Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Мы сами создали иллюзии

Вопиющие случаи отказа от действий и принятие неблагоприятных для себя условий можно ежедневно наблюдать в новостях. Например, когда жена не уходит от пьющего мужа, полностью подчинив себя его воле.

Чувство беспомощности у человека закладывается в детстве. Часто родители и учителя ограничивают активность ребенка, убивают инициативу и навязывают общепринятые шаблоны мышления. В некоторых семьях не обходится без крика, физической силы и эмоционального насилия. В такой ситуации растет большинство современных детей, а потому неудивительно, что комплексы и страхи из детства сопровождают маленьких людей во взрослую жизнь.

В бокале находятся блохи. Край бокала как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть через него. Затем на бокал кладут стекло, закрывающее выход. Сначала блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинить себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не удариться о крышку. Через час нет ни одной блохи, которая бьётся о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка. Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы бокал был закрыт.

Здесь указывается на одну из самых больших проблем человечества. Очень немногие люди способны понять происходящее. Они говорят то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они с жаром защищают, если им противоречат. Однако они могли бы посмотреть и подумать, чтобы увидеть мир таким, каков он на самом деле, а не таким, каким его хотят показать.

Этот эксперимент отображает самую большую проблему человечества. Лишь малая часть людей способна понять происходящее. Люди говорят то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они потом болезненно защищают, если им противоречат. Однако они могли бы, хоть раз не полениться, посмотреть и подумать своей головой, чтобы увидеть мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким его хотят нам преподнести.

Как сделать так, чтобы блохи прыгали выше, чем привыкли?

Мы, конечно не блохи. Вот только с Жизнью своей поступаем часто так же. Думаем, что есть то, что ограничивает высоту прыжка. А это всего лишь нами же придуманное стекло...

Что им является? Ну так у каждого что-то своё:
"Я пробовал раньше – не получилось"
"Мама говорила, что я плохо пою"
"Мне совсем не по возрасту это занятие"
"Что подумают соседи?!"

Казалось бы можно было бы посмеяться над блохами и пойти дальше. Но если задуматься, отличаемся ли мы сами от них? Сколько раз мы намеревались реализовать какую-то крутую идею, пока нас не пресекали на корню умудрённые опытом родственники, друзья, коллеги и знакомые.

Думаем, что каждый через это проходил. Когда нам говорят : "Работай, давай, какой бизнес, не смеши людей!", или: "Всё уже придумано, у тебя ничего не получится", или "Что ты ерундой занимаешься, найди нормальную работу!". И самое главное, что многих из нас это сильно подкашивает. Хотя, если задуматься: "Имеет ли смысл советоваться с людьми, которые всю жизнь работали по найму, о том, как открыть свой бизнес?".

К чему это собственно всё написано. Не стоит позволять кому бы то ни было внушать нам мысль, что у нас чего-то не получиться. Никому. От слова совсем. Если мы действительно верим в свою идею и желаем её реализовать всем сердцем, значит надо брать и делать. В конце концов лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Взгляд каждого из нас устремлён в будущее. Потому, что прошлое не изменить. Каждая секунда, минута, час приносят нам новые возможности, подкидывают новые задачи. Мы двигаемся вперёд, и только наше видение, наша мечта позволяет нам заглянуть в будущее и представить, что там за углом.

Что нам мешает мечтать и прыгнуть выше головы? У нас у всех были свои детские мечты. Но, повзрослев, мы почему-то начинаем считать их баловством, чем то несерьёзным и т.д. Или наоборот, считаем наши мечты какой-то недосягаемой или слишком высокой планкой. Хотя внутри чувствуем, что многое, если не всё – в наших руках.

Мы всё так же, как в детстве, горим желанием заглянуть в будущее. И интуитивно догадываемся – то, что произойдет там, во многом зависит лично от нас.

Но, что мешает нам мечтать? Наше прошлое. Просто мы рассматриваем наше будущее через призму нашего прошлого опыта. А там у всех было достаточно неудач. Но это же нормально. Ошибаться – это Н - О - Р - М - А - Л - Ь - Н - О.

Ведь мы часто сами ведём себя, как блохи – когда нашу банку открывают, то мы даже не пытаемся выпрыгнуть из неё. Нас держит прошлый опыт – наш предполагаемый потолок. И ключевое слово здесь – предполагаемый.

Примечательно, что последующие поколения этих насекомых также не выпрыгивали за пределы уже воображаемой банки. Это и есть наши генетические ограничения. Также и мы своим детям передаём наши воображаемые крышки и стеклянные потолки. Хорошая новость в том, что мы можем научиться мечтать по крупному и освободить свой потенциал.

К сожалению мы иногда настолько озабочены тем, что говорят или думают окружающие нас люди, что забываем о том, чего хотим мы сами, куда мы идём, к чему стремимся и сами не оставляем себе места для нашей мечты, а просто становимся исполнителями.

Если у нас нет цели, значит мы работаем на цели тех, у кого она есть. В итоге мы воплощаем мечты других людей. И этот выбор каждый делает сам.

Советы других можно рассматривать по нескольким критериям:
- Профессионал ли он?
- Живет ли он так, как я хочу жить?
- Выгодно ли ему, чтобы я был успешен?

Если хоть один ответ отрицательный, то имеет смысл задуматься. Если два – можно воспринимать совет скорее как шутку. Ну а если три, то совет будет выглядеть больше, как недоразумение).

Проблемы есть у всех. Но нам дана возможность мечтать и иметь своё видение, в том числе и для того, чтобы эти проблемы решать. Они и даются нам для их преодоления и получения опыта.

Кто-то думает про отсутствие перспектив и возможностей. А представьте себе, что в 19 веке кто-то из Патентного бюро США предложил его закрыть. Основанием считали то, что все изобретения уже сделаны, и ничего нового изобрести уже просто невозможно. Сейчас можно считать такие заявления шуткой, но тогда это было вполне серьёзно.

Есть хорошее выражение: "Только тот, кто может видеть невидимое, может совершить невозможное". И ведь примеров таких людей достаточно.

В каком то смысле тот же короновирус даёт интересную пищу для размышлений. Если задуматься, то наша самоизоляция, маски, перчатки, карантины, ограничения чем то могут напомнить этот блошиный эксперимент, приведённый выше. Нам сказали: "Сидите дома, наденьте маски, и т.д." – и мы с покорностью выполняем. Возможно это просто проверка на исполнительность. Тем более наглядная. По количеству людей в масках можно даже визуально сделать выводы.

Мы как и насекомые в эксперименте – боимся прыгнуть за пределы воображаемых запретов, теряем волю, не верим в будущее, добровольно входим, как зомби, в состояние самоограничений.

Кто-то сказал: "Так будет не всегда!". И это вселяет надежду. Что каждый может в корне изменить свою жизнь, ведь, если сильно захотеть – то осуществимо практически всё. И в каком бы положении мы не оказались – оно не должно украсть у нас нашу мечту.

Всегда есть те, кто ломает стереотипы, плывёт против течения, делает вопреки обстоятельствам и упорно идёт к цели. К сожалению, их меньшинство. Чаще мы сами с удовольствием цепляемся за нашу любимую зону комфорта.

Прежний негативный опыт врезается не только в нашу память, но и в нашу личность. И он запрещает нам замахиваться на что-то большое и сложное, превышающее наш воображаемый барьер. В итоге мы сами себе определяем определённый уровень возможностей. Но нужно признать, что эти границы только в нашей голове.

Хорошо, что есть такие примеры экспериментов с собаками, блохами, крысами. Они могут быть для нас той яркой метафорой, которая обязательно запомнится и заставит нас задуматься.

Это мы сами считаем, что мы недостойны что-то иметь, потому что мы слишком молодые или старые, живём в слишком маленьком или слишком большом городе, что мы чего-то не умеем, чему-то не соответствуем и ещё бесконечное количество самооправданий, почему можно довольствоваться малым. А вселенная, вместо того, чтобы с нами спорить, просто подкидывает нам подтверждения наших убеждений. И мы получаем то, что получаем.

Прошлый негативный опыт – это всего лишь опыт по какой-то конкретной ситуации. Это еще не приговор нашим другим начинаниям.

Давайте перестанем быть блохами с воображаемыми потолками. А будем верить в себя, верить в лучшее, и не будем позволять воображаемым барьерам лишать нас счастья.

Каждый ребенок рождается гением, но порабощается ложными представлениями и сомнениями взрослого мира и тратит большую часть жизни на вынужденное прощание с этой блестящей перспективой.

Пример животных показывает нам, как легко приобрести условное самоограничение. Блоха, слон и щука послужат наглядными примерами. Блохи очень интересные маленькие создания. Они кусаются и отлично прыгают. Возможно, для своего размера они прыгают лучше любых других существ.

Если поместить блоху в какую-нибудь емкость, она прыгнет через ее край. Немного спустя накроем емкость крышкой и понаблюдаем, что будет происходить. Блоха будет продолжать прыгать, но ударится и свалится вниз с ушибленной головой. Попробует еще раз – произойдет то же самое. Так будет продолжаться некоторое время, а затем мы уберем крышку. И понаблюдаем за поведением блохи. Она прыгает, но не выше уровня, на котором находилась крышка. Хотя физическая преграда удалена, блоха считает, что она на месте. Если заменить блоху кузнечиком, разовьется такое же ограничение.

Слонами тоже можно управлять с помощью воображаемых ограничений. Когда слоны не заняты в цирковом представлении, их привязывают. Маленькие слонята привязаны толстыми веревками к столбам, вкопанным в землю. А большие взрослые слоны привязаны к таким же столбам тоненькими веревочками. Это в самом деле выглядит глупо, так как могучие животные могли бы легко вырвать столбы, но... они не делают этого. Причина в том, что, когда они были маленькими, они тянули и дергали толстые веревки, которыми были привязаны, пытаясь освободиться. Потом однажды сдались и прекратили дергать. И с тех пор они ходят только, насколько позволяет веревка, – и не дальше. Они запомнили ограничение.

Д-р Иден Райл создала учебный фильм, посвященный самоограничениям. Фильм называется «Ты можешь себя превзойти». В фильме щуку помещают в большой резервуар с водой. В воду бросают мелких рыбешек, излюбленный щучий корм, чтобы продемонстрировать, с каким удовольствием она их пожирает. Щука быстро расправляется с мелочью. Вот щука снова проголодалась, и в резервуар пускают новых рыбок. Но в этот раз они заключены в стеклянную трубу, которая их защищает. Щука пытается добраться до рыбок, но отскакивает от стеклянной стены. Спустя некоторое время она перестает обращать на них внимание и ведет себя так, будто их не существует. Затем трубу удаляют и рыбки остаются в воде вместе со щукой. Знаете, что произошло? Щука умерла от голода. Излюбленная пища была рядом, и все же она умерла от голода.

Конечно, мы с вами не щуки, не слоны, не блохи и не кузнечики. Однако мы можем извлечь урок из описанных опытов, потому что все мы в плену ограничений. Мы сказали: «Не могу сделать это» или «Не могу сделать то» и сказанное превратилось в реальность. Воображаемые ограничения стали столь же реальными, как физические, и столь же труднопреодолимыми. Какая часть того, что мы называем действительностью, не является ею, а обусловливается только нашим восприятием? Мы сотворили себе реальность, которая страдает ограниченностью.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (19.09.2022)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [349]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz