Формирование самооценки начинается с первых лет жизни человека с приобретением опыта достижений и неудач. Важную роль в этом играет атмосфера, в которой растет и взрослеет ребенок. Отношение к нему со стороны родителей, близких людей, взрослых и сверстников непосредственно влияет на то, как он сам будет оценивать свою личность. Физическая и психологическая поддержка и забота со стороны других помогает ему сформировать положительное отношение к себе. На этот процесс влияет и то, какую самооценку имеют окружающие ребенка взрослые, особенно родители. Ведь они являются для него образцом для подражания.
Когда человек становится взрослым, его мнение о себе уже не так сильно зависит от мнения окружающих, так как он психологически сформирован и знает, на что способен. Он не стремится достигнуть цели любой ценой. Его практически невозможно спровоцировать на необдуманные поступки. Но если человек слишком полагается на оценку других людей и «питается» их одобрением или критикой, это говорит о неадекватности его самооценки – она завышена или занижена.
Завышенная самооценка – человек с таким типом восприятия своей личности склонен преувеличивать собственные достоинства и успехи. Иногда это сопровождается свойством преуменьшать способности других. Такой человек обычно считает свои успехи исключительно собственной заслугой, а роль внешних факторов недооценивает. А вот в неудачах винит обстоятельства или других людей, но только не себя. Он болезненно реагирует на критику и готов агрессивно отстаивать свои позиции. Основное стремление людей с преувеличенной оценкой собственного «Я» – любой ценой уберечься от неудачи и доказать собственную правоту во всем. Но часто такое поведение является реакцией на базовое чувство неполноценности.
Результат слишком высокой самооценки – трудности в общении с окружающими и проблемы с самореализацией. Что касается первого, мало кому захочется общаться с личностью, которая не считается с интересами других или позволяет себе разговаривать высокомерно. А проблемы с самореализацией могут возникнуть по двум причинам. С одной стороны, переоценивающие себя люди избегают целей, в способности достигнуть которые не уверены на все 100%, боясь оказаться не на высоте. В результате они лишают себя многих шансов в жизни. С другой, необоснованная самоуверенность часто заставляет их ставить перед собой недостижимые задачи. Анализировать неудачи не получается, и в итоге они бесполезно тратят время и энергию.
Если вы замечаете, что люди холодно к вам относятся, а недоброжелателей у вас больше, чем друзей, понаблюдайте за своей манерой общения. Возможно, проблема в вашей завышенной самооценке. Учитесь относиться к людям с уважением, избегайте пренебрежительных фраз по отношению к другим, прислушайтесь к их потребностям и попробуйте сделать для другого человека что-нибудь приятное. Скорее всего, от враждебного настроя окружающих к вашей персоне ничего не останется.
Люди с заниженной самооценкой преуменьшают свою значимость и способности. Собственные достижения они объясняют волей случая, помощью другого человека, удачей, и лишь в последнюю очередь – своими усилиями. Если человек не просто так говорит, а свято в это верит – это не скромность, а признак низкой самооценки. На комплименты в свой адрес такие люди реагируют недоверием или даже агрессивным неприятием.
Человек с низкой самооценкой всегда сомневается в себе, поэтому также имеет проблемы с самореализацией. Он выбирает только те цели, которых заведомо легко достигнет. Но часто это значительно ниже его реальных возможностей. Неудивительно, что его успехи в учебе, личной жизни и карьере весьма посредственны, но он склонен объяснять это внешними обстоятельствами.
Если низкая самооценка – это про вас, попробуйте повысить ее с помощью аутотренинга. Каждый день напоминайте себе о своих достоинствах. Вслух и мысленно повторяйте положительные установки, о том, какой вы талантливый, красивый, замечательный и т.п. человек.
Можно использовать принцип сравнения и соревнования: если у кого-то получилось, то и у вас получится, потому что вы не хуже. В «тяжелых» случаях можно попробовать сравнить себя с тем, кто делает это хуже вас, и вспомнить собственную установку, что вы «не хуже других, а где-то посередине».
Как видим, любая искаженная самооценка (завышенная или заниженная) способна серьезно испортить человеку жизнь. Сегодня доступно много литературы, с помощью которой любой желающий может научиться корректировать свои внутренние установки и шаблоны, используя специальные упражнения и техники. Это позволит повысить качество своей жизни.
Всегда проще и легче добиваться успеха, когда за плечами есть некоторые активы. Это не всегда деньги или связи. Как правило, более важным, хорошим, нужным активом для успешного старта в жизни является и здоровая самооценка. Самооценка влияет на все – и на отношение к себе, и на взаимоотношения с окружающим миром. Высокая самооценка дает уверенность, помогает ставить цели и позволяет без проблем идти к ним. Низкая самооценка забирает если и не все эти возможности, то очень многие – шанс построить счастливые, равноправные отношения, шанс сделать успешную карьеру, шанс стать яркой личностью, шанс прожить ту жизнь, о которой человек мечтает.
Низкая самооценка лишает не только уверенности в себе, она оставляет человека без внутреннего стержня, лишает голоса, собственного мнения и возможности высказать его. Человек с низкой самооценкой склонен скорее понижать стандарты, чем бороться за то, о чем мечтает. И это несоответствие желаемого и действительного часто рождает большой внутренний кризис.
Потеря № 1. Невозможность любить
Человек с низкой самооценкой очень часто не любит сам себя, но при этом отчаянно жаждет любви от других. Зачастую это приводит к тому, что мужчины и женщины соглашаются на заведомо проигрышные, неравные отношения. Это не делает их счастливее, но помогает почувствовать себя более полноценно. Вот почему многие не спешат выходить из мучительных отношений, лишая себя тем самым возможности найти и создать по-настоящему счастливый союз. Неумение любить себя рано или поздно разрушит даже вполне здоровые, хорошие отношения. Неумение безусловно любить себя приводит к тому, что и партнера любить безусловно не получается. Сомнения в себе рождают сомнения в партнере, в истинности его чувств, а это приводит к ревности, ссорам, недопониманию.
Потеря № 2. Обесценивание своих достоинств
Человек с низкой самооценкой склонен не видеть или недооценивать свои положительные качества и умения. Так как низкая самооценка связана прежде всего с тем, что человек постоянно сравнивает себя с другими, то и оценке поддаются прежде всего те параметры, которые можно измерить или сравнить. Вот и получается, что человек с низкой самооценкой не так красив, как другие, не так богат, как некоторые, не так успешен, как многие и т.д. При этом такие качества, как доброта, щедрость, благородство, тактичность, все то, что составляет внутреннюю красоту, и которые могут быть у него в избытке, в расчет не берутся.
Потеря № 3. Невозможность иметь свое мнение
Человек с низкой самооценкой лишен возможности противостоять чужому мнению и давлению со стороны. Будучи не в состоянии адекватно воспринимать и реагировать на критику, иметь и отстаивать собственное мнение, человек с низкой самооценкой часто становится объектом манипуляции как со стороны близких, например, родителей, так и посторонних – коллег, партнеров и т.д. Критика для человека с низкой самооценкой превращается в катастрофу и настоящее препятствие, которое сдерживает рост, а иногда и отбрасывает человека далеко назад.
Потеря № 4. Невозможность быть успешным
Важное отличие успешного человека от неудачника в том, что успешный разрешает себе пользоваться своим правом на успех. Право на это ему дает его высокая самооценка. Низкая самооценка такого права не дает, поэтому даже успех для человека с низкой самооценкой не становится заслуженной наградой.
Низкая самооценка – близкая и больная тема для каждого, кто лицом к лицу столкнулся с этой проблемой. И каждого она лишает чего-то своего, важного, дорогого. Положительным моментом является то, что низкая самооценка – не приговор, и ее можно изменить. Это не быстрый, не простой и не всегда очевидный процесс, но шанс есть у каждого.
Самооценку можно и нужно повышать самостоятельно. Самое главное – сменить фокус внимания с собственных негативных сторон на позитивные. Возьмите лист бумаги, а лучше – тетрадь или блокнот, и запишите в него все то, что у вас получается хорошо, начиная от приготовления вкусной яичницы и заканчивая умением быстро и точно свести годовой баланс. Любой успех должен быть отражен в тетради. Вы пунктуальны? Хорошо. Вы всегда стараетесь вести себя честно? Отлично. Занимаетесь танцами, вышиваете красивые картины, знаете секрет приготовления идеальной пасты? Великолепно. Поверьте, как только вы начнете записывать свои плюсы, вы вспомните даже про те, о которых в ежедневной суете совсем забываете, а когда закончите список – ваше настроение и самооценка будут значительно выше.
Второй сонет – создавайте вокруг себя свой мир. Окружайте себя красивыми вещами, сделайте свой дом уютным и красивым, повышайте профессиональное мастерство, читайте литературу, придумайте себе удобный режим дня, в котором найдется место и для отдыха, и для увлечений, и для развития.
Следите за своим физическим состоянием – это очень укрепляет веру в себя и повышает самооценку. Необязательно сразу покупать абонемент в спортзал, но если вы всегда мечтали сбросить пару килограммов, то сейчас самое время. Следите за осанкой и походкой, старайтесь держать спину прямо, а голову – высоко. Это поза успешного человека, и как только вы ее примете, сразу почувствуете себя лучше. Очень хорошо повышает самооценку помощь другому. Если рядом нет никого, кто нуждается в вашей помощи, просто позвоните родителям.
Хотите стать уверенным в себе человеком? Начните вести себя как уверенный человек! Если вначале это сложно, представьте, что вы актер и вам надо сыграть роль сильного человека. Почувствуйте эту энергетику и постарайтесь ее запомнить. Самооценка – это то, что можно исправить. Надо только захотеть.
Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).
Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение-самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т.е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так?
Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.
Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.
В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки человека, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки.
Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни – внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие.
Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму».
В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального «Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.
У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.
Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко.
В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.
Перфекционизм – стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях – нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.
Важным моментом при исследовании самооценки служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни. В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность, они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.
Известная формула классика У.Джемса: Cамооценка = Успех / Уровень притязания, Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.
В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.
Советы по коррекции заниженной самооценки
Найдите свои положительные качества
Возьмите бумагу и ручку и запишите 5-10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.
Перестаньте себя жалеть
Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны – берите ответственность на себя.
Заведите журнал успеха
Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.
Планируйте свои дела
Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.
Стимулируйте себя
Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.
Ищите плюсы
В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу – зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.
Самооценка – то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности. Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» – или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» – либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь).
Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.
При всей близости понятий самооценку следует отличать от самоотношения: отношения к самому себе, куда входит любовь к себе и самоуважение, требовательность к самому себе и самопринятие, элементы самолюбования и самообвинения. У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».
Самый простой вид самооценки – оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни. «Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» – все это варианты различных личностных самооценок.
Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка – обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, – эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.
Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» – позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.
Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи. Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: «Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!»
Два основных вида самооценки – общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и «якобы»...
Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире - самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка – прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец – авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка – это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно.
Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека – статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам – ведь это же «само»-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то – занижает.
На что влияет самооценка? Сама по себе – ни на что. Самооценка – только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит – вопрос отдельный... Один человек с низкой самооценкой опустит руки, другой – начнет работать над собой. Ваш выбор?
Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно. Высокая самооценка – практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка – практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.
Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения. «Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна» – высокая уверенность и невысокая самооценка. «Ну, не знаю... Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!» – невысокая уверенность и высокая самооценка.
Здоровый человек ходит, не спотыкаясь, а если случайно споткнулся – быстро поправился. Душевно здоровый человек живет с высокой самооценкой, а если вдруг его самооценка упала – это случайность, он может быстро ее поправить. У некоторых людей самооценка всегда на уровне, им статьи о том, как поднимать самооценку – не актуальны. Что это за люди? Их отличают от всех остальных всего два обстоятельства: реальная жизненная успешность и телесный корсет успешности.
Первое: реальная жизненная успешность. Вы живете успешно, вы живете достойно, вас на работе ценят, друзья уважают. Создавайте и укрепляйте свою жизненную базу (уютная квартира, любимая дача и машина очень этому способствует), повышайте свое мастерство, становитесь уважаемым профессионалом, живите как порядочный человек, создайте крепкую и счастливую семью, дружите с достойными людьми... В общем, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, а свобода лучше, чем несвобода.
Второе: телесный корсет успешности. Военные и спортсмены проблемой низкой самооценки мучаются редко – почему? Потому что им поставили хорошую осанку, потому что их приучили ходить уверенно, держать голову прямо и смотреть вперед, а не в себя. Хотите позаботиться о себе – освойте этот навык, он дорогого стоит.
Однако есть еще одна категория людей, у которых самооценка падает чаще, чем у всех других, которые могут впасть в самоуничижение даже на фоне реальной жизненной успешности и вполне спортивного тела.
Ей говорят, что она прекрасно справляется с работой. Ей говорят, что у нее роскошная фигура. Но она почему-то никому не верит. Знакома ситуация? Еще как! И наверняка наблюдалось на некоторых подругах и родственниках... или даже в зеркале. И иногда слышится «ну, кто меня полюбит такую?», «ну зачем я взялась за это дело, завалю же первый проект»... Заниженная самооценка, самоедство и самокопание – типично женская особенность. И что самое забавное, что чаще всего она не имеет никаких серьезных оснований.
Есть ли у вас предположение, что отличает обладательниц низкой самооценки от всех остальных? Ответ: привычка разыгрывать беспомощность и впадать в состояние Жертвы. Иногда это игра, идущая из детства: когда я изображу маме, что у меня ничего не выходит, и я вот так расстроилась, мама меня всегда пожалеет – так сладко! Ребенок разыгрывает беспомощность, мама его жалеет – получили взрослого человека, склонного вдруг впадать в синдром низкой самооценки: «У меня все плохо, я никто, у меня ничего не получается». К этому подталкивает и стандарт женского гендера: мужчинам нравятся (якобы) беспомощные женщины, им нравится чувствовать свое превосходство, и женщины усваивают такое поведение: «Ой, я без тебя не справлюсь...» Она получает заинтересованное внимание мужчин, но вместе с этим и проблемный довесок – привычку ощущать свою беспомощность.
Совсем тяжелый случай – если позиция Жертвы накладывается как раз на заниженную самооценку, тут человек начинает страдать всерьез и уже создает проблемы для окружающих.
Что здесь делать, если всерьез? За исключением случаев явной депрессии, психотерапия тут неуместна: лечить тут нечего, тут нужно поставить на место мозги.
• Если соберетесь делать это самостоятельно, посмотрите, как убирать позицию Жертвы и осваивать позицию Автора. Внимательно прочитайте Словарь Жертвы и больше так не говорите.
• Начинайте перестраивать себя на позитив: отзывайтесь об окружающих хорошо, учитесь говорить комплименты и начинайте их говорить. Это правда любопытно: когда вы будете хорошо говорить не о себе, а о других людях, об окружающих, подниматься будет самооценка ваша!
• Начинайте следить за своей речью, не говорите о себе плохо даже в шутку. Сказать «Ошибочка, я хорошая!» – весело, а «Ой, какая же я дурочка!» – просто плохо. Шутки шутками, но если постоянно называть себя поросенком, рано или поздно захрюкаешь!
• Если актуально, поработайте со своей неуверенностью, подкачайте себе ощущение уверенности – это бывает очень кстати. Снова полезно поработать с речью, уберите фразы «А вдруг не получится?», «Ну точно не получится...» и другие маркеры будущего неуспеха. Кстати, поработать самостоятельно – хорошо, сходить на хороший тренинг уверенности – еще лучше. Это средство практически безошибочное и помогающее надолго.
Будете это делать – уже через месяц ваше общее состояние начнет явным образом улучшаться. Это действительно несложно, и результаты действительно приходят ко всем. Поставьте такую задачу – получите результат и вы.
Тем не менее, будьте готовы: при самом правильном внутреннем настрое когда-то у людей бывают ситуативные сбои. Практически у любого человека время от времени, пусть и ненадолго, опускаются руки, создается ощущение «ничего не получается», и такое состояние бьет по самооценке. Это ситуативно, все скоро поправится, но как поправить это быстрее? Что делать? Если в такое состояние попал ваш коллега или близкий человек, его достаточно когда-то отвлечь, когда-то поддержать, а еще лучше по возможности вовлечь в новое дело или другую ситуацию, где успешность вполне возможна.
А если это происходит у вас, можно ли себе помочь? Да, конечно. Такие возможности, как использование знаков превосходства и унижение окружающих (хвастовство, высмеивание, обвинения, критика), мы рекомендовать не будем: по крайней мере в долгосрочной перспективе это принесет вам только дополнительные проблемы. На самом деле, есть множество простых, разумных и вполне достойных способов повысить себе самооценку, перечислим только те, которые лежат на поверхности.
• Может быть, для вас это – сделать то, что вы умеете делать классно: например, быстро сделать вкусный завтрак, красиво накрыть на стол, поесть с удовольствием, убрать со стола и помыть посуду и похвалить себя. Все, вау!
• Практически безошибочно меняет настроение возможность сделать доброе дело: позвоните родителям, им это будет приятно!
• Всегда приятно побеседовать с теми, кто вас знает и любит, кто искренне выполняет роль Золотого зеркальца, вслед за настроением повысится и самооценка.
• Традиционный способ – напомнить себе о своих успехах, этому очень способствует Тетрадь успехов. Вы ее уже завели? Если нет, сядьте и начните писать. Если уже завели – откройте ее начните ее читать. Через 5 минут ваше настроение волшебным образом изменится в светлую и довольную сторону. Вам понравится!
• Напишите свои сильные стороны, свои достоинства, что характеризует вас с лучшей стороны. Можно начинать с «Я отлично умею...» (перечислите десять пунктов), далее продолжите своими хорошими чертами характера (достаточно пять пунктов. Если напишите свои плохие черты – напишите и тут же с удовольствием зачеркните!) и завершите на выбор удачными моментами своей внешности (симпатичная фигура? приятные манеры?).
• Далее. В начале 20 века почти половина Европы повторяла, как волшебные мантры, формулы самовнушения от французского аптекаря Эмиля Куэ: «Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше!» – отлично помогало повышению самооценки! Если ленитесь говорить так длинно, скажите коротко: «Я хороша!», для начала подойдет и это. А теперь сделайте все как следует: встаньте перед зеркалом, расправьте плечи, улыбнитесь и громко скажите полную формулу сами себе! И еще раз! И еще два раза! Потом – продолжайте бормотать эти формулы уже шепотом или про себя, делая любые другие дела – но с той же довольной и бодрой интонацией. Проверьте, эти формулы помогают и спустя столетия!
• А теперь, если уже чувствуете силы, используйте самое мощное средство: начните вести себя бодро и уверенно. Сделайте это так, как играют свою роль актеры или актрисы, включите жизнерадостность и держите ее для начала хотя бы пять минут. Скорее всего, вам понравится, и вы продолжите эту игру в радость в течение всего дня.
Само слово «самооценка» отсылает нас к теме оценивания себя. Это оценивание, как правило, носит условный характер, то есть зависит от видимых достижений. Оно уходит корнями в природу так называемой условной любви, предъявляемой ребенку с детства. Заниженная или завышенная самооценка – две стороны одной медали, свидетельствующие о сильной зависимости от внешних оценок и приводящие к формированию у человека невроза. И даже если самооценка «нормальная», можно обнаружить значимое переживание «достаточно ли я хорош?», так как имеет место дефицит ценности себя.
Фокус внимания на себе, модель оценочного отношения к себе, а значит, такого же оценочного отношения к другим и, соответственно, переживания по поводу того, как меня оценивают другие, – неизбежные спутники полюса самооценки, где все друг друга как-то оценивают. Другой человек становится важен не сам по себе, а через призму того, как он ко мне относится (как меня оценивает), выполняемое дело становится ценным прямо пропорционально тому, поднимает ли оно мою самооценку и т.п.
В некотором смысле можно сказать, что низкой и высокой самооценке противоположна не высокая или низкая соответственно, а «никакая» самооценка, когда мы в принципе уходим от идеи оценивания себя к безусловному принятию и ощущению самоценности. То есть оппозицией становятся не низкая и высокая самооценка, а самооценка, где есть оценивание, с одной стороны, и самоценность, где есть безоценочное принятие, с другой.
Самоценность – это ощущение ценности собственной личности, собственной жизни, причем это ощущение не связано с достижениями человека, это безусловная ценность души живой. Это безусловная ценность личности, созданной Богом. Это не то, что человек должен добиваться или каким-то образом заслуживать. Самоценность – это то, что дано человеку изначально и не зависит ни от каких условий. Вслед за выдающимся психотерапевтом Вирджинией Сатир мы можем сказать, что если человек восстановит ощущение собственной ценности, то он сможет разрешить большинство проблем в собственной жизни, ведь многие из них имеют корни именно в дефиците ценности себя – хотя это не всегда осознается.
Один из самых ярких примеров проблем подобного рода – отношения человека с другими людьми. Дефицит самоценности затрудняет возможность отношений любви как отношений, в которых есть безусловная ценность другого человека самого по себе. Иными словами, можно сказать, что пока не полюбишь себя, не примешь себя таким, какой ты есть, не сможешь полюбить других.
ТЕСТ: насколько объективна ваша самооценка?
Кто вы – человек с адекватной самооценкой или же самовлюблённый нарцисс, а может быть, ваша самооценка оставляет желать лучшего? Определить это поможет тест.
1. Переживаете ли вы, узнав, что какое-то дело идёт лучше без вашего участия?
а) Да – 2 балла. б) Нет – 16 баллов.
2. Есть ли у вас увлечения, хобби?
а) Да – 17. б) Нет – 5.
3. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?
а) Да – 16. б) Нет – 9.
4. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-то отзывается о вас как о нудном, неинтересном человеке?
а) Да – 3. б) Нет – 12.
5. Находите ли вы утешение в том, что с вашими знакомыми происходят те же неприятности, что и с вами?
а) Да – 18. б) Нет – 4.
6. Радуетесь ли вы, узнав, что вам кто-то завидует?
а) Да – 16. б) Нет – 2.
7. Способны ли вы, если ваша работа не ладится, сказать: «Такое может случиться только со мной!»?
а) Да – 5. б) Нет – 13.
8. Часто ли у вас возникает желание выиграть большую сумму в лотерею?
а) Да – 5. б) Нет – 18.
9. Учащается ли ваш пульс, когда вы узнаёте, что ваши родственники или друзья делают дорогие покупки?
а) Да – 1. б) Нет – 13.
10. Обижает ли вас, если вдруг говорят, что вы не понимаете шуток?
а) Да – 3. б) Нет – 12.
11. Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
а) Да – 4. б) Нет – 17.
Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами:
Более 125 баллов. Вы наверняка чрезмерно довольны собой. Вот только, быть может, вам просто не хватает здоровой самокритичности? Попробуйте трезво разобраться с этим, оценив это обстоятельство с помощью своих родных и друзей.
От 65 до 125 баллов. Вы достаточно уверены в своих силах, способностях и возможностях и в то же время полностью лишены самовлюблённости и самодовольства.
Менее 65 баллов. Вы явно не нравитесь себе. Попробуйте взять себя в руки и начинайте искать в себе положительные черты. Но для начала внимательно оглянитесь вокруг и поразмышляйте – не исключено, что это вы просто себя недо¬оцениваете.
|