![](/_pu/8/s93666164.jpg)
Легко ли жить в бедности, знает только сам бедный. Мнения по поводу бедности разделяются. Христианская мораль, призывающая не судить и проявлять милосердие, борется с капиталистической, где отношение к нищете описывается двумя-тремя понятными фразами. Довольно болезненными для самолюбия, говоря по правде.
Не секрет, что деньги, как многое в жизни – палка о двух концах. Помимо очевидных преимуществ, вроде свободы, внутреннего комфорта и безопасности, у денег есть масса неудобств. Эти минусы известны публике гораздо меньше: процент богатых невелик, они не болтливы, а даже если пробуют научить бедных принципам успеха, то в девяти случаев из десяти терпят фиаско. Всё потому, что богатеть – дело тяжёлое и требует ежедневных жертв.
Люди отлично видят внешнюю сторону богатства, хорошо представленную в массовой культуре. Легко вообразить себя Великим Гетсби или Джорданом Белфортом – но никто не передаст вам реальных ощущений от жизни бухгалтера мафии или мошенника, обобравшего сотни влиятельных людей, которые могут стереть человека с лица земли одним телефонным звонком.
Наконец, деньги требуют любви, внимания и защиты, как дети. Забудьте о них – и они разлюбят, утекут сквозь пальцы, уйдут к другим.
Есть сотни примеров того, как шальные деньги испортили жизнь счастливчикам, стоит только почитать биографии победителей лотерей. Шок и растерянность, в лучшем случае, в худшем – разрушенные семьи, наркотики и долги. К богатству, которое не унаследовано, надо дойти самому, иначе дружба не сложится. В итоге, мечтать о деньгах куда проще, чем на самом деле их иметь. Об этом подозревает любой малоимущий, подсознательно чувствуя, что идёт в нагрузку к миллионам.
Начнём с зависти: многие из нас нет-нет, да позавидуют богатым, есть такой грех. Значит, разбогатей мы сами, нам тоже будут завидовать. И прощай, дружеская откровенность, «равный среди равных», здравствуй тайное лицемерие. Одинокому разбогатеть – обречь себя на вечный вопрос «любят ли меня за меня или за мои деньги?»
Многих донимают родительские установки: деньги – чистое зло, символ неравенства и угнетения. Из-за них убивают слонов и носорогов, делают наркотики и затравили индейцев с эскимосами. Все эти вводные подспудно накапливаются где-то в области затылка. К прочим напастям, многих учили быть альтруистами, поэтому деньги – это ещё и стыдно. Ну-ка, сколькие из нас страдают низкой самооценкой, и не могут по праву оценить свой труд?
Хотите поставить в тупик кандидата на работу или начинающего бизнесмена? Спросите без обиняков, сколько стоят его услуги. Большинство начнёт краснеть, мяться и блеять – и продешевить страшно и цену назначить неловко.
«Бедный человек». Ухо так привыкло в этой фразе, что не различает её смысла. «Бедный» – от слова «беда». Это не вина его, а беда. Пришла беда – отворяй ворота. Вековая народная мудрость утверждает, что есть некая «беда», поражающая человека, как молния. Жил себе, а потом бах! и обнищал.
Удобная штука – беда. Она снимает ответственность раз и навсегда: человек здесь не при чём, виноват злой рок, сила обстоятельств. Бедность – лишь результат несчастного случая. Миллионы людей зомбированы простым оборотом речи и смирились со своей нищетой, нашли в ней утешение и покой. Судя по тому, с какой готовностью граждане очередной раз согласились потерпеть, в состоянии нужды по-прежнему есть что-то невыразимо притягательное.
Старшим поколениям этот способ жизни вообще наиболее понятен. За годы советской власти выживание в условиях дефицита стало не просто привычным, в нем даже обнаружилась доблесть – граждане научились так виртуозно выходить из положения, что стали этим кичиться. Присказка «голь на выдумки хитра» приобрела гордый оттенок: в стране, где каждый гол и все равны, побеждает тот, кто лучше приспособится. И в этом искусстве люди достигли невероятных высот. Помните программу «Пока все дома», рубрика «Очумелые ручки»? Её ведущие стали легендами.
Квинтэссенция абсурда, в этом шоу людей учили делать цветы из ПЭТ-тары, строить дома из пивных бутылок и тысяче других способов скрасить досуг. Советы рукодельникам печатали везде: в журналах вроде «Науки и жизни», альманахах для школьников и отдельными изданиями. Читалось не хуже авантюрных романов: как заменить лак для волос сахарным сиропом, остановить стрелку на колготках, как сверлить стекло или выжать сок из репы с помощью домкрата (советует В. Ступчиков, город Обь).
Миллионы людей точили, резали, клеили, прижимали струбциной и оставляли на сутки в сухом прохладном месте. Как в книге «Тысяча вкусных и полезных блюд из травы» для жителей Северной Кореи. Побочным явлением стало накопительство.
Людям, выросшим на скупых советских просторах, тяжело было сдерживать этот зуд – так герой Джека Лондона воровал сухари даже в безопасности, на корабле, после спасения от голодной смерти. Он не мог контролировать себя.
За десятилетия нищеты, массовое сознание твёрдо вызубрило правила выживания. Есть тысячи пособий по жизни в пол-ноги, только браузер открой. В теории и практике бедности мало что поменялось с тех времён – разве что диета теперь побогаче, а в излишествах теперь не телевизоры «Темп», а айпэды.
Нас учат относиться к бедности, как к «интересному, хоть и трудному заданию». Так, герой Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна», рассказывал сыну, что концлагерь – это игра, а победителю полагается призовой танк. Но нам призов не обещают.
«Экономия на продуктах вовсе не означает снижения качества вашего питания», пишут авторы таких пособий? Что же это тогда? Воспитание воли и здорового желудка?
А вообще, в спартанской жизни есть для нас несомненные преимущества. Людей, которые несколько лет готовы есть мёрзлую картошку, потому что «пришло время сплотиться», невозможно запугать. При такой жизни и смерть не страшна. Они привычно зажигают свечи во время веерного отключения и греют воду в ведре, если горячей нет. С оптимизмом и верой встречают переход от относительного благополучия к решительной аскезе. Хуже того, для них это сродни выходу из подполья на широкий простор, где снова все ясно и привычно.
Деньги «жгут нам ляжки», как говорил герой Шукшина в «Калине красной». В них слишком много свободы, с которой непонятно, что делать. Нам столько не надо, она нас демаскирует.
Христиане верят, что гордыня – это грех, потому что она ложь: она убеждает, что люди лучше, чем на самом деле, чем их сотворил Господь. Гордыня ведет к высокомерию, а затем уводит от смирения и близости к людям. Не нужно быть христианином, чтобы понять эту мудрость. Достаточно беспокоиться о будущей карьере, чтобы понять: гордость, пусть даже за реальные достижения, отвлекает и обманывает. Литературный критик Сирил Коннолли как-то сказал: «Боги всегда называют многообещающими тех, кого хотят уничтожить».
За 25 столетий до этого греческий поэт Феогнид писал своему другу Кирну: «Гордость – первейшее зло, которым разят человека Боги, решив из-под ног почву отнять у него». И тем не менее мы продолжаем вздымать это знамя! Гордость притупляет самый нужный для успеха инструмент – разум. Она снижает нашу способность учиться, быть гибкими, строить взаимоотношения.
Страшнее всего, что это, как правило, происходит в начале жизни или когда мы приступаем к чему-либо с тщеславием новичка. Только позже вы понимаете, что тот удар по голове был бы как раз самым меньшим риском. Гордость берёт мелкое достижение и заставляет нас ощущать его значительным. Она улыбается нашей смекалке и гению, словно продемонстрированное нами – лишь намёк на то, что ещё будет.
С самого начала она вбивает клин между нами и реальностью, тонко или не особо тонко меняя наше восприятие и того, что есть, и того, чего нет. Именно эти категоричные мнения, лишь слабо подкреплённые каким-то достижением, заставляют нас устремиться к заблуждениям или к чему-то худшему.
Мы порой все потворствуем созданию приятных формулировок такого рода. Но, похоже, каждая культура порождает свои фразы-предостережения. Не пересчитывайте цыплят, пока они не вылупятся. Не готовьте соус, пока не поймана рыба. Чтобы приготовить кролика, его тоже нужно сначала поймать. С дичи, убитой словами, шкуру не снимешь. Замахнётесь на вес не по силам – получите травму. В основе любого грехопадения лежит гордость.
Давайте назовем эту позицию честно: обман. Если вы делаете работу и тратите на неё время, вам незачем обманывать, незачем стремиться компенсировать затраты.
Гордость – умелый захватчик. Джон Рокфеллер, будучи молодым, по ночам разговаривал сам с собой. «Когда вы только начинаете, – произносил он вслух или записывал в дневнике, – то решаете, что уже стали предпринимателем. Будьте настороже, а то потеряете голову». В начале карьеры он в определенной степени преуспевал. У него была хорошая работа, он скопил денег и делал какие-то инвестиции. Если учесть, что отец Джона был аферистом, то путь, на который вступил его сын, можно считать верным.
Понятно, что в какой-то момент у Рокфеллера начала пробиваться удовлетворённость своими достижениями и траекторией движения. И когда банк отказал ему в кредите, он прокричал: «Однажды я стану самым богатым человеком на свете!» Можно считать, что Рокфеллер был единственным человеком в мире, который сказал это, а потом действительно стал самым состоятельным на планете. Но на него одного приходятся дюжины неадекватных людей, которые заявляли то же самое и искренне верили сами себе.
Однако они и близко не подобрались к провозглашённой цели – в частности, потому что против них была гордость, которая заставляла других людей ненавидеть их. Рокфеллер знал: он должен обуздать себя и негласно усмирить своё эго. Каждую ночь он вопрошал себя: «Ты будешь дураком? Позволишь, чтобы эти деньги тебя раздули?» (Какими бы скромными они ни были.) «Будь начеку, – предупреждал он себя. – Не теряй самообладания». Позднее он размышлял: «Я опасался впасть в высокомерие. Жалок человек, который допустил, чтобы мелкий успех испортил его и искажал его суждения. Который забыл, кто он такой!»
Это создает близорукую, противоестественную одержимость, страсть к самоудовлетворению, которая перекашивает перспективу, реальность, истину и мир вокруг. В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери говорит то же самое, сетуя, что «тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». Именно поэтому мы не можем позволить себе иметь таких в качестве переводчиков.
Получайте отзывы, жаждите и прокладывайте правильный курс в жизни. Гордость притупляет чувства. Иногда она налаживает наши отрицательные стороны: чувствительность, манию преследования, способность переводить всё на себя.
Когда великий завоеватель Чингисхан готовил сыновей и военачальников себе в преемники, он не раз предупреждал: «Если не сможете проглотить свою гордость, не сможете командовать». Он рассказывал, что гордость укротить труднее, чем дикого льва. Ему нравилась аналогия с горой. Он говорил: «Даже на самой высокой горе есть животные, которые, взобравшись на неё, будут выше горы».
Мы склонны остерегаться негатива, опасаться людей, которые отбивают у нас охоту следовать вызовам и сомневаются в наших взглядах. При виде такой помехи определённо стоит насторожиться, но справиться с ней довольно просто. Что мы делаем реже, так это защищаем себя от признания и удовлетворенности. Они быстро встают у нас на пути, если мы подаём надежды. Мы не защищаем себя от людей и обстоятельств, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо – или, скорее, слишком хорошо. Мы должны приготовиться к гордости и рано убить её – иначе она убьёт то, к чему мы стремимся. Мы должны опасаться дикой самоуверенности и зацикленности на себе.
Мы куда-то стремимся, и именно стремящиеся должны быть нашей ровней, а не гордые и не добившиеся результата. Без этого понимания гордость создаёт противоречие между нашей самооценкой и реальной ситуацией, которая состоит в том, что мы ещё далеки от цели и что нам многое предстоит сделать.
Напоследок: речь идёт не о том, чтобы отложить гордость на потом, поскольку пока вы ещё её не заслужили. Это не «не похваляйся тем, что ещё не произошло». Это более прямое и краткое: «Не похваляйся». В похвальбе для вас ничего нет.
10 признаков, что вы не экономный, а нищий
1. Вы покупаете самые дешёвые продукты
В супермаркете вы не смотрите на состав и калорийность продукта – вас интересует только цена. Среди важных пунктов может также оказаться срок годности: чем он больше, тем выше вероятность, что продукт успеют съесть до того, как он испортится. В некоторых случаях брать дешёвые продукты – правильный выбор экономного покупателя. Местные сезонные яблоки часто вкуснее и ароматнее тех, что сорвали с дерева недоспелыми и привезли с другого континента. А грязную картошку легко отмыть и выгадать на этом половину цены. Но на некоторых продуктах лучше не экономить, иначе вы получите сомнительное качество и вкус на любителя. Кроме того, в погоне за дешевизной вы покупаете то, что стоит копейки, а не то, чего хочется. В продуктовой корзине часто оказываются копеечные полуфабрикаты, а фрукты и овощи почти не появляются. Такая экономия неоправданна и может негативно отразиться на здоровье.
2. Вы предпочитаете мгновенную выгоду
Вам нужен стиральный порошок. Упаковка на 3 килограмма стоит 500, на 1 килограмм – 200. Очевидно, что большая пачка выгоднее, но вы купите маленькую – ведь так дешевле! Называть это экономией можно лишь в одном случае: если у вас проблемы с математикой. Для тех, кто умеет считать, очевидно, что такой выбор сберечь деньги не поможет. Если вы пользуетесь одной и той же бытовой химией, логично покупать большие пачки или брать новую упаковку со скидкой, даже если старая не закончилась. Другое дело, когда денег на использование таких инструментов не хватает. В этом случае пора перестать считать выживание экономией и переосмыслить своё финансовое положение.
3. Вы не покупаете необходимое
Одно дело – не покупать новую модель смартфона, потому что старая ещё отлично работает. Другое – использовать неудобный и некрасивый полированный шкаф, доставшийся вам от бабушки, хотя новый можно купить сравнительно недорого. Когда матрас больше похож на миниатюрный полигон для испытания бомб, а ножки табуретки для надёжности обмотаны скотчем, это не экономия. Просто сделайте фото и посмотрите на него: такими картинками иллюстрируют статьи о неблагополучных семьях. Экономный человек, в отличие от нищего, заботится о качестве своей жизни, хоть и избегает необоснованных расходов.
4. Вы всё измеряете деньгами
В толковом словаре Ушакова «экономить» означает «расходовать бережно, выгадывать на чём-нибудь». Не переплачивать – полезное умение при любом доходе. Но при скудных бюджетах экономия превращается в боязнь потратить лишнее, потому что от этого буквально зависит выживание. В итоге человек всё начинает измерять деньгами, всегда думает о них, оценивает людей и вещи в деньгах. Хотя если на секунду прервать привычный ход мышления, становится очевидно, что ценность не равна цене. Но нищий (в том числе духом) человек предпочитает этого не замечать, потому что его мир крутится вокруг денег.
5. Вам стыдно признаться в том, что вы экономите
Это вытекает из привычки всё измерять деньгами. Существует огромный пласт людей, которые одеваются в брендовую одежду и стригутся в барбершопах, но при этом живут в квартире со сгнившими полами и огромным долгом за ЖКУ. Именно они оценивают благополучие знакомых по наличию хоть какой-нибудь машины, даже если те живут в центре и через сквер от работы. Признаться, что экономишь, для таких людей всё равно что публично сказать, что они нищие. Нюанс в том, что на деле они чаще всего такими и оказываются. Человек, для которого экономия – челлендж по сбережению денег, чаще всего с удовольствием и гордостью говорит о выгодных покупках и работающих стратегиях.
6. Вы покупаете только на распродажах
Сама по себе любовь к распродажам не говорит ни о чём. Проблемы начинаются, когда вы не покупаете себе нужную вещь, потому что на неё нет скидки или потому что она стоит дороже, чем три года назад. Обходиться в декабре без зимних сапог, потому что распродажи стартуют в январе, – это не экономия. А если заболеете, ещё и на лекарствах разоритесь.
7. Вы падки на халяву
«Зато бесплатно» – фраза, которая прокладывает грань между экономным и нищим. Первый подумает, нужна ли ему халявная вещь, устраивает ли она его на 100%, и, если нет, откажется или купит нужную вещь за полную цену. Второй рад всему бесплатному.
8. Вы не тратите деньги на себя
Ваши траты ограничиваются физическими потребностями. Всё, что выходит за базовые нужды: хобби, театры, кино, музеи, занятия спортом – слишком дорого, и вы обходитесь без этого. Получается действительно экономно, но назвать такую жизнь полноценной сложно. Экономия не подразумевает отказ от всех удовольствий.
9. Вы экономите деньги в ущерб другим ресурсам
Всю субботу вы тратите на поход по гипермаркетам, потому что в одном скидки на мясо и молоко, в другом – на творог, в третьем – на мыло. Эти хлопоты занимают весь день, вы не успеваете поспать, качественно провести время с семьёй, отправиться на прогулку. А при подсчёте экономии может оказаться, что вы сберегли сумму, которую заработали бы за пару часов. Деньги всего лишь ресурс. Только их можно заработать, а дополнительное время – нет.
10. Вы гонитесь за дешёвыми услугами
Вы искренне не понимаете, почему отделочник хочет так много денег за укладку плитки, если потратил на работу всего два часа. А в интернете вообще любой работать может, вон у соседки сын-подросток вечно сидит за компьютером. В итоге вы ищете кого подешевле, получаете ужасный результат и вносите свою лепту в замкнутый круг из низкого дохода и плохого качества. Кстати, будьте уверены: на вашем доходе это тоже однажды отразится. Экономный человек знает цену деньгам и понимает, что качественное не может быть дешёвым. Он готов платить за результат, потому что это сбережёт ему время, нервы и средства на переделку.
|