
В 1873 году Александр Островский написал для праздника "весеннюю сказку" "Снегурочка". Малый театр тогда был закрыт на ремонт, и вся труппа перебралась в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами задумала поставить что-то феерическое. И комиссия решила занять в спектакле все три труппы – балетную, оперную и драматическую. Создать пьесу попросили Островского. Он согласился. Музыку к пьесе по просьбе ее автора сочинил молодой П. И. Чайковский.
31 марта, в день своего пятидесятилетия, писатель закончил сказку. Первое представление состоялось 11 мая 1873 года на сцене Большого театра. Чайковский очень любил свое детище. Но позднее на этот же сюжет написал оперу Н. А. Римский-Корсаков – и новое произведение полюбили зрители во всем мире. А самую первую музыку к пьесе "Снегурочка" широкий зритель не знает. Александр Николаевич Островский к опере относился очень сдержанно – ему по душе были мелодии Чайковского, искренние, родные, близкие к народным.
Сказка в стихах "Снегурочка" не похожа на все, что писал Островский и до нее, и после. Все пьесы – картинки купеческой среды. Суровые нравы. "Темное царство". "Снегурочка" – сказка, молодость, любовь, игры, песни, красота. Основой произведения стали древние русские предания и обычаи. Создатель пьесы тщательно искал размеры стихов, расспрашивал историков и археологов, перелопатил сотни книг по историческому и фольклорному материалу – даже обращался к "Слову о полку Игореве".
Он поэтически соединил сказки, легенды и песни, сумев сохранить яркость, сказочность и непринужденность сказочной пьесы – и создал этакую ярмарочную сказку для интеллигенции. Соединил жизнь с вымыслом, серьезность с театральностью, реализм с романтизмом, развлечение с глубоким смыслом. Танцы, музыка, пение – и все это без грубых трюков и превращений. Феерия удалась. Но главным в феерии остались человеческие отношения, любовь и искусство – задачей которого Островский считал нравственное воспитание.
Александр Николаевич описывает идеальную страну – царство берендеев, где жизнь радостна и безмятежна. В центре – образ идеального царя Берендея, который живет для своих подданных, за что горячо ими любим. Правильное государство, где люди живут по законам чести и совести, чтобы избежать гнева богов. Огромное значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота цветов, песен и, конечно же, девушек. Поэтому всеми любим певец Лель – олицетворение пылкости, горячности, юности всех, и молодых, и старых.
Царь Берендей – мудрость народа. Он прожил долгую жизнь, много видел и много знает. Его тревожит, что в людских сердцах появляется недоброе: "исчезло их служенье красоте… а видятся совсем другие страсти. Тщеславие, к чужим нарядам зависть". Умудренный опытом царь понимает, к чему это может привести. Он не беспокоится о деньгах и власти. Его волнуют сердца и души народа.
Островский показывает идеального правителя – таким, каким видит его сам. Такая честность и порядочность, конечно, бывает только в сказке. Но идеал согревает душу человека, заставляя задуматься о прекрасном и возвышенном. О том, что духовная красота, любовь и верность намного ценнее холодной внешней красоты. Что прекрасное – это не "сосуд, в котором пустота", а "огонь, мерцающий в сосуде".
Все пьесы Островского тем или иным образом посвящены любви. Но в "Снегурочке" все преподнесено по-другому – истинна и ценна сама любовь, а не те выгоды, которые можно извлечь с ее помощью. Царство берендеев потому и процветает, что люди еще не разучились ценить и беречь любовь. Боги милостивы к нему, но если нарушить священный закон, наступит ужасное. Поэтому измена Мизгиря стала личным оскорблением всему народу. Который, в большинстве своем, ценит простые доверительные отношения – и уважает чувство собственного достоинства каждого человека.
Царь – справедливый отец. С просьбой о защите к нему обращается Купава. Приговор вынесен. Мизгирь виновен. Виновный должен быть наказан. Как? Его просто изгоняют навечно. Изгнание для берендеев – самое страшное наказание. В стране нет кровавых законов. Такое может быть только в сказке, доброй сказке. В стране нет злой воли, насилия, везде царит свобода. Право человека на личное счастье и наслаждение жизнью. Все решается народным судом сообща, поскольку все равны перед законом: "Палящий бог, тебя всем миром славим! Пастух и царь тебя зовут, явись!"
Главная героиня – Снегурочка, дочь Мороза и Весны. И в этом скрыто противоречие: от сурового отца ей достался холод сердца, от матери – тяга к людям, солнцу, песням. Снегурочка всех поражает красотой и совершенством. Семья, которая ее приняла, желает воспользоваться девушкой для личного обогащения – среди берендеев уже пустила росток жажда наживы, что так пугало царя. Мелкие люди не понимают достоинств Снегурочки, ставшей им дочерью. Для них она только средство достижения материального благополучия.
Из-за своей холодности непохожая на остальных девушка привлекает к себе внимание. Она особенная. Непонятная и чужая. Она не понимает законов царства и вызывает ответное непонимание. Люди считают, что она должна быть как все. Понять ее, помочь ей привыкнуть к новому миру, найти свое место в нем никто не хочет. От боли, отчаяния, из желания быть принятой берендеями, жестоко обманутая Лелем, девушка забывает о предупреждении отца – и просит мать-Весну дать ей любви. Во что бы то ни стало.
Невзирая на то, что она погибнет. Ведь одно мгновенье наслаждения и радости дороже многих лет тоски. Ее горячие мольбы услышаны. Предупреждение было не напрасным: Снегурочка растаяла от лучей солнца. Берендеи считают гибель девушки возмездием за ее холодность. Создатель сказки сам соглашается с ними: Снегурочка справедливо наказана за бездушие. И вместе с народом берендеев радуется Солнцу-Ярилу, радуется жизни, воспевая гармоничную связь человека с природой.
«Снегурочка» – пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем.
Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было – любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один – поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» – слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» – ярчайшая веха в творчестве драматурга.
В основе сюжета – жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных – от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, – а в семье Бобыля и Бобылихи.
Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может – даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж.
Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям – и поэтому привлекает их.
Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье – увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить – или погибнуть.
Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.
Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.
Снегурочка – центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз – отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.
Весна-Красна – мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.
Лель – ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.
Мизгирь – торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго – и после ее гибели сам расстался с жизнью.
Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава – все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.
«Снегурочка» – произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов – это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.
То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир – отвергала людей – получила любовь – прониклась человеческим миром – погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.
Так, одна из центральных тем – взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.
Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.
При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.
К этой мудрой сказке обращались многие русские писатели, такие как В.И. Даль, А.П.Островский, Э.В.Померанцева, А.П.Афанасьев и др. По сценарию этой сказки были поставлены пьесы, сняты фильмы и мультфильмы, написана опера. В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В.М.Васнецов говорил: – Правду – никто не поймет. Люди живут-то другим. А эта поэма «Снегурочка» – лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…
Краткое содержание сказки, обобщенное: Жили – были Иван да Марья. И всего у них было вдоволь, только детишек не было. Наступила зима, выпало много снега. Решили они слепить себе девочку Снегурочку. И получилась она у них ладная да красивая, глядят – не налюбуются: глазки голубые, губки алые, щечки только без румянца. Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках и живут, а взаправду не бывают. Пришла весна, зацвело все кругом, птички запели в лесу. Подружки в лес зазывают. Не хотела Снегурочка идти в лес, да родители уговорили пойти погулять. Подружки венки плетут, цветы собирают и не заметили, как потерялась Снегурочка. Аукали, да не услышала. Ушли домой. Дело к вечеру. Снегурочка нашла большое дерево, залезла на него. Шел мимо медведь, уговаривал с ним пойти – не согласилась. Шел мимо волк – не поддалась на его уговоры. Бежала мимо хитрая лиса и уговаривала – увещевала с ней пойти – не соблазнилась Снегурочка. Прибежала собачка Жучка, обрадовалась девочка, собачка ее домой привела. Наступило лето красное. Ягодки созрели. Собрались подружки в лес по ягоды и Снегурочку зовут. Обещают беречь ее пуще глазу. Благословили ее родители пойти погулять, ягодок собрать. Подружки ягодки собрали, хоровод водили, костер разожгли, стали прыгать. А Снегурочка опечалилась, сидела у прохладного ручья, не хотела прыгать, но подружки настояли и прыгнула. Ручей в эзотерике – это чистая информация, знания, полученные с высших планов бытия. Прыгнула над огнем и вдруг расстаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и слилось с Небом. Обернулись подружки, а Снегурочки нет.
Второй вариант этой сказки. От отца Мороза и матери Весны родилось прекрасное дитя: девочка Снегурочка. Снегурочка выросла и стала еще красивее. Все парни в округе на нее заглядывались, а девушки от нее отвернулись, из-за обиды – ревности. Лелю приглянулась Снегурочка, но он желал страстной любви, а она признается, что сердце ее не знает любви. Тогда Лель ухаживает за Купавой – веселой, жизнерадостной, умеющей приласкать нежно и говорить страстно. А к Снегурочке посватался Мизгирь – купец, бывший жених Купавы. Но Снегурочка хочет добиться любви Леля, она плачет от обиды. Лелю не жаль ее: он понимает, что это слезы ревности, вызванные не любовью к нему, а завистью к Купаве. Снегурочка просит мать – Весну даровать ей любящее сердце. Весна дает ей венок из цветов, но предупреждает, что как только взойдет утром Ярило – солнце, в груди Снегурочки вспыхнет любовь огромной силы, но сама она растает от этой любви. Снегурочка соглашается. Все так и происходит. Сказка – ложь, да в ней намек…
«Метаистория – это ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история. Метаистория познается путем последовательного преодоления трех стадий: мистического озарения, направленного созерцания и, наконец, истолкования. Метаистория всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали» (Д.Андреев).
Так о чем же сказочка с точки зрения метаистории? Живет наша планета Земля. И много на ней разного народа живет. И была среди них одна семья – Иван да Марья. Иван да Марья хорошо жили, богато, да вот одна беда – детей у них не было. Однажды зимой слепили из снега себе доченьку – Снегурочку. Почему из снега? Наш мир, в отличие от горних – духовных миров, очень холодный и в прямом и в переносном смысле: время в наших низких частотах заторможено, и мы не слышим и не разговариваем напрямую с нашими Небесными родителями, да и Мороз жестокий!
О существовании и о законах жизни и в иных мирах нам рассказывают пророки, мистики, то есть те, у кого налажен контакт с жителями высших миров. Но сами мы не видим этих миров и их жителей и не проявлена в нас их огненная энергия, отсюда страх смерти и грусть Снегурочки перед солнечным теплом.
Происхождение Снегурочки интересно: тело на земле создано, а вот душа от высоких сущностей. На нашей планете живут люди с разным происхождением. У некоторой части людей души пришли с высоких планов бытия. Как правило, это очень талантливые люди, а о Снегурочке и сказано – умненькая, да благоразумненькая. У них есть еще одна особенность: они не сразу осознают свое высокое происхождение, а соответственно и смысл прихода в этот мир. Нужна помощь свыше. Люди на земле созданы так, что у нас два центра управления: мозг и сердце. Мозг хорошо развивается проблемами выживания в нашем мире, а вот сердечко открывается только страданием и состраданием: на пике боли и страдания.
Когда Снегурочка – земной человек, потерялась в лесу – в нашем мире, отрезанном от горних миров, то нашла высокое дерево, по всей вероятности, это Древо познания Добра и Зла, залезла на него. Мимо пробегали звери и звали ее – не поддалась. Это говорит об отработке нами, землянами, своих животных программ. Пошла с собачкой, которая привела ее к дому – подчинение животных страстей своему уму-разуму. Борьба со злом научила Снегурочку быть умненькой, да благоразумненькой. Но вот сердце, имеющее в себе семь пределов, раскрывается сложно: любовь порождает любовь. Если человек сам не умеет любить, то и не сможет проявить в жизни это чувство в виде любви или сострадания к боли другого человека. У Снегурочки ум был развит, а сердце не знало любви.
Притча: Когда Бог создал человека, то подумал: «Если человек быстро узнает обо мне, то захочет стать как бог. Но он еще неразумный младенец, не научившийся Любить. Нельзя, чтобы он нашел Меня до времени зрелости его сердца. Бог позвал ангелов и стал с ними советоваться. Один из ангелов, светлый, как утренняя Заря, посоветовал Богу спрятаться внутри человека, в самой глубине его сердца. Он объяснил это тем, что человек никогда не изучит себя до конца, и, естественно, не будет искать там Бога. Но когда он устанет от невзгод и бездорожья, он поднимет глаза к Небу. Тогда Отец сам явит Себя из глубины его сердца.
Ущербность свою Снегурочка почувствовала – познала от обиды, что красавец Лель предпочел ей другую. Полностью открыть сердце для любви, что воспламеняет всего человека, вплоть до клеточек его тела, невозможно без помощи Небесных Родителей. Снегурочка в глубине себя, чувствовала, что есть такое чувство, что наполняет душу до предела. В сказке мать Весна подарила Снегурочке венок, который зажжет ее сердце, но предупредила, что она сгорит, то есть растает от этой пламенной любви. С первыми лучами солнца Снегурочка почувствовала огромную силу Любви, но тут же и расстаяла – вознеслась!
С полностью открытым сердцем в нашем мире нет нужды жить: подобное притягивается к подобному и человек просто возносится в огненные миры.
Лель – это, по всей вероятности дух земной любви: страстной, с горячими поцелуями, нежностью и т.д.
Купава – это женская ипостась Леля, не случайно он и полюбил ее.
Мизгирь – богатый купец, влюбляется во внешнюю красоту, считая, что любовь можно купить.
Вознесение Господне – христианский праздник, отмечаемый в сороковой день по Пасхе в честь вознесения плоти Иисуса Христа на Небо и обетования о Его втором пришествии. Вознесение Спасителя означает обОжение его человеческой природы, которая становится невидимой для человеческого ока.
Казалось бы: какая связь? А прямая: Господь Логос Силой Духа Божьего преобразовал тленное физическое тело в огненное вплоть до клеток.
Логос – это термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» – высказывание, речь, и «понятие» – суждение, смысл. Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость, устойчивую закономерность развития мира – закон бытия». Космический Логос – слово, говорит греческая философия, обращается к людям, которые, даже «услышав», не способны его понять.
В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое. Однако обыденное человеческое сознание считает свой частный произвол выше общего законопорядка. Внутри этого всеединства «все течет», вещи и даже субстанции перетекают друг в друга согласно ритму взаимоперехода и законосообразностью. Но Логос остается равным себе. То есть картина мира, будучи динамичной, сохраняет стабильность и гармонию. И эта стабильность сохраняется в Логосе.
Стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно–огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций. От них происходит «сотворение» вещей в инертной материи, формируют чувственный мир.
В христианстве Логос – Слово личного и живого Бога. Бог окликает Словом (Логосом) вещи и так вызывает их из небытия. В христианстве «Логос» определен словами Евангелия от Иоанна – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». История земной жизни Иисуса Христа трактуется как воплощение, «вочеловечивание» Логоса, принесшего Откровение и Сам явившийся этим откровением – Словом жизни, самораскрытием «Бога незримого». В соответствии с этим в христианстве утверждается тождество Логоса (Христа) Богу – Сыну, который представляет «Слово» Бога – Отца и является вторым лицом Троицы.
У Логоса – Господа Иисуса Христа, были полностью раскрыты все семь пределов сердца, полностью активированы – включены в работу 12 энергетических каналов мозга, Он их объединил в один – канал Любви!
Наш Спаситель вознесся от грешной земли ввысь Небесную, полную света. Вот уж облако белое скрылось вдали, все Апостолы видели это. Иисус, Кто на Небо взошел от земли, так же точно придет к вам однажды, И слова эти радость в сердцах их зажгли, ожидал теперь Господа каждый.
Вознесение Господа произошло 2000 лет назад. Он проложил Путь выхода всей цивилизации землян из 3-х мерного – замороженного мира в жизнь вечную. Это Путь Любви! Но без помощи свыше, помощи Господа, без Его огненной энергии, нам не одолеть Пути выхода – преображения наших клеток в эфирно–световое тело.
Вознесение Господа – вознесение каждого отдельного человека (первыми вознесутся «снегурочки» – те, кто взрастил огненные крылья сердца) – вознесение планеты вместе с цивилизацией!
В наше время эта история вызывает не меньше споров, чем в XIX веке. Одни говоря, что Островскому не хватило исторических знаний, чтобы правильно описать жизнь Древней Руси и вообще – причем тут берендеи?! Другие, что Островский не понимал смысл язычества. Третьи уверяют, что поскольку Снегурочка не человек, то есть нежить – ей не место среди людей и ее гибель должна радовать – берендеи хорошо отделались. Кто же прав? Пожалуй, никто...
В пьесе Островского речь идет не о Древней Руси, не о язычестве и не о том, что нежити нет места среди людей. Островский написал сказку о любви, об отношениях мужчин и женщин. Вы же помните – "Сказка ложь, да в ней намек..." Это еще когда было сказано!
В пьесе показаны два типа мужчин и два типа женщин. Вроде бы умеющая любить Купава вовсе не умирает от обманутой любви. Да, пошумела-поплакала, пожаловалась-повозмущалась, но уже к утру следующего дня утешилась. И вот – она опять любит, ее избранник Лель. А вроде бы не умеющая любить Снегурочка из-за любви умерла. Но действительно ли Снегурочка не умела любить?
Что такое Снегурочка в начале пьесы? Не осознавшая себя женственность. Она холодна не потому, что, как уверяют, не умеет чувствовать, а потому, что еще не пробудилась к жизни. Ее время не пришло. Венок весны – всего лишь символ. Пришел срок, и Снегурочка влюбилась безоглядно, на всю жизнь.
При этом гибель Снегурочки вовсе не была предопределена, только – вот ведь несчастье! – она влюбилась в настоящего мужчину, в мачо, как теперь говорят. А он прислушаться к девушке, даже обожаемой, не в состоянии. Лель-то, при всем легкомыслии, с солнышка бы ушел. Но Мизгирь не может признать существование угрозы, с которой он не смог бы справиться. В результате губит и любимую, и себя.
А вот Лель, который вначале пытался ухаживать за Снегурочкой, еще до гибели девушки нашел ей замену – ведь девушек много, а Купаве не надо объяснять, что такое любовь.
Вся пьеса "Снегурочка" проникнута символами. Это как в пьесе уже нашего времени – история Медведя, который станет реальным медведем после поцелуя любящей девушки. Вполне конкретная и очень выразительная символика.
Так и здесь смерть Снегурочки символ – но не чуждости ее миру, а безоглядному следованию за любимым. Ведь говорят же: "тает от любви", "плавится от любви", "умирает от любви". Пьеса об этом – просто о любви. И об умении слушать любимых.
Произведение Островского "Снегурочка" – это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.
Откуда взялась Снегурочка? Точного ответа до сих пор нет. Но имеется очень много вариантов ее происхождения. Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.
Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.
В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».
Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.
Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.
Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.
Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.
Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность.
Весенняя сказка, сказка-драма – всё это, безусловно, относится к пьесе создателя русского национального театра, «Колумба Замоскворечья» А.Н. Островского. Пьеса «Снегурочка» стала настоящим событием не только для мира литературы, но и для мира театра. Не понятая большинством критиков, не воспринятая зрителями и даже исполнителями, она всё же была резонансной и обсуждаемой.
Так, например, её художественное разнообразие и оригинальность жанра отмечал Ю.М. Лотман, он называл «Снегурочку» пьесой-«маской». Философско-символической драмой определяет сказку А. Журавлева, театральной сказкой – С. Данилов. Несмотря на наличие совершенно разных отзывов, «Снегурочка» всё же вошла в число тех драматических произведений, которые остаются в копилке времени.
Одной из центральных линий произведения является тема любви. Она достаточно неоднозначна, но тем и интересна, тем и захватывает, что проявляет себя в странном и таинственном, но в то же время в притягивающем и привычном амплуа. Стоило ли Снегурочке полюбить или продолжать жить, но без счастья, без чувств?
Смех…Слёзы... Всё чуждо цветущей и юной Снегурочке. Дочь теплой Весны и холодного Мороза, «красавица», «дикарка», она далека от мира людей, душа её холодна как лёд. Снегурочке, молодой девушке, невыносимо жить без радости, без счастья: «Хочу любить – но слов любви не знаю, и чувства нет в груди». В ней происходит борьба природных сил: холода и тепла, жизни и смерти. Героиня привлекает, манит, но, к сожалению, она не способна почувствовать любовь: «Начну ласкаться, – услышу брань, насмешки и укоры за детскую застенчивость, за сердце холодное. Мучительную ревность узнала я, любви ещё не зная». Внутренний конфликт перерастает в необъяснимое, пламенное желание любить, познать человеческое счастье. Совсем юную Снегурочку не пугает предупреждение Весны: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз», – просит она лишь «любви девичьей».
Героиня ищет в любви счастье и действительно находит его: «…Снегурочка в зелёный лес – выходит девицею с душой счастливой, полной отрадных чувств и золотых надежд». Но всё же, как и предсказывалось в прологе, Снегурочку своим лучом поражает Ярило. Царь Берендей называет смерть героини «чудесной гибелью», это приносит в его царство свет и благополучие.
Без любви к природе невозможно это счастье. Померкнет, станет незаметной; она перестанет вдохновлять своим дыханием. «Остуда чувств» среди берендеев и приводит к трагедии: «Тугой поникли деревья и травы». Вся красота, всё величие и живость ушли, природа перестала быть тем, что необходимо хранить и понимать. Жив остаётся лишь «лазоревый цветочек» – рисунок во дворце Берендея. Только с появлением любви в сердцах людей пробуждается, оживает природа: «рассеивается туман». Берендеи начинают видеть эту красоту и воспевают Бога Ярило: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше».
«На свете всё живое должно любить»… Любить друг друга, любить природу, любить справедливость и мир. Фольклорные источники, на которые опирается пьеса, подтверждают это. Жители Берендеева царства ценят эти принципы, ведь в обществе, где люди «служат красоте», где есть любовь и честность, не может быть войны. Не зря Ф.М. Достоевский говорил, что любовью всё покупается, всё спасается…
Любовь является главным источником вдохновения человека. Сколько прекрасных текстов создано на эту тему! Здесь и повести Тургенева «Вешние воды» и «Первая любовь», и стихотворения А.С. Пушкина и С.А. Есенина, и, конечно же, замечательные пьесы А.Н. Островского.
«Снегурочка» – очень поэтичное произведение, «трогательная поэма русской природы», как сказал художник Константин Коровин. Особый колорит ей придают выразительные ремарки и захватывающие описания славянских обрядов и праздников. Скорее всего, на создание примечаний Островского вдохновляла природа его усадьбы Щёлыково где, как известно, и создавалась «Снегурочка». В пьесе всё располагает к нежным чувствам: весна, цветы, песни, народные гуляния. Все вокруг пребывают в любви, только сердце Снегурочки остаётся холодным и неприступным. Бедная девушка просто не способна познать это чувство, ей чужда любовь, ведь Снегурочка сама по себе является олицетворением холода. Героиня говорит о себе так: «Моя беда, что ласки нет во мне». Но в дочери Мороза и Весны живёт жажда любви, она всем сердцем пытается полюбить пастуха Леля. Лель, в свою очередь, не любит Снегурочку. Он предпочитает ей красавицу Купаву: «…учись у ней любить и знай, что Лелю не детская любовь нужна». И Снегурочка, не способная любить, чувствует только жгучую ревность, которая, как известно, способна разрушить любые чувства.
Берендеи не понимают Снегурочку. Для них чувство любви – нечто естественное, то, без чего жить нельзя. Сам царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех». Дочь Мороза страдает: она не такая, как все. Снегурочка завидует людям, способным любить, решается идти за помощью к матери-Весне. Конечно, девушка прекрасно понимает, что для неё любовь равносильна смерти. Но и жизнь без любви для неё – не жизнь. Весна соглашается помочь дочери, так как считает, что «на свете всё живое должно любить».
То, что Снегурочка полюбила, можно назвать настоящим чудом. Для неё любовь дороже жизни («пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз…»). Но любовь Снегурочки является не столько чудом, сколько трагедией, ведь любовь – это тепло, огонь, а огонь топит лёд («люблю и таю, таю от сладких чувств любви…»). Но всё же, можно сказать, что Снегурочка была счастлива, пусть и на мгновение. Ведь её мечта наконец-то исполнилась: она узнала, что же это такое – любовь. Но иначе и не могло быть, потому что героиня ожила, а как уже было сказано выше, «всё живое должно любить».
Сегодня имя Снегурочки ассоциируется с новогодними праздниками. Считается, что Снегурочка – это молодая девушка, внучка Деда Мороза. Правда, почему внучка – не совсем понятно. И кто тогда у Деда Мороза дочка?
На самом деле вся эта городская мифология была придумана не так уж давно, уже в советское время. До 1930-х годов и Деда Мороза-то никакого не было. Был фольклорный персонаж Мороз Иванович или Морозко. А Снегурочка существовала независимо от него.
В 19-м веке Снегурочка стала популярна благодаря одноименной пьесе Островского. Ещё позже появилась опера Римского-Корсакова с таким же названием и сюжетом. В пьесы Островского Снегурочка – дочь Весны и Мороза. До 15-ти лет они оберегают свою дочь от мести бога Ярилы. Если Снегурочка влюбится в человека, то она станет уязвима и погибнет от луча жестокого Бога Солнца.
Дело в том, что какая-то вещая птица с женской головой ("птица – баба": то ли Сирин, то ли Гамаюн, то ли вообще Алконост) предрекла Морозу, что если Снегурочка влюбится в человека, то она станет уязвима и погибнет от луча жестокого Бога Солнца, и тот внял предостережению, держал свою дочь в тереме с животными вместо слуг, в заточении и главное – подальше от людей и Солнца, в самой непроходимой чаще. Но мать девушки, Весна-Красна, скептически относится к этим предсказаниям и буквально настаивает на том, чтобы Снегурочка жила не в лесу, среди зверей и птиц, а среди людей. Мороз негодует, нехотя соглашается, наставляет дочку быть поближе к лесу и напоследок поручает Лешему следить за своей дочкой.
Снегурочка выходит из леса, когда Берендеи праздновали Масленицу, и начинает жить у людей. Дальше разворачивается целая любовная история с трагическим концом, где Снегурочка всё-таки тает, несмотря на предупреждения отца держаться подальше от Солнца и пастуха Леля с голосом древнегреческого Орфея, который был слишком высокомерен от чрезмерного женского внимания к нему и не ответил ей взаимностью, а пленённый её красотой страстный купец Мизгирь бросил свою возлюбленную Купаву, на которой сватался, и чуть было не оказался изгнан из племени из-за своей измены. Налицо типичная андерсеновская история про Русалочку, правда, Снегурочке хоть ничем жертвовать ради возлюбленного не пришлось. Хотя, над ними обеими довлело страшное пророчество, их обеих предупреждали, что лучше хорошо всё взвесить, не влюбляться в людей, ибо для них это может закончиться плохо.
А ведь эти героини – то невероятно похожи! Обеим было по пятнадцать лет: в Дании и на Руси – это возраст совершеннолетия девушек. Вопреки своим завышенным ожиданиям взаимности чувств, в случае с Русалочкой, и попустительству тех, кто был призван Богом Зимы охранять дочку, как зеницу ока, в случае со Снегурочкой, обе были обречены на смерть и стали идеалом самопожертвования: Русалочка не смогла убить Принца и совершила суицид, бросившись с корабля в море, а Мизгирь не внял предостережениям Снегурочки и слишком поздно осознал свою ошибку.
У обеих не сложилось семейного счастья: что Принц, что Лель оказались эгоистичны и холодны, воспринимали девушек не как возлюбленных, а исключительно как маленьких детей ("Он любил её как прекрасное, доброе дитя, сделать её своей женой и королевой ему и в голову не приходило!" – писал о своём персонаже Андерсен, а в финале у Островского, когда Снегурочка застала Леля наедине с Купавой, тот прямо в лицо ей заявил, что "Лелю не детская любовь нужна!", после чего убитая горем Снегурочка вернулась в лес, где встретила Мизгиря, который преследовал её, умолила свою мать дать возможность любить, чтоб быть с Лелем, а в итоге опять же на Мизгиря наткнулась и от безысходности ответила взаимностью).
Обе в буквальном смысле вскоре и растаяли от своих чувств, их сгубило Солнце: тело Русалочки расплылось морской пеной, а Снегурочка превратилась в ручей. Но есть и различие между ними: если Русалочка в финале безвозвратно не исчезла, стала одной из Ангелов или Дочерей Воздуха – Сильфид, получила-таки шанс обрести бессмертие, то в случае со Снегурочкой не было возможности символически показать круговорот воды в природе, цикла жизни и смерти. Она погибла навсегда.
Пьеса Островского заканчивается и самоубийством Мизгиря, который бросился с утёса, и последующим восхвалением законов природы в лице Бога Солнца. Все счастливы, кроме самой Снегурочки и Бога – Мороза, который бы наверняка и с Весной – Красной разругался бы, и Берендеев в ледышку превратил, и Лешего бы тоже сурово покарал за гибель дочки и установил бы целый Ледниковый период вместо лета. От последнего (Лешего, то есть) вообще толку, как от козла молока было – только и способен, что Мизгиря всю ночь по лесу призраком Снегурочки гонять, а как Леля от неё подальше держать или кого другого из людей – не догадался! А ещё лесное божество называется, с кучей возможностей!
В 20-м веке про Снегурочку сняли несколько фильмов и мультфильмов. Сюжеты их немного отличаются, но все они пересказывают одну и ту же историю, написанную драматургом Островским. Наиболее близкая к тексту пьесы экранизация была снята в 1968-м году режиссером Павлом Кадочниковым.
В 1971-м году вышел фильм «Весенняя сказка» режиссера Юрия Цветкова. Но здесь внимание было сфокусировано больше на плясках берендеев и похождениях пьяного Бобыля, а сама главная героиня лениво мелькала на фоне других персонажей.
Еще один советский фильм про Снегурочку сняли в 1980-м. Только здесь уже Снегурочка, подобно Русалочке, хочет стать человеком ради любви к гончару.
Но все эти добрые фильмы для детей имеют мало общего с оригинальным сюжетом народной сказки. Впрочем, вариантов народной сказки несколько. И все они довольно жуткие, один страшнее другого.
|