![](/_pu/8/s63942688.jpg)
"Обидеть художника может каждый" – любимое выражение всех непризнанных гениев... или тех, кто себя таковыми считает. Обычно оно звучит в ответ на критику каких-либо произведений – не только картин, но и стихов, поделок и др. В нём подчёркивается также какая хрупкая и чувствительная натура у творческих людей.
Некоторые уверенно приписывают эту фразу Остапу Бендеру, хотя даже простой текстовый поиск по всем произведениями Ильфа и Петрова показывает, что ничего подобного там не было. В первом фильме, 1968 года, такой реплики тоже не обнаружено, а более поздние нас не интересуют.
Похоже, что впервые на экране она прозвучала в 1987 году в фильме "Забытая мелодия для флейты", но это, разумеется не источник, ибо фраза цитировалась уже как поговорка.
Викицитатник утверждает, что автором являются детские писатели Андрей Жвалевский и Игорь Мытько. Никаких ссылок или обоснований при этом не дается, но года рождения писателей (1967 и 1965 г.г. соответственно) автоматически опровергают это предположение.
По сети часто гуляют анонимные доморощенные остроумия вроде "Художника обидеть может каждый, зато художник – сразу всех" или "Художник обидеть может каждого" иногда приписываемые чуть ли не Пикассо. Оставляем без комментариев.
Самым остроумным мемом неизвестного интернет юзера был демотиватор с фразой "Обидеть художника может каждый, но не каждый сможет уйти от его мести", приписываемой Адольфу Гитлеру. Некоторые даже всерьез поверили, что это правда, полностью игнорируя тот факт, что афоризм существует только в русском языке.
Некоторые сетевые сборники выдают фразу в виде "Художника всяк и всем обидеть может, вот только грязными вонючими деньгами редко обижают" и приписывают ее широко известному в узких кругах сетевому афористу Юрию Татаркину. К сожалению, это тоже неправда, а если Татарский настаивает – то это плагиат.
Согласно Б.Поюровскому, это была любимая поговорка Андрея Миронова, который говорил ее так: "Настоящего художника может обидеть каждый, а материально поддержать – никто". Андрей Миронов умер в 1987 году, так что его вариант старше всех вышеперечисленных. Однако он никогда не приписывал себе ее авторство, так что вопрос остается открытым.
Смысл выражения «Художника обидеть может каждый» в том, что творческий человек не может постоять за себя. Часто эта фраза используется в качестве шутки в ответ на критику, в роли «художника» при этом может быть любой человек что-то сделавший и чья работа подверглась каким-то нареканиям. Также это выражение часто используется в качестве шутки тем человеком, который «обижает художника», более слабого человека, неспособного себя защитить.
Творческие люди, и не только художники, довольно часто болезненно воспринимают оскорбления и критику в свой адрес. Но люди такие существа (даже художники), что со временем попросту привыкают к такому отношению и особо не воспринимают все это близко к сердцу. Если обидеть художника может каждый, то создать что-то выдающееся способны только единицы.
Когда художник начинает свой путь, он раним как ребенок и очень часто человек останавливается в своем развитии после нескольких неудачных попыток или проектов. И в этом не последнюю роль играет критика поступающая от близких и посторонних. И критика эта может загубить на корню первые творческие ростки. Поэтому очень важно отличать полезную критику от всей прочей. Часто приходится делать это только для себя, не надеясь на публичное оправдание.
Конкретная и точная критика по делу приносит художнику только облегчение: «Ах да! Вот что здесь не так!». Полезная критика в конечном счете добавляет ещё одно стеклышко нужной формы в мозаику произведения.
От бесполезной критики, напротив, чувствуешь себя как побитый. Как правило, тон её ядовито уничтожающий, содержание двусмысленное, упреки субъективные, неточные и неконкретные. Такая критика ничему не учит. "Творческий ребёнок" забивается в угол и боится показаться оттуда. Жестокое обращение заставляет его сопротивляться; это может завести в творческий тупик. Поэтому единственное, что можно делать с жестокой критикой, – залечивать наносимые ею раны.
Вот несколько правил, которые по мнению автора, могут быть полезны в обращении с любой критикой:
1. Постарайтесь принять критику полностью и забыть о ней. Запишите, какие именно фразы и аргументы больше всего не дают вам покоя.
2. Запишите доводы и фразы, которые кажутся вам разумными.
3. Позаботьтесь о себе: перечитайте старый положительный отзыв или вспомните полученную когда-либо похвалу.
4. Помните, что даже если вы и впрямь изваяли нечто ужасное, скорее всего, это была совершенно необходимая ступенька к следующей работе. Искусство развивается не плавно – оно нуждается в стадии «гадкого утенка».
5. Снова вникните в адресованную вам критику. Не напоминает ли она вам чего-то из далекого прошлого? Не вызывает ли смутной ассоциации с чувством стыда, испытанным в детстве? Возможно, что нынешние критические стрелы бередят давнюю рану.
6. Попробуйте написать письмо критику (скорее всего, отправлять его не понадобится).
7. Защитите свое произведение и при этом отметьте, что именно в его отзыве оказалось вам полезным.
Теперь опускайте весла обратно в воду! Готовьтесь к следующему проекту! Немедленно пообещайте себе создать что-нибудь ещё. Выполните обещание данное самому себе. Творчество – единственное и самое лучшее лекарство от критики.
Пожалуйста, если вам не нравится чья-то картинка/рисунок – просто пройдите мимо. Фраза «выложил, терпи все, что тебе скажут» – абсолютно не уместна.
Вы не знаете бэкграунда художника. Вы не знаете, чем он пожертвовал, чтобы нарисовать этот рисунок. Вы не знаете сколько труда, времени, сил в это вложено. Пожалуйста, не обесценивайте чужой труд. Ведь вы бы наверняка не хотели, чтобы ваш начальник, коллега или супруг взял и обесценил вас на ровном месте.
Вы не знаете, кто вообще скрывается за этим рисунком, и как давно автор рисует. Ведь никто, в принципе, не рисует восхитительные иллюстрации и полотна картин сразу с детства. Вдруг этот человек только начал свой путь, он еще не уверен в себе, он еще не оброс толстой шкурой и не умеет противостоять критике... А вы своим резким «фи», можете кастрировать всю его любовь к этому хобби на корню. А ведь он вполне мог стать в будущем известным иллюстратором, и подарить миру нового героя, которого полюбят миллионы детей.
О вкусах не спорят. Вам могут абсолютно не нравиться пейзажи – это не означает что все пейзажи не стоит рисовать. Вы можете на дух не переносить диджитал рисование – просто не смотрите, не мучайте себя. Вам может не нравится определенный стиль – это не значит, что он не нравится больше никому. Главное, что он нравится самому художнику и это доставляет удовольствие ему.
На каждого художника найдется свой зритель и свой фанат. Просто не тратьте свое время на то, чтобы написать кому-то что-то обидное... Пройти мимо и не написать ничего – не занимает вообще нисколько времени!
Неужели вам правда доставляет удовольствие оскорблять чужое детище? (да, для художников их картины – это своего рода их дети).
Представьте как к вам на улице подойдет человек и начнет тыкать пальцем в вашего ребенка: «Фу, какая отвратительная девочка. А уши-то какие огромные! Мдэ, а ноги, мамаша, могла бы и посимпатичней сделать! Зря тратили время и рожали! Отвратительно! Как только земля носит! Родителям, рожающих ТАКОЕ, нужно просто руки отрывать (или не руки)».
А что? Родили – терпите, имеют право на свое мнение, свобода слова же, как вы обычно оправдываете такие обидные слова! Представьте, что вы в их глазах выглядите абсолютно так же. Грустно это.
Давайте будем добрее, и не будем мешать другим людям развиваться и претворять свою мечту в жизнь. В конце концов, они не грабят никого, не насилуют, не убивают... они не делают абсолютно ничего криминального, мимо чего нельзя просто пройти.
А теперь к художникам. Если вы новичок – старайтесь не обращать на критику внимание. Зачастую ее дают люди очень далекие от искусства. И их мнение – это просто дело их вкуса, и они просто не умеют его держать при себе. От их слов бывает обидно и хочется плакать. Просто помните – умный и воспитанный человек – никогда не обидит просто так другого человека.
Критика важна только от тех людей, которые являются для вас авторитетом. Тех, кто по вашим меркам достиг того уровня к которому вы стремитесь. Кто действительно может вам дать дельный совет. Но как правило, такие люди критикой (без запроса на нее) не раскидываются.
Помните, любой художник когда-то был новичком. Все учились и практиковались долгие годы – и только поэтому они сейчас на своем месте. Хотите также – работайте. Чтобы пройти путь - нужно время и усилие.
Формируйте вокруг себя среду, которая будет вас поддерживать. Это могут быть ваши друзья, семья, это могут быть такие же художники-новички. Поддержка важна! Если вам будут 24/7 говорить, что вы ничтожество и ваши руки из одного места – вы в это поверите. Зачем вам это?
Никогда не выбрасывайте и не удаляйте старые работы – это прямое доказательство вашего прогресса. Возвращайтесь к ним, анализируйте, хвалите себя.
Помните, у каждого художника найдется свой зритель. Если кому-то не понравились ваши портреты/пейзажи/архитектура/персонажи – это не значит, что они не понравятся больше никому. Каждому найдется свое применение, стоит только отточить свое умение. Мир настолько велик и многообразен! Иллюстрации в нем занимают очень много места.
Реклама, книги, модные журналы, мультипликация, фильмы, одежда – это лишь малая часть, где можно применить свои умения. И все они разные, везде нужен разный стиль, разное направление. Если вам приносит удовольствие ваше направление – просто делайте! И отстаивайте своё.
Гоген – дегенерат, Фет пишет как лошадь, Берлиоз похож на завывания павиана, а Маяковский – даже не литературная тля. Художника обидеть может каждый, но лучше всего это удается критикам. Представляем рейтинг самых резких высказываний критиков, не сумевших с ходу разглядеть новый шедевр.
Самые обидные отзывы критиков
Николай Гумилев «Чужое небо». Сами по себе стихотворения не плохи: они хорошо сделаны и могут сойти за почти поэзию. Борис Садовской. «Современник», 1912
Джордж Лукас «Звездные войны». В своем роде это даже занятно, но и изнурительно: как поход в цирк с кучей детей. Полин Кейл. Current Cinema, 1977
Рихард Вагнер «Тангейзер». Завтра напишу что-нибудь в этом духе, вдохновившись моей кошкой, шастающей по пианино. Проспер Мериме. Werner’s Voice Magazine, 1845
Иоганнес Брамс. Жизнь коротка, искусство длинно: в этом, по-видимому, объяснение новой симфонии Брамса. Эдвард Лорн. Fanfare, 1885
Джексон Поллок. Картины Джексона Поллока, может, и милые, но это всего лишь украшение. Типа старого кружева. Фрэнсис Бэкон, из интервью Art News, 1970-е
Джек Керуак «В дороге». Похоже на поход в цирк – уродцы очаровательны, но едва ли станут частью вашей жизни. Дэвид Демпси. The New York Times, 1957
Орсон Уэллс «Гражданин Кейн». Такую темноту в массы нагоняли разве что русские режиссеры, но у тех просто были проблемы с освещением. Отис Фергюсон. The New Republiс, 1941
Джордж Гершвин «Американец в Париже». Тошнотворный бред. Так скучно, бессвязно, вульгарно, растянуто и глупо, что даже любители мыльных опер заскучают. Герберг Ф. Пейзер, 1928
Илья Репин. Лучше ли для русского искусства, что прежде его торжествующею песнью было, например, изображение в «Последнем дне Помпеи» женщины, упавшей с колесницы, а теперь его торжествующею песнью является угреватый, пропитанный спиртом нос «Протодьякона» Репина? Владимир Стасов. «Новое время», 1883
Антон Чехов «Палата номер шесть». Мы не рады за г-на Чехова. Некуда двигаться в литературе с уравновешенными чувствами, с теми принципами нормального, здравого смысла, которые пошлее всякой разнузданной беспринципности. Аким Волынский. «Литературные заметки», 1893
Курт Воннегут «Бойня номер пять». Все те же старые претензии: Воннегут чересчур мил, Воннегут чересчур изыскан, Воннегут просто чересчур глуп. Майкл Кричтон. The New Republic, 1969
Джими Хендрикс. Перед гитарным соло Хендрикс объявляет: «У меня все еще есть моя гитара». Это хорошая новость, учитывая, что Джими явно не великий автор и не выдающийся вокалист. Джон Ландау. Rolling Stone, 1967
Фрэнсис Форд Коппола «Апокалипсис сегодня». Коппола, типичный бесполезный голливудский либерал, вероятно, взялся за проект, считая себя антивоенным пророком и жестким противником американского империализма. Гэри Арнольд. The Washington Post, 1979
Сергей Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини». Нашествие насекомых в долине Амазонки, порой даже Судный день в миниатюре. Есть над чем всплакнуть. Питт Санборн. New York World-Telegram, 1938
Алексей Кручёных. Эти господа, подменившие родной язык ревом орангутангов, умеют быть удивительно понятными и красноречивыми, когда дело идет о лакейском подлаживании к обывателю, захотевшему новизны. Василий Львов-Рогачевский. «Современник», 1913
Queen. Вполне вероятно, первая по-настоящему фашистская рок-группа. Дэйв Марш. Rolling Stone, 1979
Стэнли Кубрик «Сияние». Чем безумнее становится Николсон, тем более по-идиотски он выглядит. Variety, 1980
Виктор Флеминг «Волшебник страны Оз». «Волшебник страны Оз» не демонстрирует признаков воображения, хорошего вкуса или изобретательности. А его вульгарность не поддается никакому анализу. Расселл Малони. The New Yorker, 1939
Эдуард Мане «Олимпия». Плоская, непрорисованная. Как червовая королева после мытья. Гюстав Курбе, 1863
Петр Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Как первый блин, вышло комом. «Новое время», 1875
Альфред Хичкок «Головокружение». Очередной Хичкок и очередное гонево. Time, 1958
Фрэнсис Бэкон. А, этот ужасный художник, который рисует эти ужасные картины. Маргарет Тэтчер, 1988
Леонард Коэн. После песен Коэна чувствуешь себя так, как будто у тебя собака померла. Майкл Броуд. Q Magazine, 2001
Афанасий Фет. Все стихи такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи, – всегда речь идет лишь о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошадей, как у человека. Он положительный идиот: идиот, каких мало на свете. Николай Чернышевский, 1878
Бернард Шоу. Английский язык он использует как дубину. Макс Бирбом. The Yellow Book, 1897
Всеволод Мейерхольд. Но на третьем году пятилетки значение колебаний литературной интеллигенции в бюджете наших интересов очень уменьшилось. Карл Радек. «Известия», 1931
Сэм Пекинпа «Соломенные псы». Самое оскорбительное в этом фильме – его лицемерие. Это упоение насилием в самом натуралистическом проявлении, прикрывающееся липовым листком благородного гнева. Роджер Эберт. Chicago Sun-Times, 1971
Герман Мелвилл «Моби Дик». Идея связного и выдержанного рассказа, несомненно, посещала и покидала автора снова и снова на протяжении книги. Генри Ф. Чорли. London Athenaeum, 1851
Виктор Флеминг «Унесенные ветром». Как же плохо это написано! На весь фильм не найти ни одной приличной строчки. И сценарий, и съемка, и музыка – все какая-то поздравительная открытка. Артур Шлезингер. The Atlantic, 1973
Барнетт Ньюман. Ньюман похож на маляра. Музей мог бы сэкономить кучу денег, если бы нанял его дворником и выдал ему пару валиков. Франк Гетлинг. Washington Evening Star, 1980
Майкл Кёртис «Касабланка». К сожалению, нет никаких сомнений в том, что «Касабланка» захватит американский прокат так же быстро и уверенно, как союзнические войска захватили Северную Африку. Variety, 1942
Джон Мактирнан «Хищник». Арнольд Шварценеггер сражается с космическим монстром в джунглях третьего мира. Монстр обречен. Джунгли тоже. Зрители тоже. Дэвид Стерри. Christian Science Monitor, 1987
Мэри Шелли «Франкенштейн». Если наша авторка может забыть доброту, присущую ее полу, то это не значит, что и мы должны. Поэтому мы отклоняем роман без дальнейших комментариев. The Port Folio, 1818
Людвиг ван Бетховен Вторая симфония. Совершеннейший монстр, отвратительно извивающийся израненный дракон, отказывающийся испустить последний вздох и отчаянно бьющий хвостом в финале, истекая кровью. Zeitung fuer die Elegante Welt, 1804
Михаэль Ханеке «Забавные игры». Используя техники, которые показались бы дерзкими третьекурсникам на семинаре по теории литературы году в 1985-м, фильм всячески подчеркивает свою условность. Он как будто знает, что он просто фильм! Поль Бауман. The New York Times, 2008
Джон Стейнбек «Гроздья гнева». Адское создание покореженного ума. Ли Борен. Time, 1939
Бела Барток. Больше я страдал только два раза в жизни, и было это связано с «безболезненной стоматологией». Перси Скоулс. The Observer, 1923
Олдос Хаксли «О дивный новый мир». Сегодня он ищет божью волю на небе и на земле, но тщетно: ее недостаток превращает его, образно говоря, в человека, склонившегося над кучей навоза, дрожа и зажимая нос. Л.А. Стронг, 1932
Эндрю Уайет. В палитре Уайета – грязь и детские какашки. Дэвид Хикни. Art News, 1970-e
Уильям Тёрнер «Невольничий корабль». Как если бы пятнистая кошка залезла в тарелку с помидорами. Boston News, 1840
Гектор Берлиоз «Римский карнавал». Завывания павиана, перевозбужденного вследствие алкогольной интоксикации. Джордж Темплтон Стронг. Брошюра Нью-Йоркского филармонического оркестра, 1844
Дмитрий Шостакович «Леди Макбет Мценского уезда». Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме. «Правда», 1936
Камиль Писсарро и Огюст Ренуар. Попробуйте объяснить месье Писсарро, что деревья не фиолетовые, а небо – не цвета свежего масла, а месье Ренуару, что туловище женщины – это не кусок разлагающегося мяса, покрытый пурпурно-зелеными пятнами. Альберт Вулф. Le Figaro, 1876
Владимир Набоков «Лолита». Г-н Набоков, чей английский сразит даже редакторов Оксфордского словаря, не пишет дешевую порнографию. Он пишет высоколобую порнографию. Орвилл Прескотт. The New York Times, 1958
Рон Б. Китай. Меня начинает оскорблять самомнение этого человека, который даже помыслить не может, что все эти его идеи могут кого-то не впечатлить. Ричард Дормент. The Daily Telegraph, 1994
Антон Брукнер. Мы отступаем в ужасе перед запахом тухлятины, которым несет от дисгармоний его гнилостного контрапункта. Густав Демпке. Wiener Allgemeine Zeitung, 1886
Люсьен Фрейд. Его творчество – это мясная лавка мизогиниста. Марк Стивенс. New York Magazine, 2010
Роберт Мэпплторп. Ад для тех, кто не страдает нимфоманией. British Journal Of Photography, 1970-e
Михаил Врубель. Врубель очень хороший и милый человек, и даже отчасти небесталанен. Однако работы его до того нелепы и безобразны, что никакого терпения нет! Владимир Стасов. «Новое время», 1891
Doors. Признаю: некоторые мелодии сохраняют ностальгическую привлекательность, но что толку – Джим Моррисон звучит как гондон. Роберт Кристгау. The Village Voice, 1967
Николай Гоголь «Мертвые души». Выражения: подлец, свинья, свинтус, бестия, каналья, ракалья составляют еще не самую темную часть книги. Многие картины в ней просто отвратительны; таковы, например, изображение лакея, утирание мальчику носа за столом и проч. и проч. Не понимаем, для кого автор малевал эти картины! Николай Греч. «Северная пчела», 1842
Пьер Паоло Пазолини «120 дней Содома». Это настолько нехудожественно и чрезмерно, что единственное условие, при котором этот фильм мог бы сработать, – это если смотреть его как комедию «Монти Пайтонов». Дэн Шнайдер. Art Film Guide, 1990
Жорж Бизе «Кармен». Темно и вяло. Ухо устает от безнадежного ожидания каденции. Леон Эскудьер. L’Art musical, 1875
Терри Гиллиам «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Как будто тебя заставили слушать плохой хеви-метал, выкрученный на максимальную громкость, пока вокруг жирные мужики в бермудах соревнуются, кто круче наблюет. Стивен Хантер. The Washington Post, 1998
Густав Малер. Кастрированная слюнявая простота Малера! В задумке, содержании и исполнении Четвертой симфонии нет ничего, что могло бы произвести впечатление. Это был час самых страшных музыкальных пыток из тех, что довелось вытерпеть автору этого обзора. Musical Courier, 1904
Эдгар Дега. Дега просто-напросто вуайерист, прячущийся за кулисами и в гримерках артистов и интересующийся только пошлыми и низкими проявлениями женской природы. The Churchman, 1901
Уильям Фридкин «Экзорцист» Просто религиозная порнуха. Los Angeles Times, 1973
Василий Верещагин. Картины Верещагина очень хороши; и особенно – если не подходить близко или не подходить вообще. Виктор Буренин. «Новое время», 1875
Бернардо Бертолуччи «Двадцатый век». В какой-то момент казалось, что мы так никогда и не увидим этот фильм. Это было бы счастьем. Роджер Эберт. Chicago Sun-Times, 1977
Джеймс Джойс «Улисс». Роман написан сумасшедшим извращенцем, защитившим диссертацию по специальности «сортирная литература». Арамис. The Sporting Times, 1922
Диана Арбус. Дать Диане Арбус камеру - это все равно что вручить ребенку гранату. Норман Мейлер. The New York Times, 1971
Роджер Баллен. Куча экскрементов, прикрытая так называемым хичкоковским саспенсом. Рей Николсон. Boston Review, 2016
Поль Сезанн. Его картины – эквивалент вони изо рта. Марк Монтифье. L’Art moderne, 1879
Уильям Голдинг «Повелитель мух». Бог, может, и умер, но дьявол расцвел – особенно в английских государственных школах. Питер Конрад. The Guardian, 1960
Майк Николс «Выпускник». По сути, это разводка – краткие эпизоды наготы должны продемонстрировать раблезианского масштаба откровенность, никому не нужные протестные песенки стать символом студенческих волнений, а кадры под Лелуша – придать всему обезоруживающий шик. Том Милн. The Guardian, 1968
Джон Рональд Руэл Толкин «Властелин колец» Он перешел на темную сторону – словно спятивший эльфийский лорд. Его благородная вера в важность сохранения литературы оказалась смертью для литературы как таковой. Джудит Шульвиц. The New York Times, 1969
Андрей Тарковский. Тарковский выиграл бы от отделки. Продюсер типа Харви Вайнштейна вырезал бы не один час из фильмов Тарковского – и иногда, без сомнения, к лучшему. Роджер Эберт. Chicago Sun-Times, 2003
Ридли Скотт «Чужой». Ужасно напыщенно – и так же сложно высидеть до конца, как сатанинскую мессу на латыни. Майкл Срэгоу. L.A. Herald Examiner, 1979
Винсент Ван Гог. Бред совершеннолетнего маньяка. Если это искусство, то оно должно быть подвергнуто остракизму – по тем же причинам, по которым поэтов не признавали в платоновском Государстве Роберт Росс. L’Art moderne, 1887
Сергей Есенин. Религиозный кулак на отдыхе. Алексей Кручёных. «Драма Есенина», 1925
Михаил Лермонтов «На севере диком». Нельзя не чувствовать, что поэт хотел тут сказать что-то очень милое и очень нежное, и только ошибся в выборе предметов, и в форме, и в способах выражения. Барон Егор Розен, 1842
Александр Пушкин.
И Пушкин
стал нам скучен,
И Пушкин надоел,
И стих его не звучен,
И гений охладел.
Бориса Годунова
Он выпустил в народ.
Убогая обнова,
Увы! на Новый год!
«Северный Меркурий», 1831
Фриц Ланг «Метрополис». Моя вера в немецкое кинопроизводство подорвана. Больше всего пугает интеллектуальная лень. Я думал, что немцы даже в самые тяжелые времена не теряют способности к труду. Герберт Уэллс. The New York Times, 1927
Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби». Дочитывая «Великого Гэтсби», чувствуешь сожаление. Не по отношению к героям романа и их участи, а по отношению к автору. Харви Иглтон. The Dallas Morning News, 1925
Иван Гончаров «Обломов». Мы без зевоты и отвращения не можем следить за физиологическими описаниями каких-то невских мокриц. Александр Герцен. «Современник», 1859
Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем». С каких пор вы стали прививать галерее сифилис? Григорий Мясоедов / Владимир Маковский (данные расходятся) в ответ на покупку картины Павлом Третьяковым, 1889
Анна Ахматова. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Андрей Жданов. «Правда», 1946
Лев Толстой «Анна Каренина». Мелодраматическая дребедень, в духе старых французских романов, расточается по поводу заурядных амуров великосветского хлыща и петербургской чиновницы, любительницы аксельбантов. Совершенно какая-то литературная ростепель! Александр Скабичевский. «Биржевые ведомости», 1878
Федор Достоевский «Преступление и наказание». Вторая часть опять отдает прелым самоковырянием. Иван Тургенев. «Отечественные записки», 1866
Марина Цветаева. Будем откровенны: читать Цветаеву всегда неловко и тягостно. Георгий Адамович, 1937
Нан Голдин. Вот хороший пример унылой порнографии. The Guardian, 1986
Оскар Уайльд. Король выпендрежников. Ему нечего было сказать, и он это сказал. Амброз Бирс. The San Francisco News Letter, 1898
Джеймс Уистлер. Я не раз встречался с лондонским бесстыдством и раньше, но не ожидал, что услышу, как какой-то хлыщ просит 200 гиней, чтобы вылить ведро краски публике в лицо. Джон Рескин. Fors Clavigera, 1877
Пабло Пикассо «Герника». Неоклассический горельеф, по которому прошлись паровым катком. Климент Гринберг. Partisan Review, 1939
Александр Блок «Из газет». Некоторый плагиат из полицейского протокола. А. Измайлов. «Биржевые ведомости», 1904
Василий Розанов. Но вот что можно сказать с некоторою достоверностью: кажется, г. Розанов если не близок, то, во всяком случае, не очень далек от того состояния, которое Пушкин считал ужаснее самой смерти (см. стихотворение «Не дай мне Бог»). Виктор Буренин. «Новое время», 1913
Клод Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Достойный пример современного уродства. У фавна, должно быть, был ужасный день, потому что бедный зверь ревел, ржал и избегал даже намеков на нормальную мелодию, пока публика не начала страдать вместе с ним. Луис Элсон. Boston Daily Advertiser, 1904
Дэвид Кроненберг. Он думает, что он новый Кафка. Это не так. Он скорее мог бы быть одним из персонажей Кафки. Мэри Марк. Time, 1986
Николай Ге. Говорят, автор намеревался сотрясти мозги публики страданием Христа. Что же – кажется, он перестарался и сотряс мозги себе. N. «Новое время», 1892
Эгон Шиле. Кто-то может назвать это преступлением против искусства. Мы не будем заходить так далеко. Это преступление против человечества. The Art Journal, 1911
Вуди Аллен «Энни Холл». Больно смотреть по трем причинам: во-первых – это несмешная комедия, во-вторых – это плохо снято, а в-третьих – это сеанс эксгибиционизма. Все, что мы боялись узнать об интимной жизни Вуди, но он все равно нам рассказал. Джон Симмонс. National Review, 1977
Поль Гоген. Когда парижанин становится дегенератом, он становится худшим дегенератом из всех возможных – он становится изощренным и надушенным дегенератом. Джон Берроуз, 1900
Ингмар Бергман «Шепоты и крики». Фильм по рецептам Playboy. Немного обнаженки, чуть-чуть шокирующего материала и бесконечная психологическая манипуляция. «Пламя», 1972
Андрей Платонов. Омерзительный фальшивый кулацкий Иудушка Головлев. Александр Фадеев. «Красная новь», 1931
Валерий Брюсов. Советуем В. Брюсову в другой раз начинать иначе, а начавши – как можно скорее кончить. Николай Лернер. «Жизнь искусства», 1923
Клод Моне. Эскиз обоев и то больше похож на законченное произведение, чем его морские пейзажи. Луис Лерой. Le Charivari, 1874
Пауль Клее. Его картины напоминают альбом с образцами линолеума. Сирил Асквит, 1930-е
Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. Ни талантом, ни умом они не могут отличиться. Они даже не так называемая литературная тля. Виктор Буренин. «Новое время», 1913
Марк Ротко. Вот вам совет – вместо того чтобы идти на его выставку, можно просто пялиться на стену в ванной. Тимоти Вольфган. Modern Art, 1963
|