Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Почему трудно быть богом?

Произведение Стругацких очень мифологично. Как и в мифах Древней Греции, тут существуют два пространства: в одном живут боги, обладающие сверхзнаниями, а в другом – обыватели, необразованные и жестокие люди. Из-за этой аналогии с мифологией авторы называют ученых «богами».

Боги у Стругацких хладнокровны. Они обладают высшим знанием, но обязаны не вмешиваться в людской мир – лишь изучать его и слегка направлять ненасильстенными методами. Они ценят равновесие и не допускают перевеса какой-либо из сторон в борьбе добра и зла.

И все же основное качество бога – это невмешательство. А человек, пытающийся преобразовать, переделать сам мир и других людей – антипод бога.

Как раз эту черту перешел Антон. Возлюбленная главного героя стала посредником, который делает из бога человека. Такой сюжет популярен в мифологии разных стран. Антон переходит из роли наблюдателя в позицию преобразователя. Он увидел мир глазами своей любимой и отошел от миссии бога, пытаясь спасти ученых от гонений правительства, и потерял связь с когортой коллег-ученых. Какая категория людей современности может претендовать на положение «богов» (в интерпретации Стругацких)?

Конспирологические заговоры? Масоны? Существует множество теорий. Возможно ли такое, что кто-то так же, как и в романе Стругацких, внедряется в наше общество и следит за нами? Не возможно, а точно.

В 1964 году братья Аркадий и Борис Стругацкие опубликовали фантастическую повесть «Трудно быть богом», которая впоследствии стала бестселлером.

Действие разворачивается в далеком будущем, в 22 веке. Земляне отправляют экспедицию на далекую планету с цивилизацией, похожей на человеческую. В государство Арканар внедряют исследователей Института экспериментальной истории. Задача исследователей – изучить государственное устройство и быт арканарцев, но не вмешиваться в их жизнь и в течение истории. Арканар находится на этапе развития, соответствующем земному позднему Средневековью. Сотрудники ИЭИ намного более высокоразвиты, организованы, обладают современными им средствами защиты и связи. По отношению к арканарцам земляне просто всемогущи.

Смысл повести заключается всего лишь в одной фразе, которую произносит доктор Будах, один из «умников», преследуемых Доном Рэбой. Будах говорит Румате: «Оставь нас и дай нам идти своей дорогой».

Он понимает, что может быть уничтожен реакционными силами, правящими в его стране. Он осознает, что может не увидеть светлого грядущего, будучи замученным в застенках верховного правителя. Но несмотря на это он считает, что страна должна пройти свой исторический путь, как ей это предначертано свыше. Очевидно, процветающий в Арканаре фашизм для чего-то необходим обществу арканарцев.

Каждая цивилизация должна пройти своей дорогой, не перескакивая через ступени в своем развитии. Таков смысл фразы Будаха. Таков же смысл повести «Трудно быть богом».

Дон Румата Эсторский, а попросту Антон, должен беспристрастно наблюдать за происходящим во «вверенном ему» государстве. По сути дела руководители межпланетной экспедиции назначили его богом. На лбу у Антона обруч, который он не имеет права снимать. В обруч вмонтирована видеокамера, через которую сотрудники ИЭИ видят все происходящее с Антоном.

Вмешиваться в глобальные события, происходящие в Арканаре, Антону запрещено. Но парень наделен чувством обостренной справедливости и высокими моральными качествами. Он добр, великодушен. Он всего лишь человек, хотя и экипирован, как бог. Человеку трудно и даже невозможно быть всемогущим богом. Наблюдать за пытками, убийствами, издевательствами, не вмешиваясь в ситуацию, ни один из порядочных людей не может. В этом смысл названия повести. Богом быть также трудно, как и настоящим Человеком.

Книга поднимает непростой вопрос об обратном воплощении, о том, как бы чувствовал себя человек, оказавшись на месте мудрого и милосердного Бога, хватило бы ему терпения и любви? Ведь как правило, мы мало задумываемся о том, как Богу живется с нами, что стоило вывести нас на должный нравственный и социальный уровень. Даже в тяжелой жизненной ситуации человеку более свойственно предъявлять Богу претензии, обвинять Его в том или ином несчастье. Мы даже придумали целую богословскую науку, которую назвали «теодицеей», то есть богооправданием, где, используя нравственные и житейские аргументы, пытаемся оправдать Бога перед лицом человеческого горя.

Впервые эта тема появляется в библейской книге Иова, где главный герой, ветхозаветный праведник Иов, после тяжелейших жизненных испытаний, выпавших на его долю, слышит от своих друзей слова о том, что Ему нужно проклясть Небо, так как с таким несправедливым Богом жить тяжело. И впервые, книга Иова обращается к своему читателю с вопросом, что мы знаем о судьбах Божиих и устройстве этого мира, о том, как все устроено, для того, чтобы судиться с Творцом?

Стругацкие же предприняли попытку посмотреть на привычные нам вещи с другой метафизической стороны. Нечто подобное проделывал и Клайв Стейплз Льюис в своих «Письмах Баламута», где опытный бес дает инструктаж по соблазнению людей, через что писатель показывает тончайшие духовные ошибки. «Трудно быть Богом» поднимает тему. Если можно так выразиться, «раскаивающегося Бога». Эта тема не раз встречается в Ветхом Завете. Уже в шестой главе книги Бытия читаем: «раскаялся Господь, что создал человека на земле и воскорбел в сердце своем» (Быт.6:6). Эта же тема повторяется в книге Царств, при описании царя Саула: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар.15:35). Даже в Евангелии можно встретить слова Спасителя о том, что по человеческой Своей природе Ему не так уж и просто с людьми. Помните в Евангелии от Матфея, когда ученики не смогли исцелить бесноватого, Господь произносит страшенные слова: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). В своем толковании на это место святитель Иоанн Златоуст пишет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Ужасные слова, тяжелые, слова, о которых мы мало задумываемся, но о которых задумались Стругацкие.

Повесть Стругацких, пожалуй, первая в мировой литературе попытка поразмыслить о том, каких усилий и терпения стоило Богу нравственное воспитание людей, приведение их к достойному уровню цивилизованной, культурной жизни. А чтобы тема лучше воспринималась читателем, Стругацкие ставят на место Бога ученого.

Действие книги происходит на далекой планете, в государстве Арканар, куда с земли пребывает главный герой дон Румата. Арканар пока еще очень отсталая планета, переживающая смутные и мрачные времена. Власть захватили люди, преследующие мало-мальски умных людей и всех, кто способен на нравственное чувство. Лесть, интриги, жестокость – основные характеристики жителей. Цель же экспедиции землян – наблюдать за аборигенами и ждать, пока они повернутся в сторону гуманизма, гигиены и морали. Основное требование – ни во что не вмешиваться. Поэтому благородный дон Румата вынужден пассивно наблюдать за развратом и кровавой вакханалией, в которой погибают люди, достойные иной жизни. Герой повествования осознает, насколько трудная роль у бога – терпеть, прощать и любить людей, которые пока еще безнравственные и отсталые. «Здесь нужно быть боровом, а не богом», – кричит Румата в гневе. «Подумать только! – продолжает он, – до сих пор вся Земля воображает, что самыми сложными проблемами занимается нуль-физика»… В Арканаре Румата начинает понимать, что самая сложная задача для человека – нравственная.

Конечно, у Стругацких была амбициозная задача – показать человека в роли бога. Но смысл в том, что в произведении нет никаких богов, ни одного. Все одинаковы. Потому что более развитые технологии и огромный багаж знаний не делают даже дона Румату творцом. Ему временами становится трудно оставаться человеком, а не то, что быть богом. Убивают возлюбленную дона Руматы, и его терпению приходит конец. Он срывается и идет мстить, рубя по дороге всех подряд. Получается, что благородный дон Румата такой же примат в душе, как и остальные жители Арканара. И никакой научно-технический прогресс, и светлое будущее не способны его нравственно изменить. Все это делает произведение чем-то очень безнадежным для будущего, но очень ценным для понимания настоящего.

«Трудно быть богом» можно было бы отнести к разряду авторских фантазий, если бы не умение братьев Стругацких через фантастику поднимать важнейшие нравственные темы. И, конечно же, при вдумчивом чтении в произведении видна параллель с евангельским Христом. Однако дон Румата абсолютный антипод Христа. Разочаровавшись в людях, дон Румата улетает домой, на землю. Христос же, столкнувшись со злом во много раз превосходящим то, что выпало на долю Руматы, восходит на Крест. Он не отверг человечество, Он отдал Себя до предельного истощения ради его исправления и спасения. Потому что Он подлинный Бог, любящий Своих детей даже в самой грязной и неблагодарной обстановке. Вот в чем смысл названия фильма и одноименной книги. Быть Богом действительно трудно. Потому что Он должен не только ждать, терпеть и наблюдать, но действовать, верить и отдавать Себя за жизнь мира. Человеку это не возможно, Богу же возможно всё...

Моральный аспект, затронутый здесь – это классическая трагедия героев, которые всегда должны принимать плохие моральные решения, потому что хороших нет. Что еще хуже, нет даже того «меньшего зла», которым мы так часто любим объяснять свой выбор.

Привлекательность произведения в первую очередь связана с показом парадокса, который нам так трудно понять: быть всемогущим и беспомощным одновременно. С одной стороны, представьте себе идеальное человечество будущего, которое не только использует чудесные достижения техники, но практически искоренит все конфликты и чувства ненависти, а с другой – другое человечество, поглощенное тьмой раннего Средневековья, где преобладают жестокость и крайний эгоизм. И вот этот идеал человечество обнаруживает «первозданное» на другой планете.

Удастся ли ему немного ускорить ход истории на этой планете, чтобы выбраться из этой ужасной тьмы? Это наверное не сложно если ты практически Бог? Почему любая попытка построить идеальное общество всегда должна приводить к равновесию, при котором сильные будут использовать преимущества слабых?

Еще одна интересная тема – психологические изменения, происходящие в героях идеального мира, тех, кто должен был изменить мир к лучшему. Под влиянием событий, в которых они участвуют, герои начинают ненавидеть себя и задаваться вопросом, заслуживает ли эта цивилизация вообще своего существования. И все же здесь можно встретить преданных друзей и людей, полных доброты и чуткости.

Произведение Аркадия и Бориса Стругацких действительно пища для размышлений не только о том, чтобы быть богом. Финал рассказа Дона Руматы очень короткий и лаконичный – он был написан таким образом, что мы должны сами выяснить, как все это выглядело. И при одной мысли мы чувствуем оцепенение.

Вот и все. Так кончается эта повесть. И, как в каждой настоящей книге, трудно решить окончательно, кто из героев прав в вечном вопросе: нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар.

Но прочитав повесть, начинаешь яснее понимать, что эти вопросы каждый должен ставить перед собой и решать. Каждый, кто хочет быть Человеком.

Трудно быть богом. Трудно быть человеком...

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (15.01.2022)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [331]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz