Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Сексуальная революция

Вопреки классикам марксизма-ленинизма главной движущей силой основных мировых событий историки называют секс. Доказательством тому служит тот факт, что все великие войны и революции начинались с сексуальных желаний или подсознательных эротических фантазий вождей. Например, воинственные планы Адольфа Гитлера сегодня называют ничем иным, как подавлением неудовлетворенных сексуальных желаний. Подсознательно фюрер мечтал обладать всем миром. То же самое было и в Октябрьскую революцию 1917 года в России. Большевики во главе с Лениным использовали сексуальную энергию миллионов солдат, изголодавшихся по женщинам за годы войны, чтобы совершить пролетарскую-сексуальную революцию. Революционные солдаты и матросы не хотели воевать, они хотели домой «к бабам».

Мало кто знает, что первыми указами советской власти помимо декретов «О мире» и «О земле» стали декреты Ленина «Об отмене брака», «О гражданском браке» и даже «Об отмене наказания за гомосексуализм». Проблема сексуальности была ключевой в разработках социалистов. Еще задолго до революции, в 1911 году 3-ий съезд РСДРП поручил товарищу Льву Троцкому разработать новую теорию взаимоотношения полов. Троцкий пишет: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека…», его подхватывает Ленин: «... Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят». Новые законы советские граждане встретили парадом лесбиянок и проституток.

После революции Россию захлестнула полная свобода нравов. «Долой стыд!» – под таким лозунгом по всей стране проходили массовые демонстрации. Абсолютно голые люди выходили на улицы. В Москве демонстранты прошли по Красной площади без одежды и с красными перевязями через плечо. Идейным вдохновителем голых строителей коммунизма был ярый большевик и соратник Льва Троцкого – Карл Радек, который лично возглавлял колонны раздетых пролетариев. Кажется, вот откуда берут начало всяческие гей-парады и шествия представителей сексуальных меньшинств.

Свободная любовь пошатнула все привычные основы общества. Фурии революции Инесса Арманд, которая была любовницей вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, неистовая комиссарша Лариса Рейснер, дарившая свою благосклонность товарищу Троцкому, и первая в мире женщина-министр советского правительства Александра Коллонтай проповедовали полную свободу в сексе и даже создали теорию «стакана воды». Переспать с мужчиной – то же самое, что выпить стакан воды, утверждали женщины. Все это не могло не отразиться на нравах советской элиты. В СССР начало появляться все больше ловеласов, которые не стеснялись своих желаний.

Однако к середине 30-х годов Сталину надоела сексуальная вакханалия в стране. Он вернул человеческие отношения между мужчиной и женщиной в нормальное русло. Пламя свободной любви и разврата постепенно затухло. Большинство красных ловеласов были сняты со всех постов и позднее расстреляны. Разврат и половая распущенность стали осуждаться в обществе. Люди вернулись к нормальным отношениям. Так закончилась эта сексуальная революция, а новая под лозунгом «Make love not war» произошла в Европе и в Америке лишь спустя сорок лет. 

Как показала история ХХ – начала ХХІ веков, в качестве глобальных выступили две тенденции: стремление к демократии и стремление к независимости. Они выявили себя буквально во всем: от развала империй до изменения жизненных моделей отдельных личностей. Все больше и больше людей во всем мире признавало ценность свободы одной из главнейших позиций в системе ценностей западного мира. Человечество же давно испытывает на себе воздействие «вестернизации» (в ХХ веке – «американизации»).

Сексуальная революция началась на Западе. Существуют разные мнения относительно времени ее начала: годы Первой мировой войны, 20-е, 50-е, 60-е, 70-е. На наш взгляд, она началась в 1960-е, что будет обосновано ниже. Какие бы хронологические рамки ни выбирались, безусловным является то, что произошедший взрыв освобождения от прежних запретов в значительной степени явился реакцией на суровость былых времен, в частности, на пуритански-репрессивное отношение к сексу.

Строй и уклад жизни на протяжении тысячелетий определялся прежде всего религией и церковью. В западном мире длительное время доминировал католицизм, известный своей жесткостью. В частности, церковь освятила и через инквизицию осуществляла жесточайшие наказания за нарушения супружеских обетов, а также за нетрадиционный секс.

Западные законы и нравственные кодексы берут начало в иудео-христианской традиции, преимущественно в законах иудейских племен, записанных в Ветхом завете. Эта традиция признавала лишь те половые отношения, которые необходимы для продолжения рода и существуют в границах брака. Отсюда – запреты, строгости, лицемерие, ханжество, разочарования, неврозы. Поэтому можно считать, что рассматриваемая революция стала реакцией на века пуританского подавления сексуальной свободы.

В ХХ веке, как известно, влияние религиозной сферы в западном мире значительно ослабело. Конечно, в европейских странах, в США быть верующим – почти норма. Однако современный человек не позволяет религии и церкви быть чрезмерно обременительными. Путы, которые ими накладывались, особенно в отношениях между полами, давно уже разорваны.

Начиная с последней трети XVIII – начала ХIХ веков шел процесс утверждения индустриального общества, которое с последней четверти века ХХ начало свою трансформацию в общество постиндустриальное. Для поддержания сложного механизма промышленно развитой системы необходимо, помимо всего прочего, адекватное духовное обеспечение в виде системы норм и ценностей, среди которых – ценности достижений и успеха, частной собственности, индивидуализма, активности, демократии, прав человека, секуляризма, уважения к науке и технике, динамизма, потребительства, гедонизма и т.д. На первом же месте в западной системе стоит свобода. Свобода во всем, в том числе и в рассматриваемой области.

Начавшаяся в последней трети XVIII века промышленная революция помимо всех прочих последствий вызвала быстрый рост европейского населения. В связи с развитием промышленности начинается отток сельского населения в поисках заработков в города. К.Юнг в «Синхроничности» писал: «Благодаря индустриализации огромные группы населения были оторваны от своих корней и собраны вместе в крупных центрах. Эта новая форма существования – со своей массовой психологией и социальной зависимостью от колебаний рынка и оплаты труда – произвела на свет индивида, который нестабилен, незащищен и внушаем». Суть массовой психологии – жить сегодняшним днем.

Общество «массового производства» стало «обществом массового потребления». В 1960-х годах в западном мире сменились приоритеты. На жизненных знаменах миллионов появился новый девиз: «Удовлетвори свои желания!». «Общество массового потребления» тотально, поскольку затрагивает все сферы жизни человека, в таком обществе существовать – значит потреблять. И не только товары и услуги. Потребляются впечатления, эмоции, чувства. Осознание богатства жизни порождает стремление взять от нее как можно больше. Часто простейшим путем к тому видится разнообразие в сексе.

В удовлетворении желания насладиться богатством возможностей огромное и многообразное влияние имели научные революции и технический прогресс. Прежде всего следует подчеркнуть роль механизации, автоматизации, роботизации, компьютеризации и т.д. и т.п. в уменьшении доли тяжелого физического труда, после которого, как правило, сил на секс не остается. Другим следствием научно-технического прогресса является сокращение рабочего времени. Если в былые времена рабочий день мог продолжаться 10-12 часов, а выходным было только воскресенье, то на 2003 год рабочая неделя в Западной Германии составляет 35 часов. Понятно, что для всплеска сексуальной активности и силы, и свободное время очень важны.

Одной из черт индустриального общества является новая географическая и социальная мобильность, связанная прежде всего с урбанизацией. Город – это совершенно отличное от деревни социальное пространство, характеризующееся значительной анонимностью. Нередки случаи, когда соседи по лестничной площадке не знают друг друга. В селе же все знают все про всех: кто с кем чем занимался – ни для кого не секрет. Переезжая в город, человек освобождается от жесткого морального контроля со стороны общественности.

Однако «революция нравов проистекает не из слабости или нигилизма, а является результатом брожения, происходящего в обществе, особенно в тех кругах его, которые двигаются вверх по социальной лестнице и овладевают новым опытом» (М.Лернер). Кроме того, из истории известно, что проблемы пола актуализируются тогда, когда общество сталкивается с принципиальными трудностями, которые невозможно разрешить в рамках существующих норм и установок. Именно неблагополучие в основаниях индустриальной цивилизации, достигшей своего предела, привело к психологическому кризису, что наиболее остро почувствовало прежде всего студенчество 1960-х. Практически во всех западных странах в то время социальная стабильность была поколеблена «бунтом молодых».

Сразу же отметим, что молодежь как социальный феномен является «продуктом» второй половины ХХ века. Никогда до того времени общество особо не обращало внимания на специфически молодежные интересы и проблемы. Парадокс, но молодежи как отдельной социальной группы не существовало. Дети очень рано начинали работать. Связанное с индустриализмом увеличение времени получения необходимого образования, общее повышение жизненного уровня в западных странах, когда можно было обойтись без детского труда, акселерация, развитие средств массовой информации, прочие обстоятельства изменили положение дел.

Свое влияние оказала Вторая мировая война и последовавший после ее окончания «бэби-бум». Новое поколение молодых людей открыло для себя новый яркий мир. Но они не захотели принимать запреты и ограничения, которыми были окружены, и восстали против «ужасно тоскливой политической, социальной и сексуальной ортодоксальности своих родителей», – пишет английская исследовательница Р.Тэннэхилл в своей работе «Секс в истории». – «Развившийся в результате культ молодости был только одним из аспектов чрезвычайно сложной социальной революции, но он усиливался ностальгией и завистью множества более зрелых людей, которые ощутили, что война украла у них их собственную молодость».

В 1960-е годы секс без ограничений становится таким же атрибутом свободы, как джинсы и рок-н-ролл. Прогрессивная молодежь выдвигает свое кредо: «Кто с одной и той же спит, в том истеблишмент сидит». В связи с протестом молодых бунтарей против «истеблишмента» отметим роль книги Г.Маркузе «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда», которую считают «провозвестником и катализатором сексуальной революции на Западе, получившей в свою очередь воплощение в движении хиппи и студенческих бунтах 68-го года».

В свое время З.Фрейд доказывал, что господство Эроса – всеобъемлюще: в жизни, в творчестве, в удовольствии. Идея З.Фрейда о двух основных инстинктах человеческой природы – Эросе, влечении к жизни (и удовольствию как прекращению раздражения), и Танатосе, влечении к смерти, – стала отправной точкой в рассуждениях Г.Маркузе. Беспрепятственное удовлетворение этих влечений несовместимо с цивилизованным существованием. Поэтому общество подавляет их. Оно ставит себе на службу, посредством сублимации, сексуальные влечения и переориентирует деструктивные импульсы на внешний мир в форме труда и на внутренний мир в форме совести. Принцип удовольствия ограничивается реальностью, в основе которой – факт нужды, необходимость борьбы за существование. Со второй же половины 60-х годов прошлого века и далее в западных странах наблюдался в целом рост благосостояния, снижение уровня безработицы, расширение возможностей различного рода социальных программ.

Все это проходило под знаком создания «общества всеобщего благоденствия». То есть снижались тяготы нужды и борьбы за существование. Г.Маркузе указывает, что благодаря техническим достижениям человечество приблизилось к победе над нуждой и освобождению инстинктов от ненужного подавления. Однако он считал современное ему западное общество «репрессивным», подавляющим чувственного человека ради того, чтобы избежать распада установившегося порядка. В качестве способа контроля, по его мнению, может выступать производительность. Тогда же, когда индивиды не заняты производительным трудом, контроль над сознанием осуществляется с помощью контроля над информацией, с помощью индустрии досуга и развлечений, формирования ненужных потребностей, манипулирования сознанием. Г.Маркузе в своей книге выступил за биопсихологическое переустройство человека на основе «новой чувственности». Это была теоретическая попытка изменить человека, высвободить его сексуальную энергию, а также ослабить контроль над его сексуальной жизнью со стороны общества.

Противоречия, накапливавшиеся в западном мире столетиями, породили сексуальную революцию. А она стала средством если не снятия напряжения, то, по крайней мере, некоторого ослабления. Запад нашел простое и гениальное решение: если все «замкнулось» на свободе сексуальных отношений, то выход в том, чтобы дать ей выход. Тем более что бороться против сексуальной революции было бесполезно, так как ее поддержали, можно сказать, новые социальные силы – молодежь и женщины. Сексуальная революция отвечала прежде всего их настроениям.

При всем разнообразии направлений и школ западная философия преимущественно трактует сущность бытия как Логос. Это Логос господства – приказывающий, руководящий, направляющий разум, – пишет В.Фигейреду в своей книге «Авторитаризм и Эрос». Зададимся вопросом: является ли рационализм отличительной чертой юношеской психологии? Нет. Ведущей характеристикой выступает эмоциональность, импульсивность, юношеский максимализм, нетерпимость к навязыванию каких-либо ограничений и запретов, приказов и «руководящих указаний». Молодежь, особенно городская, к тому же практически полностью разделяет настроения «массового общества», среди которых доминирует уверенность, что желания и удовольствия важнее, чем нормы и условности.

С середины 1960-х годов молодые люди, а за ними и немолодые, порывают со старым представлением о сексе, основанном на чувстве греха и скрытости. Ведущим настроением становится стремление к истинности и открытости. Интересно отметить, что характер мужского сексуального поведения на протяжении последнего полстолетия изменился гораздо меньше, чем характер женского. Ибо женщины в гораздо большей степени являлись движущей силой сексуальной революции, чем мужчины.

Именно в ХХ веке весьма значительно в западных странах возрастает роль женщин. Не в последнюю очередь это было связано с двумя мировыми войнами. Мужчины уходили в армию и часто не возвращались или возвращались калеками. Нужно было брать на себя заботу о собственном выживании и выживании детей. Женщины массово пошли работать, чаще всего по найму. Уже говорилось о двух мегатенденциях прошедшего и нынешнего веков – демократизации и стремлении к независимости. Демократия дословно означает «власть народа» и зиждется на вере в онтологическое равенство всех членов общества, то есть и мужчин, и женщин. В 1960-е годы формируется и впоследствии распространяется на весь западный мир движение за эмансипацию женщин. Эмансипация – термин, обозначающий освобождение от зависимости, притеснений и ограничений.

Женщина стала более независимой в экономическом отношении, что в экономически ориентированном обществе привело к значительным позитивным последствиям. Например, возросли ее возможности самостоятельно выбирать свою судьбу. Оказалось, что не обязательно выходить замуж, чтобы любить и быть любимой. Огромное число женщин сознательно предпочитают вести самостоятельную жизнь (в современной Европе – около трети), занимаясь своей карьерой и не связывая себя брачными отношениями с «сердечными друзьями». Одним из последствий сексуальной революции стала кардинальная трансформация семейных отношений. В ней на первом месте – освобождение женщин от экономической зависимости. Не случайно в большинстве разводов инициаторами выступают женщины. Идя на такой шаг, они уверены, что найдут возможность заработать себе на жизнь и на то, чтобы поднять детей. Некоторые дамы, которым «за 30», позволяют себе роскошь родить ребенка и без мужа – «для себя».

В рассматриваемой грандиозной социальной ломке «революционность» женщин соединилась с их «традиционностью». Будучи психологически очень гибкими, умеющими приспосабливаться к обстоятельствам, женщины интуитивно почувствовали «дух времени», перемены и воспользовались ими. Женщинам свойственно и сознательно, и подсознательно пытаться соответствовать ожиданиям. И в то, и в наше время они откликнулись на стремление мужчин к большей сексуальной свободе. Основной проблемой было решиться. Если бы женщины не откликнулись, что осталось бы мужчинам? Сыграли свою роль и особенности возрастной психологии. Молодость – время неуверенности, а девушкам очень важно, чтобы их выбрали. Для этого надо понравиться, угодить, согласиться. Социологи отмечают, что девушки с низкой самооценкой начинают половую жизнь на два года раньше своих среднестатистических сверстниц.

В прошлом многие неудачные браки сохранялись потому, что за них цеплялись женщины. Однако ситуация изменилась к середине 1970-х годов. Так, в США в 1965 году на каждые четыре брака приходился один развод, а к 1975 году – уже один развод на каждые два брака. Главная причина состояла в изменении женского самосознания. Свою роль сыграли и разрешение на участие в выборах, и разрешение работать и зарабатывать, и, главное, обретение женщинами новой биологической свободы. Речь идет о распространении средств контрацепции. В 1920-х годах продажа противозачаточных средств была официально запрещена в ряде стран, в том числе и в США. Однако вскоре было признано значение массового распространения контрацептивов для сексуальной революции. К 1970 году Запад признал, что предохранение является личным делом каждого. Сейчас существует около 20 основных способов контрацепции, подавляющее большинство которых предназначено для использования женщинами. Таким образом женщина может взять ответственность на себя и гораздо меньше опасаться нежелательной беременности.

Тенденция к растущей демократизации предполагает равенство полов не только в общественной, но и в личной жизни. Одним из последствий сексуальной революции, а может, ее предпосылкой, стало осознание равноправного партнерства в отношениях между полами. Заметно уменьшились традиционные различия в данном аспекте между мужчинами и женщинами (возраст начала половой жизни, число сексуальных партнеров, частота интимных контактов и т.д.). Сексуальная революция привела к ослаблению «двойного стандарта», когда представители разных полов несут разную ответственность за одинаковые поступки. Вместе с тем обратной стороной женского стремления к большей свободе и удовольствию стал демографический кризис в западных странах – детей рождается все меньше. Некоторые демографы предупреждают: в результате изменения социального положения женщин, особенно их тяги к высшему образованию и карьере, под угрозой оказался сам факт существования европейской цивилизации.

Многоаспектной является проблема «бизнес и сексуальная революция». Первый способствует второй и пользуется ею. Возникла огромная секс-индустрия, нередко теневого плана. Хорошо сбывается все, что делает человека более привлекательным, сексапильным. Практически любой товар пытаются продать примерно под таким слоганом: «Купи наш ершик для унитаза, и ты будешь та-а-а-ким сексуальным!» Сексуальность превратилась в товар, который безостановочно потребляется. Не быть сексуальным равнозначно превратиться в человека двадцать второго сорта.

Сексуальная революция изменила прежде всего самосознание общества, во все его качественно различные элементы внесла новое: сломаны традиционные нормы, пришли новые знания, появились новые ценности. Люди стали поклоняться идолам самореализации и счастья. В качестве центрального элемента счастья сегодня часто рассматривается именно секс. Достижение традиционных идеалов успеха стало частично зависеть от того, соответствует ли человек требованиям сексуальной активности. Причем не обязательно традиционным образом.

Одной из мегатенденций конца XIX – начала ХХ века является триумф личности. От отдельного человека может многое зависеть, его возможности чрезвычайно возрастают. Он стремится проявить себя во многих сферах, в том числе и в сексуальной. Утверждение индивидуальности человека включает в себя утверждение сексуальной индивидуальности. Одно из последствий – оживление активности лиц с нетрадиционной ориентацией. Считается, что секс с некоторыми «отклонениями от нормы» – изысканнее и свойственен более тонким натурам. А демократизированное общество, превыше всего ценящее свободу личности, весьма снисходительно относится ко всему этому. Особенно его молодая часть. Молодежь более ориентирована на индивидуальные ценности, чем люди старших поколений, воспитанные на иных представлениях, среди которых и знаменитое: «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Триумф личности имеет обратную сторону – рост индивидуализма, стремление освободиться от всего, что сковывает. Герой недавно нашумевшего кинофильма «В движении» яростно кричит на свою девушку: «Ну что ты вцепилась в меня своей любовью?!» И далее следует тирада, мол, твоя любовь не дает мне свободно жить. Типичные слова представителя «индивидуализированного общества», в котором говорят, часто не задумываясь о реакциях со стороны других людей.

В приведенной реплике отражается и другая особенность нашего времени: подходящих и желаемых партнеров не только для супружества, но и для секса значительно меньше, нежели партнерш. Причины тому как биологические, так и экономические, социальные, культурные. Поэтому резко возросла женская активность в отношениях между полами. Эмансипация женщин повлияла на традиционное поведение мужчин. Сильный пол не перенапрягается в завоевывании прекрасных дам. Мужчинам нравится, когда женщины их добиваются, ухаживают за ними, ссорятся из-за них. Под влиянием сексуальной революции происходят изменения в понимании нормативной «правильной» мужественности и женственности. Типично мужская модель поведения: активность вплоть до агрессивности, независимость, стремление удовлетворить прежде всего свои желания и прочее, – принимается все большим числом женщин, особенно молодых.

Сексуализация действует стимулирующе. Секс является витальной силой, силой жизни, а жизнь – это обмен активностью. В современном мире активность считается одной из главных ценностей. Сексуальность расценивается как показатель жизненной энергии. Демонстрация сексуальной силы стала требованием времени. Немало бизнесменов солидного возраста считают обязательным появляться на людях в обществе молоденьких спутниц. Между ними совсем не обязателен роман. В данном случае важна «демонстрация мощи». Возможно, выглядит грубо, но существует такое объяснение: пока волк… молодых волчиц, он – вожак, когда он не в состоянии – стая разорвет его. Или отвернется.

Для сохранения деловой активности необходимо поддерживать активность физическую. Сексуальная революция породила моду на здоровый образ жизни. Разумеется, усиление заботы о собственном здоровье у людей западного индустриального мира связано и с пониманием жизненной необходимости быть «исправной» рабочей силой, а также осознанием того, что здоровье – это свобода. Врачи наперебой доказывают пользу занятий сексом для здоровья. В погоне за продлением молодости, оказывается, нет лучшего средства. Секс многими рассматривается как физзарядка или спорт. В спорте, как известно, важны результативность, достижения, победы…

Спорт является преимущественно занятием молодых. Практика интимных отношений, взрослый подход к сексу под влиянием сексуальной революции и иных процессов сильно «помолодели». В США подростки становятся сексуально активными в среднем в 16 лет, в Голландии – почти в 18. Вместе с тем сексуальная революция, начавшись в середине 1960-х годов в среде бунтовавшей молодежи, докатилась до людей старших возрастов. Многие издания как научные, так и популярные, убеждают своих читателей, что половая жизнь не должна прекращаться с окончанием молодости (верхние границы которой колеблются от 25 до 44 лет).

Общей тенденцией стал рост числа ищущих интимных приключений. Невиданных масштабов достиг секс-туризм, значительно пополняющий бюджеты ряда стран. Телефонные компании получают баснословные суммы благодаря популярности секса по телефону. Свою лепту внесла компьютеризация. Немыслимо расширились возможности знакомств через Интернет. От ухаживаний и флирта до свадьбы можно пройти путь интернетовскими дорожками. Некоторые проводят в режиме «online» церемонию бракосочетания. Все чаще чрезмерное увлечение кибер-сексом становится основой новейших психических расстройств. То, что некоторые компьютерные фанаты утратили способность жить в реальном мире и налаживать отношения с людьми, уже не удивляет. Кибер-измены стали поводом для бракоразводных процессов, начавшихся некоторое время назад в Великобритании и США. Хотя в целом внебрачные интимные отношения воспринимаются гораздо спокойнее, чем в начале сексуальной революции. Журналы как мужские, так и женские, подробно инструктируют по вопросам «правильной» организации «одноразовых романов», проведения отпуска отдельно от своей «половины» и т.п.

В развитых странах ослабевает роль семьи: возрастает число разводов, доля одиноких взрослых людей, не вступающих в брак, численность бездетных и малодетных супружеских пар. Сексуальная революция, вестернизация, индустриализация и ряд прочих факторов привели к кризису ячейки общества. С одной стороны, семейные узы вступают в противоречие со стремлениями «многомерного человека», временами препятствуя его самореализации. С другой, часто семьи не выдерживают нагрузок, связанных с функцией накопления «человеческого капитала». Возрастают затраты на самосовершенствование и воспитание детей, что требует увеличения заработков. А необходимость больше зарабатывать отвлекает людей от домашних дел. Возникает проблема выбора. Некоторые разрешают ее, разрушая семью. Сексуальная революция и тенденции ослабления моногамного брака наталкивают пессимистически настроенных демографов и социологов на выводы об исчезновении семьи как таковой в будущем.

Развод и насилие в семье – показатели семейного неблагополучия. Но не только его. Это лишь один из аспектов проблемы насилия в современном мире. Сама по себе революция – сексуальная или какая другая – является насилием, поскольку даже без вооруженных эксцессов она предполагает слом, разрушение, уничтожение того, что было, как бы ни сопротивлялись его приверженцы и защитники. Разнообразные формы насилия, тот же терроризм, преступность и подобное, интенсивность и масштабы коих постоянно возрастают, превратились почти что в атрибут нашей повседневности. Имеет место всепроникающая диффузия насилия. Некоторые исследователи полагают, что таким образом дает о себе знать пропущенная третья мировая война. Милитаристский дух не скоро успокоится. Он выявляет себя не только в войнах и модернизации вооружений. «Милитари» уже несколько лет является одним из стилей модной одежды.

Но, конечно, самым сильным трендом моды последних лет остается «секси». Как свидетельствует история, сексуальность входит в моду в те времена, когда в обществе остро ощущается нехватка молодых здоровых мужчин, годных для брачных отношений. Так было после окончания первой, а затем Второй мировой войны. Сейчас мировой «горячей» войны нет. Однако достойных женихов все меньше и меньше. Ко времени вступления в супружеский союз часть молодых людей уже утрачивает здоровье – из-за травматизма, болезней, алкоголизма, наркомании. Некоторые не могут преодолеть собственную экономическую несостоятельность. Чаще всего в результате уже называвшихся обстоятельств мужчины просто не хотят взваливать на себя семейную ношу.

Общество массового производства и потребления влияет на сферу интимных отношений. Промышленность выпускает немало одноразовой продукции. В отношениях между мужчиной и женщиной тоже начинает действовать принцип «использовал – выбросил». Любовь, веками считавшаяся самым дорогим на свете, обесценивается. В результате сексуальной инфляции появляются новые комплексы. Люди стесняются своего несоответствия габаритам и активности секс-символов. Все больше мужчин и женщин испытывают интимофобию, избегая действительно душевной близости, излишней привязанности к партнеру из-за уверенности в скором окончании отношений.

Конечно, подобные проявления неуверенности в себе присущи далеко не всем мужчинам. Однако следует отметить и другую сторону все той же неуверенности – сексоголизм. Часто сексоголик своей чрезмерной активностью доказывает всем и прежде всего себе, что он или она – это супер! На поверку не исключено, что такой человек – инфантил с заниженной самооценкой. В данном случае можно также увидеть влияние последствий сексуальной революции, имеются в виду изменения в основах традиционной семейной жизни (возможно, не все было нормально в родительском союзе: либо отношения между отцом и матерью не складывались, либо же мать растила чадо одна, слишком оное любя, опекая и подавляя).

Психологическая нестабильность дополняется сложностями политической, экономической, социальной ситуации как на уровне отдельной страны, так и всего мира, что усугубляется глобализацией. Необходимость выдерживать конкуренцию – неотъемлемую составляющую индустриального и постиндустриального обществ, огромные потоки обрушивающейся на человека информации, ускорение темпов перемен также усиливают стрессовость существования. Первейшим средством снятия стрессов считается выпивка, однако человек пьяный или с похмелья – плохой работник. Другой возможностью является секс. И он – в избытке.

За избыточность мстит природа. Российский эколог И.Малмыгин в начале 1990-х годов выдвинул гипотезу, согласно которой Земля-Природа пытается регулировать не в меру разрастающуюся численность человечества. Среди ее средств на первом месте стоят эпидемии и инфекционные болезни. Мстит ли природа, пытается ли уменьшить нагрузку на земную поверхность, но характер эпидемии буквально за несколько лет приобрел СПИД. С 8 до 28 увеличилось число заболеваний, передающихся половым путем и наносящих огромный вред здоровью.

Западные развитые страны опомнились. При всей популярности работ З.Фрейда, его идеи подверглись переосмыслению. Стало ясно, что мир и психика управляются не только эротикой. Сексуальная революция для «золотого миллиарда» уже отшумела. В нынешнюю эпоху человек чувствует себя очень неуверенно, со всех сторон его обступили фобии, спасением от которых может стать лишь очерченный вокруг себя круг любви. Вернулось понимание традиционных ценностей хорошего брака. Ко многим пришло понимание того, что хорош Эрос свободный, но дисциплинированный. Как показали многочисленные исследования, человеческие чувства формируются под действием социальных норм и правил.

История подняла западное общество на новый виток эволюционной спирали: от прежних ограничений – через сексуальную революцию к осознанию того, что секс, правильно понимаемый и направляемый, может принести людям величайшее удовлетворение. В то же время огромное большинство согласно с тем, что мощная природная сила должна быть контролируема, дабы гарантировать реализацию не только индивида, но и общества.

Потребительская идеология, этот инструмент контроля над массами и обеспечения идеологического климата, благоприятного для экономического неоколониализма, стала доминирующей на планете. Одно из направлений, в которых преуспела потребительская идеология, – гипертрофирование человеческой сексуальности посредством распространения порнографии, соответствующих фильмов, книг, рекламы, сообщений на уровне бессознательного, изменения менталитета и поощрения пугающего нравственного релятивизма.

В то время как в восточном лагере бытие, даже интимное, протекало в рамках идеологии, а проявления инаковости были если не подавляемы, то, по крайней мере, ослабляемы под всевидящим оком Большого Брата, на Западе после смерти Оруэлла возникает феномен хиппи – flower power [«власть цветов»], чья идеология характеризуется всесилием любви, свободной любовью, освобождением от шаблонов, гедонизмом. Они жили по законам, установленным ими же самими, а не по навязываемым американским правительством.

Элиаде интерпретировал этот феномен как архетипическое желание человека восстановить рай: освобожденные от всякой власти, они, голые, с длинными, как у Адама, волосами, живут по лесам, предаваясь медитации, в желании мирно упразднить национальные, расовые, религиозные, сексуальные, классовые, идеологические границы. Они верят в секс больше, чем в политическую борьбу. В качестве жизненной философии хиппи пропагандировали «возвращение к природе» – «mother nature», применяли восточные практики шаманизма, индуизма, прибегали к наркотикам – сначала природным, но в конце концов дошли и до употребления сильных, что и привело их к психическому дисбалансу и впадению в промискуитет.

«Битлз» станут острием культуры хиппи. В своих песнях они начнут использовать специфические слова, известные только представителям этой культуры «секса и наркотиков»:
• тинейджер, в смысле подростка, любящего рок-музыку и наркотики, – junkies[наркоман];
• кул (cool), что означало состояние, вызванное наркотиками;
• откровение (discovered), в смысле цветных, компенсаторных грёз юных «junkies»;
• а также битник (beatnik), хиппи (hippies), дети-цветы (flower children).

«Битлз» были очарованы индийской культурой. Махариши, впервые приехавший из Индии в 1960 году, вскоре стал символом поколения «власти цветов» («flower power»). Он проповедовал самосовершенствование. Его обещания прекрасно соответствовали философии наркотиков: «Хотите экстаза – я дам вам экстаз, и не надо отказываться ни от чего!»

Кульминацией движения хиппи стал фестиваль рок-музыки в Вудстоке в 1969 году. Среди лозунгов там можно было прочитать и следующее: «Бог любит секс».

В 1964 году выходит книга Мишеля Фуко «История сексуальности». Согласно выкладкам Мишеля Фуко, можно было бы утверждать, что гипотеза о подавлении (начиная с XVII века и более всего в викторианскую эпоху) дискурса о сексе – это только сказка, детерминирующая рождение антирепрессивной, освободительной, демистификаторной идеологии. Коротко говоря, «это уже глобальный дискурсивный факт – перенесение секса в дискурс», это воля к знанию, «всё большее повышение значимости дискурса о сексе».

Олдос Хаксли, брат Джулиана Хаксли (который так активно поддерживал дарвинизм), говорил: «У меня были причины не хотеть, чтобы мир имел смысл; вследствие этого я и допустил, что у него нет никакого смысла, и смог без каких-либо трудностей найти оправдание этому предположению. Для меня, как и, без сомнения, для большинства моих современников, философия бессмыслицы являлась, по сути, инструментом нашего освобождения. Освобождение, которого я желал, было одновременно и освобождением от определенной политической и экономической системы, и освобождением от определенной системы морали. Мы восстали против морали, потому что она стесняла нашу сексуальную свободу».

Неожиданным будет, однако, анализ, который проводит Иулиус Эвола в «Метафизике полов», вышедшей в 1958 году. Ограниченное условиями своего времени, это исследование направлено на предотвращение того кризиса, к которому двигался тогда западный мир, – кризиса сексуальной жизни пары, которая [жизнь] пришла в упадок, застой, деградировала и оскудела эмоционально.

Он пишет, что то, что имеет место сегодня и что мы называем «нашествием эротизма», находит свое объяснение в ответной расправе секса, как это понимается некоторыми аналитиками. Основная причина перехлеста сексуальности на Западе заключается в ослаблении единства между сексом, эмоцией и священной любовью. «Сексуальная оргия, на которой мы присутствуем сегодня, фильмы о сексе, заполонившая всё порнография, секс-шопы и т.д. представляют собой еще один акт подавления [этого единства]. Потому что покуда секс вульгаризирован, физиологизирован, запачкан, свободен от любых обязательств и квазииронично-саркастичен, секс больше не дух, не приключение, не новость, не творение, не дар, не открытие, не трепет и волнение».

«Секс – самая большая магическая сила природы; в нем действует импульс, являющийся прообразом таинства Единого». В этом утверждении Эволы следует видеть попытку восстановления смысла эротики по платоновскому «Пиру» и сигнал к деградации современного человека, бессильного раба некой идеологии, в которой политика, казалось бы, никак не замешана…

В 1992 году Всемирная организация здравоохранения исключила гомосексуализм из списка диагнозов, следуя, таким образом, за Американской психиатрической ассоциацией (АРА), исключившей гомосексуализм из своего справочника (DSM), хотя Нью-Йоркская медицинская академия еще в 1963 году пришла к выводу о том, что гомосексуализм является болезнью, а гомосексуалист – больным с нарушениями в эмоциональной сфере, который не способен состоять в нормальных половых отношениях.

Другой этап «эволюции» свободной сексуальности являет нам случай Кинси. Отталкиваясь от двух книг, написанных им, средства массовой информации и стали пропагандировать либерализацию сексуальности как торжества любовных приключений, сексуальности, полностью выведенной из рамок брачных отношений, отрыв сексуальности от ее эмоционального измерения и превращение сексуальной связи в подобие спорта или развлечения.

Хотя Кинси и обещал цветущее здоровье тем, кто переймет это сексуальное поведение, сегодня, в век порнографии, люди тревожны и болезненны, депрессивны и очень несчастливы. Депрессия уже стала одной из самых распространенных болезней на земле. В то же время новейшие исследования доказывают, что нормальные сексуальные отношения коррелируют с намного более низким уровнем болезненности, чем любое из половых извращений.

Кроме того, гармоничная семейная жизнь сама по себе представляет защиту перед лицом болезней и стрессов, а родители, окружающие своих детей любовью, отличаются самым большим долголетием. Исследования со всей очевидностью показывают, что вырывание сексуальности из эмоционального контекста брачных отношений выталкивает индивида в порочный круг тревожности и депрессии, зависимости от секса и конфронтации со всякого рода патологиями.

10 сексуальных революций

1. Наследие эллинов

До II века до н.э. образцом идеальной женщины в Риме считалась Лукреция – заколовшая себя после совершенного над ней насилия. Но с завоеванием эллинистических государств в Рим вместе с греческой культурой проник и культ плотских удовольствий. Сексуальная распущенность дошла до такой степени, что пришлось принимать специальные законы, запрещающие женам патрициев заниматься проституцией. Ведь под сомнением оказалось законное продолжение «благородных» фамилий.

2. Куртуазная любовь

В XI веке во Франции количество благородных холостяков сильно превосходило количество благородных дам. Связано это было с тем, что титул и наследство получал старший сын, младшим братьям оставалось ухаживать за замужними женщинами, не надеясь на взаимность. Так возник утонченный ритуал, ставший впоследствии обязательным при ухаживании. Обычаи куртуазной любви ослабили грубость в сексуальном поведении мужчин, а вопрос о желании женщины стал решающим, тем более что она получила право сказать «нет».

3. Разрешенное двоеженство

14 февраля 1650 года после кровопролитной Тридцатилетней войны (только в Германии погибли около 5 миллионов человек), крайстаг (окружное собрание Нюрнберга) официально разрешил иметь двух жен. С этой целью был издан указ: «Вследствие того, что насущные нужды Священной Римской империи требуют замены населения, на протяжении следующих десяти лет каждому мужчине должно быть позволено взять в жены двух женщин». По мнению историков, число незамужних женщин той поры резко сократилось.

4. Галантный век

Красота и пышность правления Людовика XIV, «короля-солнце», положили начало новой эпохе в Европе. XVIII столетие стало поистине революционным для европейских стран, войдя в историю под именем «галантный век». Неотъемлемым для галантного века стал фаворитизм – официальное признание монархами любовниц и любовников, которым разрешалось вмешиваться в государственные дела. Новая мода королей сразу понравилась придворным обоих полов, хранить супружескую верность уже считалось дурным тоном.

5. Развод по-французски

Одним из важнейших завоеваний Великой Французской революции стало право на развод. До 1791 года брак считался священным и не подлежал расторжению, однако согласно новой Конституции брачные отношения рассматривались всего-навсего как общественный контракт, который можно расторгнуть без каких-либо юридических и моральных проблем. Развод был доступен всем слоям населения, а большинство бракоразводных процессов были инициированы женщинами.

6. Право на аборт

Декреты, принятые после октябрьского переворота 1917 года, впервые в Европе разрешили женщинам прерывать беременность, ввели гражданскую форму брака и отменили наказание за гомосексуализм (вновь введено в 1934 году). Помимо права на аборт женщины получили право голосовать и занимать руководящие должности. Повсеместно пропагандировался культ свободных отношений. Апофеозом стала знаменитая теория «стакана воды», согласно которой к удовлетворению полового чувства надо относиться как к опустошению стакана воды.

7. Светский ислам

В 20-х годах прошлого века в Турции произошла Кемалистская революция, после которой страна стала светским государством. Лучше всего это почувствовали женщины. До 1926 года турчанки были затворницами гаремов, вся жизнь которых протекала в узких рамках семьи. Турчанки – первые мусульманки, которые получили право избирать и избираться в местные органы власти, а затем и в парламент, чем не могли похвастаться в то время многие развитые страны Европы.

8. Плоды противозачаточных

Распространение контрацептивов в 60-е годы XX века совершило самую знаменитую сексуальную революцию, подстегнуло развитие феминизма и привело к формированию нового сознания. Секс перестал быть запретной темой, а беспорядочные половые связи не порицались. Одновременно уменьшилась роль семьи, возросла самостоятельность женщин, а верность стала казаться старомодным предрассудком. Атрибутами сексуальной революции стали откровенные мини-юбки, джинсы и рок-н-ролл.

9. Интердевочки

С развалом СССР проституция в стала популярной профессией. Только в Москве, по подсчетам социологов, в 1991-1993 годах трудилось более 80 тысяч ночных бабочек. В 1989 году на экраны вышел фильм «Интердевочка», зафиксировавший новую национальную мечту – продать себя подороже и лучше иностранцу. В обиход вошло новое слово «секс-тур».

10. Голубая революция

Принятие закона о «зарегистрированных партнерствах» в 1989 году сделало Данию первой страной в мире, признавшей однополые браки. Закон предоставлял партнерам те же права и обязанности, что и гетеросексуальным парам, за некоторыми исключениями, например им было запрещено усыновление детей. Полная уравниловка произошла только в 2012 году с принятием закона об однополых браках. Прокатившись цветной волной по миру, идея однополой любви нашла поддержку правительств более чем 10 стран.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (11.02.2019)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz