«Шагреневая кожа» отражает социальные изменения во Франции XIX века, критикуя общество и его ценности. Бальзак показывает, как стремление к успешному успеху может привести к моральному и физическому разложению. Роман остается актуальным сегодня и предостерегает нас от этой безудержной погони. В статье разбираем основные символы и мотивы романа.
Игорный дом в романе «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака играет важную роль, представляя собой одно из тех мест в Париже 1829 года, которое обладает особыми, магическими свойствами. Это место становится своеобразной «черной дырой», прорывом в иной мир, где обыденные правила и законы реальности перестают действовать.
Игорный дом – демоническое пространство, где человек теряет контроль над собой и попадает во власть «демона игры». Он символизирует иллюзорность и обманчивость внешнего мира. Это пространство наполнено странными и таинственными персонажами.
Главный герой, Рафаэль де Валентен, впервые появляется перед читателем именно в этом месте, и его портрет, нарисованный в традиционной романтической манере, подчеркивает его внутреннее беспокойство и тревогу. Игорный дом становится своеобразным тестом для него и предвестием того мистического события, которое вскоре произойдет в жизни Рафаэля – его встречи с шагреневой кожей.
Шагреневая кожа является центральным символом в романе и играет ключевую роль в развитии сюжета. Этот предмет обладает магическими свойствами: он может исполнять желания своего владельца, но при этом с каждым исполненным желанием он уменьшается в размерах, а жизнь владельца сокращается.
Шагреневая кожа – аллегория человеческой жизни. С одной стороны, она символизирует неудержимое желание человека обладать властью и достигать своих целей, несмотря на все риски и жертвы. С другой стороны, она показывает, что бесконечное достигаторство может привести к саморазрушению и потере самого себя.
Бальзак не считал «Шагреневую кожу» романом и относил это произведение к философским этюдам. Писатель поднимает вопрос о смысле существования, о выборе между долгой, скучной жизнью и короткой, но насыщенной жизнью, полной ярких эмоций.
Важным в романе являются мотив времени и его влияние на человека. Шагреневая кожа также символизирует время, которое неумолимо течет, унося с собой жизнь главного героя. Рафаэль осознает, что его время ограничено, и это заставляет его переосмыслить свои жизненные ценности.
Рафаэль готов пожертвовать своим здоровьем, счастьем и даже жизнью ради достижения целей. Мотив жертвы показывает, как далеко может зайти человек в своих стремлениях. Отсюда вытекает следующее – такой образ жизни неминуемо ведет к одиночеству. Рафаэль несчастен, его личная жизнь не складывается. На примере героя автор показывает сложность выстраивания человеческих отношений.
Оноре де Бальзак написал произведение «Шагреневая кожа» в начале 1830-х годов. Сам автор определил жанр литературного труда как «философские этюды», хотя исследователи придерживаются мнения, что это роман. В тексте поднимается немало важных тем и вопросов, на которые читатели во всем мире и в наше время продолжают искать ответы.
В центре повествования – история обедневшего аристократа Рафаэля де Валентена, который однажды по счастливой случайности становится обладателем удивительной вещи – шагреневой кожи, которая способна исполнять желания хозяина. При этом срок жизни владельца этого талисмана уменьшается, а сама кожа сжимается.
Главный герой романа «Шагреневая кожа» – молодой человек аристократического происхождения по имени Рафаэль де Валентен. Он беден и чувствует себя несчастным. Полученное образование не позволяет герою обеспечивать себя, поэтому тот решает добровольно уйти из жизни. Однако внезапно его жизнь меняется кардинальным образом, когда в его руки попадает магическая вещь.
Дочь госпожи Годэн – это бедная и невинная 14-летняя девушка по имени Полина. По характеру героиня добрая и отзывчивая, ее сердце открыто для любви. Она испытывает чувства к Рафаэлю и многое делает для его блага. Но он обращает на нее внимание, только когда ее материальное положение меняется.
Владелец лавки древностей изображается автором как мудрый и дальновидный пожилой человек. Его внешность описана кратко: это «худощавый и сухопарый старичок в черном бархатном платье». Антиквар понимает, что его случайный гость страдает от отчаяния, и желает тому помочь.
В душевной беседе он признается Рафаэлю, что так и не осмелился воспользоваться своим талисманом. Постепенно он пришел к мысли, что даровать молодость души и состояние счастья способны только знания. Антиквар решил сосредоточить свою жизнь в мозгу, который не стареет и может все пережить.
В числе второстепенных героев произведения появляется и графиня Феодора – неприступная и равнодушная красавица русского происхождения, в которую влюбляется основной персонаж. 22-летняя дама не отвечает ему взаимностью, объясняя, что согласна только на дружбу. Ее образ дополняют такие качества, как жесткость, холодность, эгоистичность. Вскоре Рафаэль понимает, что графиня его использует, и пелена влюбленности спадает с его глаз.
Следующие герои романа «Шагреневая кожа» – Эмиль и Растиньяк, друзья ключевого персонажа. Эмиль – смелый критик и журналист, его описание указывает на то, что он «полон задора и язвительности». Растиньяк уговаривает товарища не совершать суицид. Он знакомит главного героя с загадочной и неприступной Феодорой. Также Растиньяк советует другу использовать этот шанс, чтобы благополучно устроить свою жизнь.
Две юные красавицы-куртизанки, Акилина и Евфрасинья, с которыми знакомятся Рафаэль и Эмиль, уже успели разочароваться в любви, несмотря на свой нежный возраст. Они стремятся использовать свою молодость и притягательную внешность по максимуму.
Влиятельный банкир Тайфер изображен как владелец и организатор печатного издания, в редакции которого собрались начинающие и одаренные ученые, художники и литераторы.
Автор желает донести читателям простую истину и мысль о том, что «не все то золото, что блестит». На примере основного героя Бальзак показывает, что в поисках легких путей обогащения и стремлении к власти человек разрушает себя как личность и неспособен достичь счастья и душевного равновесия.
Шагреневой кожей называют фактурную, бугристую или зернистую, кожу, которую выделывают из шкур животных или акульих рыб. Это название автор использует как аллегорию человеческой жизни. Это и символ того, что человек неудержимо стремится к власти и богатству. Но в то же время читатели понимают, что такое поведение приводит к тому, что человек теряет связь с самим собой и занимается саморазрушением.
В произведении «Шагреневая кожа» автор поднимает ряд философских тем и вопросов. Писатель говорит о такой проблеме, как столкновение молодого и неискушенного человека с представителями общества, которое испорчено и развращено массой пороков.
Роман учит читателей, что не стоит поддаваться соблазну легко и без усилий получить что-то дорогостоящее. Ведь только благодаря полученному опыту, приложенным усилиям и приобретенным знаниям человек в итоге почувствует себя счастливым, а его жизнь не окажется пустой, а будет наполнена смыслом.
В конце главные герои романа «Шагреневая кожа» Рафаэль и Полина признаются друг другу в любви и решают пожениться. Тем временем талисман основного персонажа продолжает уменьшаться в размерах. Ученые ставят на куске кожи опыты, пытаясь растянуть ее или увеличить в размерах. Однако это не приносит заметных успехов. В финале Рафаэль страдает от приступов кашля, но медикам не под силу выяснить причины болезни.
Лечение «на водах» не дает результатов, кроме того, на курорте главный персонаж на дуэли становится убийцей другого мужчины. Затем он едет в Париж и просит врача выписать ему настойку для сонного состояния. В итоге Рафаэль умирает в объятиях Полины, перед этим показав ей оставшийся от его талисмана небольшой кусочек.
Автор оставил своему произведению своеобразный эпиграф, который изобразил в виде извилистой черной линии, похожей на змею. Под ней оказалась размещена ссылка на главу юмористического романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Автор этого произведения – английский писатель Лоренс Стерн.
Роман «Шагреневая кожа» известного французского писателя О. де Бальзака – это противоречивая история молодого человека Рафаэля, который, будучи творчески одаренной личностью, не мог найти себя в водовороте светской жизни, полной пороков, холодности и жесткости его членов.
Тонкая, но мятежная и честолюбивая натура, Рафаэль находится в мучительном поиске, одновременно отчаянно пытаясь пробиться в высший свет, где ему не место. Он увлекается графиней Феодорой, которая, однако, не отвечает ему взаимностью, но при этом не обращает внимания на чистую, добрую девушку Полину, которая от него без ума, так как она – бедна и незнатна.
Вконец проигравшись, Рафаэль решается на самоубийство, однако в последний момент получает странный подарок – шагреневую кожу, которая фантастическим образом исполняет желания юноши ценой неумолимого сокращения его жизни. Тут молодой человек приходит в себя и пытается совсем избавиться от каких бы то ни было желаний. Таким образом, он превращается в духовного мертвеца и становится живым трупом. Рафаэль существует как во сне, пытаясь отгородиться от всего живого вокруг.
Однако еще до получения на руки шагреневой кожи бедный юноша по сути встал на свой смертный путь. Безудержное мотовство, исступленные, но тщетные ухаживания за Феодорой иссушили сердце Рафаэля и сделали его пленником болезненных страстей. Таким образом, шагреневая кожа – это лишь материальный символ духовного и нравственного вырождения героя, который начался задолго до того, как он решился ей «пользоваться».
Молодой человек дерзает играть со смертью и – проигрывает в неравной борьбе. Проблема Рафаэля в том, что он разучился иметь нормальные, здоровые, человеческие желания. Он требует себе то бешеную сумму денег, которая его развращает, то любовь Полины, словно забыв, что это чувство нельзя загадать по волшебному артефакту. В результате бедный юноша стал пленником кусочка кожи, соразмеряя с ней всю свою жизнь.
У него так и не хватило сил и духа избавиться от своей страшной зависимости. Если б Рафаэль преодолел страх перед страшным «подарком» и перестроил себя в лучшую сторону, то, возможно, остался бы жив. К сожалению, Полина тоже поддалась суеверному страху и под влиянием почти мистического ужаса даже попыталась покончить жизнь самоубийством. Трагическая гибель Рафаэля (умер в приступе от смертельной болезни, возможно, – чахотки) – это во многом следствие его внутреннего душевного кризиса, а не «действия» шагреневой кожи.
Написанный в 1830-1831 годах роман «Шагреневая кожа» посвящён старой, как мир, проблеме столкновения молодого, неискушённого человека с развращённым многочисленными пороками обществом.
Главный герой произведения – юный, обедневший аристократ Рафаэль де Валантен, проходит тяжёлый путь: от богатства – к бедности и от бедности – к богатству, от страстного, безответного чувства – к взаимной любви, от великого могущества – к смерти. История жизни персонажа рисуется Бальзаком как в настоящем времени, так и в ретроспективе – через рассказ Рафаэля о его детстве, годах обучения юридическому искусству, знакомстве с русской красавицей-графиней Феодорой.
Сам роман начинается с переломного момента в жизни Рафаэля, когда, униженный любимой женщиной и оставшийся без единого су в кармане, молодой человек решает покончить жизнь самоубийством, но вместо этого приобретает чудесный талисман – небольшой, величиной с лисицу, кусок шагреневой кожи. Содержащая на обратной стороне печать Соломона и ряд предупреждающих надписей, говорят о том, что владелец необычного предмета получает возможность исполнения всех желаний в обмен на собственную жизнь.
По признанию владельца лавки древностей, никто до Рафаэля не решался «подписаться» под столь странным договором, фактически напоминающим сделку с дьяволом. Продав жизнь за неограниченное могущество, герой вместе с ней отдаёт и на растерзание свою душу.
Мучения Рафаэля понятны: получивший возможность жить, он с трепетом наблюдает за тем, как утекают драгоценные минуты его существования. То, что ещё совсем недавно не представляло для героя никакой ценности, вдруг стало настоящей манией. И особенно желанна стала жизнь для Рафаэля, когда он встретил свою истинную любовь – в лице бывшей ученицы, ныне юной и богатой красавицы Полины Годэн.
Композиционно роман «Шагреневая кожа» делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история. В «Талисмане» намечается завязка всего романа и при этом даётся рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена. В «Женщине без сердца» раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять своё место в обществе всё тем же героем. Название третьей части романа, «Агония», говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюблённых, разлучаемых злым случаем и смертью.
Жанровое своеобразие романа «Шагреневая кожа» складывается из особенностей построения трёх его частей. «Талисман» сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы. «Женщина без сердца» – исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идёт об истинном и ложном – чувствах, литературном творчестве, жизни. «Агония» – классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.
Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворённой в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщённым символом бездушного и расчётливого общества.
Женские образы романа включают в себя также двух второстепенных персонажей, являющихся особами лёгкого поведения. С ними Рафаэль встречается на ужине у барона Тайфера – известного покровителя молодых учёных, художников и поэтов. Величественная красавица Акилина и её хрупкая подруга Ефрасия ведут свободную жизнь по причине своего неверия в любовь.
У первой девушки возлюбленный погиб на эшафоте, вторая – не желает связывать себя узами брака. Ефрасия в романе придерживается той же самой позиции, что и графиня Феодора: они обе хотят сохранить себя, просто разной ценой. Бедная Ефрасия согласна жить, как ей хочется, и умереть никому не нужной в больнице. Богатая и знатная Феодора может позволить себе жить в соответствии со своими потребностями, зная, что её деньги дадут ей любовь на любом этапе – хоть в самой суровой старости.
Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признаётся своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только её внешность, душу и титул, но ещё и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния. До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица.
Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у неё есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста – чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой...
Русская графиня в своём жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор – прославиться за чужой счёт, молодая интеллигенция – если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената.
Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.
На самом деле, проблемы взаимоотношения человека и общества, а также пороков последнего, всегда волновали писателей по всему миру. Отсюда, в свое время и родился один из главных конфликтов литературы реализма, как противостояние человека и общества, который подарил нам множество замечательных литературных произведений.
Мысли о противостоянии общества и человека волновали и Оноре де Бальзака, который помимо всех прочих аспектов, включил это в свою «Шагреневую кожу». И это стало одним из самых известных произведений в истории литературы.
Вообще, проводить параллели между временем написания произведения и нашим временем всегда относительно странно, ведь чаще всего, подобные книги пишутся о временах минувших. Но тем не менее, духовная нищета буржуазного общества, как оказалось, не чужда и нашему, светлому и прогрессивному.
И для того, чтобы хоть как-то оградить себя от унылой реальности, Оноре де Бальзак использует несколько фантастический мотив – он вводит шагреневую кожу – могущественный артефакт, которому подвластно исполнение любых желаний. И вместе с тем, как желания главного героя начнут исполнятся, его образ все больше начнет перетекать из положительного в отрицательный.
Но не стоит забывать о том, что отрицательные образы у Оноре де Бальзака всегда обладают определенной силой, относительно обычных людей. Эти люди незаурядны и сильны. Но к сожалению, все их внутреннее могущество направлено на зло и саморазрушение.
Рафаэль, главный герой «Шагреневой кожи», знает, как должно быть правильнее, как следует себя вести и действовать – но, к сожалению, он не может бороться со своими страстями, желаниями и пороками, которые оказываются выше его внутреннего «Я». И именно поэтому он теряется в бурлящей жизни его современников, хочет быть ее неотъемлемой частью, выделится среди остальных и добивается своего – правда, окончательно изменившись сам.
Здесь достаточно много веских, красочных описаний, в которые окунаешься с головой. Нередко, они кажутся чрезмерными, но необходимый антураж представить было бы просто невозможно. Особенно, как показать архаическое могущество загадочного музея, где Рафаэль и приобретает шагреневую кожу.
Образ Сатаны, с которым Рафаэль заключает контракт, читается не слишком явно, но все-таки заметно. Кстати, подобный сюжет мелькал в рассказе Владимира Набокова «Посещение музея».
В целом, «Шагреневая кожа» не зря оказалась на литературной верхушке – сильное, злободневное произведение, в котором есть все черты, для того, чтобы оно стало значимым явлением французской прозы. И относительно печальный финал в такой великой книге был попросту неизбежен.
Чтобы ответить на вопрос о том, каков философский смысл "Шагреневой кожи", необходимо оттолкнуться от философии самого Оноре де Бальзака. Автор является представителем научного материализма (первая полноценная общественная теория, которая позволяет построить общество на принципах согласия, отбросив прежний вездесущий принцип управления через насилие) и теософии (мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей). Самого Рафаэля, главного героя произведения, можно назвать фанатичным представителем гедонизма. Приоритеты персонажа завязаны на материальной и физической составляющих мира. Кроме денег, девушек, выпивки и игр его абсолютно ничего не интересует.
Идеей романа является следующая мысль: не нужно стремиться к деньгам, славе и хорошей жизни, прибегая к сделкам с потусторонним миром. Жизнь циклична. Без падений не бывает взлётов, без взлётов – падений. Чем больше чего-то ждёшь, тем выше вероятность того, что это не произойдёт.
А теперь рассмотрим смысл через путь муравья по Бэкону. Люди, как лягушки, из присказки: Кто-то борется за своё счастье до конца, а кто-то "складывает лапки" и падает на дно. Вопросы, которые напрашиваются на протяжении всего романа, следующие: почему герою нужно было получить всё и сейчас? Почему единственным выходом из положения он видел самоубийство?
Человек принимает критические решения в состоянии эмоционального выгорания или безысходности, однако кто-то умеет претерпеть эти состояния и избежать ошибок, а кто-то – Рафаэль. Безысходность очень тонко граничит с неуверенностью в себе. Рафаэль, потеряв в азартной игре всё, не держал в голове мысль о том, что даже при такой обстановке, он ещё молод и, спустя время, заработает деньги и уже на основе полученного опыта избежит подобных ошибок.
|