Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Госпожа удача

Удача и успех – достаточно разные вещи. Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерее. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло. Хотя чаще везет тем, кто знает, где и в какое время надо находиться, – то есть людям успешным. Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что вы хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами.

Удачливым быть приятно, успешным быть престижно. И, естественно, куда как надежнее: птица удачи по расписанию не прилетает. Но если припархивает, то чаще выбирает людей предприимчивых и сообразительных: помните анекдот про бедного еврея? Жил-был бедный еврей, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли год за годом, коврик уже почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: – Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: – Абрам, ну оторви свою задницу от коврика и пойди купи хотя бы один лотерейный билет!

Универсальный бизнесмен активен и предприимчив, и, может быть, именно поэтому его часто сопровождает удача. Если же удачи нет, ему нет нужды ее дожидаться: он просто уверенно и успешно работает, каждый раз получая запланированный результат. Он имеет успех в любом деле хотя бы ровно потому, что за неперспективное дело он не берется, а любой временный проигрыш умеет превращать в свою будущую победу.

Как это делается? Как можно и нужно строить жизнь и деятельность, чтобы вас всегда сопровождал максимальный успех? На уровне слов вы, скорее всего, это знаете. Что такое эффективная деятельность, знает каждый: просто потому, что каждый когда-то эффективным был.

Давайте дадим современное определение и разберемся что же такое удача. Да именно современное, потому что в древние времена значение слова удача было иное, нежели сейчас. Что такое Удача в современном понимании – это позитивно воспринимаемое событие, возникшее в результате случайного, непредсказуемого или не учитываемого стечения обстоятельств. Также может обозначать желательный исход какого-либо события или действия, особенно в ситуациях, когда он не (полностью) зависит от действий или решений затронутой личности. Другое слово, используемое для обозначения удачи – везение. (Википедия)

Можно ли считать за удачу только то, что «упало на нас с неба» и ни как не то, что сложилось в результате повседневного и упорного труда? Думаю, что да. Не надо путать Удачу и Успех. Ведь удача – это случайное стечение обстоятельства, а успех – это спланированный и полностью зависящий от наших действий, от наших желаний, от нашей веры результат. Удача – не наша заслуга, как не наша заслуга выигрыш в лотерею. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.

Сделаем небольшой вывод: удача понятие относительное и каждый человек вправе считать удачей любое событие в своей жизни. Она, как правило, приходит к тому, кто стремится к своей цели. Отсюда вытекает, чтобы не спугнуть удачу нужно старательно работать над достижением своих целей и воплощением своих задумок и проектов в жизнь.

Удача – это временное явление (она подобна монетке, которую подкидываешь и 50/50 ты уверен, что выпадет орел), а успех – это стопроцентный результат от «подкидывания». Удача и успех – достаточно разные вещи. Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что вы хотели, вы сделали то, что нужно для этого, вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами. Самое большое различие заключается в том, что мы полностью властны над успехом, а над удачей нет (хотя с этим можно не согласиться, наверняка на ряду со способами достижения успеха, существует и формула удачи)!

Удачливым быть приятно, успешным быть престижно. И, естественно, куда как надежнее: птица удачи по расписанию не прилетает. Но если припархивает, то чаще выбирает людей предприимчивых и сообразительных. Ведь что такое удача? Удача – это не только благоприятное стечение обстоятельств, но и наша готовность ими воспользоваться.

Есть люди, рядом с которыми хочется находиться, чье присутствие вдохновляет, люди, у которых спорится всякое дело, за которое они берутся. Есть, напротив, люди, чье присутствие угнетает, привносит тяжесть, рядом с которыми опускаются руки и теряется «вкус к жизни». Каждый из нас – иногда осознанно, а иногда инстинктивно – стремится быть рядом с первыми и избегать общества вторых. Этих вторых мы часто называем неудачниками, уже не помня истинного, древнего смысла этого слова.

«Удачи!» – привычное пожелание, произносимое русскими при расставании, и соответствующие ему древне-скандинавское «Auja!» и древне-среднеевропейское «Aja!» мы понимаем сейчас просто как пожелания везения. Между тем эти восклицания, имеющие, как будет видно дальше, магический, заклинательный характер, связаны с одним из важнейших представлений нордической Традиции.

Понятие Удача в древности как мы видим его в этнографических материалах и в древних скандинавских сагах, означает отнюдь не «везение», но некую важнейшую интегральную характеристику человека. В скандинавских текстах мы можем встретить такие формулировки, как «у него была хорошая Удача» или «у него была плохая Удача», «он приобрел (или потерял) Удачу, совершив то-то и то-то», «его Удача стала более (или менее) хорошей». В русском языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: «его Удача оставила его», например.

Скандинавский термин Auja, обычно переводимый на русский как «удача», подразумевает под собой не только «везение», но и счастье, радость, силу. О викинге, которому повезло в бою, говорили, что он победил, потому что у него была хорошая Удача; но так же отзывались о том, у кого ладно строились корабли, чья жена рожала много детей, кто умел вести за собой людей. Таким образом, «везение» – это только одно – хотя и характерное – из проявлений Удачи. Сама же она понималась древними нордами как особое личное [магическое] могущество (др. исл. Megin), приносящее удачу в узком смысле слова и благо вообще.

Так же и русское слово удача само по себе не связано с «везением», хотя благоприятное стечение обстоятельств мы до сих пор понимаем как одно из проявлений Удачи. Однако само это слово происходит от глагола дать и подразумевает значение «то, что дано». Как характеристика конкретного человека, Удача – это то, что ему дано. И если речь идет о язычестве, то Удача это то, что дано богами.

Таким образом, если говорить о нордической Традиции в целом, Удача – это некая сила, определяющая жизнь человека, его успех и неуспех, его счастье и несчастье. В старые времена, на Северо-Западе Европы Удача мыслилась основным достоянием человека – князь, обладавший обширными землями, золотом и большой дружиной, но – плохой Удачей, не стоил ничего перед простым воином, чья Удача была хороша. Мы увидим, почему было так, рассмотрев основные черты древних представлений об Удаче.

Итак, во-первых, Удача может быть хорошей и плохой, иначе говоря – «положительной» и «отрицательной». Первая приносит благо, вторая – неблаго; человек, чья Удача – плохая, становится невезучим во всем, к чему прикасается. Удача может быть приобретена, утеряна или изменена. Так, например, по представлениям древних скандинавов, человек, совершивший воровство, переставал считаться мужчиной и терял хорошую Удачу.

В древности удача считалась «заразной». Человек с плохой Удачей еще в раннем Средневековье был обречен на одиночество. Мы до сих пор избегаем таких людей, в древности же путники нередко делали крюк, чтобы обогнуть дом или земли человека с плохой Удачей, люди бежали из городов, где правили такие князья, и воины оставляли их дружины, если тому не препятствовали соображения этического характера. Напротив, дом человека с хорошей Удачей всегда полон гостей – каждому хочется побыть рядом с ним, прикоснуться к нему, поговорить с ним, т.е. перенять часть его Удачи. Многие вожди викингов стремились зазвать в свои дружины воинов, известных большой хорошей Удачей. При этом считалось, что Удача не аддитивна, т.е. сколько бы человек не делился с другими своей Удачей – будь она хорошая или плохая – его собственная Удача от этого не уменьшается.

Удача вождя распространяется на его людей. Переходя, как то часто бывало, от одного вождя к другому, викинги выбирали хёвдинга, обладавшего хорошей Удачей. Великий Новгород выбирал себя князя, оценивая характер его Удачи; князь, потерявший хорошую Удачу или приобретший плохую, изгонялся. В древней Ирландии существовали специальные ритуалы оценки «истинности» будущего верховного короля, поскольку возведение на престол «не-истинного» короля, т.е. короля, обладавшего плохой Удачей, приводило к неурожаям, падежу скота и кровавым междоусобицам.

Удача отчасти наследуется. С этим ее свойством связано существование родовой, или клановой, Удачи, и даже Удачи этноса.

Удача в старые времена, как уже было сказано, представляла собой главную ценность, которой может владеть человек (или род). Удачи, а не счастья или материального благополучия – просили у богов. Удачу берегли как ценнейший их дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.

Нередко такие технологии были связаны с персонификацией Удачи в образе божества, связанного с конкретным человеком. Такой персонифицированный аспект Удачи назывался на Северо-Западе фетч (др. англо-сакс. fetch), фюльгья (др. сканд. fylgja) или ведогон (слав.); эти традиционные представления были позднее заимствованы и христианством, где персонифицированная Удача превратилась в ангела-хранителя.

Наверное, каждый из нас не один раз слышал предисловие: «Все получилось так удачно, что…» После изложения твоей (и только твоей!) очередной победы будет похвала. От родителей, детей, сослуживцев или начальства – не имеет значения. Главное, ты сумел, ты победил, ты умница.

С пьедестала себя свергать не хочется и даже вспомнить, что без воли Божьей ничего не совершается, как-то забывается. Плюс ко всему, «удача» всегда предполагает получение чего-либо случайно, задаром или бесплатно, что имеет хорошее русское определение – «халява».

Если ты профессионально делаешь свое дело и достигаешь мастерства и похвалы, это не удача. Это преумножение талантов, Богом данных. Это совершенствование и развитие личности. Нельзя удачно написать роман, как и удачно построить самолет не получится. Роман может быть хорошим или плохим, а самолет или будет летать, или разобьётся.

Как-то один священник на вопрос прихожанки: «Как добиться удачи в жизни?» – ответил следующим образом: «Первая удача уже в том, что вы родились, то есть вышли из мрака небытия. Вторая удача – Господь создал вас человеком, а не каким-нибудь другим существом. Третья удача – что вы имеете религиозное чувство, хотя бы потому, что обратились к священнику. Четвертая удача – сколько людей каждый час и день уходит из этого мира, а мы с вами еще живы: так что мы – большие удачники. А самая большая удача – если мы будем спасены. Помоги вам Господи добиться этой удачи».

«Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое-то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно – Молох, – было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т.е. диавола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий – 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе – в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов – поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертва Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а так же усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.

«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из-за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола», – Джон Мильтон «Потерянный рай».

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». [Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151-152].

Как было уже указано выше, Молох-Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год с плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали: «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны...Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) семиты не прекращали их практиковать.

«Отцом» японской промышленной революции считается Сакичи Тоёда, который изобрёл автоматический ткацкий станок и основал компанию Toyoda Automatic Loom Works. В 1933 году под руководством его сына Киитиро Тоёды было начато производство автомобилей. Сначала они продавались под маркой Toyoda, но затем было решено поменять предпоследний звук. Для записи слова Toyota японской азбукой нужно 8 движений кисти вместо 10 для слова Toyoda, а число 8 традиционно считается счастливым в восточно-азиатских странах. Ещё одним аргументом в пользу переименования было дистанцирование от ассоциаций с сельским хозяйством, так как буквальное значение Toyoda – «урожайные рисовые поля».

В 1999 году американка Джоан Мюррей, увлекавшаяся парашютным спортом, совершала очередной прыжок с высоты 4,4 километров. Её основной парашют не сработал, а запасной раскрылся очень поздно и не особо затормозил падение. Так получилось, что Джоан приземлилась на муравейник огненных муравьёв и осталась жива. Врачи полагают, что более 200 их укусов вызвали чрезмерный приток адреналина, который заставил биться сердце женщины. Перенеся кому и многочисленные операции, Джоан впоследствии вернулась в парашютизм.

Самым удачливым игроком в лотереи считается американка Джоан Гинтер. В 1993 году она выиграла джек-пот размером 5,4 миллионов $, в 2003 – 2 миллиона $, в 2005 – 3 миллиона $, и, наконец, в 2008 году – 10 миллионов $. Журналисты выяснили некоторые детали биографии Гинтер: во-первых, она была профессором математики со специализацией в статистике в Стэнфордском университете; во-вторых, последние три выигрыша случились после покупок билетов мгновенной лотереи со стирающимся слоем в одном и том же магазинчике техасского городка Бишоп. В этом городе прошло детство Гинтер, но она уже давно переехала в Лас-Вегас, который находится в сутках езды. Исходя из этих сведений, можно предположить, что Гинтер каким-то образом рассчитала алгоритм распределения выигрышных билетов, но доказать это невозможно.

Австралийский водитель Билл Морган попал в 1999 году в аварию, следствием чего стала клиническая смерть в течение 14 минут. Затем были двенадцать дней в коме, после чего Морган полностью восстановил своё здоровье. Примерно через год счастливчик купил лотерейный билет и выиграл автомобиль стоимостью 17000 $. Местное телевидение захотело снять сюжет об этой неслыханной удаче, и в ходе съёмок Моргану нужно было стереть защитный слой с другого лотерейного билета на камеру. Оказалось, что в этот раз он выиграл джекпот размером 170000 $.

Когда человеку сопутствует удача, говорят, что он родился в рубашке. Слово «рубашка» в этом выражении появилось не так давно, а раньше его произносили как «родиться в сорочке», и оно имело чисто практический смысл. Дело в том, что сорочкой называли не только одежду, но и околоплодный пузырь, в котором ребёнок находится во время беременности. Иногда во время родов этот пузырь не разрывается, и ребёнок появляется в нём на свет, что, по суеверным представлениям, сулит ему в жизни счастье и везение.

В 2005 году американка Шейна Ричардсон совершала свой первый одиночный парашютный прыжок. И основной, и запасной парашюты раскрылись неправильно, что вызвало её неконтролируемое вращение с последующим падением на асфальт лицом вперёд на скорости 80 км/час. Шейна получила многочисленные переломы костей черепа и других частей тела, но сумела выжить. Более того, в больнице она узнала, что беременна, в итоге ребёнок родился совершенно здоровым.

Журналисты The Daily Telegraph назвали самым везучим человеком в мире хорвата Фране Селака. Первый раз удача улыбнулась ему в 1964 году, когда поезд сошёл с рельсов и упал в реку. 17 человек погибли, но Фране сумел выплыть на берег. Затем с Фране происходили такие случаи: упал в стог сена из самолёта, во время полёта которого распахнулась дверь, погибло 19 человек; выплыл на берег после падения автобуса в реку; выбрался из внезапно загоревшегося автомобиля за несколько секунд до взрыва бензобака; отделался ушибами после того, как его сбил автобус; сорвался на машине с горной дороги, успев выпрыгнуть и зацепиться за дерево. Наконец, в 2003 году Фране впервые в жизни купил лотерейный билет и выиграл 600 тысяч фунтов стерлингов.

В 1992 году Арчи Карас (Archie Karas), который тогда был обыкновенным официантом, отправился в Лас-Вегас. К 1995 году он превратил свои 50 долларов в 40 миллионов долларов – это стало самой крупной полосой везения в истории азартных игр. Большинство из нас, скорее всего, назовут это примером невероятной удачи, или скажут, что Арчи очень повезло. Но хладнокровный статистик посмеется над нашими суевериями и подробно расскажет нам о серии случайных совпадений, в результате которых Карас заработал огромное состояние. Если рассматривать эту ситуацию в более широком контексте, помня о том, что миром правит случай, становится ясно, что в любом казино может произойти все, что угодно. Поэтому называть людей, выигрывающих в азартные игры, счастливчиками – значит попросту клеить ярлык задним числом.

Чтобы понять природу удачи, необходимо ответить на один из важнейших вопросов: как можно объяснить события, случающиеся с нами, и то, повезет ли нам в любви, на работе, в спорте, в азартных играх и в жизни в целом? Результаты недавно проведенных исследований свидетельствуют о том, что удачу нельзя назвать феноменом, который проявляется исключительно неожиданно и спонтанно – подобно грозе с градом в день вашей свадьбы. Ее также не стоит считать отражением нашего желания видеть некие закономерности там, где их нет – подобно искренней вере в то, что ваш желтый свитер приносит удачу. Концепция везения – это не миф.

Как показывают результаты исследований, удача может подпитываться прошлыми удачами или неудачами, личностью человека и даже нашими собственными представлениями о ней. Полосы везения вполне реальны, но они являются продуктом не только слепого случая. Наши представления о том, что такое удача, влияют на то, как мы себя ведем в рискованных ситуациях. Мы действительно можем вызвать полосу везения, хотя сами мы предпочитаем не называть себя удачливыми, потому что эта характеристика нивелирует наши личные качества, таланты и навыки. Удача может стать силой, однако это такая сила, с которой мы взаимодействуем и которую мы формируем и культивируем. Удача помогает определять нашу судьбу здесь, на земле, даже если мы уверены, что ее первопричина – вмешательство свыше.

Понимание природы удачи всегда несет на себе отпечаток мировоззрения человека. К примеру, если утром 11 сентября 2001 года какой-нибудь нерелигиозный человек был вынужден отправиться на встречу с клиентом за пределами своего офиса во Всемирном торговом центре и в результате остался жив, он просто признает факт счастливой случайности и не станет искать в этом какой-либо глубокий смысл. Индуист посчитает, что у него хорошая карма. Христианин скажет, что Господь оберегает его, чтобы он смог исполнить свое предназначение. Мистик будет настаивать на том, что он родился под счастливой звездой – точно так же, как некоторые люди рождаются с зелеными глазами.

По словам Майи Янг (Maia Young), специалиста по менеджменту в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, китайцы верят, что удача – это внутренняя особенность конкретного человека, такая же, как, к примеру, умственные способности или оптимистический взгляд на мир. «Моя мама всегда говорила, что у меня счастливый нос, потому что такая форма носа в китайской культуре считается приносящей удачу». Но за годы своей юности, которую она провела на американском Среднем Западе, Янг твердо усвоила, что та мимолетная удача, о которой часто говорят американцы – удача, посещающая в определенные моменты конкретного человека («Мне повезло на экзамене!») и обходящая всех остальных стороной («Перед собеседованием я застрял в пробке!») — не является эквивалентом той стабильной, неизменной удачливости, признаки которой ее мать видела в лице своей дочери.

«Во мне самой есть нечто, на что можно положиться с гораздо большей уверенностью, чем просто на слепую удачу», – говорит Янг. Ее характерная черта – форма ее носа – вполне соответствует ее характеру. Можно подумать, что человеку со счастливой формой носа не нужно заворачивать рукава и усердно трудиться – а зачем? Однако в восприятии концепции удачи существует масса различий, обусловленных культурой. «В китайской культуре, – объясняет Янг, – усердный труд идет рука об руку с удачей. В рамках нашей системы взглядов они взаимосвязаны».

С другой стороны, поскольку жители Запада, как правило, считают, что труд и удача находятся на противоположных сторонах ринга, они испытывают весьма неоднозначные чувства в отношении понятия удачи. Хотя они часто надеются на нее и искренне желают удачи своим близким, порой они отказываются воспринимать себя как людей, которым она сопутствует. Они предпочитают считать себя людьми, которые заслуживают то, что они имеют. А тот факт, что они живут в обществе, которое нельзя назвать ни полным случайностей, ни абсолютно меритократическим, делает баланс между удачей и усердным трудом еще более неопределенным. К примеру, если ваш друг попадает в престижный юридический или медицинский университет, вы говорите ему: «Поздравляю! Ты добился своей цели. Ты это заслужил». А если бы он не смог поступить туда, вы бы сказали: «Отбор всегда субъективен. Сегодня все имеют высокий уровень подготовки – это чистая случайность», изучающие понятие удачи, часто обращаются к спорту, где случайность играет чрезвычайно важную роль, а результаты очень легко измерить и посчитать. Один из наиболее изучаемых феноменов в этой сфере – это так называемая полоса везения, когда игрок «в ударе» и совершает один успешный бросок за другим.

В знаковой работе психологов Стэнфордского университета Томаса Гиловича (Thomas Gilovich), Роберта Валлоне (Robert Vallone) и Амоса Тверски (Amos Tversky), опубликованной в 1985 году, говорится, что такого феномена, как полоса везения, попросту не существует, а вместо него есть иллюзия, порождаемая стремлением во всем видеть некие закономерности. Тогда спортсмены и их фанаты стали оспаривать результаты их исследования, а в ответ на это ученые назвали их убеждение «ложной концепцией полосы везения».

Но в прошлом году трое студентов Гарвардского университета вызвали переполох в рядах тех, кто отрицает существование феномена полосы удачи. Эндрю Бокоски (Andrew Bocskocsky), Джон Эзековиц (John Ezekowitz) и Кэролин Стейн (Carolyn Stein) выдвинули идею о том, что, если игрок разгорячен, он с большей решимостью будет идти на сложные броски, таким образом «нивелируя» эффект временного повышения вероятности успеха. (В рамках прежних исследований ученые ошибочно исходили из предпосылки случайного чередования бросков.) Эти студенты нашли видеоролик с 83 тысячами бросков, совершенных игроками Баскетбольной национальной ассоциации в 2012-2013 годах, получив, таким образом, достаточное количество информации для оценки сложности бросков. Этот видеоролик доказал, что те игроки, которые считали, что удача повернулась к ним лицом, гораздо чаще пытались совершить более сложные броски. После того как студенты оценили сложность каждого конкретного броска, они обнаружили не слишком значительный, но вполне заметный эффект полосы удачи: те спортсмены, которые хорошо играли, со временем начинали играть еще лучше.

Примерно в это же время Джеффри Цвибель (Jeffrey Zwiebel) из Стэнфордского университета и Бретт Грин (Brett Green) из Калифорнийского университета обнаружили, что соперники, как правило, усиливают защиту против игроков, у которых начался период удачных бросков, и, таким образом, сводят к минимуму эффект полосы везения. В рамках более ранних исследований у ученых было недостаточно данных, чтобы оценить этот фактор, поэтому они рассматривали любой спад в результативности игроков как доказательство того, что удача от него отвернулась.

Учитывая это обстоятельство, Цвибель и Грин решили обратиться к бейсболу, где команда противников не имеет практически никакой возможности вывести из равновесия подающего. И им удалось кое-что выяснить: проанализировав данные за 12 лет, полученные от Главной лиги бейсбола, они обнаружили, что то, как игрок отбил мяч в последние 25 раз, является достаточно надежным показателем того, как он отобьет мяч в следующий раз. Они также просчитали, что игрок, переживающий полосу удачи, имеет на 30% больше шансов совершить хоум-ран, чем другие игроки. Таким образом, по мнению этих ученых, полосы удачи – это не иллюзия, они вполне реальны.

Но что их вызывает? Идет ли речь действительно об удаче или о чем-то еще? Возможно, все сводится к фактору вероятности. Именно такую идею выдвинули ученые из Университетского колледжа Лондона, изучавшие полосы везения и неудач. Цзюэминь Сюй (Juemin Xu) и Найджел Харви (Nigel Harvey) проанализировали около полумиллиона спортивных ставок и выяснили, что те игроки, которые вступили в полосу везения, продолжат выигрывать, а те, кто переживает полосу неудач, продолжат проигрывать с большей долей вероятности, чем диктует закон о вероятности 50 на 50.

К примеру, игрок, который выиграл три раза подряд, в четвертый раз выигрывает в 67% случаев. Если он выигрывает и в четвертый раз, то в пятый раз он выиграет в 72% случаев. Те, кто проигрывает на первой же ставке, выигрывают всего в 47% случаев на второй ставке, а если они проигрывают и на второй ставке, то в третий раз вероятность их выигрыша составляет только 45%. Может ли везение порождать везение, а неудачи вызывать новые неудачи – так же как богатые становятся богаче, а бедняки беднее?

Ученые решили продолжить исследование этого вопроса, чтобы выяснить, почему эти полосы везения и невезения на самом деле реальны. Оказалось, что удача и неудача – дело рук самих игроков. Как только они понимают, что они выигрывают, они начинают делать более безопасные ставки, руководствуясь мыслью о том, что удача не будет сопутствовать им вечно. Другими словами, игроки сами не верят в то, что у них началась полоса везения, которая продлится достаточно долго. А игроками, которые проигрывают, движет иной импульс. Будучи уверенными в том, что госпожа удача обязательно должна повернуться к ним лицом, они начинают делать более рискованные ставки. В результате победители продолжают выигрывать (даже если выигрыши не слишком значительны), а проигравшие продолжают проигрывать. Рискованные ставки гораздо реже приносят выигрыш, чем безопасные. Таким образом, игроки меняют свое поведение в зависимости от ощущения везения или невезения, которое в свою очередь предопределяет полосу либо удач, либо неудач.

Если поведение влияет на степень удачливости, то правда ли, что люди, считающие себя везунчиками, ведут себя иначе, чем все остальные? В рамках исследования 2009 года, одним из авторов которого стала Майя Янг, ученые проверили, верят ли студенты в то, что стабильное везение – это черта, которой они обладают от рождения. Янг обнаружила связь между верой в устойчивое везение (в противовес мимолетной удаче) и уровнем достижений и мотивации – в том числе изучила, обуславливает ли эта вера то, как именно студенты справляются с особенно сложными заданиями. Выяснилось, что студенты, верящие в свою удачливость, добиваются более высоких результатов. «Стоит отметить, что человек, верящий в устойчивое везение, в большей степени мотивирован на выбор сложных целей и их достижение. А если он считает, что удача – это мимолетное явление, и на нее нельзя полагаться, потому что сегодня она есть, а завтра нет, он с меньшей вероятностью выберет сложные задания», – подытожила Янг.

Вывод Янг совпадает с выводами Ричарда Уайзмана (Richard Wiseman), бывшего фокусника, а ныне профессора по общественному пониманию психологии в Хертфордширском университете и автора книги «Фактор удачи» (The Luck Factor, 2003). По мнению Уайзмана, лучше всего воспринимать удачу как устойчивую черту, но не такую, с которой люди рождаются, а такую, которую можно в себе культивировать. Уайзман нашел 400 человек, которые считали себя неизменно очень удачливыми и неудачливыми, и обнаружил, что «удачливые» люди прекрасно умеют создавать и видеть удобные возможности, прислушиваются к собственной интуиции, позитивно смотрят в будущее и встречают жизненные испытания с большей стойкостью и спокойствием. А неудачники испытывают тревогу и напряжение гораздо чаще, чем люди, считающие себя удачливыми.

Уайзман поработал с представителями группы неудачников, применив некоторые методы бихевиорального воздействия: к примеру, он просил людей представить, что при столкновении с каким-то неудачным стечением обстоятельств ситуация могла бы быть гораздо хуже, или же просто рекомендовал им «изменить распорядок дня». В результате 80% представителей группы неудачников признались, что спустя всего месяц они чувствовали себя более счастливыми, удовлетворенными жизнью и, да, удачливыми.

Чем больше мы размышляем над понятием удачи и новыми выводами ученых в этом вопросе, тем больше возникает парадоксов. Возьмем, к примеру, оптимизм: с точки зрения Уайзмана, оптимизм – это одно из ключевых качеств удачливых людей, но при этом участники исследования Университетского колледжа Лондона, делавшие ставки онлайн, выигрывали именно благодаря своему пессимизму, ведь они старались делать беспроигрышные ставки. Таким образом, удачливым участникам исследования Уайзмана везение, возможно, сопутствует в жизни, но в Вегасе их чрезмерно оптимистичный настрой может вовлечь их в крупные неприятности.

Именно это и произошло с Арчи Карасом. Спустя всего три недели после того, как его состояние достигло отметки в 40 миллионов долларов, он все потерял. А в 2013 году Карасу было предъявлено обвинение в краже, после того как в Лейксайд, штат Калифорния, он выиграл в блэк-джек обманным путем. Но, по крайней мере, недавно удача слегка ему улыбнулась: его перевели на испытательный срок, что позволило ему избежать трехлетнего тюремного срока. Поэтому не забывайте, что, как бы плохо сейчас ни было, все могло обернуться гораздо хуже.

20 великих цитат об удаче

Мысли о том, что такое удача, как становятся любимцами фортуны и как не попасть под колесо чужой фортуны

Сколько всяких ходов и выходов в этом финансовом мире! Целый лабиринт подземных течений! Немного прозорливости, немного сметки, немного удачи – время и случай – вот что по большей части решает дело.
Теодор Драйзер, американский писатель и общественный деятель

Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.
Геродот, древнегреческий историк

Будь внимательней, чтобы не попасть под колесо чьей-либо фортуны.
Станислав Ежи Лец, польский поэт, философ

Известно, что самые неприятнейшие, самые капризнейшие люди хоть на время, да укрощаются, когда удовлетворят их желаниям. Фома Фомич, совершенно напротив, как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше.
Федор Достоевский, русский писатель

Если человек не верит в удачу, у него небогатый жизненный опыт.
Джозеф Конрад, английский писатель

Моим товарищам не надобно удачи! Мои товарищи добьются своего!
Белла Ахмадулина, советская и российская поэтесса

Для счастья нужен еще и случай.
Аристотель, древнегреческий философ

Я разбил зеркало, и теперь мне семь лет удачи не видать, но мой адвокат уверяет, что сумеет уменьшить срок до пяти.
Стивен Райт, американский актер и писатель

Разумеется, я не верю, что подкова приносит удачу. Но я слышал, что она помогает независимо от того, верят в нее или нет.
Нильс Бор, датский физик-теоретик и общественный деятель

Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
Конфуций, древнекитайский мыслитель

Раз в жизни Фортуна стучится в дверь каждого человека, но человек в это время нередко сидит в ближайшей пивной и никакого стука не слышит.
Марк Твен, американский писатель

Кого удача любит, тот глупеет вдруг.
Публилий Сир, римский мимический поэт

Долгое время я просто старался писать на пределе своих возможностей. Но иногда мне улыбалась удача, и я писал лучше, чем я могу.
Эрнест Хемингуэй, американский писатель

Беда не приходит одна, но и удача тоже.
Ромен Роллан, французский писатель

Но такова любовь и так устроен свет: Кто счастье заслужил, тому ни в чем удачи, А дураку зато ни в чем отказа нет.
Пьер де Ронсар, французский поэт

Неудачники верят в удачу, люди удачливые верят в себя.
Альфред Даниэль-Брюне

Кто верит в свою удачу, удачлив.
Фридрих Геббель, немецкий драматург

Бывает, что все удается. Не пугайтесь, это пройдет.
Жюль Ренар, французский писатель

Доброй ночи и удачи!
Эдвард Мэрроу, американский теле- и радиожурналист

Не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их.
Библия, Екк. 9: 11

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (18.11.2017)
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [325]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz