
В русских сказках встречаются очень загадочные персонажи. Вот, например, Марья Моревна. Умница, красавица, будущая жена Ивана Царевича, чародейка, сумевшая заковать в цепи самого Кощея Бессмертного... Кто она? Почему дочь Бабы Яги зовут Марья Моревна?
В некоторых вариантах сказок говорится, что Марья Моревна – дочка Бабы Яги. А кто же папа? Как его зовут? Отчество «Моревна» даёт ответ – папу зовут Мор!
В современном русском языке слово «мор» означает «эпидемия», «массовая смертельная болезнь». Однако раньше это слово означало нечто другое! То же самое, что и латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее протоиндоевропейское *mertis – «смерть».
Историки и этнографы пишут о том, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню смерти – Мору или Морену, и даже приносили ей в жертву пленников. Как утверждает в своей работе «Язычество древней Руси» академик Б.А.Рыбаков, древние славяне в отдельных случаях (например, войн или эпидемий) даже сооружали гигантские изображения Морены, сделанные из брёвен и прутьев, сажали внутрь пленников, предназначенных для жертвоприношения, и так сжигали. Считалось, что это позволяет умилостивить Морену.
Итак, «папа» Марьи Моревны – это Мор, мужское воплощение Морены, бог смерти. Немудрено, что у его жены, Бабы Яги, «костяная нога» – потому что Баба Яга изначально – это женщина-скелет, супруга самого бога смерти!
Понятно, и почему Марья Моревна обладает фантастической силой – потому что смерть в древних текстах всегда считалась «силой, которой подвластно всё и всегда».
Марья Моревна берёт в плен Кощея Бессмертного – то есть смерть берёт бессмертие в плен, подумайте, какая интересная символика! А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться сорока вёдрами воды, освобождает бессмертие из плена смерти – и тем самым приносит на землю бесчисленные беды. Почему?
Для древних славян смерть была перемещением человека из телесного, видимого мира (который назывался «явь») в мир духов, который назывался «навь». Баба Яга, жена Мора, – это проводница из мира живых в мир мёртвых, мир волшебства и небывалых способностей. Без помощи этого мира Иван Царевич был бы ни на что не способен. Помните, и Живая вода бессильна без Мёртвой?
А Марья Моревна – дочь самого бога смерти, обладающая невероятной волшебной силой и мудростью, держит в плену бессмертие, нарушающее природный ход вещей – вечный круговорот жизни и смерти, обыденности и волшебства, человеческой слабости и силы духа (духов) – богов и предков.
Это божество у славян символизировало смерть, увядание природы. В общем, всё печальное. Впрочем, это мы – современные люди, воспринимаем всё именно так. Пришла Мара – и конец. Древние славяне смотрели на мир иначе. Они прекрасно понимали, что в природе всё циклично. И наступление осени – это совсем не конец. Это финал одного цикла, за которым, после зимы, следует другой – весна.
И вот вторая вещь, на которую нужно обратить внимание: сила. Во многих вещах Марья Моревна показывает именно мужскую, в традиционном понимании этого слова, сущность. Судите сами:
1. Она сражается с темными силами. А для этого нужен целый ряд серьезных качеств. Например: смелость, отвага, физическая сила, желание быть на светлой стороне. Банально, женщина должна быть в состоянии поднять тяжелый меч и носить на себе не самые легкие доспехи. Тут всё очевидно: если Марья – дочка одного из самых сильных славянских божеств, то никаких вопросов быть не должно. Сила досталась, видно, по наследству.
2. Марья Моревна демонстрирует то, что для девушек на Руси было невозможным. Она сама себе выбирает мужа. Причем не просто так – по внешности, скажем. Она сначала с мужчиной проводит пару ночей, а потом уже делает выводы. В общем, Марья Моревна в сказках показывает чисто мужское начало. Она, получается, не женщина. Она сама-себе хозяйка. «Сильная и независимая женщина» в Древней Руси. Это удивительно!
3. Следующий момент: опять подтверждение силы и независимости. Марья Моревна дает своему мужу, уходя из дома на борьбу с темными силами, указания: что нужно сделать по хозяйству. И, самое главное: что ни в коем случае делать нельзя. Опять она, получается, давит на мужчину, диктует ему свои правила.
Создается впечатление, что Марья Моревна – это не женщина, не человек. Это такой «полубог» в женском обличие, которому, в принципе, всё равно, по какому укладу живут люди. Она сама себе хозяйка во всём.
Очевидно, что Марья выбрала всё же светлую сторону. И это радует. Но бьётся она не за людские: счастье, спокойствие и прочее. У неё есть какая-то собственная цель.
Нет героев без изъяна. Это известно. И Марья Моревна неидеальна. Об этом говорят следующие вещи:
1. Марья Моревна в сказках не всегда пользуется своим именем, называет прозвища. Впрочем, это может говорить о том, что героиня не только сильна, но и коварна. С другой стороны, человек, уверенный в своей силе, очень редко прибегает к хитростям. Он и так может всех победить.
2. Тот факт, что Марья не всемогуща, подтверждается следующим: в некоторых сказках её похищают. И женщина просит помощи у мужа – у того, кто остался на хозяйстве.
Марью Моревну относят к нередкой в русских былинах категории женщин-воительниц. Подобный типаж заключает в себе неземную красоту, силу духа и воинскую подготовку. На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство, поэтому даже собственная свадьба не станет поводом отменить поход или перенести сражение. Впрочем, и мужа такая героиня выбирает себе под стать, даже если это не заметно читателю с первого взгляда.
Воинственная дева Марья Моревна присутствует во многих русских народных легендах, но зачастую героиня представлена под другими именами. Синеглазка, Белая Лебедь Захарьевна, Усоньша-богатырша – вовсе не разные персонажи, под многообразными названиями скрыт один образ.
Исследователи утверждают, что Марья Моревна неразрывно переплетена с другой яркой героиней – Василисой Премудрой. Но характеристика боевой Моревны отличается от тихой и хозяйственной Василисы. Единственное, что объединяет девушек – жених Иван Царевич.
Более схожие образы встречаются в румынских, венгерских, немецких и итальянских легендах. Героини сказок берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.
Вероятным прототипом сказочной героини считают Мару – богиню смерти и увядания. Описание божества совпадает с принцессой из легенд. Мара водила дружбу с Ягой, обладала волшебными силами и пленила Кощея цепями.
Автор сказок о загадочной красавице – русский народ, но распространение персонаж получил благодаря фольклористу Александру Николаевичу Афанасьеву. В сборнике «Заветные сказки» собраны популярные сказания, затрагивающие и Марью. Книга включает в себя три наиболее распространенных сказания о девушке: «Молодильные яблоки», «Сказка о трех царствах» и «Марья Моревна».
Богатырша живет уединенной жизнью в тереме, расположенном в сказочном краю. Одна из особенностей родного дома Марьи, помимо далекого месторасположения, – отсутствие мужчин. И терем, и сад царевны находятся под охраной девушек. Представителей противоположного пола в стране Моревны можно встретить либо во время сражения, либо за воротами красивого дома.
Основные занятия девушки – война и охрана границ собственного государства. Героиня не тратит время на привычную женскую работу и не подыскивает себе жениха. Судьба сама находит Марье супруга. К примеру, в сказке «Молодильные яблоки» Иван Царевич пробирается в дом к царевне за волшебными фруктами. А в «Марье Моревне» все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.
Степная воительница соглашается выйти замуж за мужчину только после того, как Иван побеждает девушку в честной схватке. Покорившись победителю, девушка добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в собственный терем.
Даже после свадьбы героиня не оставляет воинский пост. Собираясь на очередное дежурство на границе, Марья просит супруга не открывать чулан. Любопытный Иван не сдерживает обещания и застает в запретной комнате Кощея Бессмертного. Поверив злодею, царевич преподносит противнику три ведра воды, тем самым восполняя силы пленника.
Вырвавшись из заточения, Кощей похищает Марью Моревну и исчезает в неизвестном направлении. Злодей вовсе не собирается убивать девушку. Кощей жаждет жениться на Марье, что не по нраву красавице.
Спустя непродолжительное время героиню находит Иван, но все три попытки скрыться от тирана не заканчиваются успехом. Последний побег и вовсе несет трагические последствия. Супруга степной воительницы изрубили на части и бросили в море. Теперь Марье не на кого надеяться.
Чудесным спасением Иван обязан собственным зятьям. Оставленные мужьям сестер предметы (соколу – серебряная ложка, орлу – вилка, ворону – табакерка) почернели. Новоявленные родственники выловили останки Царевича из воды и спасли мужчину.
Осознав, что любимую просто так не спасти, Иван отправляется на поиски особенного коня. Преодолев все препятствия, мужчина вновь возвращается в замок Кощея и в четвертый раз увозит жену из дома злодея. На этот раз побег вновь заканчивается битвой, но силы теперь на стороне Ивана Царевича. Враг повержен, богатырша – вновь в объятьях законного супруга.
Несмотря на сказочность персонажей, сюжет поднимает довольно серьезные психологические вопросы. К примеру, вера Ивана Царевича в победу позволила мужчине преодолеть сложные препятствия. Главная мысль произведений, посвященных Марьи Моревне, проста. Победу над злодеем и сердце девушки получает только целостный человек. Ведь союз Марьи и Ивана представляет собой именно единство. Единство силы, духовности, мудрости, смекалки и терпения.
Первое появления Марьи Моревны на киноэкранах состоялось в 1944 году. Главные герои фильма «Кащей Бессмертный» заметно отличаются от оригинальных прототипов. Место Ивана Царевича занял Никита Кожемяка, а героиня представляет собой покладистую красавицу, лишенную независимого характера. Роль Моревны исполнила актриса Галина Григорьева.
В 2012 году история богатырши рассказана в необычном жанре. Аниме «Марья Моревна – прекрасная королевна: Демо» создал режиссер и продюсер Константин Дмитриев. Голос принцессе подарила актриса Людмила Гуськова.
Интересные факты:
• В сказке «Молодильные яблоки» Марья Моревна оставляет возлюбленного на три года, за которые успевает родить двух сыновей. Да и первая брачная ночь молодых людей происходит задолго до официальной церемонии в обоих сюжетах.
• Несмотря на громкое слово «богатырша», нигде не описывается процесс битвы Марьи с врагами.
• Наиболее подробно костюм супруги Ивана Царевича представлен на картине Васнецова «Марья Моревна и Кощей Бессмертный».
По мнению большинства лингвистов, отчество «Моревна» имеет совсем не мужское начало. Это отчество на самом деле матчество, и воим происхождением обязано языческой богине смерти – Маре (Моране, Морене). Образ Мары в славянской мифологии весьма противоречив.
С одной стороны Мара являлась олицетворением прихода зимы, природного увядания (сна) и самой смерти. Однако для наших предков смерть вовсе не была синонимом конца, а, скорее, началом нового цикла. А, следовательно, и сама Мара была тесно связана с последующим после зимы воскрешением природы и наступлением весны. Не будь ее, не было бы и следующего жизненного витка.
Именно благодаря своему происхождению Марья Моревна предстает в сказках сильной и властной женщиной. Она сражается с отрицательными героями не хуже мужчины, она уезжает на войну, оставляя своего мужа Ивана дома в качестве хозяйки, она спасет мир. Однако Марья Моревна порой скрывает свое настоящее имя и пользуется прозвищами: Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна.
В сказках Марья Моревна зачастую оказывается не только центральным персонажем, но главной в собственной семье. Примечательно, что в одной из историй она сама выбирает себе мужа и к тому же только после интимной близости. «После двух брачных ночей полюбился он (Иван-царевич) Марье Моревне» – гласит текст. Вопреки всем сказочным правилам брак между героями регистрируется уже после лишения Марьи девственности.
После свадьбы жизнь новоиспеченной семьи напоминает матриархат. Иван-царевич превращается в этакого домохозяина, а Марья Моревна отправляется на войну. Ее больше интересуют дела вне дома, нежели устройство семейного быта. При всем при этом перед отъездом она еще и отдает распоряжения, касательно того, чего не следует делать в ее отсутствие. Так Марья Моревна велит мужу ни при каких обстоятельствах не открывать дверь чулана.
Однако едва Марья Моревна покидает дом, Иван отворяет запретную дверь. За нею оказывается Кощей Бессмертный, которого незадолго до описываемых событий бесстрашная богатырша поймала собственноручно. Кощей вырывается из заточения и похищает Марью. В конце концов, Иван, собравшись с духом, убивает Кощея и вызволяет любимую из плена.
С одной стороны Марья Моревна предстает перед читателем этаким мужиком в юбке и является явным отражением матриархального строя. Однако это представление постепенно улетучивается. Во-первых, благодаря тому, что Иван-царевич все-таки доказывает свою состоятельность и спасет супругу, вырывая ее из рук Кощея Бессмертного. Во-вторых, сцены боев Марьи Моревны с кем-либо из сказочных героев весьма схематичны или отсутствуют вовсе, так как они не являются характерными для персонажей женского пола. Так Кощей Бессмертный уже оказывается запертым в чулане, а в сказке о молодильных яблоках Синеглазка лишь угрожает царю: «Отдай царевича, а не то все царство потопчу, пожгу и тебя в полон возьму».
Возможно, образ Марьи Моревны это отражение реальной жизни русских женщин – зачастую оставшись в одиночестве из-за бесконечных войн, дамам не оставалось ничего больше как только взять в руки оружие и защищать свою семью самостоятельно.
Таким образом главная мораль сказок о Марье Моревне заключается в единстве мужа и жены, силы физической и волшебной, доброты и справедливого возмездия.
Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки, имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.
Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен – Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.
Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу – жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.
Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти – это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.
Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича – символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.
Волшебный богатырский конь – символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование.
Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня – значит уравнять шансы, добиться справедливости.
Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях Бабы Яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к Бабе Яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка – равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях Бабы Яги.
Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить – рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период – и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.
Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки – быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр.
Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.
Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона.
Следующий сюжет – женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачивает возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испытания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов – мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего противника и освобождает возлюбленную.
Герой сказки, совершив опрометчивый поступок – нарушив запрет, проходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доброту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает.
В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации – это исследуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее – Иван-царевич с сестрами. В этой части волшебной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму – смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами оказываются Сокол, Орел и Ворон – в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).
Встреча героя с Марьей Моревной – девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) – является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.
Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (открывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколько попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им героем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присутствует магия по смежности.
Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выполнение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой проявляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке – волшебного коня), помогающего герою победить врага.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.
Развязка – это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» – приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств – своего и жены.
В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнительных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.
Все мы знаем о самых знаменитых Богатырях на Руси. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Конечно же только тремя богатырями Русь не ограничивается, в былинах сказывают о (не менее известных) Святогоре, Вольге Святославовиче, Микуле Селяниновиче и т.д.
Образ дев-воительниц – достаточно популярный сюжет в мировой литературе. Если задуматься, то можно вспомнить Амазонок, Валькирий. А были ли женщины-воительницы на Руси?
Да, были и называли их Поленицы. Заходим в Википедию и видим: "Полени́ца, поляни́ца, паленица, паляница удалая – дева-воительница в русских былинах, женщина-богатырь. Само слово произошло от глагола «поляковать» – ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. "
Отважными воительницами из русский былин были: Василиса Микулишна (дочь Микулы Селяниновича), Настасья Микулишна (сестра Василисы, младшая дочь Микулы), Настасья Окульевна, Настасья Королевична, дочь Ильи Муромца и тд.
Однако, открыв и прочитав одну русскую-народную сказку, в обработке Афанасьева А.Н., мы можем увидеть еще одну, достаточно известную поленицу – Марью Моревну.
Марье Моревне посвящена замечательная, одноименная сказка, из которой мы узнаем много интересного и о самой героине, и о связанных с ней событиях.
Самое главное: Марья Моревна – однозначно поленица. Об этом свидетельствует текст самой сказки: "Собрался в дорогу, шел-шел и видит – лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: "Коли есть тут жив человек – отзовися! Кто побил это войско великое?" Отозвался ему жив человек: "Все это войско побила Марья Моревна, прекрасная королевна. Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна..."
Из этого же эпизода мы узнаем, что героиня еще и королевна, а значит успешная не только в ратном деле, но и в управлении государством.
Можно предположить, что помимо силы богатырской, обладает Марья Моревна так же большой колдовской силой, ведь не каждый может Кощея в цепи заковать.
Об этой удивительной девушке, настоящей богатырше-поленице, сложено несколько преданий. Но, несмотря на привлекательность её образа, он во многом так и остаётся тайной для нас. Вероятно, древние авторы считали, что в женщине, даже в столь неординарной, всё равно должна оставаться загадка.
Умна, красива, спокойна и при этом может с лёгкостью исполнить любое, даже самое сложное задание. Наверняка многие мужчины сказали бы, что это – истинный идеал женщины. А ведь Марью Моревну описывали именно такой.
Она отличается удивительной красотой, имеет богатырскую силу, обладает женской мудростью и нередко показывает себя как дальновидный человек. Несомненно, если бы в сказках всё происходило так, как хочет Марья Моревна: зло никогда не пыталось бы заполучить власть, но тихо сидело бы в своём мирке.
Кстати, о зле. Именно Марья Моревна описывается как дева-воин, сумевшая одолеть самого Кощея Бессмертного. Да-да, отважные Иваны (дураки и царевичи) нередко сталкивались с этим негодяем, но мало кто смог одержать победу над Кощеем. Как правило, положительный герой спасает пленницу своего противника и старается скорее унести ноги. В случае с Марьей Моревной всё было иначе.
Интересно, что имя Марьи Моревны фигурирует лишь в нескольких сказках, но на самом деле образ этот встречается нам куда чаще. Исследователи заявляют: Синеглазка, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая. Марья-царевна, Усоньша-богатырша – это всё одно и то же лицо, которое в данном случае называется Марьей Моревной.
Сам этот образ может принимать более воинственные или, напротив, «домашние» черты. А вот в истории о Марье Моревне мы сталкиваемся с описанием главной героини как мудрой женщины и богатырши, которая по вине своего мужа оказывается в руках неприятеля.
Что интересно, нередко эту героиню называют дочерью самой Бабы-Яги. И в этом тоже есть ррезо:
• Во-первых, Яга отдала Ивану своего лучшего волшебного коня, который помог одержать победу над Кощеем и вызволить Марью. Казалось бы, с чего это старой ведьме проявлять такую доброту к царевичу? Но если речь идёт о её дочери, то тут всё понятно.
• Во-вторых, само отчество Марьи, Моревна, указывает на некоторую странность ей происхождения. Оно либо связано с морским царём и морем, либо отождествляется со словом «мор».
Фольклористы считают, что последнее более вероятно. В старину «мором» называли смерть. А значит, наша Марья Моревна не так проста, как может показаться. Она, по всей вероятности, унаследовала от своей маменьки волшебные способности и необыкновенные силы, что помогло ей одолеть Кощея и даже заковать его в цепи.
Образ Марьи Моревны в разных сказках трактуется по-разному. Порой она кажется милой и хозяйственной женщиной, порой решительной воительницей, а иногда приходится задуматься – а не ведьма ли эта дамочка? По всей вероятности, её образ стал сочетанием самых разных женских черт и умений, чтобы, слушая или рассказывая истории о Марье, каждая женщина нашла в этой героине что-то своё, знакомое и вдохновляющее.
Марья Моревна – это русская народная сказка. Она неуклонно следует традициям и говорит о постоянстве, любви, силе духа и мужестве. Главный герой – это Иван-Царевич. Ему нужно пройти многие испытания, чтобы обрести счастье.
Марья Моревна – это главная героиня сказки. Они милая и добрая, внешность у нее настоящей красавицы. Именно поэтому злой Кащей похищает девушку и держит в плену. И Иван, и Марья не боятся своего врага. Они уверены в том, что доброта всегда будет побеждать зло. Когда Кащей убивает Ивана-Царевича, то наступает печальный эпизод. Он символизирует трудности в нашей жизни, когда мы будто мертвые, не можем разобраться в своих проблемах. Но помощь всегда рядом. Ее оказывают мужья сестер Ивана. Их поступки показывают смелость, храбрость, дружбы и надежды.
Сама Марья Маревна – это не просто красивая девушка. Она мудрая. Она всегда анализирует ситуацию, выжидает, когда можно нанести врагу удар. Она верна своему супругу, верит в него. Анализ сказки Марья Маревна – это бесконечные обсуждения вечно актуальных историй. Сказка учит нас тому, чтобы всегда оставаться добрыми, бескорыстными, честными. Нужно помогать своим друзьям, бороться с теми, кто причинять боль. Это удивительная история, которую с удовольствием будут слушать дети еще многих поколений.
|