«Несть пророка в отечестве своем» – это выражение является довольно распространенной. Но не все знают, что оно, как и множество других, употребляемых по сей день, стало таким известным благодаря его присутствию в Новом завете. О том, что означает «Нет пророка в своем отечестве», и расскажем в статье.
По библейскому (евангельскому) рассказу, когда Иисус, прославившись своей проповедью, вернулся на родину, в Иудею, его встретили там очень недоверчиво. «Не бывает, – горько сказал Иисус, – пророка без чести, разве только в отечестве своем…»
Мы повторяем эти слова, видя, как люди не умеют порой ценить заслуги своих близких, соотечественников, отдавая предпочтение чужакам.
Ситуации, когда чужое лучше, чем своё; другой мудрее, чем кто-то близкий и хорошо знакомый – обозначаются выражением «нет пророка в своём отечестве». Оно пришло к нам из Библии, и есть во всех четырёх Евангелиях.
У евангелиста Матфея оно звучит так: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём».
Горечь выражения, употребленного Господом – «Нет пророка в своем отечестве», значение которого мы рассматриваем, заключается в том, что он сошел на землю с тем, чтобы дать спасение всем, живущим на ней, без исключения. Он принял жизнь обычных людей со всеми ее повседневными трудами. Ведь ни происхождение, ни богатство, ни положение в обществе не являются синонимами человеческого достоинства. Нам нужно всегда помнить о существовании такого искушения – оценивать людей, учитывая только внешнюю сторону их жизни, а не то, какими они являются на самом деле.
Господь пришел в Назарет, туда, где жила его семья, где многие знали его с детских лет. Он пришел проповедовать, но услышал: «откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын?» И далее, как сказано в Священном Писании, «не совершил там многих чудес по неверию их».
Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Придя в Назарет, Христос оставляет чудеса, чтобы не возжечь в иудеях большей зависти, и чтобы не осудить строже за умножившееся неверие. Но не упрекает их».
Мысль, озвученная в Евангелии от Матфея почти в том же виде, содержится и у евангелиста Марка.
В Евангелии от Луки слова Иисуса об этом звучат так: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве».
Пророками называли людей, которые толковали волю Бога и возвещали остальным слово назидания и утешения. Пророк – значит говорящий. И тем, что он говорит, заслуживает уважение и внимание к себе.
Самого Иисуса как пророка чтили и признавали во многих городах, но «отечество» оказалось для него негостеприимным. Жители Назарета видели в Христе простого жителя, как и они сами, и не допускали того, что это Он послан Богом.
Святой Феофилакт Болгарский рассуждая над строками Писания, отмечал: «Люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном, и ему дивиться, а общее и обычное – презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своём отечестве, но, если он придёт из какой-нибудь другой страны, ему удивляются».
«Нет пророка в своём отечестве». Так еще говорят о невнимательном или скептическом отношении к талантливым людям в своей стране, городе или семье.
Иногда мы с вами оказываемся в ситуации, когда ближние над нами смеются, не воспринимают всерьез. И наоборот, с людьми посторонними, иногда с чужими людьми мы оказываемся в привилегированном положении, нас воспринимают как восьмое чудо света, нами восхищаются, нас уважают.
То есть именно у себя дома пророк никогда не воспринимается всерьез, ему не оказываются нужные почести.
В разных языках есть похожие по смыслу выражения. Например, «святой у себя дома (или в своей стране) никогда не совершает чудеса». Гиппократ в свое время жаловался на подобную участь врачей, он с горечью отмечал, что «врачу легче помочь исцелиться чужому (вообще на чужбине), чем в своем родном городе».
Для того, чтобы понять это выражение, интересно посмотреть, что такое «пророк». Дело в том, что задолго до Рождества Иисуса Христа, скажем, за две тысячи лет до этого египетские фараоны обращались к различным волхователям и оракулам, для того чтобы принять правильное политическое решение. По всей Древней Греции колоссальным авторитетом пользовались предсказания Дельфийской пифии, она была гласом и устами греческого бога Аполлона.
Во все времена и практически во всех цивилизациях, даже в современной, даже в атеистической цивилизации есть люди, которые воспринимаются как уста истины, почему-то их слово служит абсолютным авторитетом, они как будто посредники между миром богов и миром людей. Очень часто эти люди угождают своим спонсорам: и в древности, и сейчас.
На фоне всего, что происходит в мире, Библия совершенно уникальна. Здесь слово «пророк» обретает совершенно другое звучание. Пророк – это прежде всего человек, которого Бог избирает для того, чтобы тот стал Его устами, для того, чтобы этот человек исполнил доверенную ему специальную миссию.
Пророк должен вмешаться в события истории для того, чтобы исполнить то, что ему повелевает Бог. В том числе – обличать сильных мира сего, если они не послушны голосу и повелению Бога. Поэтому очень часто пророкам приходилось плыть против течения. Быть пророком означало стать неугодным сильным мира сего, неугодным своим современникам.
Поэтому пророков в Ветхом Завете часто ожидала неприятная участь. Иеремию заключили в тюрьму за пророчество о грядущем разорении Святой земли. Пророк Даниил оказался в яме вместе со львами. И вот почему в Евангелии Иисус говорит: «Иерусалим – это город, в котором убивают пророков».
Итак, быть пророком и возвещать истину – это очень опасная миссия. Всегда найдутся люди, которые сделают все, чтобы тебя не слушали. «Нет пророка в своем отечестве» в том числе, потому что его никто не слушает.
Вот случай Иисуса Христа. Мы знаем, что Его детство прошло в Назарете. Евангелисты рассказывают эпизод, когда в субботний день Христос проповедует в синагоге своего родного города. И, конечно, все, кто слушает его, прекрасно знают, откуда Он. Они знают, что Он сын Иосифа, сын плотника. И когда Иисус читает пророчество Исайи о грядущем Мессии и говорит, что ныне это свершилось, это пророчество исполнилось, то многие слушатели потрясены. Одни веруют, другие настолько разозлились, что хотят Его сбросить с утеса, погубить.
Дело в том, что в Израиле в то время ждали Мессию, который будет сильным мира сего, будет царем или великим военачальником, который установит какой-то новый режим власти в Израиле. Поэтому образ Иисуса Христа, сына плотника, совсем не вписывался в представления о Мессии. Настолько, что даже члены Его семьи не воспринимают Его всерьез. В Евангелии от Иоанна с большой горечью отмечается: «братья не верили Ему» (Ин 7:5).
Даже в окружении самых близких людей никто не принимает Христа всерьез. Поэтому слова Христа, сказанные после проповеди в синагоге, – это, конечно очень суровые и жестокие слова, но вместе с тем это слова утешения, они внушают силу духа тем, кто действительно идет по пути своего призвания, по пути своего служения, потому что сам факт, что тебя не признают, это косвенное подтверждение твоей миссии.
Здесь речь идет об авторитете, которого соплеменники во Христе не видели. Иисус жил среди них, ничем Себя особенно не проявлял, в университет столичный не ездил поступать, обучился ремеслу и помогал отцу своему тесать известняк. Вырос и повзрослел у всех на глазах. И вдруг говорит такие вещи, которые говорить положено, только имея высшее духовное образование. «Откуда у Него такая премудрость и силы?» – это, скорее, следует читать как «откуда у этого (могут взяться) мудрость и способности?». Непонятно, где мог набраться.
Люди начинают прислушиваться к словам, лишь когда их произносит лицо известное, популярное и в основном официальное. Тут слов можно даже и не понимать. От них обычно ждут повелительных, в приказном или, если помягче, указательном тоне. Распоряжений всяких.
Нам, братья и сестры, надо. Надо, например, молиться. Разве есть возражения на такие слова, могут у кого-либо возникнуть? Надо нам, братья и сестры, помнить заповеди Господа нашего и усердно их исполнять. Будем же исполнять. Каждое слово на месте, сказано, как отрезано. Надо и все тут, требует Господь, ну и хорошо, будем знать, чего требует. Хотя и так сто раз слышали, но лишний раз не помешает. Премудрость ибо.
Разве можно такой премудростью хоть на капельку соблазниться? Нет, это совершенно невозможно. Все слова правильные и потому мудрые. А слова Христа были, может быть, тоже мудрые, но непривычно слушать премудрость, отличающуюся от премудрости «надо то и это». От официальной, предсказуемой, узнаваемой в каждом слове премудрости. Откуда в Нем это? Не учился нигде, камни свои тесал за копейки, все время тут на глазах вертелся. Семья тоже вся не ученая особо.
Все, что Он говорил, было совершенно непривычно. И потому не обдумывалось и не принималось. Иисус даже потенциально не смог быть для них авторитетом, чтобы они хотя бы попытались начать вникать.
В духовной среде принято считать, что иерархическое строение общества и в особенности Церкви является божественным установлением. Где все, кто сверху, важнее, возможно, даже умнее, чем снизу. Да и необязательно умнее. Главное, что сверху. Однако точно такое же «божественное» установление существует в обществах приматов, и не надо особо долго соображать, от какого наследства досталось людям сие «божественное» установление.
Когда в людях стал просыпаться разум, явив силу гораздо большую, чем сила физическая, то разум поставил под сомнение нахождение вверху иерархической пирамиды обычную силу, грубость, нахрапистость. Изживая из себя павиана, человек все больше стал ценить разумность, сознательность.
Однако привычка сперва признать кого-либо вожаком, а после только этого начать считать его слова весомыми осталась и будет оставаться еще очень долго. Это, надо признать, негласное согласие людей с тем фактом, что они не способны еще на организацию общества, где нет никаких пирамид, где добро и разум являются мотивом всех поступков.
Статус «пророка», между тем, это уже авторитет, причем заработанный. Не назначенный кем-то, а наглядным исполнением полученный. Это тот случай, когда что-то, помимо силы и власти, возвышаясь над ними в глазах людей, вызывает у них отклик и желание узнать подробнее.
Иисус сказал достаточно очевидное – «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Потому что именно в отечестве своем, как бы ни велико или мало было то отечество, люди менее всего склонны допускать, что в их среде может вызреть нечто доброе. Видимо, от того, что люди не видят этого в себе и наблюдая окружение, в котором вырастают. Вспомним на сей счет слова апостола Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
Наблюдая царящее кругом невежество, многим и поныне кажется, что «хуже, чем у нас», точно быть нигде не может. Малый, деревенский социум определяет уровень своей среды как низкий. Как «дыру», из которой желательно было бы выбраться подальше. И лишь выбравшись, при наличии ума и внимательности, начинают понимать, что «дыра», она везде, лишь по-разному зияет.
Поэтому Иисусу, как «деревенскому парню», сложно было привлечь внимание к Своим словам и заставить относиться к ним серьезно. Он был в их глазах совершенно их «уровня», что бы там ни говорил, и особенно если говорил то, что требуется не просто проглотить, не пережевывая, уловив на слух знакомые слова про «надо», а еще и обдумать, и обсудить, подвергнуть, возможно, сомнению, проверить собственным умом.
В Церкви во многом все и поныне так. Проповедь даже именитых лиц, да их в особенности, представляет собой просто увеличение контента с добавлением легкой отсебятины, где прежде будут перечислены все титулы Христа, коими Он протитулован, потом добавят догматических определений и, глядишь, можно сворачиваться на евангельский текст. «Пришел в Капернаум» выходит в итоге как «Господь наш Иисус Христос, со единой Троицей спрославляемый и славимый, пострадавый на Кресте за грехи наши, пришел в Капернаум, и там Он…» Ну и так далее.
К одному слову Писания прибавляется еще пару десятков, затем еще и еще. Так простейшая мысль раздувается до таких размеров, что в конце достаточно сказать про «надо» – не важно, что в голову придет на сей раз – и получается та самая премудрость, которую только и ждут пасомые, чтобы ее принять «в сердце» и спокойно разойтись «просвещенными светом Евангелия».
Если вот такое тысячу раз прослушать, то «духовное слово» приобретает стабильный устойчивый вкус мха, и какое-либо иное слово, не мшистое, в них при всем старании уже не влезет. Особенно если паства сложилась и привыкла «слушать только своего батюшку».
В такой ситуации Христос и оказался, придя в Свое отчество. Как ремесленник Он был здесь «свой». Мы все здесь такие. Как пророк же не воспринимался совсем. Складно говоришь, но кто Ты такой, чтобы тебя слушать?
Но какая мораль для нас с вами? Прежде всего, давайте будем стараться относиться благосклонно и с любовью к талантам своих близких. Не скупитесь на слова признания, на комплименты. Каждый из нас нуждается в уважении и признании.
|