Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

В настоящее время усилилось влияние различных движений на общественную жизнь. Повсеместно отмечается увеличение активности деятельности разных объединений и групп. Многочисленные организации развивают религиозную, просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни, наряду с положительными результатами их деятельности, наблюдаются иные явления – нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм.

Специалисты, исследующие данную проблему, все чаще упоминают такие термины, как «секты», «тоталитарные группы», «деструктивные культовые группы». Кроме того, необходимо отметить, что в большинстве случаев предполагаются в виду группы, имеющие в своей основе религиозные учения.

Первым вопросом, с которым сталкиваются исследователи данной проблемы – что такое деструктивный культ? Некоторыми исследователями уже осуществлялись попытки дать определения терминам «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Обобщая мнения различных авторов, можно сказать, что деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Она практикует скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением, жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной, противозаконной зависимости и покорности доктрине, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и власти.

Попавший в такую группу человек за короткое время подвергается воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера и его окружения. Полностью подавляется прежняя личностная идентичность, разрушаются все прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму.

В связи с этим, по мнению многих психологов, одним из наиболее важных для изучения вопросов является вопрос вовлечения людей в деструктивные культы и изменения их сознания, управления ими. Особенный интерес он представляет в связи с тем, что этот процесс происходит психологически грамотно, с применением многих психологических закономерностей, законов и правил.

Имущественные и экономические интересы испокон веков мотивировали активные поиски психотехнологий, позволяющие заинтересованному лицу управлять волей других людей. «Предоставьте нам ребенка до 7 лет – и потом делайте с ним, что хотите, он уже наш», – говорили иезуиты. Вербуемые взрослые иезуиты рассматривались как агенты, но истинные иезуиты воспитывались с раннего детства.

Сегодня во многих деструктивных культовых группах приглашаются родители с детьми, и это не случайно. Фактически речь идет об организованном воздействии на психику в определенный период, характеризующийся наибольшей открытостью к формирующим воздействиям. Тем самым, создается целостная основа, в соответствии с которой в дальнейшем выстраивается вся картина мира. Прививается тот понятийный фильтр, через который впоследствии оценивается и фильтруется все воспринимаемое.

Когда идет работа со взрослым человеком, перед вербовщиком стоит задача изменить фундаментальный смысловой и ценностный фильтр. Матрица индивидуальных представлений разрушатся сильнейшим психофизическим стрессом, а затем выстраивается другая. Но сначала необходимо депрограммировать человека в группе от социальных влияний. Для этих целей членами культовых групп активно используются психологические механизмы вовлечения и удержания в культовых группах.

Обращаясь к литературе, можно проследить описание большого количества обрядов, цель которых – привлечь людей в культовые и религиозные группы. Большинство из них основано на ритуале инициации, результатом которой должно являться достижение определенных духовных, материальных и социальных благ.

Современность характеризуется скрытым характером агрессивных манипуляций. В настоящее время фактически утрачены те знания о тонких приемах и методах управления психикой субъекта, каковые широко использовались задолго до образования современного общества (ритуальная музыка, священные танцы, сокровенные галлюциногены, понимание смысла формул и фраз и т.п.). Включив в себя некоторые из наиболее примитивных древних техник, на их место пришли современные активные психотехнологии программирования и влияния на личность.

Культовые группы реализовывают стремление человека заполнить имеющийся у него психологический дефицит и преодолеть тревогу. Экзистенциальный страх, появляющийся у человека, делает его идеальной жертвой таких организаций, в которых он освобождается от беспокоящих его мыслей. После пребывания в секте процесс возврата в реальность труден, так как путем аутосуггестии человек убеждает себя в том, что он получает в группе именно то, чего он хочет. Кроме того, пребывание в такой группе сопровождается попаданием человека в глубокую психологическую деструктивную зависимость от нее.

Некоторые авторы называют эти психические изменения рутинизацией психики, при которой человеку становится все труднее использовать свои потенциальные интеллектуальные и волевые возможности.

Процесс вовлечения и удержания в группе можно разделить на фазы, начиная с вербовки и заканчивая образованием зависимости от деструктивной культовой группы, в результате чего критическое осознание угнетается, прежняя личность вытесняется и формируется новая аддиктивная личность. На каждом этапе процесса индокринации используются специфические механизмы и методы воздействия на личность.

К наиболее общим механизмам и методам вовлечения и удержания в культовых группах можно отнести: контроль времени и деятельности, информационный контроль, отучивание от критического, рационального мышления, обучение методикам, вызывающим транс, исповедальные сессии, групповое давление, публичное заявление о верности, угрозы санкций за уход, отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки, чрезмерные финансовые и прочие обязательства, создание привлекательного образа главы секты, использование неофитов в мероприятиях по привлечению новых потенциальных членов.

Все эти методы и механизмы направлены на осуществление контроля сознания личности. Фактически термин «контроль сознания» («реформирование мышления») отграничивает сферу чрезмерно манипулятивного (и поэтому преступного) социального воздействия (влияния) на людей от сферы обыденно-привычных взаимных социальных манипуляций. Естественное теоретическое и практическое затруднение в отделении «приемлемого» и «неприемлемого» уровней духовно – психологического воздействия на личность связано со сложностью установления конкретных критериев, однако это не может служить причиной отказа от признания реального существования проблемы.

Манипулирование, в свою очередь – это психологическое насилие, т.е. такое воздействие на сознание и органы чувств человека со стороны другого человека или группы людей, которое побуждает его действовать в соответствии со скрытыми целями и интересами манипуляторов, тщательно скрываемыми от жертвы, особенно на первых этапах вовлечения ее в ловушку. У манипулирования две стороны, неотделимых друг от друга: одновременно эксплуатируется как потребность человека в любви и внимании, так и все его страхи, т.е. насилие осуществляется и в форме «любви», и в форме прямых и косвенных угроз и запугиваний.

Характерным приемом деструктивных культовых групп является активное использование различных видов искусственной «любви» на первых этапах вовлечения жертвы в ловушку и применение угроз лишения «любви» на последующих этапах эксплуатации.

Таким образом, цель “стратегий контроля сознания” заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, имеющем своим результатом относительно большую выгоду для манипулирующего, нежели для тех, кто подвергается воздействию. Производимые изменения могут точно фокусироваться или действовать на широкую сферу человеческих отношений. Они могут проявляться внезапно или развиваться постепенно, могут вызываться с осознанием какого-либо манипулятивного или убеждающего намерения агента изменения или без него, и они могут выливаться во временные или устойчивые перемены.

Хотя некоторые типы контроля сознания используют то, что мы называем “экзотическими” методиками: такие, как гипноз, наркотики и назойливые атаки непосредственно на мозг. Большинство форм контроля сознания являются более обыденными, но не менее опасными. Они опираются на использование фундаментальных человеческих потребностей, чтобы добиваться уступчивости или подчинения желаемым правилам и поведенческим указаниям агента изменения.

Существует несколько моделей контроля сознания в деструктивных культах. Все они описывают примерно одинаковые признаки этого контроля (изоляция, тотальность влияния, манипуляция).

Во всех моделях контроля сознания можно проследить наличие механизмов воздействия на личность, кроме того, это дает основание сделать вывод, что контроль сознания является основной и центральной формой воздействия, включающей эти механизмы как составляющие. То есть, объединяясь в единую систему, механизмы влияния образуют более сложную форму манипулирования личностью – реформирование мышления.

Использование контроля сознания в деструктивных культовых группах приводит к частичному или полному изменению личности индивида, позволяющему манипулировать и управлять ею.

Таким образом, мы можем говорить о том, что данная тема должна активно изучаться психологической наукой, должны быть разработаны адекватные методы диагностики механизмов воздействия на личность, программы по профилактике вовлечения в деструктивные культовые группы.

Для того что бы мы могли исследовать способы защиты от вербοвки и контроля сознания в деструктивных культах нам необходимо понимать, что подразумевается под понятиями вербовка «контроль сознания» и деструктивный культ.

«Вербοвка – это не стихийная акция, а целенаправленный процесс воздействия одних людей на других, где каждый этап его четко спланирован. Во время вербοвки ничего не подозревающим людям навязывается система ценностей того или иного культа». «Термин «контроль сознания» связан с определенным набором методов, методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипнοз или блокирование мышления). Подобно множеству видов знания, контроль сознания в своей основе не является ни добром, ни злом. Если применения методов контроля сознания не лишает человека свобοды выбора и предоставляет ему самοстоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, «положительный» контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям избавиться от вредных привычек. «Контроль сοзнания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается спοсобность человека думать и действовать независимо».

В деструктивный культ может попасть любой человек без исключения. Однако больше всего к культовому влиянию предрасположены люди со сниженными адаптационными возможностями. Причиной дезадаптации могут быть не только проблемы в социально-экономической сфере нашего общества, но и индивидуальные особенности психологического и личностного характера, а также особенности семейной педагогики.

Процесс вовлечения людей в деструктивные культы является достаточно многогранным и сложным. Практически всегда люди вовлекаются в секту путем обмана, они дают свое согласие неосознанно, поскольку на начальной стадии вовлечения им предоставляется неполная информация касательно концепции группы. Вовлечение в деструктивный культ упрощается тем, что сегодня существует немало людей, интересующихся культовыми группами. Также много людей на психологическом уровне склонны к тому, чтобы вступать в схожие организации. Несмотря на свою примитивность, метод привлечения в секту оказывается очень действенным. Ведь люди, неудовлетворенные собой, с проблемами социального характера (не могут найти общий язык с другими людьми) и недовольные своим положением в обществе, легко верят в то, что секта поможет избавиться от всех бедствий и является универсальным спасением для человека.

Для контроля поведения, чувств и мыслей своих последователей деструктивные культы, действующие в настоящее время, для манипуляции их сознания применяют методики, противоречащие этике. Это помогает лидерам добиться поставленной цели. При этом манипуляционное воздействие на сознание обязательно замаскировывается. Держа под контролем поведение людей, секта не дает возможности или вообще отбивает желание проверять полученные сведения с реальной информацией. Так, сокращение продолжительности сна или принужденное бодрствование представляется под видом духовных упражнений, необходимого интерактивного обучения или дел повышенной важности. Неадекватный рацион питания расценивается как особая диета, позволяющая улучшить здоровье и достичь определенного уровня духовности.

Большое количество сенсорного воздействия провоцирует замену прежних ценностей новыми – это достигается за счет предоставления большого объема информации за короткий промежуток времени, при этом человек не имеет никакой возможности проверить новую концепцию секты. На исповедях лидеры получают необходимую информацию, которую в дальнейшем используют для эмоционального давления на последователя, в результате чего у человека появляется ощущение страха и вины.

Во время коллективных богослужений и медитаций последователи вводятся в транс – такое состояние позволяет лидеру осуществлять программирование создания с учетом своих целей и без встречного сопротивления. Комплексное воздействие на последователей может кардинально изменить их сознание, а это приводит к тому, что они будут воспринимать только ложную информацию, идущую от единоверцев, полностью не воспринимая реальные сведения от людей, не входящих в деструктивный культ. Это способствует формированию и усилению иррационального вероучения и убеждения.

На основании этого можно сказать следующее. Чтобы защитить себя от воздействия культа и не быть завербованным, необходимо иметь понятие о признаках вербовки и уметь их распознать, а также знать, как не попасть под воздействие культового контроля сознания. Ни один человек добровольно не станет последователем – все люди поддаются вербовке, их всячески обманывают и ограничивают свободу выбора. Поэтому всем будет полезно знать о том, какие методы используются для контроля сознания. Особенно такая информации будет полезной для тех, кто раньше состоял в подобной организации, их близким и людям, чьи друзья являются членами деструктивного культа.

Несмотря на распространенное мнение о невозможности выхода из секты, большинство людей покидают культ. Большая часть последователей находится в организации лишь какое-то определенное время, при этом у них нет психических отклонений. Стоит отметить, что культы стараются приобщить людей с образованием, имеющих талант и неиссякаемую энергию. И чаще вербовка удается, поэтому в секте достаточно много людей с такими качествами.

Выходя из секты, многие люди сталкиваются с проблемами психологического характера, но это не психические заболевания. Такие последствия наблюдаются некоторое время и обычно через несколько месяцев проходят. Чтобы защитить себя от деструктивных культов, следует изучить вопросы, касающиеся методов культового контроля сознания. А также узнать, какие могут быть психологические последствия после такого воздействия и ознакомиться с методами, помогающими избавиться от последствий.

Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. Деструктивные культы интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу заполучить потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т.п.

Примеры неисчислимы, но смысл их один – в группе, тем более незнакомой, человеку легче что-то внушить, в чем-то убедить, легче незаметно им манипулировать. В то же время присоединение к группе нередко происходит посредством индивидуального контакта со специально подготовленными вербовщиками, которые приводят новичков под групповой пресс набором приемов, как известный Крысолов уводил детей своей дудочкой.

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении.

Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
• Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
• Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
• Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.
• Тот, у кого есть все ответы на все вопросы. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:
- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;
- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;
- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);
- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, – а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».

Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно – быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

«Чемпионами» по методичности вербовки являются, видимо, члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости спасает только специальная табличка на двери с надписью «Свидетелей Иеговы просят не беспокоить».

Обратите внимание: различные культы используют разные методики вербовки, в то время как некоторые культы уделяют вербовке мало внимания. Указанное выше является очень общим и довольно эскизным описанием. Также, пожалуйста, заметьте, что многие популярные терапии и даже некоторые традиционные религии предлагают обещания свершения, сходные с деструктивными культами. Однако, деструктивные культы можно отличить по их тоталитарной структуре, бессовестной манипуляции и по вытекающему из них вреду, наносимому последователям.

При этом, помимо религиозных культов все более широкое распространение получают психологические и коммерческие секты – достаточно открыть любую социальную сеть и ввести туда запрос социально-психологического направления (от развития личности и повышения самооценки до поиска мужа и борьбы со стрессом и безденежьем).

Психологические культы могут включать в себя как отдельного псевдоспециалиста (коучера, ментора, астропсихолога, парапсихолога и т.д.) и его клиентов, так и группу псевдоспециалистов, которые не только руководят семинарами и групповыми занятиями, но и покупают целые дома, где их адепты могут жить сообща. Они проводят лекции, тренинги, симпозиумы и семинары, требуют от своих клиентов большие деньги за обеспечение психологического инсайта и просветления, обычно в обстановке конференц-зала какого-нибудь отеля. Такие группы используют многие из основных методов контроля сознания, создавая пиковый опыт для участников.

В дальнейшем некоторых клиентов путем обмана и манипуляций заставляют записываться на более дорогие курсы следующего уровня, тем самым погружая еще глубже в сети группы и собственных внутренних проблем. Как только они связывают себя обязательствами с группой, им поручают вербовать друзей, родственников и коллег или же полностью изолироваться от них, если они критически относятся к такой перспективе. Подобные группы стали причиной огромного количества нервных расстройств, разрушенных браков и неудач в бизнесе и работе, не говоря уже о некоторых документально подтвержденных суицидах и несчастных случаях со смертельным исходом.

Важно отметить, что границы понимания терминов «тоталитарная секта», «деструктивный культ» в обществе до сих пор размыты, нет четких критериев, их вредное воздействие преуменьшается, пострадавшие зачастую стигматизируются (фразами «сам виноват», «он просто слабый и глупый», «надо было думать головой» и т.д.), что способствует социальной изоляции пострадавших и создает плодотворную почву для существования подобных организаций.

Сотни людей ежедневно вовлекаются в секты с помощью тщательно отработанных приемов психологического воздействия. Они бросают свои семьи, продают квартиры, оставляя своих несовершеннолетних детей без жилья и средств к существованию. Членство в культах активно способствует социально-психологической дезадаптации, любой деструктивный культ отнимает у человека свободу выбора, действуя манипулятивными, а порой и откровенно насильственными методами. Также подобное членство препятствует возможности выйти из культа, если у человека возникает такое желание.

Деструктивные культы известны многочисленными судебными процессами в связи с причинением морального и физического вреда адептам. Они претендуют на роль «истины в последней инстанции», в связи с чем предлагают свою концепцию происходящего в мире и оставляют за собой право определять жизненные ориентиры своих последователей, а также контролировать их во всех сферах существования.

У каждой секты есть свой символизм, ритуалы, набор моральных правил, своя система наказаний и вознаграждений. Они активно используют словесные клише, так называемый новояз, при помощи которого подменяют известные понятия своими, известными только членам группы, создавая у тех ощущение избранности, инаковости, а также придавая вес своему вероучению (чем больше незнакомых слов, чем сложнее разобраться в текстах, тем более весомым кажется это вероучение). Таким образом, человек попадает в ловушку, лишается адекватного восприятия мира, свободы воли, выбора, у него полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются социальные связи.

Деструктивный культ – это любая авторитарная иерархическая организация (в разных сферах жизни, будь то: религиозная, политическая, психотерапевтическая или коммерческая), которая практикует вербовку обманными путями и прибегает к использованию контроля сознания для сохранения своих последователей зависимыми и покорными доктрине и лидерам. Лидеры, в свою очередь, пользуясь какой-либо неосведомленностью и неопытностью людей (например, психической, духовной, медицинской, коммерческой, политической и т.п.), умышленно (в погоне за незаконным обогащением и властью) их обманывают и привязывают к себе, поддерживая и всячески укрепляя состояния невежества, недостатка информации и формирование неестественных, незаконных состояний зависимости между самими последователями.

Как уже говорилось, деструктивные культы используют методы контроля сознания. Люди особенно уязвимы для воздействия в те моменты, когда они вынуждены думать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то нарушает их эмоциональную стабильность. Такие изменения в сознании разрушают психологическую матрицу, к которой привязаны субъективные идеи (без привычных внутренних точек отсчета теряется всякая концепция реальности). Путаница, возникающая, когда перед лицом неизвестного человек не может объяснить происходящее, заставляет его верить в самые абсурдные объяснения своих чувств и принимать новые установки, содержащиеся в этих объяснениях.

Измененное сознание может быть основной движущей силой как у хорошо приспособленных людей, так и у людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента трансформации личности и включения людей в деструктивные культы. Измененное сознание позволяет формировать любые убеждения, вкладывать в головы адептов какие угодно, даже самые безумные идеи, которые выгодны лидерам культов и дают им возможность подчинять и контролировать своих последователей.

Контроль поведения предполагает регулирование физической реальности индивидуума (где живет, с кем общается, какую одежду носит, сколько спит, как развлекается и сколько времени на это тратит и т.д.); основное время обязательно должно быть посвящено групповым ритуалам; важные решения должны приниматься только с одобрения; старшим всегда нужно сообщать о своих мыслях и чувствах; индивидуализм не одобряется; существует система поощрений и наказаний; жесткие правила и предписания.

Информационный контроль включает в себя использование обмана (утаивание информации, ее искажение в нужном русле, а также чистая ложь); доступ к некультовым источникам сведен к минимуму либо запрещен совсем (книги, статьи, телепередачи, интернет, любая критическая информация, рассказы бывших участников); информация делится на части и между ними создается барьер («тайная» доктрина для избранных, многоступенчатость знаний на более «глубоких» уровнях посвящения); поощряется слежка за членами группы; широкое использование пропаганды, созданной в рамках культа; неэтичное использование исповеди (информация о «грехах» используется, чтобы стирать границы личности, манипулировать и контролировать адептов); необходимость в повиновении и зависимости.

Контроль мышления заставляет адептов усваивать доктрину культа как единственную Истину (мышление становится черно-белым, Добро (Истина) противопоставляется Злу (миру вне культа), мы против них (внутреннее против внешнего); используется новояз и искаженный язык (специальные слова ограничивают или даже блокируют мышление, а также создают возможность для адептов почувствовать себя избранными); поощрение только «хороших» и «правильных» мыслей; применение гипнотических техник; манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний; применение «мыслетормозящих» техник (медитация, моление, монотонное говорение, пение или гудение, говорение «на языках» (глоссолалия)); отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики; никакие альтернативные системы верований не признаются полезными.

Эмоциональный контроль включает в себя манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение; лидеры культа стремятся заставить человека чувствовать себя так, будто если существуют проблемы, то в этом повинен только сам человек, но не культ. Они чрезмерно эксплуатируют чувство вины (личностное – ты не живешь в соответствии со своим потенциалом, твое прошлое не безгрешно, твои мысли и чувства, семья не идеальны, а также социальную вину и историческую); используют чувство страха (боязнь мыслить независимо, врагов, внешнего мира, неодобрения, потерять свое «спасение» и т.д.). Лидеры культов провоцируют частую смену эмоциональных пиков и спадов, ритуальное и зачастую публичное признание «грехов», а также внушают иррациональные страхи (фобии), связанные с уходом из группы или сомнениями в авторитете лидера.

Важно понимать, что деструктивный контроль сознания возникает в том случае, если совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от группы и лидера, склоняет к повиновению им. Члены культа, чье сознание находится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь обычную работу, даже состоять в браке и при этом быть неспособными думать и действовать независимо.

Анализируя исследования на данную тему, можно сделать вывод, что не существует какого-либо единственного фактора, порождающего предрасположенность к участию в культах, и в тоталитарные секты при определенных обстоятельствах может попасть абсолютно любой человек, с любыми психологическими качествами. Однако существуют факторы, которые могут сделать человека более уязвимым для вербовки деструктивным культом. Жертвы тоталитарных сект могут иметь потребности типа чувства цели или жизненного направления.

В наше время особенно остро люди по всему миру подвергаются стрессам и разочаровываются в существующих политических, социальных и религиозных учреждениях. Им не хватает надежды, веры в завтрашний день, определенности и стабильности. Харизматичные культовые лидеры пользуются преимуществом этой ситуации, вербуя людей и внушая им ту или иную форму психического рабства.

Говоря о проблеме деструктивных культов, нельзя не отметить тему реабилитации пострадавших. Она должна протекать в активном взаимодействии с близкими людьми. Предполагается, что семьи и близкие, которые ищут помощи консультанта по выходу, имеют шесть общих потребностей, проистекающих из их желания помочь вовлеченному в секту человеку:
1. обнаружение информации, подходящей для оценки, принятия решений и осуществления выбранного семьей образа действий;
2. эффективная связь с адептом деструктивного культа;
3. оценка природы и степени деструктивности личностных и поведенческих изменений адепта;
4. изучение и оценка вариантов выбора, относящихся к воздействию;
5. принятие взвешенного решения;
6. осуществление этого решения.

Процесс реабилитации у каждого человека проходит по-разному. Для некоторых людей правильным решением будет скорейшее возвращение к работе или учебе. Для большинства, однако, лучше всего потратить некоторое время на проработку своих проблем. Благодаря поддержке семьи и друзей им не требуется чрезмерно ускорять процесс лечения.

Многие бывшие адепты хотят помочь друзьям, все еще остающимся в культах, а также другим семьям, столкнувшимся с данной проблемой. Оказание помощи другим реально помогает собственному исцелению. В первое время человек все более освобождается от стереотипов, привитых ему в деструктивном культе. Выслушивая других людей, говорящих о том же самом, бывшие адепты чувствуют, как выходят из сферы влияния культа.

Обращение к культовым проблемам может травмировать человека даже спустя годы после ухода из тоталитарной секты. Бывшие адепты испытывают разнообразные сложности, порожденные культовыми манипуляциями. Большинство из них в течение первых нескольких месяцев после выхода переживают депрессию, ночные кошмары, приступы тревоги и паники, на фоне чего даже может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство. Без соответствующей психологической поддержки специалиста у них сохраняются нетронутые фобии и чувство ущербности собственного «я».

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (06.05.2023)
Просмотров: 139 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz