Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Твин Пикс: «Совы не те, кем кажутся»

«Твин Пикс» – это не просто сериал, а настоящий культурный феномен. Проект Дэвида Линча и Марка Фроста, дебютировавший в 1990 году, стал эталоном мистической драмы, опередил свое время и до сих пор остается источником вдохновения для множества режиссеров.

В начале 1990-х годов этот сериал произвел настоящий «взрыв мозга» как у наших соотечественников, так и во всем мире. Мистическая атмосфера, необычные образы, завораживающая музыка Анджело Бадаламенти, тонкий юмор и, не в последнюю очередь, «линчевские красавицы» сделали фильм классикой сериального жанра. Но чем дальше зрители заходили в глубь лабиринта творческого воображения Линча, тем меньше они понимали, что собственно это все значит.

Вкратце напомним сюжет сериала. В провинциальном американском городке Твин Пикс, что недалеко от канадской границы, происходит убийство старшеклассницы Лоры Палмер. Убийство носит тем более зловещий оттенок, что по почерку совпадает с преступлением годичной давности в отношении другой девушки – Терезы Бэнкс, при расследовании которой бесследно пропал федеральный агент Честер Десмонд. В городок из самого Вашингтона срочно выезжает другой федеральный агент Дейл Купер (которого играет культовый актер, любимчик Линча Кайл Маклахлен).

Проводя расследование, он одновременно погружает телезрителя в мистическую атмосферу американского захолустья. Сначала он перебирает вполне обычные криминальные версии происшествия и кажется, что перед нами классический детектив, но ближе к середине первого сезона становится ясно: «Совы – не те, кем кажутся!», а уже после просмотра понимаешь, что этот смысл зашит и в самом названии сериала «Twin Peaks» – это «горы-близнецы», что как бы наводит мысль о параллельных мирах, которые существуют рядом друг с другом.

Собственно, детектив заканчивается в начале второго сезона, когда становится ясно, что убийцей Лоры Палмер (и Терезы Бэнкс, а также сестры двойника Лоры, которую играет та же актриса, только в черном парике – Мэдди) стал ее отец – Лиланд (актер Рэй Уайз, блестяще сыгравший в первом «Робокопе»).

Будучи мальчиком, Лиланд пострадал от вселения в него злого духа, БОБа (именно так – ибо имя его – не человеческое). Этот дух заставлял Лиланда творить зло (внимательный зритель заметил, что, будучи юристом в компании Бенджамина Хорна, он занимался всякого рода преступными махинациями, был своего рода «адвокатом дьявола», а также, как и его босс, любителем девушек легкого поведения).

Но главное преступление Лиланда состояло в другом. БОБ очень хотел получить в лице его дочери, Лоры Палмер, новый объект для подселения. А поскольку Лора не принимала БОБа, он подвергал ее ужасным мукам: заставлял отца творить над ней насилия. Девушка страдала от унижения, особенно от того, что не могла никому поведать тайну (ведь когда с ней ЭТО происходило, она видела не отца, а БОБа – кстати, убийство и произошло сразу после того, как она благодаря Однорукому увидела истинный облик отца). Отсюда и ее пагубное пристрастие к веществам, и истеричное поведение, и приступы самоуничижения (когда она посещала дом запретных увеселений Бенджамина Хорна с подругой Роннетт Пуласки).

Через Лору в свои сети БОБ завлекал и ее подругу Ронет Пуласки. Кстати, по этой же причине БОБ убил и двойника Лоры – Мэдди. А Терезу Бэнкс, подругу Лоры, когда та, подрабатывая девушкой легкого поведения, узнала в своем клиенте ее отца, и БОБ, боясь разоблачения, свел с ней счеты руками Лиланда.

В дальнейшем мы узнаем, а особенно в приквеле к сериалу «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» (и больше всего в режиссерской версии), что БОБ – не один такой. Он – представитель целой банды злых духов, которые вышли из таинственного места – Черного Вигвама. С единственной целью – питаться за счет темной энергии людей – «гармонбозии» (в фильме показана в виде отвратительного кукурузного пюре, напоминающего рвоту) – энергии боли, печали и пагубных страстей.

По сути, это такие духовные паразиты, деятельность которых приводит к разрушению психики человека, к утрате им человеческой личности (или, по-христиански, образа и подобия Божия). Но Черному Вигваму противостоит Вигвам Белый, из которого светлые духи помогают людям в борьбе с темными. Оттуда получает свои послания агент Купер.

Оттуда же пришла и душа Лоры Палмер (что открывает нам 3-й сезон, 2017 года): порожденная из головы Великана, она была послана на землю, чтобы стать сетью для БОБа. Может быть, именно поэтому БОБ так отчаянно и хотел погубить Лору, и кстати был близок к победе, судя по тому, как Лору шатало в сторону зла – веществ и аморального поведения.

Окончательно БОБа удалось победить только в конце 3-го сезона, при помощи чудесного оружия из Белого Вигвама (явленного в виде перчатки, приросшей к руке англичанина), но Лиланд освободился от него раньше. БОБ, не желая быть заключенным в теле осужденного преступника, убивает своего «хозяина». Освободившись от БОБа, Лиланд получает возможность почувствовать раскаяние за содеянное, горько плачет и после смерти воссоединяется с душой своей погибшей дочери.

Дух БОБ вне тела Этот сюжетный поворот, с одной стороны, отсылает нас к биологии – ряд паразитов в природе именно таким образом расправляются со своими хозяевами. С другой стороны, он также показывает, что все девиантные лица – серийные убийцы, алкоголики, наркоманы и прочие люди, которые не контролируют себя – являются всего лишь марионетками духовных паразитов, злых духов, и возможно, что и для них есть надежда спастись, как у гадаринского бесноватого, если сила Божия освободит их от гнездящихся в его сердце и уме зла.

Сериал «Твин Пикс» – это не просто культовое произведение, а настоящее явление, которое продолжает очаровывать зрителей даже спустя десятилетия после своего выхода. Созданный Дэвидом Линчем и Марком Фростом, этот сериал стал уникальным сплавом детектива, мистики и психологической драмы. Здесь нет ничего однозначного: каждый персонаж скрывает за собой множество тайн, а отношения между ними напоминают запутанную сеть, где каждая ниточка тянется в неизведанные глубины. Эта статья поможет разобраться в том, как герои связаны между собой, и какие загадки они скрывают.

Дейл Купер – персонаж, который с первого взгляда кажется образцом чести и праведности. Его увлеченность мистикой и медитацией делают его уникальным детективом, для которого интуиция играет столь же важную роль, как и доказательства. Его неподдельная доброта и стремление к справедливости делают его главным противовесом темноте, которая окутывает Твин Пикс.

Купер полагается на свои сны и видения, что помогает ему разгадать загадки, скрытые за пределами реальности. Его знаменитая «методика Тибетского броска камня» – это яркий пример того, как Купер использует нестандартные методы для достижения цели.

В конце первого сезона Купер сталкивается с темным миром Черного Вигвама, где он оказывается лицом к лицу с воплощением зла – Бобом. Это столкновение изменяет Купера и задает новые вопросы о природе добра и зла.

Лора Палмер на первый взгляд кажется невинной жертвой, символом чистоты и невинности. Однако за этой внешностью скрывается множество тайн. Лора вела двойную жизнь, наполненную пороком, страхом и скрытыми желаниями. Эта двойственность делает ее одной из самых сложных и интригующих фигур в сериале.

Лора Палмер олицетворяет борьбу светлого и темного начал внутри каждого человека. Её жизнь и смерть являются катализатором для раскрытия тайн города и внутренних конфликтов других персонажей. Лора связана с Бобом – духом, который является источником множества ужасных событий в Твин Пикс. Эта связь подчеркивает тему внутренней борьбы и трагичности её судьбы.

Бенджамин Хорн, влиятельный бизнесмен, представляет собой образ человека, готового на все ради достижения своих целей. Он не раз использует свою власть и деньги для манипуляций, как в бизнесе, так и в личных отношениях. Его аморальность и жажда власти делают его одним из самых противоречивых персонажей сериала.

Одри Хорн, дочь Бенджамина, стремится найти своё место в мире. Несмотря на свою внешнюю легкомысленность и капризность, Одри оказывается умной и решительной девушкой, готовой бросить вызов отцу и его темным делам.

Отношения между Одри и её отцом наполнены скрытыми конфликтами. Стремление Одри к независимости и её желание раскрыть правду о деятельности отца создают напряжение, которое нарастает на протяжении всего сериала.

Анализ скрытых связей между персонажами:
1. Психологические и мистические связи – Купер и Лора: Несмотря на то что Купер и Лора никогда не встречались при жизни, их судьбы переплетаются на глубинном уровне. Купер оказывается вовлечен в мир Лоры через сны и видения, которые ведут его по пути раскрытия истинных причин её смерти.
2. Связь с Черным Вигвамом: Купер и Лора связаны через Черный Вигвам – таинственное место, где обитают духи и демоны, такие как Боб. Именно здесь проявляется настоящая природа зла, и здесь же Куперу предстоит столкнуться с самим собой.
3. Роль Боба: Боб, воплощение зла, играет ключевую роль в жизни многих персонажей, включая Лору и Купера. Его влияние распространяется на весь Твин Пикс, заставляя нас задуматься о природе зла и его корнях в человеческой душе.

Роль леса и природы:
1. Лес как символ: Лес в Твин Пикс – это не просто географическое место, а символ скрытых страхов и тайных желаний. Он является местом силы, где пересекаются миры живых и мертвых, реального и мистического.
2. Гоствуд и мистические элементы: Важные события, такие как обнаружение тела Лоры Палмер или появление таинственного существа по имени Джайнти, происходят именно в лесу. Это подчеркивает его роль как места, где скрываются самые темные секреты города.
3. Загадочные объекты: Кольцо, дневник Лоры, записи на аудиокассетах – все эти предметы служат ключами к разгадке тайн Твин Пикс. Они связывают героев между собой и раскрывают новые аспекты их жизни.

В сериале часто используются мотивы зеркал и отражений, которые символизируют двойственность природы человека. Персонажи сталкиваются с темными версиями самих себя, что подчеркивает тему борьбы добра и зла.

Одним из самых ярких примеров двойственности является появление двойников у героев. Например, Лора Палмер и Мэдди, её кузина, выглядят одинаково, но представляют разные стороны личности Лоры.

Сам город Твин Пикс – это место, где за спокойной и мирной фасадой скрываются темные тайны и пороки. Эта двойственность подчеркивает основную идею сериала о том, что зло может скрываться в самых неожиданных местах.

Бенджамин Хорн использует свою власть для манипуляции не только бизнесом, но и людьми вокруг него. Он не гнушается никакими методами, чтобы достичь своих целей, что делает его одним из самых опасных персонажей сериала.

Персонажи сериала часто оказываются под влиянием других людей или обстоятельств, которые контролируют их жизнь. Это приводит к драматическим последствиям, которые отражают тему власти и контроля.

В Твин Пикс многие персонажи чувствуют, что их жизнь управляется невидимыми силами, будь то мистические сущности или обстоятельства, которые они не могут контролировать. Эта идея подчеркивает тему предопределенности и неизбежности.

«Твин Пикс» – это сериал, который не просто рассказывает историю, а создает сложную, многослойную вселенную, где каждое событие, каждая связь между персонажами имеет значение. Переплетение их судеб, глубокие психологические конфликты и взаимодействие с мистическими силами создают атмосферу, которая продолжает захватывать зрителей. Этот сериал – напоминание о том, что за внешней поверхностью всегда скрывается что-то большее, и не все тайны должны быть раскрыты.

Третий сезон сериала значительно углубляет мистическую составляющую сериала. Здесь мы узнаем, что БОБ и его подельники – это порождения гораздо более серьезного монстра – ДЖАО-ДЕЙ (далее просто «Джуди», как ее и называют герои сериала). Вскользь она упоминается еще в режиссерской версии «Твин Пикс: Беги сквозь огонь»: там ее вычислил перед таинственным исчезновением агент Филипп Джеффрис (которого сыграл легендарный рокер Дэвид Боуи).

«Джуди» – линчевский аналог сатаны, только в его женской ипостаси. Это мать демонов (отсылка к каббалистической Лилит), которая смогла проникнуть из Черного Вигвама в наш мир после взрыва атомной бомбы в 1940-х годах. Видимо, сотворив это адское зло, человечество, по мысли Линча, открыло портал из мира тьмы в наш мир – портал для «Джуди».

«Джуди», подобно гигантской Унголианте, рождает демонов. Но если БОБ подселился к Лиланду, то сама она сумела вселиться в его жену – Сару Палмер (блистательная Грейс Забриски). Если в первых двух сезонах Сара кажется нам жертвой Лиланда, заливающей свою беду алкоголем, то в третьем раскрывается ее истинное лицо (точнее, его отсутствие) – в сцене в баре, где она за считанные секунды расправилась с несчастным приставалой. И если БОБ, как мы знаем, в итоге был побежден, то «Джуди» осталась на свободе и финал третьего сезона остается открытым.

Она же, уже в истинном облике, преследовала Купера во время его побега из Красного Вигвама, где он пробыл в заключении в течение 20 лет, и уничтожила парочку влюбленных, следивших за стеклянным кубом.

Это кстати весьма характерный эпизод. Судя по всему, «Джуди» притянула любовная игра молодых людей, энергия страсти, и она не устояла, забыв даже про главную цель своего появления здесь – погоне за Купером. Вампирская сущность злых духов здесь показана наиболее отчетливо: они пьянеют от запаха страсти, как хищники – от запаха крови.

«Твин Пикс» оказал колоссальное влияние на телевидение и поп-культуру, став культовым благодаря своему необычному сюжету, уникальной атмосфере и запоминающимся персонажам. За два сезона оригинального шоу, один полнометражный фильм и триумфальное возвращение (третий сезон) в 2017 году Линч породил целый феномен и волну подражаний. Одна из ключевых особенностей проекта – тайны, которые до сих пор будоражат умы фанатов.

Премьера «Твин Пикса» в США состоялась 8 апреля 1990 года. В России сериал впервые показали 4 ноября 1993 года. В мае 2017 года, спустя почти 25 лет, вышел третий сезон культового проекта.

В 1992 году вышел полнометражный фильм «Твин Пикс: Сквозь огонь», который стал приквелом шоу. Главная героиня – Лора Палмер. В киноленте раскрывается предыстория и подробности гибели девушки.

Культовую фразу «совы не то, чем кажутся», пожалуй, можно применить не только к птицам, но ко всем обитателям городка и даже к самому сериалу. Ведь почти каждый персонаж вел двойную жизнь, а шоу представляло собой уникальный сплав мистического триллера и мыльной оперы. И подобное двоемирие наблюдалось почти во всем: по задумке Твин Пикс находился на окраине штата Вашингтон, рядом с Канадой.

Дэвид Линч создал мир, где границы между обычной жизнью и пугающей неизвестностью исчезают, а реальность пересекается с вымыслом. В этом отражается философия и взгляд на жизнь самого режиссера, который и в простых вещах видел нечто зловещее и сверхъестественное. Таким образом, он как бы поставил под сомнение материальность нашего существования.

Важное место в киноязыке Дэвида Линча занимали сновидения. Будучи поклонником трансцендентальной медитации, режиссер наделял их особым значением. Именно поэтому герои получали важные подсказки в снах или видениях. Сакральны и бесконечные густые леса Твин Пикса – они выступали средоточием древней потусторонней силы, откуда исходило зло. Боб в этом смысле воплотил то самое абстрактное темное нечто, с которым людям приходится бороться. Он служил метафорой внутренних демонов, с которыми сталкивается каждый из нас. Находясь под влиянием Боба, Лора олицетворяла борьбу между светом и тьмой и стала символом потерянной невинности.

«Твин Пикс» в первую очередь исследует людей: наши скрытые страхи, природу добра и зла внутри нас. Сериал поднимает вопросы о судьбе и выборе, предлагая зрителю самому искать ответы.

Финал можно трактовать по-разному. Возможно, Купер действительно изменил прошлое, но создал параллельную реальность, где все сложилось не так, как он ожидал. Лора в этом мире забыта, но ее сущность не исчезла, и крик в конце разрушил иллюзию, словно намекая, что историю нельзя переписать. Другая версия предполагает, что за попытку вмешаться в хронологию герой попал в искусственно созданный мир, ловушку некой высшей силы. Некоторые считают, что концовка, как и весь третий сезон, – это сон Купера или его попытка осознать реальность в искаженном восприятии. Возможно, агент все еще пребывал в безвременье, в Черном или Белом вигваме.

Как бы то ни было, финал остается открытым. Дэвид Линч славился тем, что отказывался объяснять смысл своих картин. Режиссер намеренно сохранял интригу и простор для интерпретаций, призывая зрителей делать на основе увиденного собственные выводы.

Мы собрали самые интересные факты о «Твин Пиксе»:
• Изначально Дэвид Линч и Марк Фрост планировали назвать сериал «Северная Дакота», поскольку события должны были разворачиваться в этом штате. Однако позже они решили перенести действие на северо-запад США, в вымышленный город Твин Пикс.
• Композитор Анджело Бадаламенти сочинил знаменитую «Тему Лоры» всего за 20 минут, основываясь на устном описании образа девушки от Линча.
• Согласно одной из легенд, актер Фрэнк Сильва, сыгравший Боба, изначально работал декоратором на съемочной площадке. Режиссер заметил его и решил задействовать в роли злодея после случайного отражения Сильвы в зеркале во время съемок.
• Шоу приобрело огромную популярность в Японии. Звезды проекта, включая Кайла МакЛоклена и Медкен Эмик, снялись в японской рекламе консервированного кофе Georgia, где появился новый персонаж – японский агент Кен, расследующий новую загадку.
• При создании «Красной комнаты» и образа Даги Джонса Дэвид Линч вдохновлялся работами Рене Магритта. Картина художника-сюрреалиста «Вероломство образов» могла послужить прообразом знаменитой фразы «совы не то, чем кажутся».
• Когда-то Линч планировал снять фильм о Мэрилин Монро, и некоторые идеи из этого проекта перешли в «Твин Пикс». Лора Палмер, как и Монро, была всеобщей любимицей с тайными пороками и связями с влиятельными мужчинами.
• Стивен Спилберг, будучи поклонником сериала, хотел снять первую серию второго сезона. Однако Линч решил взять эту работу на себя.
• Кузина Лоры Палмер, Мэдди Фергюсон, не существовала в оригинальном сценарии. Персонаж был добавлен позже, и ее роль исполнила Шерил Ли, которая также сыграла Лору.

Феномен «Твин Пикса» можно описать миллионами разных способов – заходя через главную улицу, прокрадываясь дворами или даже обозревая его ландшафт с высоты птичьего полета. Большинство из этих маршрутов будут банальны, как и ключевая для любого важного (да и проходного) произведения мысль: у каждого свой «Твин Пикс».

Возможно, секрет обаяния сериала Дэвида Линча и Марка Фроста в соединившемся пучке мифологий (хотя «Охотники за привидениями» не рекомендовали «скрещивать лучи»). Мифология самого сериала, которая растет и множится за счет выхода новых серий, побочных книг и исследований, зрительских теорий, народного творчества и разного рода последователей. Мифология современного телевидения, которое на стыке тысячелетий нашло в себе новые силы дать пинка под зад кинематографу и отвоевать у него существенный кусок зрительского внимания и уважения. Наконец, мифология самого Дэвида Линча, чьи сновидческие кинематографические прогулки по американскому пригороду (и не только) соединились в «Твин Пиксе» с космогонической энергией телевидения 1990-х (и потом 2010-х), чтобы сотворить странный новый мир. Дикий, но симпатичный.

Уже 20 лет мы живем в эпоху «золотого века» телевидения; то ли вторую, то ли третью – тут хроникеры путаются. Первый Golden Age случился после войны: в 1950-е телевидение укрепило свои позиции, начав экспериментировать с более сложным и серьезным материалом. «Твин Пиксом» 1950-х была, пожалуй, «Сумеречная зона» Рода Серлинга – альманах мистических и научно-фантастических историй об экзистенциальных поисках человечества. Шоу повлияло на целый сонм режиссеров и авторов – от Фрэнсиса Форда Копполы до Ричарда Келли, – и его дважды возрождали или перезапускали в довольно символичные для индустрии моменты.

Первый раз – в середине 1980-х, период, который иногда классифицируют как второй «золотой век» телевидения. В него попадают и сериалы начала 1990-х вроде «Диких пальм» или сегодняшнего юбиляра. Третье возрождение предпринял в прошлом году Джордан Пил — режиссер «Прочь» и «Мы». Его уже можно отнести к так называемому пику ТВ, нынешнему периоду перепроизводства контента, которое стало следствием хорошей жизни благодаря третьему «золотому веку» – стартовавшему на подступах к нулевым благодаря «Сексу в большом городе» (1998–2004), «Клану Сопрано» (1999–2007), «Прослушке» (2002–2008) и другим уже классическим шоу.

Вся эта мифология важна при разговоре о «Твин Пиксе», так как он сам напрямую работает с телевизионной «сумеречной зоной», другим измерением, являясь одновременно мистической мыльной оперой, в которой персонажи смотрят «мыло» настоящее, а также репортажем из американского бессознательного. Вигвама, где хранится вытесненное об американской действительности: городские легенды о смерти Кеннеди (видео убийства впервые показали по телевизору в 1975 году), вынесенная за скобки телевизионных сюжетов сексуальная жизнь, насилие, криминал и наркотики, ужасы истории. Все это обретает фантасмагорическую форму в сериале, который будто бы скроен по законам бестолкового жанра, но соединяет на экране выхолощенную реальность американского ТВ со снами о реальности подлинной будто бы задремавшего зрителя.

Впоследствии все это прорвется на кабельное и стриминговые сервисы: жестокие убийства, мир криминала, запутанные семейные отношения и сложный быт коренных американцев. «Твин Пикс» знакомил зрителя с газетной повесткой, не прибегая к публицистическим языку и интонации. И этим, конечно, не исчерпывался. Но почву для современного раздолья тоже подготовил.

После окончания «Твин Пикса» в июне 1991-го его слава только укреплялась. Несмотря на то что Линч покинул шоу почти на весь второй сезон, сняв первые эпизоды и вернувшись лишь к финалу, а продюсеры вынудили шоураннеров назначить убийцу Лоры Палмер, чтобы зрители не ломали напрасно голову и не теряли интереса к сериалу. Через год режиссер снял фильм-приквел «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (или «Сквозь огонь»), на протяжении нескольких десятилетий «Твин Пикс» оказывался в числе лучших сериалов всех времен и, конечно, многократно цитировался (как всегда – в «Симпсонах», но не только), а также получил ораву идеологических последователей – от «Секретных материалов» (1993–2002) до «Остаться в живых» (2004–2010), от «Гравити Фолз» (2012–2016) до «Оставленных» (2014–2017), от «Фортитьюда» (2015) до «Сосен» (2015-2016).

История убийства молодой девушки Лоры Палмер (Шерил Ли), которое расследует сосредоточенный на себе, мистических вибрациях и горячем кофе агент ФБР Дейл Купер (Кайл Маклахлен), продолжала будоражить не только зрителей, но и массовую культуру. Визуальная вязь (чего только стоит узор ковра в вигваме), задорно-мистическая атмосфера, исключительно фактурные персонажи, завораживающая заглавная композиция Анджело Бадаламенти – все это стало поводом для народного творчества: от фанфиков и подражаний до нескончаемого количества артов и музыкальных произведений.

Например, культовая группа Xiu Xiu записала альбом Twin Peaks Ambien (2015), состоящий из звуков легендарного городка, а через год они выпустили пластинку с говорящим названием Plays the Music of Twin Peaks.

Сложно представить более могущественный культ, чем у «Твин Пикс», хотя некоторые из его «поклонников» даже не смотрели сериал, а заражались отголосками местной атмосферы и восторгами фандома. Потому продолжение шоу, вышедшее в 2017 году и значительно отличавшееся по манере от первых двух, не сыскало тех поразительных рейтингов, что «оригинал». Но это другая история.

До «Твин Пикса» Дэвид Линч снял четыре полнометражные картины, в том числе завороживший Стэнли Кубрика дебют «Голова-ластик» (1977) и могучую вуайеристскую сказку «Синий бархат» (1986). Тем не менее две картины, претендующие на статус его opus magnum, вышли позже – и явно не без влияния телевизионного опыта. «Малхолланд драйв» (2001) и «Внутренняя империя» (2006) демонстрировали сложно устроенный мир Линча радикальнее, чем прошлые проекты. И пиком этой радикальности можно считать третий сезон «Твин Пикса», вышедший в 2017-м.

Возрождение сериала позволило режиссеру не треножить фантазию хронометражем в два-три часа, а создать полноценную вселенную, где космический потенциал сюжетов-снов выплескивается через край. Если «Твин Пикс» 1990-х стал вместилищем идей и придумок Линча того периода, где чувствуются отголоски всех его предыдущих работ, то третий сезон вместил в себя всего Линча, став «Внутренней империей» без границ: начиная от буквальных цитат и заканчивая обилием камео – любимых музыкантов и даже покойных артистов, которые «снялись» в сериале при помощи компьютерной графики или кадров из предыдущих сезонов. Почти каждый эпизод серии сопровождался посвящением кому-то из покойных друзей режиссера – например, Дэвиду Боуи. Так «Твин Пикс» стал не только мозаикой из прошлых фильмов Линча и кладезем его видений и ощущений от современности, но и путешествием в смерть – туда, куда раньше сериал предлагал только заглянуть через темные глаза Боба или загадочные зеркала.

В финале «Твин Пикса» Лора Палмер прошептала на ухо агенту Куперу, что им суждена встреча через 25 лет. На протяжении этого времени фанаты ждали продолжения, полагая, что в детище Линча и Фроста не может быть случайных фраз – и эта обещает новый визит в Твин Пикс. Большая надежда то затухала, то вспыхивала вновь, слухи о возрождении шоу циркулировали часто и уже превратились в легкий способ взбудоражить общественность, но в 2013-м действительно начались переговоры между Линчем и кабельным каналом Showtime, который оказался готов осыпать режиссера золотом, чтобы продолжить хит ABC. Процесс пошел в 2014-м – и земля замерла в ожидании. По слухам – процесс тормозился из-за бюджета, который запросил Дэвид Линч (второй причиной может быть тотальная авторская свобода, которую режиссер ожидаемо требовал после ситуации со вторым сезоном шоу).

Третий сезон опоздал к 25-летию и вышел в 2017-м. Вместо заявленных девяти серий получилось 18 – и многие поклонники продолжения (а хватает и тех, кто недоволен новой авторской интонацией) называют третий сезон исключительно 18-часовым фильмом, пытаясь отмежевать его от сериального медиума. Внешне это действительно больше не пародия на мыльную оперу в декорациях сельского ночного кошмара, а затянувшийся трип по Америке с ее тайнами, мрачным прошлым и безумным настоящим, которое пытается найти вход в другие измерения.

На абсурдной посюсторонней реальности, для которой старый «Твин Пикс» – что-то вроде альтернативной истории, воспоминания о былом, Линч и заостряет внимание, выпуская агента Купера из Черного вигвама в образе балды Дагги. Сюжет развивается прихотливо, без игры по каким-либо правилам, каждый эпизод заканчивается концертом в баре, а восьмой эпизод – авангардистская серия о зарождении американского зла под «Плач по жертвам Хиросимы» покойного Кшиштофа Пендерецкого, питающаяся энергией зари кинематографа, – стал одним из главных кинематографических откровений 2017-го.

Если любителей лампового «Твин Пикса» с ламами и вишневым пирогом этот сезон и разочаровал, то подлинных ценителей поэтики Линча – ровно наоборот. «Твин Пикс» вновь стал сериальным событием, закрепив за многосерийными произведениями право не существовать в привычном телевизионном тайминге. Этот жест, не смазанный игрой в поддавки, правда, не оценили – и рейтинги сериала оказались, мягко сказать, не выдающимися. Зато мир «Твин Пикса» вновь (и уж точно навсегда) оказался вписан в историю кино и телевидения.

Обаяние первых сезонов «Твин Пикса» и Дейла Купера в частности включало в себя умение наслаждаться жизнью. Уже заставка сериала показывала неспешное течение провинциального бытия, а пристрастие агента ФБР к кофе и сладкому (а полицейских – к пончикам) правильно расставляло приоритеты: борьбе со злом – свое время, а маленькие радости – по расписанию.

В западных фильмах и сериалах повседневная необязательная еда вообще редко допускается в кадр: ритуальные семейные посиделки за ужином, спешный завтрак, важные встречи в ресторане – все это нагружено символическим ворохом, который заставляет людей питаться в кадре. Съемки таких эпизодов стараются минимизировать по техническим причинам (звякающая посуда способна запороть записанный с площадки звук), но есть, быть может, и метафизическая.

Еда в кадре напоминает о течении времени, о будничных сиюминутных потребностях, которые свидетельствуют о неизбежном износе человеческого организма. Линч никогда не опасался этой стороны реальности, подмигиваниями и хохмами призывая оттягиваться по полной. После финала (теперь уж окончательного?) «Твин Пикса» становится понятно почему. Дайте вишневый пирог и чертовски горячий кофе. Смерть, иди за мной.

В наши дни сериалы стали не просто развлекательным хобби. Это скорее искусство, своего рода продолжительное кино, которое рассказывает длинную историю и подробнее раскрывает личности персонажей. Одним из самых оригинальных и ярких примеров является сериал «Твин Пикс».

Сюжет постоянно толкает зрителя придумывать новые и новые теории, по-разному трактуя события. По словам сценариста Марка Фроста, их целью было создать загадку. И чтобы зрителю пришлось снимать слой за слоем, добираясь до разгадки.

«Твин Пикс» – очень необычный и самобытный проект, успех которого еще не удалось повторить никому. У него нет адаптации или ремейков, поскольку эту затею не просто воплотить по-новому в жизнь.

Создатели сериала – это гениальные Марк Фрост и Дэвид Линч. Кажется, им суждено было встретиться для того, чтобы создать культовый сериал, который смог произвести впечатление буквально на весь мир.

Линч и Фрост познакомились примерно за 5 лет до создания и реализации своего проекта. До «Твин Пикса» Марк и Дэвид планировали другие общие проекты, но из этого ничего толкового не выходило. Наконец они написали сценарий пилотной серии и связались с телеканалом ABC. Начало было положено.

К сожалению, взгляды создателей и телеканала часто расходились. Авторам часто приходилось переступать через свои принципы и отходить от первоначальных идей в угоду коммерческих целей. Так, например, появились многочисленные любовные линии. Но и это Линч с Фростом умудрились изобразить как своеобразный сарказм над мелодрамами.

Мистическая атмосфера, таинственность и завуалированные подсказки держат зрителя в напряжении до последнего эпизода. Получив бешеную популярность, сериал получил продолжение в виде второго сезона. Он вышел длиннее, загадочнее и необычнее, чем первый. И этим пленил еще больше фанатов. Неудивительно, что создатели фильма в итоге сняли третий сезон даже спустя 25 лет.

«Твин Пикс» заложил основу для многих других фильмов и сериалов, в которых самые жестокие преступления и загадочные происшествия происходят именно в отдаленных населенных пунктах. Тонкие переплетения криминала, мелодрамы и мистики – это те ноты, которые стали модным трендом. Его до сих пор используют многие именитые сериалы.

Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление сериала. Кто-то может не вспомнить актеров и какую-то из сюжетных линий «Твин Пикса». Но саундтрек сериала узнается всегда и всеми с первых нот. Необычные мотивы, созданные композитором Анджело Бадаламенти, в сочетании с загадочной атмосферой сериала создают неповторимый коктейль.

Остается добавить нестандартность во всем. Харизматичные и яркие персонажи сильно выделяются на фоне аналогов из других сериалов. Порой непонятно, зачем они делают то, что делают. Постоянно появляются и исчезают самые разные герои. При этом сериал может удивлять даже тогда, когда кажется, что ничто уже не способно поразить. Хотя бы появление Дэвида Духовны в роли сотрудницы отдела по борьбе с наркотиками чего стоит.

По мнению зрителей и критиков в сериале снялись одни из самых красивых и талантливых актеров своего времени. Тем печальнее, что многие из них стали заложниками своих ролей, оставшись невостребованными в актерской профессии.

То, что "Твин Пикс" было суждено произвести подлинную революцию в индустрии, многим стало понятно даже до премьеры – в 1989-м в профильной прессе стали появляться статьи с заголовками вроде "Сериал, который навсегда изменит телевидение".

Телешоу, начинавшееся как типичный многосерийный детектив, вскоре обернулось чем-то совершенно небывалым, отправив криминальную историю – строго по замыслу авторов – на второй план, а штампы телевизионного "мыла" используя в уморительно издевательском ключе. И затянуло в свою мистическую орбиту миллионы зрителей.

Насыщенный всевозможными символами, загадками и тысячами мелких деталей и отличающийся нестандартной "линчевской" манерой повествования сериал заставил быстро разросшуюся фанатскую базу проводить часы в дискуссиях и строить массу теорий, ни одна из которых всё равно не могла стать экстравагантнее, чем сам сюжет и его повороты. И в этом с "Твин Пикс" не мог – и по сей день не может – конкурировать никакой другой телепродукт, хотя армиями преданных поклонников прежде обзаводились и другие телепроекты (взять хотя бы "Стартрек").

А началось всё со знакомства Линча с писателем и сценаристом Марком Фростом, чей вклад в "Твин Пикс" ничуть не менее значителен. После обсуждения нескольких различных задумок – так, увы, и не реализованных - Дэвид и Марк, получившие довольно неожиданное и отнюдь не сразу принятое предложение соорудить что-нибудь вместе для телевидения, начали создавать Твин Пикс – обманчиво тихий городок на самом северо-западе США.

Они нарисовали карту вымышленного населённого пункта в штате Вашингтон и определили его основные объекты, включая загадочные места, связанные с потусторонними силами. В поисках подходящей локации демиурги обнаружили лесопилку, и Линч попросил оператора её поснимать. Через пару месяцев лесопилку снесли, но она стала одним из узнаваемых символов "Твин Пикс", красуясь в открывающих титрах. Без неё сериал невозможно представить так же, как без завораживающей музыки любимого композитора Линча ("Он мне как брат", – пишет режиссёр в своей книге "Поймать большую рыбу") Анджело Бадаламенти.

По свидетельству автора книги "Дэвид Линч. Человек не отсюда" Дэнниса Лима, только пилотный эпизод снимали в похожих на Твин Пикс маленьких городах в Вашингтоне, всё остальное – в павильонах Лос-Анджелеса и на калифорнийской природе. Но накопленного вначале материала оказалось достаточно, чтобы создать ту неповторимую атмосферу уютной американской глубинки, за которую многие и влюбились в сериал.

Смелые эксперименты Линча и Фроста, которые к тому же в ходе второго сезона лишь частично ими контролировались, так как авторы были отвлечены другими проектами (Линч занялся своими великолепными "Дикими сердцем", Фрост готовился дебютировать как режиссёр со "Сторивиллом"), раскрытие главной (изначально) интриги, оттолкнули от сериала значительную часть аудитории, и вскоре руководство канала попросило дуэт "шоураннеров" (такого понятия ещё, правда, не существовало – это ещё раз к вопросу о новаторстве "Твин Пикс") сворачиваться.

Что они и сделали, снова наплевав на все законы формата и оставив, по своему обыкновению, массу вопросов без ответов. Самые наивные рассчитывали получить ответы в фильме 1992 года "Твин Пикс: Сквозь огонь", но, разумеется, остались с носом. С большим длинным носом и авоськой новых вопросов. Неудивительно, что эта несколько сумбурная картина, показанная на Каннском фестивале, вызвала всеобщую ярость (не лезущий за словом в карман Квентин Тарантино тогда заявил, что Линч "застрял у себя в заднице"). Однако для понимания некоторых событий самодостаточного и запутанного мира "Твин Пикс" "Огонь" даёт массу бесценной информации. И дальнейшее его, мира, развитие многое объяснило – много лет спустя.

А развитие он, конечно, получил – усилиями брата Марка Фроста Скотта, написавшего "Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера", и дочери Дэвида Линча Дженнифер, в перерыве между двумя сезонами выпустившей "Тайный дневник Лоры Палмер". Книги полны любопытных мелочей, некоторые из которых не всегда согласовываются с тем, что мы узнаём из сериала (Дженнифер как-то призналась: она подозревает, что отец её книгу вообще не читал). Впрочем, это для "Твин Пикс" нисколько не критично.

А перед выходом так называемого "третьего сезона" сериала в 2017-м Марк Фрост издал изумительную "Тайную историю Твин Пикс", вывалив на не ожидавших такой радости фанатов гору захватывающих подробностей. А затем добавил к этому небольшое "Последнее досье", перекинув своего рода вспомогательный смысловой мост к "перезагрузке" шоу, разительно отличавшемуся от "оригинала", но сохранившему самое главное – узнаваемый почерк безумного маэстро. И вновь перевернувшему телевидение с ног на голову – пусть это на сей раз заметили не все.

Гениальная задумка Дэвида Линча, необыкновенная музыка Анджело Бадаламенти, блистательное исполнение роли Купера – Кайлом Маклахленом, необычные персонажи, и конечно недосказанность и таинственность – все это сделало «Твин Пикс» одним из лучших многосерийных фильмов в истории кинематографа.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (24.04.2025)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [325]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz