Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Тайна ящика Пандоры

Ящик Пандоры встречается в древнегреческой легенде о Пандоре. Внутри ящика Пандоры находились неисчислимые беды, которые могли быть выпущены наружу в случае его открытия. Собственно это и обозначает данное крылатое выражение. Но давайте, не забегая вперед, рассмотрим эту интересную историю из древнегреческой мифологии по порядку.

До открытия ящика Пандоры, все люди на земле жили счастливо, не зная бед, болезней и изнурительного труда. Однако после этого зло быстро распространилось по миру. Интересен факт, что Зевс создал несчастья и болезни немыми, чтобы те не могли предупреждать о своем появлении людей.

Согласно древнегреческой мифологии дочь Эпиметея и Пандоры – Пирра, и сын Прометея – Девкалион, смогли выжить в потопе и стать прародителями всего человечества.

Под выражением «Открыть ящик Пандоры» подразумевается серьезное предостережение. Его употребляют в тех случаях, когда хотят предостеречь человека от ошибочных действий. Говоря «Ты можешь открыть ящик Пандоры» подразумевают какой-либо необдуманный поступок, который может привести к серьезным последствиям.

По сути, легенду о ящике Пандоры можно считать притчей, помогающей человеку задуматься над своими действиями.

Интересные факты о Пандоре:
• Именем Пандоры и Эпиметея названы 2 спутника Сатурна.
• В честь Пандоры назван астероид (55).
• Пандорой назвали вирус, обнаруженный в озерах Австралии и Южной Америки.

Словосочетание «ящик Пандоры» не подразумевает ничего хорошего: чаще всего речь идет о необратимых и катастрофичных последствиях какого-либо действия.

Ящик Пандоры в первоначальном смысле – это артефакт из мифологии древних греков, упоминающийся в повествовании о Пандоре. Он представлял собой емкость, крупный сосуд для хранения, название которого впоследствии было неправильно трактовано.

Миф о Пандоре упоминается в произведении древнегреческого поэта Гесиода под названием «Труды и дни». В настоящее время выражение «ящик Пандоры» и его производные стали устойчивыми оборотами речи – фразеологизмами с негативной окраской. В литературе и искусстве большее внимание уделяется не самой Пандоре, а именно ящику.

Согласно древнегреческой мифологии, долгое время Землю населяли одни мужчины, в то время как женщинами были лишь богини. Имя Пандоры связано непосредственно с Прометеем и Зевсом. Прометей известен в мифологии как покровитель людей. Он вызвал гнев главного бога Олимпа, когда подарил людям огонь, различные знания и обучил ремеслам. Благодаря этому их жизнь стала лучше и счастливее.

Зевс был недоволен тем, что людям доступны многие знания и умения. Он беспокоился, что те перестанут приносить дары олимпийцам, ведь Прометей научил их защищаться от природных стихий, охотиться, создавать лекарства и т.п. К тому же, титан не просто дал человечеству огонь, а сделал это обманным путем, вопреки воле Зевса. Громовержец придумал наказание для Прометея, не забыв и о людях.

По приказу Олимпийца Гефест (бог-кузнец) создал из глины и оживил девушку. Афина-Паллада соткала для нее красивый наряд. Афродита наделила неотразимой красотой, а Гермес – умом, хитростью и изворотливостью. Девушку назвали Пандорой – от древнегреческого «всем одаренная» или «одаряющая всем».

Следующие события немного отличаются. По одной версии, Зевс вручил Пандоре тот самый ящик, в котором были заперты всевозможные бедствия. Он отправил девушку на Землю, запретив открывать ларец, но втайне надеялся, что любопытство возьмет верх.

По другой версии – емкость уже была у людей и хранилась в доме титана Эпиметея, брата Прометея. При этом все знали, что ее нельзя открывать, иначе придется столкнуться с различными бедами. Возможно, этот ящик принес сам Прометей, который собрал и запер все невзгоды, чтобы защитить от них людей.

Так или иначе, вскоре Пандора затмила разум Эпиметея и стала его женой, несмотря на все советы Прометея не доверять Зевсу и не принимать его даров. Будучи весьма любопытной, девушка открыла ящик и выпустила зло, хранящееся в нем. Осознав свой поступок, она закрыла крышку, поэтому на дне осталась лишь надежда.

Интересный факт: имя Эпиметей в переводе с древнегреческого обозначает «думающий после», а Прометей – «думающий прежде». По наименее распространенной версии Пандора не сама открыла ящик с людскими бедами, а хитростью заставила сделать это Эпиметея. Этот момент вызывает больше всего споров среди мифологов, философов и психологов. После того, как Пандора открыла ящик, люди столкнулись со всевозможными невзгодами, которых не знали раньше, и оказались лишены надежды. Либо же, по другой версии, надежда все-таки выбралась из ящика, что лишь усугубило ситуацию, так как именно это чувство иногда не дает человеку двигаться дальше.

Пандора – это первая женщина на Земле согласно древнегреческой мифологии. Создана по указу Зевса из глины (или земли) богами: Гефестом, Гермесом, Афиной и Афродитой. Отправлена к людям в качестве мести Прометею за то, что он похитил божественный огонь. На Земле Пандора открыла ящик, из которого по миру разлетелись все несчастья.

По легенде у Пандоры с Эпиметеем родилась дочь Пирра, которая, в свою очередь, вышла замуж за сына Прометея – Девкалиона. По одной из версий после всемирного потопа, устроенного Зевсом на Земле, остались только Пирра и Девкалион. Поэтому их потомки считаются родоначальниками всего греческого народа. Исследователи сравнивают Пандору с библейской Евой, которая тоже считается первой женщиной и праматерью всех людей. Как и Пандора, она создана Богом, а также стала виновницей последующих несчастий, после того как попробовала яблоко с запретного дерева.

Содержание мифа неоднократно видоизменялось и в дальнейшем трактовалось авторами по-своему. Первоначально содержание ящика Пандоры описывалось «мириадами бедствий». В более современных версиях упоминается о семи главных пороках, таких как печаль, гнев и т.п. Наличие надежды на дне ящика также остается под вопросом.

Интересный факт: согласно мифу Зевс сделал так, чтобы несчастья из ящика Пандоры были немыми. Так беды настигали людей врасплох, не давая возможности узнать о них заранее и подготовиться. Значение фразеологизма «ящик Пандоры» Фразеологизм «ящик Пандоры» означает источник неудач, бедствий, несчастий, которые оказались неожиданными. В некотором смысле похож на словосочетание «рог изобилия», но оно используется в положительном ключе, как источник богатства, достатка. Иногда речь может идти о человеке, слишком любопытном и непредсказуемом, необдуманные действия которого наносят вред и ему, и всем окружающим.

Необычная трактовка фразы появилась приблизительно в 17 веке – во время активного развития моды во Франции. Создатели модной одежды презентовали свои творения при помощи манекенов. Благородная публика не упускала возможности похвастаться новинками. Манекены в нарядах расставлялись в домах, а называли их Пандорами в знак того, что куклы сами доставали одеяния из сундуков.

«Открыть ящик Пандоры» в современном смысле – это крылатая фраза. Она означает сделать что-либо с необратимыми последствиями. Выражение носит негативную окраску и предполагает разного рода неудачи, действия, которые нельзя исправить. Его используют как предостережение, чтобы предупредить человека не совершать необдуманные поступки, которые могут повлечь за собой множество проблем.

Ящик Пандоры нельзя открывать, так как по мифу в нем содержатся все возможные людские беды. Однажды открыв ларец и выпустив их, обратить последствия уже невозможно. Считается, что до того, как Пандора совершила этот поступок, люди никогда прежде не сталкивались с такими невзгодами.

Интересный факт: похожее выражение в русском языке на «открыть ящик Пандоры» звучит как «не буди лихо, пока оно тихо». Еще один вариант – «не раздувай пламя, если не хочешь пожара».

Примечательно, что в мифе о Пандоре не говорилось о каком-либо ящике. Вместо него упоминался специальный кувшин большого размера, который называли пифосом. Такие керамические емкости были распространены в Древней Греции, а особенно на территории Средиземноморья. Их использовали для хранения различных продуктов (масла, вина, рыбы и т.п.). Исследователи проводят аналогию между Пандорой и пифосом с бедствиями, ведь по легенде девушка тоже была создана из глины. Почему же в таком случае до наших дней дошел именно «ящик Пандоры»?

По литературной традиции впервые слово пифос неверно перевел Эразм Роттердамский – «князь гуманистов» 16 века. В 1508 году ученый написал книгу «Пословицы» на латыни. В ней содержалось латинское выражение «Malo accepto stultus sapit», что в переводе означает «Глупый становится умнее после ущерба» или в русской интерпретации «Своей бедой всяк себе ума купит».

Чтобы объяснить эту пословицу примером, Эразм изложил историю о Пандоре. Здесь он как раз и допустил ошибку в переводе, либо же это было решение автора – заменить сосуд на ящик. Вместо «пифоса» он использовал слово «пиксис» – деревянный ящик или коробочка. К слову, именно по версии Эразма ящик был открыт Эпиметеем, а не Пандорой.

В мифах древних греков и прочих произведениях тех времен неоднократно упоминаются различные сосуды, емкости с таинственным содержанием. При этом суть истории о Пандоре существенно меняется. Например, в эпической поэме «Илиада» Гомер писал о двух урнах, принадлежащих Зевсу. В одной из них были «счастливые» дары, а в другой – «несчастные.

Противоречит мифу Гесиода и произведение поэта Феогнида. По его версии в сосуде содержались не беды или пороки, а блага. То же самое говорит в своей басне древнегреческий баснописец Эзоп. Боги послали людям сосуд с благами, а какой-то человек, которого автор не называет по имени, открыл эту емкость и все блага разбежались. Но на дне осталась надежда, как символ того, что люди все же получат свои дары.

Итальянский живописец Джулио Бонасоне тоже изобразил на своей гравюре титана Эпиметея, который выпустил из сосуда 9 из 10 положительных качеств в виде женских образов, которые там хранились: счастье, свободу, справедливость, радость и другие. На краешке сосуда осталась надежда.

Примеры употребления фразеологизма из художественной литературы: Деньги приносят счастье, но иногда это наоборот – ящик Пандоры. А дальше несчастья посыпались, как из ящика Пандоры. Если ящик Пандоры со всеми скверностями на вас опрокинут – так от всех уж не отделаешься. Год 1938-й, успевший наделать немало неприятностей, уже перед самым уходом извлек из своего ящика Пандоры кое-что и для меня лично. Я, так сказать, ящик Пандоры, с той лишь разницей, что содержимое ящика Пандоры было – змеи, а я – вместилище идей.

В древнегреческий миф, как в повествование, сложившееся в предписьменную эпоху, встроено особое устройство, с помощью которого всякий, кто переписывает или пересказывает этот миф, должен сначала выдать свое местоположение во времени и пространстве. Так и мы, пересказывая содержание мифа о Пандоре, должны определить позицию рассказчика и его – нашей – аудитории. Итак, отчего это мы вообще находим важным узнавать некие подробности мифа о Пандоре?

К сожалению, ответ нам не понравится. Мы все еще живем в эпоху перехода от патриархата, от так называемых традиционных ценностей – права сильного, господства массового человека, культа развития и расширения человеческого присутствия в природе и космосе – к ценностям гуманистическим, к уважению к слабым, гонимым, бедным и больным, к взаимоуважению не на основе силы, а на основе человечности, к расширению прав и человеческих возможностей для изгнанных.

А Пандора если не главная, то одна из главных героинь вступления в мир нашего еще не кончившегося и, к счастью, пока что не прикончившего нас вчерашнего дня.

Считается, что миф о Пандоре – это очень поздняя переработка каких-то восточных сказаний, произведших столь сильное впечатление на Гесиода, что тот решился инкрустировать мифом о Пандоре главное предание греков – о происхождении мира. И он придумывает сказочку о «прекрасном зле», воплощенном в Пандоре.
Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал,
Ибо из вечных богов, населяющих домы Олимпа,
Каждый свой дар приложил, хлебоядным мужам на погибель.
Хитрый, губительный замысел тот приводя в исполненье,
Славному Аргоубийце, бессмертных гонцу, свой подарок
К Эпиметею родитель велел отвести…
(Гесиод. Труды и дни. Перевод В.В.Вересаева)

С чем сравнить это новаторство Гесиода, граничащее с фальсификацией? Представьте себе, что кто-то, вознамерившись описать проблемы современного общества, вдруг объявит, что всему виной индустрия моды и секс-услуг: индустрия моды создала манекены, из которых вырос смертоносный культ сверхтощих манекенщиц, а другая научилась производить надувных резиновых женщин для психосоматических упражнений богачей, якобы опасающихся связей с настоящими женщинами. Занятно, но не слишком убедительно.

Итак, Пандора родилась не сама по себе. Как и другая женщина, знакомая нам из древнееврейской мифологии, и эта женщина была вылеплена по приказу верховного божества – специально для того, чтобы обольстить или самого первого, или самого умного человека, или недавно покоренное божество.

Бог, создавший Адама без особого плана, счел себя вынужденным дорабатывать проект. Так возникла первая, если не считать Лилит, женщина – Ева. А греческий Зевс собирался отомстить титану Прометею за кражу огня для людей (мужчин) и велел своему одаренному сыну Гефесту создать существо, которое поставило бы границы почти бесконечным возможностям человека.

Он добился своего благодаря двум уловкам. Первая, действенность которой была подтверждена в ходе Троянской войны, навсегда прервавшей отношения между богами и людьми, – это невероятная красота женщины. Нужно помнить, что Гефест был супругом Афродиты – ревнивым, но и ценимым самой прекрасной из богинь – теткой его отца. Поэтому и в Пандору Гефест, внучатый племянник своей супруги, вложил не только всю свою страсть к Афродите, но и всю свою ревность к жене.

Прелесть Пандоры, пробуждающая в туповатом племени мужчин неодолимую и неутолимую похоть, копировала в чем-то и мать Гефеста, умевшую отвлечь отца богов и людей от любого сколь угодно захватывающего дела.

Однако же, даже это свойство было бы терпимо и не стоило бы миру мужчин никаких особых затрат, если бы только сработанная Гефестом женщина соблюдала определенные правила. Вместо этого, и в отличие от Елены Прекрасной, вылупившейся из яйца, снесенного Ледой, Пандора была наделена четырьмя пороками: ленью, любопытством, ревностью и мстительностью.

Очевидно, что пятым пороком было лишенное всякой гармонии сочетание пороков: мы видим уже в этом наборе довольно типичные мужские стереотипы, определявшие отношение к женщине как к подчиненному биологическому подвиду – вместе и презираемому, и вожделенному, и опасному, а в чем-то весьма существенном превосходящему «старший подвид», мужчин.

Пока Прометей создавал человека вместе с братом Эпиметеем, некоторые условия технического задания соблюсти не удалось. Прометей нашел поначалу только один выход: для показа действующей модели нужно подделать условия испытаний.

Постепенно все слабости и болезни, страсти и страхи, которые человеческое существо должно было преодолевать собственными силами, Прометей прятал в глубокий пифос (бочку). К числу страстей и напастей, которые не должны были мешать человеку действовать как разумное существо, относилась и избыточная мечтательность. И эту склонность мечтать о неисполнимом Гефест отложил в свой спецхран. Только когда бочка стала переполняться, Прометей понял, что за счет внутренних ресурсов человек не пройдет приемку, и решил снабдить свое детище божественным огнем – тем самым инструментом, без которого и Зевс не был Зевсом, а Гефест – Гефестом.

Прометей понимал, что Зевс обязательно придумает что-нибудь, лишь бы разрушить его детище, раз уж сам он – как божество – не может быть уничтожен. Гесиод не уточняет, знал ли Прометей, каким именно образом Зевс добьется своего, но общепринятой и общеизвестной версией мифа является вот какое сообщение.

Прометей велит Эпиметею не принимать от Зевса никаких подарков. Тем временем Зевс отправляет свежеиспеченную Пандору прямиком к Эпиметею и притом в сопровождении бога курьеров и торговцев Гермеса. Когда же Эпиметей, предупрежденный Прометеем, отказался принять Пандору, Зевс в ярости велел Гефесту приковать Прометея к одной из гор в области нынешних Кавказских минеральных вод, где орел рвал титану бессмертную печень, еженощно отраставшую вновь и вновь после каждой трапезы птицы.

Еще одна занятная подробность, характеризующая более Зевса, чем Прометея. Чтобы запугать Эпиметея и ввести в заблуждение остальных богов, Зевс обвинил Прометея в желании сойтись с самой Афиной, которая, видимо, и заманила титана в горы, вот только вместо Олимпа, где его ждали, титан очутился на Кавказе. Этот сюжетный поворот особенно интересен: никакой встречи Афины и Прометея и быть не могло, но в подтексте этой сплетни – мысль о незадавшемся производстве совершенного человека, которое так хотелось спасти самим богам.

И только узнав, в какую беду попал его подвижник-брат, Эпиметей счел за лучшее не отказываться от подарка Зевса и взять Пандору в жены.

Как было сказано, ленивая, но любопытная Пандора скоро добралась до пифоса и собралась переложить оттуда в свою пиксиду, или в ящик, уже носивший к тому времени ее имя, хоть что-нибудь ради дальнейшего использования. Но, раскрыв бочку, она выпустила собранные Гефестом баги автономной компьютерной приставки «Человек» в исполнении Прометея. Только вмешательство Гермеса позволило хоть что-то оставить в пиксиде, герметично закрыв эту шкатулку.

Но все же многие напасти, подкарауливавшие человека и до поры до времени спрятанные в пифосе Прометея и в пиксиде Пандоры, – от безумия и старческой бесчувственности до болезней и пороков, которые молодые взращивают бездумно, а старики безумно, – вырвались наружу и с тех пор не утихают.

Писатель и мифолог Роберт Грейвс был уверен, что весь этот рассказ «не настоящий миф, а антифеминистская притча, причем не исключено, что изобретенная самим Гесиодом, хотя и на основе истории Демофонта и Филлиды. Пандору («одаренную всеми») Грейвс отождествляет с богиней земли Реей, которой под этим именем поклонялись в Афинах и кое-где. Рею пессимистически настроенный Гесиод обвинял в том, что из-за нее человек стал смертным, претерпел в жизни столько зол, а жены столь склонны к супружеским изменам.

Можно сказать, что миф о Пандоре – это хитро сплетенная идеологема «опасной и бездумной женщины, запущенной в производство без соответствующих испытаний». В схолиях к стихам Гесиода о Пандоре чувствуется желание примирить самую примитивную женоненавистническую идеологию с первыми попытками антропологической периодизации вселенной.

Согласно этой периодизации, первый урожай людей сняли в Аттике, а первый человек, Алалкоменей, сразу оказался в свите Зевса и Геры, всячески разрешал их ссоры и даже воспитывал Афину, когда та была ребенком.

Мы, однако, помним, что Афина родилась сразу во всеоружии и совершенно взрослой из головы своего отца. Он, незадолго до этого, проглотил свою возлюбленную беременную Метиду из опасения, что их общий сын свергнет Кронида. Первое поколение людей и поклонялось отцу Зевса, Крону, хотя никаких жертв они не приносили, были вегетарианцами, радостно жили, не старели и вместо смерти впадали в приятный сон. Золотое поколение и до сих пор каким-то образом сопровождает человечество в счастливых снах. Его блаженными представителями считают правдолюбцев и защитников справедливости.

С другой стороны, многим архаистам и консерваторам близка интенция Гесиода-женоненавистника, и в более поздние времена то и дело появляются на свет философы, можно сказать живущие с мифом Гесиода. Таков известный немецкий философ-пандорианец – Артур Шопенгауэр.

Гесиод и его схолиаст называют людей серебряного века «маменькиными сынками», которые так привыкли во всем подчиняться женщинам, что прославились только нытьем и сварливостью, за что Зевс их всех в конце концов и извел.

О мучительном сходстве серебряновечных с людьми так называемых «серебряных веков» в императорском Риме и в царской России перед концом последней Гесиод совсем ничего не говорит. Следующее за серебряным медное поколение уже умело пользоваться оружием, их воинственность стала источником их жестокости, и медное поколение скосила чума.

Четвертое, так называемое героическое, поколение, сменившее людей медного века, было продуктом смешанных союзов богов и богинь и смертных мужчин и женщин. Это о них повествует героический эпос. Воинская и политическая слава не помешала им, однако, перед смертью и отбытием на острова блаженных отметиться в многочисленных кейсах убийства родственников, инцеста, похищения людей и так далее.

Героический век не мог бы продержаться долго, потому что как раз в самом его начале Зевс и велел создать Пандору. Гермес, сопровождавший Пандору к тяжелодуму Эпиметею, с точки зрения многих исследователей, – это аллегория фундаментального недоверия, которое только и могут испытывать друг к другу люди и боги, даже такие чрезвычайно близкие друг другу сугубые обманщики, как Гермес и Пандора. Не забудем, что Гермес регулярно приводит Персефону к матери от Аида, а потом ведет ее назад, в подземное царство. И Евридику – сначала к Орфею, а потом – в обратном направлении – отвел Гермес-Психопомп (то есть Снаряжающий Душу в последний путь).

Трагизм людей героического века еще и в том, что они понимали невольно заложенное в Пандоре сильное эротическое начало, постоянно нуждающееся в толковании. Что же это такое – «Пандора»? А это еще и та, ради которой даже рациональный человек героического века может «отдать все». Вот почему еще Гермес сопровождает Пандору к Эпиметею. Об этой функции таинственной пары рассуждает Эрих Фромм, предчувствовавший, как и критикуемый им Зигмунд Фрейд, опасность, исходящую от плотского человека следующего века.

Да, на смену всем этим поколениям придут железные люди, главной характеристикой которых считаются уже не сами преступные деяния, но ожесточенная коллективная ложь нашего века. Вот почему нет ничего удивительного в любопытстве, с каким мы ждем новостей о Пандоре, воплощении двойной или даже тройной рекурсии. Это любопытство особенно разогрето вспышками огненного женоненавистничества, которые время от времени случаются даже в развитых странах, оставаясь печальной нормой для большинства стран земли.

Пандоры, возможно, из всех мифов самый таинственный, теперь можно проиллюстрировать зеркальными видениями. В наиболее известной версии легенды о Пандоре первая земная женщина открыла ящик, из которого на человечество напустились неприятности всех сортов. Мы говорим «ящик», потому что следуем записи Эразма Роттердамского, ученого четырнадцатого века.

Однако в более раннем источнике греческого поэта Хесиода, у Пандоры не было ящика. А все духи вырвались из особого вида сундука, который называли «пиксис». Это был большой многоцелевой контейнер.

В «Мифологии» Булфинга история выглядит так: «Первую женщину звали Пандора. Ее сделали на небесах, и каждый бог внес свой вклад, «чтобы улучшить ее. Венера дала ей красоту. Меркурий убедительность, Апполон – музыку и т.д. С таким снаряжением ее отправили на землю и представили Эпимету, с радостью принявшему ее, несмотря на предупреждение брата остерегаться Юпитера и его даров. В доме Эпимета был сундук, в котором содержались некоторые вредные вещи и до которого у него руки не доходили. Пандору охватило любопытство – что же содержит этот сундук, – и однажды она сдвинула крышку и заглянула вовнутрь. Тотчас выскочило множество бедствий для несчастного человека, таких как подагра, ревматизм и колики – для его тела и зависть, злость и месть – для его ума, которые разнеслись повсюду. Пандора поспешила закрыть крышку! Но, увы! Все содержимое сундука ускользнуло, за исключением одной только вещи, которая лежала на дне. Это была надежда. Потому и по сей день, чтобы ни случилось, надежда никогда не покидает нас совсем, и пока она у нас есть, никакие болезни не могут испортить нас полностью».

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (29.12.2022)
Просмотров: 890 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz