Социальный статус – это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.
Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе – дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.
Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.
Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола – предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.
Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль.
Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).
Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка.
Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой – низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.
Утрата привычного социального статуса – тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше – вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.
Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.
В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты. Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.
В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.
В самом широком смысле социальный статус – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т.д.
Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д.
Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т.д.).
Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.).
Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества.
Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.
От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не будучи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.
Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:
• когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;
• когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).
При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты.
• Статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые – что он должен делать.
• Статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности.
• Статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму; у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика).
• Статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.
• Статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.
Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений.
Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.
Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т.е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.
Социальный статус – это понятие, обозначающее положение, место того или иного элемента общества в общей иерархии его структур. Социальный статус – это обобщенный показатель общественного положения индивида, социальной группы, класса, этноса и т.д. в обществе.
Понятие «статус» в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и социолог права, юрист Генри Мэн (1822-1888). Определить статус человека, социальной группы и др. – это значит дать описание содержанию статуса, места (позиции) в социуме. Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данной позиции, а ранг статуса - место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое). Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса.
Таким образом, социальный статус – это сложносоставное явление, различными аспектами которого являются престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индивидом в социальной структуре общества.
Статус – синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже – статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но, кроме того, существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется.
Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен первым здороваться, но первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывается на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст меньше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных санкций не последует.
Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями, которым также приписан определенный объем престижа.
Необходимо заметить, что исследователи разрабатывают различные «статусные наборы» (понятие ввел в науку Р. Мертон), определяющие положение личности, группы и т.д. в обществе (в том числе и с учетом особенностей самого общества). Прежде всего в эти «наборы» входят такие характеристики, как происхождение, материальное положение, должность, профессия, политическое влияние, «связи», национальность и т.д.
Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.
Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, то есть сообществе знакомых людей) дает нам совокупность личных (межличностных) статусов, а позиция в обществе – совокупность социальных статусов. Личный статус – это позиция человека в семье, спортивной команде, бригаде, круге друзей и т.д. Он приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам и существует только в узком круге людей. Напротив, социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых людей благодаря участию в общественной жизни.
Различия между двумя видами статусов – социальными и личными – хорошо видны на следующем примере: старший сын и любимый сын. Это разные статусы. Статус «любимого сына» - это позиция относительной конкретной семьи. В этой семье он – любимый сын. А в другой – он совсем не любимый, и в обществе он – не любимый сын. А вот позиция «старший сын» – это характеристика общественная, или социальная.
В зависимости от того, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраивается экономический, политический и социальный режим данного общества. Например, долгое время старший сын считался во многих обществах наследником имущества, статуса своего отца.
Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник).
Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую- либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.
Вместе с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у человека одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков.
Таким образом, статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду.
Статусный набор каждого человека индивидуален, неповторим во всех деталях. Стоит поменять один из них – например, профессию, а все другие оставить неизменными, как мы получим похожего, но другого человека. Даже если все основные статусы у двух человек совпадают, что бывает не так часто, обязательно будут различаться неосновные.
Наиболее известные, распространенные социальные статусы это следующие:
• половые статусы (мужчина / женщина);
• возрастные статусы. Эти статусы еще называют транзитивными, так как человек приобретает их по мере социализации. Существует три основных транзитивных статуса: ребенок / взрослый / старик;
• расовые статусы. Все население нашей планеты делится на три основные расы (общепризнанны: европеоидная, монголоидная, негроидная);
• экономический статус – это статус, который мы получаем независимо от образования, но благодаря месту, занимаемому этим статусом в экономической системе разделения труда (собственник, наемный рабочий, арендатор, кредитор и др.);
• политический статус – понимается как принадлежность к государственному аппарату управления или политическим ассоциациям (партиям, движениям). Этот статус направлен на удержание и эффективное использование власти;
• профессиональный статус – любой статус, для получения которого следует пройти длительное или кратковременное обучение;
• статусы в области культуры состоят из четырех базовых сфер (элементов): наука, образование, искусство, религия;
• территориальные статусы. Граждане и люди, живущие в деревне, отличаются друг от друга уровнем жизни. Также территориальные статусы получают: мигранты, эмигранты, туристы, беженцы, люди без определенного места жительства;
• естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.);
• профессионально-должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д).
Следует различать две стороны статуса:
• объективную (общественное значение, выражающееся в количественных и качественных показателях – доход, награды, привилегии и т.п.);
• субъективную (оценку роли в массовом сознании).
Важными критериями социального статуса являются:
• положение в сфере занятости;
• связь с властными структурами;
• доход (размер, форма).
Помимо основных статусов существуют эпизодические статусы. Личные и социальные статусы именуются постоянными, или основными. Наряду с ними существует группа неосновных, или эпизодических.
Эпизодическим считается такой статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.
Яркий пример эпизодического статуса – человек, находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правилами, распределением ролей и неформальных статусов возникает стихийно и на непродолжительное время. Через некоторое время вы покинули магазин и вышли на улицу. Теперь у вас эпизодический статус прохожего. А через 10 минут вы спустились в метро и превратились в пассажира. На стене вагона висят права и обязанности, пред писанные данному статусу.
Политические статусы бывают временные и постоянные. Постоянные те, которые включены в систему государства (правительство, полиция). Статус избирателя – временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании – временный статус. Кандидат в президенты – также временный статус, но представитель президента на местах – постоянный.
Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фиксируется уже не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические статусы, но и многие другие, социальные и межличностные, существуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционером – пока не продал свои ценные бумаги, учащимся – только до окончания школы и т.д.
Все перечисленные и многие другие статусы существуют во времени, если под временем понимать жизнь человека. С его смертью заканчивается его социальное время. У человеческого общества время тянется гораздо дольше.
Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив. В нашем смысле они существуют вечно. Вневременными являются такие статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие.
Большинство же статусов временные. И самые яркие из них – эпизодические. Они и названы так благодаря своей кратковременности. Гостем вы можете быть на несколько часов или дней, но вряд ли на несколько лет. То же самое можно сказать о пассажире, покупателе или пациенте поликлиники.
В наборе статусов так же выделяют ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Для женщин (условно) главным чаще всего оказывается статус домохозяйки, а для мужчин – статус, связанный с основным местом работы или занятием.
Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Например, для научной интеллигенции главным часто оказываются не место работы или род занятия, а ученая степень, для менеджеров – должность или иерархический ранг.
Для мужчины – это статус занятого в общественном производстве (статус работника), для женщины – домохозяйки. Общество закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее ему потерять его.
Социология развивает и такие виды статусов как приписываемый и достигаемый статусы.
Впервые употребил понятия «достигаемый» и «приписываемый статус» в современном понимании выдающийся американский антрополог и социолог Ральф Линтон в 1936 году.
В группу предписанных статусов, например, входят пол, национальность, раса. Цвет кожи «предписан» природой. Его невозможно поменять, если не произвести специальной и очень дорогостоящей хирургической операции. Точно также обстоит дело с полом. Его предопределила нам природа. Но статус короля – не природная, а социальная предзаданность. Его предписало нам общество. Статус короля передается по наследству, а наследование – один из важных социально-политических институтов общества.
Цвет кожи не имел бы никакого значения, если бы люди не наделяли его социальной атрибутикой. Какая разница, белый ты или черный, для людей важнее личные качества и достоинства человека. Тем не менее биологические атрибуты с древнейших времен человек умудрился превратить в признаки или даже основание для социального неравенства.
Негр, т.е. человек с черной кожей – биологически прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, негр – представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры основное населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры – меньшая часть населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.
Два биологически равных пола – мужчина и женщина, попав в социальную среду, наделяются разными значениями, то есть им приписываются разные социальные качества. В результате биологический пол превращается в социальный род – гендер. Общество перечеркнуло то, что предписала ему природа, и создало новую структуру отношений двух полов, превратив их в социальные характеристики, социальные статусы. Феминизм выступает за перераспределение ролей между мужчиной и женщиной. Суть этого движения – уравнивание прав двух полов и устранение социальной дискриминации, но вовсе не в господстве одного из полов над другим. Феминизм не выступает за то, чтобы женщина встала во главе всей социальной пирамиды. Итак, приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.
Таким образом, негр – не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т.д. Они прирожденные потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Статус верховного правителя, то есть титул короля, переходил к сыну по праву его рождения, подобно тому как наследовался статус вождя в вождествах. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.
Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники.
Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща, тесть – это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.
Если приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля, то достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии и множество других.
Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче, его можно только заслужить, приложив усилия и проявив свои достоинства и таланты. Приобретенными статусами в первобытной общине являются статус лекаря, исполнителя ритуальных танцев, рассказчика. Добиться положения лидера в племени человек может, либо заслужив его своим трудом и щедростью, либо обладая харизмой и специальными умениями.
Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. В таком обществе, в частности, возрастает число приобретенных статусов. В современном мире мы можем выбирать, вступать ли нам в брак и иметь ли детей, то есть даже такие статусы как супруг и родитель по сути являются приобретенными. Люди в традиционном обществе обладают меньшей свободой выбора в том, что касается брака и продолжения рода.
Иногда довольно сложно провести границу между приписываемым и достигаемым статусами. Например, хотя мы сами выбираем вуз (из числа тех, куда подавали документы и куда были приняты) или место работы (куда обращались и где его получили), но на наш успех во многом влияет наша семейная принадлежность и социальное происхождение. И даже несмотря на то, что в американской культуре высоко ценятся личные достижения человека, самостоятельно пробивающего себе дорогу в жизни, рассчитывать на успех больше приходится представителю среднего или высшего класса, нежели выходцу из низов. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию.
Социология выделяет и так называемые смешанные статусы. К ним относятся такие позиции, которые обладают одновременно свойствами и приписываемого и достигаемого статусов: профессия юриста и династическое предопределение этой профессии.
Так, политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. После Октябрьского переворота 1917 года бывшие дворяне превратились в эмигрантов, остались или стали чиновниками, инженерами, рабочими, учителями, потеряв исчезнувший из социальной структуры приписываемый статус дворянина.
Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть первыми среди равных. В то же время в обществах в основном с достигаемыми статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни.
Таким образом, социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.
Девочка с королевской наследственностью может не «напрягаться», а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой.
Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной – предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть мужем – достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем.
Данное выше описание случаев можно отнести к смешанному статусу. Он обладает чертами и приписываемого, и достигаемого статусов. Человек, достигший степени доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигаться по научной стезе. Коллеги отца всегда будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук. То же самое можно сказать о детях миллионеров, влиятельных политических деятелей, выдающихся спортсменов, артистов, кинозвезд.
Если на занятие той или иной должности накладываются социально-демографические ограничения, то она тем самым перестает служить в качестве достигаемого статуса.
В жизни многих людей присутствует статусная несовместимость. Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д.
Гораздо меньше известно другое: один человек может занимать два противоположных статуса, правда, по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын. И уж совсем неизвестно, прежде всего неспециалистам, то обстоятельство, что два противоположных или, скажем точнее, противоречащих друг другу статуса могут существовать в одном статусном наборе у одного человека и разрушающе влиять как на внутренний мир индивида, так и на его поведение.
Статусы, которые противоречат друг другу, разрушают гармонию статусного портрета человека, называются статусной несовместимостью.
Оценку того, гармоничным или дисгармоничным является его статусный набор, человек может дать, только смотрясь, как в зеркало, в социальное окружение.
Как мы установили, каждый из нас вращается во множестве групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой.
Несовпадение, или несовместимость статусов – это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.
Статусной несовместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средние и низкие. В отличие от этого статусной совместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги: все высокие, все средние или все низкие.
Таким образом, статусная несовместимость характеризует положение индивида в социальной стратификации. На одной ее шкале индивид занимает высокое место, на другой – низкое. Статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности.
Противоречие между двумя или более статусами служит причиной многих социальных конфликтов ценностей. В таком случае говорят, что проблема из личной превращается в общественную. Статусная несовместимость служит причиной личной драмы и может свидетельствовать о серьезных сбоях в общественном механизме.
Не случайно в социологии статусная несовместимость понимается как социальное напряжение в статусной системе общества. Иными словами, статусная несовместимость – признак болезни, глубоко зашедшей в недра социальной структуры общества. И справляются с этой болезнью по-разному: одни кончают жизнь самоубийством, другие меняют профессию или страну, третьи – социальный класс и образ жизни.
Таким образом, человек в обыденной жизни одновременно принадлежит к различным социальным группам и, значит, обладает множеством статусов и вне их существовать не может. В этом множестве статусов выделяют основные и неосновные, а последние чаще всего обозначают временное состояние индивида. В обществе, организациях, социальных институтах существует определенная иерархия статусов, которая поддерживается как общественным мнением, так и правовыми нормами.
Слово «статус» заимствовано социологией (социальными науками) из языка римской юриспруденции. В Древнем Риме status означал правовое положение лица. Таким образом, под социальным статусом понимается позиция (положение) индивида в обществе или группе, связанная с его правами и обязанностями. Выделение статусной позиции позволяет:
• увидеть место, которое занимает человек в обществе, группе, в том числе через призму общепризнанных показателей социальных достижений, шансов на успех;
• показать окружающую его социально-статусную среду;
• понять объем социальных благ (ресурсов), а также прав и обязанностей, которыми он обладает.
Собственно социальные статусы – их образование и существование возможно только в социуме; они продукт системы социальных связей, сложившихся в обществе.
Человек сохраняет свой социальный статус, если живет в соответствии с нормами этой социальной категории. Когда китайцы говорят о сохранении «мянь», они имеют в виду сохранение репутации, которая закрепилась за человеком благодаря его положению в обществе. Так, от преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, даже если ради этого ему придется влезь в долги.
Китайцы также говорят о сохранении «лянь». Человек не может жить без «лянь», от этого зависит, как он будет оцениваться в качестве человеческого существа, потеря «лянь» приведет к тому, что он окажется в изоляции. Человеку вряд ли простят, если он будет изобличен в нечестности, подлости, предательстве, если у него обнаружится непростительная скудость ума, неумение держать слово. Сохранение «лянь» не связано с социальным статусом, его утверждение зависит лично от самого человека.
|