Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Маргинал – это плохо?

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп. У маргинала нет четкой социальной идентичности – он не относит себя к конкретной культуре, слою или кругу.

Говоря простыми словами, маргинал – это некий «отщепенец», которого трудно приписать к той или иной группе. На маргиналов воздействуют противоречащие друг другу идеи, нормы и ценности, и это осложняет их жизнь в обществе.

Маргинальными могут быть и отдельные люди, и группы – например, когда меняется общество, целые слои оказываются выброшены из социальной структуры (например, дворяне в России после революции 1917 года).

Слово «маргинал» нередко используют в отрицательном смысле, как синоним слова «люмпен». В действительности люмпены – это деклассированные элементы, дно общества (нищие, бомжи, алкоголики, наркоманы, уголовники). А маргиналы далеко не всегда находятся в низу общественной иерархии.

Также маргинальными в обиходе называют людей или явления, не имеющие большого значения, нечто второстепенное, исключение из правила.

Термин «маргиналы» введен в оборот американским социологом Робертом Парком в 1920-е годы. Парк изучал маргинальность на примере эмигрантов. Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение, объяснял социолог.

Маргиналами становятся в результате социальных потрясений – реформ, революций, кризисов. Например, урбанизация – массовое переселение сельских жителей в города – превращает вчерашних крестьян в городских маргиналов.

Экономический спад может сделать даже обеспеченных людей безработными. А развитие технологий – превратить представителей «устаревшей» профессии в невостребованных маргиналов.

Политическими маргиналами могут стать те, кто выражает политические взгляды, отличные от общепринятых – не обязательно экстремистские.

Религиозными маргиналами оказываются люди, стоящие вне традиционных конфессий.

Человек может стать маргиналом и абсолютно добровольно. Например, представители контркультуры и ряда молодежных субкультур намеренно противопоставляют себя обществу.

Употреблять слово «маргинал» как ругательство неправильно. Маргинальность – социологический термин. Он лишь означает промежуточность, пограничность положения между различными группами общества. Таким образом, маргинал – это просто человек, которого невозможно четко приписать к определенной группе.

Маргинал – далеко не всегда «ущербный» человек или изгой. Многие выдающиеся люди в свое время были маргиналами. К примеру, Иисус Христос в представлениях людей своего времени был маргиналом – не имел четкого места в обществе, дохода и семьи, не относился к традиционным религиозным течениям.

Маргинальный человек не всегда мирится со своим неопределенным положением. Напротив, он может энергично встраиваться в социальную структуру. Именно этим некоторые специалисты объясняют успехи некоторых эмигрантов в бизнесе, учебе и иных начинаниях.

Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.

Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.

Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.

Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.

Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.

Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:
Этнические маргиналы. Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории. Наглядный пример этнических маргиналов – беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету. Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.
Экономические маргиналы. К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом. В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные. Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества. К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.
Политические маргиналы. Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии. В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их. Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.
Социальные маргиналы. К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях. В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели. В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.
Биологические маргиналы. К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями. Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой депрессии. Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Само слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями. Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.

Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие. Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.

Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы. Нарушитель должен быть изолирован и наказан.

Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности. Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никакого отношения.

Маргинал – это человек, который несет в себе другие эталоны, даже в самых базовых понятиях. Необходимо приложить усилие и преодолеть стереотипы, дабы его понять. Не все готовы пойти на это.

Однако в развитых современных обществах на первый план выходит толерантность, у маргиналов появляется шанс занять устойчивое положение в новой среде, преодолеть невротические тенденции и проявить созидательное начало.

К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.

При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:
• внутренний – маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия,
• внешний – маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.

Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.

В современном мире успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.

Слово «маргиналы» в современных СМИ звучит так часто, что начинает казаться, будто они повсюду. При этом используют слово в основном с негативной окраской, когда дело касается опасных членов общества, которые разлагают традиции и подают детям плохой пример. На самом деле это не совсем так.

Этот социологический термин довольно быстро подхватили медиа и, как зонтик, раскрыли его над всеми членами общества, которые подходят под описание чужаков или представляют для него опасность. Однако на самом деле маргинал – это не оппозиционер, не воинствующий представитель меньшинства. Это человек между группами, как мать-одиночка, которая не может получить кредит из-за отсутствия супруга, или дауншифтер, которому и так хорошо.

У маргинализации есть несколько факторов, которые делают ее возможной. Во-первых, это возрастающая социальная мобильность, когда перемещение индивидов между социальными группами становится в принципе возможным. Во-вторых, важным фактором становится просвещение, благодаря которому люди могут выбирать ценности, актуальные для них, но не всегда совпадающие с общественными ценностями.

По мнению социологов и антропологов, маргинализация – неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты. Какие они?

К негативным результатам относится, по мнению социолога Зигмунда Баумана, то, что маргиналы способствуют эрозии социальной идентичности. Так, из-за существования маргиналов невозможно создать гомогенное структурированное общество.

К положительным результатам обращаются такие социологи, как Ульрих Бек и Энтони Гидденс. По их мнению, маргиналы гораздо лучше адаптируются к процессам глобализации и способствуют появлению новых подходов к изучению структур общества, которые выходят за пределы исторических и национальных структур.

В последнее время маргинальные группы получили возможность влиять на повестку – как социальную, так и культурную. Можно говорить о том, что маргинал, способный к анализу черт различных социальных структур, может составить свое представление о том, как улучшить общество, какие традиции можно назвать архаичными и что новое можно привнести в свою «старую» социальную группу из жизни «чужих», или наоборот. Именно благодаря этим изменениям становится возможным дальнейшее развитие культуры.

Социализация – психологическая потребность человека. Ребенок идет в детский сад (первый коллектив), потом в школу, институт, устраивается на работу, чтобы жить в социальной среде. У каждого человека должны быть семья, друзья, разделяющие его интересы.

Если личность вдруг «выпадет» из привычного социума, она станет маргинальной. Это не значит, что человек потерян для общества, опустился на дно или ведет саморазрушительный образ жизни. Поняв, кто такие маргиналы, вы, возможно, узнаете в них себя или обнаружите таковых среди знакомых.

Маргинал – асоциальный субъект, но не всегда неблагополучный, аморальный или опустившийся. Первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, которые оказались в городах и не смогли найти себе применение; люди, длительное время не работавшие; эмигранты, отправившиеся в США за счастьем.

Человек по разным причинам выпадает из привычной среды и не может примкнуть к новой группе. Маргиналы испытывают стресс, психологическое напряжение, переживают кризис самосознания. Также для них характерны враждебное отношение к окружающим, повышенная чувствительность, неудовлетворенные амбиции.

Примеры такого состояния часто встречаются у нас. Непростая ситуация в стране привела к падению доходов, росту безработицы. Человек вынужден менять место работы, при этом изменяется и его социальный статус. Предположим, он работал в науке, а теперь вынужден резко сменить сферу деятельности, в которой чувствует дискомфорт.

В Европе количество маргиналов увеличивается из-за беженцев. Общество не принимает этих людей, в результате чего они не могут социализироваться и даже устраивают бунты.

Признаки маргинальности:
• разрыв экономических, социальных и духовных связей «домаргинальной» жизни;
• мобильность, возникающая при отсутствии жилья, привязанностей;
• психические проблемы, которые появляются из-за невозможности найти «место под солнцем»;
• выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
• вовлечение в противоправную деятельность.

Маргинальность бывает естественной и искусственной. В обществе есть «дно» в виде разорившихся и опустившихся людей, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Пример массовой искусственной маргинализации – холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимый фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей «врагов народа», спецпереселенцы и т.д. превратились в маргиналов.

Близкие по смыслу слова и выражения – «фрик», «деклассированный элемент», «нигилист», «изгой», «неформал».

Понятия «люмпен» и «маргинал» – не полные синонимы, хотя и похожи. Отличие в оттенках значений. Люмпен – это человек, который «отбился от своих» и перестал работать. Это бродяги, нищие, попрошайки. Маргиналы, которые бросили или потеряли работу, стали люмпенами.

При благоприятном развитии событий период маргинальности у человека длится недолго: он адаптируется, вливается в общество, находит работу, друзей и перестает быть маргиналом.

Однако этот «статус» может быть навязан человеку обществом из-за его необычности, оригинальности, непохожести на других или болезни. Такое «клеймо» ставят в школах, рабочих коллективах, даже в семье. Кто-то опускается на социальное дно и уже не может выбраться, а кто-то принимает решение не возвращаться к «нормальной», обычной жизни, и гордо носит звание «маргинал».

Надо сказать, что люди-маргиналы имеют свою собственную форму менталитета. Как представители разных социальных групп общества люди-маргиналы отвергают (а чаще – не принимают полностью) определенные культурные ценности и традиции того общества (в широком смысле), в котором находятся.

Маргинальные личности утверждают и придерживаются своей собственной системы норм и ценностей, принятой в закрытых или полузакрытых группах. Различные маргинальные группы формируются по этническим, социальным, культурным, эстетическим, идейным и другим принципам, социально-поведенческим установкам и ориентациям.

Как видно, маргиналы – это понятие прочно связано с современным обществом, можно даже смело заявить, что маргинальность – его яркая, явная и отличительная черта.

На появление такого понятия как маргиналы, в свою очередь очень сильно повлияли такие явления как: урбанизация; эмансипация этнических меньшинств; изменяющиеся способы производства – переход от жёсткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп.

Следует отметить и тот факт, что понятие маргиналы, появляется и в криминологии. Таким образом, говоря о термине маргинальный, можно смело сказать, что это человек который находится на границе двух сред; лицо, оказавшееся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал).

Как ни странно часто термин маргинальный применяется как негативная оценка по отношению, например, к люмпенам, изгоям и другим, а также в позитивном смысле – по отношению к людям, которые творчески преодолевают стереотипы, устоявшиеся принципы деятельности. О таких людях ещё можно сказать, что они как «белая ворона», или изгой общества.

Из-за того, что мировоззрение и образ жизни маргиналов очень сильно отличаются от большинства представителей других социальных групп, которые имеют традиционные культурно-ценностные ориентации, они представляют своего рода проблему для общества в целом, так как их социально-действенные проявления иногда порождают конфликтные ситуации.

Как правило, именно поэтому люди с маргинальным образом жизни не могут (или не желают) в полной мере соотносить себя с разными социальными группами и идентифицироваться как их члены. В результате этого большинство людей в обществе отвергают такого индивида, что приводит к ситуации социального отчуждения и одиночества. Представителям маргиналов жить, как правило, очень непросто.

Связано это с тем, что они или не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество хотя бы частично компенсирует их бессилие (например, это может выражаться в денежных пособиях инвалидам, малаимущим, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно только усиливать отчуждение от общества.

В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, которые находятся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций.

Типичным примером маргинальной личности может служить мигрант из села в город. Приехав на постоянное место жительства в город, он с трудом привыкает к новому для него ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался к городской культурной среде, в его поступках постоянно просматриваются усвоенные ранее нормы образа жизни.

Поведение маргинала отличается сплошными крайностями: он может быть чрезмерно пассивным, или, наоборот, очень агрессивным, легко может преступать нравственные и правовые нормы и способен на совершенно непредсказуемые поступки.

Такой человек живет одновременно в двух мирах, не будучи адаптирован ни к одному из них. Сознание раздваивается, он легко теряет ориентиры, становится удобным объектом для политического манипулирования, легко впадает в агрессию или в социальную апатию. Оторванный от своих социальных корней такой человек испытывает чувство постоянной неудовлетворенности, не без основания видя основную и главную причину в общественных переменах.

Маргинальные группы возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенного числа населения за пределы социально значимых структур (потеря работы, жилища, лишение гражданских и политических прав и др.). Угроза, исходящая от этого слоя связана с тем, что представители его теряют свои функциональные (профессиональные, производственные и другие), а затем и многие другие связи с обществом, оказываются вне сети социального контроля.

Сейчас повсеместно наблюдается тенденция интенсивного процесса маргинализации общества, также все больше появляется промежуточных слоев людей, которые по каким-то причинам уже оторвались от традиционных социокультурных систем, но так и не вписались в новые структуры общества.

Вообще в условиях перехода к новым социальным условиям, к рыночным отношениям маргинализация может приобретать массовый характер (так называемая структурная маргинализация), которая так или иначе связана с потерей целыми слоями общества своего прежнего уровня культурной жизни и статуса, с разрывом прежних устойчивых связей, утратой твердых ценностных ориентиров, так сказать, социальных корней, и полноценным пониманием происходящего.

В последнее время социальные и культурные сдвиги в обществе, а равно как и технический прогресс неизбежно влияют на проблему маргинальности, и поэтому она постепенно приобретает совершенно новые качественные очертания.

Процесс урбанизации, интенсивные перемешивания и взаимодействия между носителями разнородных религиозных традиций и этнокультур, массовые миграции населения (по самым разным причинам: войны, стихийные бедствия, или просто в поисках лучшей жизни), размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовых коммуникаций – все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире даже не столько исключением (как это было, например, раньше), сколько нормой существования большинства людей современности.

Любые жизненные аспекты и ситуации можно рассмотреть с полярных точек зрения: позитивной и негативной. Маргинальность не является исключением.

Плюсы:
• Из-за своей индивидуальности и отличительных черт, человек может развиваться и мыслить вне «стадного» движения. Ведь часто такими людьми становятся и художники, и учёные. Поэтому могут привнести ценный и новый поворот в историю общества.
• Опять же из-за своей особенности они могут придумать бизнес, до которого не «дотумкали» другие люди.
• Маргинальные личности более гибкие и не привязанные к чему-то. Поэтому им легче двигаться к цели: переехать в другой город, пойти на новую работу.

Минусы:
• Негативная сторона маргинальности заключается в том, что она часто возникает на фоне революций, войн, неблагополучных условий в стране.
• Сложно поддержать собственный комфорт и удовлетворить базовые потребности.
• Развивается склонность к действиям вне закона – становятся опасными для окружающих.

Восприятие маргинала, как антисоциальной личности – это однобокий взгляд. Не всегда человек, попавший в иную социальную структуру, несет отрицательный посыл. Поддержка и принятие становятся основой взаимовыгодной интеграции.

А, как вы относитесь к маргиналам?

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (14.09.2021)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [343]
Природа [335]
Общество [342]
Технологии [347]
Загадки Вселенной [362]
Разное [258]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz