Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Спящая красавица

«Спящая красавица» – традиционная европейская сказка, хрестоматийный вариант которой опубликовал Шарль Перро. Знакомая нам версия сказки про Аврору заканчивается свадьбой, однако оказывается у истории есть продолжение. Чем может шокировать это произведение, читайте в материале.

В оригинале принцесса пробуждается через 100 лет, когда принц проникает в ее замок, однако никакого поцелуя любви не было. Девушка очнулась только потому, что пришло время чарам отступить. Молодая пара остается жить в пробужденном ото сна королевстве, у них рождаются двое детей (День и Заря), но юноша никому не рассказывает о своей новоиспеченной семье.

Правда, мать принца догадывается, что тот завел любовную интрижку, и просит сына привезти сноху и детей, чтобы познакомиться с ними. Парень так и делает, а после этого отправляется на войну. Тогда королева приказывает убить внучку, потом – внука и, наконец, жену сына и приготовить их повкуснее.

Однако дворецкий прячет девушку и детей в конюшне, тем самым спасая им жизнь. Королева узнает об этом, ловит красавицу, ее дочь и сына и собирается сварить их в котле, но тут возвращается принц. От стыда людоедка бросается в котел с кипящей водой и умирает в ужасных муках.

А вы знали про эту версию сказки?

Эта сказка – словно сон во сне. В ней имеется фигура добропорядочного отца, живущего с матерью Принцессы дружно и счастливо; для единственного и любимого их ребенка – Принцессы – имеется теплый семейный микроклимат. Зигмунд Фрейд обращает внимание на культурно-эротическую роль такого базового фаллического символа, как Веретено. Для того, чтобы по предсказанию злой колдуньи Принцесса не погибла от Веретена, во всем королевстве они были уничтожены.

Неизбежность инфантильного и пубертатного периодов как фатальности, по выражению З.Фрейда, оттеняется двумя противоположными силами: Злой колдуньи и Доброй феи. Смена конфликтов зла и добра происходит еще у колыбели новорожденной Принцессы. Злой колдуньей дается предсказание, что смерть Принцессы наступит в момент укола Веретеном, то есть в фазе инфантильности. Добрая фея смягчает это, предсказывая Принцессе 100-летний сон и его окончание благодаря прекрасному Принцу.

Сюжет всем хорошо знаком. Король не позвал злую колдунью на крестины долгожданной дочери, и та в отместку наложила на принцессу проклятье: когда девушке исполнится шестнадцать, она уколет палец веретеном и умрет.

Что же представляет собой проклятье колдуньи? В бессознательном веретено, как и любой острый предмет, это всегда фаллический символ, а выступающая от укола кровь – символ потери девственности. Не случайно исполнение проклятья назначено, по разным версиям, на пятнадцать, шестнадцать или семнадцать лет, то есть на тот возраст, когда девочка расцветает и превращается в женщину. В каком-то смысле она действительно умирает – умирает как ребенок и дочь своих родителей, чтобы возродиться как взрослая женщина и отдельная личность.

Но король с королевой не готовы признать, что их маленькая девочка может повзрослеть и покинуть родное гнездо. Они под страхом смерти запрещают подданным пользоваться прялками и веретенами, то есть пытаются уберечь принцессу от взросления и пробуждения женской сексуальности. Ведь ее взросление сулит символическую смерть не только ей самой, но и ее отцу с матерью – они должны умереть как родители ребенка и вновь стать просто самоценными взрослыми людьми.

В Диснеевском мультфильме принцессу ограждают даже от общения с родителями, и перед глазами у нее нет родительской пары, которая могла бы стать прототипом для ее собственных отношений с мужчиной. Ее воспитывают не король с королевой, а три добрые феи. Больше всего три волшебные старушки похожи на незамужних тетушек из викторианского романа. Это милые, но оторванные от жизни существа, которые и сами лишены контакта с собственной сексуальностью, и в воспитаннице своей стремятся ее подавить.

Получается, что проклятье колдуньи – проклятье лишь с точки зрения напуганных родителей, не готовых расстаться со своей родительской ролью. На самом же деле это величайший дар, дар взросления, без которого дары прочих фей – красота, ум, разные таланты, даже прекрасный жених – лишь блестящие игрушки, внешние атрибуты зрелости, которые сами по себе не делают женщину взрослой, точно так же как маленькая девочка не становится взрослой женщиной от того, что наряжается в мамины платья и туфли на каблуках и раскрашивает лицо ее косметикой.

Но естественный ход развития остановить невозможно, и вот принцессе исполняется шестнадцать. Интересно, что в роковой день, когда сбывается предсказание колдуньи, короля с королевой нет дома. Принцесса остается одна и, быть может, впервые в жизни получает время и пространство, чтобы побыть в одиночестве – побыть не папиной и маминой дочкой, а самой собой.

И как же она распоряжается своим одиночеством? Она отправляется исследовать замок – все его бесчисленные комнаты, коридоры и закоулки. С такого же исследования начинается переломный момент другой сказки. Жена Синей бороды тоже остается одна, то есть опять же на время перестает быть мужниной женой и становится просто собой, и тоже пускается исследовать замок. Развитие всегда начинается с исследования – исследования себя. Любопытство, которое так часто вменяют в вину женщине, это, на самом деле, здоровый инстинкт, присущий любому ребенку, залог его развития. Ребенок, которому не интересно узнавать что-то новое, это ребенок, в котором убито любопытство.

И вот принцесса натыкается на потайную комнатку, где сидит старушка с веретеном, – натыкается на собственную сексуальность. Но родительский негласный запрет и желание видеть в дочери только маленькую девочку действует сильнее любых заклятий. Принцесса погружается в сон – фактически замирает в развитии, консервируется, остается вечной девочкой, а непроходимые заросли терновника защищают ее от любых посягательств со стороны мужчин. Вместе с принцессой засыпает все вокруг. Засыпают и король с королевой: не давая развиваться дочери, они препятствуют и собственному развитию.

Так проходит сто лет. Со стороны кажется, что жизнь замерла. Но действительно ли за стенами замка ничего не происходит? Действительно ли принцесса пассивна? Да, она не активна. Но и не пассивна. Почему ни один из многочисленных смельчаков не сумел добраться до нее сквозь заросли терновника, и лишь спустя сто лет одному-единственному принцу это удается? Быть может, он смелее или находчивее других? Нет. По сути, он вообще ничего не совершает: не убивает старую колдунью и не прорубает себе путь топором. В этом смысле Диснеевский мультфильм искажает суть сказки и становится воплощением предрассудка о мужской активности и женской пассивности.

Принцесса Аврора пассивна до безволия: она даже не может отстоять право встречаться со своим избранником. Даже к веретену она прикасается не из любопытства, как в оригинальной сказке, а как бы под гипнозом. Зато принц Филип – типичный отважный герой, преодолевающий немыслимые опасности на пути к настоящей любви. В самой сказке никаких подвигов нет. Терновник сам расступается перед принцем. Потому что пришло время. И принцесса пробуждается не от поцелуя. Скорее, принц ее целует именно потому, что она готова пробудиться.

Особенно хорошо это видно в сказке Жуковского:
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит,
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмные темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки – чудо красотой.
<…>
Распылительным огнём
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И её поцеловал.

В «Осенней песне» Николая Гумилева есть такие строки:
Я люблю тебя, принц огня,
Я хочу и жду поцелуя.

Принцесса не безвольно принимает поцелуй принца – она хочет и ждет поцелуя. И принц приходит именно потому, что она готова. Недаром в балете Чайковского его зовут Дезире, то есть «желанный».

В Индии есть пословица: «Когда ученик готов, учитель появляется». Она применима не только к ученичеству. Ее можно перефразировать и так: «Когда женщина готова, мужчина появляется». Ощущение, что вокруг нет подходящих кандидатов, обманчиво. Оно говорит лишь о неготовности к отношениям, о потаенном страхе или запрете. Когда запрет снят, в окружении либо появляется кто-то новый, либо женщина становится способна разглядеть избранника в давно знакомом человеке, которого раньше почему-то не замечала.

Принц как бы становится внешним воплощением ее готовности войти в контакт с собственным мужским началом и стать женщиной. Мы не пытаемся умалить значение принца: он тоже должен пройти свой путь развития, чтобы оказаться способным пробудить Спящую красавицу. Но сказка не о нем. Да, активное мужское развитие зрелищно и лучше смотрится на экране. Незримое развитие принцессы показать гораздо сложнее.

Что же свершалось в душе принцессы в течение этих ста лет? Она ждала. Но ожидание – не пассивный процесс. Это ожидание беременной женщины. Ожидание садовника, посадившего семя. Ожидающий бездеятелен не потому, что пассивен, а потому, что знает: всякое действие либо бессмысленно, либо будет только мешать. Нужно набраться терпения и позволить незримому совершиться. И это самое сложное – дать себе время, не подгонять себя, вынашивая то, что зародилось и растет в глубине твоей души. Возможно, понадобится на время оградить себя колючим кустарником от всяких вторжений извне.

В нашем обществе царит культ достигательства и эффективности. Просто быть, не делать ничего – зазорно. Даже пытаясь прийти в контакт с самими собой, мы что-то делаем: занимаемся релаксацией, дыхательными упражнениями, духовными практиками. Даже медитация зачастую превращается в деятельность, а то и в настоящую борьбу с собой.

Но ожидание нельзя превращать в практику, иначе сразу возникнет нетерпение и желание поскорее увидеть результат. Иногда, чтобы внутри что-то совершилось, надо просто позволить ему совершиться. Не думать, не анализировать, даже не созерцать. Просто быть и ждать. И стараться не позволить ощущению собственной неэффективности испортить все дело. «Спящая красавица» – сказка об ожидании. Не о пассивном летаргическом сне, а о том, чтобы дать развитию совершиться.

Некоторые женщины подкупают своей беззащитностью. Кажется, что мужчины не могут устоять против их очаровательной беспомощности. Однако на самом деле спящих красавиц не всегда спасают прекрасные принцы. Объясняем, в чем минусы сценария жертвы и как из него выйти.

Прежде чем рассказать о жертве и как ее обнаружить в себе, пару слов о треугольнике Карпмана. Джеральд Уикс в «Психотехнике парадокса» писал, что это система, обедненная ресурсами, в которой все участники стараются незаконно заполучить любовь и статус. Почему незаконно? Потому что вместо декларации своих намерений и ожиданий все бессознательно играют любимую сценарную роль: спасателя, преследователя и жертвы.

Жертвой нас делают не обстоятельства, а внутренний сценарий. Его важно осознать и при необходимости переписать. Проще всего определить тот миф, что ведет нас по жизни, вспоминая любимые сказки, фильмы и мультфильмы.

Спасательница

Есть истории с героическими женскими персонажами: Герда, Женщина-кошка, Малефисента. Такие сюжеты определяют жизненный сценарий спасательницы.

Преследовательница

Есть сказки со злыми, но притягательными для кого-то теневыми персонажами: сама Снежная королева, Королева из Белоснежки. Такой сценарий характерен для самостоятельных, независимых преследовательниц. Они всего добиваются сами, не ждут милостей от природы, руководят семьей и бизнесом недрогнувшей рукой.

Жертва

Еще есть сказки о хороших, добрых, но совершенно беспомощных принцессах – это сценарий жертвы. Героини проводят свои дни в хлопотах, мечтах и во сне. Конечно, это сказки о Золушке и Спящей красавице.

Каждый человек при первом знакомстве оценивает собеседника в считаные секунды. Теоретик театра и исследователь психологии человеческого поведения Петр Ершов считал, что в процессе общения мы демонстрируем три возможных вида пристройки: сверху, снизу и на равных. Соответственно, с человека, застрявшего в жертве, сразу считываются все или несколько признаков пристройки снизу.

Вербальные признаки (в том числе в переписке):
• просительная интонация;
• множество извинений, просьб и оправданий;
• избыточная благодарность;
• возвышение собеседника;
• жалобы, упреки и оправдания;
• описание безнадежной ситуации без формулирования просьбы или запроса.

Невербальные признаки:
• взгляд снизу;
• виноватые или заискивающие интонации, подача руки ладонью вверх и так далее;
• тихий, неуверенный голос (в письменной коммуникации множество многоточий);
• уступчивость, желание услужить;
• опущенные, поднятые плечи.

Суть речи жертвы:
• Все плохо, выхода нет, никто не может помочь.
• Жалобы на несправедливость жизни, в которой приходится работать или предпринимать какие-то целенаправленные действия.
• «Сейчас никто ничего не делает просто так, а вот если бы у меня был апельсин, то я бы тебя обязательно угостил».
• Завуалированное желание сесть кому-то на шею и ничего не делать или делать нечто для души, не приносящее доход.
• Игра «Да, но…» Предоставление возражений, объясняющих, почему ничего не получится, на любое конструктивное предложение совершить какое-то действие.

Реакция другого на жертву:
• Чувство жалости, вины и желание помочь. Такое происходит у женщин или мужчин-спасателей. Именно на них в основном направлены все слова и сигналы жертвы.
• Раздражение и злость, что предложения конструктивных действий не принимаются.
• Усталость и разочарование оттого, что за жертву приходится все делать, но помощь все равно как будто утекает в черную дыру беспомощности.

Для человека с таким сценарным посланием невозможно хоть как-то обозначить свои желания мужчине. Ей казжется, что женственность равна беспомощности, если быть вечным ребенком, то обязательно придет прекрасный принц и решит все бытовые проблемы. Мы в целом не против принцев, но они или слишком долго «скачут», или оказываются чудовищами. Давайте рассмотрим оба варианта.

Долгое ожидание. Если девушку, застрявшую в сценарии жертвы, долго не будят поцелуем, то уже после лет 35 она превращается в раздраженную мужененавистницу: выставляет огромный счет всем мужчинам, которые забыли, что значит быть рыцарями. С таким подходом шансы встретить хотя бы дворецкого стремятся к нулю.

Принц-тиран. Под маской принца приходит тиран. Человек, который демонстрирует покровительственное отношение, желание решать все проблемы и заботиться. На фоне долгих ожиданий у красавицы отключается критическое мышление, она не видит тревожных знаков. Например, что он срывается на официантов, рассказывает гадости о бывших подругах, фантазирует о мести начальникам, друзьям и иным недостойным людям. Часто такие отношения через какое-то время заканчиваются моральным или физическим насилием.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Понять свой сценарий. Вспомните и проанализируйте любимые сказки, их персонажей и ваши ожидания от отношений. Свойственны ли вам указанные выше проявления жертвы? Если да, то при каких обстоятельствах они дают о себе знать?
2. Принять, что женская привлекательность не равна беспомощности. Давайте вспомним героинь и актрис, которые занимают первые места в списках самых желанных женщин мира: Дженнифер Лоуренс, Галь Гадот, Анджелина Джоли. Прославились они, играя совсем не беспомощных женщин.
3. Перестать искать отца в мужчинах. Для этого есть разные техники. Самостоятельно вы можете написать письмо отцу. Но только искреннее и настоящее. Не пишется – нарисуйте вас вместе. Как вы проводили время в детстве: смотрели телевизор, он водил вас в детский сад или парк. Что-то хорошее наверняка было. Очень часто вдруг неожиданно звонит отец и предлагает встретиться. Появляется шанс разрешить с ним те проблемы, которые вы решаете с мужчинами. Высказать обиды, предъявить претензии, потребовать любви и заботы. Пусть отец будет на своем месте, а мужчина – на месте равного взрослого партнера.
4. Начать говорить о своих желаниях и обозначать границы. Понемногу, сначала самым близким людям, потом знакомым и коллегам. Ищите приемлемую форму сказать «нет» или обозначить свои ожидания, не обвиняя другого. Например, так: «Мне приятно, что ты подарил мне этот торт со взбитыми сливками. Потратил время, выбрал и купил его. Я с удовольствием съем кусочек, но больше не смогу. У меня спортивный режим».

Счастливые король и королева пригласили множество добрых волшебниц на праздник в честь рождения своей долгожданной дочери. Но одну, самую старую и злую решили не приглашать, им якобы не хватило на неё золотого блюда. О чём это? А это о том, что когда маленький человечек появляется на свет божий, ему не предъявляют всё многообразие жизни, есть вещи, от которых родители оберегают своего ребёнка, назовём это «тёмная сторона жизни».

Часто человеку свойственно делить мир на плохое и хорошее, чёрное и белое, так видимо было и у родителей маленькой принцессы, желавшей, чтобы её мир был идеальным. Но не тут-то было, отвергнутая колдунья всё-таки пробралась на праздник, да и пожелала принцессе смерть в возрасте 16 лет. В общем-то, её поведение вполне соответствовало запросу королевы и короля, хотите своему ребёнку жизнь в идеальном мире – ОК, но такая жизнь может быть только очень короткой. Однако принцессе было не суждено умереть в столь юном возрасте. Тут вмешалась молодая волшебница, да и пожелала, чтобы укол веретеном принёс девушке лишь долгий сон, на целые 100 лет, зато потом придёт прекрасный принц, да и спасёт девушку своим поцелуем.

Возможно, вы заметили, что именно король и королева накликали беду на своё чадо. Пригласи они старуху колдунью на свой праздник, может она бы и не стала ничего такого желать, кто знает. Если говорить не о сказочных персонажах, а обычных родителях то они тоже часто грешат утаиванием от своего ребёнка всей правды. Слишком уж непросто глядя в глаза этому маленькому созданию говорить обо всех противоречиях взрослой жизни.

Ну представьте, рождается ребёнок, а родители давай ему рассказывать: ты была нежданной, а вообще я не люблю твоего отца, я гомосексуалист, я встречаюсь с другими женщинами по мимо твоей матери, я ненавижу своих родителей, работу и вообще…. И зачем, ведь одновременно они уже и полюбили своего ребёнка, хоть гомосексуалист, но жене благодарен и своим браком доволен, и родителей своих любит когда не ненавидит….

Ну как всю эту мешанину вместить в маленькую ребячью голову? Проще придумать для ребёнка сказку, а вместе с тем придумать её и для себя, задвинув всё неприемлемое в чёрный ящик своего подсознания. Родители ведь тоже себя не принимают, делят себя на себя хорошего и себя плохого и плохого прячут, только ребёнок то всё чувствует. И в первую очередь ребёнок чувствует послание – идеализируй, видишь, как мы делаем, требуем от тебя быть хорошей девочкой, чтобы ты любила маму и папу, чтобы была такой, какой мы тебя хотим видеть, и всё будет хорошо. Но в какой-то момент приходит эта злосчастная старуха с веретеном, и мир рушится, стратегия предложенная родителями оказывается не дееспособной, оказывается «быть хорошей девочкой» не спасает человека от реакций мира, не соответствующих его ожиданиям, т.е. от боли и разочарований не спасает.

Вереница несоответствий рождается из травмы взросления, маленький ребёнок нарциссичен, ему кажется, что весь мир крутится вокруг него и для него. И первое время всё так и происходит, мать кормит ребёнка грудью, удовлетворяя все его потребности, отец заботится о добывании пищи и защите семьи. Иногда один из родителей выполняет обе роли. Так или иначе, ребёнок видит, что мир заботится о нём, главное быть для него хорошим и мир ответит тем же.

Тут речь снова заходит о необходимости соответствовать требованиям своих родителей, чтобы получать от них, как от целого мира, щедрые дары и избегать наказания. Хорошо и плохо, можно и нельзя – это правила, с помощью которых родители регулируют поведение своих детей. Родители родителей делали также, и их родители тоже…. В общем, это хорошо и плохо и является основной ловушкой. Ловушка эта заключается в том, что наличие таких жёстких правил и такого жёсткого распределения создают у человека иллюзию, что в жизни всё можно держать под контролем, главное играть по правилам. Но веретено колет принцессу, жизнь показывает свои коготки, состоящие из множества правил, зачастую противоречащих друг другу. И вписаться во все просто невозможно. Идеального мира не существует, нет возможности держать всё под контролем. Остаётся заснуть и дальше предаваться иллюзиям о сказочном мире, где всё создано только для тебя.

Сон спящей красавицы можно характеризовать как расцвет травматического нарциссизма, душа спит и видит сны про идеальный мир, а требовательное эго делит всё на плохое и хорошее. Человек отстранился от мира, теперь он живёт как бы за стеклом своего хрустального гроба. Мир не оправдал ожиданий человека, ранил его своим ядовитым жалом и теперь человек уверился в том, что мир плохой. Но где-то гложут его сомнения, а может это я была плохой девочкой (мальчиком) и поэтому мир со мной так? Ах, я ничтожество…. Вот так ощущение гордости и ничтожества раскачивают гроб спящей красавицы между плохим и хорошим.

Как проснуться? Перестать относится к миру как к своим родителям, а к родителям как ко всему миру. Признать, что мир не любит и не отвергает меня, мир просто есть. Выйти за пределы чёрного и белого и открыть для себя всё многообразие цветов. Совершить чудо – превратив нарциссический эгоизм в любовь к себе. Отпустить своих родителей вместе с их схемами жизни в свободное плаванье и самим стать центром своего мира. Эго маленького ребёнка грандиозно, сливая ощущение себя со своими родителями, в дальнейшем ребёнок весь мир ощущает как самого себя. Мир плохой – я плохой, мир хороший – я хороший. В подростковом возрасте ребёнок отделяет себя от родителей с помощью противопоставления себя им и себя миру, но пользуется он всё той же системой деления на чёрное и белое. Мир хороший – я плохой, я хороший – мир плохой.

Взросление начинается с отделения себя от своих родителей и от мира. Выход из нарциссизма – это встреча с ДРУГИМ и признание собственной уникальности. Посмотрите на каждого человека как на целый мир, со своими правилами и законами. Признайте себя уникальным миром. Теперь вы можете ощутить себя хозяйкой (хозяином) своего мира и самостоятельно выбирать правила, по которым этот мир будет жить. Принятие же каждого человека как отдельной вселенной поможет вам выйти за пределы своих требований и ожиданий. Встречаясь с человеком, вы будете осознавать, что вступаете на границы другого, не постижимого для вас мира и, что вас ждёт при этом контакте угадать не возможно, первично ценен не результат, а само постижение нового.

Метафора поцелуя принца – это и есть встреча с ДРУГИМ. Принцесса это женщина, принц мужчина и именно он являет собой инаковость мира, присутствие в нём другого. Но на этот раз мир не колет юную душу своей инаковостью, напротив он целует её, выражая тем самым своё принятие, своё движение навстречу и стремление развиваться. Именно соединение разного способно привнести в мир что-то новое, дать жизнь новому витку развития. Такие разные мужчина и женщина, вместе способны сотворить новую жизнь, родить ребёнка. Признание другого дарует, способность к расширению своих границ, способность развиваться в процессе активного взаимодействия с миром. Позволение себе быть другой (другим) возвращает в жизнь лёгкость, простоту и естественность.

Но это все происходит в сказке. А что же у нас в реальной жизни? В реальной жизни мы встречаем много женщин, внешне очень привлекательных, энергичных, успешных. Но при этом их внутренняя Женщина, фемининная душа, спит крепким, глубоким сном…Иногда женская душа видит сны, красивые и приятные… Мечтает, грезит, но не просыпается. И самое главное – избегает видеть реальность. Избегает проявлять активность и свою женскую силу и власть в отношениях с мужчинами.

В чем проявляется синдром «спящей красавицы»?
- Спящая красавица мечтает о любви, о мужчине своей мечты, но …ничего не делает для того, чтобы мечта стала явью.
- Может чувствовать себя неуверенно как Женщина. Считает, что не может влиять на отношения с мужчинами, что от нее мало что зависит.
- Как правило, спящая красавица надеется, что когда-нибудь все сложится хорошо, надо только, чтобы встретился «подходящий» мужчина. И тогда женское счастье придет само, без ее усилий и действий.
- Она может заниматься постоянным самосовершенствованием (фигура, диеты, коррекция лица, гардероб, кругозор, успешность и пр.). По принципу: когда я стану достаточно хороша, принц обязательно появится!
- Она зачастую отказывается знакомиться с теми мужчинами, которые пытаются привлечь к себе ее внимание, под предлогами: не понравился, не так и не то сказал, был недостаточно активен, я его не стою – все равно потом он меня отвергнет и я буду страдать и т.д.
- Или она вообще искренне не замечает внимания мужчин в свой адрес.
- Такая женщина много работает или много времени и сил посвящает какой-либо другой деятельности: заботе о близких, учебе, карьере, общению с подругами, шопингу и пр. Основная масса ее энергии уходит не на выстраивание отношений с мужчинами, а на решение других вопросов.
- Ее внимание начинают занимать мысли о том, что нормальных мужчин нет, все ценные экземпляры уже прибраны к рукам. Может, перестать надеяться, все равно уже ничего не получится? И тогда внутренняя женщина засыпает навсегда, без надежды проснуться.
- Самое опасное, если женщина решит: женское счастье не для меня.

Как развивается этот синдром? Представим, что в структуре личности женщины есть как минимум 3 части:
- женская/фемининная часть (внутренняя Женщина);
- мужская/маскулинная (ее Анимус, «воплощение всех маскулинных психологических тенденций в психике женщины»);
- нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует дома и на работе).

Внутренняя Женщина «спящей красавицы» обычно недостаточно сильна, неуверенна в себе или травмирована прошлым любовным опытом или в связи с событиями раннего детства. Эта часть ее личности или не успела проснуться, расцвести в полную силу. Или выбрала заснуть и не проявляться, а просто пассивно ждать того, кто ее спасет и разбудит к жизни…

Как правило, у «спящей красавицы» бодрствует и управляет ее жизнью Оно. Тогда окружающими женщина воспринимается как психологически бесполая. Себя она сама воспринимает, как сотрудника, руководителя, подругу, дочь, маму, сестру, коллегу… до Женщины часто очередь не доходит.

И к этому ее подталкивает жизнь в большом городе с ее ритмом и задачами. Критерий выбора одежды – удобство. На работе – дресс-код, нужно быть бесполым, хорошо функционирующим винтиком, дома нужно быть дочерью или мамой, в жизни масса проблем и дел, которые надо решать. Не до внутренней Женщины тут, некогда, дел много…

У некоторых женщин, помимо Оно, весьма активен и Анимус. Женщина в ходе жизни и карьеры, борьбы с трудностями, может влететь в сильную идентификацию со своим Анимусом, дать ему власть – и тогда ее воспринимают как «мужика в юбке». В таком случае часто бывает, что мужчины, привлеченные обворожительной, кокетливой, женственной внешностью, летят к такой женщине, как мухи на мед – подлетев поближе и начав общаться, встречают собрата – мужчину под этой женственной оболочкой… А еще этот внутренний мужчина может быть весьма агрессивным и конкурентным, меряться начинает с незадачливым поклонником: кто умнее, кто главнее, круче, у кого чего больше…Далее возможны варианты развития событий. Но чаще всего поклонник, отойдя от шока, тихонечко отползает назад.

Такая «спящая красавица» (внутренняя Женщина которой заснула) пассивно ждет, когда наступит момент, и в ее жизни появится тот прекрасный принц, который, увидев, как она прекрасна в своем глубоком сне, полюбит ее, поцелует. И тогда она почувствует себя настоящей Женщиной… Все вокруг станет ярким, живым, теплым – и потом они будут жить вместе долго и счастливо. И ей не надо прикладывать никаких усилий, все произойдет само…

Но, размышляя таким образом, она делает 2 важные ошибки, думая, что принц:
- влюбится, только если увидит красавицу спящей (а не бодрствующей и активной);
- что надо продолжать спать (иначе принц не появится и не влюбится).

В то же время спящие красавицы забывают, что: принцев на всех не хватает, по дороге принца может прихватить к рукам более активная девушка, и это только в сказке можно 100 лет сохранять неизменной свою красоту и молодость. А ведь для принца спящая красавица – родственница его пра-пра-прабабушки? И юные принцы через несколько лет будут искать не спящих пра-пра, а своих ровесниц…

Что же происходит в реальности с принцами, пока красавица спит? Современным принцам приходится тяжело. Чтобы «сказку сделать былью», принц должен:
- Преодолеть препятствия (заросли дремучие, колючки). Не всякий современный мужчина захочет вообще связываться с трудностями – зачем в такой непроходимый лес ходить? Удобнее гулять привычными тропками, асфальтированными. Или вообще дома лучше сидеть, в тепле и комфорте. Если бы еще в машине, сидя за рулем и с кондиционером – так в дремучий лес на автомобиле не проедешь!
- Не свернуть по дороге к замку «налево» – соблазнов-то много! Девушки красивые и смелые в лесу гуляют, амазонки скачут, Красные шапочки свои песенки поют, есть феи, волшебницы. Даже Баба-Яга и та добрых молодцев привечает: накормит, напоит, в баньке помоет. Каждая очаровывает своим способом. Есть на что отвлечься.
- Влюбиться именно в эту красавицу. Но ведь принцу может не понравиться спящая красотка – ну просто не в его вкусе она!
- Сделать то, чего от него ждут. Предположим, девушка принцу приглянулась. Вот стоит он перед спящей красоткой и думает: а мне это надо? А какой у нее характер? Расколдовать-то расколдую, знаю, как – но как обратно заколдовать, в сказке не написано! Один поцелуй всего – а обязательства потом на всю жизнь! Пойду-ка я обратно, не буду будить, пусть спит дальше. 100 лет спала, и еще поспит. Найдется для нее другой принц…

Каким же мы хотим видеть нашего принца? На такой вопрос ответ известен: добрым, умным, сильным, привлекательным, мужественным, успешным, предприимчивым, активным, понимающим меня, щедрым, внимательным, заботливым, с широким кругозором и высоким интеллектом и т.д. Если красавица не видит у принца хотя бы одного из перечисленных качеств – значит, это не настоящий принц! И тогда поцеловать и разбудить ее ему не удастся! И уйдет этот не прошедший отбора принц несолоно хлебавши, а красавица продолжит прерванный сон и грезы об идеальном прекрасном принце и замечательной жизни с ним….В общем, шансов на то, что сказка сбудется, как-то маловато…

У современного мужчины, претендующего на роль принца, в структуре личности тоже можно условно выделить 3 части:
- мужская/маскулинная часть (внутренний Мужчина);
- нейтральное, бесполое Оно (обладает интеллектом, практическими жизненными навыками, функционирует на работе и дома, решает проблемы и задачи);
- Анима («воплощение всех фемининных психологических тенденций в психике мужчины, как, например, смутные чувства и настроения»).

Последнее время заметна определенная тенденция, на которую жалуются женщины: «большинство мужчин пассивны», «они не ведут себя как мужчины», «у них женственные характеры», «они не смелые, предприимчивые и ответственные, а гибкие, нерешительные, уклоняющиеся от ответственности, любящие поговорить, а не действовать», «они с трудом принимают решение и не хотят брать на себя ответственность или проявлять инициативу», «на работе 90% сотрудников мужчины, из них всего несколько человек с мужским характером, остальные или нейтральные или с женским характером», «если встречается с мужским характером, то приезжий…» И тогда можно предположить, что у мужчин такого типа недостаточно активна и развита маскулинная часть личности, внутренний Мужчина.

В обыденной жизни и на работе, чтобы справляться с задачами, им достаточно бесполого Оно. У некоторых мужчин сильна и активна Анима, которая во многом определяет их поведение. Получается, что сейчас у нас много «спящих принцев», ждущих, когда придет активная, женственная, уверенная в себе женщина и пробудит от сна их мужскую часть личности, Мужчину в мужчине?!

Почему так получилось, что много потенциальных принцев заснули и превратились в «спящих красавцев»? Причин много и они разные. Например:
- отсутствие отца с сильной маскулинностью;
- отсутствие мужской модели поведения в ближайшем окружении;
- доминирующая и подавляющая мужественность мальчика мать;
- эгоцентризм;
- застревание на подростковой стадии развития личности;
- непройденная в юности инициация как мужчины для формирования отчетливой мужской идентичности.
- корпоративные культуры бизнес-организаций и госструктур, подавляющие личностные проявления сотрудников, их инициативу и активность;
- усталость от требований и ритма жизни большого города…

Современной женщине в этой непростой ситуации, когда стратегия «спящей красавицы» перестала работать по вполне объективным причинам: изменились условия и стиль жизни, изменились мужчины…
- главное и первое: надо проснуться и увидеть, что мужчины вокруг есть и они все разные (в том числе с сильной маскулинной составляющей);
- принять истину, что каждый человек – кузнец своего счастья, в том числе женского;
- изменить свою стратегию поведения с мужчинами;
- освоить разные стратегии привлечения и знакомства;
- обратить внимание на свою внутреннюю Женщину, развить свою фемининную часть, женственность;
- прояснить отношения со своим Анимусом, забрать у него часть власти.

У женщины, желающей видеть рядом с собой «настоящего мужчину», есть выбор из 2-х путей: привлечь мужчину с сильными мужскими качествами характера или суметь пробудить в «спящем принце» Мужчину.

Чем сильнее и ярче женственность в женщине, чем больше она в контакте со своей внутренней Женщиной, тем больше к ней притягиваются мужчины с сильной маскулинной частью личности, с «мужским характером». Притягивает и очаровывает обычно противоположность.

Женщина с сильной женственностью, владеющая мастерством влияния и обольщения, сумеет пробудить в мужчине Мужчину. Даже если эта часть личности в нем спит или временно отдыхает…И тогда вместо «спящей красавицы» и «спящего принца» рядом будут Женщина и Мужчина.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (23.01.2023)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz