Человек, как правило, позиционирует себя как личность. Причем личность достаточно самостоятельную в суждениях и оценках, более-менее адекватно реагирующую на внешние раздражители. Но по мере того, как люди погружаются в группу, которая численно возрастает, их критичность мышления значительно снижается.
Люди растворяются в толпе. Они аффективно зажигаются и продуцируют массовый психоз, крайней формой которого является массовая истерия.
Массовая истерия – демонстративные и острые эмоциональные реакции (радости, печали, гнева, ненависти) большого количества людей.
Одновременно переживаемые общие представления, отношения и оценки трансформируются в тождественные формы вербальной и невербальной активности. Это способствует усилению истерии, доводя ее до абсолютного кипения. В таком состоянии каждый человек становится частью человекоподобной массы, человеческого стада, стремится прижаться к его середине, где якобы безопасно и тепло.
Следует отметить, что далеко не всякая большая группа людей может генерировать истерический психоз, поскольку он возникает только там, где имеют место аффективные состояния или крайние формы острого эмоционального возбуждения.
Проблема массового истерического психоза (индуцированный бред, который одновременно овладевает большим количеством людей) сейчас очень остра. Это связано с тем, что массовые явления в эпоху господства информационных технологий получили возможность тиражироваться и приумножаться многократно.
При помощи СМИ в массовую истерию вовлекаются как отдельные люди, так и большие социальные группы. Все те, кто не удовлетворен текущими международными, политическими, экономическими, правовыми, культурными, религиозными и прочими аспектами.
В истории развития цивилизации проявления массовой истерии возникали неоднократно. Например, общеизвестно о таких проявлениях массовой истерии, как:
танцевальная лихорадка в 1518 года в Страсбурге;
сообщение о вторжении марсиан в 1938 году в США;
массовые психозы в эпоху тоталитаризма в Италии, Германии, СССР в 30–40-х годах ХХ века;
нигерийская эпидемия исчезающих гениталий в 1990 году;
эпидемия смеха в 1962 году в Танганьике;
шок от покемонов в 1997 году в Японии;
телевизионный гипноз массового телезрителя от Чумака и Кашпировского в последние годы существования СССР;
движение «Белого братства» в 80–90-е годы ХХ века в России и Украине и т. п.
ПРИЧИНЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
Возникновение массового истерического психоза становится возможным тогда, когда люди объединяются вокруг эмоционально насыщенной информации, которая приводит к генерированию сильных аффектов.
Такие новости, как правило, либо имеют реальную почву (например, пожар, повлекший массовые жертвы), либо являются результатом фейкового информационного вброса (например, нападение инопланетян на землян).
При этом такой психоз возникает на фоне общего здоровья большинства людей. Впрочем, эти люди обладают повышенной внушаемостью, имеют низкий уровень критического мышления, что не позволяет им адекватно реагировать на аффективные раздражители.
Психологическими механизмами массовой истерии являются так называемая «циркулярная реакция», а также внушение, заражение и подражание.
Циркулярная реакция представляет собой циркулирование по кругу эмоциональных состояний, которые переживаются массой людей, что обеспечивает «эмоциональное кружение», то есть постоянное самозаражение людей актуальной эмоцией.
Люди «заражаются» такими отрицательными эмоциями, как гнев, отвращение, страх, печаль или положительными эмоциями интереса, радости и удивления. Кружение обеспечивает постоянное возрастание амплитуды эмоционального напряжения и не отпускает погрузившихся в массовый психоз.
В итоге это приводит к тому, что массовая истерия перевоплощается в некий образ, который инсталлируется в форме образа мысли или образа действия, что предполагает конкретные формы активности по принципу «бей или беги».
Заражение является наиболее древним психологическим механизмом массовой психологии вообще и массового психоза конкретно.
Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта минуя осмысление, рефлексию и критическое отношение.
Заражение выступает сплачивающим фактором, который при сильной интенсивности приводит к распаду ролевых структур, имеющих место в социальных группах, и порождает эффекты толпы. Подражание восходит к физиологическому явлению, которое является общим для всех стадных и особенно высших животных, но может принимать специфически человеческие формы, такие как, например, мода. Это обычный имитационный акт, в котором активность одних повторяется в действиях других.
Однако если животные действуют инстинктивно, то человек далеко не всегда осуществляет такие акты. Но именно в состоянии массового психоза мы и наблюдаем рефлекторное подражание людей друг другу.
Великий физиолог В. Бехтерев утверждал, что масса, охваченная истерией, ведет себя намного глупее, чем психически неуравновешенный человек, и теряет черты разумных существ.
Проявления массовой истерии можно условно разделить на два вида. Первый вид составляют истерические психозы, которые инсталлированы в форме «толпы». А второй вид – это проявления в форме информационных сообществ – телезрители, пользователи социальных сетей и так далее.
В первом случае мы имеем дело с тем, что в свое время Густав Лебон определил не просто собранием людей, а как отдельный организм, случайно и временно образовавшийся, иррациональный и полностью деструктивный. По образному выражению ученого, «толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
А Зигмунд Фрейд определял толпу как некую человеческую массу, которая находится под действием гипноза. То есть толпа – это как стихийное, так и организованное, но временное скопление большого количества людей, которые объединены единым эмоциональным центром внимания (эмоциональным триггером), импульсирование которого вызывает у них тождественные реакции.
Во втором случае массовый психоз возникает вследствие получения людьми актуальной и эмоционально насыщенной информации, которая тиражируется СМИ и возбуждает интерес даже у тех, кому она не интересна. Разнообразие «поляризованных масс» является базой для возникновения мнений и настроений, которые становятся трафаретными и задающими соответствующие формы активности другим людям и социальным группам.
Сегодня это становится особенно актуальным, поскольку телевизор, а в последнее время Интернет овладевает все большим количеством пользователей, что усиливает проявления массовой истерии за счет большего охвата «страждущих» и тиражирования актуальной, аффективно окрашенной информации практически в неограниченном количестве.
В результате процессов глобализации массовая истерия может охватывать очень большое количество людей, находящихся в разных концах земного шара. Например, различные протестные движения, которые в последнее время потрясают современный мир, стали возможными вследствие круглосуточного их освещения в электронных средствах массовой информации. Большое количество людей, склонных к различным верованиям, обладающих ослабленным волевым контролем и повышенной сензитивностью (инфантилизмом), подключаются к аффективным манифестациям, особо не вникая в суть массовых протестов.
Такие люди становятся объектами влияния господствующих адептов, которые при помощи СМИ навязывают им определенные идеи. Идеи, овладевшие массами, становятся катализаторами массовой истерии, после чего никакие доказательства их абсурдности не принимаются, а, наоборот, попытки опровержения вызывают у «заразившихся» только агрессию, ожесточение и проявление насилия.
Человек, «нырнувший в массу», обречен, как незадачливый пловец, оказавшийся посреди океана без средств к спасению. Поэтому для того, чтобы оставаться вменяемой личностью, адекватно оценивать происходящее и стойко противостоять влиянию извне, никогда не стоит «погружаться» в толпу.
Необходимо помнить, что, когда вполне нормальный человек все же попадает в окружение невменяемой публики, он также имеет все шансы «заразиться истерией» и не вырваться из ее «жарких объятий». Защита от толпы – это путь неслияния с нею. Никогда не стоит погружаться в гущу событий, где правит массовый психоз. Не стоит смотреть в глаза тем, кто уже «заразился вирусом истерии».
Как правило, «зараженные» продуцируют «биполярный взгляд», одновременно взирая на окружающих с восторгом и ненавистью. Если и есть желание поучаствовать или понаблюдать за толпой, всегда необходимо держаться ее края, а лучше находиться на некотором удалении от нее. Толпа, зараженная истеричным психозом, должна быть видна со стороны во всем своем великом безобразии.
Важно использовать информацию из различных источников, ограничить просмотр средств массового индуцирования (телевидение, сетевые информационные ресурсы), доверять не аффективно насыщенным репортажам (типа «распятый мальчик» или «изнасилованная девочка»), а только фактам и рациональной аргументации. Таким образом, сегодня известно, что массовая истерия в основном поражает людей, обладающих низким уровнем критического мышления и эмоционального интеллекта, социально незрелых, инфантильных и с неустойчивой психикой.
Паника – наша древняя защита от страха при столкновении с чем-то непонятным. Есть страх рациональный: когда мы видим саблезубого тигра, боимся, что он нас съест, и убегаем. Если мы прибегаем в племя и говорим, что где-то там есть тигр, который сейчас всех съест, люди тоже испытывают страх, но он иррациональный, поскольку в его основе не реальный тигр, а рассказ о нём.
После подобных рассказов появляется такой феномен, как индукция, когда люди входят в резонанс друг с другом и начинают бояться одновременно. Повлиять на объект страха мы не можем, ведь не знаем, идёт ли тигр на нас или нет. Нам остаётся лишь бегать, кричать, выражать эмоции. Феномен индукции заключается в том, что ещё минуту назад человеку было хорошо, он смеялся, и вдруг у него с кончиков пальцев начинает нарастать ужас, и достаточно одного «бу!», чтобы все вскочили и начали спасаться от кошмаров, родившихся в голове.
У паники есть уровни. На индивидуальном уровне мы переживаем страх наедине сами с собой. Есть коллективная паника: когда мы звоним друзьям, они приезжают к нам, и мы уже вместе сидим, боимся. Массовая паника самая страшная, потому что чем больше людей в ней задействованы, тем ниже уровень самосознания каждого. Если паникуют несколько, среди них может оказаться человек с силой воли и высоким уровнем самоконтроля, который скажет: «Давайте посмотрим на ситуацию рационально, подождём, выясним детали, поймём, на что мы можем повлиять». Но если паникующих людей тысяча, голос разума будет таким тихим, что его никто не услышит.
В психологии толпы ничего не изменилось: какой она была в XVII веке, такой и осталась. Сигналы о страхе, панике даёт нам рептильный мозг – самый сильный отдел мозга. А кора головного мозга, отвечающая за рациональное мышление, моментально выключается – она у человека самая маленькая и молоденькая.
То, что раньше называли вегетососудистой дистонией, на самом деле является панической атакой – когда человек падает, задыхается, либо у него возникают ощущения, как при сердечном приступе. Паническая атака – жуткая вещь: человеку кажется, что всё уходит из-под контроля, он не может ничего делать, всё это сопровождается нарастающим страхом, взявшимся ниоткуда. Люди, подверженные паническим атакам, боятся и в спокойной ситуации, их мир всё время небезопасен, он качается. Часто они боятся того, чего не могут контролировать, например летать в самолётах. Таким людям в ситуациях социальной паники гораздо сложнее.
В основе панических атак лежит травма, и часто она не прямого воздействия, а рассказанная кем-то. У таких людей происходит травматизация второго порядка. Ей подвержено поколение, чьи бабушки и дедушки рассказывали о войне. Мы были детьми, маленькими и беззащитными, слушали наших бабушек, воспринимали их как героев и в то же время проигрывали ужасы войны в нашей фантазии. У ребёнка, которому рассказывают про войну, реальность рушится. Она становится небезопасной, когда ему говорят, что кто-то может напасть и он ничего не сможет с этим сделать.
Кроме того, панические атаки могут появиться у тех, кто пережил реальную травму в детстве и чья работа связана с напряжением. На работе они должны быть собранными, волевыми, без права на ошибку, а дома организм может выводить этот стресс с помощью панических атак.
Сейчас паника распространяется в разы быстрее, поскольку этому способствует новый бог человечества – информационный поток. Через социальные сети можно запустить любой слух, информацию или дезинформацию. Характерно, что дезинформация распространяется гораздо быстрее других видов данных, – и вот люди уже прикованы к мониторам, читают и репостят её, при этом запрещают себе использовать тот же инфопоток во благо, перепроверяя, откуда взялся сенсационный скриншот. Паника разрастается, в наше время она чаще перетекает из онлайна в офлайн, а не наоборот.
Когда мы читаем свою ленту новостей в соцсети, нам кажется, что так думает и реагирует вся страна, а на самом деле это 30–40 активных контактов. Когда половина контактов впадает в панику и начинает писать похожие тексты, есть два варианта действий. Вы можете отвлечься от компьютера, вернуть себя в реальность и перепроверить информацию в достойных доверия источниках, либо же репостите непроверенную информацию и расширяете панику на свои контакты. Рядовые люди обычно вовлекают в панику шестерых друзей, лидеры мнений – от 150 человек, дальше каждый из этих 150 заражает паникой как минимум шестерых. То есть чтобы максимально быстро разогнать панику, достаточно поста в «Фейсбуке».
Достаточно грамотного поста мощного лидера мнений, охватывающего большую «паутину» людей. Конечно, не все посты срабатывают, их, построенных на психологии масс, запускают несколько. Особенно быстро это работает в пределах одной страны, где люди говорят на одном языке и имеют похожий социокультурный опыт. Содержание таких постов, скорее всего, будет нацелено на наши архаические страхи и главные потребности.
Основная потребность человека – безопасность, затем продолжение рода, чтобы следующее поколение племени было здоровым и имело шанс выжить. На данный момент потребность в безопасности у нас расшатана и крайне сложно удовлетворяется. Долгое время мы находится в состоянии кризиса, идёт война, дестабилизация и напряжение в обществе, нарушено не просто доверие друг к другу, а базовое доверие к миру. В такой ситуации легко создать массовую панику. При этом в информационном потоке тонет и гораздо медленнее доходит информация о том, как с ней справляться.
Восприимчивость к панике зависит от опыта, полученного в детстве, личной истории и того, насколько качественно мы получали поддержку, учили ли нас свободно думать и доверять. Со свободой мысли и доверием у нас большие проблемы, сказывающиеся в моменты паники, потому что мы не знаем, куда бежать, кому верить.
Чем драматичнее опыт, чем чаще человек попадал в дестабилизирующие его ситуации, тем больше это влияет на принятие решений. Если человек на основе раннего опыта решает, что можно доверять только себе либо вообще никому не доверять, он сильно подвержен панике. В такие моменты человек вспоминает прежний драматический опыт, и ему будет ещё сложнее, если рядом нет того, кто сможет поддержать.
При индивидуальной панике человек проживает это сам, никого не трогает и ждёт. В зависимости от характера человека есть несколько адаптаций выживания. Это шизоидный процесс: уйти в себя, поговорить с умными людьми в своей голове и что-то решить. Параноидный процесс: замереть и тихо пытаться взять всё под контроль. Антисоциальный процесс: бороться.
Если паникующему человеку сразу начать говорить, что надо прекратить панику, он, скорее всего, вас не услышит, поскольку находится в изменённом состоянии сознания, далеко отсюда.
В толпе всё сложнее, потому что срабатывает эффект индукции. Человек в панике пытается схватиться за окружающих, но они находятся в том же состоянии, люди начинают бояться вместе, усиливая страх. Если человек в печали, он может поплакать у кого-то на плече и разделить это чувство.
В отличие от печали, в коллективе страх усиливается и все разговоры об объекте паники становятся деструктивными. Здесь крайне важен голос разума, который сможет повлиять на людей. Для того чтобы их успокоить, нужно проговорить одно и то же в разных формах, чтобы попасть во все «двери» коммуникации. Таких «дверей» три: мысли, чувства и действия. Поэтому лидеры, успокаивая людей, говорят: «Давайте подумаем…», «Я чувствую сердцем», «Давайте решим, что можно сделать». В зависимости от этого формируются послания к разным аудиториям, воспринимающим разные типы высказываний. Чем больше толпа, тем больше лидеров нужно, чтобы охватить всех людей, причём это должны быть разные люди, подходящие для разных аудиторий.
Не поддаваться сложно, особенно если человек заводится с полуоборота. Во всех случаях полезен самоанализ. Стоит просто спросить себя, поддаюсь ли я панике, но делать это нужно в спокойной ситуации. Если паника уже началась, было бы хорошо, если б у человека хватило сил отвлечься от плохих новостей, выйти из комнаты с паникующими, проверить информацию.
Если человек знает, что подвержен панике, то в состоянии покоя он может так настроить свою ленту новостей, чтобы в ней были не только паникёрские, но и рациональные мнения. Ещё одно очень важное упражнение – информационный детокс: крайне важно выключать новости на определённый период времени. Он полезен ещё и тем, что позволит освежить мозг и понять, как мы функционируем без соцсетей, влияют ли они на наше самочувствие. Также важно отделять фантазии и реальность. Когда человек что-то прочитал, от чего ему становится страшно, это нормально, но в такие моменты важно отойти от компьютера, сделать глубокий вдох и выдох и рационально подумать о полученной информации.
Анализировать её полезно в таком ключе: что эта информация значит для меня лично, на что я влияю, на что – нет. Человек не может влиять на весь социум, но на свою группу контактов в шесть человек он повлиять способен – скорее всего, это члены семьи и несколько близких друзей. В этом кругу вы можете учиться слышать и узнавать мнения друг друга.
Часто люди прерывают связи только потому, что не соглашаются с альтернативными мнениями. Но близкий круг не обязан думать одинаково с вами, он важен для ощущения поддержки и принятия решений. Если в вашем близком кругу есть хотя бы один человек, мало подверженный панике, держитесь за него. Скорее всего, он умеет проверять информацию и контролировать эмоции, чтобы решать проблемы.
Когда всё заканчивается, люди часто обманывают себя, говоря, что сделали всё что могли, а на самом деле они только бегали по кругу и громко кричали. Когда племя побеждает саблезубого тигра, большинство хвалится победой, потому что громко кричало и тигр якобы не выдержал ора. Охотники, которые реально защищали племя, как бы совершенно ни при чём.
Чем сильнее паника, тем серьёзнее последствия. Если человека потрясло, он получил поддержку и успокоился за день или неделю, то уже не будет об этом вспоминать. Большую панику и сильное потрясение люди испытывают в случаях, которые выходят за рамки привычной бытовой жизни: это кризисы, землетрясения, войны, которые мы не можем взять под контроль, как бы ни старались. В таких случаях последствия могут быть и на физическом, и на психоэмоциональном уровнях.
Человек начинает переживать стресс по принципу принятия неизбежного со стадиями шока, отрицания, гнева, торгов, печали (она же депрессия) и принятия ситуации. Если он не обращается вовремя за помощью и поддержкой, а думает, что сильный и сам справится, то имеет большие шансы застрять на одной из этих стадий.
Когда у человека пограничное состояние между гневом и депрессией, когда он не может рационально мыслить и заботиться о себе – это верный знак, что стоит обратиться за помощью к специалистам. Они помогут пережить ситуацию, принять её и научиться жить в новых обстоятельствах. Это самое важное на данной стадии посттравматического стрессового расстройства – научиться жить, имея за плечами пугающий опыт. Без поддержки организм просто разваливается и мешает взаимодействовать как с окружающими, так и с самим собой.
Упражнение: как разделить фантазии и реальность
Иногда нас настолько переполняют эмоции, что мы не в силах отделить выдумку от реальности. Мысли путаются, и границы ответственности, компетенции и личных возможностей стираются. Выйти из этого состояния может помочь следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и ручку и ответьте на следующие вопросы:
1. Объективный блок. Запишите факт – то, что случилось, – без оценок.
2. Личные убеждения. Запишите мысли о себе, о других, о ситуации:
«Я думаю, это случилось, потому что...»,
«Мне кажется, что такие ситуации показывают, что...»,
«Полагаю, с другими такие ситуации приводят к тому, что...».
3. Эмоциональное следствие. Запишите свои эмоции и ощущения относительно ситуации.
«Что я почувствовал/а, когда это случилось?»,
«Какие ощущения были в теле?»
«Я злюсь, потому что...»,
«Мне страшно, потому что...»,
«Мне грустно, потому что...».
4. Чего не произошло? Опишите то, чего не случилось в данной ситуации.
5. Что я хочу сделать в данной ситуации?
6. Что я могу сделать? На что могу повлиять?
7. Как я могу позаботиться о себе?
Проделав подобную практику, вы как минимум поможете себе выразить эмоции, снизить тревогу и включить рациональное мышление.
Механизм формирования массового психоза
Массовый психоз поражает такой субъект массовых форм внеколлективного поведения, который называется «толпа». Толпой называют:
• публику, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
• контактную, внешне неорганизованную общность, действующую крайне эмоционально и единодушно;
• совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический психоз.
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.
З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы – это её восприимчивость к внушению. Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Британский нейрофизиолог Крис Фрит утверждает, что мозг может создавать ложные модели материального мира и внутреннего мира других людей. Ложные модели внутреннего мира других людей проверить не так-то просто. И иногда человек может успешно делиться этими ложными моделями с другими. В случаях двойного психоза два человека разделяют одни и те же бредовые идеи, а иногда подобный психоз объединяет и большее число людей (например, членов семьи до тех пор пока они не обсудят ложность моделей с посторонними людьми). Но когда более многочисленные группы людей разделяют ложные убеждения, докопаться до истины становится намного сложнее.
Что-то подобное произошло в трагической истории массового самоубийства в Джонстауне 18 ноября 1978 года, когда 911 членов секты «Храм народов» покончили с собой, выпив препарат цианида.
Факторы развития массового психоза:
• средства массовой информации;
• интернет;
• информационно-психологические войны;
• исследование идеологического фактора.
В современном мире поддаться панике и настроению толпы проще простого. Чудовищный информационный перегруз, быстрый ритм жизни, катастрофы, эпидемии, пандемии, стихийные бедствия. Все это сказывается на психическом состоянии человека. Немудрено и не заметить, как сам стал частью паникующей толпы. Как же сохранить ясность ума и трезвость памяти во время массовой истерии?
Массовая истерия может застать вас, как на улице или в помещении – в виде обезумевшей толпы, так и в информационном пространстве, что не так опасно для жизни, но накладывает крайне негативный отпечаток на разум. Тем более, что вероятность оказаться в эпицентре информационной истерии куда выше. К тому же, любой массовый психоз начинается с информации. Поэтому защитить свой рассудок от «киберпаники» сейчас наиболее актуально. Мнения психологов разнятся по многим пунктам, но все они согласны со следующими незыблемыми правилами.
Фильтруйте ваши источники информации. Узнавайте последние новости только из проверенных источников. Не обращайте внимание на массовые рассылки какой-либо информации, к призывами отдельных людей и подозрительных сообществ в соцсетях. Не участвуйте в обсуждениях той или иной ситуации, не вступайте в споры и конфронтацию.
Давайте себе передышку. Отвлекайтесь от новостей и соцсетей. Проведите время с близкими, почитайте, посмотрите фильм, научитесь готовить новое блюдо, уберитесь дома. Если короче – переведите свою деятельность на обычные домашние дела.
Снизьте уровень напряженности. Можете помедитировать, принять теплый душ, заняться физкультурой. Поговорите на отвлеченные темы с друзьями, прогуляйтесь, послушайте музыку. Отличный способ – записывать свои мысли и переживания. По мнению психологов, таким образом вы оставите весь скопившийся негатив на бумаге. Кроме того, важно сосредоточиться на текущем положении дел. Сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас и не проецировать тревожные переживания на будущее.
Продумайте план действий, если истерия информационная угрожает перейти в реальную жизнь. Подробно опишите свои действия на все случаи: при угрозе эпидемии, теракта, катаклизмов. Это позволит вам ощутить контроль над ситуацией.
Если же массовый психоз перешел из виртуального пространства в реальное, то остаться в стороне будет проблематичнее. Это гораздо более серьезное испытание для психики, так как разъяренная толпа опасна не только для психического здоровья, но и для жизни.
Никогда не верьте в слухи, которые муссируются в толпе. Не подчиняйтесь мнению людской массы даже если оно кажется верным. Однако никогда не высказывайте свое мнение публично. Не идите против толпы. Не смотрите в глаза людям, однако и не смотрите себе в ноги. Если необходимо пересечь толпу, то делайте это по диагонали, следуя движению шашечной фигуры. Ни в коем случае нельзя останавливаться и пытаться поднять что-то. Старайтесь держать дистанцию.
Отвлекайтесь от ситуации. Используйте приемы аутотренинга: глубокое дыхание, разговор с самим, самоирония, созерцание неподвижных предметов. Ищите в толпе «изгоев». Таких же как вы. Объединитесь с ними, поскольку даже в тысячной толпе найдется 10 человек, не поддавшихся психозу. Если вам удалось сохранить ясность ума, то бой наполовину выигран.
Помните, что большое скопление народа обезличивает. Доверять никому нельзя, так как в подобной ситуации даже самые адекватные и законопослушные граждане могут сорваться и вести себя агрессивно. Даже самые близкие люди могут поддаться психозу. Феномен толпы порождает в человеке чувство безнаказанности.
Сохранить здоровый рассудок в условиях массового психоза – непросто. Это настоящее испытание, как для психики, так и для тела. Однако вариантов не так много: либо вы останетесь собой, либо станете частью толпы, но тогда можете потерять не только человеческий облик, но и жизнь.
9 впечатляющих случаев массовой истерии
Салемские ведьмы
Возможно, самый печально известный американский случай массовой истерии. Судебные процессы в Салеме были жестоким проявлением того, как далеко люди готовы зайти из-за страха и паники. В 1691 году восемь девушек проявили себя странно. Две пожилые женщины обвинили их в колдовстве из-за того, что они странно разговаривали и двигались. Девушек арестовали. В результате этой религиозной истерии погибло 20 человек.
Блэкбернское массовое стучание зубами
В Блэкберне, Англия, школьницы внезапно стали стонать и стучать зубами. Сначала люди думали, что это была болезнь или загрязнение в воздухе, но позже обнаружили, что они стали жертвами массовой истерии. Недавняя эпидемия полиомиелита сделала их эмоционально уязвимыми.
Мяукающие монахини
У французских монахинь в средние века была очень трудная жизнь. Обычно их оставляли родители и они были вынуждены жить жизнью, которую не выбирали. Однажды одна монахиня начала мяукать, а затем другая начала и это стало настолько заразным, что весь монастырь вскоре замяукал. Это было настолько громко, что им стали угрожать, что их изобьют солдаты, если они не прекратят.
Coca-Cola
В Бельгии после того, как появился отзыв о том, что в напитке содержатся загрязненные продукты, участились случаи отравления. Жертвы заявляли, что начали чувствовать себя плохо после употребления Coca-Cola. Тем не менее, специалисты в области здравоохранения отметили, что внезапное увеличение количества людей с отравлением является психической реакцией и никак не связано с напитком.
Призрачная беременность
В 1970 году молодая женщина попала в психиатрическую клинику, утверждая, что она беременна. Она потеряла подругу, которая была беременна, и, из-за испытанного стресса, ей стало казаться, что она сама беременна. Ее призрачная беременность распространилась на других женщин, и они начали утверждать, что они тоже были беременны. Никто не мог их убедить в обратном, и им потребовалось два года, чтобы вылечиться.
Зуд Бен Ладена
В 2001 году у детей в Соединенных Штатах появилась причудливая сыпь в школе, которая проходила, когда дети возвращались домой. Врачи обследовали детей, но не смогли найти вирус или причину его возникновения. Оказывается, это были, вероятно, последствия испытанного страха от атак 11 сентября.
«Дрожащая болезнь»
В 1905 году сообщалось, что у 237 детей обнаружили симптомы того, что тогда называли «дрожащей болезнью» в Мейсене, Германия. Как и большинство жертв массовой истерии, никакого вируса не было обнаружено, но были лишь подергивания и судороги.
Коро
Коро – это психологическое состояние, вызванное беспокойством, когда мужчины считают, что их член втягивается в брюшную полость, вплоть до полного его исчезновения. В 1967 году сотни мужчин в Сингапуре посчитали, что это происходит с ними, и они бросились в больницу. Мужчины прибегали к странным крайностям, чтобы убедиться, что этого не произойдет.
Школьная массовая истерия в Шри-Ланке
В 2012 году у 1900 учеников в более чем 15 школах были обнаружены одинаковые симптомы: сыпь, рвота и головокружение. Тем не менее, власти пришли к мнению, что это массовая истерия из-за того, что у детей резко стали проходить эти симптомы.
|