Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Современное рабство

Рабство принято считать пережитком прошлого. Но так ли это? Чувствуете ли вы, столь воспетое, равенство в правах со всеми остальными?

Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет. Кто-то очень старается чтобы всё так и осталось. Конечно, о полном равенстве людей речь никогда не шла. Это физически невозможно. Кто-то рождается 2 метра ростом с шикарной внешностью, в хорошей семье. А кто-то вынужден с пелёнок бороться за своё выживание. Люди разные, и больше всего их разнят те решения, которые они принимают. Тема же этой статьи: «Иллюзия равенства прав людей в современном мире». Иллюзия свободного мира без рабства, в которую почему-то все дружно верят.

Рабство – это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (хозяина) или государства. В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

Тысячи лет человечество жило в рабовладельческом строе. Доминирующий класс общества силой принуждал более слабый класс работать на него на нечеловеческих условиях. И если бы отказ от рабства не был пустым сотрясанием воздуха, это бы не произошло столь быстро и практически по всему миру. Просто, власть имущие пришли к заключению, что они и так смогут держать людей в нищете, голоде и получать всю необходимую работу за копейки. Так и произошло.

Основные семьи, владельцы крупнейших капиталов на планете, никуда не делись. Они остались в том же доминирующем положении и продолжили наживаться на простых людях. От 40% до 80% людей в любой стране мира живут за чертой бедности не по своей воле или случайному стечению обстоятельств. Эти люди не инвалиды, не умственно отсталые, не лентяи, и не преступники. Но при этом они не могут позволить себе покупку ни автомобиля, ни недвижимости, ни достойной защиты своих прав в суде. Ничего! Этим людям приходится бороться за своё выживание, каждый день вкалывая за смешные деньги. И это даже в странах с громадными природными ресурсами и в мирное время! В странах, где нет проблемы перенаселения или каких-то природных катаклизмов. Что же это?

Возвращаемся к 4-му пункту декларации прав человека. Есть ли у этих людей возможность отказаться от работы, переехать, попробовать себя в другом бизнесе? Потратить пару лет на смену специальности? Нет!

От 40% до 80% людей практически любой страны мира – рабы. А пропасть между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто даже не скрывает. Правящие семьи под руку с банкирами создают систему нацеленную лишь на обогащение себя же. А простых людей оставляют вне игры. Неужели вы реально думаете, что недвижимость должна столько стоить в пересчете на рабочие часы простого человека? Я уже молчу про то, сколько территорий, по сути, простаивает без дела практически в любой стране. И дело не в завышенной цене недвижимости, дело в заниженной цене человеческой жизни. Мы ничего не стоим для наших «хозяев». Ютимся в трущобах или бетонных многоэтажных курятниках. Потом и кровью зарабатываем на хлебушек, одежду и 1 короткую поездку полубомжацкого отдыха на море в год. В то время как привилегированные классы людей рисуют себе в карман любую сумму простым росчерком пера. Крупный капитал диктует законы, моду, политику. Формирует и уничтожает рынки. А что может противопоставить корпоративной машине простой человек? Ничего. При наличии крупного капитала вы можете пролоббировать свои интересы в правительстве и всегда оставаться в выигрыше, не смотря на качество и характер вашей деятельности. Все эти безнадежно ущербные автомобильные заводы, оружейные предприятия, посредники в сырьевой индустрии, всё это кормушки элиты. Которую мы дружно обслуживаем и наполняем для них.

Власть имущие отправляют нас на войну, сажают в клетки за долги, ограничивают возможность переселения или право иметь оружие. Кто же мы как ни рабы? И самое печальное, что мы сами в этом виноваты не меньше тех, кто сейчас у руля. Виноваты в своей слепоте и пассивности.

Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли. Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками», представительской властью, законодательной властью есть такой формой отчуждения, что позволяют утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп. Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда есть характерным признаком и частное определение рабства – поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяются в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества. Для порабощения используют традиционные схемы долговых обязательств и кредитование под завышенные процентные ставки.

Основной признак рабства – нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения с поражением в правах. Любые формы неадекватного применения льгот и неравенства в распределении ресурсов есть скрытой (неявной, частичной) формой рабского положения определённых групп населения. Ни одна из современных демократий (и иные формы самоорганизации жизни общества) не лишена этих пережитков в масштабах целых государств. Признаком таких явлений являются целые институты общества ориентированны на борьбу с подобными явлениями в наиболее крайних формах. И ситуация только ухудшается. Даже если предположить, что вас устраивает ваше положение или вы просто можете его терпеть. Остановить эту систему порабощения нужно именно сейчас, так как вашим детям будет ещё тяжелее это сделать.

Современные рабы принуждаются к работе следующими скрытыми механизмами:

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег.

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. современный раб для того чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует современного раба к работе даже за мизерную плату.

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

6. Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. является замалчивание фактов разграбления по карманам рабовладельцев ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 миллионов невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 миллионов человек (1 миллион в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 миллиардов долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно, – пишет социолог Кевин Бэйлз, автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», – что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

В Индии по сей день существуют целые касты, поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий. «Здесь, – пишет Кевин Бейлз, – культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства».

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое. Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки – Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе. Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система, – считает Кевин Бейлз, – присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются. В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость».

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т.н. белым маврам – арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев – харатинов. Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 5-10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми. В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тысяч человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан.

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 миллиона человек переправляются за границу для последующей перепродажи. По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.

В трудовое рабство попадают и мужчины. Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии. Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Ной, самый праведный из всех допотопных людей, сделал своего внука Ханаана рабом за то, что Хам (сын Ноя и отец Ханаана) зашёл к пьяному обнажённому отцу, увидел его наготу и рассказал об этом братьям, проявив таким образом неуважение к отцу. Авраам, библейский праведник, согласно Ветхому Завету, имел множество рабов, большинство из них он приобрел после того, как отдал свою жену фараону Египта.

В Древней Греции рабство было развито очень сильно. Больше всего несвободных трудяг угнетали в Спарте. Причем рабами здесь были не негры и чужестранцы, а такие же эллины-греки, но побежденные спартанцами. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом. Все илоты были собственностью государства, а оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование». Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать матерные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Самым пышным праздником в Древнем Риме был фестиваль в честь бога земледелия Сатурна. В этот день рабы получали много свобод. Они сами готовили еду, но обедали за праздничным столом вместе с хозяевами. По некоторым данным, хозяева даже накрывали им на стол. Также рабы в этот праздник имели право свободно критиковать хозяев без страха наказания.

Слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребёнка». Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребёнка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, непригодных ни для какой другой работы, но отличавшихся верностью дому.

Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды. Римский император Нерон сочетался браком со своим рабом Скорусом на публичной церемонии.

Знаменитый древнегреческий философ Диоген Синопский тоже был рабом. Он направлялся к своим ученикам по морю, его корабль захватили пираты и привезли всех на невольничий рынок на Крите. Когда Диоген увидел среди покупателей состоятельного человека (Ксениада), он сумел уговорить купить его. Когда тот спросил, что он умеет делать, Диоген ответил: «Я умею делать хороших людей». Узнав, что ему предстоит воспитывать трех сыновей хозяина, он потребовал, чтобы Ксениад во всем его слушался: «Если ты покупаешь себе кормчего, который поведет твой корабль, чтобы он не столкнулся с рифами и не сел на мели, ты ведь его слушаешься? И врача ты будешь слушаться. А я поведу тебя и твоих сыновей через рифы и мели жизни, и буду врачевать душу».

Молодых красивых девушек продавали явно не для работы на плантации. Девственница стояла обнаженной и любой из потенциальных покупателей мог шлепать ее по ягодицам. При этом у «качественного товара» должно было заколыхаться все тело. Это свидетельствовало о том, что девушка не занималась тяжелой физической работой, была изнеженной и уготованной для удовлетворения хозяина. Подобный эпизод описывается в романе «Вся королевская рать».

Интересная система рабства была у ацтеков. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём бедняки иногда продавали в рабство и себя.

В 18 веке, Санкт-Доминик (Гаити) была самой богатой колонией Французской империи, ее называли «Жемчужиной Антильских островов». Разбогатела Гаити в основном за счет вывоза рабов. В 1801 году бывший раб Туссен Лувертюр во главе полмиллиона гаитянских рабов поднял восстание против французских колонизаторов. После предательства Лувертюр умер во французской тюрьме. После смерти вождя революции его помощник, генерал Жан-Жак Дессалин, провозгласил себя Первым Императором Гаити и приказал убить большинство белых на острове.

Сегодня рабство запрещено во всех государствах мира, но есть нелегальный рынок по торговле людьми. Сейчас в рабстве находится около 30 миллионов человек, а это больше, чем когда-либо в истории. По данням ООН, ежегодно в рабство попадает 700 тысяч человек. Большинство жертв этой практики составляют женщины и дети. Примерно 75-80% жертв работорговли используются в сексуальной индустрии. Согласно статье 2009 года в Вашингтон Таймс, Талибан покупает детей в возрасте от семи лет для использования в качестве террористов-смертников. Цена детей-смертников колеблется от 7000 до 14000 долларов. Среди стран самыми большими источниками людей, продаваемых в рабство, являются Белоруссия, Молдова, Россия, Украина, Албания, Болгария, Литва, Румыния, Китай, Таиланд и Нигерия. Среди стран, принимающих наибольшее количество продаваемых в рабство людей, лидируют Бельгия, Германия, Греция, Израиль,Италия, Япония, Нидерланды, Таиланд, Турция и США.

Сюжет клипа Леди Гага Bad Romance посвящен торговле людьми, мужчины пьют русскую водку и прицениваются к певице в качестве сексуальной рабыни.

Известный портрет Линкольна в полный рост – фотомонтаж. От президента на нём только голова, а всё остальное, включая интерьер кабинета, скопировано с портрета бывшего вице-президента Джона Колдвелла Кэлхуна. По иронии судьбы, Кэлхун был ярым сторонником рабовладельческой политики и образования Конфедерации южных штатов. Сделавший коллаж художник проявил внимание к деталям: на портрете Кэлхуна левая рука лежит на документах о свободной торговле и суверенитете, а та же рука Линкольна – на конституции и прокламации об освобождении рабов.

В канадской провинции Альберта находятся Большое Невольничье озеро, Малое Невольничье озеро и Невольничья река, хотя никакого рабства и плантаций в этой местности не было. Все эти названия произошли от проживавшего здесь индейского племени слейви, но изменились из-за путаницы с английским словом «slave», что означает «раб».

Среди других видов социальных отношений среди муравьёв существует и так называемое «рабовладельчество». Оно заключается в том, что муравьи похищают куколок из другого муравейника и воспитывают из них особей, которые, в свою очередь, затем выращивают расплод чужого вида. Причём если многие виды муравьёв могут заботиться о потомстве и без «рабов», то некоторые виды, например, муравьи-амазонки, умеют только добывать чужих куколок и не способны даже самостоятельно питаться.

В 1822 году Американское колонизационное общество приступило к реализации плана освобождения чёрных рабов и возвращения их в Африку. Для этого были куплены земли на западном берегу Африки, и в 1847 году переселенцы провозгласили новое государство – Либерию. Его конституция и законы были переняты у США, однако «американо-либерийцы» не стремились интегрировать в своё общество коренных негров этих земель. Они считали их людьми второго сорта, а общественная модель государства была по сути такой же, как в рабовладельческих южных штатах США до Гражданской войны. Ещё несколько десятков лет коренные жители не имели гражданства Либерии и права голоса.

Христианство зовет к любви и братству всех, кто зашел под сень его. Постепенно, век за веком, оно подрывало устои жесточайшего античного рабовладения, которое во времена пришествия Иисуса Христа господствовало на громадном пространстве от Пиренеев до Египта, от Германии до Карфагена. И это стало одной из невидимых, но грандиозных революций древности.

Апостол Павел в послании к галатам сказал: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галат. 3:26-28). Слова «все вы – одно», – означают: раб и господин равны, меж ними нет разницы духовной. А значит, и социальное отличие должно с течением времени естественным образом отмереть. В другом послании, к ефесянам, звучит проповедь апостола Павла о смягчении нравов, о доброте, незлобивости и милосердии меж рабами и их господами: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Ефес. 6:5-9).

Евангельская проповедь любви и заботы о ближнем, конечно, не имела моментального действия, не опустила раз навсегда занавес над рабовладением и работорговлей. Они существовали тысячелетиями, а потому не могли исчезнуть сразу. И в Римской империи продолжало существовать рабство, и в Византийской – образцовом государстве Православного мира! – и даже на Руси, в ранние века ее существования. В той же Византии, например, правительство и богачи обзаводились «эргаст Ириями» – огромными мастерскими по производству оружия, красителей, тканей, где иной раз трудились сотни рабов. А в доме аристократа, случалось, рабское звание носили десятки слуг. Константинополь, столица православной ойкумены, много веков «украшался» работорговым рынком на площади Тавра. Всё это правда, пусть горькая и неприглядная.

Изменения нарастали постепенно, но результаты их отсюда, из наших дней, хорошо различимы. Византийское законодательство постепенно христианизировалось. Шли века, менялась этическая норма. В начале VI столетия христианские епископы получили право отпускать рабов на волю, хотя это можно было сделать только с доброй воли хозяина и при свидетелях. Очень скоро предосудительным стало обладанием рабом-единоплеменником и единоверцем. На это смотрели косо, и такие рабы, по прошествии непродолжительного времени, превращались в свободных слуг. Затем общество стало осуждать жесткое угнетение раба. На его господина стали смотреть как на дурного человека и дурного христианина.

Рабское состояние перестали считать несмываемым клеймом на чести человека. В IX веке церковный писатель Петр Сицилиец объявил, что рабскую долю не нельзя считать позорной, ведь все – рабы Божьи! В Древнем Риме цветущих времен республики такое и помыслить было невозможно… Довольно быстро рабы исчезли из сельского хозяйства: на полях трудились свободные крестьяне или же полузависимые земледельцы. Трудно доставался им хлеб, но рабами они ни в коей мере не являлись. Настоящие рабы очень редко ходили за плугом или присматривали за виноградной лозой.

В XI-XII веках рабов большими массами освобождают. Церковь приветствует появление новых полноправных прихожан, государство – обретение налогоплательщиков и воинов. Чаще всего рабы большой группой обретают волю по завещанию хозяина, притом окружающие видят в этом признак его неподдельного благочестия. Нередко бывших рабов, ставших свободными, наделяют землей, инструментами.

Как пишет британский историк Дэвид Тэлбот Райс, «…рабам… позволялось в свободное время работать по найму. Они могли таким путем заработать деньги и выкупить свободу. Трудно сказать, сколько понадобилось бы на это времени, например, военнопленным, – именно так чаще всего попадали в рабство, – но, кажется, большинство из них довольно быстро вливалось в обычное население. Многие бывшие рабы селились в Малой Азии как крестьяне и подлежали воинской повинности». Вчерашний раб мог сделать в Империи блистательную карьеру. Так, в начале X века араб Самона, выбившись из рабского состояния, получил титул патрикия и сделался одним из высших чиновников империи – паракимоменом, т.е. своего рода «первым министром». В конечном итоге рабство сделалось для Византийской империи большой редкостью.

Российский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей статье «Прогресс и религия» призывал читателей задаться вопросом: «Если религия требует, чтобы я видел в рабе брата, то этим она укрепляет или ослабляет, подкапывает рабство?» И давал естественный, логичный ответ: «Разумеется – второе». И, думается, лучшего комментария к падению рабства не требуется.

Как часто говорят, что христианство – вера «солидных господ», т.е. по сути своей, «клей» для общества эксплуататоров, которое… которое… в голову приходит продолжение, которое очень хорошо знали в СССР, а сейчас его, слава Богу, начали подзабывать: которое надо разрушить до основанья, а затем построить «наш», «новый» мир… Рай на земле.

Что тут скажешь? У бедняка и богача – равное право войти в церковь, исповедаться, подойти к причастию, участвовать в религиозном торжестве. Слова молитв одинаковы для всех. Священное Писание одинаково для всех. Храм это такое место, где разница между нищим и богачом оказывается минимальной. В Восточной Римской империи сановитые богатеи затеяли было причащаться не прямо с ложечки священника, а из серебряных и золотых сосудов, так Церковь очень быстро запретила подобное нелепое нововведение. Для любого бедняка, даже для раба Миланским эдиктом 313 года, изданным под влиянием христиан императором Константином Великим, был установлен день отдыха в память о Воскресении Христовом; работать в такой день или же заставлять работать кого-либо из слуг, рабов, зависимых людей считалось греховным деянием.

Итак, христианство сыграло роль великого воспитателя, смягчившего нравы и превратившего рабовладение в нечто неестественное, противное для верующего человека.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (29.01.2018)
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz