Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Полигамия: правда и заблуждения

Множество мифов говорит о человеческой моногамии. И самый общеизвестный – библейский миф об Адаме и Еве, моногамной паре, от которой берет начало род человеческий. В доминирующих мировых религиях отводится важное место моногамии мужчины и женщины, большинство религиозных институтов так или иначе предписывают мужчинам и женщинам создавать связи на всю жизнь. Однако реальность болезненно расходится с религиозными догмами, мифами, представлениями и желаниями людей. В истории известны волны эпидемий венерических заболеваний и в Средневековье, и сейчас. Существование древнейшей профессии у женщин показывает, что многие люди не моногамны. Этот факт относится как к мужчинам, так и к женщинам.

В природе существуют животные и насекомые, которые способны создавать пары на многие годы и даже на всю жизнь. Недаром лебеди считаются символом верности и постоянства в любви. Однако человек как биологический вид не является моногамным. Люди, потеряв одного из партнеров, разлюбив, разведясь, ищут и находят другого партнера. Если с одним мужчиной у женщины не складывается, она может тут же начать поиски другого. И в этом поиске уже не только биологическая потребность, но и психологическая, культурная, социальная. Эрих Мария Ремарк об этом сказал: «Жизнь слишком длинна для одной любви».

Современные женщины в поиске партнера, как правило, ведут себя достаточно полигамно. И в этом случае причина полигамии женщины в том, что она ищет достойного ей мужчину, которому она была бы верна, и долго не может найти. Через количество она пытается отыскать подходящее для себя качество. Однако в современном мире количество редко перерастает в качество, поскольку тенденция говорит о том, что достойных мужчин по отношению к достойным женщинам оказывается намного меньше. Молодые, внешне привлекательные, образованные, реализованные в профессии женщины не могут найти себе партнера соответствующего им культурного, социального материального и финансового уровня. Почему так происходит?

Сегодня многие женщины вынуждены принимать для себя непростое решение и, для того чтобы быть в отношениях с мужчиной, внутренне соглашаться на какой-то мезальянс. По сути, на неравного себе мужчину, который не будет зарабатывать столько, сколько зарабатывает женщина, или он недостаточно воспитан, недостаточно культурен, не будет иметь такого образования или социального статуса, как женщина, которая рядом с ним.

У многих современных женщин часто бывает по 2-3 партнера одновременно. Писатель Владимир Гиляровский в своем произведении «Москва и москвичи» писал о пословице, которая ходила в те времена (начало ХХ века): «Каждая купчиха имеет мужа – по закону, офицера – для чувств, а кучера – для удовольствия». В настоящее время эта пословица также актуальна. Женщина не может соединить все свои потребности в одном мужчине, поэтому может считать, что ей нужно несколько. И это говорит о том, что личность женщины расщеплена на разные части, о ее психологической нецелостности.

В давние времена существовали традиции домостроя, которые предписывали женщинам выходить замуж единожды и на всю жизнь и быть верными своим мужьям. Сейчас традиции потеряли силу, и женщины во многом дезориентированы. С одной стороны, культура потребления сейчас ориентирована на одиноких людей, и реклама всячески поддерживает культуру синглов. С другой стороны – женщине трудно быть моногамной, если вокруг многие женщины уже давно не заботятся об этом, а заводят партнеров, не задумываясь о морали.

Как бы там ни было, но до сих пор существуют определенные признаки успешности женщины, и основной – наличие мужчины рядом. То есть наличие серьезных отношений с мужчиной, семьи все еще является социальным атрибутом успешной дамы, независимо от того, насколько она реализована профессионально и успешна финансово. Будучи вынужденно полигамной из-за недостатка достойных мужчин, женщина переживает кризис.

У полигамии, как бы она ни была привлекательна для некоторых женщин, есть обратная сторона – одиночество. Полигамные женщины, как правило, одиноки. Часто они переживают боль и отчаяние, потому что очередной мужчина оказывается «не тем», и она может вновь и вновь чувствовать себя использованной.

Женщина может прийти к желанию разобраться, чего она на самом деле хочет: много партнеров или одного. Тогда на помощь придет психотерапия. В этом случае женщине предстоит с помощью психотерапевта разобраться, что послужило источником внутренних конфликтов, почему происходит расщепление частей личности и, как следствие, расщепление объектов любви и секса на несколько мужчин, а затем через внутреннюю работу стремиться к целостности.

Женская полигамия: это нормально?

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор. Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей – явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали. Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству.

Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других.

Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.

Мужская полигамия: правда и заблуждения

Мнение о полигамии мужчин – одно из главных оправданий для тех, кто не может сохранять верность в отношениях. Якобы мужчины от природы склонны к многоженству.

Типичный мужской взгляд на тему полигамии такой: в процессе эволюции роль мужчины сводится к тому, чтобы максимально расширить свое потомство, а сделать это с максимальным КПД можно как раз в условиях полигамной системы. Мужская точка зрения коренится на такой предпосылке, что мужская полигамия нужна для сохранения и улучшения популяции. В этой же системе взглядов считается, что женщина напротив – должна быть моногамной, поскольку её задача – не бесконечное преумножение рода, а создание условий для сохранения того потомства, которое есть.

Эту точку зрения можно назвать самой распространенной среди мужчин. В некоторых псевдонаучных статьях она подается чуть ли не как истина в последней инстанции, однако научное мнение по этой проблематике отличается от такого вульгарного подхода. По мнению Алексея Зудина, ведущего научного сотрудника отделения хирургии сосудов и ангиосексологии ММА им. И.М. Сеченова, моногамия и полигамия встречается среди мужчин и женщин с одинаковым процентным соотношением, примерно 50 на 50. По мнению специалиста, выбор между полигамными и моногамными отношениями зависит не от пола человека, а от типа половой конституции и воспитания.

Врач также говорит о том, что с течением времени у человека может меняться жизненная позиция, и от полигамии он может переходить к моногамии. Зудин считает, что связано это прежде всего с изменением отношения к жизни. Помимо этого, с возрастом у человека меняется гормональный фон и сексуальная жизнь становится более размеренной.

Женщины, что не удивительно, смотрят на мужскую полигамию с меньшим одобрением, чем мужчины. Позиция, которую пестуют женские журналы такова: разговоры о полигамии мужчин являются оправданием мужской распущенности.

Тема мужской полигамии вообще является одной из сквозных тем женской журналистики. Обсуждение этого вопроса, по понятным причинам, практически всегда вызывает сочувствие в глазах читательниц. Однако для того, чтобы мнение о полигамии было более полным, обратимся к сексологу-женщине, Наиде Добаевой. Она уверена, что полигамия от природы более свойственна именно мужчинам. «Можно найти даже особый символизм в том, что женщина вырабатывает одну яйцеклетку, а мужчина – миллионы сперматозоидов,» – говорит женщина сексолог. Мужчина, по мнению Наиды Добаевой, изменяет из-за скуки и для самоутверждения, а причины женской полигамии – в неуверенности в партнере.

Мужская полигамия как система в истории не является чем-то из ряда вон выходящим. Многоженство до сих пор является нормой в исламе (у пророка Мухаммеда было от 10 до 23 жен), в иудаизме многоженство также не отвергается (Моисей был двоеженцем). Интересно, что в иудаизме разрешен брак с женой умершего брата, но запрещен брак, например, одновременно с её сестрой, а также с матерью жены. В современном Израиле, однако, полигамия не одобряется, из-за того, что в XI веке рабе Гершоном многоженство было запрещено на 1000 лет. Срок уже прошел, но полигамия в иудаизме по-прежнему не приветствуется, хотя и не запрещена. Принята мужская полигамия среди мормонов.

Интересно, что и в христианском обществе были периоды, когда многоженство не только не порицалось, но и было рекомендовано. Как, например, после 30-летней войны в Германии, когда для восстановления мужского населения в Нюрберге было принято постановление о том, чтобы на 10 лет легализовать двоеженство. Однако такая мера дала свои плоды только через 100 лет, и ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет полезности того нюрнбергского постановления.

Изучение мужской полигамии время от времени проводят различные группы ученых. Их выводы весьма интересны. Так, группа исследователей под управлением профессора Сапфир-Бернштейна пришла к выводу, что полигамию у мужчин провоцирует гормон аргинин-вазопрессин. Интересно то, что этот гормон является просоциальным, то есть вступает в работу он не в произвольный период времени, а тогда, когда отношения в паре близки к распаду. Такой вот вредный гормон: отношения и так плохие, а тут ещё и он вступает в работу.

К интересным выводам о мужской полигамии пришел Сатоси Канадзава, работающий в Лондонской школе экономики и политологии. Группа ученых под его началом подошла к проблеме полигамии комплексно. На протяжении нескольких лет он проводил опросы, касающиеся религиозных и политических предпочтений респондентов, а также справшивал о склонности к полигамии и моногамии. Выяснилось, что те, у кого IQ был выше 107, считали моногамию самой приемлемой формой межполовых отношений. Выводы, которые можно сделать из этого исследования, могут порадовать женщин: изменяют только дураки.

Полигамия исследуется учеными не случайно. До сегодняшнего дня до конца непонятно, насколько полигамия выгодна для рода человеческого. Так, при анализе истории мормонских браков, было выяснено, что чем больше у мужчины жен, тем меньше детей будет у каждой из них. Этот феномен известен в биологии под названием градиента Бейтмана. Поэтому можно сказать, что оправдание полигамии как лучшего способа спасения генофонда по меньшей мере сомнительны.

Библейское учение о браке однозначно предполагает моногамию. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). Брак наших прародителей по замыслу Творца должен был стать правилом построения этого важнейшего жизненного союза для всех последующих поколений: потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24).

Первым нарушил Божественное установление о браке Ламех: и взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель изображает этого ближайшего потомка Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23). Это было явное злоупотребление, противное Божественной воле. Позже, когда было дано обетование Аврааму (сделаю потомство твое, как песок земной; Быт.13:16), в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но это лишь Божие попущение. Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары (Быт.16:2). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака:встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего бесплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и настроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну:та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7).

Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях. Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона:за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство.

Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

Пророки использовали образ брачного союза для обозначения отношений между Богом и Его народом. Они мыслили только одну форму – единобрачие: как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:5). Поскольку речь идет об избрании одного народа и об обетованиях данных Богом по отношению к этому народу, то и муж должен иметь только одну жену – жену юности.

В святом Евангелии учение о браке поднято на особую духовную высоту. Искупительная любовь Иисуса Христа к Церкви составляют образ и живое правило, которому супруги должны следовать. Апостольское назидание супругов о любви и верности выразительно запечатлено указанием на тайну любви Христа к Его Церкви. Поэтому радость последней победы названа в Апокалипсисе браком Агнца: возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19:7-9).

После возвышенного евангельского учения о браке допущение полигамии означает ниспадение с высоты духовной на уровень бытовой и физиологический. Коран разрешает мужу иметь четырех жен (4:3). Это установление показывает не Божественный, а человеческий источник происхождения ислама. Ясно виден основной мотив – чувственный. Сам Мухаммед имел жен, больше установленного им в Коране числа: «Он оставил после себя девять жен. Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать: Хадиджа дочь Хувайлида – она была первой женщиной, на которой женился Пророк… Посланник Аллаха дал за нее двадцать молодых верблюдиц. Она родила Пророку всех его детей, кроме Ибрахима… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк…» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада. Глава. Жёны Пророка). Мухаммеду понравилась Зейнаб, жена его приемного сына Зеида. Он развел их и взял ее себе в жены в число девяти.

Иногда удивляешься тому, насколько эластичной может быть человеческая логика, когда пытаются оправдать любое несовершенство. Современные защитники ислама пытаются доказать, что многоженство является лучшей формой семьи, позволяющей решать нравственные, демографические и социальные проблемы. Они говорят, что полигамия необходима, потому что женщин в обществе значительно больше, чем мужчин. Это совершенно неверно. По данным демографической статистики в 2000-2002 годы на 100 мужчин приходилось женщин: в мире в целом – 98,5; в исламских государствах – 97,1; в Саудовской Аравии – 87,4; в Иране 95,5. В Таджикистане согласно национальной переписи населения 2000 года численность населения составила 6,1 млн. человек. Из них женщин – 49,7%, а мужчин – 50,3%.

Ложно утверждение о нравственных преимуществах многоженства. Известно, что определенная мера гармонии в отношениях между двумя супругами достигается путем долгих и нелегких взаимных усилий. Нужно постепенно победить или ослабить недостатки, которые глубоко коренятся в падшей человеческой природе. В семье мужа-многожёнца это недостижимо. Эта семья становится рассадникам таких страстей, как зависть, соперничество, обиды и др. Полигамия является лишь формой узаконенного сожительства, но не браком в том высоком значении, которое определило этому спасительному жизненному союзу Слово Божие: живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).

Многоженство в современном мире – одна из самых волнующих тем, причем для обоих полов. Споры в судах и парламентах, приложения для поиска второй жены и новости о скандальных браках заполняют первые полосы СМИ. Однако эти дискуссии идут главным образом в странах западного (или христианского) мира, которым эта практика исторически чужда. А как работает многоженство там, где оно включено в сбалансированную социально-экономическую систему? Какую пользу оно приносит мужчинам, женщинам и обществу в целом? Насколько справедлива критика полигамии с позиций защиты прав женщин?

В отношении полигамии существует масса околонаучных теорий. Одна утверждает, что полигамия необходима, чтобы удовлетворить естественные биологические и психологические потребности мужчин, которые постоянно ищут новых сексуальных партнеров. Априори считается, что единственная форма полигамии – это многоженство, однако это не так. Существует еще и полиандрия, система семейных отношений, при которой у одной жены много мужей. В Тибете, например, женщина выходит замуж одновременно за всех братьев из одной семьи и становится их общей женой, а дети, рожденные в таком браке, признаются всеми братьями как родные.

Согласно другой точке зрения, институт многоженства отождествляется с ущемлением прав и свобод женщин. Поскольку полигамия распространена во многих мусульманских обществах, ее существование объясняется особенностями исламской идеологии, которая закрепляет зависимое положение женщины в семье и обществе. До сих пор многие западные исследователи и представители международных правозащитных и неправительственных организаций отождествляют полигамию с социальной несправедливостью и нарушением прав женщин. Однако эта связь не абсолютна: до недавнего времени в европейском обществе, официально не допускавшем многоженства, женщина была в полной зависимости от мужчин – сначала от отца, а потом от мужа, брата или взрослого сына – и не имела никаких имущественных и юридических прав.

Распространенность полигамии в Африке, как правило, объясняется «примитивностью» местных племен и воспринимается как одно из проявлений их «дикости». Отождествление в сознании европейца полигамии с доисторическим варварством восходит к работам этнографа середины XIX века Льюиса Моргана, публикации которого легли в основу знаменитой работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Первые путешественники, колонизаторы и миссионеры, оказавшиеся в Африке, отмечали, что полигамия – повсеместное явление, и считали ее искоренение частью своей «цивилизаторской» миссии. В результате вопрос многоженства приобрел идеологический, а затем острый политический характер и стал чуть ли не мерилом успеха модернизации и социально-политического развития в различных африканских странах. Попытки политиков завуалировать полигамию (чтобы повысить «рейтинг» своих стран) ведут не к исчезновению этого явления, а к его видоизменению, при этом, как правило, именно женщины оказываются в наиболее уязвимом положении. Длительное существование полигамии в традиционных обществах выработало механизмы поддержания равновесия не только между полами, но и между разными возрастными и статусными группами, а нарушение этого баланса часто приводит к тому, что страдают наименее защищенные члены общества – прежде всего женщины.

Объединенная Республика Танзания состоит из двух обособленных географических и культурно-исторических территорий: континентальной части (бывшая Танганьика) и острова Занзибар. Хотя обе части признают общую конституцию, 99 процентов населения Занзибара исповедуют ислам, остров имеет свое законодательство, основанное на шариате. Вопросы семейного права рассматриваются в местных кадиятах (религиозных судах), которые в соответствии с исламскими законами признают полигамию. Разрешение иметь четырех жен оговорено в шариате условием, что мужчина должен материально обеспечивать всех жен и их детей одинаково, а также относиться к ним с равным вниманием. Несмотря на это требование и на то, что ислам был первой религиозной системой, давшей женщине право на развод и гарантировавший ее экономические права, в реальной жизни женщины в семье находятся в строгом подчинении мужчинам и фактически существуют вне секулярного законодательства республики.

В отличие от Занзибара точных данных о религиозной картине континентальной Танзании нет: с 1967 года правительство запретило вносить параграф о вероисповедании в переписи и опросники. В конце 1960-х примерно треть населения исповедовала ислам, треть – христианство и треть – традиционные африканские религии. С тех пор под воздействием христианских и мусульманских миссионеров ситуация, безусловно, изменилась, но чтобы понять, какова она сейчас, необходимо специальное исследование.

Проводить исследования в Танзании непросто прежде всего из-за исключительной этнолингвистической пестроты населения. Здесь проживает 125 разных этносов, говорящих на более чем ста языках четырех африканских лингвистических групп, не считая европейских переселенцев и китайской общины. Помимо этого на уклад жизни и семейные отношения танзанийцев влияют и условия их жизни.

Масаи – наиболее многочисленная этническая группа, проживающая на территории северной и центральной Танзании и южной Кении. Это одно из самых архаичных племен, сохранившее патриархальные отношения и традиционный образ жизни полукочевых скотоводов. На примере масаев можно понять, почему полигамная семья является наиболее оптимальным социально-экономическим институтом, необходимым для физического выживания каждого члена такого общества.

Масаи никогда не практиковали земледелие, а религия запрещает им убивать диких животных, поэтому основная их еда – молоко и кровь коров, по особым случаям – мясо коров или овец. Неудивительно, что благосостояние и статус каждого члена общества и всей семьи в целом зависит от количества коров; до сих пор коровы являются основным, если не единственным мерилом богатства и социального положения. Масаи пасут свои стада полукочевым способом, преодолевая огромные расстояния и переходя с одних пастбищ на другие. Только те женщины, у которых умер муж и нет взрослых сыновей, занимаются выпасом коров; обычно это дело мужчин и мальчиков, причем мальчики начинают «ходить с коровами» с пятилетнего возраста. В примитивном обществе, которое постоянно находилось в борьбе с соседями за пастбища, количество «воинов» и «пастухов» определяли силу семьи: чем у человека больше жен, тем, как правило, больше у него детей, тем больше помощников и защитников интересов семьи. Поэтому помимо числа коров социальное положение взрослого мужчины определяется количеством жен и детей, которые могут сохранить и приумножить это богатство.

Многоженство обеспечивает экономическую и социальную защиту не только мужчинам, но и женщинам. Среди масаев существует четкая и жесткая социальная стратификация, где роль каждого члена общества зависит прежде всего от пола и возраста. Весь жизненный цикл жизни масаев связан с переходом из одного социального состояния в другое. Взросление и переход в категорию полноправного члена общества отмечается обрядом обрезания (для обоих полов). Незамужняя женщина находится на самой низкой ступени социального положения и становится полноправным членом общества только после замужества и рождения детей.

Социализация мужчин и женщин проходит внутри их статусных и возрастных групп; мужчины редко бывают дома, и отношений между мужем и женой в том виде, в каком мы привыкли их понимать в западном обществе, не существует. Каждый выполняет свои функции, имеет свои обязанности и свои права. В условиях примитивного существования на долю женщины выпадает множество дел – от строительства жилья, поддержания порядка, приготовления пищи, рождения и воспитания детей до ухода за скотом. Поэтому жены часто приветствуют, а иногда и инициируют появление второй или третьей жены, с которыми они могут разделить и обязанности, и досуг.

Брак у масаев, как и все остальные ритуалы, «скрепляется» коровами: во время свадьбы семья жениха передает семье невесты заранее оговоренное число коров, а семья невесты дарит жениху определенное число коров в качестве приданного. В отличие от многих азиатских обществ, где дочь воспринимается родителями как обуза (что до сих пор приводит к массовым убийствам новорожденных девочек, например, в Индии), масаи приветствуют рождение девочек: институт многоженства гарантирует, что если не все, то большинство женщин выйдут замуж, а их родители получат за дочь определенное число коров.

Масаи практически никогда не разводятся: мужчина должен содержать жену всю жизнь. Даже если женщину уличают в неверности, к разводу это, как правило не приводит. Чаще всего дело ограничивается штрафом (конечно, в виде коров), который должен выплатить либо человек, с которым женщина изменила, либо ее отец. Решение о разводе не может быть принято без совета старейшин, и даже если виновата жена, семья мужа должна вернуть коров, полученных от семьи жены во время свадьбы, что для большинства является неприемлемым условием. Легче взять новую жену, не разводясь со старой, чем проходить сложную и накладную процедуру развода. Если же развод все-таки происходит, женщина оказывается практически вне закона: никто не возьмет ее снова в жены, дети, рожденные после развода, не будут принадлежать никакой семье и станут изгоями. Если мужчина и может в исключительных случаях оставить жену, то развод по инициативе жены у масаев невозможен – однажды выйдя замуж, женщина навсегда остается в семье мужа.

Колонизация Африки сопровождалась активной миссионерской деятельностью, и полигамия стала краеугольным камнем при христианизации местных племен. Христианские церкви рассматривают полигамию как один из наиболее пагубных пороков и требуют от мужчин перед крещением выбрать одну жену и развестись с другими. Существует немало историй, которые демонстрируют, насколько эти требования оказались неприемлемы не только для мужчин, но и для женщин. По рассказам миссионера, старейшина одного из племен, принявший христианство, решил строго следовать требованиям новой веры и обратился к своим пяти женам с предложением решить, какая из них останется с ним, а какие получат развод. Возмущенные таким предложением жены ушли от него, а сам старейшина, несмотря на свой бывший статус и богатство (он имел 800 коров), стал изгоем общества, всеми отверженным и презираемым. Среди танзанийцев бытовало мнение, что христианские миссионеры «спасают душу, но губят общество». А первый танзанийский доктор теологии посвятил свою диссертацию совместимости африканской полигамии и христианской доктрины. Его проповеди были с энтузиазмом встречены новообращенными танзанийскими христианами, но далеко не все из них, крестившись, отказались от многоженства.

Согласно последним статистическим данным, в Танзании 25 процентов женщин находится в полигамном браке, причем процент таких браков за последние 25 лет уменьшился всего на 2,5 процента. Семейное право до сих пор рассматривается в рамках «обычного» права, а закон о браке (Law of Marriage Act) в Танзании официально закрепляет институт многоженства. О полигамии в Танзании идут жаркие споры. Некоторые активисты выступают против института полигамии как такового, приравнивая многоженство к дискриминации женщин и ссылаясь на то, что правительство Танзании ратифицировало в 1979 году Конвенцию о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин, и требуют юридически запретить полигамию.

Другие, наоборот, считают, что надо принять полигамию как факт семейных отношений, но пересмотреть законодательство о семейной жизни и разводах, чтобы законодательно закрепить равные права всех жен в полигамной семье. Они указывают на то, что в традиционном праве развод не предусмотрен, а в условиях городской жизни многоженство теряет патриархальный характер и напоминает то, что происходит в западных обществах: мужчина заводит вторую жену, но обе они живут раздельной параллельной жизнью. Разница между такой второй женой и любовницей лишь в том, что муж открыто признает ее и ее детей, содержит их, не делая из этого тайну, но при этом жены и их дети не составляют единой семьи.

Интересно, что среди тех, кто поддерживает полигамию, немало женщин: они считают, что этот вид семьи отвечает их интересам в не меньшей степени, чем интересам мужчин. Возникает вопрос, почему они не видят в многоженстве ущемления своих прав? Обычное право защищало интересы женщин: предотвращало разводы, определяло экономическую ответственность мужчины за каждую из жен, распределяло ответственность за экономическую деятельность в семье между всеми женщинами поровну, определяло степень автономности и права каждой женщины в семье. Любопытно, что среди аргументов в защиту полигамной семьи именно женщины приводят тот факт, что в условиях эпидемии СПИДа ликвидация многоженства может привести к более хаотичной смене сексуальных партнеров. Многочисленные табу, запрещающие половые отношения супругов в разные периоды жизни женщины (например, до и после рождения ребенка), могут толкнуть мужчину на поиски приключений вне семьи.

Танзания объединяет архаичные полукочевые племена и земледельческие общины, крупные города и районы, население которых практически полностью занято в обслуживании дорогостоящих отелей и курортов. В такой стране найти универсальный ответ на вопрос о том, какой тип семьи оптимален для общества и может гарантировать права женщин, невероятно трудно, а принятие законов, распространяющихся на всю страну, либо приведет к потере культурных особенностей, либо станет априори невыполнимым и оставит «дыры» для злоупотреблений. Поэтому и исследователям, и активистам, и политикам нужно понимать, что лежит в основе существования разных социальных институтов, в том числе и полигамии, и не спешить с заранее заготовленными шаблонами и рецептами «на все случаи жизни».

О чем молчат полигамные партнеры? 10 неудобных вопросов об открытых отношениях

Если у вас есть знакомые, состоящие в полигамных или открытых отношениях, им наверняка не раз задавали те неудобные вопросы, которые постоянно вертятся у вас на языке. Чтобы вы не попали в неловкое положение – вот готовые ответы на них!

1. Эгоистичны ли такие отношения?

Люди, состоящие в открытом браке, обычно считают, что это менее эгоистично, чем привычная моногамия: никто не остается предоставлен сам себе.

2. Ты уверена, что он тебя не использует?

Очень неудобный вопрос, да еще и сексистский. Не стоит думать, что такой вариант всегда предлагает мужчина, а женщине остается только согласиться, если она его любит. Чаще всего к этому решению приходят вдвоем – и вместе обсуждают границы и особенности.

3. А вы вообще друг друга любите?

Лучшее, что может ответить полигамный человек, – «ты это серьезно спрашиваешь?»

4. И совсем не ревнуете?

Ревность может возникнуть в любых отношениях, и моногамные пары от этого тоже не застрахованы. Интересно, что приверженцы полигамии порой используют специальный термин, противоположный ревности, – комперсию (compersion). Он пока отсутствует в словарях и обозначает ощущение счастья, когда видишь своего партнера с кем-то еще.

5. Достаточно ли это прочные отношения?

Не менее прочные, чем традиционные. К тому же, распасться могут даже самые счастливые отношения (а также страны и союзы), и у открытых нет какого-либо преимущества в этом плане.

6. Сколько партнеров у тебя было?

Некоторым бывает сложно ответить на этот вопрос, потому что не во всех случаях ясна граница между партнером и другом. Например, полигамный человек может поддерживать отношения на расстоянии с редкими встречами или, например, целоваться с кем-то, но не заниматься сексом.

7. Когда вы уже остепенитесь?

Подоплека этого вопроса – когда закроете отношения для посторонних и останетесь вдвоем? Полигамные люди порой отвечают, что открытые отношения не втискиваются в колею моногамии, они больше похожи на поездку на внедорожнике.

8. У кого из вас больше партнеров?

За такой вопрос можно и в лоб получить, отвечают приверженцы открытых отношений. Это ведь не соревнование.

9. Ты такой родилась?

На этот вопрос у сексологов пока нет четкого ответа. Некоторые исследователи полагают, что человек изначально не был моногамным и приобрел эту черту в процессе эволюции.

10. И как ты объяснишь это будущим детям?

Один из самых бестактных вопросов, затрагивающий не только репродуктивную функцию, но и представление человека о будущем, которое может быть совсем не похожим на его нынешнюю жизнь. Универсального ответа нет, но уж как-нибудь разберутся без любопытствующих.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (28.07.2018)
Просмотров: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz