Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Культ предметов

Фетишизм – (от португ. feiticao, волшебство), поклонение фетишу, то есть неодушевленному, обоготворяемому предмету, одно из форм первобытной религии.

Фетишизм – франц. fetiche – идол талисман, синонимы – идолизм, сексуальный символизм, парциализм сексуальный), девиация сексуальная, характеризующаяся сексуальным влечением к различным одушевленным и неодушевленным предметам, частям тела и элементам одежды («бельевой фетишизм»).

Фетиш – неодушевлённый предмет, наделённый, по представлениям некоторых групп людей, сверхъестественными свойствами. Наиболее распространённые фетиши – амулеты, обереги, талисманы. В переносном смысле – то, что является предметом безусловного признания, слепого поклонения.

По всей вероятности, фетиш способен полностью заменить естественную потребность человека в общении с другой личностью. Фетишем является конкретный зримый предмет, лишенный духовного содержания, а это духовное содержание наполняется фантазиями, зачастую без учета реальной обстановки и чувств партнера. Полная свобода действий с фетишем, не требующим самого трудного – затрат психической и физической энергии на настрой второго партнера на интимную волну, является для него наиболее привлекательным и позволяет отдаться полностью полету фантазии и иллюзиям. Поэтому личность партнера не играет для любителя фетиша абсолютно никакой роли.

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм представляет собой учение об одержимости духом Считалось, что фетиши покровительствуют человеку, приносят счастье, успех, оберегают от болезней, опасностей и т.п. Фетишами считали куски дерева, различных фигурок, камней, амулетов и т.п.

Поначалу пребывающий в фетише дух считался призраком умершего человека; позднее стали полагать, что в фетиши вселяются более высокие духи. В итоге культ фетишей объединил все примитивные представления о призраках, душах, духах и демонической одержимости.

Первобытный человек стремился из всего необычного сделать фетиш; поэтому появление многих фетишей было случайным. Предметы, связанные со сновидениями, легко превращались в фетиши. Ими становились вулканы – но не горы, кометы – но не звезды. Древние люди считали падающие звезды и метеоры свидетельством прибытия на землю особых духов-посетителей.

Первыми фетишами были камушки с необычными отметками, и с тех пор человек всегда искал «священные камни». Когда-то ожерелье представляло собой коллекцию священных камней – целый набор талисманов. Камни-фетиши были у многих племен, однако считанные из них сохранились в этом качестве, как, например, Каабский и Скунский камни. Вода и огонь также относились к древним фетишам. Поклонение огню и вера в святую воду существуют по сей день.

Фетишизация деревьев произошла в более поздние времена, но среди некоторых племен поклонение природе привело к вере в талисманы, в которые вселялись различные природные духи. Когда растения и фрукты становились фетишами, их запрещали есть. Одними из первых в эту категорию попали яблоки: левантийские народы никогда не употребляли их в пищу.

Если животное питалось человеческой плотью, оно превращалось в фетиш. Так собака стала священным животным парсов. Если фетишем является животное и в нем постоянно пребывает дух, то фетишизм может смыкаться с реинкарнацией. Дикари во многом завидовали животным; они не чувствовали своего превосходства и часто получали имена в честь любимых зверей. Когда животное становилось фетишем, на его мясо накладывали запрет. Из-за своего сходства с людьми человекообразные обезьяны и мартышки уже в древности стали священными животными; позднее такого же отношения удостоились змеи, птицы и свиньи.

Одно время фетишем была корова: на коровье молоко было наложено табу, а ее испражнения пользовались большим почтением. В Палестине существовал культ змей, в особенности у финикийцев, которые, наряду с евреями, считали змею выразителем злых духов. Даже многие современные люди верят в колдовские способности пресмыкающихся. Змей чтили на всём пространстве от Аравии и Индии до племен индейцев хопи с их танцами змей.

Некоторые дни недели были фетишами. Веками пятница считалась несчастливым днем, а тринадцать – злополучным числом. Счастливые числа – три и семь – появились в результате последующих откровений; четыре было счастливым числом у первобытного человека, который уже в древности открыл четыре стороны света. Считалось, что подсчет скота и другой собственности приносит несчастье; древние люди всегда противились переписи населения – «исчислению людей». Могущественным фетишем была слюна; плюя на человека, из него можно было изгнать дьяволов. Старший или знатный человек оказывал высшую честь тому, на кого он плевал. Некоторые части человеческого тела считались потенциальными фетишами, в особенности волосы и ногти. Высоко ценились длинные ногти, выраставшие на пальцах вождя, и их обрезки превращались в могущественный фетиш.

Фетишизация скальпов является одной из главных причин последующей охоты за головами. Ценным фетишем являлась пуповина; такое отношение к ней до сих пор существует в Африке. Первой игрушкой человека была сохраненная пуповина. Нередко украшенная жемчугом, она стала первым ожерельем.

Горбатые и увечные дети становились фетишами; считалось что лунатики являются помешанными. Первобытный человек не отличал гения от безумца; идиотов либо забивали насмерть, либо почитали в качестве фетишей. На пьянство смотрели как на вид одержимости духом. Яды и крепкие напитки стали фетишами: считалось, что в них вселяются духи.

Человек-фетиш считался сверхчеловеком – божественным и даже непогрешимым. Поэтому вожди, цари, жрецы, прорицатели и церковные правители в итоге приобретали огромную и неограниченную власть.

Считалось, что призраки предпочитают вселяться в один из предметов, принадлежавших им при жизни во плоти. Этой верой объясняется действенность многих современных реликвий. Древние всегда почитали кости своих вождей, и скелетные останки святых и героев до сих пор приводят многих людей в суеверный трепет. По сей день совершаются паломничества к гробницам великих людей.

Вера в святые мощи – это пережиток древнего культа фетишей. Святые мощи представляют собой попытку современных религий рационализировать фетиши дикарей и таким образом возвысить их, сделав достойными и респектабельными в современных религиозных системах. Вера в фетиши и магию считается язычеством, однако поклонение святым мощам и вера в чудеса не вызывают возражений.

Огонь – очаг – превратился в некоторое подобие фетиша, священного места. Поначалу святыни и храмы становились фетишами потому, что здесь хоронили умерших. Древнейшие изображения создавались для того, чтобы сохранить облик прославленных покойников и увековечить их память; это были настоящие памятники. Идолы представляли собой усовершенствование фетишизма. Первобытные люди верили в то, что под воздействием обряда освящения дух проникает в изображение. Таким же образом, благословляя определенные предметы, их превращали в талисманы.

В древности непререкаемое слово-фетиш было внушающей страх догмой – самым страшным из всех тиранов, порабощавших человека. Догматический фетиш приводит смертного человека к самообману, удерживая его в тисках слепой веры, фанатизма, суеверия, нетерпимости и наиболее зверских форм варварской жестокости. Современное уважение к мудрости и истине – лишь недавнее избавление от тенденции к фетишизации, обращение к более высоким уровням мышления и логики.

Фетишизм (порт.feiticao – волшебство). Данное слово чаще всего употребляется в одном из двух значений:
1) Фетишизм может пониматься как вид религиозного действия, поклонение неодушевленным объектам, которые наделяются магическими свойствами и возможностями. Эти объекты фетишизма, почитания, называются фетишами. В данном понимании фетишизм рассматривается как элемент различных архаичных верований и некоторых религий.
2) Второе значение фетишизма – половое извращение. Оно характеризуется тем, что половое влечение направленно на неодушевленные предметы, не имеющие, сами по себе, эротического, возбуждающего значения. Они могут, например, только символизировать полового партнера.

Элементы фетишизма свойственны нормальной сексуальной жизни людей. Но при этом объекты, вызывающие комплекс эротических чувств, не воспринимаются как самостоятельные, автономные объекты возбуждения. Они являются лишь напоминанием о реальном партнере.

При извращенном восприятии фетиш становится самостоятельным объектом влечения, желания, замещая объект любви, полностью обретая независимость от партнера или владельца вещи. При этом разрушается всякая эмоциональная связь и предполагаемые любовные отношения с другим человеком. Фетиш становится запускающим механизмом бесплотных эротических фантазий и чувств.

С фетишом возможны различные манипуляции: обонятельные, осязательные, сексуально-игровые. Обычно объектами фетишизма становятся вещи, а также части тела, часто, но не всегда, принадлежащие противоположному полу. Иногда фетишем может являться иной цвет кожи (гетерохромофилия), шрам, туфля, предметы одежды и т.д. Наблюдается совмещение фетишизма с мазохизмом. Вид сексуального расстройства, при котором сексуальное влечение вызывает контакт с неодушевленными предметами. Сексуальными фетишами могут являться обувь, предметы одежды, физиологические выделения и определенные части человеческого тела.

Пока факторы вызывающие формирование сексуального символизма не изучены. Многие специалисты указывают на то, что решающее значение в развитии нарушения имеют личностно-эмоциональные особенности и сексуальный опыт человека. Определенная роль в развитии девиации отводится нейробиологической предрасположенности.

Предположительно развитию фетишизма способствует:
1. Нарушение психосексуального развития. Случайно возникшая в детстве ассоциация эмоционального возбуждения с объектом, которая получает закрепление во взрослом возрасте. Например, открытое кормление грудью младшего ребенка матерью может сформировать у старшего ребенка образ в женской груди как фетиша.
2. Ранее начало половой жизни. Присутствующие при первом половом контакте предметы, которые вызывают яркие эмоции либо связаны с сильными переживаниями со временем могут стать источником сексуального удовлетворения. В будущем для получения полового удовольствия человек начинает нуждаться в присутствии стимулов из полученного ранее опыта.
3. Недостаточный порог сексуального возбуждения. Некоторые нейрофизиологические исследования указывают на то, что дети способны даже в раннем возрасте переживать яркие сексуальные ощущения, что значительно увеличивает вероятность ассоциированного опыта.

Самыми частыми объектами фетиша являются обувь и одежда.Сексуальное возбуждение у мужчин может вызывать нижнее белье, чулки, колготки, обувь на каблуках. Одним из самых распространенных фетишей среди представителей обоих плов считается униформа: милицейская форма, костюм стюардессы и белый медицинский халат.

Довольно часто особое значение имеет аромат либо внешний вид объекта, например, нестиранная либо ношенная одежда. Предметом фетиша часто становятся женские либо мужские волосы, женская грудь, некоторые особенности половых органов, ступни ног. Иногда человек может испытывать возбуждение от созерцания измененного тела, например, ампутированной конечности или живота беременной женщины.

Визуальные контакт далеко не единственный способ реализации фетишизма. Довольно часто человек может стремиться к совершению некоторых действий с предметом вожделения, в этом случае, человек может испытывать удовольствие от сжимания либо прикасания к женской груди, мастурбации, лизания либо нюханья. Сексуальное желание может возникать как непосредственно при созерцании объекта, так и во время фантазий с ним ассоциированных.

Диагностирование нарушения полового предпочтения проводится врачом. При таком нарушении за профессиональной помощью больные обращаются только при тяжелой форме нарушений, когда они уже не способны контролировать свои сексуальные действия.

Для правильной постановки диагноза очень важно установить с пациентом доверительные отношения. Диагноз фетишизм выставляется, если у пациента имеется:
наличие фетиша;
влечение к фетишу наблюдается в течении минимум полугода;
постепенно возрастающее влияние фетиша;
фантазии и необходимость контакта с фетишем возникают спонтанно и не всегда могут быть прекращены усилием воли.

Лечение расстройства осуществляется посредством психотерапии, при этом важная роль отводится мотивации больного, его решимости измениться, так как большинство обратившихся за специализированной помощью лиц желают убедиться в том, что их сексуальные предпочтения являются нормальными и только в единичных случаях наблюдается реальная готовность изменить объект влечения.

При лечении расстройства используют индивидуальную психокорекцию, группы поддержки и медикаментозную терапию (седативные, гипотензивные средства, а также препараты, снижающие либидо).

Методов профилактики фетишизма не существует. Однако для снижения вероятности развития патологии рекомендуется уделять особое внимание психосексуальному воспитанию ребенка.

Фетишизм, как многие знают, является сексуальной девиацией. Между тем, он выражается не только в половом влечении к деталям одежды, к обуви или иным неодушевлённым предметам, но и в возникновении тяги к конкретным частям человеческого тела, особенностям поведения или внешности партнёра. Выбор фетиша зачастую является весьма неожиданным и оригинальным.

Фетишизм занимает видное место в Международной классификации болезней(МКБ-10), располагаясь в группе диагнозов F65 (Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения, Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, Расстройства сексуального предпочтения). Вместе с тем, медицинского вмешательства данный вид сексуального отклонения потребует только в том случае, если оно будет наносить вред социальному благополучию человека. Другими словами, в ситуации, когда данное «увлечение» начнёт причинять пациенту страдания, мешать нормальной половой жизни или приведёт к возникновению у него серьёзных проблем: увольнению с работы, задержанию органами правопорядка и т.д.

У «больного» не должно при этом быть иных психических расстройств, проблем с алкоголем и наркотиками, он должен адекватно контролировать свои действия, а сексуальная девиация на момент постановки диагноза «обязана» сопровождать его не менее полугода. В этом случае индивид сможет оказаться в соответствующем реабилитационном центре и получить необходимое лечение. Во всех прочих ситуациях, когда поведение человека не наносит вреда ему самому и окружающим, отклонение от социальной нормы признаётся относительно «безопасным», не требующим медицинской коррекции.

Принято считать, что фетишизм – это удел мужчин, «обожествляющих» дамское нижнее бельё или элегантные туфельки. Данное мнение ошибочно, так как проявления описанного сексуального расстройства нередко наблюдаются и у женщин. К примеру, распространённые женские фетиши это развитая мускулатура или определённый тип оволосения на теле мужчины. В целом, круг возможных предметов-фетишей настолько широк и разнообразен, что специалисты считают его практически неисчерпаемым. Несмотря на это, классификация видов фетишизма не слишком обширна: в неё включают лишь те отклонения, которые восходят в ранг патологий, требующих врачебной помощи.

Виды фетишизма:
• Апотемнофилия – роль фетиша играют уродства тела или инвалидность человека (например, отсутствие конечности). Однако не путаем данное отклонение с акротомофилией, влечением к людям с ампутированными конечностями. Нередко больные стремятся к ампутации здоровой конечности или иному членовредительству. Термин ввёл сексолог Джон Мани в 1977 году.
• Нарциссизм – направленность полового влечения на самого себя. Человека возбуждают собственная внешность, собственные движения. Сексуальные действия сосредоточены на самолюбовании и мастурбации.
• Аутомоносексуализм – разновидность нарциссизма, при которой фетишизируемым объектом является собственное тело, но лишь при условии, что ему придано сходство с телом другого человека, как правило, противоположного пола (например, путём переодевания или использования косметики).
• Гетерохромофилия – влечение к партнёру с определённым цветом кожи, отличным от такового у фетишиста.
• Копрофилия – малоприятная для большинства форма сексуального поведения, при котором половое возбуждение и удовлетворение достигается в ходе манипуляций с калом партнера. Они проходят в разных формах: от наблюдения за дефекацией до непосредственного поедания фекалий. Иногда данный вид фетишизма сопровождается компульсивным употреблением непристойных слов (копролалия).
• Урофилия – сестра-близнец копрофилии, с той разницей, что получение сексуального удовольствия связано с произведением акта мочеиспускания на партнёра или с тем, чтобы партнёр произвел акт мочеиспускания на фетишиста. Иногда больные мочатся, не снимая одежды, или подолгу выдерживают сильно переполненный мочевой пузырь.
• Пигмалионизм – разновидность фетишизма, сочетающаяся с вуайеризмом, при которой роль фетиша играют изображения человеческого тела (картины, статуи, статуэтки, куклы, фотографии). Фетишист получает удовлетворение от обладания ими, прикосновения к ним. Пигмалионист стремится любым путём добыть интересующие его предметы, собирая из них большие коллекции. Разновидностью пигмалионизма является порнографомания, связанная с фетишизацией порнопродукции.
• Пиролагния – вид девиации, при которой сексуальное возбуждение вызывается созерцанием пламени (свечей, камина, костра) или пожара. В тяжёлой форме может сопровождаться патологическим стремлением к поджогам. Иногда привлекательными становятся не только сами горящие предметы, но и пожарные, их действия по тушению и специальная техника.
• Озолагния – роль фетиша играет специфический запах объекта сексуальных предпочтений (обонятельный фетишизм).
• Ретифизм – роль фетиша играют различные изделия из кожи (в отдельных патологических случаях – человеческой).

Невзирая на всё вышесказанное, следует отметить, что наиболее частыми сексуальными фетишами являются, по-прежнему, нательное бельё (как правило, имеющее отношение к лицам противоположного пола) и различные части человеческого тела (волосы, ступни, грудь, нос, ягодицы). Манипуляции с ними могут быть самыми разными (в зависимости от характера фетиша): от простого любования до прикосновений, поцелуев, обнюхивания, облизывания, укладывания в постель и даже поедания.

Преодоление трудностей в приобретении фетиша также доставляет многим пациентам определённое наслаждение. В связи с этим они, например, крадут бельё с верёвок во время его сушки, на пляжах и в других местах и лишь иногда покупают в магазинах. Такой предмет символизирует и замещает либо конкретный объект любви, либо собирательный образ предпочтительных объектов по принципу «часть вместо целого».

Эта незамысловатая история, по сути – история начального этапа в становлении верований человечества, которое с колыбели, не будучи в состоянии обеспечить себе удачу – основную составляющую комфортного состояния, искало помощи в окружающем его мире. Так появляются первые фетиши.

Два малыша играют в простую детскую игру. Кидают игральную кость и в зависимости от того какое значение выпадет передвигают цветные фишки. Младшему не везет. После третьей кряду победы старшего он заплакал. Подойдя на горестные всхлипывания ребенка мать начинает утешать его: «Это же всего лишь игра! Сейчас выиграл Сережа, а в следующий раз выиграешь ты». Однако Алеша безутешен: «Нет, мама, я не смогу выиграть, мне не везет, мне всегда не везет, я невезу-у-учий!» Всхлипы сменяются рыданиями: «Мне все время не везет в садике, я потерял на прогулке варежку, и Алина потеряла, она нашла, а я не наше-е-ел».

На другой день в детской конфликт, в качестве третейского судьи призвали маму. Истцом выступает меньший. Он потребовал поменяться фишками: «Он постоянно зеленой играет, потому выигрывает. Она счастливая, а другие несчастливые. Пусть он обменяется со мной, тогда будет по-честному!» Не став вдаваться в подоплеку детской философии, мама решает спор в пользу меньшего сына.

Спустя какое-то время ей вновь пришлось вмешаться. В этот раз в роли рефери. Младший начал выигрывать, а старший старается отобрать свою «счастливую» фишку. Вопрос решается вновь в пользу младшего. В этот раз по принципу: «Старший должен уступить». Сережа подчиняется, но из вредности играть дальше отказался. Зеленая, «счастливая» фишка перекочевывает в карман Алеши, где он теперь намеревается хранить ее от посягательств брата.

История эта получила продолжение уже спустя несколько дней. Захлебываясь от возбуждения и пылая щеками, вернувшийся из садика Алеша рассказывает: «Я отыскал свою варежку – ее дети в снег закопали!» А вечером на ушко маме: «Я счастливую фишку попросил мне помочь – и она помогла. Она волшебная. Ты только никому не говори – это тайна!»

С того времени судьба зеленого кусочка пластмассы стала складываться на зависть всем фишкам. Алеша выпросил у мамы красивую коробочку от сережек, постелил в нее кусочек цветной бумажки и назвал все это «домиком для Везунчика». Он шепотом здоровался с фишкой утром и прощался на ночь, он брал ее в ладошку, крепко сжимал и с зажмуренными глазами просил о чем-то.

Родители начали волноваться. Высокообразованные папа и мама, не без учета всех правил воспитания детей проведя определенную работу с Алешей, отобрали у него «Везунчика». А спустя несколько месяцев под его подушкой обнаружили невесть откуда добытый кусочек малахита.

Так появились первые фетиши. Их мир включал в себя все те же составляющие, что и мир, созданный пятилетним Алешей вокруг своей «волшебной» фишки: необходимость в помощи; обретение друга-помощника; вера в удачу; трактовка положительных событий через призму этой веры; трепетное отношение к тому, кто (или что) помогает; интимность отношений; таинственность, создаваемая вокруг этих отношений; приход к устойчивому состоянию дискомфорта при утрате поддерживающей силы и обращение к новой.

Есть в этой истории (как и в истории народов) и нарушающая внутренний комфорт воля сильных мира сего, и, как следствие, еще большая тайна вокруг фетиша.

Народы – «детство человечества», которые теперь принято называть «дикими», строили свои отношения с окружающим миром точно по такому же принципу. Он не менялся и по прошествии тысяч лет, приобретая только новые окраски и звучания. Что такое фетиши с точки зрения теперь уже просвещенного человечества?

В науке в качестве обобщающего термина это понятие впервые ввел в 1760 году де Бросс в книге «Du culte des dilax fetiches ou Parallete de lancienne Religion de Egypte aves la religion de Nigritie». Под фетишизмом он понимал «все, что люди выбирают объектом поклонения, к примеру: дерево, гору, море, камень, львиный хвост, раковину, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т.п.». В этом определении поклонение неодушевленным объектам представлено как поклонение им самим, а не присущим им разумным началам.

Со временем первую формулировку де Бросса расширили другие ученые до понимания анимистического воззрения на объекты материального мира (анимизм – представление о существовании духа, души у каждого человека, животного, растения, а в первобытных религиях – у каждой вещи).

Генезис фетишизма довольно не прост. На первом этапе фетиш воспринимался как самостоятельная, в нем кроющаяся, а не внешняя, вселившаяся в него сила. После он стал вместилищем духа-божества, пришедшего в него извне. В каждом камешке, в каждом кусочке дерева первобытные люди видели живое. Достаточное основание для обращения за советом к кусочку коры дуба было, к примеру, то, что дубу много лет, и он видел и знает больше спрашивающего.

Основанием для фетишизации тех или иных объектов вполне могли послужить и необыкновенная форма или окраска или не соответствующее привычному местонахождение. Ну а если уж присутствие какого-то предмета сопровождалось неким экстраординарным обстоятельством – удачей или, напротив, неудачей, то он безоговорочно становился фетишем. Признав неординарность объекта, его способности быть полезным, человек прикладывал все усилия, чтобы вызвать его доброе расположение к себе.

Итак, задача привлечение удачи при помощи фетиша в древности решалась следующим образом: надо умело его выбрать, окружить заботой, не раздражать – и нет такого чуда, которого он не мог бы совершить.

Но одним-единственным фетишем наши предки не ограничивались. Практиковали «разделение обязанностей». Природа такого явления не имеет четкого толкования. То ли человек «берег» своего «друга» от перегрузок; то ли им владело стремление «расширить круг друзей»; то ли человеческая натура не позволяла ему пройти мимо предмета, вызвавшего его интерес; или другие причины побуждали его порой собирать вокруг себя все увеличивающееся количество предметов фетишизации.

Исследователь Ремер, изучая африканский фетишизм, описывал дом, в котором было собрано больше 20000 самых разных предметов. Наряду с перьями попугая, волосами человека, камнями разнообразных форм и цветов, кусочками дерева, самородками металлов и многим другим в описании присутствовали довольно экзотические вещи, такие, к примеру, как обмотанные шерстью деревянные колья, обрывки одежды, завязанные затейливыми узлами, и даже горшок, заполненный красной глиной с воткнутым в нее петушиным пером, – все, что когда-либо поразило воображение хозяина этого дома и его родственников. Среди всего этого изобилия присутствовал маленький стул, маленький матрас и бутылка со спиртным напитком, чтобы фетиши могли отдохнуть и глотнуть веселящую жидкость.

В этот своеобразный дом-музей приходил его хозяин, чтобы посидеть в кругу «друзей» и выпросить у них различные милости. И хотя по своей чудодейственной силе «покровители» иерархически отличались, но общим для них было благосклонное, по мнению хозяина, отношение к нему.

С течением времени культ фетишей приобрел высшую форму. Силу объекта приписывали не ему самому, а духам божеств, вселившихся в него или даровавших ему эту силу. Это, в первую очередь: боги неба, дождя, гор, рек и т.д. Потому предметы фетишизации добывались в «местах пребывания» этих божеств или «призывались» в предложенные для их «жилища» предметы.

К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол отличается от фетиша лишь тем, что он представляет из себя материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется на лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно или обладает собственной, самостоятельной душой, или может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем.

Психология идолопоклонства – та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который, в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, помогает человеку.

Фетишизм, начиная с де Бросса, на протяжении долгого времени считали самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось только результатом неверного представления о фетише, как о мертвом объекте, поклонение которому могло иметь место только на самой низшей ступени умственного развития.

В действительности фетишизм появляется только в период полного развития анимистического мировоззрения, гораздо позже возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как например поклонение инструментам, орудиям труда и т.д., являются непосредственным результатом крайнего развития политеизма, с его особыми божествами для каждого занятия, для каждого отдельного рода предметов.

Фетиши – не всегда носители духа божеств, временами в них «вселяются» души умерших людей и животных. Обычно, для этого души выбирают свои собственные останки или их фрагменты. Это можно проследить в поклонении мумиям у египтян; в обычае первобытных народов все время иметь при себе кости своих предков; в жертвоприношениях этим останкам; в обычае хранить череп врага, для обладания его душой; в обрядах, связанных со святыми мощами.

Дальше, вследствие поверья, что души предков могут вселяться в деревья, камни, песчинки, зерна, листья и т.д., образуется культ подобных предметов, опять-же связанный с высшими представлениями о душах, а не с самой материей объектов. Гамары в дни жертвоприношений сажают за стол палки, которые были срезаны от деревьев или кустов, посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своим предкам в образе палок и камней и т.п.

Есть, далее, фетиши, не обладающие ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу только вследствие близости их или отношения к тому или иному божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, которая взята из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-то божества и т.д. мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем.

В конце концов, есть фетиши, происхождение которых связано с той своеобразной логикой первобытного человека, которая создала симпатическую магию. Достаточно указать на такие примеры, как талисманы халдеян с именами богов, обычай египтян класть в могилу картины, которые изображают покойника за любимым его развлечением, лечение настоем из-под бумажки, исписанной заклинаниями и т.п. Этот род фетишизма в своей основе опять-же имеет анимистическую подкладку…

Но вернемся к теме нашего разговора, к распространенной среди людей привычке использовать всевозможные магические фетиши и ритуалы, полагая, что все это может уживаться с Православием. Так вот: такая практика есть не что иное, как попрание собственной веры и вражда против Бога, как ни страшно это звучит. Бог призывает нас к вере и верности, к благочестию и постоянству в доброделании, к тому, чтобы, трудясь в этой жизни, мы все упование наше возлагали на Бога и с благодарностью принимали бы все, что Он нам подает. Это и есть модель христианской жизни и христианского благоденствия, возможность которого не отвергается, но которое должно быть следствием доброй жизни в согласии с Богом. Магия тем и опасна, что человек, пренебрегая законами духовной жизни, надеется на каких-то истуканов и идолов. А ведь за идолами скрываются бесы, об этом много раз говорится в Писании. Вот почему использование «невинных» фетишей для вроде бы невинного «везения» может быть не только признаком маловерия, но и (надо говорить прямо) идолопоклонства. Что в Православии считается тягчайшим грехом.

Бывает, что говорят: «Да это так, просто… Я и не знаю толком, что это такое. Подарили знакомые… зять привез… дочка купила… Подумала, пусть себе будет…» Получается, что сам человек как будто и не имеет к магическому предмету никакого отношения. Но это не значит, что присутствие таких предметов не влияет на жизнь самого человека. Предметы служат воплощением, материальным выражением тех или иных идей, мировоззрений, тех или иных энергий. В отношении же предметов ритуальных – это утверждение верно на сто процентов. Следовательно, даже если человек не понимает, что означает та или иная надпись, тот или иной знак или предмет, он все равно привлекает в жизнь человека определенные энергии, связанные с функционированием этих предметов, написаний и знаков, а в случае с предметами магическими эти энергии – однозначно бесовские. Так что лучше не искушать Господа и не держать дома даже сомнительных с точки зрения магического употребления вещей и символов, не говоря уже о предметах, прямо и очевидно предназначенных для подобного употребления.

Если же человек замечает, что такие фетиши и в самом деле «действуют» в его жизни – это настоящая беда, ведь это значит, что между человеком и демонами, по попущению Божьему, установилась опасная связь. Это самое страшное, что может быть, даже если последствия такого общения (горькие и плачевные) до поры до времени не проявляются, а напротив, все очень даже неплохо «устраивается» в житейском смысле. Беда, если так происходит, потому что это означает, что Господь оставил человека «ходить по путям своего сердца». А пути эти – зачастую пути плотоугодия, греха и грядущих за ними боли и ужаса. Оставляет же Господь человека обычно за упрямство и гордость, когда человек не слышит, не хочет слышать те предупреждения, которые подает ему Господь, указывая посредством неких чувствительных «преткновений» на опасность выбранного пути.

Так что если фетиши «не работают», не помогают – это можно считать добрым знаком Божьей милости. Это означает, что Господь не попускает бесам действовать, не дает вступить в силу закону причинно-следственных отношений между демонами и человеком. Закону, согласно которому человек, пользуясь от нечистых духов теми или иными «благами», все более попадает от них в пагубную зависимость, не замечая порой своего гибельного положения. И это бессознательное пребывание в плену у бесов может продолжаться даже до самой смерти, когда обнаружится во всей ужасающей полноте история чудовищного обмана и катастрофы, которую уже невозможно будет исправить.

Самые странные фетиши

В первую очередь, фетишизм – это культ предметов, поклонение им. В сексуальном плане фетишизм – это поведение, которое выходит за нормы. Сегодня мы расскажем про самые странные фетиши:

Форнифилия

Так называют сексуальное влечение быть в виде мебели или к партнёру, которые изображает мебель. Но это уже достаточно обыденно, особенно, в узких кругах.

Хиерофилия

Это возбуждение от священных предметов или составляющих: от икон, монахинь или просто от храмов.

Дакрифилия

Это возбуждение от слез или плача партнёра. Это достаточно странно, но мы и не хотели писать нормальную статью!

Гибристофилия

Это сексуальное влечение к людям, которые совершили преступление. Иногда люди с таким фетишем помогали свои объектам обожания сбежать из тюрьмы.

Гематолагния

Это возбуждение от крови, от ее питья, обмазывания ею партнера. Но это может быть весьма опасно.

Климакофилия

Сексуальное возбуждение от лестницы. Да, нам тоже это кажется странным, но некоторым людям очень нравится смотреть на ступеньки, ходить по ним или просто сидеть.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (17.03.2019)
Просмотров: 334 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz