![](/_pu/8/s71262319.jpg)
Многие знают эту крылатую фразу из стихотворения в прозе «Песня о Соколе» (1898) Максима Горького. А как она появилась?
Возможно, что Горький использовал аналогичное выражение из басни «Мужик и корова» русского поэта-баснописца XVIII в. Ивана Ивановича Хемницера (1745-1784). В басне рассказывается, как однажды мужик решил оседлать корову и поехать на ней верхом, но она под седоком «свалилась»: "Скакать корова не училась. А потому и должно знать: Кто ползать родился, тому уж не летать. "
Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если «Песня о Буревестнике» прочитывалась современниками как призыв к революции, то «Песня о Соколе» больше напоминала басню в силу использования в ней аллегорических образов, о роли которых и пойдет речь в анализе произведения.
Впервые «Песню о Соколе» напечатали в Самарской газете в 1895 году. Но позже Горький включил ее во 2-е издание «Очерков и рассказов» в 1899 году уже в новой редакции.
Как и во всех неоромантических произведениях Горького, в «Песне» использована кольцевая композиция, играющая роль художественного обрамления, а также создающая образ рассказчика – старого крымского чабана Рагима, который и исполняет саму песню.
Также важную роль играет пейзаж во вступлении, где природа воспринимается как живое существо, обладающее мощной сдержанной силой. Но это ощущение силы не подавляет, а, наоборот, способствует бодрому и жизнерадостному восприятию мира. Красота природы вызывает у читателя активное отношение к миру, заставляет его стремиться к счастью и, если понадобится, даже бороться за него.
На фоне величественной, полной скрытых сил природы особенно выразителен образ Рагима, «высокого, седого, сожженного южным солнцем, сухого и мудрого старика». Он находится в том состоянии, когда «все кажется призрачным, одухотворенным, и нет других желаний, кроме желания думать». Поэтому старик «вдумчиво смотрит в мутную даль» и философствует о смерти, о боге, о человеке. Одной из его историй и становится песня о храбром Соколе и Уже-обывателе.
Действие происходит высоко в горах. Далеко внизу море. Высоко в небе сияет солнце. А в глубине гор сырое, душное и темное ущелье, и там – Уж. Описание представляет читателю героя - тупого и самодовольного, неспособного к действию. В противопоставлении ему показан Сокол. Он появляется на фоне картины, полной жизни. В ней все движется, живет, все охвачено борьбой: «бились волны внизу о камень», «по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями», «сердито воя…» Именно на таком фоне и появляется Сокол, сраженный в бою.
Если для Ужа сырое и теплое ущелье – привычная среда обитания, то Сокол задыхается в такой атмосфере. И если первоначально испытывая гнев от собственного бессилия и переживая трагически окончившуюся битву, он не замечает окружающей обстановки, то после слов Ужа о том, что ему «прекрасно, тепло и сыро», Сокол «встрепенулся и по ущелью повел очами».
Любому читателю ясно, что Уж и Сокол – символы, дающие ответ на важнейшие жизненные вопросы: «В чем смысл человеческой жизни и как нужно жить на самом деле?» В чем же видят смысл Уж и Сокол? Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких бы то ни было устремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»К страстным порывам Сокола он относится с насмешкой, ведь для него все героические устремления Сокола всего лишь «безумство желаний», а небо – «пустое место».
Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оценивая прожитую жизнь, он с гордостью восклицает: «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..» По мысли автора, гибель Сокола – это всего лишь продолжение его жизни, полной борьбы. А его смерть – призыв к продолжению борьбы и начало бессмертия.
Таким образом, самодовольному, ограниченному, пошлому и унизительному «благоразумию» Ужа противопоставлено «безумство храбрых». Надо отметить, что раннему творчеству Горького была свойственна близость к фольклору и афористичность, отличающие мировоззрение писателя. «Рожденный ползать – летать не может!» - это своеобразный вызов тем, кто, подобно Ужу, прятался за обывательское, мещанское благоразумие. Уж, который оберегает свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв уже при жизни.
Писатель же уверен, что такие, как Сокол, пока одиноки, но смерть их не напрасна, их подвиг не пропадет бесследно, ведь «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни», а самое главное – смогут зажечь этим чувством борьбы миллионы сердец. И хотя для Максима Горького такими борцами были революционеры 90-х годов XIX века, но идея гордой, свободной и героической личности до сих пор является востребованной теми, кто не хочет прозябать всю жизнь в «мещанском болоте».
Мы не знаем, что это: воспитание, экология, школа, курящая мама или пьющий отец, но с каждым годом очень сложно встретить людей, сознание которых не было бы зашорено и закрыто в собственной целлофановой упаковке.
Также, мы вынуждены констатировать тот факт, что всем известный тест IQ абсолютно провальный, хотя и отделяет явных блондинок от всех остальных.
Общительность, высокий IQ, высшее образование или любовь к поэзии могут быть у человека, который никогда не станет лидером, и не добьется ничего ни для компании, ни для себя самого.
Он будет жить серой жизнью, пытаясь разбавить ее походами в клубы или гоготом при встрече с друзьями. Он будет сетовать на судьбу, обстоятельства и, что прискорбно, периодически жалеть себя. Вы заметили, что в мире все больше лиц, которые выражают страдание?
Что же является все-таки показательной причиной – безынициативность, неумения и нежелания быть лидером, неспособности добиться своих собственных целей, а также необходимости объяснять себе самому «Ну не получилось. Ну и не очень и хотелось то».
Широта и открытость сознания, а еще точнее – жажда полета. Можно ли просить быть инициативным человека, чьи мысли ездят по узкоколейке между 2-мя станциями? Можно ли ждать распахнутости мышления, желания все время идти вперед, нестандартности решений от того, кто при первой грозовой туче прячется в коконе «Внутренний мир. Мне тут тепло и уютно. Оставьте меня в покое».
Разве улитка может ощутить радость полета, восторг отрыва от земли ? Вряд ли. При первой тени на небосводе и мысли о возможном падении она прикидывается камешком. У улитки есть свой мир, который не такой уж и большой, но зато такой безопасный.
Иногда ей, конечно, приходится вылезать из ракушки, чтобы найти пропитание, но при этом она просто источает «Пожалуйста, ну не трогайте меня. Я все сделаю, что хотите. Только не трогайте меня». Потом она возвращается домой и погружается в свое теплое гнездышко приятных иллюзий". Что Вы хотите от нее? Полета мысли? Фантазии?
Их лица всегда пропитаны трагедией. Вы думаете, что им больно? Они наслаждаются этим страданием. Их жизнь – это их страдание, это драма и не дай бог Вам попасть в их мир. Тогда Вы потеряете свои небесные крылья. Вы перестанете видеть звезды и ощущать их невероятную глубину. Вы не сможете парить над облаками и видеть недосягаемые горизонты. Вы начнете бояться и постепенно опуститесь на землю. Потом Ваш мир сожмется до крошечного панциря, и Вы ощутите блаженство печали. А какие у улиток вырастают детки? Для них мама или папа улитка – это идеал и пример для подражания.
Давайте поговорим о том, кто рожденный ползать, а кто летать. “Рожденный ползать – летать не может”, – часто слышим, да и сами произносим их. А в связи с чем мы это произносим, редко задумываемся. Кто может определить, что некий человек рожден ползать, а не летать? Если человек что-то очень сильно захочет, когда его мечта станет неотъемлемой частью его жизни, то для него не существует преград, ограничений.
Это выражение: “Рожденный ползать – летать не может” прежде всего применяют ленивые люди, которые находят в этом причину своего не желания изменить себя и свою жизнь. Нам “большинство” постоянно говорит о том, что надо жить как все, говорить как все, терпеть как все. Если кто-то решается выйти из этого порочного круга, “большинство” его упрекает, предупреждает, уговаривает, удерживает в своем круге.
Говорят тебе, что это не твое, куда ты лезешь, что у тебя это не получится, и т.п. “Большинство” завидует тем, кто не является “большинством”, и стараются вернуть их в свой круг, говоря что “рожденный ползать – летать не может”. Мы все рождены с “крыльями”, которыми есть наши мечты! Но некоторые не боятся расправить их и взлететь на свою вершину, на свою высоту.
К сожалению, многие поверили “большинству” что мы не можем летать, не смотря на то, что у нас есть крылья, и даже не пытаемся сделать попытку взлететь. Давайте помнить, что если мечте не дать взлететь, она умирает! Давайте не будем могильщиками своей мечты! Задайте себе вопрос: “Кто ты?
|