Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Повесть «Скотный двор» – путеводитель по технологиям манипуляции

Мы хорошо помним Оруэлла по «1984» – знаменитой антиутопии, которую любят сравнивать с «О дивный новый мир» Хаксли. Гораздо меньше внимания достаётся другому произведению писателя, повести «Скотный двор». А зря! Рассказываем, почему.

Эту повесть Джордж Оруэлл (он же Эрик Артур Блэр) написал в 1945 году. Она сатирична и аллегорична. Главные герои – фермерские животные. На их примере автор описывает человеческое общество.

На ферме есть разные животные: свиньи, собаки, лошади, овцы и козы. Расположена она в английской провинции. Оруэлл настолько хорошо прописывает детали, что место кажется реальным. Что не странно, ведь писателю фермерская жизнь знакома: он сам какое-то время провёл в деревне Уоллингтон.

Животные своей жизнью не довольны. Они ведут жалкое существование. Его основа – неоценённый труд и непрекращающийся голод. Их хозяин мистер Джонс – жестокий грубиян и пьяница. Он не только не вызывает симпатии, но и является причиной всех бед.

Власть человека делает животных несчастными. Поэтому они решают бороться, чтобы создать справедливый мир. Так Господский двор мистера Джонса превращается в Скотный двор. В нём нет места людям.

Животные, у которых больше нет сил терпеть, свергают Джонса. Они, не сговариваясь, все как один выступают против жестокого обращения. И становятся хозяевами фермы. Им предстоит создать новый порядок с новыми правилам.

Так появляется целая идеология – скотизм (или анимализм). Основой служат семь заповедей. Первая о том, что человек – враг. Вторая о том, что животное – друг. Третья, четвёртая, пятая и шестая заповеди основаны на противопоставлении животного и человека. Нельзя носить одежду, убивать других животных, пить алкоголь и спать в кровати. А последняя и самая важная заповедь говорит о равенстве всех животных.

Все животные – равны. Но некоторые из них выделяются. Например, свиньи. Те считаются самыми умными. Именно они вдохновили остальных на революцию. А потом придумали заповеди и объяснили их другим.

Свиньи пользуются авторитетом. Они создают себе штаб-квартиру и различные комитеты. Забирают молоко и яблоки – самую лучшую еду на ферме. Сначала животные возмущаются, но быстро мирятся с происходящим. Ведь свиньи – работники интеллектуальной сферы. Чтобы они принимали правильные решения, от которых зависит жизнь фермы, им нужно правильное питание.

К концу повести привилегий у свиней гораздо больше. Они даже переезжают в дом мистера Джонса и носят одежду – несмотря на заповеди. Второй элитарной группой становятся собаки – сила Скотного двора. Собаки по приказам свиней карают преступников и участвуют в битвах с людьми.

Да, преступники тоже есть. Это шпионы людей, которые стремятся вернуть контроль над фермой. Первым предателем становится один из свиней – он предлагает автоматизировать работу, что не нравится лидеру. В результате силы, которую лидер демонстрирует с помощью собак, ему удаётся избавиться от конкурента. Он присваивает себе идею мельницы, а соперника объявляет шпионом.

Но с осуществлением плана как-то не ладится. Животные начинают страдать от плохого обращения, а строительство всё время останавливается из-за диверсий – если верить лидеру. Но не верить ему не получается. Сомневающихся заставляют признаться в пособничестве предателю, а потом их разрывают собаки. Ведь своими, животными, они больше не считаются.

Есть и те, которым удаётся просто уйти с фермы. Именно так поступает одна из лошадей – она не выдерживает жизни без людей и без своей привычной работы. Слухи доносят, что она занимается любимым делом – извозом. Но для Скотного двора этой лошади больше не существует – о ней не говорят и её не вспоминают.

Проходит время, и почти никто не помнит прежнюю жизнь. Сравнивать не с чем, а потому и заповедь меняется: «Все животные равны. Но некоторые животные более равны, чем другие». Свиньи живут как люди и уже давно пытаются наладить отношения с ними. Хвастаются достижениями Скотного двора и устраивают вечеринки в доме Джонса. История заканчивается тем, что свиньи меняют название фермы на Гостиный двор.

Писатель описывает тоталитарный режим – так же, как и в «1984». И так же, как и в «1984», он критикует сталинскую власть. Найти параллели несложно: хряк Наполеон – это Сталин, Главарь или Майор – Ленин. Битва с Джонсом – революция, а описание казни шпионов – репрессии.

Но главная цель книги – не критика. Писателю важно показать, как изначально светлая идея становится клеткой. И общество не просто забывает свои первоначальные «заповеди», но и переворачивает их с ног на голову. Социализм, в который Оруэлл верил, в Скотном дворе – ложь. Но животные продолжают в него верить.

Книгу, конечно, не печатали в СССР. В Англии тоже – не хотелось сердить союзника. Но ещё и в Северной Корее, на Кубе, в Эмиратах и нескольких американских штатах. Во Франции книгу издали, но имя Наполеона (лидера свиней) изменили на Цезаря.

Состоящая из десяти глав книга представляет собой классическую антиутопию, в основу которой были положены реальные исторические события, произошедшие в России с 1917-го по 1944-ый год.

Произведение открывается речью старого призового хряка Главаря (прототип – Ленин), призывающего животных (рабочих и крестьян) на борьбу с человечеством (господствующим классом). Вторая глава повествует о подпольной борьбе, стихийном восстании голодных зверей против мистера Джонса (прототип – Николай II) и превращении «Господского двора» (Российской Империи) в «Скотный двор» (СССР). В третьей части произведения автором рисуется ударная работа нового государства, в четвёртой показывается отношение соседних ферм (стран) – Плутни (США) мистера Калмингтона (прототип – Уинстон Черчилль) и Склоки (Германии) мистера Питера (Адольфа Гитлера) к новой ферме.

Пятая глава повести рассказывает о бегстве со «Скотного двора» интеллигенции в лице любящей кусковой сахар и разноцветные ленты лошадки Молли, разрабатываемой Обвалом (прототип – Лев Троцкий) ветряной мельницы (НЭП – новой экономической политики СССР, пришедшейся на 20-е годы XX века) и смещении умного и предприимчивого хряка неповоротливым (на первый взгляд) Наполеоном (прототип – Иосиф Сталин).

В шестой части произведения Оруэлл изображает тяжёлый труд животных, возникновение в обществе потребности в предметах, производящихся за пределами фермы (зарубежный импорт), установление Наполеоном новой торговой политики с внешним миром. На этом этапе исторического развития фермы (СССР) свиньи перебираются в хозяйский дом (вопреки установленным Главарём семи заповедям, которые они потихоньку начинают переписывать) и начинают искать внутреннего врага (разрушенная ветром мельница с лёгкой подачи Стукача (прототип – Вячеслав Молотов) становится диверсией сбежавшего от псов Наполеона (советских силовых структур) Обвала).

В седьмой части «Скотного двора» происходит восстановление ветряной мельницы (символический образ, восходящий ещё к традиции Сервантеса), на ферму обрушивается голод, после чего проводятся показательные казни сторонников Обвала. Восьмая глава рассказывает о культе личности Наполеона (Сталина) и Бое под ветряной мельницей (Великой Отечественной Войне). В девятой части к животным приходит осознание тягот влачимой ими жизни, в десятой – Оруэлл даёт картину как настоящего, так и будущего Англии (прототип – Европа), в которой человеческие фермы принимают животную, а обитатели последней приходят к выводу, что руководящие ими свиньи ничем не отличаются от людей (врагов-капиталистов).

Внутреннее политическое противостояние между людьми (богачами) и животными (бедняками) завершается формированием нового идеального общества, основанного на принципах равенства. Расслоение внутри животного мира происходит постепенно, но его зачатки видны уже в самых первых поступках свиней (выдвижении их на лидирующие позиции во время общих собраний, отбор у животных молока и яблок). Приход к власти Наполеона рисуется и как естественный (обитатели фермы привыкли к его руководству), и как силовой (его поддерживает девять свирепых псов). Блеющие политические лозунги («Четыре ноги хорошо, две – плохо!», «Четыре ноги хорошо, две – лучше!») овцы символизируют собой малограмотное население фермы (СССР), идущее на поводу у власти.

Укрепление правительственной позиции Наполеона происходит посредством лжи и обмана: семь заповедей, написанных на стене амбара, постоянно изменяются, приобретая новый, необходимый вождю, смысл; всё происходящее на ферме переворачивается Стукачом с ног на голову. Завершается история «Скотного двора» установлением дружественных отношений с людьми и полным уподоблением им свиней, которые в начале начинают ходить на двух ногах, затем носить человеческую одежду и походить рылами на человеческие лица.

Художественные образы главных героев имеют либо конкретных исторических (Николай II, Сталин, Троцкий, Молотов), либо обобщённых прототипов. Трудяга-конь по кличке Боец символизирует собой рабочий класс, видящий единственную возможность улучшить свою жизнь путём каждодневного труда. Чем сложнее становится обстановка на ферме, тем сильнее впрягается в работу лошадь. Боец свято верит товарищу Наполеону, время от времени сомневается в том, что ему говорит Стукач, но всякий раз при этом идёт на постройку ветряной мельницы, тратя на это как своё рабочее, так и личное время.

Многострадальные куры, вынужденные отдавать свои яйца на продажу (чтобы на вырученные деньги Наполеон мог пополнить закрома испытывающей голод фермы) и периодически гибнущие то от внутренних бунтов, то от наговоров на самих себя (несколько птиц казнят за то, что им приснилось, как они сотрудничали со Стукачом) являются символическим образом советского крестьянства.

Диссидентскую прослойку общества представляет собой старый ослик Вениамин – чаще всего молчащий, но периодически открывающий животным глаза на действия власти (к примеру, когда фургон живодёра увозит за пределы фермы больного Бойца). Именно этот герой лучше всех понимает суть происходящего на «Скотном дворе»: «Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже – голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни».

Духовенство в повести Оруэлла воплотилось в художественном образе любимца мистера Джонса – ручного ворона Моисея (очередное говорящее имя, указывающее на библейскую основу персонажа). С этим героем читатель встречается дважды: до восстания животных (времена Российской Империи и расцвет православия) и после Боя под ветряной мельницей (частичное возрождение православия после окончания Великой Отечественной Войны).

Финал «Скотного двора» можно назвать пророческим: Оруэлл, сам того не подозревая, предрёк постепенное становление СССР на путь капитализма (объединение свиней с мистером Калмингтоном) и возвращение ему прежнего названия «Господский двор» (Российской Федерации взамен исчезнувшей Российской Империи).

«Скотный двор» – талантливая сатира на СССР, оказавшая большое влияние на общественные настроения своего времени. Простой язык, притчевая форма, обилие юмора делают эту повесть гораздо более удобоваримой для широкого читателя, чем мрачный оруэлловский роман "1984". Однако эта простота обманчива. Если слегка отвлечься от сатирической природы «Скотного двора», перестать воспринимать сюжетные повороты и диалоги исключительно как тонкую издёвку над страной Советов, нам откроется нечто большее. А именно – потрясающий своей глубиной, полнотой и детализацией анализ технологий управления массами.

Причём ведь если задуматься – технологии эти универсальны. Они не социалистические и не капиталистические, не советские, не американские, не германские, не британские и т.д. и т.п. Рискнём сказать гораздо больше – они даже не тоталитарные.

Описанный в «Скотном дворе» арсенал средств превращения разрозненных индивидов в сплочённую группу существовал испокон веков во всех обществах. С ходом истории он усложнялся, становился всё более изощрённым и циничным. Особенность тоталитарных систем состоит лишь в том, что они с лёгкостью применяли и применяют самые грубые приёмы из этого арсенала, не опасаясь последствий. Однако, как мы можем убедиться на примере того же «Скотного двора», необходимая доля этих грубых приёмов при тонкой настройке всей системы не так уж велика. Репрессии – всегда ultima ratio, последний довод. Основой же успешной работы по сплочению масс является правильно выстроенная коммуникация.

Все приведённые ниже технологии управления массами разнесены по трём смысловым блокам:
I. Конструирования единства – здесь собраны технологии, направленные на сплочение группы;
II. Определение поведенческих рамок – здесь собраны технологии, используемые для программирования поведения индивидов и групп;
III. Борьба с возражениями – здесь собраны технологии антикризисной коммуникации, позволяющие эффективно бороться с критикой.

I. Конструирование единства

1. Создай свой гимн

Ферма "Райский уголок", принадлежащая мистеру Джонсу, превращается в революционный "Скотный двор" благодаря последовательной цепочке событий. И отправной точкой здесь становится событие почти мистическое. Старый кабан Майор рассказывает обитателям фермы о своём вещем сне. В нём он ясно увидел светлое будущее животных без человека. В этом же сне Майору явились слова песни, которая должна объединить всех животных в борьбе за свободу. Так появляется гимн "Скотного двора", который животные самозабвенно поют по несколько раз в день, черпая в нём силы для сопротивления. Конечно, у приснившейся старому кабану Майору песне есть реальный исторический прообраз. Это знаменитый "Интернационал" Эжена Потье и Пьера Дегейтера. В 1910 году на конференции в Копенгагене "Интернационал" стал гимном всего социалистического движения. Кроме того, долгое время он был гимном Советской России и СССР. Однако "Интернационал" – далеко не первая песня, сплотившая одних (в данном случае социалистов и сочувствующих им) против других (капиталистов-эксплуататоров). Гимн – один из древнейших ритуальных текстов. Первые гимны были религиозными. Люди сочиняли их, чтобы задобрить богов и добиться от них определённых преференций. Такими были индийские, египетские, вавилонские гимны богам. Но вместе с тем у этого жанра была и другая функция – социальная. Через гимн люди осознавали себя как часть обособленной группы, противостоящей остальному миру. Со временем функция общения с богами в гимне отходит на второй план, а вот социальная, напротив, становится всё более значимой. Сочинённая Мартином Лютером в 1529 году песня "Твердыня наша – вечный бог" – только формально религиозный гимн. В сущности, это боевой клич немецкой реформации, вступающей в яростную схватку с католичеством. Чувствуете, насколько сама последовательность образов перекликается со "Скотом домашним, скотом бесправным"? От описания угрозы к спасению, от мрачного настоящего к светлому будущему. С этими мелодиями в голове люди шли убивать друг друга. Такова сила обычного гимна. И Оруэлл неслучайно сделал историю с вещим сном Майора и услышанной им во сне песней катализатором революционных событий на ферме.

2. Создай общую терминологию

После смерти Майора на ферме находятся активисты, готовые продолжить его дело. Три кабанчика – Наполеон, Цицерон и Деловой – разрабатывают идеи покойного и придают им вид стройной системы под названием "анимализм". Итак, вторым шагом к революции стала разработка лидерами сопротивления собственного учения. При этом очень важно, что новое учение получило своё название. Массы о многом судят по обложке, поэтому обозначение комплекса сложных идей одним ёмким термином – вполне достаточное основание для того, чтобы началось брожение умов. Встретив в повести термин "анимализм", мы, безусловно, вспоминаем, многие другие "измы" ("социализм", "коммунизм", "анархизм" и т.д.), а также прочие научные названия экономических и политических учений ("кейнсианство", "либертарианство" и т.д.). Все эти идеологии в большей или меньшей степени владели умами людей на протяжении десятилетий и столетий, а некоторые владеют до сих пор. Как сказал бы современный пиарщик, введение Оруэллом в свою повесть специального термина – есть констатация важности нейминга для привлечения внимания целевой аудитории. Мол, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. Но по мере развёртывания революционных событий на ферме Джонса мы видим большее – постепенное появление у животных собственного идеологизированного языка. Здесь вам и названия профобъединений, и эпитеты для вождей и т.д. Создание своего языка – важнейший инструмент формирования любой общности: политической, культурной или религиозной. Словами определяются векторы мышления и ограничиваются его горизонты. Внутренний мир советского человека во многом был сформирован нужными словами. Выражаясь словами итальянского философа Антонио Грамши, эти слова были частью культурного ядра советского человека. Для реставрации капитализма в России в 90-е годы прошлого века потребовалась не только политическая воля, но и согласие населения. А для этого нужно было разрушить старый язык. Когда коммунисты стали "коммуняками", Советский союз – "совком", а "буржуи" – "свободными предпринимателями", нечего стало защищать, поэтому граждане бывшего "нерушимого" сами с удовольствием разобрали его по кирпичику.

3. Создай общую символику

После свержения Джонса у животных на ферме появляется свой флаг – зелёная скатерть с изображёнными на ней рогами и копытами. Новая власть подробно разъясняет народу, что зелёный цвет символизирует луга и пастбища, а рога и копыта – будущую республику животных. Теперь всем становится предельно ясно, за что бороться и умирать. Для сплочения любой аудитории, будь то ярые повстанцы, защитники политического режима или адепты коммерческого бренда, нужна хорошо проработанная символика. Символ – это ёмкое выражение той или иной идеи. Если идея близка человеку, то каждый выражающий её символ автоматически приобретает особую ценность. На войне солдаты рьяно оберегают боевое знамя, хотя, казалось бы, это просто кусок материи. В отдельную категорию входят символы врага. Если их круг очерчен, они становятся первоочередным объектом ненависти. Когда хозяин "Райского уголка" мистер Джонс на время покидает ферму, животные разжигают костёр. В него они бросают вожжи, недоуздки, наглазники, торбы для овса и наблюдают, как на их глазах сгорают в языках пламени символы их рабского положения. Уничтожению подлежат даже декоративные ленты, которые обычно вплетаются в лошадиные гривы или хвосты на ярмарках.

4. Придумай общие праздники и ритуалы

После успешного отражения нападения Джонса и его приспешников, руководство "Скотного двора" приняло решение увековечить это событие, назвав его Битвой при Коровнике. Реквизированное у врагов ружьё поставили под флагшток как бы вместо пушки. Теперь из него нужно было торжественно палить два раза в год – 12 октября, в годовщину Битвы при Коровнике, и в Иванов день, ознаменовавшийся Восстанием. Что мы видим в приведённом выше эпизоде? Едва образовавшись, первое в мире государство животных начинает создавать свои праздники и связанные с ними ритуалы. Роль праздников и ритуалов в сплочении масс осознавалась ещё древними философами. Платон в своих "Законах" (4 век до н.э.) прямо писал, что праздник со всеми его составляющими является средством стабилизации государства. В том же был убеждён и Никколо Макиавелли. В трактате "Государь" (1513 г.) он даёт совет правителям, желающим, чтобы их почитали, "занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года". Праздник объединяет людей сразу на двух уровнях: символическом (когнитивном) и эмоциональном (аффективном). На символическом уровне праздник воздействует через те идеи, которые он транслирует. Участники действа погружаются в мир зацикленного времени, где значимое событие прошлого "оживает" и вновь наполняет смыслом настоящее. Когда новая власть учреждает праздник, посвящённый своей победе, на символическом уровне она легитимизирует в глазах народа новую реальность. Теперь в каждом временном цикле эта реальность будет возникать из прошлого и напоминать о себе. На аффективном уровне праздник воздействует через ритуал – повторяющееся действие, которое дарит ощущение экстатического единства не только всем вовлечённым, но и всем наблюдателям. Ритуал не обязательно существует в контексте праздника. Это известный психотерапевтический инструмент, который наши древние предки применяли бессознательно. Позже психологи и педагоги научились использовать ритуалы целенаправленно, подведя под это серьёзную научную базу. Праздничные ритуалы зачастую представляют собой символическое повторение событий прошлого (парады военной техники, залпы из орудий и т.п.). Пространство соприкосновения прошлого и настоящего становится своего рода сакральным кругом, внутри которого единство возникает спонтанно.

5. Объединяй и властвуй

Новая власть "Райского уголка", поспешно переименованного в "Скотный двор", активно занимается не только идеологической обработкой масс, но и их организацией. Кабанчик Цицерон всерьёз берётся за организацию так называемых Животных комитетов. Несушек объединяют в Яйценосный комитет, коров – в Союз по борьбе за чистоту хвоста, овец – в Шерстяной комитет. Для одомашнивания крыс и диких кроликов создаётся Дикживкультпросвет. Оруэлловские аналогии с многочисленными союзами и комитетами Советской России в приведённом фрагменте совершенно очевидны. В первые годы советской власти появилось множество гражданских объединений, стремящихся проявить себя в самых разных областях – науке, искусстве, просвещении, здравоохранении, спорте и т.д. Часть из них действительно были добровольными. Для создания таких организаций была предусмотрена и законодательная база. Однако порядок регистрации добровольных союзов и надзор за ними действительно были очень строгими. Политтехнологический смысл создания объединений и союзов достаточно прост – они позволяют сконцентрировать усилия различных групп общественности на решении конкретных задач. В идеале люди сходятся по интересам, занимаются любимым делом и при этом вносят вклад в общую копилку. Государству от этого только польза. В так называемых демократиях подобная схема тоже действуют, с той лишь оговоркой, что добровольность создания объединений здесь поставлена во главу угла. При этом слишком мягкое регулирование негосударственного сектора иногда приводит к очевидным казусам. Вспомним Общество Мартейн – нидерландскую общественную организацию, просуществовавшую тридцать лет, несмотря на то, что основной целью её существования с самого начала декларировалась легализация сексуальных отношений между взрослыми и детьми. Впрочем, это крайности отдельных европейских демократий, которые не совсем корректно распространять на Европу в целом.

II. Определение поведенческих рамок

1. Создай кодекс поведения группы

Одним из первых начинаний новой власти после восстания на ферме становится принятие семи заповедей, регламентирующих поведение животных. Заповеди торжественно выводят на стене сарая, чтобы они обрели силу закона. Все животные, каждое в меру своих способностей, теперь должны читать и заучивать их. Корпоративные кодексы поведения и своды правил играют заметную роль в управлении массами. Если использовать аналогии из военного дела, они превращают группу в "остриё копья". Подчиняясь кодексу, индивид частично утрачивает свободу, но приобретает чувство общности с группой. Это снижает его страх перед внешним миром, заставляет действовать так, как будто рядом всегда есть страховка, как будто каждое действие одобрено и благословлено свыше. Мужество и стойкость средневековых самураев во многом сформированы внутренним кодексом – Бусидо ("Путь воина"). Кодекс учит самурая всегда помнить о смерти, постоянно упражняться в боевом искусстве, взвешивать каждое слово. Но всё же ключевая мысль самурайского свода правил – беспрекословное подчинение своему господину. Эта мысль в разных формулировках многократно повторяется в тексте. Таким образом, истинная цель Бусидо – обеспечить стабильность общества за счёт осознанного и добровольного служения воинской касты феодальной знати. Рассуждения о воинской доблести – лишь "ветви". Смысловое "древо" – утверждение легитимности власти. Парадокс влияния кодексов на поведение индивидов заключается в том, что каким бы не было содержание подобных гласных или негласных правил (вплоть до абсолютно противоположных тезисов), результатом становится образование сплочённой группы. Если следовать букве нечаевского катехизиса революционера, он предельно далёк от Кодекса самурая по декларируемым ценностям. Главное дело самурая – защита господина. Вместе с тем ему предписано быть скромным и честным, почитать предков, ценить искусство, упражняться в поэзии и т.п. Катехизис революционера отрицает само понятие господства, равно как и любые проявления человечности. Что же общего у Кодекса самурая, пропитанного эстетикой добродетели, и нечаевского катехизиса, который Достоевский назвал бы "бесовским"? Это очевидное общее – патетика долга. Неважно, долг ли это перед господином или перед грядущей революцией. Наряду с общностью интересов, именно убеждённость индивида в том, что с момента принятия кодекса он скован обязательствами перед группой, является фундаментом солидарности. В истории кодексы использовались для сплочения как узких групп, так и целых народов. В этом смысле Кодекс строителя коммунизма, Къонахалла, Омерта, Monita secreta, Клятва Гиппократа – при всей разности в масштабах, являются явлениями одного порядка.

2. Создай систему поощрений

После уже упомянутой Битвы при Коровнике обитатели "Скотного двора" единодушно решают учредить боевую награду – "Животная доблесть I степени". Ею награждают Цицерона и Работягу, проявивших особую отвагу в сражении. Погибшая при атаке овца получает "Животную доблесть II степени" (посмертно). Если кодексы описывают желаемые формы поведения в социуме, то награды и премии закрепляют эти формы поведения. Награды могут вручаться за боевые заслуги, а также достижения в других сферах жизнедеятельности – науке, искусстве, образовании, медицине и т.д. Наиболее отличившиеся получают материальное или нематериальное вознаграждение. Это подхлёстывает остальных равнятся на них, чтобы и самим однажды стать лучшими. Свои системы поощрений существуют на уровне стран, регионов, городов, профессиональных сообществ и отдельных организаций. При значительном сходстве каждая из таких систем имеет свою специфику. Хотите понять ценности того или иного социума? Проанализируйте, за что именно в нём вручаются награды. С помощью наград и премий может стимулироваться появление определённых стандартов работы в целых отраслях.

3. Используй лозунги и максимы

Для того, чтобы обеспечить трудовую дисциплину на "Скотном дворе" и развеять всяческие сомнения животных в светлом будущем, новая власть использует соответствующую риторику. Семь заповедей Цицерон сводит к одной максиме: "Четыре ноги хорошо – две ноги плохо". Это помогает даже самым отсталым обитателям фермы понять суть анимализма. Идея строительства нового мира опережающими темпами находит отражение в лозунге "Работать ещё лучше". А тем, кто сомневается, что меры руководства эффективны, всегда можно повторить очевидную истину: "Наполеон всегда прав". Оруэлловские аллюзии на советскую действительность, как всегда, предельно прозрачны. Однако надо понимать, что политические лозунги управляли массами на протяжении веков. Они стояли на службе у революцинеров и державников, участников освободительных движений и колонизаторов, религиозных фанатиков и антиклерикалов. Лозунги на службе режима – дело тоже вполне обычное. А как ещё сплотить население в едином порыве за всё хорошее и против всего плохого? Конечно, с помощью яркого лаконичного призыва.

4. Создай образ врага

Первая заповедь "Скотного двора" чётко обозначает врага всех животных. Этим врагом является человек. Сначала животные объединяются, чтобы свергнуть владельца фермы мистера Джонса. Затем они начинают помышлять о "мировой революции", способной освободить домашний скот на всех фермах. Однако по мере возникновения первых хозяйственных трудностей энтузиазм масс начинает угасать. Одновременно с этим возникает раскол в правящей элите. Кабану Наполеону, который хочет сосредоточить в своих руках единоличную власть, приходится выдумать нового – внутреннего – врага и убедить животных, что именно он повинен во всех неудачах. Технологию конструирования образа врага часто называют манипулятивной. Но это всего лишь условность. Всегда нужно иметь в виду конкретную ситуацию, в которой эта технология применяется. Враг может быть реальным. Тогда конструирование его образа – адекватный способ поднять боевой дух группы (народа, армии, партии и т.д.). Другое дело, если в реальности врага нет, но кто-то настойчиво пытается убедить общественность в его существовании. В ход идут подтасовки фактов, искажённые цитаты, провокации и прочие неэтичные методы. В этом случае конструирование образа врага – безусловная манипуляция. Её цель – отвлечь внимание общественности от важных проблем или найти "козла отпущения". Когда сильнейший ураган разрушает мельницу, строительством которой обитатели "Скотного двора" занимались долгие месяцы, Наполеон обвиняет в этом сбежавшего Цицерона. Сначала животные не могут в это поверить, но опровергнуть ложь некому. Так Цицерон превращается во всеобщего врага. А дальше Оруэлл блестяще описывает, как пропаганда детализирует вражеский образ, используя любой удобный повод. Не замечаете ничего общего с современными политическими реалиями? Возьмём любой более или менее сильный очаг напряжения в международных отношениях, и сразу станет ясно, как часто оппоненты применяют технологию конструирования образа врага. Конструирование образа врага – один из самых эффективных инструментов управления массами. Однако применять его нужно осмотрительно, стараясь избегать абсурда и карикатурности. Иначе тезисы обвинения в конечном итоге не будут вызывать ничего, кроме смеха и раздражения.

III. Борьба с возражениями

1. Заставь статистику работать на себя

Несмотря на то, что положение большинства обитателей "Скотного двора" со временем только ухудшается, озвучиваемая свиньями на общих собраниях статистика говорит об обратном. По цифрам выходит, что овса и сена стало больше, продолжительность рабочего дня уменьшилась, а блохи уже не так докучают, как прежде. Животные слушают, удивляются, но в итоге признаются сами себе, что не способны объяснить этого парадокса. Остаётся верить свиньям и радоваться общим успехам. Сатирический пафос Оруэлла об оболванивающей роли статистики в тоталитарном обществе во многом оправдан. Советские газеты по сути создавали в умах своих читателей параллельную реальность – сотканную из цифр картину дивного нового мира, в котором всё бесконечно улучшается. И что особенно точно подмечено – человеку хотелось в эту реальность верить, погружаться в неё с головой, потому что повседневная жизнь в эпоху первых пятилеток была трудной, полной лишений, требующей самоотдачи. При этом стоит ли говорить, что манипуляции со статистикой в той или иной степени присущи любой власти (если говорить более предметно – любым институтам, которые с этой статистикой работают)? В конце концов, известное выражение "Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" приписывают соотечественнику Оруэлла, премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли. Магия цифр однозначно влияет на поведение людей. А значит, попытки влиять на статистику будут предприниматься везде, вне зависимости от государства, политического режима или культурной парадигмы.

2. Говоря о непопулярных мерах, используй эвфемизмы

Рапортовать об успехах следует языком статистики, а сообщать о неудачах – языком эвфемизмов. Эвфемизм (в политике) – смягчённый вариант слова или выражения, необходимый для того, чтобы заретушировать реальное положение дел, показать действительность в более выгодном для манипулятора свете. Чтобы проиллюстрировать, как работает этот риторический приём, Оруэлл описывает пламенные выступления свиней на общих собраниях животных. К примеру, когда речь идёт о сокращении дневной нормы еды, Деловой предпочитает говорить "упорядочение" вместо режущего слух "сокращение". С помощью этой тонкой манипуляции происходит смещение акцентов в восприятии самого явления. Теперь животные задумываются не только о том, что еды стало меньше, но и о том, что это часть мудрой политики руководства, которое заботится о дне грядущем и заранее готовит запасы провизии. Эвфемизмы повсеместно используются в пиар-коммуникации. Когда крупные компании проводят массовые сокращения штата, их пресс-службы часто используют термин "оптимизация". Звучит благороднее и вопросов меньше. Когда на химическом заводе случается пожар, МЧС вполне может назвать его "возгоранием". Иначе возможна паника среди населения. По той же логике "наводнение" часто подаётся как "подтопление", а "взрыв" как "хлопок". Венцом эвфемизации можно назвать излюбленный термин всех чиновников от экономики – "отрицательный рост" (вместо "падения"). Эвфемизмы призваны успокаивать, оправдывать, показывать ситуацию "в ином свете". Без них тонкая настройка общественного мнения была бы невозможна.

3. Используй эффект социального доказательства

Для поддержания энтузиазма в обществе всегда нужны те, кто будет подавать пример. Ярые и преданные сторонники власти. Именно на них власть опирается, оправдывая самые спорные решения. Это либо наиболее доверчивые группы населения, которые не способны критически относится к действительности и поэтому являются удобным объектом для манипуляции, либо профессиональные "заводилы", для которых быть энтузиастами – работа. В повести Оруэлла свиньи целенаправленно дрессируют овец, чтобы те при любой критике власти затыкали оппозицию вдохновенным лозунгом "Четыре ноги хорошо, две ноги плохо!". Недалёкие овцы с удовольствием играют в эту игру, чувствуя свою нужность и значимость. Перекричать такую толпу на собрании совершенно невозможно, поэтому несогласным остаётся только успокоиться и продолжить слушать победные реляции. В теории PR подобный приём называется использованием эффекта социального доказательства. Когда человек не знает, как поступать в той или иной ситуации, когда его раздирают внутренние противоречия, он с большой долей вероятности будет ориентироваться на большинство. Хотите направить поведение человека в нужное русло? Создайте в его глазах иллюзию, что так поступают все. В современной политической жизни на использование эффекта социального доказательства может указывать организация той или иной группой массовых митингов, сбор подписей под петицией, активный троллинг оппонентов в социальных сетях. Причём все перечисленные приёмы могут быть как этичными, так и неэтичными. Всё зависит от целого ряда факторов. Пожалуй, основной из них – проплачиваются ли действия участников подобных акций или совершаются ими искренне и бескорыстно.

4. Борись с вредными слухами

Одним из самых тяжёлых испытаний для обитателей "Скотного двора" становится разрушение мельницы. На её восстановление бросают все силы. Между тем, из-за неправильного хранения зимой мёрзнет картофель. Новая власть вновь урезает животным пайки. К ферме неотвратимо подступает голод. Ситуацией ловко пользуются люди, которые начинают распространять о "Скотном дворе" негативные слухи. В ход идут самые разные небылицы: моровая язва, массовый голод, пожирание собственных детей. Окончательно подмявший под себя власть на ферме кабан Наполеон отвечает на слухи весьма оригинально. Он приказывает животным повсеместно заучивать и репетировать речи о сытой жизни. При появлении на ферме мистера Уимпера, ведущего со "Скотным двором" торговлю от имени людей, эти речи как бы невзначай озвучиваются. А чтобы общая картина жизни на ферме была ещё более благостной, в ход идёт бутафория. Пустые закрома доверху набивают песком, а сверху присыпают зерном. Итак, Оруэлл мастерски описывает не только условия возникновения слухов, но и характер их развития, и варианты борьбы с ними. Слухи часто начинают циркулировать на фоне кризисной ситуации. Однако это не является незыблемым правилом. В реальной политике любой информационный повод может быть использован заинтересованными сторонами, чтобы распустить слухи против оппонента. В целом же борьба со слухами возможна. Для этого опровергающая информация должна подаваться в кратчайшие сроки и через как можно большее количество авторитетных источников. У того, кто опровергает слух, всегда должна быть своя версия событий, своя подборка фактов, подкреплённые ссылкой на официальные документы. Любые возможные модификации слуха, вплоть до самых фантастических, должны быть учтены и опровергнуты.

Любая по-настоящему хорошая книга умнее своего автора. Похоже, "Скотный двор" – как раз такой случай. Задуманный как памфлет и имеющий конкретную мишень, он стал своего рода путеводителем по технологиям манипуляции, которые могут быть использованы любой политической элитой. В этом подлинная ценность оруэлловской повести, делающая её актуальной и востребованной сегодня.

Оруэлл – гений по написанию пародий. Каждый из персонажей, сопоставленный с исторической личностью, полностью передаёт его политические взгляды и идеи. В чём же заключается главная мысль произведения? Не всякая идея, придуманная людьми имеет шанс на существование в реальности, и чаще всего является лишь утопией. Почему же? Ответ: банальная жадность и корысть – вечные пороки человеческой натуры.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (09.07.2023)
Просмотров: 111 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz