Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Свобода выбора

Свобода выбора – возможность самостоятельно выбирать из различных устраивающих человека альтернатив. Потому что если у человека выбор отдать кошелек или расстаться с жизнью, это редко называется свободой выбора.

Все ли и всегда рады свободе выбора? – Нет. Сильные люди, имеющие свои планы и готовые за свой выбор платить – да, рады. Люди слабые, тревожные, не знающие чего они хотят и не привыкшие за свои выборы платить – не рады. Страшно, однако! Понятнее и проще спрятаться за чье-то плечо...

С другой стороны, слабые люди любят попереживать и пожаловаться и в ситуации отсутствия свободы выбора: "Вот, я ничего не могу поделать!" Разумные люди в такой ситуации спокойно смотрит на происходящее и задают простые вопросы: "Что я хочу?" и "Что из этого сделать реально?", после чего делают то что возможно и не переживают по поводу невозможного.

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого.

Принято считать, что свобода воли – одна из важнейших ценностей человека. Но обладаем ли мы действительно свободой воли? И где ее границы?

Как свобода связана с личностью, с самоощущением человека? Давайте сначала поговорим о том, правда ли человек может действовать по собственному желанию, или его поведение подчиняется внешним обстоятельствам. Это предмет давних дискуссий философов и специалистов в области естественных наук.

С одной стороны, свобода воли кажется очевидной, если рассматривать ее на примере простых действий: я хочу поднять руку и поднимаю ее. Однако в этом люди не отличаются от животных, поведение которых тоже не всегда сводится к условным рефлексам: они могут бежать куда хотят не только спасаясь от опасности или в поисках пищи, но и из любопытства. Но согласны ли мы, чтобы наша свобода воли, которой мы гордимся, была приравнена к свободному поведению животных? Не утрачивается ли при этом что-то важное в самом понятии cвободы?

Во-вторых, многие физиологи обращают внимание на то, что при всем желании мы не можем совершить действия, выходящие за рамки возможностей нашего опорно-двигательного аппарата, и совершить кульбит, не предусмотренный моторикой суставов. Но наверное обсуждать такие ограничения поведения в контексте свободы воли так же абсурдно, как утверждать, что мы при всем желании не можем пройти сквозь каменную стену и, значит, свобода отсутствует.

Главное проявление свободы – личностный выбор из множества реальных возможностей поведения. При этом действующие на нас факторы могут противоречить друг другу или дополнять друг друга.

Что это за факторы? Наши установки, сформировавшиеся в процессе развития личности, отношения с другими людьми, сиюминутные побуждения и многое другое. Свобода не в игнорировании этих моментов, а в способности взаимодействовать с ними и формировать поведение, направленное на достижение цели.

В этом главное отличие свободы воли от произвола, когда человек даже не пытается спрогнозировать, к каким последствием приведут его действия. Действующие факторы при этом не исчезают. Просто их игнорирование делает поведение хаотическим и разрушительным.

Свобода выбора из многих потенциальных возможностей ограничена только целостным ощущением самого себя, своей личности, образа «Я». Это делает ее не беспредельной, но наполняет смыслом. Именно такое ограничение отличает свободу воли человека от произвола и свободы воли животных, у которых есть физиологическое ощущение себя, но нет образа «Я».

Человек не может быть свободен от самого себя, он должен быть в мире с представлением о себе. Это, конечно, ограничивает свободу выбора, но избавляет и от разрушительных внутренних конфликтов, и от подчинения внешнему давлению, и от минутной прихоти. Как когда-то сказал Булат Окуджава советскому чиновнику в ответ на неприемлемое предложение: «Вас я, может быть, вижу первый и последний раз, а с собой мне предстоит жить всю жизнь». Вот это и есть проявление внутренней свободы, противостоящей навязыванию чужой воли.

Если у человека нет этого ощущения себя и не сформирован образ «Я», ему действительно нечего делать с предоставляемой ему свободой – она выльется в разрушающий произвол. И в страхе перед этим он может предпочесть зависимость от других

Мы уверены, что свобода воли существует. Но чем больше этот вопрос исследуется, тем чаще нейробиологи склоняются к тому, что это не более чем уловка нашего мозга.

Каждый день мы совершаем множество одних и тех же действий: выключаем будильник, выбираем рубашку, разогреваем еду в микроволновке, берем пиво из холодильника. И в каждом случае мы воспринимаем себя как свободных агентов, сознательно и целенаправленно управляющих своими телами. Но что наука говорит о подлинном источнике этого опыта?

В статье, опубликованной почти 20 лет назад, психологи Дэниел Вегнер и Талия Уитли высказали революционное предположение: опыт преднамеренного стремления к действию – зачастую не что иное, как постфактумный вывод о том, что наши мысли вызвали некое поведение. Само чувство тем не менее не играет причинной роли в производстве этого поведения. Порой это может привести нас к мыслям о том, что мы сделали выбор, когда, как нам кажется, мы его не делали. Либо мы думаем, что сделали другой выбор, чем есть на самом деле.

Звучит запутанно? Давайте представим, основываясь на предположении Вегнера и Уитли, что мы наблюдаем, как несознательно осуществляем какое-то действие – например, выбираем коробку конфет в продуктовом магазине – и только после покупки понимаем, что сделали это намеренно. Если все происходило именно в таком порядке, тогда как мы можем обмануть самих себя и поверить, что выбор был сделан до того, как мы наблюдали результат этого действия? Может показаться, что такое объяснение восприятия собственной деятельности требует сверхъестественной обратной причинности, где наш опыт сознательной воли одновременно и результат, и видимая причина поведения.

В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science, Пол Блум и Адам Бер рассматривали радикальное решение этой головоломки. Вероятно, в тот самый момент, когда человек становится перед выбором, его разум «переписывает» историю и обманом заставляет его думать, что этот выбор – который, по сути, был совершен после того, как результаты были подсознательно восприняты – был сделан им заранее.

Хотя точный способ, при помощи которого разум это делает, не до конца понятен, подобный феномен регистрировался и в других случаях. Например, нам кажется, что мы видим, как точка движется, до того как она достигнет своей цели, и чувствуем фантомные прикосновения в верхней части руки до непосредственного прикосновения.

Такие «постдиктивные» иллюзии обычно объясняются тем, что время, за которое эта информация реализуется, как бы задерживается, чтобы достичь осознания. Так как сознание несколько отстает от реальности, оно может «предвидеть» события будущего, которые еще не были осознаны, но уже зарегистрировались подсознательно, произведя иллюзию, в которой испытанное будущее изменяет прошлое.

В одном из исследований, проведенных учеными из Йельского университета, участникам многократно показывали на компьютере пять белых кругов в произвольных местах и просили их быстро выбрать в уме один из кругов, прежде чем он станет красным. Если круг становился красным так быстро, что участникам казалось, будто они не успевали сделать выбор, они могли указать, что время истекло. В противном случае они заявляли, что выбрали красный круг (до того, как он поменял цвет) или же другой круг. Исследователи изучили, как часто люди сообщали об успешном предсказании среди тех случаев, когда они считали, что у них было время на выбор.

Участники не знали, что круг, становившийся красным в каждом опыте эксперимента, выбирался абсолютно случайно компьютерным алгоритмом. Таким образом, если участники действительно совершали выбор, когда утверждали об этом – до того, как один из кружков становился красным, – они должны были выбирать красный круг примерно один раз из пяти. Тем не менее результаты, о которых сообщали участники, нереалистично отличались от этой 20%-ной вероятности, превышая 30%, когда кружок становился красным крайне быстро.

Такая модель ответа предполагает, что разум участников порой менял порядок событий в сознательном осознании, создавая иллюзию, что выбор предшествовал изменению цвета, когда по факту все было наоборот.

Важно отметить, что, когда кружки медленнее меняли цвет и у участников было достаточно времени, чтобы их подсознание больше не обманывало сознание, их выбор совпадал с переключением цвета на 20% реже. Результат показал, что участники не просто пытались обмануть исследователей (или себя) относительно своих предсказательных способностей или им просто нравилось сообщать о том, что они были правы.

Люди, показывавшие участникам эту иллюзию, зачастую не знали, какую именно работу проводили, когда их спрашивали об этом при подведении итогов эксперимента. Более того, в другом тесте исследователи обнаружили, что предвзятость правильного выбора была движима не смятением или неуверенностью в связи с выбором: даже когда участники были уверены в своем выборе, они проявляли тенденцию «правильного выбора» с невероятно высокой скоростью.

В совокупности эти данные указывают на то, что мы можем систематически заблуждаться по части того, как совершаем выбор, даже когда уверены в обратном. Но почему разум дурачит нас таким, казалось бы, глупым образом? Разве такая иллюзия не посеет хаос в жизни и поведении человека?

Вероятно, нет. Возможно, иллюзию можно объяснить ограничениями в процессах восприятия мозга, которые ошибаются только на очень коротких временных масштабах – как в эксперименте, описанном выше – и которые не влияют на жизнь человека в реальном мире.

Умозрительная возможность состоит в том, что разум развился таким образом, чтобы искажать наше восприятие выбора и что это искажение – важное свойство, а не просто баг когнитивного механизма. Например, если переживание выбора – вид причинно-следственной связи, как предположили Вегнер и Уитли, – то изменение последовательности выбора и действия в сознательном восприятии может помочь понять, что мы физические существа, способные влиять на мир. В более широком смысле эта иллюзия может играть центральную роль в развитии веры в свободную волю и, в свою очередь, в мотивацию наказания.

В любом случае, независимо от того, важна ли вера в то, что мы на 100 процентов контролируем свои жизни, очевидно, что иллюзия может зайти слишком далеко. В то время как искажение в восприятии времени длиною в четверть секунды может не представлять проблемы, искажения с более длительной задержкой – которые присущи людям с психическими заболеваниями вроде шизофрении и биполярного расстройства – могут существенно и пагубно влиять на фундаментальные взгляды человека на мир. Такие больные могут поверить в свои способности контролировать погоду или что они могут предсказывать поведение других. В редких случаях они даже могут убедиться в обладании божественными силами.

Науке еще предстоит выяснить, как именно постдиктивная иллюзия выбора связана с такими серьезными аспектами повседневной жизни и психическими расстройствами.

Иллюзия может относиться только к небольшому набору выборов, осуществляемых быстро и без особых размышлений. Или же, напротив, она может быть всеобъемлющей и повсеместной, играя большую роль во всех аспектах поведения – от незначительных до самых важных решений. Скорее всего, истина где-то между этими крайностями. Как бы то ни было, исследования в этой области указывают на то, что даже самые, казалось бы, твердые убеждения относительно нашей деятельности и сознательного опыта могут быть ошибочными.

Возможно, эксперименты со свободой воли и не в состоянии ответить на вопрос, действительно ли мы являемся хозяевами своей судьбы, но они демонстрируют, насколько мало нам известно о собственном уме.

Речь пойдет об одном из самых известных экспериментов в области нейробиологии, до сих пор вызывающем ожесточенные научные споры. В 1983 году американский психолог Бенджамин Либет показал, что наше ощущение свободы воли на самом деле, возможно, является иллюзией.

В эксперименте, поставленном Либетом, было три важных компонента: ситуация выбора, измерение активности головного мозга и часы. Ситуация выбора заключалась в том, что испытуемому предлагалось на выбор пошевелить левой или правой рукой. В оригинальной версии эксперимента участники шевелили запястьем; в некоторых последующих версиях нужно было поднять палец на левой или правой руке.

Участников эксперимента Либета предупредили о том, "что желание пошевелить рукой должно возникнуть спонтанно", и что они не должны ни планировать движение заранее, ни концентрироваться на том, в какой именно момент его произвести.

Точный момент шевеления запястьем фиксировался по сокращению мышц при помощи прикрепленных к рукам датчиков. Изменения мозговой активности замерялись при помощи электродов, прикрепленных к голове над двигательной областью коры головного мозга (примерно над теменем).

Когда человек решает произвести движение, в мозге возникают электрические сигналы – так называемый потенциал готовности. Причем сигналы различаются для правой и левой половин, и эта разница очевидна при анализе мозговой активности.

Часы были сконструированы таким образом, чтобы испытуемые могли определять время с точностью до долей секунды. Световая точка на циферблате пробегала полный круг каждые 2,56 секунды. Определив положение точки на циферблате, можно было определить и точное время.

Если исходить из предположения, что человек способен определить положение точки с точностью до угловой величины в 5 градусов, то такие часы можно использовать для измерения времени с точностью до 36 миллисекунд, то есть 36 тысячных секунды.

Либет ввел в свой эксперимент еще один фактор. Участников попросили, пользуясь часами, сообщить о точном времени, когда они приняли решение пошевелить запястьем.

Анализ мозговой активности испытуемых показал, что решение пошевелить запястьем, как правило, принималось ими до того, как они осознавали, что произвели это движение.

Физиологи к тому времени уже несколько десятилетий знали, что потенциал готовности в мозге возникает за доли секунды до того, как человек производит движение.

То же самое выявил и эксперимент Либета – потенциал готовности возникал за доли секунды до того, как регистрировалось движение запястьем.

Однако самое удивительное выяснилось при анализе сообщений участников о том, когда именно они, по их мнению, решали произвести движение. Это происходило в промежутке между возникновением потенциала готовности и собственно движением.

Иными словами, субъективное ощущение принятия решения пошевелить запястьем возникало позже, чем потенциал готовности. В каком-то смысле решение уже было принято до того, как испытуемые это осознавали.

В действительности ли участники эксперимента сознательно принимали решение, или же их ощущение свободы выбора было всего лишь иллюзией? Споры об этом продолжаются и поныне.

Эксперимент Либета – не единственное научное исследование, дающее пищу для споров о свободе воли в контексте нейробиологии, но его простота и наглядность не дают покоя и тем, кто полагает, что принадлежность человека к биологическим существам налагает определенные ограничения на наше волеизъявление, и тем, кто думает, что свобода воли не настолько зависит от биологии.

Отчасти удивление, которое вызывают результаты эксперимента Либета, связано с двумя весьма распространенными убеждениями относительно природы ума.

Первое из них – это интуитивное ощущение того, что человеческий ум существует отдельно от материального тела. Именно из-за этого дуализма люди склонны представлять себе ум как нечто чистое и абстрактное, не стесненное биологической оболочкой.

Данную иллюзию легко разрушить, если вспомнить о том, что люди, испытывающие голод, частенько бывают не в духе, но все же это убеждение очень прочно укоренилось в нашем сознании. Иначе нас не удивляло бы то, что нашим мыслям и переживаниям соответствуют электрические импульсы в головном мозге.

Если бы мы действительно искренне верили в то, что ум находится в мозге, мы бы воспринимали как должное тот факт, что каждое изменение состояния ума сопровождается мозговой активностью.

Второе распространенное убеждение – это уверенность в том, что мы достаточно знаем о собственном уме. Мы верим в то, что возникающее у нас субъективное чувство принятия решений – достоверный источник информации о том, каким именно образом эти решения принимаются.

Ум подобен машине: пока он работает без сбоев, мы находимся в счастливом неведении относительно механизмов его функционирования. Лишь столкнувшись с ошибками или противоречиями, мы догадываемся заглянуть под капот.

Почему я не обратил внимания на эту деталь? Как я мог забыть имя того человека? Или же: почему ощущение принятия решения возникает после возникновения потенциала готовности?

Нет причин полагать, что наше восприятие собственного ума является абсолютно объективным. Напротив, психология дает нам большое количество примеров того, как часто мы ошибаемся.

Ощущение принятия решения, возникающее в эксперименте Либета, может быть совершенно иллюзорным – возможно, на самом деле решение каким-то образом принимает мозг без осознанного участия его владельца. Или же просто имеет место задержка между процессом принятия решения и возникновением соответствующего ощущения.

Сам по себе факт того, что наше восприятие момента принятия решения не соответствует истинному моменту, не обязательно означает, что мы так или иначе не принимали непосредственного участия в этом процессе.

Об эксперименте Либета с каждым годом выходит все больше научных статей. Он дал жизнь целой академической отрасли, изучающей свободу воли с нейробиологической точки зрения.

Нет недостатка и в критике применимости эксперимента к повседневной свободе выбора. Даже сторонники Либета вынуждены признать, что ситуация, использованная в его эксперименте, возможно, слишком искусственна для того, чтобы достоверно моделировать реальные ситуации выбора, с которыми все мы сталкиваемся каждый день.

Но этот простейший эксперимент продолжает питать научные споры и побуждать ученых к выдвижению новых гипотез относительно связи между свободой выбора и мозговой деятельностью. А все потому, что Либет наглядно показал, насколько более сложен человеческий ум, чем он нам представляется.

Прежде всего, необходимо отметить, что Творец, создавая этот сложнейший растительный и животный мир, только одному из видов отдал некое предпочтение, наделив человека свободой выбора, все остальные жители нашей планеты живут в строго определенных рамках своего поведения.

Свобода эта на поверку оказалась не безграничной, и у нее тоже есть сферы, доступ в которые ей запрещен. Это: рождение, старение и окончание жизни. Быть может, эти ограничения и существуют, потому что вышеперечисленные свойства относятся непосредственно к физическому телу, у которого своя программа существования, причем во многом схожая с жизнями представителей животного мира. Они тоже рождаются, стареют и умирают. Свобода же выбора, как и другие энергетические сущности (душа, совесть, нравственные проявленности), находясь в теле, не является его прерогативой, как, например, ум. Ум – категория физическая, и его проявленностью в той или иной мере наделены все представители животного и даже растительного мира.

Все так, но от главного вопроса, зачем нам, людям, дана свобода выбора или свободная воля, из-за которой на Земле постоянно происходит неимоверное количество негативных проявлений, нам не уйти и не скрыться, зачем нам так усложнили жизнь. Ну, прежде всего, возникает осмысление, что главная задача этой свободы в том, чтобы методом проб и ошибок, их осмысления и исправления воспитывать человека, делая из него носителя добра, мира и любви.

Значит, этот воспитательный процесс, длящийся множество жизней из-за своей невообразимой сложности, входил в программу (замысел) создания человеческой жизни с самого ее зарождения. Тогда встречный вопрос – а зачем этому Замыслу (напишем его с большой буквы, коль он столь человечен) нужны люди (души), осмыслившие цели жизни, который, пройдя через сито испытаний, выбрали для себя добротный и благостный образ жизни. Ведь недаром в народе говорится, что за одного битого двух небитых дают. Зачем они, эти битые, нужны Замыслу? Естественно, эти испытания совсем не для физических тел этих людей, а для воспитания их духовных сущностей.

Кроме того, «проснувшиеся» люди уже осознали наличие Вселенских законов, следуя которым каждый из нас способен улучшать свой жизненный потенциал. Значит, то самое Высшее Начало, по логике вещей, нуждается в этих праведных душах, получается так. А о том, зачем Им чистые души, можно только догадываться – для каких-то более возвышенных целей, ведь все есть цель. А свобода выбора, как оказалось, это своеобразный инструмент (если научиться правильно им пользоваться), с помощью которого и предоставляются возможности достижения этих целей.

Кроме того, Творец в каждого человека вложил потенциальные возможности, для достижения которых надо трудиться, развивая в себе вложенные Им индивидуальные способности, чтобы достичь высот в избранном направлении.

Всемогущий и Всесильный Бог довольно легко мог отобрать у людей эту свободу, и тут же прекратились бы на Земле все войны, противостояния и ссоры. Но Творец на это не идет, даже страдая, лицезрея войны типа Второй мировой, в которой погибло невиданное количество его, быть может, лучших сыновей. Но, с другой стороны, гибли-то физические тела, проявляя посредством свободной воли чудеса человечности и самопожертвования, тем самым, быть может, получая самый важный опыт для своей души.

Помните, как говорится в стихах Б.Окуджавы: «Как верит солдат убитый, что он проживает в Раю». То есть люди, получающие подобный опыт ценой своей жизни, по идее, и должны попадать в лучшие сферы внеземной жизни, что, собственно говоря, и понятно, и заслужено.

Но ведь зачастую, и даже очень часто, этой самой свободой выбора пользуются для реализации отрицательных проявленностей. И это мы видим на каждом шагу нашей, особенно современной, жизни, в которой многие просто сошли с ума от возможности обладания деньгами, добываемыми любыми запрещенными приемами. И их тут же не бьют по рукам и не дают затрещин, ибо свобода выбора – священная дань человечеству, на которую не может поднять руку и сам Всевышний, иначе тогда сорвется его эксперимент относительно нашей цивилизации. Да, эти люди рано или поздно получат по заслугам Здесь или Там, но все это будет сделано опять-таки не в ущерб той самой свободе.

И вот, обозревая весь этот мир, содрогающийся от боевых действий, санкций и ссор, догадываешься, что все это не что иное, как результаты проявленности все той же свободной воли человека. Так что, получается, что Бог ошибся? Ведь все сидящие в тюрьмах преступники переступили порог разумности, поддавшись уговорам своего ума, который, как оказалось, не отвечает за последствия своих рекомендаций. Все казнокрады большого полета (министры), как и маленькие муравьишки, которым все мало и мало, – это опять-таки реализация свободного выбора этих людей. А о последствиях никто задумываться не хочет, хотя, по закону Справедливости, от них ни спрятаться, ни откупиться.

Только по этой причине и были организованы армии, полиции, сыски, тюрьмы и все остальные органы, издающие законы для ограничения все той же свободы. Так что, Бог все-таки ошибся в своем Замысле? Нет, Он просто верит, ждет и надеется, когда же мы поймем его Замысел и, отказавшись от услуг ума, передадим бразды правления своей жизнью разуму, который совместно с совестью и моралью приведет нас не только к добротной жизни, но и защитит от всяких негативных подсказок нашего ума. А ведь ждет Он уже не одну тысячу лет. Но еще одна сложность в том, что каждый из нас «просыпается» по мере готовности своего сознания, то есть от его чистоты.

И этот закон свободной воли даже заставляет Всевышнего просить нас, людей, дать Ему возможность оказания помощи. Ведь Он в открытую не имеет права вмешиваться в наши жизни, нарушая закон свободной воли. Он буквально говорит: «Дай мне шанс помочь тебе». Но мы не понимаем, что Он готов оказать духовно-нравственную помощь, то есть помочь стать Человеком в настоящем его значении, что повлечет за собой налаживание и всех иных сфер человеческих отношений с жизнью.

Свобода выбора: 7 главных законов жизни

Чувствуете, что вас в жизни беспокоят проблемы мирового масштаба, такие как последствия глобального потепления, влияние экономического кризиса, ухудшение экологии и многое другое? Вы заметили, что родные и близкие, друзья и коллеги уже не обращаются к вам с просьбами о помощи, так как вам не до них?

Если вы осознали, что с этим нужно что-то делать, и приняли решение изменить ситуацию, то эта статья для вас. Прочитав ее, вы увидите причинно-следственные связи происходящих в вашей жизни событий. С помощью 7 главных законов вы осознаете, что эту ситуацию можно изменить уже сегодня.

1. Сознание определяет существующую реальность

Когда вы видите дефицит благополучия в каком-либо уголке мира, в бизнесе, в семье, то это результат мыслей и поступков конкретных людей. Именно уровень сознания, с которым живет человек, и формирует его реальность. Бедность и богатство, здоровье и болезни – все это отражение состояния ума. Важно осознавать, что любой дефицит и дисгармония рождаются на почве эгоистичных желаний больше брать, чем отдавать. Достаток, богатство и гармония – это спутники человека, который думает и заботится о благе других людей. Нужно начать действовать с таким умонастроением в сфере своего влияния. А именно – выполнять свою исключительную роль. Это может быть роль матери, отца, учителя, врача, рабочего и т.д. Изменив себя, вы увидите, как изменится жизнь окружающих вас людей.

2. У человека всегда есть свобода выбора

В мире действуют законы любви и изобилия, согласно которым у человека всегда есть возможность выбирать, каким путем ему идти, с кем общаться, чем наполнять свою жизнь. Ежедневно мы сталкиваемся с тысячами шансов изменить свою жизнь к лучшему. Осознанно или неосознанно мы постоянно выбираем. К примеру, утром, проснувшись, мы на автомате готовим себе крепко заваренный кофе или чай. Потом идем на работу, следуя выбранному пути. При неожиданных событиях, как правило, наша реакция возникает спонтанно и не всегда дает ожидаемый положительный результат. Осознав, что у вас есть свобода выбора, вы разрешаете своему сознанию быть гибким. Утром вы можете осознанно поразмышлять и настроиться на грядущий день. Каким вы хотите его видеть – светлым, радостным, спокойным или наоборот, динамичным и активным? Какие отношения вы готовы формировать с окружающими вас людьми? Кем вы видите себя в будущем? Поразмышляйте над этими вопросами, ведь у вас всегда есть свобода выбора, и вы делаете его каждое мгновение.

3. Настоящая любовь основана на желании отдавать

Любое действие человека основано на определенном мотиве. Что бы вы ни видели на внешнем плане – гнев, заботу, претензию или обиду – это всегда симптомы того, что у человека есть потребность в любви. Он ждет ее или хочет ее проявлять. И то, и другое является естественной его потребностью, которая нуждается в удовлетворении. Все самое прекрасное, что создано в мире, привлекательно лишь потому, что пропитано энергией любви. Шедевры классической музыки, произведения художественного искусства, поэтическая лирика или вдохновляющая литература. Настоящая любовь основана на желании отдавать. Ее высший уровень проявления можно увидеть на примере безусловного отношения матери к своему младенцу. Она любит его, каким бы он ни был, и готова заботиться о нем при любых обстоятельствах. Отдавая бескорыстно, не требуя ответа, человек уже становится счастливым, наполняя свою жизнь любовью. И здесь не стоит ожидать обратной связи. За искренними действиями по правилу бумеранга обязательно последует еще больше возможностей для проявления и принятия любви.

4. Осознание цели жизни – главный выбор человека 

Главным выбором на пути человека является осознание цели жизни. Он должен понять, для чего он родился и что должен сделать в этом мире. Только выбрав верно свой путь, он сможет быть гармоничным и счастливым. Работая над собой, осознавая свою истинную природу, ценности, вы приблизитесь к пониманию смысла своей жизни. Его сложно понять обычным рассудком. Он открывается человеку с чистым сердцем, который проявляет в мире бескорыстную энергию любви. У каждого из нас свой путь, свой уникальный внутренний потенциал, который должен быть реализован. Но есть и общая задача для всех. Мы должны принимать то, что нам дает жизнь, доверять ей, любить и быть счастливыми.

5. Повторяющаяся ситуация – важный урок судьбы

Любая проблема, которая приходит в нашу жизнь, – не случайна. Она сигнализирует нам о том, что мы делаем что-то не так. Возможно, она указывает нам на какие-то качества нашего характера, от которых следует отказаться. Пока мы не изменим их в себе, ситуация будет повторяться. Жизненных примеров вокруг нас много. Мы видим, как сосед в 4 раз уже женится, а брата в третий раз уволили с работы. Ваш друг опять потерял кучу денег, вложив их в сомнительную финансовую структуру. Трудности – это уроки судьбы, которые важно осознать. Они посылаются в нашу жизнь с одной целью – сделать нашу жизнь счастливой и гармоничной. Когда мы поймем, в чем наш урок, и сделаем выводы, предпримем конкретные поступки по изменению ситуации, то выйдем на новый, более качественный уровень жизни.

6. Принятие трудностей открывает возможности для роста

Ответственность за ситуацию – первый шаг на пути ее изменения. Если вы оказались в неприятных обстоятельствах, то важно понимать, что эта ситуация была создана вашим мышлением, установками и поступками. Не нужно обвинять окружающих вас людей. Только в этом случае вы сможете эффективно повлиять на проблему. Если какой-то человек к вам плохо относится, то именно через него жизнь дает вам понять важные вещи. Действуя с платформы разума и осмысленности, вам будет не сложно найти причину происходящего. Если у вас не получается создать счастливые семейные отношения, то проанализируйте себя. Возможно, вы не умеете отдавать партнеру любовь и заботу, не ожидая ничего взамен. Или у вас много претензий, ожиданий, осуждения. Какие бы трудности в вашей жизни не происходили, всегда нужно искать причину внутри себя.

7. Работа над собой меняет судьбу

Серьезная личностная работа преобразует мысли, поступки и, соответственно, меняет судьбу. Задавайте себе вопросы: «Почему я притягиваю те или иные ситуации?», «Какие мои мысли, установки, модели поведения привели меня к проблеме?», «Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы ситуация улучшилась?» В поисках ответа обращайтесь к различным источникам знаний: читайте, слушайте лекции, посещайте семинары лидеров, которым вы доверяете. Окружите себя общением с успешными и реализованными людьми. Главные законы жизни основаны на общечеловеческих ценностях – любви, благодарности, прощении, милосердии, бескорыстии, доброжелательности. Это то, о чем мы слышим с детства, но не всегда можем впустить в свою жизнь. У вас всегда есть свобода выбора, с каким сознанием прожить новый день. Пусть ваши дни будут полны осознанности, гармонии и счастья!

«Абсолютной свободы не существует: есть лишь свобода выбора, а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения» – Пауло Коэльо, «Заир».

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (13.09.2020)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz