Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Не от мира сего

В современной психологии есть такая категория, как адаптивность. Она показывает, насколько человек приспособлен к жизни в обществе. Как ни странно, наибольшей адаптивностью обладают люди со средними интеллектуальными и творческими способностями. Они гораздо адекватнее реагируют на окружающую среду и легко подстраиваются под нее. Талантливые же, незаурядные люди в большинстве своем не умеют успешно строить отношения с этой средой, находить общий язык с себе подобными.

О таких личностях часто говорят, что они не от мира сего. Вернее, такой человек строит свой собственный мир, зачастую не имеющий ничего общего с реальной картиной бытия. Многие гении, занятые своим творчеством, игнорируют физические и материальные стороны жизни.

Так, Эдгар По скончался в нищете. Пушкин оставил после себя огромные долги. Блок умер от голода. Поэт был женат на Любови Менделеевой, дочери великого химика, но, как выяснилось, он мог обожать ее лишь платонически. Такие отношения Любовь Дмитриевну не устраивали, и она покинула мужа.

Николай Гоголь и Ганс Христиан Андерсен тоже, как рассказывают, влюблялись в женщин пылко, но лишь на расстоянии, и умерли девственниками. Не сложились отношения с женой и у Чайковского, пытавшегося победить свои гомосексуальные пристрастия, которые в ту пору принято было скрывать.

Бытовая неустроенность и отсутствие гармонии в личной жизни характерны и для представительниц прекрасного пола. Анна Ахматова, не желая приспосабливаться к социалистической реальности, окончила свои дни в страшной бедности. Она несколько раз выходила замуж, но отношения с мужчинами были сложными и, как правило, заканчивались крахом, хотя именно любовь, прекрасные чувства стали основной темой ее стихов…

Марина Цветаева в послереволюционные годы с гордостью писала: «Я не имею никакой профессии, кроме литературной!» И это была правда. Имея на руках двоих детей, она голодала, перебиваясь случайными заработками. Будучи далекой от жизненных реалий, Цветаева сдала младшую дочь в приют, где та умерла. Вернувшись из эмиграции в Россию, поэтесса поражала соседей по коммунальной квартире бытовой беспомощностью: она не умела даже мыть полы. Перед самоубийством Марина, доведенная до крайности, хотела устроиться посудомойкой в писательскую столовую. Говорят, ей отказали…

Верность в любовных отношениях – большая редкость для творческих людей. Пушкин черпал вдохновение в многочисленных амурных связях. Лев Толстой тоже был весьма неравнодушен к женскому полу, но в семейной жизни был тираном и принес много горя своей жене.

Современные писатели, художники, композиторы, актеры, певцы, музыканты, как правило, вступают в брак по несколько раз, заводят один роман за другим. В этой среде нередко злоупотребляют алкоголем, наркотиками, азартными играми. (Кстати, Достоевский любил играть в рулетку.

Иногда это приводит к скандалам и даже преступлениям. Например, Есенин в состоянии алкогольного опьянения устраивал антисемитские дебоши. Похождения знаменитостей становятся темой для таблоидов – бульварных изданий, делающих бизнес на «клубничке». Одним словом, чем ярче личность – тем дальше она от образца нравственности.

Причину этого психологи видят в том, что незаурядные натуры часто бывают не удовлетворены своей жизнью, они сами не знают, чего хотят. При отсутствии практичного и трезвого подхода к реальности эти люди не живут, а скорее, прожигают жизнь – они непостоянны и непредсказуемы, на них нельзя положиться, и окружающим, конечно же, с ними нелегко.

Разумеется, бывают и исключения из правил. Некоторых гениев и знаменитостей, напротив, отличает прагматизм. Но и здесь наблюдается «перекос». Великий Шекспир, как рассказывают, был патологически скуп и скрупулезно подсчитывал все расходы до последнего пенни.

О гениях написано в тысячи раз больше, чем объем их собственных сочинений. В продолжающихся исследованиях обнаруживают себя все новые и новые факты и трактовки их неповторимых судеб. Возникают неизбежные противоречия в многообразии взглядов, гипотез и открытий, а потому интерес в стремлении найти истину никогда не иссякает. Выдающийся русский историк В.О.Ключевский сказал, что талант – это власть над людьми. Французский психолог Т.Рибо считал, что талант зависит от воспитания и обстоятельств, гений же – это фатальность творчества. Когда говорят о гении, то почти всегда подразумевают или божественный дар, или особенности крайних проявлений психики. Привычное для представления людей понятие о гении гласит, что это, скорее, не сам человек, а состояние его души. Нередко под гением понимают высочайшую степень одаренности, сверхталант. Однако тотчас же возникает новая проблема: что такое сверхталант, что такое сверходаренность?

В целостном понятии о гении или о таланте есть сложное сплетение различных психических состояний личности. Создатель философской антропологии Макс Шеллер заметил, что изучение человека должно опираться на синтез философии, естественного научного подхода и религиозного. А поскольку творчество не исчерпывается одной из этих проблем – ни философской, ни религиозной, ни естественнонаучной, то и вопрос о том, что есть гений нужно рассматривать с этих трех позиций. И все же, если гений – это состояние души или состояние психики, тогда перед нами стоит вопрос: какими характеристиками должна обладать личность, чтобы «пребывать» в этом особом состоянии души. В этом вопросе может быть скрыта часть тайны дара гениальности. Это подводная часть айсберга. А что же составляет его видимую часть? В надводной части этого айсберга полуоткрыт другой не менее сложный и важный вопрос: что есть гений и что есть талант?

Дать само понятие гения чрезвычайно сложно. Интересно вспомнить, что сами гении говорили о том, что такое есть гений. Прочитав книгу Д´Израэли «История гения» и, найдя там строки о самом себе, Байрон записал: «Я, поистине не знаю, гений ли я, как вам угодно меня называть, или нет – но скажу только одно, что решение этого вопроса меня мало занимает. Титул гения покупается многими слишком дорогой ценой, и, справедливость его не может быть с ясностью доказана до тех пор, пока потомство не решит дела; но потомство решает только тогда, когда это решение не может нас более занимать». Гениальность может проявиться и не проявиться – в зависимости от исключительно разнообразных внешних и внутренних причин, воспитания и среды. Воспитание и судьба играют не последнюю роль. Можно ли вообще понять роль судьбы? Если гений проявился, то он выражается в бессмертных творениях. По мысли Байрона, это наиболее значимый признак гения.

Поистине пророческие слова о гении сказал устами одного из героев своего романа «Бесы» Достоевский: «… если осмелюсь выразить и мое мнение в таком щекотливом деле, все эти наши господа таланты средней руки, принимаемые по обыкновению при жизни их чуть не за гениев, – не только исчезают чуть не бесследно и как-то вдруг из памяти людей, когда умирают, но случается, что даже и при жизни их, чуть лишь подрастет новое поколение, сменяющее то, при котором они действовали, – забываются и пренебрегаются всеми непостижимо скоро. Как-то это у нас происходит, точно перемена декораций на театре. О, тут совсем не то, что с Пушкиными, Гоголями, Мольерами, Вольтерами…».

Как же отличить гениально одаренного человека от человека талантливого, каковы значимые признаки этого различия? Споры на эту тему могут продолжаться вечно. Великий французский математик Э.Галуа, опередивший почти на век развитие математики, сказал, что «наука – творение человеческого разума, предназначенное не столько для знания, сколько для познания, для поиска, а не для отыскания истины».

Строго обозначить понятие «гениальность», как и определить его границы, чрезвычайно сложно или почти невозможно, поскольку существуют тысячи определений, данных самими гениями. Но как тогда провести тонкую грань между творениями, чтобы действительно понять, что это произведение принадлежит гениальному человеку, а это – талантливому.

По словам Ньютона, гений – это упорное терпение. По определениям д'Аламбера и Гельмгольца, гений – это постоянная сосредоточенность мысли на одном предмете. Шопенгауэр и Ницше считали гения полубогом, высшим существом. Гения нельзя объяснить ни средой, ни наследственностью. Ницше писал, что «великие люди, как и великие времена, подобны взрывчатому веществу, в котором накопилась ужасная сила; их появление всегда исторически и физиологически, задолго до них подготовляется, собирается и скопляется. Если напряжение толпы достигает слишком большой силы, то достаточно случайного толчка, чтобы вызвать на свет «гения», великую судьбу».

Великий русский художник А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу», полагал, что гений производит для веков. У него некоторые части могут быть неправильны, но целое превосходно. Правила для него нет – он сам себе правило. А. Иванов полагал, что в отличие от гения талант сообразуется с требованием общества, он раб общества. Он пишет для настоящего времени, например, знаменитый историк Карамзин. Таланту гораздо важнее жить, напротив, гений часто терпит препятствия и даже умирает с голоду со своей вечной неудовлетворенностью достигнутым.

В своей книге о Бетховене Р.Роллан определил гения в искусстве как человека, который «являет собой гармонию противоречий, которые чудесным образом дополняют друг друга». И, на его взгляд, именно в этом заключается тайна гения.

С.Цвейг, размышляя о литературе, писал, что гениальность – это сочетание двух обычно противоборствующих стихий – совпадение устремлений личности с традицией ее эпохи. «Обычно взаимодействие традиционного и гениального подобно взаимодействию огня и воды, – продолжает Цвейг, – пожалуй, отличительный признак гения и состоит в том, что он олицетворяет дух нарождающейся традиции, враждует с традицией отживающей и, явившись родоначальником нового поколения, вызывает на кровавый бой отмирающее. Гений и его время подобны двум светилам, свет и тень от которых, правда, смешиваются, но чьи орбиты никогда не совпадают, хотя и пересекаются».

Бальзак отметил одно из самых удивительных качеств личности гения: «Гений походит на всех, но никто не походит на него». Если бы удалось собрать все определения гения из сочинений самих гениев, то можно было бы получить бесконечно разнообразную мозаику образов гениальности. Эта сеть образов, пересекающихся между собой по смыслу и дополняющих друг друга, представила бы изумительную картину. И тогда в этой картине, рожденной озарением, пророческой интуицией, силой мысли гениев и написанной их рукой, можно было бы увидеть структуру всех смыслов и оттенков этого понятия.

При определении понятий мы сталкиваемся с традиционной задачей разбиения объектов на классы. Надежное разбиение всего множества объектов на классы составляет предмет процесса классификации и связано с признаками, которые описывают и позволяют расчленять объекты на совокупность множеств по близким признакам. Перед нами три объекта: первый объект – человек со средними способностями; второй – талантливый человек и третий – гениально одаренный человек.

Для более точной классификации необходимо использовать некоторые понятия кибернетики. Но с другой стороны, если следовать представлению о том, что гений – это состояние души, состояние неуловимое, мистическое и необъяснимое рационально, то представления точной науки, какой является кибернетика, упрощают и сводят к схеме то, что обычно считают даром свыше. Поэтому с точки зрения кибернетики, рассмотрев все системно, не всегда можно уверенно сказать, опираясь на четко выверенные схемы, что этот человек принадлежит к гениально одаренным людям, а тот – к талантливым.

Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество? Возьмем, например, такой признак: гений ставит перед собой цель, которая невидима для других людей. Талант же в стремлении достичь недостижимого редко выходит за границы уже открытого другими, но когда ему это удается, он приближается к гению. Для гения свойственно исключительное новаторство и революционность. Революционные перевороты в науке – полная или частичная смена парадигм, создание новых направлений в искусстве, безусловно, были осуществлены гениальными личностями. Такие повороты под силу только гениальной одаренности. Любое художественное произведение или открытие в науке может быть подвергнуто анализу с этих позиций.

Дар гениальности нужно рассматривать целостно с помощью совокупности признаков, так как один признак (как, например, далекое предвидение в науке или оригинальность стиля в искусстве) не может помочь в определении гениальности. В математике, чтобы разделить два объекта, необходимо сначала представить каждый объект совокупностью точек в некотором ограниченном пространстве, которое вмещает в себя континуум точек, характеризующих совокупность свойств каждого объекта. Затем следует найти гиперплоскость, отделяющую два множества точек.

Одно множество точек отображает один объект, другое множество – другой объект. Трудность классификации объектов и их разделение объясняется тем, что многие свойства и признаки характерны и их значения совпадают для обоих объектов, поэтому сложно определить является ли, например, данное произведение искусства гениальным или оно создано талантливым художником. Все множество точек, включающее отображение двух объектов двумя ограниченными областями, всегда имеет пересечение этих областей.

В области пересечения двух множеств классификация объектов затруднена, поскольку по своим признакам они практически неотличимы. Например, гений и талант имеют сильное воображение. Но насколько оно сильнее у гения – вот в чем вопрос. В частном случае, одного признака на плоскости достаточно, чтобы провести прямую, разделяющую два полупространства. В трехмерном случае – это есть плоскость в системе трех координат ХYZ. В многомерном случае, когда мы имеем совокупность разделяющих объекты признаков – это гиперплоскость. Поэтому, чтобы найти такую разделяющую гиперплоскость, мы должны привлечь множество признаков.

Самым впечатляющим примером применения теории распознавания образов является загадка Джоконды, которая будоражит и продолжает волновать искусствоведов и художников в течение 500 лет. Теория распознавания образов объясняет пятисотлетнею разноголосицу зрителей по поводу определения типа женщины, изображенной на картине «Мона Лиза». Одни группы зрителей видят в ней властную кованую куртизанку с бесовской улыбкой, других зрителей покоряет божественный взгляд Джоконды.

Гениальность кисти Леонардо заключалось в том, что он предвидел идею распознавания образов, изобразив на портрете Джоконды многоликую женщину, каждый лик которой есть отражение собственного предпочтения зрителя к определенному типу женщины. И отсюда и происходит загадка и тайна образа Джоконды и ее знаменитой улыбки. Длительное время картина Леонардо находилась в спальне Наполеона. Почему? она отражала тот тип женщины, который Наполеон находил в своей супруге Жозефины. Не только талантливый художник, но даже гениальный не мог бы справится с этой непосильной задачей, написать многоликий образ женщины, какой удалось создать Леонардо. Взгляните на этот портрет – и вы убедитесь, какие разные женщины можно в ней увидеть.

Выберем еще один признак. Это универсальность одаренности. Талант, как и гений, бывает универсальным. Многие талантливые ученые проявили себя как писатели. Но гении почти всегда обладают сразу многими дарованиями в разных областях. Другое дело, что пик их достижений приходится на одну выделяющуюся – по сравнению с другими – область, хотя есть среди гениев и исключения, какими были Аристотель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, прославившиеся в веках именно как универсально одаренные гении.

О Гете Тимирязев написал так: «Он представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном лице великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося ученого». Талантливый человек выражает в своем творчестве запросы массы и стремится соответствовать общественным интересам, поэтому он при жизни почти всегда признан и пожинает плоды своих трудов. Но в отличие от таланта гений всегда опережает свое время, поэтому часто его судьба складывается трагически.

Еще один исключительно важный, но недоступный измерению признак. О нем можно судить только косвенно. Как полагал К.Г.Юнг, рождение бессмертных произведений связано с тем, что их создатели обладают тонкой перегородкой между сознанием и бессознательным, которая обеспечивает большую проницаемость импульсов между сознанием и коллективным бессознательным. Истоки идей, лежащих в основе выдающихся произведений литературы и искусства, по мысли Юнга, нужно искать в способности гениально одаренных личностей погружаться в коллективное бессознательное человечества и извлекать оттуда некие изначальные образы, которые потом воплотятся в произведения литературы или искусства.

Следующий значимый признак гениально одаренной личности – это влияние, которое оказывают творения гения на современников, но более – на потомков. В мировой литературе к таким творениям принадлежит творчество Байрона, Пушкина, Достоевского. Гениальностью можно считать философскую направленность творений независимо от того, принадлежат ли они миру науки или миру искусства.

Талантливым людям только в редких случаях удается достигнуть мощного философского звучания своих произведений. Если талантливое творение звучит как соло, то гениальное творение можно сравнить с оркестром. Но, возможно, самым важным звеном в представлении о сути гениальности является комплекс уникальных психических характеристик, свойственных гениальной личности. Чтобы понять, в чем психический феномен гения, необходимы исследования не только самой личности гения и творений, но и сложных механизмов творчества. Что есть личность гения, чем психика гения отличается от психики других людей? От этих опор мы будем отталкиваться в своем исследовании.

Есть еще одна черта, которая характеризует многих гениально одаренных людей – это болезненность или даже патология их психики. В XIX веке итальянский исследователь и криминалист Ч.Ламброзо заинтересовался проблемой патологии психики у гениально одаренных людей и написал книгу «Гениальность и помешательство». В ХХ веке такую попытку предпринял генетик В.Эфроимсон. О патологии психики как одном из признаков гениальности говорят как о загадке: почему болезненная психика (при наличии выдающихся способностей) может способствовать выдающимся достижениям в творчестве. Когда гениальные личности близки к безумию, в этом безумии они поразительно видят жизнь, открывают ее тайники, срывают маски и, проникая в ее глубины, обнаруживают невидимые для других связи.

Фактически, говоря о гении и природе гения, нужно искать некоторый «автономный функциональный психонейрофизиологический комплекс» личности, который рельефно отражает суть гениальной одаренности. Гений творит и бессознательно, благодаря своей интуиции, идет по никем не пройденному пути, и потому то, что рождается, становится оригинальным. Эту способность гениев угадывать то, что для других вообще не существует, подтверждал Шопенгауэр. Пересиливая невзгоды, они идут на свой Олимп при жизни или после смерти и навсегда остаются там – вне границ пространства и времени. Они так непохожи и одновременно близки неуловимым сходством, глубинным и поверхностным различием их судеб. И всех этих избранных людей объединяет одна тайна – недоступная и скрытая – тайна их уникального и неповторимого творчества. Есть ли ключ к ее разгадке или она навсегда останется тайной?

Как выбрать из огромного числа выдающихся людей сотню величайших гениев? Надо сразу сказать: такая задача не имеет бесспорного решения.

Начнем с того, что слово «гений» стерлось от слишком частого употребления, утратило ясный смысл. Как его понимать? Философ и поэт Владимир Соловьев пояснял: «Гений – лат. «гениус» (от «ге-нус» – род, первоначально – дух умершего родоначапьника, которому воздавалось религиозное почитание... Гением теперь называется человек, который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью, и которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнима с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самоё различение условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».

В «Философском энциклопедическом словаре» (1989) дана такая формулировка: «Гениальность – наивысшее проявление творческих сил человека... Предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании...» Однако о сути «врожденной способности» и «универсального дарования» остается только догадываться.

Напрашивается взвод: гений – понятие в значительной мере загадочное и отчасти субъективное. Оно слишком размытое. Всегда ли почести и слава, массовый успех и даже посмертная известность могут служить конкретным критерием гениальности? Хрестоматийный пример – Герострат, который сжег прекрасный храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из чудес света. В самом деле, мы не знаем, кто проектировал и воздвиг храм, а имя разрушителя осталось на века.

А кому отдает предпочтение современная широкая публика? Представителям так называемой масе-культуры, поп-артистам, певцам. Этот феномен очень показателен и похож на диагноз тяжелой болезни общества. Культура отрешается от своего первоначального предназначения: приобщать личность к традиционным и высшим духовным ценностям, пробуждать чувство прекрасного, человечность, жажду познания, веру в идеалы добра.

Венгерский педагог Ласло Полгар ещё в студенческом возрасте вознамерился вырастить детей-гениев и даже жену – учительницу иностранных языков из Украины по имени Клара – выбрал, согласовав с ней эти цели. Проанализировав биографии многих выдающихся людей, Полгар пришёл к выводу, что любого здорового ребёнка можно сделать гением, если обучать его с младенчества методично и интенсивно. Ласло и Клара родили трёх дочерей и решили посвятить их жизнь шахматам, так как успехи в этой игре можно всегда объективно оценить. Чтобы как можно сильнее сконцентрироваться на шахматах, родители вытребовали от венгерского правительства разрешение на домашнее обучение девочек. Все трое добились больших успехов: София стала гроссмейстером среди женщин, а Жужа и Юдит – гроссмейстерами среди мужчин и одними из сильнейших шахматисток в истории.

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются от друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Родившийся в 1898 году американец Уильям Джеймс Сидис уже в полтора года мог прочесть «New York Times», к восьми годам знал восемь языков и изобрёл ещё один самостоятельно, а в 11 лет поступил в Гарвард, где уже через год читал лекции по четырёхмерным телам в математическом кружке. Его IQ оценивался в 250-300 единиц, хотя эти цифры могут быть преувеличены, потому что тест на IQ Сидис никогда не проходил. Однако столь ранний старт не принёс ему славы – получив степень бакалавра в 16 лет и поработав какое-то время преподавателем, он отошёл от публичной жизни. Работая простым бухгалтером и на других не требующих особой квалификации должностях, Сидис посвятил себя коллекционированию и изучению транспортных систем, а иногда публиковал работы в самых разных областях знаний: антропологии, филологии, космологии и истории индейцев.

Стивен Хокинг – один из крупнейших физиков-теоретиков и популяризатор науки. В рассказе о себе Хокинг упомянул, что стал профессором математики, не получая никакого математического образования со времён средней школы. Когда Хокинг начал преподавать математику в Оксфорде, он читал учебник, опережая собственных студентов на две недели.

Один из самых выдающихся полиглотов в истории человечества живший в 18-19 веках итальянский кардинал Джузеппе Меццофанти бегло говорил на 39 языках, ещё почти столько же мог понимать, хотя никогда не покидал пределы Италии. Однажды он выучил новый язык за одну ночь только для того, чтобы утром принять исповедь от чужеземного преступника, приговорённого к смертной казни.

Одно из самых лаконичных рекомендательных писем из университета получил математик Джон Нэш, прототип героя фильма «Игры разума». Помимо шаблонных фраз, там содержалось только одно утверждение: «Он – гений математики».

У главного героя фильма «Человек дождя» был прототип – американец по имени Ким Пик. Этот человек имел феноменальную память, запоминая до 98% прочитанной информации. Аутизмом он не страдал, но имел непропорционально большую голову, а в его мозгу отсутствовало мозолистое тело и был повреждён мозжечок. Ким выработал особую технику чтения: правым глазом он читал правую страницу и одновременно левым – левую. Чтение стандартного книжного разворота занимало у него 8-10 секунд.

Исаак Ньютон интересовался многими аспектами физики и других наук и не боялся проводить некоторые эксперименты на себе. Свою догадку о том, что мы видим окружающий мир из-за давления света на сетчатку глаза, он проверял так: вырезал из слоновой кости тонкий изогнутый зонд, впускал его себе в глаз и надавливал на заднюю сторону глазного яблока. Возникающие цветные вспышки и круги подтвердили его гипотезу.

Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары. Увидев младенца, лежащего на столе, он пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.

Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

Томас Эдисон учился в общеобразовательной школе всего 3 месяца. Он совершенно не показывал успехов, и учительница даже назвала его тупицей. После этого мать Эдисона решила обучать Томаса на дому.

Изобретатель динамита Альфред Нобель называл себя пацифистом и считал, что если у противников появится оружие, которое может моментально уничтожить друг друга, то они поймут, что ничего не выиграют от войны, и прекратят конфликт. В 1888 году по ошибке опубликовали сообщение о смерти Нобеля и некролог, в котором его называли «миллионером на крови» и «торговцем взрывчатой смертью». Не захотев остаться в памяти человечества злодеем, Нобель завещал своё состояние на учреждение научной премии.

Эрнест Резерфорд занимался исследованиями в основном в области физики и однажды заявил, что «все науки можно разделить на две группы – на физику и коллекционирование марок». Однако Нобелевскую премию ему вручили по химии, что стало неожиданностью как для него, так и для других учёных. Впоследствии он замечал, что из всех превращений, которые ему удалось наблюдать, «самым неожиданным стало собственное превращение из физика в химика».

Знаменитая фотография Эйнштейна с высунутым языком была сделана в 1951 году после празднования дня рождения физика. Уставший Эйнштейн в ответ на очередную просьбу попозировать высунул язык, но фотограф успел сделать кадр. Фото очень понравилось учёному, и он подарил одну копию ведущему научно-популярных передач Говарду Смиту, а на обратной стороне карточки написал: «Вам понравится этот жест, потому что он предназначен всему человечеству».

Томас Эдисон пытался разработать вертолёт, который должен был работать на порохе. Серия взрывов, разрушивших часть фабрики Эдисона, заставила его прекратить эксперименты.

Среди многочисленных изобретений Леонардо нашлись также чертежи робота, который был запрограммирован имитировать человеческие движения (приподниматься и садиться, двигать руками и шеей) и имел анатомически правильное строение челюсти. Неизвестно, была ли разработка осуществлена.

Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета, однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее задание. Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в статистике, над которыми бились многие учёные.

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

На момент написания своей знаменитой девятой симфонии Бетховен был абсолютно глух.

Менделеев, исходя из того, что поголовье лошадей должно прирастать прежними темпами, считал самой сложной технической проблемой 20 века утилизацию огромного количества навоза.

Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку в 5 лет.

В архивах Нобелевского комитета сохранилось около 60 номинаций Эйнштейна в связи с формулировкой теории относительности, однако премия была присуждена только за объяснение фотоэлектрического эффекта.

10 детей – гениев всех времен

Среди детей гениев довольно часто распространено то, что к 21 году они чувствуют, будто жизнь закончилась. Однако, такие дети показывают наличие таких способностей, которых у большинства из нас на протяжении всей жизни не появляются. Более того, дети вырастают и становятся «очень плодовитими» взрослыми. Этого достаточно для того, чтобы вы почувствовали себя так, будто эволюция обошла вас стороной.

Мария Агнеси (Maria Agnesi)

Мария Агнеси родилась в Милане в 1718 году, это было как раз то время, когда женщин не очень жаловали в научных кругах. Но она была другой: говорила на нескольких языках в детстве и выступала с научными речами перед друзьями своего отца. В возрасте 20 лет она опубликовала некоторые из своих лекций по философии, однако, самая важная ее работа по математическому анализу не была опубликована до тех пор, пока Марии не исполнилось 30 лет. К моменту своей смерти в 80-летнем возрасте Агнеси получила титул профессора. Неплохо для 18 века.

Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss)

До 1777 года (время рождения Гаусса) математика была не такой, какой мы знаем ее сегодня. Гауссу не потребовалось много времени для того, чтобы начать все переделывать, причем началось все в трехлетнем возрасте, когда он стал делать некоторые математические подсчеты, позднее, в начальной школе, он легко и быстро складывал в голове более 100 цифр. Гаусс продолжил заниматься математикой и внес важный вклад в развитие алгебры и в теорию чисел. Он также написал несколько работ по магнетизму, именно поэтому часто на магните можно видеть его имя: Гаусс – это единица, используемая для измерения магнитного поля.

Пол Эрдос (Paul Erdos)

Знаете ли вы, сколько секунд вы прожили? Трехлетний Пол Эрдос мог легко вам дать ответ на этот вопрос. Будучи ребенком, проживавшим в Венгрии в 1910-х годах, он всех поражал своей удивительной способностью. Когда Пол переступил 20-летний рубеж, его навыкам в математике можно было только позавидовать, к этому возрасту, он получил докторскую степень по этой науке. Он также был весьма эксцентричным, развивая свой собственный уникальный набор лексики, и делая все для того, чтобы жизнь его проходила «на чемоданах». К концу своей жизни Эрдос был одним из самых влиятельных и знающих математиков всех времен, опубликовал более тысячи статей, многие из них в возрасте старше 70 лет, доказав, что ранний старт не означает быстрое окончание гонки.

Уильям Роуэн Гамильтон (William Rowan Hamilton)

Как много подростков в современном мире знают 10 языков? Гамильтон знал 14. Родился он в 1805 году в Дублине, а к 16-летнему возрасту уже изучал высшую математику. Он провел большую часть своей жизни, изучая оптику, однако самым важным и влиятельным его творением была работа по алгебре и кватернионе, системе счисления, которая была создана, чтобы сегодня стать важнейшей основой компьютерной графики, квантовой физики и векторной алгебры. Не удивительно, что ирландцы до сих пор так гордятся им.

Ким Ун Ен (Kim Ung-Yong)

С уровнем IQ около 210, Ким Ун Ен начал изучать университетские программы в возрасте 3 лет, примерно тогда, когда подавляющее большинство из нас играли с магнитным алфавитом. Кореец Ким щеголял на японском телевидении в конце 1960-х годов, решая сложные уравнения, сочиняя стихи и говоря на множестве языков, что помогло ему получить докторскую степень. Все это он делал в том возрасте, когда обычные дети еще не закончили среднюю школу. С тех пор, однако, он успокоился, зажил обычной жизнью у себя на родине, где он по сей день преподает в колледже.

Жан Пиаже (Jean Piaget)

Для человека, который будет изучать когнитивное развитие детей, у Жана, безусловно, было необычное детство. Швейцарец по происхождению, Пиаже опубликовал свою первую научную работу в 1906 году, когда ему было 10 лет. Пиаже наблюдал за детьми, как они росли, и как из младенцев превращались во взрослых, он изучал, как они познают мир и развиваются. Его выводы изменили точку зрения общества на детей и детство, показав насколько этот период жизни человеческого существа важен.

Джон фон Нейман (John von Neumann)

Когда 6-летний ребенок может в уме поделить 6-значные цифры, нельзя не сказать, что он гений. Будучи венгром по происхождению в возрасте 8 лет Джон мог запоминать целые страницы телефонных книг. Однако, к 50-летнему возрасту он удивлял не меньше. Фон Нейман в компании ведущих физиков мира противостоял тайнам квантовой механики, а также с экономистами связывал человеческое поведение с теорией игр. Он пошел еще дальше и стал ключевым человеком, занимавшимся развитием атомных и водородных бомб, более того, он стал самым первым и самым влиятельным компьютерным дизайнером.

Экрит Жасвэл (Akrit Jaswal)

Немногие 7-летние дети проводят операции, или по крайней мере, хотят это делать. Наверняка, тут многие зададутся вопросом, о чем думали взрослые врачи, если позволили такое? Но родившийся в Индии Экрит, был всегда немного другой. Он не врач, но его родители утверждают, что у него всегда была страсть к анатомии и наукам. С 5 лет мальчик увлеченно читал Шекспира. Сегодня, Экрит говорит о том, что он сосредоточит все свои усилия на поиски лекарства от рака. Что же, у него впереди много времени для того, чтобы работать над этим.

Уильям Джеймс Сидис (William James Sidis)

Возможно, это и легенда, но говорят, что Уильям Джеймс обладал IQ от 250 до 300 и умел читать еще до того, как ему исполнилось 2 года. Некоторые взрослые до сих пор не умеют это делать. Уильям родился в 1898 году, он говорил на нескольких языках, был математическим гением, поступил в Гарвард в возрасте 11 лет и стал профессором прежде, чем ему исполнилось 20. К сожалению, Сидис был, пожалуй, классическим примером неприспособленного вундеркинда, «поставленного в центр внимания» ретивыми родителями. После социалистического антивоенного митинга в 1919 году его заключили в тюрьму. Там Сидис отказался от своей прежней жизни, отрекшись от академической карьеры, и занявшись обычной рабочей специальностью, сокрушаясь при этом над потерянной любовью всей его жизни. Он умер в 1944 году в возрасте 46 лет. Возможно, он был самым умным человеком на Земле.

Паскаль

Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в 17 веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был «ранний старт». В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы. К 16 годам он создал свою теорему и находился в кругу видных французских математиков. Он даже изобрел первый механический калькулятор в возрасте 19 лет, который назывался паскалин. К моменту своей смерти, Паскаль вышел за рамки математики, он стал философом, богословом и писателем. Сегодня он известен как за свои математические заслуги, так и за свой вклад в философию. Среди наиболее известных его философских понятий фигурирует Пари Паскаля. Это аргумент, говорящий о том, что вы можете как верить в Бога, так и не верить в него, поскольку вера в него не несет в себе никакого потенциального риска или большой награды. Очень прагматично.

Так что гений – это скорее патология, чем норма, считают специалисты. Но если бы все мы были одинаковыми и нормальными, жить стало бы неинтересно.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (30.07.2017)
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz