Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Смерть как часть жизни

Человек умрет – это единственное, что он знает о себе с абсолютной достоверностью. Но почему-то такое знание не становится главной мыслью его жизни.

Если мы начнем вспоминать, как часто думаем, что умрем, окажется, что не каждый день и, может быть, не каждую неделю. Даже несмотря на то, что начиная смотреть новости по интернету, по телевизору, мы, прежде всего, встречаемся с сообщениями о гибели людей, о пострадавших, о катастрофах, о войнах, об обстрелах, о бомбардировках, о крушениях самолетов. Человек, инстинктивно ужасаясь этим новостям, переживает немного другое: «Это не я, это не со мной, меня там не было, я живу. И мои близкие люди – живут».

Сложно приучить себя к памяти о том, что ты обязательно умрешь, и что это может случиться с тобой и с твоими близкими в любой момент. Это очень, очень тяжелая и практически невыносимая для человека мысль. Человек не может ее анализировать, если за ней нет веры. Причем серьезной веры, подтвержденной жизненным опытом того, что смерти не существует, что есть Вечная Жизнь, в которой – Бог.

Пока человек этого опыта в своей жизни не имеет, он не способен всерьез думать о смерти. Он может ее переживать только виртуально, только сублимируя чужую смерть в новостях и в фильмах с большим количеством выстрелов, взрывов.

Поскольку человек не в состоянии понимать смерть как начало, а не как конец всего, то соответственно, в его жизни ее нет, она реально не присутствует. Поэтому он к ней всегда не готов. Когда смерть случается с близкими, проникает в окружение этого человека, он оказывается абсолютно потерянным и обезоруженным ею. Он не в состоянии никак этого объяснить, преодолеть. Тем более в нашей сегодняшней реальности, в мире, потерявшем ориентиры: когда и родовые, и семейные отношения между людьми складываются странным и болезненным образом.

Когда смерть приходит в такой мир – и так не очень живой, не очень оживленный смыслом, любовью, чувствами, – она может совершенно деморализовать человека. Тогда он от нее настолько отстраняется, что просто не чувствует. То есть выключает себя, как мы выключаем холодильник перед тем, как уехать на дачу.

Люди привыкли отключать свои чувства в моменты колоссальных трагедий. Вот, например: идет сейчас страшная война на Украине, а для того, чтобы как-то принять реальность, надо просто себя выключить, как будто ее нет. То есть она есть, но человек выключился и не переживает. Потом, когда все закончится, он планирует вновь включить себя. Если же у человека не получается «отключиться», если он остро воспринимает, что вот так же могут погибнуть его близкие, тогда смерть начинает человека выедать и пожирать, как опухоль. Он сам, будучи живым, настолько этой смертью побежден, обессилен, что он ничего уже не может.

Принять смерть по-настоящему способен только тот, кто знает, что ее нет, у кого есть личный опыт веры, настоящей, живой, не надуманной, не иллюзорной, не бытовой или фантастической. Тогда он в состоянии думать о возможности своей собственной смерти как о ситуации, которая дает ему возможность смотреть на мир, на своих близких совсем другими глазами. Он сможет оживлять свою любовь к ним, осознавая, что сегодняшний день, день ошибок или, наоборот, покаяния, когда еще есть возможность любить здесь – самый главный день его жизни. Это и есть жизнь, наполненная смыслом.

Жизнь, такая хрупкая и такая маленькая, дается нам для того, чтобы мы себя сумели реализовать. За сколько: за десять, двадцать, сорок, сто лет или за совсем короткий срок – мы не знаем. «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастье узнать», – говорил умирающий Маркел, брат будущего старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Но люди потому несчастны, потому скучны, живут бессмысленно, что ничего не знают о смерти. Когда она приходит, им либо приходится выключать себя от непонимания, как ее переживать, либо превращать ее в сказку, в миф, в ритуал, в определенный заговор, когда можно от смерти отгородиться глупыми, нелепыми словами: «Все ТАМ будем», «он нас оттуда видит», «да будет земля ему пухом». Для верности – вылить рюмку водки на могилу умершего: пусть он вместе с нами выпьет; сунуть в могилу сигарету: пусть он вместе с нами покурит; положить мобильный телефон и так далее. То есть имитировать жизнь. Если же хочется уйти от подобного, тогда появляется чувство: «это только в кино, и меня это не может коснуться. А если меня это коснется, я буду от этой мысли убегать, прятаться, заговаривать себя.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью. Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь? Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти. Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок. Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни. Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной». И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Немногие знают, чего ожидать перед лицом смерти, если она происходит не внезапно, а в итоге длительной болезни. Ученые говорят о том, что умирание – это длительный процесс, для которого характерны определенные признаки. Так, если человек долго болеет – он становится гораздо менее социально активен. Доктор Нина О’Коннор (Nina O’Connor), заведующая паллиативным подразделением системы здравоохранения Пенсильванского университета (University of Pennsylvania Health System) рассказала, что чаще всего люди перед смертью фокусируются на своей семье и на том, что им еще необходимо успеть сделать до того, как пробьет их час.

Для людей, приближающихся к исходу жизни, также характерна усталость. Пациенты могут спать или отдыхать большую часть дня. Количество их энергии падает. Если человек болен раком – множество энергии потребляют раковые клетки. Нерегулярное дыхание приводит к тому, что в крови пациента снижается уровень кислорода и повышается концентрация монооксида углерода, это тоже не способствует энергичности. Кроме того, перед смертью люди часто едят и пьют меньше – а это становится причиной обезвоживания и недостатка в калориях. Аппетит может снижаться, например, из-за избытка катехоламинов, что достаточно часто встречается у умирающих. Может ухудшаться работа кишечника, а еще вкус и запах – это чувства, которые уходят первыми, поэтому еда делается для людей менее привлекательной. Пациенты с болезнью Альцгеймера могут просто забыть, как жевать или глотать. Снижение аппетита расстраивает близких людей, но, говорит доктор, это часть процесса умирания.

Из-за недостатка энергии люди могут медленнее двигаться, говорить, думать. Иногда скорость, с которой все это делается, дополнительно снижают выписанные пациенту медикаменты. Отсюда же – из недостатка энергии – проистекает еще одно свойство процесса умирания, которое заключается в сбоях при регулировании температуры тела – люди могут казаться своим близким слишком горячими или слишком холодными. В последние дни или часы могут возникать перебои с дыханием – оно становится слишком глубоким или, наоборот, поверхностным, и иногда умирающий может даже не дышать в течение минуты или двух, чем пугает окружающих. В некоторых случаях наблюдаются хрипы – они происходят из-за того, что у человека нет сил откашляться или проглотить то, что накопилось у него в горле. Одно из последних уходящих чувств – это слух, поэтому, даже если кажется, что умирающий спит, все же стоит продолжать разговаривать у его кровати, уточнила Нина О’Коннор.

Бывают случаи, когда у смерти нет физиологических причин. Люди уходят, потеряв волю к жизни. Это состояние впервые было описано в 50-е годы прошлого века как причина смерти американских и южнокорейских солдат, которые погибли в плену во время Корейской войны. Ретроспективно такие смерти назвали обычным явлением в нацистских концентрационных лагерях, основываясь на воспоминаниях выживших узников.

Но не только в тяжелых условиях плена случается гибель от безысходности. Смерть может наступить во время любой психологически травмирующей ситуации, которая кажется бесконечной. Страдающий человек начинает смотреть на мир через призму нарастающей апатии, до тех пор, пока сама жизнь не остановится в нем. Психологи из Портсмутского университета пришли к выводу, что такого рода уходы из жизни случаются чаще, чем кажется на первый взгляд. Многие смерти пожилых и безнадежно больных людей можно отнести к разряду психогенных. Специалисты описали схему эскалации безысходного состояния, состоящую из 5 фаз.

Первая фаза: социальное отчуждение. Пока еще человек не полностью сдался. Но уже можно заметить, как он отдалился от окружения, как мало теперь его заботит место в обществе и поддержание контактов. Если ничто и никто не выводит его из отчужденного состояния, начинается переход к следующей фазе.

Вторая фаза: апатия. Специалисты описывают этот тип апатии как деморализующую меланхолию, отличную от гнева, грусти или разочарования, внутри это ощущается как «глубокая закрытость и жизнь по инерции». На этом этапе человек часто перестает следить за аккуратностью внешнего вида.

Третья фаза: абулия. Апатия усиливается до такой степени, что человек теряет всякую мотивацию выполнять повседневные задачи: люди перестают умываться, есть и разговаривать. Люди, которые побывали на этой стадии, но потом все же вернулись «к жизни» описывают абулию как пустое сознание. В голове какое-то вязкое месиво и никакого просвета.

Четвертая фаза: психическая акинезия. Характеризуется потерей реакции на физические стимулы, даже на сильную боль. Человек может безучастно лежать в собственных экскрементах, и ни мольбы, ни побои не заставят его пошевелиться.

Наконец, если не произойдет никакого спасительного вмешательства извне, то наступает пятая фаза – смерть.

Важнее всего то, что можно выйти с любой стадии, но не всегда это можно сделать самостоятельно, и с каждой фазой это становится все труднее. Поэтому будьте внимательны к близким – если кто-то закрылся на фазе отчуждения, не дайте ему провалиться глубже. Известны случаи, когда люди пришли в себя даже на крайних фазах после того, как кто-то или что-то убедило их снова включиться в реальность.

Хотя дагерротип изобрели ещё в 1839 году, фотография практически до конца 19 века оставалась дорогим процессом. В викторианской Англии многие семейства решались запечатлеть себя только с умершими родственниками, особенно детьми, чтобы сохранить о них память. Для фото умершим надевали обычную одежду и старались придать естественную позу, а иногда на готовом кадре рисовали открытые глаза. При этом из-за необходимости долгой выдержки не шевелившиеся мертвецы на снимках выходили чётче.

Гарри Гудини посвятил много времени разоблачению шарлатанов, якобы обладающих сверхъестественными способностями, и особенно медиумов. Он продолжил это дело и после смерти, договорившись с женой, что тот из них, кто умрёт первым, попробует передать в ходе спиритического сеанса известным только им двоим секретный код. Жена на каждый Хеллоуин на протяжении десяти лет устраивала сеансы с разными медиумами, но никто не сказал правильную фразу.

Британский комик Томми Купер умер во время прямой трансляции шоу «Live from Her Majesty's» по телевидению. В ходе выступления с ним случился инфаркт, отчего он сначала сел на сцену, а затем завалился на спину. Зрители в зале продолжали смеяться, а помощница – улыбаться, считая, что это часть номера. Лишь спустя полминуты режиссёр трансляции включил незапланированную рекламную паузу.

В викторианской Англии особые ритуалы сложились и вокруг человеческой смерти. Скорбящие по близким, как женщины, так и мужчины, часто собирали свои слёзы в особые сосуды. Когда жидкость из сосуда испарялась, период траура можно было считать оконченным.

На подступах к вершине Эвереста находится примерно 200 мёртвых альпинистов, чьи трупы очень редко эвакуируются из-за дороговизны мероприятия. Восходящие альпинисты иногда вынуждены переступать через тела погибших, некоторые из которых стали своеобразными ориентирами. Самый известный из них расположен на высоте 8500 метров и имеет устоявшееся название «Зелёные ботинки» из-за отличительной кислотно-зелёной обуви. Ещё одна площадка недалеко от вершины, усеянная трупами в ярком снаряжении, получила известность как «Радужная долина».

В 18 и начале 19 веков на кораблях Королевского военно-морского флота Великобритании числились так называемые «вдовьи моряки» – погибшие члены экипажа, которым продолжали начислять жалованье. Эта мера была введена как социальная гарантия – нанимаясь на службу в военно-морской вместо торгового флота, моряки знали, что их семьи не останутся жить в бедности в случае смерти кормильца. Количество разрешённых «мёртвых душ» варьировалось по размеру судна и могло достигать 18 человек на кораблях первого ранга.

Согласно скандинавской мифологии, в Рагнарёк армия ётунов поплывёт на битву с богами-асами на Нагльфаре – корабле из ногтей мертвецов. Поэтому у викингов существовал обычай остригать и сжигать ногти покойников, чтобы предотвратить создание Нагльфара.

Сотрудник Marvel Марк Грюнвальд, автор и продюсер многих серий комиксов, завещал смешать свой прах после кремации с чернилами и напечатать ещё комиксов. В 1996 году последняя воля была исполнена – необычные чернила использовали для переиздания серии «Squadron Supreme».

Текущий рекорд скорости на воде – 511 км/час – установлен в 1978 году австралийцем Кеном Уорби. Соревнования за первенство в этом показателе считаются одним из самых опасных занятий в мире. С 1940 года 85% попыток побить рекорд заканчивались смертью.

У подножия камчатского вулкана Кихлиныч есть небольшой участок местности, где регулярно гибнут животные из-за выходящих на поверхность ядовитых газов. Гибель наступает не мгновенно, а тела из-за подавленной деятельности бактерий разлагаются очень медленно, из-за чего в этой Долине смерти образуются цепочки трупов. Например, сначала отравляется небольшая птица, затем привлечённая ею лиса, потом – привлечённая уже лисьим трупом росомаха или медведь. Сотрудники Кроноцкого заповедника регулярно чистят долину от трупов, прерывая эти цепочки и снижая общую смертность.

На Мадагаскаре распространена практика ритуального почитания мёртвых Фамадихана. Умерших родственников, похороненных в склепе во дворе дома, каждые семь лет извлекают и переодевают в новый шёлковый саван. Обряд сопровождается угощением и музыкой, а с усопшим полагается вежливо разговаривать и просить благословения. Фамадихану практикуют не только исповедующие культ предков, но и большая часть католиков – местная церковь считает этот ритуал скорее культурным и относится к нему нейтрально.

Олбен Уильям Баркли много лет заседал в Конгрессе США, а также был 35-м вице-президентом при Гарри Трумэне. В возрасте 78 лет, выступая перед аудиторией, он высказал своё отношение к другим сенаторам, сделав аллюзию на библейский стих: «Я предпочел бы быть слугой в доме Господнем, чем сидеть в рядах всемогущих». В этот же момент он упал и скончался от сердечного приступа.

По статистике, среди всех дней в году самый высокий риск умереть приходится на день рождения. Причиной тому являются два ключевых фактора. Во-первых, безрадостный праздник усиливает имеющуюся депрессию, поэтому возрастает вероятность того, что человек решается на самоубийство. И наоборот, в день рождения часто происходят несчастные случаи, вызванные нерациональным поведением на вечеринках из-за употребления алкоголя.

Бобби Фаррелл, единственный мужчина в диско-группе Boney M, во время исполнения одного из главных хитов группы «Rasputin» часто гримировался в образ Распутина. Фаррелл умер от остановки сердца во время гастролей в Санкт-Петербурге 30 декабря 2010 года – того же числа и в том же городе, что и сам Распутин.

Древнегреческий атлет Аррихион из Фигалии несколько раз становился олимпийским чемпионом по панкратиону – смеси бокса и борьбы. Свою последнюю победу он одержал, будучи уже мёртвым. В финальном бою соперник держал его в удушающем захвате, в то время как Аррихион сумел вывернуть противнику палец на ноге. Тот из-за страшной боли сдался, однако Аррихион в этот момент окончательно задохнулся, и его труп объявили победителем.

История знает не меньше десяти дирижёров, которых поразил сердечный приступ прямо во время представления. С двумя из них это случилось при исполнении второго акта оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в мюнхенской опере. В 1911 году инфаркт поразил австрийского дирижёра Феликса Мотля, он скончался в больнице 11 дней спустя. В 1968 году от сердечного приступа замертво упал немецкий дирижёр Йозеф Кайльберт.

За время строительства плотины Гувера на реке Колорадо погибло 112 человек. Первым из них был некто по фамилии Тирни, утонувший в процессе выбора самого подходящего места для плотины. Последним погибшим считается его сын Патрик, а случилось это ровно через 13 лет после смерти отца.

У братьев Гримм есть сказка «О смерти курочки», в которой все герои-животные умирают. Действие начинается с того, что курочка подавилась орехом, а петушок побежал за водой и вынужден был выполнять разные задания. Когда он вернулся назад с водой, курочка уже была мертва. Затем мыши построили повозку, чтобы похоронить её, и по дороге собрали множество лесных зверей, но при переправе через ручей все они потонули. Петушок же умер от горя, сидя на могиле курочки.

Второй и третий президенты США, Джон Адамс и Томас Джефферсон, были среди отцов-основателей, подписавших Декларацию независимости США. По стечению обстоятельств, оба они умерли в один день – 4 июля 1826 года, ровно в 50-ю годовщину подписания Декларации.

В 1974 году баскетболист Пит Маравич сказал в одном из интервью: «Я не хочу играть в НБА 10 лет, а в 40 умереть от инфаркта». Всё так и случилось: в 1980, через 10 лет после старта карьеры в НБА, Маравич завершил её из-за травмы. А в 1988, когда Питу было именно 40 лет, он скончался от сердечного приступа во время любительской игры в спортзале с друзьями.

В истории американских тюрем имеются два случая, когда подсудимым изменяли меру наказания со смертной казни на пожизненное заключение, но смерть от электричества все равно находила их. В 1989 году Майкл Андерсон Годвин сам себе устроил электрический стул, сидя на металлическом унитазе в своей камере и одновременно ремонтируя телевизор. Замыкание произошло, когда он перекусил проводок. В 1997 году похожее происшествие случилось с Лоуренсом Бейкером – он тоже сел на металлический унитаз, смотря телевизор в самодельных наушниках.

Композитор Сергей Прокофьев умер в один день со Сталиным, 5 марта 1953 года. Поэтому его кончина осталась незамеченной общественностью, а организовать похороны стало большой проблемой для его близких и коллег из-за того, что в Москве повсюду были оцепления.

Индонезийский народ тораджи известен особым отношением к смерти, которую родственники умершего пышно празднуют с приглашением сотен гостей. Хотя тораджи называют себя христианами, их редко хоронят в земле – в основном покойников помещают в склепы, выдолбленные в утёсах, либо в подвешиваемые на скалах деревянные гробы. Если у тораджей умирает маленький ребёнок, у которого ещё не режутся зубы, его хоронят в дупле, сделанном в большом дереве. Считается, что дерево залечивает рану и впитывает в себя тело и душу ребёнка.

Обитающие на некоторых индонезийских островах бабируссы из семейства свиней известны гипертрофированными нижними и верхними клыками самцов. По мере роста верхние клыки загибаются назад и у старых секачей могут врасти в кожу лба. В редких случаях направление роста клыка по каким-либо причинам может сбиться, что приводит к его проникновению в область мозга и смерти животного.

У многих народов существует запрет на упоминание имени умершего человека из опасения вызвать его дух или призрак. Вместо оригинального имени используют какую-нибудь нейтральную характеристику или присваивают другое имя, как африканское племя масаи. У южноамериканских индейцев гуахиро назвавший покойника по имени мог сам понести смертельное наказание. В некоторых племенах австралийских аборигенов данное табу настолько сильно, что даже живые тёзки умершего вынуждены менять имена. Из уважения к обычаям аборигенов в начале многих австралийских фильмов и телепередач встречается предупреждение о том, что зритель может увидеть изображения или услышать голоса умерших.

Из всех животных, не считая человека, только у слонов существует своего рода погребальный ритуал. После смерти одного из слонов стада сородичи сначала пытаются приподнять его хоботами и сильно трубят, а спустя некоторое время замолкают и начинают набрасывать сверху тела ветки деревьев и землю. Затем ещё несколько дней животные не покидают умершего, соблюдая тишину. Известны случаи, когда слоны подобным образом пытаются хоронить и людей, причём иногда они ошибочно считают спящего человека мёртвым.

В истории медицины немало случаев, когда после смерти мозга беременной женщины в результате болезни или аварии в её теле искусственно поддерживали жизнь, тем самым обеспечивая нормальное развитие и рождение малыша. Рекордным периодом такого продления беременности являются 107 дней, а самым маленьким сроком беременности, после которого искусственно поддерживали жизнь матери с умершим мозгом с успешным результатом для ребёнка – 15 недель.

Американец Мэл Бланк, известный как «человек тысячи голосов», озвучивал Багза Банни и множество других героев мультфильмов Warner Bros. Однажды он попал в автомобильную аварию и с переломом черепа впал в кому на три недели. Попытки обращения к Бланку в коме ни к чему не приводили, но как только доктор спросил: «Как дела, Багз Банни?», актёр тут же ответил голосом кролика. На могиле Бланка написана известная фраза, которую в завершении многих мультфильмов произносит его другой персонаж поросёнок Порки Пиг: «That's All Folks» (в русском переводе она обычно звучала как «Вот и всё, ребята!»).

В 1923 году в Нью-Йорке проводились лошадиные скачки. Прямо во время забега у одного из жокеев по имени Фрэнк Хейз случился инфаркт. Его лошадь, тем не менее, пришла к финишу первой уже с мёртвым телом жокея на спине, причём перед стартом лошадь считалась одним из аутсайдеров – на неё принимались ставки 20:1.

Во время и после Первой Мировой войны Великобритания вручала родственникам всех погибших памятный медальон с надписью «Он умер за честь и свободу», который в народе прозвали «Пенни мертвеца». На нём были изображены женская персонификация страны Британия рядом с другим символом страны – львом. Два дельфина в стороне символизировали морскую мощь государства, а второй лев внизу медальона раздирал на части немецкого орла. Уникальность данной награды в том, что на каждом из более чем миллиона выпущенных медальонов отчеканены имя и фамилия конкретного человека. Причём звание или должность погибшего не указывались и не влияли на форму или размер награды – тем самым подчёркивалась равнозначность жертвы каждого для достижения общей цели.

Одна из жён тайского короля Рамы V Сунандха Кумариратана погибла в 19 лет вместе с маленькой дочерью из-за того, что перевернулась лодка, в которой они плыли. Несмотря на то, что многие люди были очевидцами утопления, никто из них не бросился на помощь. В этом был виноват закон, согласно которому обычному человеку запрещается дотрагиваться до королевской особы под страхом смертной казни.

Американский учёный Юджин Шумейкер, который занимался геологией и планетологией и был одним из открывателей врезавшейся в Юпитер кометы Шумейкера-Леви 9, является единственным на данный момент человеком, похороненным на Луне. Капсула с частью его пепла была помещена на межпланетную исследовательскую станцию Lunar Prospector, которая закончила свою миссию, упав на наш спутник, в 1999 году.

Многие китайцы уверены, что после смерти попадут в преисподнюю. Их представления об аде базируются на даосистской концепции подземного суда, куда прилетала душа умершего, и укрепились благодаря христианским миссионерам, однако китайцы воспринимают ад не в негативном свете, а как мир духов. Чтобы покойник мог дать взятку правителю ада Яньло-Вану для избежания наказания и просто достойно жить на том свете, в Китае распространён ритуал сожжения специально нарисованных бумажных банкнот. Традиционно такие деньги изготовляли из бамбуковой или рисовой бумаги, нанося простые рисунки, но с конца 19 века широко стали применяться банкноты, стилизованные под юани и доллары. Наряду с традиционными символами типа драконов, Будды или Нефритового императора, на этих деньгах часто помещают изображения популярных личностей, например, Джона Кеннеди, Эйнштейна, Мэрилин Монро.

В Китае, Индонезии и на Филиппинах можно встретить захоронения в виде гробов, прибитых к скалам. У народа Бо, одного из национальных китайских меньшинств, считалось, что горы являются самым подходящим для похорон местом, потому что являются лестницей между земным и небесным мирами.

Создатели телесериала «Звёздный путь» в своё время столкнулись с тем, что для поддержания зрительского интереса нужно постоянно показывать риск и гибель персонажей. Но так как убивать главных героев слишком накладно, решили жертвовать второстепенными, которые постоянно сменялись. Вскоре зрители заметили тенденцию – герои в жёлтых и голубых рубашках всегда преодолевали испытания, а персонажи в красных рубашках неизменно умирали. Впоследствии смерть «краснорубашечников» стала правилом для многих других фильмов и сериалов, в числе которых и «Остаться в живых».

Американский композитор Джек Ницше, написавший музыку к таким фильмам, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «9 1/2 недель», умер 25 августа 2000 года. По странному совпадению, ровно 100 лет назад, 25 августа 1900 года, умер его однофамилец Фридрих Ницше.

Метиловый спирт в составе алкогольного напитка по вкусу и запаху неотличим от этилового, однако его действие на организм гораздо опаснее. Даже небольшое количество метанола может привести к слепоте, а доза от 30 мл – к смерти. Этим объясняются частые случаи отравления метиловым спиртом либо по незнанию, либо в случае употребления поддельного алкоголя. Интересно то, что в случае такого отравления противоядием является обычный, то есть этиловый спирт. Это связано с тем, что процессы связывания обоих спиртов в организме происходят с участием одного фермента алкогольдегидрогеназы, который реагирует с этанолом быстрее. В результате фермент исчерпывается, и метанол остаётся большей частью нерасщеплённым, а вследствие этого в крови получается меньше вредных продуктов его распада.

В 2011 году в штате Нью-Йорк проходила демонстрация байкеров, протестующих против закона об обязательном использовании шлемов при езде на мотоциклах. Один из участников по имени Филип Контос потерял управление, ударился головой об асфальт и умер. Врачи и полицейские констатировали, что он бы выжил, будучи в шлеме.

Во Франции можно официально жениться или выйти замуж за умершего, хотя закон в этом случае не даёт права наследования за покойным супругом. В основном такие браки заключаются, чтобы узаконить детей беременной невесты. Каждую заявку на посмертный брак одобряет президент Франции. Во время церемонии жених или невеста стоит рядом с фото покойного, а церемониймейстер произносит фразу «пока смерть не разлучит вас» в прошедшем времени. Похожая традиция, которая называется призрачным браком, существует в Китае и Судане.

Одним из тех, кто сильно боялся числа 13, был австрийский композитор Арнольд Шёнберг, и эта фобия стала косвенной причиной его смерти. В 1950 году его личный астролог сказал, что скоро композитору будет 76, и следующий год поэтому будет для него критическим (7+6 =13). 13 июля 1951 года, в пятницу, Шёнберг сказался больным и с утра лёг в постель. Он пролежал почти весь день, но за 15 минут до полуночи с ним внезапно случился приступ, и врач зафиксировал смерть.

У трупов людей, казнённых через повешение или выбравших этот способ для самоубийства, может наблюдаться эрекция. Это вызвано давлением, создаваемым верёвочной петлёй на мозжечок. У мужчин при этом может выделяться моча или слизь, у женщин – кровь из вагины. Во многих странах существует народное поверье о том, что из упавшего на землю семени повешенного вырастет мандрагора – растение, корням которого приписывали магические и лечебные свойства.

В природе у самых разных живых организмов нередко встречается поведение, когда они притворяются мёртвыми, чтобы избежать нападения хищника. Наиболее известный пример – опоссум, который при опасности падает на бок, открыв глаза и рот, и впадает в каталептическое состояние, ещё и выделяя из анального отверстия зловонную секрецию. Однако есть и обратные примеры – когда животные притворяются мёртвыми, чтобы привлечь добычу. Так делает рыба отряда цихлидовых Haplochromis livingstonii: она ложится на дно, покрываясь похожими на трупные пятнами, и ждёт мелких падальщиков, после чего резко «оживает» и ловит их.

Несколько веков назад медицина не имела достаточно точных методов для фиксирования смерти, и находящихся в летаргическом сне или без сознания людей нередко хоронили заживо. По этой причине с конца 18 века в Европе стало популярным хоронить покойников в так называемых безопасных гробах. В простейшем случае конструкция такого гроба включала в себя выведенную наружу дыхательную трубку и колокольчик, шнур от которого закреплялся на руке похороненного. Сегодня безопасные гробы используются гораздо реже, так как смерть фиксируется безошибочно почти всегда.

Среди известных рок- и блюз-музыкантов весьма значительна доля тех, кто умер в 27 лет. Именно в этом возрасте почему-то возникает статистическая погрешность, выделяющаяся из нормального распределения. Для таких музыкантов даже приняли название «Клуб 27». В него включают Роберта Джонсона, Джима Моррисона, Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, Курта Кобейна, Брайана Джонса и Эми Уайнхаус. В 27 лет умер также легендарный советский рок-музыкант и поэт Александр Башлачёв.

Лал Бихари, крестьянин из самого густонаселённого индийского штата Уттар-Прадеш, в 1976 году при попытке собрать документы на оформление кредита обнаружил, что по официальным данным он мёртв. Оказалось, что его дядя в целях забрать себе землю племянника дал взятку чиновнику, который и оформил смерть Бихари на бумаге. Новоиспечённый «мертвец» не опустил руки и начал бороться за возвращение себе нормального статуса, однако добился этого только в 1994 году. После возвращения в стан живых Лал Бихари основал Ассоциацию мёртвых людей, которая помогает другим индийцам вновь обрести статус живого – таких людей оказалось немало.

Американский химик Фред Бор знаменит тем, что создал банку-тубус для чипсов Pringles и запатентовал эту форму. Он сильно гордился своим детищем и даже завещал похоронить свой прах в одной из таких банок, что и было исполнено его потомками.

До рубежа 18-19 веков в оркестрах не было привычного нам дирижёра с палочкой, а такт отбивал сам композитор либо один из музыкантов каким-нибудь инструментом или кивками головы. Для одного из композиторов 17 века, создателя французской национальной оперы Жана-Батиста Люлли, трость для отбития такта стала причиной смерти. Он поранил ногу наконечником трости во время концерта, и развившаяся из раны гангрена привела к летальному исходу.

На территории норвежского городка Лонгйир, расположенного на острове Шпицберген, законом запрещено умирать. Связано это с тем, что в условиях вечной мерзлоты погребённые тела не разлагаются и привлекают внимание белых медведей. Поэтому всех тяжелобольных отправляют в другие части Норвегии, а если смерть всё-таки была зафиксирована в Лонгйире, хоронить покойника придётся все равно в другом месте.

По данным организации ISAF, ежегодно в мире официально регистрируется 50-80 нападений акул на людей, из которых не более 10 становятся смертельными. В то же время люди убивают ежегодно примерно 100 миллионов акул, главным образом для еды.

В 1985 году спасатели Нового Орлеана устроили вечеринку в честь того, что купальный сезон первый раз на их памяти прошёл без утонувших. После неё в бассейне департамента отдыха был обнаружен утонувший гость праздника Джером Муди, причём в тот вечер четверо спасателей находились на дежурстве у бассейна.

Крематорий в шведском городе Хельсингборг обеспечивает теплом 60000 домов, что составляет 10% производимой энергии местной энергетической компании.

27 сентября 2010 года владелец компании Segway погиб во время поездки на сегвее. 62-летний Джими Хэселден объезжал на этом скутере своё поместье, но не справился с управлением и сорвался с обрыва в реку.

Английский математик Абрахам де Муавр в престарелом возрасте однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день. Составив арифметическую прогрессию, он определил дату, когда она достигла бы 24 часов – 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер.

Когда Павлик Морозов совершил свой «подвиг», началось массовое производство его скульптур. Одна из них в мастерской сорвалась с каркаса, упала на скульптора Викторию Соломонович и убила её гипсовым горном.

В 1871 году американский адвокат Клемент Валландигэм вёл дело, защищая человека, обвинённого в убийстве из-за ссоры в баре. Он построил доказательство невиновности на том, что пострадавший сам нечаянно застрелился, доставая пистолет из кармана в неудобном положении. Валландигэм захотел наглядно продемонстрировать такое развитие событий, положив другой пистолет себе в карман (как он думал, незаряженный). В результате адвокат, вынимая его, выстрелил в себя. От раны он скончался, а его подзащитный был оправдан.

По-датски выражение «Спасибо за всё» (‘Tak for alt’) аналогично по смыслу выражению «Покойся с миром» и пишется на могильных камнях, поэтому в благодарственных письмах использовать его не стоит.

Президент США Авраам Линкольн после смерти был перезахоронен 17 раз либо из-за реконструкции гробницы, либо по причинам безопасности. При этом шесть раз его гроб вскрывался. Только в 1901 году, через 36 лет после смерти, тело Линкольна нашло окончательный покой.

Изначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище лежал камень, прозванный Голгофой из-за схожести с Иерусалимской горой. Когда кладбище решили уничтожить, при перезахоронении в другом месте решили установить на могиле бюст Гоголя. А тот самый камень впоследствии был поставлен на могилу Булгакова его женой. В связи с этим примечательна фраза Булгакова, которую он при жизни неоднократно адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

Несмотря на распространённое мнение, что волосы и ногти растут ещё некоторое время у мертвецов, это не так. Данный эффект обусловлен тем, что кожа покойника усыхает, поэтому ногти и волосы начинают казаться больше, чем они были.

Для людей, умерших или лишившихся возможности оставить потомство в результате собственной глупости, учреждена специальная премия Дарвина. Её вручают как награду за услугу – изъятие своих генов из генофонда человечества. Одна из классических подобных историй произошла в египетской деревне. 18-летний крестьянин полез в колодец доставать упавшего туда цыплёнка. Так как он не умел плавать, то начал тонуть, и ему на помощь в колодец начали прыгать его родственники и друзья. Всего утонуло 6 человек, а цыплёнок в итоге выжил.

В феодальном Китае нередко практиковалась месть через самоубийство, которое доведённый до отчаяния человек совершал во дворе дома обидчика. Китайцы верили, что душа самоубийцы не возносится на небо, а остаётся в этом случае в доме обидчика и приносит ему и его семье несчастья.

Археологи иногда находят захоронения людей лицом вниз. Долго время считалось, что такое положение обусловливалось случайными факторами. Тщательное исследование этого вопроса на основе примеров подобных захоронений в разных уголках планеты из самых разных исторических эпох показало, что все они имеют одно общее: лицом вниз хоронили тех людей, которых не уважали и хотели унизить даже после смерти.

Среди ранних натюрмортов были картины в жанре ванитас. Композиционным центром в них был человеческий череп. Также в композиции участвовали гнилые фрукты, увядающие цветы и другие предметы, символизирующие старение и затухание. Такие картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.

Упрощённо жизненный цикл медузы можно представить так: они рождаются в виде полипов, затем переходят в медузоидную стадию, а затем взрослые медузы после размножения обычно погибают. Однако существует уникальный вид Turritopsis nutricula, медузы которого после размножения оборачивают свой жизненный цикл вспять и превращаются опять в полипов, чтобы затем снова развиваться в медузу. Таким образом, эти медузы теоретически бессмертны (умирают только по внешним причинам).

В 1835 году рядом с Землёй пролетала комета Галлея, а через две недели после её перигелия родился Марк Твен. В 1909 году он написал: «Я пришёл в этот мир с кометой и уйду тоже с ней, когда она прилетит в следующем году». Так и случилось: Твен умер 21 апреля 1910 года, на следующий день после очередного перигелия кометы.

В рассказе Эдгара По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» 1838 года есть эпизод, когда корабль попадает в шторм и четверо моряков спасаются на плоту. Не имея пищи, они решают съесть одного из них по жребию – и этой жертвой стал Ричард Паркер. В 1884 году затонула реальная яхта, и так же выжили четыре человека на одной шлюпке. Они вряд ли читали тот рассказ, но в итоге съели юнгу, которого звали Ричард Паркер.

В Древнем Риме лемурами называли души умерших, не нашедших покоя в царстве мёртвых и возвращавшихся по ночам в мир живых, пугая и преследуя людей. Когда в 16 веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромными светящимися в темноте глазами, то вспомнили о римских суевериях и тоже назвали их лемурами.

Мнение о том, что древнеримские зрители в Колизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно. Оно возникло после появления картины «Pollice Verso» художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст. На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.

Знаменитый ямайский регги-музыкант Боб Марли завещал положить в свой посмертный склеп гитару «Les Paul», футбольный мяч, Библию и свёрток марихуаны.

Кубинский поэт Хулиан дель Касаль, стихи которого отличались глубоким пессимизмом, умер от смеха. Он ужинал с друзьями, один из которых рассказал анекдот. У поэта начался приступ неконтролируемого смеха, что вызвало расслоение аорты, кровотечение и скоропостижную смерть.

Техническая ошибка на сайте CNN 16 апреля 2003 года привела к публикации в открытый доступ заранее заготовленных некрологов для ряда известных людей: Дика Чейни, Рональда Рейгана, Фиделя Кастро, Иоанна Павла II, Нельсона Манделы и других.

Кельты настолько сильно верили в загробную жизнь, что могли одолжить деньги с условием их возвращения в ином мире.

Франц Кафка опубликовал при жизни только несколько рассказов. Будучи тяжело больным, он попросил своего друга Макса Брода сжечь после смерти все его работы, включая несколько неоконченных романов. Брод эту просьбу не выполнил, а, наоборот, обеспечил публикацию произведений, принесших Кафке всемирную славу.

Петух Майк прожил полтора года после того, как в 1945 году американский фермер отрубил ему голову. У петуха осталось основание мозга и одно ухо. Когда фермер заметил, что петух до сих пор не скончался, то решил заботиться о нём, вводя молоко и зерно напрямую через пипетку. Майк обрёл славу после начала его демонстраций по всей стране, его подлинность задокументирована, а умер петух только из-за того, что хозяин забыл еду и шприц для очистки пищевода на месте проведения очередного показа. Многие пытались повторить этот опыт, но ни одна другая курица не прожила больше двух дней без головы.

Среди жителей Южной Кореи очень широко распространён миф о том, что человек может умереть ночью в комнате с работающим вентилятором.

Полип гидра обладает высокой регенерационной способностью. Если рассечь гидру на две части, то они обе регенерируют до взрослой гидры. Доказано, что гидры теоретически бессмертны.

По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».

В Китае, Корее и Японии число 4 считается несчастливым, так как созвучно слову «смерть». В этих странах этажи с номерами, оканчивающимися на четыре, почти всегда отсутствуют.

1 апреля 1947 года умер греческий король Георг II. Когда в газетах опубликовали сообщение о смерти, очень многие подумали, что это розыгрыш.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (18.10.2018)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz