Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Прыгнуть выше головы

Мудрые высказывания, автором которых является народ, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Крылатые фразы и выражения мы слышим повсеместно. Существует огромное количество пословиц и поговорок практически на все случаи жизни. Есть очень известные выражения, которые знакомы практически всем, другие же меньше распространены, но от этого не менее мудры. Какую пользу они нам приносят и для чего нужны?

Народные пословицы являются отображением мудрости наших предков и заключают в себе опыт поколений. Они содержат умные мысли, дельные советы и объясняют многие явления. Некоторые пословицы констатируют всем известные факты. Их очень удобно употреблять в определенных случаях, чтобы долго не объяснять свою мысль. В этом случае пословицы, как идейный концентрат, коротко и ясно, бывает, даже в рифмованной форме выражают целые понятия. Другие же изречения заставляют задуматься. Т. е. тот смысл, который в них заложен, не лежит на самой поверхности - он более скрытый и глубокий.

Когда анализируешь такое высказывание – приходишь к выводу, что народные пословицы, дошедшие до нас – это просто кладезь мудрости, они не ошибаются и не обманывают. Это знания, прошедшие через века и подтвержденные самой жизнью. Значение пословицы «Выше головы не прыгнешь» Всем известно, что выше своей головы человек прыгнуть не может, ну, по крайней мере, без специальных приспособлений.

Данная пословица говорит о том, что человек не может сделать что-либо, что выше его возможностей. Речь, как вы понимаете, идёт не только о прыжках. Данная пословица подразумевает любые действия, которые люди совершают на протяжении своей жизни. Это выражение употребляется тогда, когда кто-то замахивается на что-то, чего явно не сможет осуществить.

Нельзя сделать невозможное. Однако некоторые люди прикрываются данной пословицей, чтобы завуалировать свою лень и нежелание развиваться. Они устанавливают себе какую-то планку, часто заниженную, и не хотят её повышать, аргументируя это тем, что для них она является «потолком», и они не способны на большее. Хотя, как показывает жизнь, есть люди, которые благодаря своему упорству и трудолюбию, способны всё-таки прыгнуть выше головы, конечно, в образном смысле. Однако не всем это нужно, кто-то предпочитает быть вполне посредственной личностью и использовать свои ресурсы весьма умеренно.

Данное выражение употребляется в том случае, когда человеку удаётся сделать что-то, что не под силу большинству. Когда все вокруг твердят, что это невозможно, есть люди, которые доказывают на своем примере, что человеческие возможности не так уж и ограничены. Конечно, никому не под силу пройтись по потолку или прыгнуть с высоты девятиэтажного дома без специального приспособления.

Однако есть цели, которых человек может достичь, если будет прикладывать максимум усилий. Иногда бывает и так, что сделать невозможное позволяет совокупность различных факторов: благоприятное стечение обстоятельств, банальное везение, упорство, личное обаяние и прочие обстоятельства.

Прыгнуть выше головы могут также люди, которые обладают каким-то даром с рождения. У кого-то, например, очень развита память. Такие таланты могут за минуту запомнить объем информации, который обычному человеку не выучить и за час. Или так называемые «люди-змеи». Они очень гибкие и способны изогнуться в немыслимых для нас формах или расположиться в недоступных для простых людей пространствах.

Не все, конечно, обладают какими-то уникальными способностями, однако даже те, которые их имеют, должны трудиться, чтобы развивать свой дар. Похожие пословицы Выражение «прыгнуть выше головы» – не единственное в своем роде. Есть масса похожих по смыслу пословиц и поговорок. К примеру: «Душа желает, но плоть слаба», «Выше солнца сокол не летает» и другие.

Все они несут один и тот же смысл. Не нужно пытаться сделать то, чего невозможно осуществить в принципе. Однако не стоит также сильно занижать свою планку и бояться сделать шаг влево или вправо. Всегда нужно совершенствоваться, прилагать максимум усилий для получения результата, браться за дела, которые достижимы – и тогда человек сможет собой гордиться, у него не будет заниженной самооценки, а отношения с окружающими будут гармоничны и плодотворны.

Еще Дарвин, знающий толк в человеке и человечестве, сказал, что «невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». Другими словами, чем мы более некомпетентны, тем меньше сомневаемся в собственных способностях. Как разглядеть свой потолок и перестать мучить себя задачами не по зубам? Или, наоборот, стоит завышать планку и прыгать все выше и выше?

Людей, которые сознательно пускают пыль в глаза другим, немало. Но не меньше и тех, кто искренне заблуждается в собственном уровне компетентности. Они с энтузиазмом берутся за задачи любой сложности, а потом с удивлением обнаруживают себя днюющими и ночующими на работе или в больнице после нервного срыва.

«Невротический механизм заставляет такого человека быть не хуже. И тогда он неизбежно начинает перегружаться. Как следствие – трудоголизм. Он физически себя изматывает. У японцев много лет официально существует термин «смерть на рабочем месте». У них принято завышать планку настолько, что это приводит к истощению, нарастающим проблемам со здоровьем, тревожным расстройствам, психосоматическим заболеваниям».

Спустя сто с небольшим лет после Дарвина, в 1999 году, исследователи Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг высказали гипотезу, которую подтвердили исследованиями на студентах одного из американских университетов. Согласно их выводам, адекватная оценка себя и других зависит от уровня некомпетентности оценивающего.

Люди менее квалифицированные часто переоценивали свои способности и возможности и не понимали реальный уровень своей некомпетентности. Они не могли адекватно оценить и тех, кто имел более высокий уровень. Но после того, как с ними проводилось обучение, они, обернувшись назад, видели свой скудный багаж знаний и навыков. Обратная сторона эффекта: люди с высокой компетентностью не способны понять, почему кто-то, имеющий более низкий уровень квалификации, не может выполнить задачу так же легко, как они.

Часто люди не обращают внимания на важность бытовых и межличностных компетенций, ведь определенный уровень знаний и навыков необходим и в отношениях. Они рассчитывают на общую осведомленность. Кому-то кажется, что главное – поставить штамп в паспорте, а дальше все как-то само собой сложится.

Но отношения – это тоже работа. И мужу, и жене желательно иметь определенные компетенции и, соответственно, уровень компетентности. Люди пытаются действовать интуитивно, сталкиваясь со стрессом или сложной жизненной ситуацией. И если что-то не получается, причину неудачи ищут не в себе и в своей некомпетентности, а во внешних обстоятельствах: или партнер «не тот», или все кругом плохие и завидуют».

Каждый человек рождается со своим темпераментом, физическими и когнитивными данными, он воспитывается в определенных условиях в конкретных семьях и культуре, учится в разных школах и вузах. Наконец, есть способности, которые, по мнению некоторых исследователей в области психологии, закладываются в нас генетически и развиваются благодаря среде. Влияют ли способности на уровень компетентности?

Компетенции – это некий динамический стереотип, набор действий, которые человек с тем или иным качеством осуществляет. Это очень конкретизированные навыки, схема. Например, кассир в Макдональдсе выполняет нехитрые действия, которые требуют отточенности, но не каких-то глубинных знаний. Навыки – это научение. А способности – более широкое русло. Можно иметь способности, но не иметь компетенций.

Один из главных теоретиков исследования эффективности менеджеров Дэвид Маклелланд разделял компетенции на два уровня – поверхностные и глубинные. Первые – обучаемые формы поведения, знания и действия, которые приводят к компетентности в узком формате: быстро получил заказ от покупателя, быстро передал на кухню, выдал чек с номером в очереди и переключился на следующего покупателя. Этому легко научить.

Более сложные компетенции не видны «невооруженным глазом», они измеряются специальными тестами и шкалами и проявляются в конкретных ситуациях. Например, склонность к эмпатии или умение вести себя в конфликтах.

Этому нельзя научить, по крайней мере, не так быстро, как принимать заказ на бургер. Здесь уже имеют значение особенности личности. Например, айтишник склонен работать с машинами, техникой, программами, а не с людьми. Требовать от него эмпатии сложно, да и вряд ли это так же необходимо в его работе, как базовые профессиональные навыки.

Или возьмем тип людей, называемый в психиатрии ананкастный. Они склонны к пунктуальности, обстоятельности. Сортировка бумаг, затачивание карандашей взбесит кого угодно, а им хорошо – они в нирване. Их личные особенности и приобретенные навыки дадут высокую компетентность на этой позиции».

Чем выше уровень компетентности, тем критичнее мы к себе относимся. Как говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Демокрит сравнивал знания с шаром. Когда мы знаем мало, то и шар маленький, и поверхность соприкосновения с областью незнания мала, поэтому есть ошибочное представление о собственных знаниях как значительных. Проявляется тот самый эффект Даннинга-Крюгера, когда студент не очень разбирается в предмете, но чуть-чуть послушал, где-то что-то прочитал, ощущает себя всезнающим и безапелляционно выносит суждения.

А как у нас все прекрасно разбираются в политике и психологии! Есть люди, которые искренне верят, что они, что-то узнав и поняв про себя, способны учить других разным вещам. При этом они нередко не имеют образования. Но чем больше наш шар, тем больше поверхность, которой мы соприкасаемся с областью незнания».

Есть такое понятие – «Я-концепция». Это некое представление о себе. «У большинства оно позитивное, чтобы в этом сложном мире как-то свести концы с концами, не разрушиться. Люди некритичны к себе, потому что сомнение в себе может стать травматичным, болезненным. Они избегают критики или реагируют на нее неадекватным образом.

Негативные оценки могут напоминать им, как в детстве кто-то их обесценивал и критиковал. Отсюда возникают трудности в коммуникациях, выстраивании межличностных отношений. Люди подсознательно боятся что-то открыть, так как это связано с болью. Проще принять свои иллюзии о себе.

Если мы понимаем количество наших белых пятен и критичны к себе, то это хороший симптом. Критическое мышление позволяет соизмерять объем своих знаний и навыков. И это помогает брать на себя то, что по плечу. У когнитивных психотерапевтов есть такая шутка: человек в реальной ситуации не поднимется до вершин своих ожиданий, а упадет на дно своих навыков».

Но есть и другая крайность: немало тех, кто при больших знаниях и опыте не уверен в своей достаточной компетентности. При том, что все внешние признаки успешной работы налицо. Это так называемый синдромом самозванца, когда человек считает, что он незаслуженно занимает какую-то позицию, что на самом деле он абсолютный ноль.

В чем здесь опасность? В ограничении: человек не пускает себя в деятельность избыточной критикой к себе. Он «хуже Сидорова, который вон сколько умеет». Он не уверен настолько, что будет блокировать свою жизнедеятельность. Поэтому нужно помочь таким людям сформировать альтернативу, взгляд со стороны – посмотреть на свои привычки, увидеть и затем изменить паттерны. Нарастить осознание их собственных навыков и компетенций. Повысить уровень самопринятия, чтобы он разрешил себе действовать, «вышел из норы».

Есть инструмент, который можно использовать и самому, без помощи психотерапевта. Упражнение «Когнитивный континуум» помогает избавиться от черно-белого восприятия себя, свойственного «самозванцам». Они либо должны быть гениями и успешными на все 100 %, либо они никто и не имеют права на место в этом мире.

Предлагается задать себе вопросы, которые бы помогли включить критическое мышление, изменить свои автоматические мысли. И визуализировать основные «заблуждения» на шкале от 0 % до 100 %. Задаем себе вопрос: если я вообще полный ноль, тогда почему мне платят зарплату? Значит, я что-то делаю? Что именно? И так далее.

Постепенно, задавая себе безоценочные вопросы, вспоминая и подбирая для ответов факты, которые человек вытеснял, отрицал и обесценивал, он приходит к выводу, что на самом деле вовсе не хуже Сидорова, а даже в чем-то или во многом компетентнее его. Если сумма баллов немногим больше нуля – это все равно шаг к изменению «Я-концепции». В следующий раз количество баллов еще вырастет».

И желательно вести дневник, куда стоит записывать свои проблемные действия и ситуации, а также предшествующие им мысли. Важно делать это не в голове, а на бумаге. Именно с помощью внешнего носителя и развивается критическое мышление, позволяющее взглянуть на ситуацию со стороны и реалистично.

Выходит, не нужно завышать себе планку? Нужна золотая середина. Если ставить слишком высоко, будет апатия и блокировка действий. Если ставить планку сегодняшнего дня, не будет мотивов развития. Нужна постепенная тренировка и стимулирование себя. Задавайте себе задачки на доступном уровне, это и будет, по Выготскому, ближайшая зона развития.

Десять вещей, которые помогут вам совершить прыжок выше головы

1. Делайте то, чего никогда не делали раньше

Вы привыкли действовать привычными методами: ездить на работу одним и тем же маршрутом, использовать проверенные приемы при решении задач и т.д. Срочно меняйте подход. Банальный пример: представьте себе журналиста, который никогда не шутил в своих статьях. Но очевидный факт состоит в том, что люди эмоционально живее воспринимают текст, в котором есть юмор. Вывод простой: журналисту срочно нужно учиться писать с юмором. Не верьте тем, кто утверждает, что научиться этому нельзя. Можно. Если очень хочется, и если потратить на совершенствование этого навыка достаточное количество времени. Большинство гениальных музыкантов создали свои самые известные шедевры только после десяти лет занятий музыкой. Крупные гениальные бизнесы тоже создаются не за один день. Словом, начинайте шутить, пока не поздно. Через десять лет у вас будет получаться искрометно.

2. Не бойтесь негативных эмоций и кризисов

Вы думаете, что, не обращая внимания на плохие новости, критику, сомнения в себе, вы повышаете свой энтузиазм и становитесь более эффективными? Вы заблуждаетесь. Да, позитивный эмоциональный фон способствует результативной работе. Но без кризисов и их преодоления вы никогда не подниметесь на уровень выше. Так и будете выполнять свои обязанности не лучше и не хуже, чем всегда. Желание уйти в зону комфорта понятно и оправданно. Но не для тех, кто задумал прыжок выше головы.

3. Будьте упертым честолюбцем

Не стесняйтесь этого. Только такие добиваются успеха.

4. Помните о своей цели, как бы не менялись обстоятельства

Упорно идите к ней. Жизнь обязательно предложит несколько тропинок, по которым идти легче, светлее и приятнее в данный момент. Найдите в себе силы игнорировать легкие пути. Их не бывает, если вы идете к цели.

5. Вдумчиво относитесь к тому, что делаете

При ежедневном выполнении знакомой работы есть риск начать все делать по шаблону, без включения креативной функции. Это уход в зону комфорта, что, как вы уже, вероятно, поняли, является самым верным способом никогда не прыгнуть выше головы. Средний исполнитель все делает наиболее комфортным для него способом. Выдающиеся подходят к делу вдумчиво и требовательно.

6. Упорно работайте

Выдающимися людьми не рождаются, ими становятся. Как? Путь один – много и упорно работать.

7. Не будьте собой довольны

Если вы полностью удовлетворены результатами своей деятельности, с вами что-то не так. Честно, если человека не мучает мысль, что можно было бы сделать лучше, он просто не способен развиваться. Только когда вы действительно сделали все, что могли, скажите себе: этот проект завершен.

8. Относитесь к тому, что вы делаете, с крайней любовью

Вас может не удовлетворять результат вашей деятельности, но вы не можете не любить то, чем занимаетесь. Без преданности своему делу нет мотивации его выполнять.

9. Не делайте работу только ради того, чтобы получить положительную оценку окружающих

Представьте идеальный результат вашего труда и стремитесь к нему. Типичная ситуация: вы только что сдали проект, над которым работали последние два месяца. Не досыпали ночами. Курили, как Шерлок Холмс, до посинения. Ваш организм к концу второго месяца на 80% стал состоять из кофе, а не из воды. В час икс вы ждете оценки вашего руководителя: вам очень хочется, чтобы вас похвалили. Вполне человеческое желание. Но если вы приступили к работе только потому, что ждали похвалы, вас, скорее всего, найдут за что покритиковать. При таком подходе человек не может мыслить самостоятельно, сам закрывает для себя безграничное множество путей, по которым мог бы пойти при решении своей задачи. Идеальный результат – вот что должно было быть в вашей голове все это время.

10. Научитесь адекватно оценивать плоды своего труда самостоятельно

На самом деле это очень трудно. Для этого нужно встать на другой уровень понимания проблемы. Объяснить, в чем трудность, легче всего на примере работы писателя. Представьте: вы писатель и только что окончили работу над романом. Какова ваша главная эмоция? Скорее всего, вы пребываете в эйфории, считая, что написали гениальный труд. Вот тут стоп. Абсолютно все профессиональные писатели, зная об этой эйфории, наступающей после точки в романе, откладывают свое произведение на какой-то срок, чтобы вернуться к нему позже и здраво оценить написанное. Эмоции уходят, приходит понимание, какие фрагменты хороши, а какие требуют доработки. Он уже на другом уровне – он оценивает произведение глазами читателя, а не как автор изнутри. Словом, оценивайте ваш труд только после того, как вы уже поднялись на уровень выше.

Вам кажется, так много вещей в этом мире мешают совершить прыжок выше головы, и одна из основных – человек таков, каков он есть, он просто не в силах измениться, стать кем-то другим. Это не так. Подумайте вот над таким фактом: клетки человеческого организма полностью обновляются за семь лет. Через каждое семилетие вы – новый человек. Почему же вы мыслите по-старому? Только потому, что устанавливаете себе границы, за пределы которых, по вашему разумению, выйти невозможно.

На самом деле границ нет. Мы сами ограничиваем свои возможности, определяя наше место в жизни, высшую планку своего заработка, уровень комфорта, верим в то, что человек с IQ 120 не сможет добиться того же успеха, что человек с IQ 150. Есть научные данные, которые это опровергают.

Правда такова: «лишние» 30 баллов, теоретически составляющие огромную разницу между 120 и 150, не ведут к улучшению качества выполняемого труда. То есть суперумный и просто умный будут делать свою работу, в принципе, одинаково. Что же главное в этом долгом и тяжелом жизненном забеге к успеху, к прыжку выше головы?

Льюис Терман, психолог Стэнфордского университета, в 1921 году начал вести долгосрочное исследование, в ходе которого наблюдал за одаренными детьми, которые родились в период между 1900 и 1925 годами. В исследовании участвовали 1500 детей, выбрали их на основании теста IQ. Исследование, начатое Терманом, стало одним из самых продолжительных – в течение 90 лет ученые собирали огромный массив данных по развитию личности, изучая жизнь участников, их поведение в семье, успехи в университете, их способности, движение по карьерной лестнице и т.д.

Выводы были следующими: главными факторами, определяющими успешность человека в своем деле, являются настойчивость и честолюбие. Исследователи ожидали, что люди с уровнем интеллекта выше 135 добьются небывалого успеха. Да, они стали хорошими адвокатами, директорами компаний, добросовестными профессионалами, но ошеломляющих результатов никто из них не добился. И, напротив, люди с более низким IQ, но обладающие вышеназванными личностными качествами и с детства знающие, кем хотят стать, смогли добиться в жизни куда более впечатляющих результатов.

Разрыв шаблона – вот что такое прыжок выше головы. Будьте упорны в своем желании выйти за рамки стандарта, мыслить шире, чем позволяют вам установленные вами же границы, которых – как вы уже знаете – не существует.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (05.03.2020)
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz