для задержания несовершеннолетних, которые перемещались на поездах. Их следовало обеспечить питанием и даже культурным досугом. Затем они отправлялись в детские дома.
В 1935-м Совет народных комиссаров отмечал, что материальное положение рабочих значительно улучшилось. В стране открыто множество детских учреждений, поэтому небольшая часть беспризорников, которая остается на улице, не более чем статистическая погрешность, недостаток профилактической работы. Важную роль в исправлении ситуации играла общественная роль в воспитании детей, меры по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, повышение ответственности родителей за их воспитание.
Как это ни печально признавать, фото беспризорных детей можно встретить и в условиях современной России. Значительный рост их числа наблюдался в начале 90-х годов после очередного социального катаклизма. На этот раз это был распад Советского Союза. Факторами, которые способствовали детской беспризорности, были бедность, экономический кризис, повальная безработица. К тому же многие семьи находились в психологическом и моральном кризисе, сами семейные устои оказались значительно ослаблены, массово распространялись психические заболевания.
Другим сопутствующим фактором становится криминализация общества. Влияние на беспризорность, в первую очередь, оказывает наркомания и проституция. К тому же государство не в состоянии вести необходимый контроль работодателей, которые вовлекали несовершеннолетних в нелегальный бизнес.
Для общества детская беспризорность имеет весьма тяжелые последствия. В первую очередь, это рост преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, алкоголизм, проституция, наркомания. Возникает распространение серьезных заболеваний – туберкулеза, гепатита, половых инфекций.
Оставшись без средств к существованию, беспризорники регулярно подвергаются криминальной и коммерческой эксплуатации. Их вовлекают в различные сферы незаконного бизнеса: проституция, торговля алкоголем и табаком, порнографический бизнес, попрошайничество. Все это связано с серьезными рисками для социального и психологического развития, физического здоровья.
Главная задача социальной работы с беспризорными детьми заключается в индивидуальном подходе к несовершеннолетнему при сохранении его межличностных связей. В связи с этим проводятся лекции и тематические беседы, создаются кружки и клубы по интересам. Работа с беспризорными детьми ведется по индивидуальным картам социальной адаптации. Это важно делать, даже когда несовершеннолетний находится в условиях глубокой социальной депривации.
Технология социальной работы с беспризорными детьми многими основывается на том, что девиантное поведение подростков обусловлено тем, что ранее их жизнь была крайне однообразной, из-за чего они не прожили положительные жизненные ситуации, не приобрели адекватного социального опыта. Поэтому важно создать для них условия, в которых они этот опыт могли бы получить.
Для этого выделяют несколько принципов помощи беспризорным детям. Они основаны на безоценочном подходе к анализу их поведения, создании условий, в которых они могли бы добиваться успеха в каком-либо виде деятельности, убеждении в высокой эффективности предлагаемых способов.
Специализированные учреждения, в которые помещают таких подростков, являются учебно-воспитательными. В них обучение детей построено на индивидуальной основе, может осуществляться в нескольких вариантах. Например, в классах компенсирующего обучения, ПТУ или на базе общеобразовательной школы.
Исследования демонстрируют, что в настоящее время основной причиной ухода из семьи и превращения в беспризорника становится домашнее насилие. Детям приходится сталкиваться с ситуациями, когда их избивают, жестоко наказывают, насилуют, не кормят, принуждают заниматься несвойственными им занятиями, например, попрошайничать. Большинство подростков, которые оказались на улице, именно семейные конфликты называют в числе основных причины, из-за которых они попали в такую ситуацию.
Дети становятся для родителей объектами негативной эмоциональной разрядки, когда тем приходится сталкиваться с личными и социально-экономическими неудачами. Например, с разводом, потерей работы или материального обеспечения. Чувство разочарования, обиды и бессилия что-либо изменить вызывает множество негативных эмоций, которые выплескиваются на детей.
Делая вывод, нужно отметить, что сейчас одним из основных факторов детской безнадзорности является нарушение их прав и свобод в области оздоровления, образования, получения жилья и профессии. Есть в этом роль и органов опеки и попечительства, которые несвоевременно реагируют на возникающие проблемы. Службы не в состоянии решить возникающие вопросы воспитания и жизнеустройства несовершеннолетних. Опасность положения заключается в том, что беспризорные дети все чаще вовлекаются в секс-бизнес, занятие проституцией, используются для съемок порнографических фильмов. Все это приносит непоправимый вред их духовному, психическому и нравственному развитию. Растущая безнадзорность детей является следствием экономических и социальных потрясений в обществе.
С одной стороны, беспризорники – это, конечно же, такая уличная вольница, праздник непослушания. Тема беспризорников всегда притягивала мальчишек, особенно в советские времена, когда беспризорность как явление существовала только на страницах книг или экранах кино. Достаточно вспомнить фильмы нашего детства: «Путевка в жизнь», «Республика ШКИД», «Флаги на банях», «Армия трясогузки» и другие.
С другой стороны, дети, не имеющие дома, живущие на улице, – это позор для страны. И государство не может, не имеет права считаться развитым, продвинутым, если в нем присутствует такое уродливое явление. Не будет у нас никакой инновационной экономики, не будет никакой модернизации, если есть беспризорные дети. А они есть. Хотя в последние годы у человека, следящего за информационным пространством, может сложиться впечатление, что с этим делом у нас все в порядке.
Современный безнадзорный ребенок – это чаще всего «вольный казак», не желающий жить по законам, принятым в обществе. Нынешние беспризорники – далеко не всегда сироты. У многих есть родители, но улица, жизнь в компании таких же «бегунков» для них дороже. Важный момент – многие из этих ребят не состоят ни на каком учете, они не ходят в школу, не имеют документов.
Ну, и вторая причина, страшная в своей обыденности, – у нас сложилась такая экономическая и социальная ситуация, когда детям в семье жить сложно. Семья просто не в состоянии обеспечить ребенка самым необходимым. Денег катастрофически не хватает, даже если родители отнюдь не тунеядцы. Моногорода, промышленные центры с разрушенным в 90-е годы производством сегодня не могут обеспечить достойную жизнь своим жителям. Безденежье порождает тяжелый психологический климат в семье. Дети не хотят, не могут, не умеют терпеть, выживать – и бегут из дома за другой жизнью, кажущейся вольной.
Сегодняшние «трудные дети» воруют, чтобы прокормиться. Если их ловят торговцы, то бьют. Могут и убить.
Что из себя беспризорники представляют в человеческом плане? Очень часто это зверята. Обозленные, агрессивные, сплоченные. И они воспринимают людей, живущих «в обществе», только как источник дохода. С нашей точки зрения, у них искаженное мышление. Они – как волки из киплинговской «Книги джунглев». Каждый день охота, каждый день добыча. Это позволяет им выжить.
Если в приемнике, в детском доме очередной «бегунок» охотно отвечал на вопросы, то на улице, в переходе, на вокзале чаще всего беседы проходили за плату: сигареты, чебуреки, пиво. И в глазах у ребят время от времени вспыхивал такой волчий огонек – они словно бы прикидывали: может, стоит накинуться на этого надоедливого мужика всей кодлой за углом, дать по башке да и попросту выпотрошить карманы?
Кстати, они практически не признают «на своей территории» общепринятых норм общения. Человеку, собирающемуся разговаривать с беспризорниками, нужно быть готовым к тому, что его, вне зависимости от возраста, будут называть на «ты», говорить: «слышь, мужик» или «эй ты, тетка», не стесняясь материться, посылать куда подальше…
Мы сейчас живем в очень странном мире. Развитие информационных технологий привело к тому, что обыватель уверен: существует лишь то, что показывают по телевизору, о чем пишут массовые издания, говорят по радио. А беспризорные дети находятся вне информационного поля. О них уже не модно писать и снимать. И получается, что их как бы и нет.
В стране существуют как бы два параллельных социума. Один из них – наш, априори считающийся единственным, а другой – их, тайный, скрытый от глаз простых граждан. И этот второй социум живет за счет первого, паразитирует на нем. Конечно, в него входят не только уличные дети. Бомжи, беглые преступники, бродяги, цыгане, нелегальные мигранты – это все тоже члены второго социума. И, конечно же, детям не место среди всех этих людей. Их нужно вырвать оттуда, социализировать, как это делалось в 20-30-е и послевоенные годы прошлого века.
Из беспризорников, воспитанников трудовых коммун и детдомов той поры вышло множество хороших и известных людей. Писатели Леонид Пантелеев, Иван Ефремов, академики Арцимович, Дубинин, Кочергин, Чарыев, народная артистка СССР Георгиевская, политик Аркадий Иванович Вольский и еще много, много громких имен.
С трудом верится, что подобная судьба ждет кого-то из современных «гаврошей». И дело тут в том, что в советское время существовала государственная программа социализации беспризорников. Государственная! Это самый главный момент. А нынешним власть предержащим проще сделать вид, что проблемы не существует. Мы не собираемся выступать в роли какого-то разоблачителя, но продолжать отмахиваться от проблемы, вместо реальных, конкретных дел проводить «ребрендинг», заменяя понятие «беспризорный» на «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию», – это не выход и никому не делает чести.
Сегодня можно говорить об организованном криминализированном детском сообществе, и оно очень быстро интегрируется во взрослую жизнь. Как правило, многие из них или алкоголики, или наркоманы. В последние годы точками дислокации шаек беспризорников стали аптеки. «Нашакалив» денег, эти дети идут туда и покупают таблетки, другие препараты, из которых с помощью подручных средств готовят «дурь» – жуткие по своему составу самодельные наркотики, способные с одной дозы искалечить организм. И преступления они зачастую совершают именно ради дозы и выпивки.
Практически никто из этого тупика не выбирался, разве что единицы. Известно, что лишь каждый десятый детдомовец становится нормальным членом общества. С беспризорными детьми все еще хуже.
И все же кто они по происхождению – нынешние беспризорники? Многие убегают от бедности. Другие – потому что им не нравится дома.
Наиболее широко, к сожалению, распространенный тип – социальный сирота. У такого ребенка тоже есть родители, и он рад бы жить дома, но не может: папа или мама (а иногда и оба) пьют, в квартире идет «праздник каждый день». Бывает, что ребенок любит свою непутевую, пропащую мать, а она в ответ напивается и бьет его смертным боем. Бьет так, что мальчик бежит из дому куда глаза глядят. К слову, именно эти дети неохотнее всего идут в беспризорники, и именно среди них выше всего процент социализации.
Но выход есть только такой же, какой был в тридцатые годы – насильственная социализация, когда коммуны-колонии Макаренко решили проблему. Что бы ни говорили, там шла декриминализация, и воспитанники колонии в итоге понимали, что работать выгодней. Можно не воровать, а зарабатывать, делая что-то своими руками.
Еще раз надо понять, что современные беспризорники – это даже не «Генералы песчаных карьеров». Это питательная среда для ОПГ, это детская проституция и детское порно. Это наркотики и тяжкие преступления. На беспризорных обращают внимание деструктивные секты.
И тут стоит вспомнить православную церковь, которая должна заниматься не только благотворительностью среди детей, но и в первую очередь миссионерством. Вера дарит человеку надежду на лучшее. Вера может помочь беспризорникам найти себя. Это же касается представителей светского ислама и других конфессий.
Но, как нам кажется, главное для решения проблемы беспризорности – все же политическая воля государства и строгий контроль общественных организаций за расходованием средств и самими детьми. Только так, объединив усилия, мы сумеем одолеть это зло.
|