
Русские народные сказки знакомят читателя с волшебными созданиями, обладающими невероятными способностями и любопытной биографией. Среди таких персонажей – Чудо-Юдо, Конек-Горбунок и Жар-птица. Миф о последней увлекателен, так как схож с легендой о птице Феникс, известной по мифологии зарубежных стран. Внешним обликом птица напоминает павлина. Сама пернатая среднего размера, а ее туловище украшает шикарный хвост размером с павлиний.
Жар-птица – воплощение сказки, олицетворение Бога, покровительствующего грозе и грому. Повелитель молний Перун является в ее обличье, прилетая из тридесятого царства, жители которого поголовно богачи. Земли там несказанно плодородны, а люди не знают нужды, поэтому у птицы золотой окрас – символ благополучия.
Славяне верили, что там же обитают представители божественного пантеона. Изобилие и безмятежность – ценность тех блаженных мест, плоды местных деревьев даруют дополнительные годы жизни, а вода обладает животворящей силой.
По легенде, невиданное существо кушает молодильные яблоки, несущие вечную молодость, бессмертие и привлекательность, и пьет живую воду. Волшебные песни Жар-птицы сопровождаются появлением молний и жемчуга из ее клюва. Хвост пернатой состоит из перьев, сияющих ярким светом.
Она – воплощение огня, поэтому в темное время суток свет от ее хвоста заменяет тысячи источников освещения. Передохнуть от изнуряющих перелетов птица может в золотой клетке. Поймать перо Жар-птицы мечтают смелые герои, верящие, что такой амулет приносит счастье и удачу.
"Жар-птица" – русская народная сказка волшебного вида, народное творение о добре и зле. Сказка является волшебной, т.к. в ней фигурируют много волшебных персонажей и атрибутов.
Было у царя три сына. Однажды царь стал замечать что каждую ночь в его саду пропадает с яблони по яблочку, и велел своим сыновьям поймать вора за пол царства в награду. Младший сын царя – Иван Царевич, пройдя множество трудных испытаний, ловит вора – сказочную Жар-птицу. Но на пути сталкивается он с предательством своих старших братьев. Тем не менее Ивану удается остаться живым. Он спасает царскую дочь, женится на ней и приходит домой, рассказав все царю. Царь прогоняет братьев, а Ивану, как и обещал, отдает полцарства.
Считается, что Жар-птица принадлежит к той же стае, что и Феникс, Финист-Ясный сокол, Рарог. Все эти птицы – представители светлой стороны. Они излучают добро и тепло. Витающие в облаках волшебные создания отличаются праздностью, им нет дела до мирских проблем. Единственное, что занимает их, – это распевание песен.
Будучи птицей, создание относится к воздушной стихии. Но, олицетворяя огонь, имеет отношение и к нему. По легенде, Ирий был местом происхождения персонажа. Мир сказок таит опасность для существ с необычными способностями. Путешествуя по разным краям, Жар-птица иногда оказывалась в плену у героев вроде Кощея Бессмертного. Ее нередко брали в плен, чтобы привлечь в жизнь удачу. Вольнолюбивая героиня, Жар-птица часто появляется в садах. Золотая клетка – нелюбимое место птицы, привыкшей к простору и полетам. Она боязлива и недоверчива, как любая птица, но крайне любопытна.
Наши предки верили, что Жар-птица исцелит от недугов и подарит долгие годы тому, кто верит в нее и слушает ее пение. Поняв, что наскучила владельцу, она покидает его, переставая дарить свою магию и песни. Желчь существа способна излечить болезни глаз. По легенде, горящее перо птицы излучает свет и тепло. Погаснув, оно становится золотым.
Птица почти ничего не боится, ведь она бессмертна. Завладеть ею без секретных уловок невозможно – она излучает жар и способна ранить. Сказочные герои умудряются завладеть птицей, положив в клетку ее любимое лакомство – яблоки. Трех плодов достаточно, чтобы Жар-птица обратила внимание на ловушку.
Образ Жар-птицы описан в сказках «Иван-Царевич и Серый волк», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Конек-Горбунок» и т.д.
Владимир Самсонов выпустил мультфильм о Жар-птице в 1984 году. История, рассказанная постановщиком, не отличалась от сюжета сказки Алексея Толстого об Иване-Царевиче и ловле Жар-птицы.
Вацлав Ворличек снял в 1997 году фильм под названием «Жар-птица». В картине чешского производства вместо Кощея появился злодей Скелетон, Ивана-царевича сменил принц Афрон, а Жар-птица воплощена при помощи картинок. Она появилась в нескольких кадрах и присутствовала в ленте номинально.
Интересные факты:
• В 1984 году на телеэкран вышел фильм-балет «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского. Сюжет о птице, олицетворяющей Бога солнца, очень популярен в театре. Премьера состоялась в далеком 1910 году в хореографии Михаила Фокина. В первом балете партию Жар-птицы танцевала Тамара Карсавина.
• В 1994 году знаменитый балетный танцовщик Андрис Лиепа выпустил фильм "Возвращение Жур-птицы", объединяющий три балета: «Шахерезада», «Жар-птица» и «Петрушка».
• Жар-птица изображена Марком Шагалом на куполе знаменитого парижского театра «Гранд-Опера».
• Образ птицы привычен геральдистам, так как персонаж присутствует на гербах русских городов и княжеств. Ее изображение популярно в тематических направлениях прикладного искусства. Птицу часто рисуют на матрешках, предметах, украшенных хохломской или гжельской росписью.
Сказочный мир богат необычными персонажами. Здесь есть драконы и говорящие животные, заяц в сундуке и утка в зайце. Но одним из привлекательных существ можно назвать Жар-птицу. Даже одно ее перо способно осветить ночью комнату. Так откуда залетела эта диковинка в русский фольклор?
Жар-птица, которую первоначально связывают с поклонением огню и солнцу, не была исконно славянским персонажем. Вероятно, поэтому русских сказок с ней не так много. Историки полагают, что сюжетам с ней дали ход средневековые легенды о птице Феникс, которая сгорала, а потом возрождалась из собственного пепла. Фениксы были упомянуты и древними египтянами, и древними греками. О них упоминает "отец истории" Геродот, хотя и он резюмирует, что такие птицы кажутся ему невероятными. В эпоху распространения христианства по территории Римской империи мифологическая птица Феникс стала символом воскрешения Христа, победы вечности над тленом и триумфом бессмертной жизни.
В сказках Жар-птицу описывают как существо с яркими переливающимися золотыми и серебряными перьями. Каждое ее перо может считаться драгоценностью. Ее глаза сияют и дарят свет. Основной рацион Жар-птицы составляют молодильные яблоки, поев которых она начинает петь. Пение волшебной птицы непростое, с ее клюва начинают падать жемчуга. Кроме того само пение способно вылечить слепоту и другие болезни.
Самой известной народной сказкой, в которой есть Жар-птица, можно назвать "Ивана-царевича и серого волка". По сказочным описаниям она напоминает павлина, что подчеркивают иллюстраторы. Например, Николай Кочергин.
Мастера живописи тоже обращались к волшебным фабулам. Иван Билибин создал иллюстрации к этой сказке в 1900-х годах. Борис Зворыкин иллюстрировал "Серого волка" в 1925 году. У него много внимания уделяется орнаментам, деталям костюмов и работе с контрастными цветами.
Менее известен сегодня художник Владимир Курдюмов, еще один представитель русского модерна и неоклассицизма, который иллюстрировал и народные сказки, и сказки А.С. Пушкина.
Необыкновенное существо встречается и других сказках:
• "Жар-птица",
• "Об Иване-царевиче и жар-птице",
• "Жар-птица и Василиса-царевна".
В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, однако описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у чехов и словаков – рыжезлатый Огнивак, у египтян и греков Феникс, у арабов Симург, у китайцев Фэн-хуан, у евреев Мильхам.
Но при этом описание ее весьма сходно. «Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил приятный запах...» – так было сказано о чудесной птице Симург в арабском трактате 13 века. «Есть там другая священная птица,… и имя ей Феникс, – писал Геродот. – Ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные». «Киноварная птица, вещество пламени», «его цвет радует глаз, его гребень выражает праведность, его язык искренен» – говорили китайцы, имея ввиду Фэн-хуан, властителя Юга. Птица-огонь, – говорили славяне о Жар-птице, – об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом, а глаза ее напоминали блестящие кристаллы.
Египтяне считали, что Феникс является связующим звеном между божественным замыслом и воплощением замысла в жизнь, напоминает о божественном созидании и возрождении жизни. В египетской «Книге мертвых» написано: «Как Феникс пройду я через области потустороннего мира». Греки, воспринявшие историю Феникса из Египта, полагали, что жизнь Птицы циклически связана с мировой историей и зависит от хода планет (Солнце, Луна и др. планеты возвращаются на свои «прежние» места). Стоики в подтверждение этому говорили, что мир, подобно Птице, погибает и рождается в огне, и нет этому превращению конца.
Иранцы считали, что Симург обладала даром предвидения, но натура ее была двойственна, заключая в себе «добрую» и «вредоносную» половинки. В суфизме Симург символизирует Совершенного Человека, обладающего знанием Божественной Сущности. Эту Сущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть. Евреи, называющие чудо-птицу Мильхам, рассказывали, что только она отказалась вкусить запретный плод, и за это Бог даровал ей бессмертие.
В раннехристианском апокрифе Варуха писалось о Птице: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Китайский огненный Фен-хуан являлся одним из четырех священных созданий, и символизировал бессмертие, совершенство и великодушие. Появление такой птицы пусть даже во сне означало поворотный момент в жизни человека, необходимость совершения значимого деяния либо рождения ребенка, наделенного особыми талантами.. Ну а славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и тогда именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина. Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет.
Согласно русской волшебной сказке, каждое перо её «так чудно и светло, что ежели принесть его в тёмную горницу, оно так сияло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч». Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.
Надо сказать, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар-птицы. Оно светится и дает тепло, а когда потухнет, то превращается в золото. Перо Жар-птицы – предмет русских народных сказок, известный своими волшебными свойствами, оно способно указывать клады. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье – молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Их можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Считается, что добыча Жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть ее удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли Жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца.
Говорят, что поймать ее можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Также по легендам Жар-птица стережет цветок папоротника в ночь на Купала, когда он распускается лишь раз в году, а многие молодые люди уходят в лес искать его.
Жар-птица бессмертна и ничто не может причинить ей вред, так что бороться с ней невозможно, вообще птица отличает добродушным праздным нравом и на людей не нападает, они редко обращают внимание на то, что творится вокруг, и мало что может отвлечь птицу от любимого занятия – пения. А если в природе наступал мрак, и черные дождевые тучи надолго затягивали голубое небо, прилетала Жар-птица. Мало того, что она сама светилась, как маленькое солнышко, она еще мощными взмахами крыльев разрывала пелену туч, давая доступ лучам солнца. Точно также она разгоняла черное колдовство и грусть в сердцах людей.
И уже потом люди, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
Трудно определить, с какого века существовала эта сказка в русском фольклоре, несколько поколений передавало ее из уст в уста и запечатлелась в лубочных картинках. В середине XIX века А.Н. Афанасьев включил лубочный вариант «Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке» в свое знаменитое многотомное собрание, окончательно закрепив в качестве «канонического» первоначальный, восходящий к русской фольклорной традиции сюжет этой сказки.
Однако популярность сказки о Жар-птице обусловлена не столько ее сюжетной увлекательностью, сколько глубоким смыслом, кроющемся в содержании. Сказка о Жар-птице в данном смысле – особая. Выражаясь современным научным языком, она является метасказкой, поскольку здесь говорится о смыслообразующем значении мечты в жизни человека. «Жар-птица» – это символ прекрасной, высокой и светлой мечты и преданность ей, готовность к подвигу во имя ее исполнения. Поймав перо Жар-птицы, Иван-царевич обрел жизненную цель, которая стала ему дороже золотых яблок и даваемого статусом царского сына земного благополучия. Ради этой цели-мечты он готов преодолеть любые трудности и опасности.
В XIX веке сказка о Жар-птице выходила в России многотысячными тиражами. Появились и разнообразные ее стилизованные обработки и переделки. Но гораздо больше для постижения глубинного смысла и неисчерпаемого символизма этого фольклорного шедевра сделали русские поэты. Так в 1907 году К.Д. Бальмонт назвал свой стихотворный сборник «Жар-птица».
Жар-птица – основной образ, к которому обратились художники хохломской росписи. Ее огненные яркие перья сияют на посуде. А вот первой из профессиональных художников к образу Жар-птицы обратилась Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898), сестра В.Д. Поленова. В письме к критику В. В. Стасову от 29 января 1896 года она сообщала, что ей предложили исполнить эскиз большого панно для вышивки на русскую тему. Сюжетом художница выбрала Жар-птицу. Она изобразила ночь и дерево с золотыми плодами, на вершине которого дремлет огненная птица. Панно было выполнено в вышивальных мастерских М.Ф. Якунчиковой и экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В том же году она начала серию иллюстраций к сказке о Жар-птице.
И. Билибин с воодушевлением последовал по стопам Поленовой. Первые акварельные иллюстрации он выполнил к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке». Жар-птица помогла обрести свое подлинное призвание тогда еще молодому художнику.
Сказочная птица была главной героиней балета Игоря Стравинского 1910 года, декорации к которому создал Леон Бакст. Позднее Жар-птица дарила надежду и российским эмигрантам, издававшим в 1920-е годы одноименный журнал о литературе и искусстве. Сегодня многие предприниматели, по-видимому считая, что имя волшебной птицы принесет им удачу, используют его в названиях своих компаний.
Жар-птица – сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога солнца и гневного бога грозы. В народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добрые молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.
Жар-птица живет в тридевятом царстве, тридесятом государстве в прекрасном саду, окружающем терем Царь-девицы. Растут в том саду золотые яблоки, возвращающие молодость старикам. Днем Жар-птица сидит в золотой клетке, напевает Царь-девице райские песни. Когда поет Жар-птица – из клюва скатный жемчуг сыплется. Ночью летает Жар-птица по саду, вся как жар горит; полетит куда-нибудь – все вокруг осветится разом. Одному ее перу цена побольше целого царства будет, а самой Жар-птице и вовсе цены нет.
Древнегреческое предание о птице Феникс, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама в том огне сгорает, чтобы потом возродиться, имеет нечто родственное со славянскими преданиями о Жар-птице.
У немцев птица эта называется – der goldene Vogel, что основывается на прямой филологической и мифической связи золота с огнем и светом.
Геродот записал предание о чудесной птице Феникс, с виду подобной орлу, с красно-золотыми перьями; в известное время взлетает она в святилище Гелиоса, запевает погребальную песню и, сгорая в солнечном пламени – снова возрождается из пепла.
Птица-метательница молниеносных стрел являлась в то же время и птицею-вихрем и птицею-облаком; олицетворяя в себе пламя грозы, она вместе с тем могла служить эмблемою и восходящего солнца.
Древний человек постоянно проводил аналогию между дневным рассветом и весенней грозою и живописал тот и другую в тождественных поэтических картинах.
Как грозовое пламя истребляет темные тучи и возжигает потушенный ими светило солнца, так зарево утренней зори гонит мрак ночи и выводит за собой ясное солнце: подобно златокрылой, блистающей птице, возносится оно на небесный свод и озаряет своими лучами широкую землю. Что действительно солнце представлялось птицею, это засвидетельствовано Ведами: я познал тебя духом, – говорит поэт восходящему солнцу, – когда ты было еще далеко, – тебя, птица, возносящаяся из облаков; я узрел (твою) окрыленную голову, текущую путями ровными и чистыми от праха.
Воспоминания о птице-солнце до сих пор сохраняются в русской загадке, которая называет дневное светило – вертящеюся птицею: стоит дуб-стародуб, на том дубе птиця-вертиниця; нихто и не достане – ни царь, ни цариця.
Птица-солнце восседает на старом дубе – это годовое течение времени, народная фантазия уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-солнце, кладет белые и черные яйца и высиживает из них дни и ночи. Другие загадки еще яснее говорят о представлении солнца – птицею: ясен сокол пришел, весь народ пошел – т.е. с дневным рассветом пробуждаются люди.
Образ Жар-птицы у всех народов являлся олицетворением света и тепла. Золотые перья крыльев жар-птицы олицетворяли молнии на грозовом небе у древних греков. Птица как бы выстреливала своими перьями, порождая молнии.
Жизнь и смерть жар-птицы, её перерождение означали приход весны после холодной зимы, своего рода солнечное движение вокруг Земли в течение года. Чёрные и белые яйца, которая высиживала Птица-солнце на дереве жизни, означали день и ночь.
Найти перо Жар-птицы и принести его в дом, означало, что приносишь в дом счастье и благополучие.
Прежде всего это сказки. Русская народная сказка «Жар-Птица и Василиса-Царевна», «Конёк-Горбунок», в сказках про Ивана Царевича и Кощея Бессмертного, «Возвращение Жар-птицы» – балет (1993 год), «История про Ричарда, Милорда и прекрасную Жар-птицу».
С принятием христианства на Руси Жар-Птица постепенно становится христианским символом, воплощающую воскресение и вечную жизнь, но охраняет при этом таинственные отголоски языческих ритуалов и экзотики Востока.
Жар-птица – необыкновенное создание, которое встречается в мифологии разных народов мира. В каждой мифологии её образу даётся несколько схожая интерпретация. Во всех сказаниях есть одно общее, что объединяет значение мифа о Жар-птице. Жар-птица – наш свет. Если проанализировать все легенды об этом существе, свет был главным во всём её образе. Свет даёт тепло. Тепло даёт жизнь. Без Солнца не было бы жизни на Земле.
А. Н. Толстой в своей сказке «Жар-птица» создаёт волшебный мир, сочетающий элементы народного фольклора и авторского замысла. Произведение, написанное в жанре сказки с элементами приключений, рассказывает о смелом герое, отправляющемся на поиски чудесной Жар-птицы, чей образ символизирует недостижимую мечту и высшую красоту. Главные персонажи – отважный Иванушка и мудрый старик, помогающий ему в трудный час, – воплощают традиционные ценности добра, справедливости и верности. Основные темы произведения – борьба добра со злом, поиск истины и преодоление испытаний ради высокой цели.
Поймать жар-птицу непросто, но именно этим обычно занимаются герои русских сказок. Жар-птица становится синонимом «заветного желания». Вспомните «Конька-горбунка»: Иван находит перо жар-птицы и, несмотря на предупреждения своего скакуна, что находка принесет ему горе, забирает его себе.
В «Коньке-горбунке» о найденном перышке узнают случайно – пока Иван спит, его находит царский постельничий. В народной сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Иван оказывается еще менее осторожным – он сам торжественно представляет находку царю, чем запускает цепь государевых испытаний: «А найди мне саму птицу!», «А найди царевну!», «А найди платье царевны!», «Не найдешь – снесу голову с плеч». Эти испытания едва не приведут героя к смерти.
Получается, жар-птицы – совсем не то, чем кажутся: их обнаружение сулит герою сказки совсем не счастливую жизнь и исполнение желаний, а много проблем и испытаний. Если бы не вмешательство волшебного помощника – верного коня, – Иван умер бы в 10 из 10 сказочных сюжетов на эту тему. В некоторых народных сказках жар-птица и вовсе может выступать не в роли объекта желаний, а в роли похитителя – тогда она уносит героев в тридесятое царство. Почему так?
Исследовать этот вопрос взялся известный филолог, посвятивший жизнь изучению сюжетов русских сказок, Владимир Яковлевич Пропп. В «Исторических корнях волшебной сказки» он отмечает, что перья жар-птицы золотые. А золото в сказках – коварный металл: те, кто слишком сильно хотят его заполучить, обычно заканчивают плохо. При этом золото и огонь (жар) в сказках вообще часто связаны: стремление к золоту может привести к опасности – к огню, к пожару или купанию в кипящем котле.
Пропп идет дальше и, анализируя связь золота и огня в фольклоре, указывает на сходство образа жар-птицы с образом Виланда из германской и скандинавской мифологий (некоторые филологи, кстати, считают, что именно он вдохновил Булгакова на образ Воланда из «Мастера и Маргариты»). И пугающее сходство сказания о Виланде с историями про жар-птицу и Ивана-дурака действительно есть – судите сами.
Виланд – кузнец. К кузнецам в народе относятся с недоверием, потому что они обращаются с огнем, а значит – с дьяволом, поэтому в сказках и сказаниях они обычно живут на окраине деревни или в лесу. Вот и Виланд живет в лесу и кует кольца для кольчуг. Однажды его ловит и берет в плен царь: он перерезает ему сухожилия на ногах и заставляет работать на себя. В отличие от Ивана-дурака, Виланд в ответ на подчинение действует прямо и решительно: в отместку он убивает царских сыновей, а из их черепов, глаз и зубов делает кубки и драгоценности. Но интересно и то, что происходит после: кузнец конструирует себе плащ-крылья и улетает. Прямо как птица. Жар-птица.
|