
Продолжая излагать понятия Своего учения, Иисус Христос сказал: «Не судите, да не судимы будете». Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно знать в какой обстановке они были произнесены и кому адресовались.
В древнееврейском государстве, во времена Иисуса Христа, оказывала большое влияние на людей религиозно-политическая секта фарисеев. Фарисеи присваивали себе право не только по своему (как это было выгодно им) толковать закон Божий, но и осуждать людей, не придерживающихся их взглядов, не исполняющих их правил. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?».
Руководствуясь своей выгодой и ошибочными взглядами, фарисеи судили о всей жизни человека и выносили приговор о том, праведник ли этот человек или грешник. Самих фарисеев отличал эгоизм, высокомерие и тщеславие. Их личная, зачастую ошибочная, точка зрения была для них основным критерием в осуждении других людей и обсуждении вопросов. Возведя самих себя в ранг праведников, они приписывали себе права судий, критикуя и осуждая поступки и слова других людей, представая перед народом в облике праведных учителей. Представители этой секты присутствовали и на Нагорной проповеди.
Беря пример с фарисеев, многие евреи, тоже одержимые эгоизмом и самолюбием, проявляли склонность к мелочной критике и осуждению ближних. Вот таким людям, забывшим о совести и сострадании к ближним, не замечающих своих недостатков, но критикующих других людей, Иисус Христос сказал: « Не судите, да не судимы будете».
Слово «судить», которое употребляется в этой фразе, имеет несколько смысловых значений:
1. Судить, иными словами думать, то есть рассуждать, обсуждать что-либо, а также мыслить, размышлять.
2. Судить, значит осуждать, то есть порицать, критиковать кого-либо или что-либо.
3. Судить, значит производить суд над людьми. То есть разбирать и решать споры, тяжбы и дела, и выносить приговор над виновными.
Словосочетание «не судите», применяемое в разбираемой фразе, естественно не запрещает людям мыслить. «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1Кор.14:29). В каком же смысловом значении (во 2-м или 3-м) оно применено?
Слова Спасителя не применимы в 3-м смысловом значении, потому что в них говорится не о работе человеческих судов (хотя суды в обществе и не отвергаются), а говорится об осуждении в виде злословия ближнего. Этими словами рекомендуется не судить (злословить) людей за их побуждения и поступки, но помочь им исправиться, потому что судить о всей жизни человека и воздавать ему с вынесением приговора должен только Господь Бог.
Мы, люди, никогда не сумеем узнать до конца того, что скрыто в душе другого человека. Человек не должен судить о всей жизни ближнего с вынесением приговора, праведник он или грешник, потому что может ошибиться во время своего суда и в силу своей греховной природы может не до конца и не точно понять ближнего, которого осуждает. Только один Господь, Который без греха и Которому известны тайные намерения любого человека, может с состраданием и нежностью подойти к человеческой душе и без ошибки оценить поступки людей. Поэтому рассматриваемые слова Спасителя нужно понимать только во втором смысловом значении «осуждать» и «порицать», что не рекомендует делать Спаситель.
Судить (в смысле осуждать, злословить) ближнего нельзя потому, что человек, часто осуждая другого за какой-то грех, сам совершает этот или подобный грех. «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим.2:1). И осуждая ближнего за греховный поступок такой человек осуждает самого себя, так как сам совершал такой же (или подобный) поступок.
Более того Господь ясно указывает на то, что в данной ситуации человек выносит приговор и себе, если осуждает ближнего за грех, который совершает сам. Слова «судя другого, делаешь то же» ясно указывают на тяжесть греха того человека, который осуждая ближнего за грех, этим осуждением разоблачает и себя, так как сам повинен в таком же грехе.
Более того человек к своему собственному греху, за который осуждает ближнего, прибавляет ещё и грех злословия и порицания, который порой соединяется с грехом гордыни и высокомерия.
Таким образом, в словах Спасителя «не судите, да не судимы будете» говорится об обличении и злословии, но не отменяются суды, как частные так и государственные, и запрещается человеку во время суда (осуждения порока) применять к ближнему враждебность и злобу. И рекомендуется проявлять к нему милосердие и сострадание. А суд (в смысле изобличения порока и греха) применять только для того, чтобы исправить заблудшего и устранить грех.
«Не судите, да не судимы будете, – говорит Господь, – ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Не судите. Мы должны судить себя, свои поступки, но не ближнего своего. Мы не должны сидеть на седалище судей, слово которых – закон для всех. Мы не должны свысока смотреть на кого-либо. Мы не должны судить поспешно. Мы не должны судить пристрастно. Мы не должны судить безлюбовно, немилосердно, тем более, мстительно, с пожеланием зла. Мы не знаем всех обстоятельств, особенностей личности и жизненного пути человека, о котором судим. Мы не должны судить сердечные намерения и помышления других, потому что есть один только Сердцеведец Господь. Мы не должны судить о вечной их участи, потому что этот суд нам не принадлежит. Кто ты, чтобы судить раба чужого? Своему Господу он стоит, и своему Господу подает. Основание для воспрещения такого суда – в том, что мы тоже будем судимы.
Если мы берем на себя судить других, мы должны ожидать, что и мы будем тем же судом судимы. И не только человеческим, но Божиим. Бог простит тех, кто прощает, и не будет судить тех, кто не судит. И милостивые помилованы будут. Непреложен небесный закон: «какою мерою судите, такою и вам будут мерить». Может быть, уже в этом мире – так что можно будет увидеть свой грех во внезапно постигшем нас наказании. Что станет с нами, если Бог будет столь же точен и беспощаден в суде над нами, как мы бываем порой над другими? Все приговоры, вынесенные нами другим, падут на наши головы.
Однако из того, что мы не должны судить других, вовсе не следует, что мы не должны обличать других. Это наша христианский долг, и, исполняя его, мы, как говорит апостол Иаков, можем спасти чью-то душу от смерти. Тем не менее, не каждому дано обличать. Те, кто виновен в тех же самых грехах, в которых они обвиняют других, или даже худших, будут посрамлены. И, конечно же, не будет никакой пользы от их обличений.
Иные готовы затеять ссору из-за мелочей, в то время как сами позволяют себе серьезное отступничество от веры. Они зорко высматривают сучок в чужом глазу, а бревна в своем глазе не замечают. Степени грехов различны. Одни грехи могут быть как сучок, другие – как бревно. Одни – как комар, другие – как верблюд. Это не значит, что может быть грех, о котором позволительно сказать, что он слишком мал. Потому что всякий грех совершается против великого Бога.
Наши собственные грехи должны восприниматься нами большими, чем те же самые грехи других, потому что они изнутри поражают нас. Гордость и отсутствие любви и сострадания к другим – самое большое бревно в нашем глазу, от которого происходит слепота лицемерия. «Лицемер! – говорит Христос. – Где же твоя ненависть ко греху, если собственный грех ты лелеешь?» «Как скажешь ты брату твоему – как ты скажешь ему не стыдясь: дай, я помогу тебе, в то время как сам погружаешься в бездну погибели?»
Человек часто хочет возвеличить себя, показаться себе лучше на фоне другого. Он – грешник, а я – праведник. Он – ошибается, а я – всегда поступаю верно. Желание обличить грех, справедливое и правильное с точки зрения Господа, превращается в стремление обличить и даже унизить самого грешника. Такого же несовершенного, как и сам обличающий.
Почему нельзя судить других людей? Прежде, чем судить о человеке стоит задуматься о том, что:
• Мы не знаем, что привело его к его плохим, с нашей точки зрения, поступкам. Что за жизнь изведал тот, кто не смог справиться со своим грехом.
• Сами мы – не безгрешны и должны прежде всего следить за собой, думать о своих грехах и своей неправедной жизни.
• Не мы судьи, но будет на нас Судья. Судить и решать прижизненную, а также посмертную участь человека может только Господь. Только Господь Совершенен и Безгрешен.
Получается, мы должны закрывать глаза на грех? Нет, обличать грех (не грешника) действительно стоит, но делать это нужно с любовью, желание помочь и, главное, с осознанием, что каждый человек подвержен риску впасть в искушение. Никто из нас не лучше того, кто грешит в какой-то конкретный момент.
Справиться с осуждением проще, если мы понимаем, что и нас Господь будет судить так, как мы поступаем со своими близкими. Если мы хотим помочь им, искренне сожалеем вместе с ними о совершении греха, испытываем боль за них, то и сами можем просить прощения за то, что творим у Господа.
Что же делать со светским законодательством? Светское законодательство в основном базируется на Библейских принципах. Человеческие законы так же запрещают воровать и убивать, причинять вред другим людям, подстрекать их к дурным делам.
Если говорить о юридической практике и человеческом суде, то Господь не призывал людей отказаться от этой практике, которая иногда становится единственным способом остановить беззаконие и направить того, кто его творит на путь истинный. При этом Господь призывал нас к честному и справедливому земному суду, а суд Небесный мы должны оставлять на волю Творца.
Обличая грех, мы должны помнить о милосердии и сострадании к ближнему, искренне любить его и молиться о его душе. Суд же надо оставить Господу. Прежде всего стоит думать о своих грехах и следить за своими поступками, чтобы, пытаясь искоренить чужие пороки, не впасть в тщеславие.
Но мечтать не всегда полезно, а смотреть правде в глаза полезно всегда. И грустная правда такова, что мы привыкли судить и не привыкли прощать.
В мире жизнь перевернулась и пошла кувырком, потому что мир живет против заповедей: ненавидит, убивает, прелюбодействует, отвечает злом на зло. И, кажется, как можно не осуждать мир за такие дела?
К единственному нашему оправданию, стоит сказать, что время, а паче и люди того заслуживают. Но, к сожалению, осуждая или без любви обличая кого-то, мы проявляем слабость, нашу великую немощь и надо признать, что обычно это мало помогает.
Всякое осуждение есть ложь, потому что не содержит в себе милосердия, не предлагает покаяния и не стремится узнать тайных намерений сердца. Да мы и сами по опыту знаем, что обличения нам неприятны, с нами можно только по-хорошему, по-доброму, и забываем: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" /Мф. 7,12/.
Осудить легко, а научиться любить несказанно трудно. Что же такое любовь? Любовь это то, что противоположно осуждению. Это единственное, что способно исправить человека. Она проявляется в том, что сердце человека с верой и надеждою добровольно молится за родного и чужого, за друга и врага.
Подумайте и согласитесь: ненавидящие и обижающие молиться не могут. Любовь умеет молиться и не умeeт осуждать; она лишь надеется и верит. Любовь – это совершенство (Бог есть любовь). Мы же по заповеди должны быть совершенны, кaк Отец наш Небесный. И путь к совершенству, его первая ступенька – неосуждение.
Кто никого не осуждает, уже милостив и может сам рассчитывать на помилование (Блаженни милостивые, яко и они помилованы будут). Не осуждать – значит быть великодушным, значит иметь снисхождение и милосердие к чужим недостаткам.
Кто осмеливается судить людей, тот дерзает присвоить себе права Самого Бога. Ведь кто без греха? – токмо Господь. И Он один будет вершить Страшный Суд Божий.
Пока мы живем по справедливому закону: кто кого за что осудит, тот сам в такой же или подобный грех впадает и кто чем против кого согрешит, тот тем же и наказывается. Как воспел Богу царь Давид: "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавкым – по лукавству его" /Пс. 17/.
В истории человечества примеров тому много. История доказывает евангельскую истину: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Так, Ирод, осудивший на смерть 14 тысяч неповинных младенцев, совершивший свой беззаконный суд над Иоанном Крестителем, Предтечей Господним, над его отцом, праведным Захарией. Будучи нераскаянным убийцей, он поражен карой Божией. В наказание за жестокость страшная болезнь поразила Ирода. Тело его покрылось зловонными ранами, завелись черви, и он, невыносимо страдая, заживо сгнил.
Той же участи, что и Ирод, подверглись другие гонители христиан Галерий, Епифан, Антиох. Мучительной смертью умер император-мучитель Максимин и другие.
Не то ли было в нашей многострадальной православной земле? Для чего служители нечистой силы обрушили на нас революцию и залили страну кровью? Свет объявили тьмой и осуждению безбожников подверглись, в первую очередь, те, кто были носителями Истины. Им нужно было во что бы то ни стало лишить народ Веры, сделать его бессловесным, пугливым стадом, пособником зла. Самозванные вершители судеб, возомнившие себя верховными судьями, сами вскоре подпали под Правосудие Божие, вместе со своими жертвами они завертелись в одной страшной машине геноцида. И затем для всех – и тех, кто слишком легко расстался с Ним, послана кара – война.
Нельзя судить не только в час испытаний, но и в мирные дни светская жизнь проходит по тому же закону: кто кого за что осудит, тот и сам на том же споткнется. Нельзя судить еще и потому, неисповедимы пути Господни. – Сегодня мы кого-то осудили и навлекли на себя гнев Божий; завтра он покается и приобретет Его милость.
Но что же делать, если грехи окружающих людей чрезмерно отталкивают? Если и сегодня, как в дни первых христиан, вокруг процветает идолопоклонство. Только идолы приобрели более замаскированный вид: деньги, вещи, чувственные страсти и пороки. Трудно не осуждать этих идолопоклонников, как трудно за них молиться. Но надо. Сам Господь указал путь: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы?" ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" /Мф. 9,13/.
Блаженни милостивые, то есть те, кто умеет жалеть брата грешного, заплутавшего в кромешной тьме жизни без Бога, но созданного все же по образу и подобию Божию. Они поступают по совету старцев: грехи твои ненавижу, а грешника люблю.
Каждое верующее сердце понимает, что другого пути нет, ибо будет Страшный Суд, на котором обещано: "каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить" /Мф.7,2/.
Так будем же, как эти милостивые. Они победили осуждение любовью. Они победители греха. Поэтому людям легко с ними в этой жизни, а им самим легко перед Господом, на Суде. Потому что победителей не судят.
Не судите да не судимы будете – если принимать, понимать, прощать чужие недочеты, ошибки, пороки и недостатки, можно надеяться на то, что и окружающие будут к вам так же лояльны и терпимы. И наоборот, категоричное осуждение ближних вызовет с их стороны такую же реакцию, потому что нет безгрешных людей, «скелет в шкафу» имеется у каждого.
|