Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Страхи и тревожность в человеческой жизни

Самые эффективные из выдуманных чудовищ отражают страхи наших предков с целью эксплуатации страхов современных людей. Некоторые страхи универсальны, некоторые – почти универсальны, а некоторые связаны с местностью.

Местечковые страхи – такие уникальные фобии, как, например, боязнь мотыльков – писатели, режиссёры и программисты, создающие произведения в жанре ужасов, обходят стороной. Творцы ужасов пытаются использовать широчайшую из возможных аудиторию – а это означает работу с наиболее распространёнными страхами. И все распространённые страхи можно обнаружить в нескольких категориях, ограниченных биологией.

В процессе эволюции люди и их предки встречались с потенциально смертельными опасностями в следующих категориях: хищники, внутривидовое насилие, заразные болезни, потеря статуса, неживые особенности окружающей среды.

Иначе говоря, им грозила опасность со стороны хищных животных (начиная с плотоядных млекопитающих и заканчивая ядовитыми животными, вроде змей и пауков); от враждебно настроенных членов собственного вида; от невидимых болезнетворных микроорганизмов, бактерий и вирусов; от потери статуса, изгнания, социальной изоляции, которая в условиях жизни наших предков могла быть равносильной смерти; от травм и увечий, связанных с такими природными событиями, как сильные грозы, падение с обрыва и другими опасными топографическими особенностями. 

Влияние таких типов опасностей на отбор привело к тому, что система, отвечающая за страх, выработала особую чувствительность к перечисленным опасностям. Иногда это чувствительность позволяет системе страха неразумно расширять её категорию и включать в неё безобидный объект – к примеру, включать в категорию „опасных животных“ мотыльков. Но в области выживания главным правилом служит „лучше перестраховаться, чем потом убиваться.

Основные, всеобщие, генетически закреплённые страхи – это страх внезапных громких звуков и надвигающихся объектов. Именно их мы пытаемся вызвать, прячась за дверью с целью напугать ничего не подозревающего приятеля, с криком выпрыгнув на него. Внезапные громкие звуки и надвигающиеся объекты вызывают непроизвольную реакцию вздрагивания у людей и у многих других видов. Можно подкрасться сзади к крысе, и крикнуть на неё – и её реакция будет похожей на вашу в тот момент, когда кто-нибудь подкрался к вам и крикнул на вас. Этот эксперимент гарантированно сработает с собаками, белками и человеческими младенцами. 

Рефлекс вздрагивания примитивен и работает быстро, эффективно подготавливая организм к встрече с опасностью. Видеоигры и фильмы-ужастики эксплуатируют этот врождённый страх, когда опускаются до пугалок при помощи выпрыгивающих страшил – например, чудовище выпрыгивает из шкафа без всякого предупреждения, пугая зрителя или игрока.

Другие страхи универсальны, но непостоянны. Специалисты в возрасте возрастной психологии показывали, как дети вырабатывают определённые страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития. Предсказуемые страхи вырабатываются, когда дети оказываются наиболее уязвимыми к опасностям, на которые эти страхи нацеливаются – точнее, когда дети были бы уязвимы к подобным опасностям в окружении, в котором жили наши предки, и в котором проходила наша эволюция. 

Сегодняшнее окружение довольно сильно отличается от тех условий, но страхи остаются. Для младенцев, неспособных к самостоятельному передвижению и самозащите, самые опасные ситуации – как в прежние времена, так и сегодня – связаны с отсутствием ухаживающих за ними людьми и присутствие потенциально враждебно настроенных незнакомцев. В связи с этим у младенцев гарантированно развивается беспокойство, связанное с разлукой, и боязнь незнакомцев, сохраняющиеся до того возраста, когда они начинают ходить.

Когда дети начинают передвигаться самостоятельно, они гарантированно приобретают страх высоты. В возрасте от 4 до 6 лет, начиная изучать своё окружение более активно, и подвергаясь в связи с этим большей опасности пострадать от хищников, они обычно начинают интересоваться смертью, бояться чудовищ, прячущихся в темноте, и увлекаются опасными животными вроде львов и тигров. 

С середины детства появляются страхи получения травмы, несчастных случаев и заражения, а к концу детства и началу подросткового возраста начинают играть роль социальные страхи – дети начинают пугаться потери статуса, друзей, изгнания, и т.п. Это происходит именно на таком этапе развития, когда их сверстники становятся для них более важными, чем родители, и когда основной задачей становится поиск определённой социальной ниши и построение стабильной сети обоюдного сотрудничества.

Эволюционная логика такого графика развития ясна: в результате эволюции у детей определённые страхи появляются на тех фазах развития, на которых они обычно встречали бы соответствующие опасности или были бы особенно уязвимы к ним. Некоторые люди чувствуют, как вырастают из этих страхов – им уже не нужно заглядывать перед сном под кровать, чтобы убедиться в отсутствии прячущихся там чудовищ – но большая часть страхов начинается в детстве и остаётся в некоем изменённом виде на всю жизнь.

Стивен Кинг, в предисловии к сборнику рассказов, сообщает читателям, что когда он идёт спать, то „очень стараюсь, чтобы мои ноги оказались под одеялом после выключения света. Я уже не ребёнок, но мне не нравится спать с одной ногой, высунутой из-под одеяла. Таящееся под моей кроватью нечто, готовое схватить меня за лодыжку, не существует. Я это знаю, но ещё я знаю, что если я приложу усилия к тому, чтобы держать ноги накрытыми, оно не сможет схватить меня за лодыжку“. 

Кинг, конечно, шутит, но тем не менее – кто из нас не поддавался пугающему иррациональному импульсу, поступающему от лимбической системы, древнему тревожному голосу из глубин мозга, требующему, чтобы мы избегали идти напрямик через кладбище в темноте или не высовывать ногу из-под одеяла? Мы, конечно, не верим в привидений, чудовищ, зомби… Но лучше перестраховаться, чем потом убиваться, верно? Рационально мы можем отмести очевидно детские страхи – чудовищ, странных незнакомцев, опасных животных – но они живут в страшных историях, даже в страшных историях для взрослых, в виде гигантских чудовищ, маньяков в хоккейных масках и страшных опасностях, таящихся в темноте.

Почти универсальные страхи известны, как „подготовленные страхи“. Они не прописаны так глубоко, как страхи внезапных громких звуков и приближающихся объектов. Никто не учится щуриться при виде быстро летящего в его сторону баскетбольного мяча. Но подготовленные страхи всё же являются врождёнными в том смысле, что передаются генетически, но для их активации требуется воздействие окружение. 

Система страхов человека в этом смысле достаточно пластична и может подвергаться калибровке со стороны окружения. Эволюционная логика таких страхов следующая: люди в результате эволюции научились адаптироваться. Наш вид процветает во всех климатических зонах, от тропических до арктических. Однако если некоторые опасности не меняются во времени и пространстве – скажем, опасность подавиться или утонуть – в распределении угроз существуют вариации. Инуитам нет смысла бояться тигров или скорпионов, а ребёнку из деревенской части Индии не нужно беспокоиться о полярных медведях. Но поскольку нашим генам „неизвестно“, в каком климате и экологии мы будем расти, эти гены дают нам возможность узнать о существующих в местном окружении угрозах.

Люди быстро впитывают местную культуру – нормы, язык, знания об опасностях, то, что в этой культуре считается съедобным и несъедобным, и так далее. Обучение – это „эволюционно приобретённая адаптация к изменениям окружающей среды, происходящим в течение жизни индивида, позволяющая организмам подстраивать своё поведение к определённой занимаемой ими нише“.

Поскольку в разных условиях могут встречаться разные опасности, не все людские страхи инстинктивны и жёстко прописаны в генах. Нам нужно учиться, чего нужно бояться, но такое обучение проходит в биологически ограниченном пространстве возможностей. В различных средах появляются различные угрозы, но некоторые из них оставались там достаточно долго и были достаточно серьёзными для того, чтобы оставить на нашем геноме след в виде подготовленных страхов, потенциальных возможностей, которые при необходимости можно активировать в какой-то момент жизни индивида в ответ на его личный опыт или культурно переданную информацию. Это объясняет поверхностные вариации людских страхов, при стабильной основе структуры распределения страха.

В отчёте 2012 года ChildFund Alliance „Тихие голоса, большие сны“, оценивавшем детские страхи и сны на основе опроса 5100 респондентов из 44 стран, описано, что самым распространённым страхом у детей в развивающихся и развитых странах является страх „опасных животных и насекомых“. Даже дети, растущие в городских, индустриальных условиях, где не встречаются хищники (кроме людей), легко могут начать бояться опасных животных, поскольку такой страх подготовлен человеческой природой. В одном исследовании учёные опрашивали американских детей об их страхах и нашли, что они „не боятся тех вещей, с которыми им советовали быть осторожными“, например, „уличного движения“, но при этом „заявляют, что они боятся млекопитающих и рептилий, чаще всего змей, львов и тигров“.

Среди подготовленных страхов встречаются страх змей, пауков, высот, крови, закрытых пространств, темноты, грома, общественных мест и открытых пространств, социальных расследований и глубокой воды. Это типичные объекты фобий, которые легко заполучить и с которыми трудно расстаться. Фобию можно определить, как „страх ситуации, непропорционально большой по сравнению с возможной опасностью“, из чего следует странное свойство фобий. Они чрезвычайно реальны, иногда полностью обезоруживают страдающего от них человека, хотя при этом не соответствуют реальным опасностям или же чрезвычайно преувеличивают их. Очень малое количество людей погибает от укусов змей или пауков – самых распространённых объектов фобий – в индустриальном мире. 

По недавней статистике Национального совета безопасности США, шансы умереть в ДТП для человека, родившегося в 2007 году, равны 1 к 88. При этом шансы умереть от укуса ядовитого паука составляют 1 к 483457, а шансы умереть от укуса ядовитой змеи или ящерицы – 1 к 552522. Нам нужно бояться автомобилей, и гораздо меньше беспокоиться по поводу змей и пауков. Но поскольку опасности, к которым обращаются фобии, угрожали нам и нашим предкам миллионы лет, мы до сих пор рождаемся с эволюционно приобретённой предрасположенностью к появлению страха перед такими объектами.

Чувство страха – переживание перед страшным, внутреннее видение страшного. Страх, это когда головой все понимаешь, хочешь сделать правильно, но внутри все сжимается и говоришь и делаешь все не так. Это – страх.

Точнее, это не страх, а чувство страха. Чувство страха и страх (страшное) – вещи разные, хотя их часто путают. На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно.

Если рядом опасность – нужно или спрятаться (застыть), или драпануть (убежать). И нужен удар неприятным ощущением, чтобы сейчас все это произошло мгновенно, а на будущее чтобы подобных ситуаций избегать. Плюс функциональная перестройка организма под супернагрузки и возможность ран. Ну и внимание только к тому, что может быть опасностью.

Испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания – всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.

Все это вместе и есть страх. Коротко – буря в теле, паралич (застывание) воли, желание спрятаться или убежать.

Женщины в чувстве страха обычно замечают чувство: переживание страха, мужчины в страхе чаще видят поведение: паралич тела, желание спрятаться или убежать. Правы и те, и другие, поскольку страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, и свой рисунок тела, и особое восприятие происходящего, и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, и особое функциональное состояние всего организма. 

Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. Обращают внимание на свои страхи и склонны их переживать – в основном женщины. Страх – полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх – разумно, руководствоваться страхом – опасно. Что делать, когда страшно? Как преодолевать страх? 

 Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки). Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей – результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям… Научение страхам идет не только со стороны: дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно.

То, чего мы боимся и насколько мы боимся, зависит от множества факторов. Это зависит от особенностей нашего тела, от привычек нашей душевной жизни, от качеств нашего ума и от силы нашего духа. Можно сказать и по другому: в наших страхах есть то, что определяет наше тело, есть влияние культуры, и есть личная позиция каждого из нас.

Страхи, отношение к страхам – важная часть человеческой культуры. В разных национальных культурах, в разных группах и субкультурах существует своя норма страха – принятый и разрешенный уровень страхов. В культуре мужской и женской, в разных группах и тусовках, в группах разных возрастов, профессиональных конфессиях и разных государствах - норма страха может сильно отличаться.

Девочкам в большей степени разрешается бояться и трусить, мальчикам – в меньшей. Маленьким мальчикам бояться можно, мужчинам – уже нельзя. При этом самые трусливые спартанские воины были куда смелее и мужественнее большинства современных мужчин из числа офисных работников.

Норма страха изменчива и обычно зависит от уровня страхов тела и от того, что воспитали в человеке или человек сам воспитал в себе.

Взрослые люди к страхам относятся по-разному. Взрослые мужчины учатся жить без страхов, девушки и женщины в страхи часто играют и страхи используют, чаще всего рядом с мужчинами.

Чувство страха – популярная социальная игрушка. Переживание страха бывает привлекательным и для детей, и для взрослых, и в игровом, и в серьезном варианте. В Страх можно играть, и игра эта достаточно популярна, особенно у детей и женщин.

Взрослые мужчины меньше обращают внимание на свои чувства и заняты в первую очередь своим поведением: возможностью что-то сделать, несмотря на страх.

Чувствовать леденящий страх, бояться до дрожи – все может быть увлекательной игрой, недаром так популярны фильмы ужасов: люди сами платят деньги за возможность побояться в темноте.

Часть молодых людей, еще не понимающих, что такое ответственность, любит играть в большой страх: действительно, любой прыжок с высотки может стать твоим последним шагом в твоей короткой жизни.

Пока кто-то играет в страх, разыгрывая смелость, другие играют в страх, разыгрывая бытовые страхи. Игра в страхи имеет свои внутренние выгоды и достаточно популярна. "Бояться", переживание "как бы страха" позволяет успешно привлекать к себе внимание, занимает время волнительными переживаниями и позволяет под удобным предлогом не делать то, что не хочется или трудно.

Обращают внимание на свои бытовые страхи и склонны их переживать – в основном женщины. Привычная тревожность часто может не замечаться или отрицаться самим человеком, который видит свое поведение не как тревожное, а вполне естественное и адекватное. 

Когда игра в страх играется вовлеченно, она оказывается вполне серьезной и вызывает те же последствия, что и страхи не надуманные, а изначально настоящие. То, что начинается как игра, постепенно становится жизнью. Возможно, именно на этом фоне с возрастом, особенно у пожилых людей, часто формируется страх как базовое мировосприятие, видение "Мир страшен". Привычными становится несчастное лицо, бессильные жесты, позиция Жертвы и фразы по типу: "Господи, страшно-то как!"

Страх – удивительный инструмент, придуманный природой и давно уже, хотя и не всегда удачно, встроенный в человеческую культуру. К страхам и тревожности нужно учиться относиться разумно, исходя из того, что страх – полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх – правильно, руководствоваться страхом – опасно. Когда страшно, смелость – это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей, в том числе учитывающее возможные риски. Слабым людям помогает умение работать со страхом, сильным – способность быть выше страха.

Сильному человеку не нужно работать со страхом, как не нужно работать с проблемой умывания: что тут работать, пошел и умылся! Однако грамотные стратегии поведения в напряженной и страшной ситуации – вещь полезная. Какой бы сильный ни был человек, страшно может быть любому, сильный человек отличается только тем, что умеет разобраться в происходящем, собраться – и сделать все необходимое...

Разум – лучшее средство против страхов и тревожности. Тревожность ниже у людей, ведущих разумный: деловой и упорядоченный образ жизни. Больше всего тревог у людей, имеющих свободное время, живущих в комфорте, неорганизованных и не любящих дисциплину. Меньше других тревожатся люди занятые и дисциплинированные. В частности, уменьшению тревог способствует контроль мышления – это привычка думать, о чему нужно, и не думать о чем не следует, чтобы себя же не пугать.

Лучше всего успокаивает – дело. Разумные действия отвлекают от страхов того, кто тревожится, и меняют саму ситуацию на более благополучную.

5 фактов о физиологических основаниях и исследованиях страха

Страх – это эмоционально окрашенное состояние, которое сопровождает ситуации, представляющие угрозу нормальной жизнедеятельности организма, и обычно сопровождаемое формированием оборонительной мотивации. Впрочем, оно может сопровождаться и другими мотивациями, направленными на избавление от опасности.

1.    Эксперименты над страхом

Страх может быть экспериментально смоделирован при помощи электрического раздражения так называемых мотивациогенных центров особой структуры мозга – гипоталамуса. Таким образом, вживив животным стимулирующий электрод в вентромедиальный гипоталамус, физиологи могут наблюдать ярко выраженную реакцию избегания и страха.

2.    Механизмы страха

Механизмы страха не сильно отличаются от других мотивационных механизмов и могут быть связаны с возбуждением определенных нейронных центров мозга, которое в свою очередь активирует ретикулярную (сетчатую) формацию. Эта структура, состоящая из переплетенных и разветвленных нервных волокон, обеспечивает неспецифическое возбуждение коры и других вышележащих отделов головного мозга. Это довольно универсальный механизм, который впервые был показан академиком Петром Анохиным. Он доказал, что, когда возникают любые мотивации, происходит возбуждение сетчатой ретикулярной формации, которая обеспечивает ретикулирующие эффекты на кору и другие вышележащие отделы головного мозга, например на эмоциогенную структуру, ведь страх может быть не просто страхом, а он связан с какой-то дополнительной эмоцией, здесь можно придумать разные варианты. Бывают случаи, когда очень сильный страх становится доминирующей мотивацией, при этом выключаются другие насущные потребности организма. При таком состоянии может снижаться активность корковых центров мозга. Бывает, что человек не может пошевелиться, будучи сильно испуганным. А в других случаях страх может, наоборот, активировать работу коры больших полушарий, особенно у тренированных людей – у них активируются корковые механизмы возбуждения ретикулярной формации.

3.    Гормоны страха

Когда мы боимся, происходит выработка определенных специфических гормонов, а также особенных молекул, которые называют пептиды. Самые известные гормоны – это адреналин («гормон кролика») и норадреналин («гормон льва»). Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков и т. д. Основной задачей этого гормона является адаптация организма к реагированию на стресс. Адреналин способствует улучшению функции скелетных мышц. Если этот гормон продолжительное время оказывает действие на организм, то в этом случае увеличивается в размерах миокард и скелетные мышцы. Норадреналин является одновременно гормоном и вместе с тем нейромедиатором. Его уровень также повышается в состоянии стресса, шока и в других подобных состояниях. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Продолжительность действия норадреналина по времени меньше, чем действие адреналина. И тот и другой гормон вызывает тремор. Непосредственно после определения стрессовой ситуации гипоталамусом выделяется кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина. Известно, что в Древнем Риме в воины выбирали тех рабов, которые при страхе бледнели, а тех, кто краснел при резком испуге, исключали. Проблема пептидов не слишком хорошо изучена, к тому же многие материалы могут быть засекречены, так как подобные исследования могут представлять интерес даже для военных организаций и спецслужб. Но физиологические свойства пептидов продолжают активно изучаться. Нейропептиды могут обеспечивать формирование тонких психических состояний, в том числе гнева, страха, испуга. В психиатрии и исследованиях коры головного мозга существует классификация видов страха: в частности, выделяют фобии, ипохондрию, панические атаки, бред преследования и т.д.

4. Причины страха

Страх, подобно боли, представляет собой защитный механизм психики. Влияние страха на поведение может быть очень индивидуально. Если страх не очень силен, то, как и любая умеренная по силе мотивация, он может улучшать целенаправленное поведение и способствовать верным решениям. Но крайне сильный страх, как и любая сверхсильная мотивация, может мешать правильному соображению. Если человек умеренно боится публичных выступлений, то качество доклада может улучшиться, но если эмоция слишком сильная, то, скорее всего, он потерпит неудачу.

5. Рефлексы страха

При страхе в большей степени включаются подкорковые лимбические структуры, они работают автоматически. Академик Павлов называл эти влияния «слепой силой подкорки». Например, человек, идя по лесу, видит корягу, похожую на змею. Прежде всего на нее отреагируют лимбические структуры, которые заставят его испугаться и отпрыгнуть. Структура этих подкорковых центров имеет более примитивные черты, чем сложная и многоуровневая организация коры больших полушарий. Поэтому в таких острых ситуациях обработка информации «эмоциональным» мозгом может происходить быстрее, но не обязательно точнее. Затем включается рациональный корковый анализ, который дает возможность определить, что перед нами: змея или все-таки коряга. При страхе могут включаться рефлексы вегетативной системы, которая управляет внутренними органами. Она состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Парасимпатическая система может объяснить формирование так называемой «медвежьей болезни» при страхе. Говорят, что в организме у медведей особенно выражены эффекты парасимпатической нервной системы.

Кому и зачем нужен страх

1. Страх нужен, чтобы малыши выживали.
– У зверенышей и у детей есть уже врожденные страхи: они боятся резких громких звуков, резкого света, боятся боли. Иногда – далеко уползать от мамы и близко подползать к незнакомым движущимся предметам (колючему ежу).
– Чтобы малыши выжили, взрослые должны иметь возможность ими управлять. Пока у звереныша или ребенка нет разума, им можно управлять только болью и страхом. Управление через боль предполагает обязательный физический контакт, управление через страх может быть дистанционным, что удобнее.

2. Страх нужен, чтобы обеспечить гарантии воспитания. Если ребенок ничего не боится, нет гарантий, что он будет вас в нужный момент слушаться. Машина управляется рулем, но у любой машины должны быть еще и тормоза. Ребенок воспитывается разумным словом и поддержкой, но у воспитателя должны быть и рычаги надежного контроля поведения ребенка.

3. Взрослым и умным людям страх не нужен. Освобождение от любых страхов, смена негативной мотивации мотивацией позитивной – одна из важных задач в развитии здоровой личности. Если жить на интересе и думать головой, зачем тогда чего-то бояться? Отдельный вопрос – всех ли совершеннолетних людей можно считать взрослыми и умными?

Страх – это прежде всего природный инстинкт. Представьте себе, что было бы, если бы человек был лишен чувства страха: он мог бы без колебаний прыгнуть с 20 этажа… В определенной степени страх является естественной и необходимой реакцией, он выполняет защитную функцию.

Однако сейчас мы поведем речь о разрушительном страхе, о том чувстве, которое ограничивает нашу свободу, страхе необоснованном и порой даже нагнетаемом самим человеком. Страх опасен тем, что распространяется и усиливается, если не поставить ему заслон. Страх превращает человека в гнома, делает его глупым и слабым. И если человек не будет бороться со страхом, настанет день, когда страх начнет определять его жизнь.

От страха страдают многие люди. Их гораздо больше, чем вы можете себе представить. Многие из них научились довольно ловко скрывать свои страхи, но большинство вынуждено прибегать к помощи психофармацевтических средств. Если вы относитесь к людям, страдающим от страха, вам не следует идти этим путем. Преградите путь страху, верните себе внутреннюю свободу. Проанализируйте свое состояние, ответив на следующие вопросы.
1.    Чего вы боитесь?
2.    Когда впервые проявился этот страх, была ли для этого определенная причина?
3.    Вы в целом назвали бы себя трусливым человеком?
4.    Когда возникает чувство страха?
5.    В каких ситуациях страх проявляется слабее или сильнее?
6.    Как проявляется у вас чувство страха?
7.    Что вы предпринимаете, чтобы перебороть чувство страха?

Если чувство страха не является у вас проявлением какой-либо болезни, если вы страдаете от страха вообще, тогда вы легко сможете научиться избавляться от этого чувства. Не надо маскировать чувство страха, принимаясь за какие-либо дела, не надо пытаться подавить в себе это чувство. Отнеситесь к страху, как к факту, и, в точности выполняя приведенные ниже рекомендации еще до того, как возникнет страх, не позвольте ему проявиться.

Причинами большинства страхов являются недостаточная уверенность в себе, негативное мышление, предъявление явно нереальных завышенных требований к себе. Чтобы перебороть страх уясните для себя, что избавиться от него вы можете таким же образом, каким вы позволили ему овладеть собой. Возможно, вам неизвестен механизм действия страха, и вы просто пустили дело на самотек, позволяя разрушительным мыслям все больше и глубже укореняться в вашем подсознании. 

Если вы не будете влиять на себя сами, это сделают за вас другие. Если вы не позаботитесь о том, чтобы ваше подсознание наполнялось положительным содержанием, в нею бесконтрольно хлынут потоки всякой всячины. Ведь вы же не едите все подряд, а относитесь к пище избирательно. Почему же вы с меньшей тщательностью относитесь к выбору духовной пищи?

Когда в вашей памяти закрепляются конструктивные положительные мысли, программы негативного характера утрачивают свое значение, и чувство страха постепенно ослабевает.

Настойчиво работайте, используя правильно подобранные формулы самовнушения. Избегайте внушений типа: «Я больше не испытываю страх». Лучше говорить себе так: «Я спокоен и уверен в себе, я смогу справится с любой ситуацией» .

Не сосредоточивайте свое внимание на страхе, не придавайте ему большого значения. Прежде всего признайте у себя его наличие. Поработав некоторое время с формулами самовнушения, вы заметите, что стали увереннее и спокойнее. Страх отступит на задний план, вы почувствуете, что действительно в состоянии справиться с любыми ситуациями, в том числе и с такими, которые раньше вызывали у вас страх. Вы ощутите невероятное чувство освобождения и облегчения.

Ученые, исследующие состояние стресса и его воздействие на людей, выявили, что робкие боязливые люди не могут погрузиться в альфа-состояние. Поэтому неудивительно, что робкие люди не могут проявить свои творческие способности. Но именно эти способности нам нужно использовать, чтобы иметь возможность испытывать радость жизни, справляться с требованиями, которые нам предъявляет жизнь, проявлять дремлющие в нас силы и способности, сохранять ценность жизни.

Ошибки и неудачи не минуют никого, поэтому нужно научиться жить с ними, ибо непогрешимых не существует. Ошибки должны становится уроком. Вместо того, чтобы вновь и вновь повторять одну и ту же ошибку, вам нужно научиться извлекать из них уроки, только при этом условии возможно движение вперед. Упасть не стыдно, недопустимо лежать повергнутым. 

Рассматривайте ошибки, как возможность исправиться и обогатить свой жизненный опыт. Тогда вы не будете боятся ошибаться. Вашему дальнейшему развитию поможет созидательное творческое мышление Есть и еще один положительный аспект: человеку свойственно ошибаться. Признайте за собой право на ошибочные решения, переносите неудачи с большим самообладанием, и всегда продолжайте смотреть вперед! Вам не дано исправить принятое в прошлом неверное решение, но вы можете многому научиться, получив этот жизненный урок.

Не ведите учет неудачам! Что действительно имеет значение, так это удача, движение вперед.

Интересные факты о страхах

В фильме ужасов 1959 года «Тинглер» повествуется о паразите, растущем на позвоночнике и питающегося страхами человека. Во время показа в некоторых кинотеатрах в кульминационный момент существо как бы убегало с экрана в зрительный зал. Экран затемнялся, одновременно гасли все лампы в зале, и был слышен голос главного героя: «Леди и джентльмены, пожалуйста, не паникуйте. Но кричите! Кричите за свои жизни! Тинглер проник в этот кинотеатр!». В этот момент срабатывали вибрирующие устройства, присоединённые к тыльной стороне некоторых кресел, в результате чего зал наполнялся криками зрителей.

Травматический опыт родителей может напрямую передаваться потомкам через так называемое эпигенетическое наследование. Учёные из Университета Эмори в Атланте ставили опыты над мышами, привив им боязнь запаха ацетофенона, для чего каждый раз при появлении этого запаха били током. Дети и даже внуки этих мышей тоже испытывали страх, чувствуя данный запах, причём некоторые из этих потомков были зачаты в пробирке и никогда не знали родителей. Конкретный механизм передачи негативного опыта ещё предстоит установить, однако уже ясно, что у подопытных самцов каким-то образом изменились некоторые участки ДНК в сперме.

В Италии, кроме привычного для европейцев страха перед числом 13, несчастливым считается также число 17. Возможное объяснение этому кроется ещё в могилах древних римлян, на которых были нередки надписи VIXI, что в переводе означает «Я жил» или «Моя жизнь кончена». Если выразить надпись римскими цифрами, то и получится VI + XI = 6 + 11 = 17.

Одним из тех, кто сильно боялся числа 13, был австрийский композитор Арнольд Шёнберг, и эта фобия стала косвенной причиной его смерти. В 1950 году его личный астролог сказал, что скоро композитору будет 76, и следующий год поэтому будет для него критическим (7 + 6 = 13). 13 июля 1951 года, в пятницу, Шёнберг сказался больным и с утра лёг в постель. Он пролежал почти весь день, но за 15 минут до полуночи с ним внезапно случился приступ, и врач зафиксировал смерть.

В фильме «Муха» 1958 года есть сцена, когда главный герой – учёный Андре Деламбре – срывает с лица полотенце, а его жена, видя лицо мухи вместо человеческого, истошно кричит. Сыгравшая её Патрисия Оуэнс в жизни сильно боялась насекомых. Зная об этом, режиссёр фильма специально не показывал ей лицо человека-мухи до съёмок данного эпизода, чтобы добиться максимально искреннего и правдоподобного крика.

Часто можно встретить утверждение, что Уолт Дисней, автор Микки Мауса, боялся мышей. Однако сама история создания данного персонажа противоречит этому: на создание Микки Мауса Диснея вдохновил мышонок, который был его домашним питомцем на ферме.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (10.01.2021)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz