С самых первых дней жизни ребёнок учится постигать этот мир, его устройство, пробует окружающую действительность на вкус, запах, цвет, слух. Очень важным подспорьем в познании являются детские сказки. Спору нет, сказка, с любовью рассказанная мамой, сама по себе является источником познаний. Но не все знают, что многие старые сказки, которые, казалось бы на первый взгляд, беЗхитростны и незатейливы, на самом деле содержат в себе глубочайший смысл. Задавались ли вы когда нибудь вопросом, каков смысл сказки «Колобок»?
Сказка да и сказка. Для маленьких. Все мы с пелёнок знаем о похождении хлебо-булочного изделия, который трогательно распевал песни и печально закончил своё существование в утробе лисицы. Однако кто бы мог подумать, что в эту сказку вложен глубочайший смысл, гораздо более обширный, чем можно предположить. Сказка не зря называется народной, она насчитывает много веков и передаётся из поколение в поколение. Почему именно эта? Да потому, что наши гениальные предки изначально вложили в неё буквально тайну мироздания – ни больше, ни меньше. Разберём по порядку ничего не упуская.
Слово «колобок» не имеет общепринятой этимологии. В Толковом словаре Даля упоминается старинное слово «коло», что означало «круг, окружность, обод, обруч, колесо». Также существовало слово «колоб», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец, небольшой круглый хлебец, конурка, толстая лепешка... круглый пирог с толокном». Соответственно, «колобок» – это уменьшительное от «колоб».
Еще одну гипотезу выдвигает языковед Юрий Откупщиков. Он считает, что в русском языке много диалектных слов, по структуре похожих на слово «колоб» и при этом образованных от глаголов. Например, вороб («приспособление для размотки пряжи», от «вертеть»), долобок («тропинка», этимологически родственно глаголу «долбить») и т. д. По мнению филолога, «колоб» образовано от глагола колоть в значении «резать» и означает «отрезанный кусок (хлеба)». Со временем, считает Откупщиков, значение слова менялось в направлении от части предмета к целому, и «кусок хлеба» превратился в «хлеб».
Как пишет ученый в своей книге «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии», «отрезанный кусок» оказывается этимологически более древним, сохранившимся у близкого «родича» нашего колобка: диалектного латышского слова kalbaks [кáлбакс], которое фонетически полностью совпадает с русским словом.
Колобок раньше пекли в начале лета, когда прошлогодняя мука уже была на исходе, а зерно нового урожая еще не созрело. Крестьянам невольно приходилось «скрести по сусекам», чтобы набрать муки. При выпечке использовали разную муку, даже поскребки квашни, которые обычно оставлялись на закваску. В итоге получался долго не черствеющий хлеб.
Колобком называют пробную выпечку в виде небольшого шара для определения хлебопекарных качеств муки. Также Колобок – это персонаж одноименной русской народной сказки. Первое письменное упоминание о сказочном герое появилось у Александра Афанасьева в 1873 году. Сказка под номером 36 была опубликована в первом томе «Народных русских сказок» этого автора. В своих примечаниях к сказке Афанасьев описывает колобок как плоскую «сдобную, пресную лепешку».
У сказочного героя есть американский аналог – «Пряничный человечек» (англ. The Gingerbread Man) – и английский – «Джонни-пончик» (англ. Johnny-Cake). Обе сказки имеют схожий сюжет: все ожившие мучные изделия не могут убежать только от лисы. Вариации сказки есть и у других народов. Так, у немцев сказка носит название «Сбежавший пирог», у украинцев – «Коржик», у шотландцев – «Овсяная лепешечка», у узбеков – «Лиса и волк».
По своей структуре сказка относится к кумулятивным или цепным, т.е. в ней многократно повторяются одни и те же действия, пока их цепь не прерывается каким-нибудь событием.
В древние времена люди ещё не пришли к пониманию причинно-следственных связей. Поэтому и стали появляться сказки, описывающие последовательность событий и порядок функционирования мира.
Несмотря на широкую известность, «Колобок» изучен плохо, поэтому на просторах интернета всё чаще появляются толкования «любителей», которые не имеют научной базы. Реалии, лежащие в основе сказки, забыты и восстановить их сложно. Но есть несколько научных работ, которые смогли показать суть сказки: Н.И. Толстого (внук Льва Толстого), Т.В. Цивьян, Г.И. Кабаковой.
Итак, Колобок не простой кусок теста, у него есть магическая сущность. Фольклористы называют его поскрёбышем. Это слово имеет два значения: 1. изделие из теста, приготовленное из остатков; 2. последний ребёнок в семье. В народном представлении именно такой ребëнок был наделён особыми силами: мог быть знахарем, противостоять нечистой силе, вызывать дождь и т.д.
Почему Колобку удавалось спастись от зверей? Текст песенки имеет магическую оборонительную силу. В славянском фольклоре существуют тексты, описывающие процесс превращения растений (пшеница или лён) в хлеб или полотно. Производственный процесс представляли как цепочку «мучений» (пшеницу срезали, вязали в снопы, зерно сбивали, измельчали в муку и т.д.).
Тоже мы видим и в сказке:
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон…
Н.И. Толстой подметил: «Эти муки, делают хлеб столь магически могучим, что он может одолеть и чёрта». Поэтому Колобок и был неуязвим. Он заговаривал зверей и сбегал. Раньше верили, что тексты такого рода могут защитить дом от беды, нечисти, молнии и других напастей.
Мог ли быть у сказки счастливый конец? Профессор-лингвист Т. Цивьян в работе «Роковой путь Колобка» делает акцент на глаголе «катиться» и доказывает, что Колобок был обречен. Объясняет это так: катиться – это двигаться по направлению вниз. А внизу, в соответствии с мировоззрением славян, находится подземный мир, что есть смерть.
Важно, понять, что сказочный Колобок представляет собой скоромную пищу («...на сметане мешён да в масле пряжён»), которая являлась ритуальной. Она подлежала обязательному ритуальному уничтожению или съедению. Колобок, таким образом, был обречëн на обязательное съедение ещё до своего приготовления (рождения), потому что изначально был задуман стариками как ритуальное кулинарное изделие с особым статусом и предназначенное для съедения с магической целью.
Вы не задумывались, почему одна из самых первых сказок, которую читают детям – это «Колобок»? Сюжет сказки известен всем:
Жили старик со старухой. Старик захотел колобка, старуха поскребла сусеки, помела короб, собрала муку. Из муки она испекла колобка. Поставила его на окно, а тот сбежал куда-подальше. По пути колобок встречал разных зверей: заяц, волк, медведь. От каждого колобок сумел уйти, и вот ему попадается лиса, которая съедает колобка при помощи хитрости.
Мораль сказки очевидна: дети должны слушаться родителей и им нельзя убегать от них далеко, иначе пропадут и погибнут. Ребенку вкладывается предельно простой образ: если ты уйдешь от нас далеко, то назад уже не вернешься. Однако структура сказки сама по себе имеет много символических моментов.
Вообще, что такое сказка? Сказка – это миф, который рассказывают детям в поучительных целях. Раньше, в древние времена, люди не могли обойтись без мифов. У каждого мифа есть своя структура. Эти структуры можно найти в похожих сказках других народов.
Например, у англичан есть своя сказка о «Колобке», называется «Джонни-пирожок», или «Джон из теста». У американцев Джон из теста эволюционировал в Пряничного человечка. Сюжет этих сказок почти идентичен сказке о колобке.
В чем скрытый смысл колобка, который будет интересен взрослым людям? В самом начале сказки уже говориться, что у деда с бабой муки не осталось. И это типичный случай, потому что на Руси колобки (по-другому: колоба, или колобаны) пекли ранней весной, когда праздновали Жаворонки, или по-другому Сороки (праздник, отмечаемый 22 марта, который был связан с весенним равноденствием).
Кто такой колобок? Колобок – это символ маленького человека, ребенка, который хочет стать независимым. Он хочет уйти от своего создателя, как в мифе про Адама и Еву, которые хотели стать как боги, дабы быть независимыми. Почему можно говорить о связи между колобком и человеком?
Во-первых, нам об этом намекают в самом начале сказки. Колобки пекли ранней весной. Это как раз то время, когда снег начинает таять, на улице становится тепло, и детишки в скором времени смогут сильнее отдаляться от дома. Поэтому для детей нужен близкий и понятный образ: «колобок».
Важным становится сам процесс создания колобка. Старуха создает колобка из муки. Мука – это измельченные семена пшеницы. Символ семени. Старуха начинает создавать колобка. Для его создания необходима печка. Печь – это символ женской утробы.
Таким образом, создание колобка – это соединение мужского семени под видом муки и женской утробы под видом печки, что отсылает к процессу создания человеческого детеныша.
Идем дальше. Колобка ставят на окно, и он сбегает. С крыльца за двор, со двора за ворота и дальше. Здесь нужно отметить вот что: колобок – это творение культурное, пространство двора, дома, там где пребывают старуха и старик – это пространство культуры, которое человек контролирует. Всё, что вне этого пространства – это природное, естественное, неподконтрольное, человек не имеет над этим власти. И колобок переходит из пространства культурного в пространство природное, будучи творением культурной среды. То есть он попадает в неестественную для себя среду. Тоже самое происходит с ребенком, который уходит в лес один.
Добровольный уход колобка от своих родителей называется преждевременным обрядом инициации. Инициация – это обряд, который знаменует переход человека из низкого социального статуса в более высокий статус. Обряд инициации происходил только в том случае, когда мальчик достигал определенной зрелости, когда он становился подростком. В таком случае его отделяли от привычного образа жизни, от матери, мальчика выдергивали из детского состояния, чтобы перенести в состояние взрослого человека, который уже должен уметь нести ответственность.
Почему идея инициации важна в сказке Колобок? Потому что именно из-за того, что колобок ушел слишком рано, он не созрел, не был готов к инициации, именно поэтому он погиб. В других русских сказках, например про Ивана Дурака, обряд инициации проходит успешно. Иван Дурак проходит инициацию уже созревшим, он попадает в сказочный лес, где его встречают разные существа, в конце концов он побеждает, и женится на прекрасной девушке. Его инициация проходит успешно. Но эти сказки для более взрослых детей. В случае с колобком всё иначе.
Колобок тоже попадает в сказочный мир. Первой точкой его пути становится встреча с зайцем. Колобок как мантру зачитывал ему свою биографию: «Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон, Да в масле пряжон (то есть обжарен), На окошке стужон; Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел». Колобок буквально хвастается всем, какой он крутой и независимый. Создается ощущение, что он специально напоролся на зайца, чтобы рассказать ему историю о себе. Типичный самовлюбленный маленький мальчик, который успешно провернул свою шалость, убежав от родителей.
Затем колобку встретился волк, а после медведь. Сила встречающихся колобку персонажей всегда возрастает. Сначала мелкий заяц, потом более крупный волк, и после здоровенный медведь. Но колобок у нас проворный, как все маленькие дети. Поэтому он убегает от них без всяких проблем.
Но в конце колобок встречает ключевого персонажа – лису. Лиса – это символ хитрости. Она определяет мораль сказки, не понятно, врет она колобку или нет. Потому что с одной стороны лиса говорит, чтобы колобок сначала сел ей на нос, ибо она глуха и не слышит песенки колобка, с другой стороны, лиса говорит прямо колобку, чтобы он в последний раз сел ей на язычок. То есть она прямо говорит, что сожрет его.
Поэтому, сначала создается представление, будто лиса обманывает колобка, когда говорит, что он хорошенький, и чтобы сел ей на язычок. Но если вдуматься в текст сказки, то выходит, что колобок сам выкопал себе могилу из-за своей самовлюбленности, потому что лиса прямым текстом ему говорит, что в последний раз песенку свою поешь.
Таким образом, можно сделать два вывода. Во-первых, лиса воспользовалась необученностью, недостаточностью опыта колобка. Колобок не был готов к инициации, что привело к его гибели. Свобода ребенка всегда должна быть в тесной корреляции с его пониманием ответственности. У колобка не было понимания ответственности.
Во-вторых, чем дальше человек уходит из области культурного, тем выше опасность для его жизни. Колобок слишком далеко зашел и был съеден. Об этом нам хочет сказать сказка о колобке. Нужно держаться своих.
Сказка о колобке вдалбливает образ поведения в подсознание ребенка, чтобы уберечь его от неприятностей. Она говорит нам о неудачном варианте жизненного пути человека, чья безграничная свобода привела к фатальному итогу.
5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»
Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд.
Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано? Оказывается, эта сказка – одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.
Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).
«Колобок» – это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла мы выбрали пять наиболее достоверных, на наш взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.
1. Астрономическая
При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним. Старик со старухой – это боги-прародители – Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог – бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца – день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет – это четыре важных временных точки на пути солнца:
Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем – это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
«Пришёл волк – весь народ умолк» – так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый – символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.
Встреча с медведем – это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права – дни становились длиннее ночей.
Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его – в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.
Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.
2. Юнгианская интерпретация
Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой – избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, – это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции». Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)». Старик со старухой символизируют родительские комплексы – негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает. Заяц – это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность. Волк – символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни. Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся. Лиса – «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида. Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.
3. Мистическая
Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха – его родители, а сам Колобок – поскрёбыш – последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой». Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше». Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.
4. Архетипная
Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский). По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей. Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений. Заяц – символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии. Волк – символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами. Медведь – символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем». Лиса – это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер. Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.
5. Личностного роста
Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…» «В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“» В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка – смелости, у медведя – силе, а у лисы – хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.
Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.
Народные сказки существуют вне времени и традиций, они несут в себе не только опыт, накопленный многими поколениями наших предков, но систему ценностей нашего народа, которую нам так важно передать по наследству нашим детям. Сказки – это волшебная нить, связывающая людей разных поколений, и очень важно не дать этой связи оборваться.
Моральная составляющая народной сказки исподволь формирует у ребенка здоровое и нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям и установкам, принятым в данной стране. Читая и перечитывая малышу какого-нибудь "Колобка" или "Лисичку со скалочкой", мы ненавязчиво предлагаем ему готовый опыт и мудрость нашего народа.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многим из них уже больше тысячи лет и в их сюжете переплелись традиции древней Руси, язычества и раннего христианства. Несколько проще разгадать первоначальный смысл сказочных образов при работе с древними, необработанными вариантами сказок.
Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному.
А сказка "Колобок"? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и… Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки "Колобок" – осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" – и она исчезла…»
«Колобок» – это настоящая русская народная сказка. Конечно, сюжет, рассказывающий про разных существ, изготовленных из теста, используется в сказках многих народов: английский Джонни-пончик, американский пряничный человечек, похожие сюжеты в скандинавских, немецких, восточных сказках. Но вот сказки, в которой главный герой – колобок, да еще с такими же зверями – нет нигде.
Русский вариант сказки был впервые напечатан в 1864 году (под редакцией Афанасьева) и с тех пор остается одной из самых любимых сказок, которые рассказывают малышам с детства. А сам Колобок – одним из любимых персонажей. К примеру, в городе Донецке Колобку даже поставили памятник. И, конечно, все детишки жалеют глупого и бесшабашного Колобка. Про Колобка написано много детских книжек, которые, к примеру, можно читать перед сном, и снято много замечательных мультфильмов.
Множество старых русских народных сказок начинается со слов «жили были-старик со старухой». К этим словам все давно привыкли и не считают их необычными, однако отстранившись от привычного можно было бы и удивиться – зачем сочинять сказки непременно про лиц преклонного возраста? Можно ведь, к примеру, для разнообразия начать и с «жили-были брат и сестра», или «жили-были муж с женой и детьми», или «жили-были тётя и дядя». Последняя несомненно заинтересовала бы и более старшую аудиторию.
Но всё же «жили-были старик со старухой». Всё дело в том, что в стародавнем понимании славян сотворение мира произошло от двух древнейших энергий – мужской и женской. И всё в мире – от них, от их начала. То есть старик и старуха – не буквально пожилые люди, это образы, как и всё в этой сказке.
Далее рассмотрим просьбу старика к старухе в поисках муки «по сусекам поскрести, по амбарам помести» и старухино воплощение этого. Тут речь идёт ни о чём ином, как о создании человека. По древним преданиям тело создаётся из праха земного, в прах и уходит. Мука и «помести-поскрести» – это как раз символизированные прах и энергии созидающие. А душа – вечна. Вот потому-то и Колобок. Ведь «коло» в старославянском понимании имеет значение – «круг». А «круг», в свою очередь, считался символом бесконечности, вечности. Вот и получается, что перед нами вовсе не незатейливая выпечка, а сакральное олицетворение духа и тела.
Далее Колобок начал свой путь, покатившись, как водится, с окна на лавку, с лавки на пол, по полу в сени, с сеней на крыльцо, с крыльца на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, обозначив, тем самым свободу выбора, свободу воли души человеческой. Но сказки это не просто болтовня для развлечения, они несут в себе непременно смысл, завет предков, если хотите. Есть он и здесь, да какой… Не будем забывать, что сказка – древнеславянская, а значит повествование в ней о загадочной славянской душе. И повествование это ни что иное, как предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить.
Есть у славян одна черта, по-видимому заложенная в нас испокон веку, которая является равно как нашей добродетелью, так и нашим слабым местом. Весь путь Колобка в лесу и все зверушки им встреченные, это опять же совсем не просто так. Заяц – первый, кого повстречал Колобок и первый, кто пообещал его съесть, то есть стать для него погибелью. Заяц – символ трусости, слабости. Но не так скроена русская душа. Ни трусость, ни слабость никогда не были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда славились русичи. Посему Зайчику колобок был конечно же не по зубам. И покатился Колобок дальше, на встречу с Волком. Волк – образ алчности, жестокости. И это тоже не про нас. Не присущи такие качества русскому человеку, а значит и погубить его они не могут, ибо щедрость и добросердечие всегда были в чести. Волк так же остался не солоно хлебавши, а Колобку предстояла встреча с Медведем. Медведь – тотем власти, могущества. Но испытание властью так же не представляет опасности, ведь во все времена для русских были ценны простота и свобода. И катится Колобок к завершению своего пути, а именно ко встрече с Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо слышит… Кто как не Лиса может олицетворять собой хитрость? А здесь и кроется ответ на вопрос, какая черта является для нас как добродетелью, так и уязвимым местом одновременно. До-вер-чи-вость. Это то, что делает нас похожими на детей – ясных, светлых, кристально чистых. Но вместе с тем именно доверчивость против вражеской хитрости – вот что способно погубить русского человека, и именно от этого предостерегали нас мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось бы, незатейливую сказку.
И последнее. Почему именно в детскую сказку для самых маленьких заключён такой громадный смысл? Неужели дети в таком возрасте могут всё это понять и осознать? Дело в том, что детское сознание ещё не критично, оно пока ещё не делит ничего на правильно-не правильно, может быть – не может быть. Оно принимает всё как есть без купюр. И записывает информацию прямиком как оно есть, без искажений. А потом человек, уже будучи взрослым, рассказывает старую сказку, которую рассказывали ему, уже своим детям. А те – своим. И важнейшие сакральные знания в первозданном виде передаются из поколения в поколение минуя времена смуты, неверия, кривды. Пока не наступит назначенное время и знания эти станут востребованы. Время света и воскрешения, время возвращения к истокам и пробуждения от сна и ложных наваждений.
|