Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Социальное неравенство – что это?

Кто не любит яркую жизнь. Но реальность жизни состоит из скучных событий, в которых ничего особенного не происходит. Однако, при помощи соцсетей картинка сильно искажается, как фото в HDR. Люди видят только то, что впечатляет, претендуя на репост и вирусное распространение, воспринимая мир с большим перевесом негатива и сенсационного позитива. Эта искаженная картина подменяет настоящую. Проблема искаженного восприятия событий, происходящих в мире – это серьезная современная болезнь человечества.

Современная сеть дала возможность создавать виртуальные социальные кластеры, делящие людей по сферам интересов, а не по уровню доходов – как это было раньше. Человек, несмотря на индивидуализм, все равно остается стадным существом. Поэтому люди сбиваются в группы, обрастающие соответствующей атрибутикой и потребностями. Постоянная коммуникация с близкими по духу рождает ложное ощущение динамики окружающего мира, создавая иллюзию единства в многообразии. Но «близкие по духу» – это весьма субъективно.

Сидит Вася на диване и мотает ленту фейсбука. А в ней – министр пишет о своих заслугах, депутат о своих победах, миллионер о своих миллионах и селебрити о своих поклонниках. Все публикуют собственные истории успеха. И кажется, что все это – рядом, на расстоянии вытянутой руки, одного комментария. Вася и миллионер – на одной скамейке, в одной песочнице. Но на самом деле это не так. В мире нарастает социальное неравенство, причем не только между людьми, но и между целыми странами. И это неравенство достигло такого уровня, что одни тратят миллионы по щелчку пальца, а другие теряют способность зарабатывать на жизнь.

В определенном смысле, люди сейчас заново переживают перераспределение по социальным нишам. И у того же Васи от всего этого едет крыша. Потому что ему кажется, что мир плоский. С одной стороны – перед ним одна за другой проплывают истории успеха. С другой стороны – у него в жизни все складывается не так удачно, как у его виртуальных друзей. Таким образом, в сознание Васи планомерно ложится перекос и он думает, что жизнь состоит исключительно из оглушительных побед. И агрессии, само собой. И как бы он не старался – он никогда не достигнет гармонии с собой, ибо всю свою жизнь будет стремиться повторить чужую историю успеха. И вполне вероятно, что найдет себя в выражении агрессии. Сначала виртуальной, а потом реальной.

Современные войны и квази-терракты, происходящие на фоне невероятного развития хай-тек индустрии – есть производные феномена искаженного восприятия событий, которое нивелируется эффектом всеобщего виртуального благополучия. Бедность, незащищенность, бесправие, бесперспективность – на фоне яркой и абсолютно искусственной виртуальной жизни, которая на самом деле является обратной стороной холодного техногенного нутра, в котором мы живем. Добро пожаловать в будущее.

Социальное неравенство – такое положение вещей в обществе или отдельной общности, когда их члены имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть и престиж.

Любое общество всегда структурировано по многим основаниям – национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-демографическим группам, может порождать социальное неравенство. Даже естественные генетические или физические различия между людьми могут стать основой для формирования неравных отношений! Но главное в обществе – те различия, те объективные факторы, которые порождают социальное неравенство людей. Неравенство есть непреходящий факт всякого общества.

Ральф Дарендорф писал: «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий – столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически».

Социальными называют те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры – классы, социальные и профессиональные группы, страты.

Самое крупное социально-стратификационное образование общества – класс. Не следует забывать тезис К. Маркса о фундаментальном значении общественных классов в истории человеческого общества. Слово «класс» пришло из Древнего Рима, где его использовали для деления населения на отдельные группы в целях налогообложения. На верхней ступени были ассидии - богатейшие римляне, на низшей – пролетарии.

Платон в Древней Греции видел два класса – богатые и бедные. Аристотель делил общество на жадный высший класс, низший – класс рабов и достопочтенный средний класс, которому можно доверить заботу о всеобщем благе, поскольку он умеренно обладал добродетелями и пороками.

Научная концепция класса появилась в XIX в. Ее автором является К. Маркс. Всю историю общества он видел в конфликте классов. Отсюда идея бесклассового общества, общества полной социальной интеграции, социального равенства. К. Маркс разделял современное ему общество на два основных класса, в первую очередь, по отношению к частной собственности. Следуя его логике, можно считать, что социалистическая система обеспечивает полное социальное равенство, ибо собственность превратилась в общенародную, или государственную, к которой все члены общества, все социальные группы должны иметь равное отношение. Однако именно на базе общенародной собственности пышно расцвели номенклатура, привилегии, появилась теневая экономика. Почему же закончился неудачей социалистический эксперимент?

Во-первых, в любом обществе, кроме владения собственностью, кто-то должен осуществлять оперативный хозяйственный контроль за ней. Возможность распределения материальных и денежных ресурсов часто оказывается более важной и выгодной, чем прямое падение собственностью. В этом варианте у распорядителя преимущество безответственности, ведь он имеет дело с чужой собственностью. Таким образом, при неграмотном управлении у армии чиновников – риск небольшой, а социальные преимущества очевидны.

Во-вторых, общество всегда имеет определенную государственную, политическую организацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объективно должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус который объективно порождает социальное неравенство.

Письменная история человечества пока не знает ни одного общества без социального неравенства. Социальное неравенство многолико, оно проявляется в самых различных формах и на разных ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди достаточно хорошо представляют свое место в социальной иерархии остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравенство, что нередко выражается в социальных конфликтах.

В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию над другими людьми. Это стремление в разной степени выражено у отдельных лиц Человек или социальная группа, получив власть, всегда стараются открыто или замаскировано ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), но устранить полностью нельзя.

В-четвертых, общество объективно заинтересовано выдвигать для управления, на вершины власти, самых способных, одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство – это своего рода инструмент самосохранения общества, с помощью которого оно сознательно обеспечивает замещение наиболее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой – политической, экономической, научной, военной и т.п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, социальном положении, стимулируя выдвижение самых способных людей.

Фундаментальной теоретической основой социального неравенства, стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные виды деятельности. Люди равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.

Социальное неравенство – казалось бы пережиток прошлого и должно уйти в небытие, но современная реальность такова, что в том или ином виде расслоение в социуме присутствует и на сегодняшний день и это порождает чувство несправедливости у тех людей, которых коснулось социальное неравенство.

Социальное неравенство – это разделение или дифференциация людей на классы, общества или группы, согласно их положению в обществе, что предполагает неравное использование возможностей, жизненных благ и прав. Если представить социальное неравенство схематически в виде лестницы, то на самых нижних ее ступенях будут угнетенные, бедные, а вверху угнетатели и богатые, те, у кого в руках власть и деньги. Это основной признак расслоения общества на бедных и богатых. Существуют и другие показатели социального неравенства.

Причины социального неравенства

Каковы причины социального неравенства? Экономисты видят первопричину в неравном отношении к собственности и распределении материальных благ в целом. Р. Михельс (немецкий социолог) видел причину в наделении большими привилегиями и полномочиями аппарат власти, который выбирался самим же народом. Причины возникновения социального неравенства по мнению французского социолога Э. Дюркгейма:
1. Поощрение людей, приносящих наибольшую пользу для общества, лучших в своем деле.
2. Уникальные личные качества и таланты человека, выделяющие его из общего социума.

Виды социального неравенства

Формы социального неравенства разные, поэтому существует несколько классификаций. Виды социального неравенства по физиологическим признакам:
• возрастное – касается всех людей в определенные возрастные промежутки, это прослеживается при приеме на работу, молодежь не берут из-за отсутствия опыта, пожилых людей при их огромном опыте заменяют молодыми, более перспективными с точки зрения начальства;
• социальное сексуальное неравенство – здесь можно рассмотреть такое явление как женская дискриминация, выраженная в том, что мало женщин занимающих ответственные посты, участвующих в экономической жизни страны, женщине отводится роль «за мужем»;
• социальное этническое неравенство – малые этносы, те, которые не входят в понятие «белая раса» во многом притесняются из-за такого явлений как ксенофобия и расизм.

Социальное неравенство в связи со статусами в обществе:
• отсутствие / наличие богатства;
• приближенность к власти.

Проявление социального неравенства

Основные признаки социального неравенства наблюдаются в таком явление как разделение труда. Деятельность человека разнообразна и каждый человек наделен какими-то талантами и умениями, способностями к росту. Социальное неравенство при этом проявляется как отдача привилегий тем, кто более талантлив и перспективен для общества. Расслоение общества или стратификация (от слова «страта» – геологический пласт) это выстраивание иерархической лестницы, деление на классы, и если раньше это были рабы и рабовладельцы, феодалы и челядь, то на современном этапе – это разделение на:
• высший класс;
• средний класс;
• малообеспеченные (социально уязвимые);
• за чертой бедности.

Последствия социального неравенства

Социальное неравенство и бедность, порождаемая тем, что основными ресурсами планеты могут пользоваться лишь избранные порождает конфликты и войны среди населения. Последствия развиваются постепенно и выражены в замедленном развитии многих стран, это приводит к тому, что прогресс в экономике тоже замедляется, демократия как система теряет свои позиции, в обществе растет напряжение, недовольство, психологическое давление социальная дисгармония. По данным ООН половиной мировых ресурсов владеет 1% так называемой высшей элиты (мировое господство).

Плюсы социального неравенства

Социальное неравенство в обществе как феномен не носит на себе лишь отрицательные свойства, если рассматривать социальное неравенство с позитивной стороны, то можно отметить важные вещи, присмотревшись к которым возникает мысль, что все «имеет место быть под Солнцем». Плюсы социального неравенства для человека:
• стимул стать лучшим в своем деле, проявить по максимуму свои способности и таланты;
• мотивация для тех, кто хочет выйти из бедности;
• упорядочивание в экономической сфере, у тех, у кого есть капитал производят ресурсы, в отличие от тех, кто не имеет капитала и в состоянии лишь прокормить себя и свою семью.

Примеры социального неравенства в истории

Примеры социального неравенства или стратификационных систем:
1. Рабство – крайняя степень порабощения, изначальный вид социального неравенства известный с древности.
2. Касты. Вид социально сложившейся с древности стратификации, когда социальное неравенство определялось кастовой принадлежностью, ребенок рождаясь уже с самого рождения принадлежал к определенной касте. В Индии, считалось, что рождение человека в той или иной касте зависит от его деяний в прошлой жизни. Всего 4 касты: высшая – брахманы, кшатрии – воины, вайшии – купцы, торговцы, шудры – крестьяне (низшая каста).
3. Сословия. Высшие сословия – дворянство и духовенство обладали юридическим правом передавать имущество по наследству. Непривилегированное сословие – ремесленники, крестьяне.

Современные формы социального неравенства

Социальное неравенство в современном обществе неотъемлемое свойство, поэтому социальная теория функционализма рассматривает расслоение в позитивном ключе. Американский социолог Б.Барбер разделил современные виды социальной стратификации, основываясь на 6 критериях:
1. Престижность профессии.
2. Наличие власти.
3. Богатство и доход.
4. Религиозная принадлежность.
5. Наличие образования, владение знаниями.
6. Принадлежность к тому или иному этносу, нации.

Социальное неравенство в мире

Проблема социального неравенства в том, что порождаются расизм, ксенофобия, дискриминация по гендерным признакам. Самый показательный критерий социального неравенства во всем мире является разный доход населения. Факторы, влияющие на расслоение в обществе, во всем мире остаются теми же, что и много лет назад:
• уклад жизни – городской или сельский, известный факт, что в деревнях оплата за труд меньшая, чем в городе, и условия зачастую хуже, а работы больше;
• социальные роли (мать, отец, педагог, чиновник) – определяют статусность, престиж, наличие власти, собственности;
• разделение труда – физический и интеллектуальный труд оплачиваются по-разному.

Устранимо ли социальное неравенство?

Запечатленная в документах история не знает такого времени, когда бы не существовало социальное неравенство и деление общества на страты. Но иногда происходит очень значительный перекос, в результате которого страдают люди, поэтому важно соблюдать баланс и задача людей у власти стремиться к развитию общества, а не к стагнации экономических процессов и увеличения бедности среди населения.

Пути преодоления социального неравенства:
• развитие социальных услуг;
• доступность бесплатной качественной медицины и образования;
• помощь малоимущим и инвалидам;
• разработка нормативных актов, законов, денежных компенсаций, защищающих незащищенные слои общества (ветераны, инвалиды, матери-одиночки);
• обеспечение рабочими местами инвалидов;
• предоставление одинаковых возможностей как мужчинам, так и женщинам при приеме на работу.

В отношении христианства к неравенству присутствуют два аспекта. Первый – равенство всех людей перед Богом. В православии изначально перед Богом все равны. Протестантизм придерживается принципа предопределения – деления всех людей на избранных и осужденных еще до их рождения.

Второй аспект связан с социальным неравенством. Христианство признает, что люди неодинаковы по своим физическим и интеллектуальным способностям, имеют разные личностные и духовные качества. «Христос вовсе не учит, что люди в настоящем мире физически равны между собою; между ними есть и хромые, и слепые. Едва ли можно считать их равными и духовно, потому что есть люди, которым можно поверить лишь один талант, и есть люди, которым можно вручить и пять, и десять талантов. Люди братья – это не близнецы своего рода». Христианские философы признают, что «мир, в котором мы живем, есть мир неравенства. Стремиться к установлению здесь равенства, значит стремиться к невозможному... Сама природа человеческих отношений делает это невозможным».

Христианство признает сам факт различия людей: «Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь» (Прит. 22.2). Оно принимает не только различия между людьми, но и то, что человеческое общество иерархично. «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Прит. 22.7).

Православно-христианское учение легитимизирует существующее социальное расслоение. Вражда и зависть к людям более богатым, занимающим более высокий социальный статус, рассматривается как несогласие, осуждение «премудрых промыслов судьбы». «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся перед Богом» (1 Коринф. 7, 20, 24). Аналогичных позиций придерживается и ислам. В Коране написано: «Кто родился в бедности, пусть умрет в бедности». Вместе с тем это не означает отрицания смены своего социального положения. «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучше воспользуйся» (1 Коринф. 7, 21).

Господство богатых людей, помимо прав и привилегий, накладывает особую ответственность. «В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются, таким образом, достойными помощи, богатые – достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное».

Быть слугою не означает потерю человеческого достоинства или ущербность в личностном измерении. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Марк, 10.43, 44).

Богатство или бедность, высокое или низкое социальное положение сами по себе не делают человека лучше или хуже. Долг каждого христианина – смотреть на других как на равных и ближних себе. При этом «быть ближним какого-нибудь человека – это не значит принадлежать к одному и тому же обществу, классу, или одной и той же нации; это значит – пренебрегать всеми этими искусственными различиями, и оказывать каждому всякую помощь, в которой он может только нуждаться» (Лук. 10.25-37).

Социальное положение человека не является гарантией или предпосылкой особого отношения Бога. Определяющим параметром служит исполнение заповедей, божественной воли. «Христос не был другом ни рабочего, ни богача, как таковых. Он не поставил бы никому вопроса о том: «беден ты или богат».

Социальная дифференциация необходима для слаженного функционирования общества, она лежит в основе общественного устройства. Имущественное неравенство является стимулом и регулятором хозяйственной активности. «Пусть те, кои порицают Провидение за неравное разделение будто бы благ земных, пусть рассмотрят устройство общественное, которым утверждается, поддерживается, обезопасивается их благосостояние житейское; – они увидят, что это самое неравенство и есть основание оного устройства».

Обосновывается взаимная связь и взаимное дополнение разных слоев, в частности богатых и бедных. Такие отношения носят не только и не столько хозяйственный характер, сколько имеют нравственную природу. Аргументируя полезность и необходимость неравенства, христианский автор предупреждает: «Вообразим себе общество, коего члены равны по богатству... Из равенства произошла бы независимость: все захотели бы повелевать, никто не согласился бы повиноваться. Земля, населенная людьми, равными по богатству, была бы зрелищем угнетений, злоупотреблений, неправд, насилий постоянных».

Христианство выступает за сглаживание неравенства. Способом нивелирования и предупреждения враждебности является смирение, принятие своего положения как Божьего промысла. «Да удалится от меня зависть, происходящая от представления выгод, доставляемых богатством, и то чувство враждования, коим бедные силятся как бы отмстить богатым за неравенство счастья... Да удалится от меня и это отчаяние, эти мучительные беспокойства, коим так часто предаются бедные... Я не осуждаю жребий, какой Ты определил мне на земле, слово твое говорит мне, что богатый и бедный равно суть чада твоей любви».

Другим способом, позволяющим избежать социальной напряженности, выступает необходимость терпимого отношения друг к другу. Христианство призывает учитывать интересы ближних, не злоупотреблять властью и силой, быть милосердным. «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14.31).

На социальное неравенство существуют разные точки зрения. Весомой является оценка социального разделения благ и людей как следствия греховности. Так, христианский писатель П. Хельчицкий говорит о социальном неравенстве как о неугодном, идущем во вред и тягость Богу и людям. Другой автор обвиняет церковь в том, что она, «забыв бессмертные принципы своего Основателя, успела выдвинуть на верх горы сильных мира сего, сделать христианство религией властных и богатых». Сказать, что бедность необходима и происходит от Божьих законов, «значило бы произнести самую гнусную хулу на Бога», считает Генри Джордж. «Бедность происходит от человеческой несправедливости к ближнему» и является преступлением, за которое «ответственно общество и из-за которого общество должно страдать».

Неравенство, с большими или меньшими оговорками, в разных слоях русского общества воспринималось как неотъемлемая часть общественного и государственного устройства. С точки зрения древнерусских понятий, расстояние между богатым и бедным оказывалось весьма значительным. Простой человек, по тогдашним понятиям, был маломощнее боярина в 225 раз и менее состоятелен, чем староста, в 125 раз (рассчитано на основе известного соответствия налоговой тяготы). При этом «капиталы, которыми частные лица обладали в древней Руси, представляют собою огромное состояние, и количество таких лиц бесспорно было велико».

Весьма показательно, что в Киевской Руси, славившейся торговлей мехами, торговали и рабами (челядью), труд которых был основой благосостояния, источником прибыли и накоплений. Двадцать три статьи древнерусского свода юридических законов «Правды Ярослава», вошедшей в историю под названием «Русской Правды», устанавливают целую систему кредитных отношений, направленных «к охране и защите заимодавца и его прибыли».

Стремление к социальной справедливости не означает стремления к нивелированию способностей и возможностей разных людей, материальному уравниванию без учета вклада каждого человека. «Но кто не согласится, что только по недомыслию можно не сознавать, сколько требуется практического ума и деловитости, чтобы стоять во главе большого предприятия... А ведь все эти познания и весь этот опыт добывается не без труда, не без упорного напряженного и многолетнего труда... Если взвесить одно с другим, то окажется, что условия жизни людей не так различны, как многие предполагают».

Справедливым считалось стремление к адекватной оценке и оплате труда. Для крестьянина было безнравственно заплатить равную плату и мастеру, и простому работнику. Квалифицированный труд должен вознаграждаться значительно выше: «Работнику – полтина, мастеру – рубль».

В дореволюционном обществе хорошо понималось, что одной из предпосылок социального расслоения является личностная неодинаковость людей. На примере разного отношения к делу В.П. Рябушинский делил всех людей на пять групп. «Первая группа – хозяева в душе, работящие, бережливые, деловитые. Они – организаторы труда, созидатели ценностей, накопители мировых богатств. Вторая группа – святые, бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные... Третья группа – завистники, люди озлобленные и бесплодные, тип, дальнейшего пояснения не требующий. Четвертая группа – бесхозяйственные люди, безалаберные, лишенные делового чутья и понимания, бездарные, расточительные, бестолковые, ленивые... Пятая группа – это пассивное большинство, не имеющее ни определенных мнений, ни определенных убеждений, совершенно неустойчивое в своих настроениях. Эта бесформенная масса способна примкнуть к любой из вышеупомянутых активных групп – сегодня к одной, завтра к другой».

Стремление к поддержанию имущественной однородности и сведение равенства к чисто внешнему, демонстрируемому, чревато социальными противоречиями и конфликтами. «Идея равенства, понятая чисто внешним образом, логически развиваемая вне идеи Бога, не может остановиться на равноправности перед законом, на уничтожении привилегий: она выставит знамя бунта против неравенства состояний и Божьих даров, потребует уравнения ленивого с прилежным, бездарного с даровитым, невежды с ученым и в вечном протесте против природы и Бога – убьет самую жизнь, ни к чему не приведет, кроме смерти и разрушения».

На защите социального неравенства как «не только закона существующего человеческого общества», но и «неизменного закона морали» стояли многие социальные мыслители, в том числе М.И. Туган-Барановский, А.И. Ильин, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин.

Способом сглаживания социальных различий и контрастов, помимо милостыни, благотворительности и освобождения себя от зависти, является создание социальных условий, дающих человеку реальную возможность для обеспеченной жизни. «Имущественное неравенство преодолевается не переделом богатств, а освобождением души от зависти; ...помышлением не о тех, кто «богаче меня», а о тех, кто «беднее меня»... Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бессильных, безработных, бесперспективных людей... Чтобы масса живо чувствовала поощряющее влияние частной собственности, а также успешность и почетность честного труда».

Принятие христианством личной разности людей и социального неравенства, исключение насильственных способов перераспределения богатств не означало отсутствия противоречий в реальной жизни. Печальным подтверждением внутреннего несогласия с социальным неравенством стали три русские революции. Однако их результаты не привели к установлению социальной справедливости.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (10.10.2018)
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz