Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Величайший дар природы

Талант – природная способность к развитию определенной способности. Талант к музыке – природная способность к развитию музыкальных способностей. Талант в спорте – природная способность развивать себя в определенном виде спорта. В различных областях, талант человека, может проявляться в разном возрасте. Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем возрасте.

Талант – это фора, выданная при рождении. Но если свой талант не развивать ежедневными тренировками, он так и останется на уровне «выдающихся способностей», но не более. Талант без трудолюбия – только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом. Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов – крепкая попа. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом. Майк Тайсон был чемпионом мира не просто потому, что был потрясающе талантлив. Десять раундов спарринга 6 дней в неделю! Силовые тренировки с утра и до позднего вечера. Его тренер, Кевин Руки, держал его в железных руках. А когда Майк ушел от тренера и начал куролесить, свой талант он быстро растерял.

Талантливый человек – талантлив во всем? И так, и не так. Талантливый музыкант вовсе не очевидно талантливый спортсмен, и наоборот. С другой стороны, талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею – тому быстро учусь. Для талантливый людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум – структура обучения. Я умею учиться, я в этом талантливый – значит мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым – учитесь учиться.

Талант – это свобода тела и разума на фоне открытости ко всему новому. По мнению ряда прогрессивных психологов, таланты – это не только творческие дарования и способности. В совокупности это – нeизменные и устойчивыe модeли поведения и мышлeния, приобретенные человеком в раннем детстве. Каждый человек рождается с уникальными генетическими предпосылками для развития той или иной группы талантов. В головном мозгу ребенка есть особые области, получившие название синоптических связей. Если объяснять их значение приближенно – они подобны семенам травы, небрежно посаженным в почву. В каких-то участках их больше, в каких-то – меньше. В процессе взаимодействия малыша с окружающей средой, более «густозасаженные» участки начинают разрастаться еще интенсивнее, доставляя своему маленькому хозяину ни с чем не сравнимое удовольствие при выполнении тех или иных действий.

Эту теорию легко подтвердить, наблюдая за малышами-трехлетками. Кто-то из них тих и задумчив, кто-то воинственен и напорист, кто-то постоянно что-то строит, кто-то рисует, кто-то поет, кто-то размышляет… Редко используемые малышами нервные связи, через некоторое время как бы «перекрываются» своими более активно стимулируемыми сородичами. Именно поэтому талантливые психологи рекомендуют пациентам не пытаться усовершенствовать свои «недостатки», а скорее «вычислить» и заняться развитием «достоинств».

Как определить свои сильные стороны? Ключевыми признаками таланта в какой-либо области можно назвать:
• Сильное жeлание заниматься тем или иным видом дeятельности.
• Способность быстро обучиться этому виду деятельности.
• Критерием «своего» дела служит чувство удовлетворения, которое испытывает человек.

Важность в развитии и укреплении собственных талантов невозможно переоценить. Человек, занимающийся любимым делом, как бы источает внутренний свет, мотивирующий и согревающий окружающих. Нет «плохих» или «хороших» талантов, есть только реализованные или нереализованные Личности. Свои таланты нужно понимать и ценить, не бояться брать на себя личную ответственность за их применение, принять собственные побуждения и выставить актуальные только для себя самого цели. Врожденные таланты – подобны скрытым золотоносным жилам. К сожалению. Огромное количество ненужной информации, «добавляемой» ребенку в голову в процессе взросления, замутняет его восприятие собственных увлечений. Мучительные поиски собственного предназначения у взрослых людей последствия данного процесса. Но «докопаться» до собственных талантов может и должен каждый!

В первую очередь, необходимо узнать свои таланты – сильные стороны. Их необходимо постоянно совершенствовать и развивать, вооружившись знаниями и навыками, при этом искусственно занизив важность недостатков, дабы не возвращаться к проращиванию ненужной «травки». Одним из важных условий считается ежедневное использование «полезных» навыков. Если человек будет соблюдать эти несложные правила хотя бы в сто дней подряд – результаты будут поразительными!

Величайший дар природы – способность человека к творческому мышлению. Этот дар даётся от рождения каждому, а вместе с ним и инструменты в виде способностей и задатков, для развития таланта. Однако возникает вопрос: почему, если природа с рождения одаривает нас творческим потенциалом, среди взрослых так мало талантливых людей. Дабы разобраться на каком этапе развития человек утрачивает талант, следует разделять ряд понятий. Как часто мы говорим: «У него дар от Бога» или «Она способная ученица» однако не до конца понимаем значение этих слов. А именно правильное определение заложенного в человеке потенциала, в будущем приводит к успеху.

Способности – это индивидуальные особенности человека, благодаря которым он может успешно выполнять ту или иную деятельность. Способности требуют выявления и последующего планомерного развития. Тогда как задатки – это врождённые, генетически обусловленные, физиологические и психологические особенности человека, которые дают возможность развивать способности. Например, гибкие пластичные мышцы являются задатками, однако ребёнок не обязательно должен стать гимнастом или танцором, но у него есть для этого предпосылки. Чем раньше родители обнаруживают у ребёнка задатки, тем легче развивать на их фоне способности. Однако встаёт вопрос: как определить, какие способности у ребёнка. Для этого необходимо наблюдать за ребёнком, и выявлять его склонности, то есть интерес к определённому виду деятельности, например: малыш улыбается и затихает при звуках музыки, его гипнотизируют танцующие пары и тому подобное. Очень важно поощрять подобные интересы и всячески способствовать их проявлению, только доверительные отношения между ребёнком и взрослыми помогут выявить и в дальнейшем развивать талант.

Говард Гарднер, в своей книге «Рамки ума», описывает 7 разновидностей таланта или типов интеллекта.

1. Вербально-лингвистический. Это один из самых важных талантов человека, так как именно он способствует сбору и передаче информации между людьми. Этот дар присущ журналистам, писателям, учителям и юристам. Дети, которые обладают этим даром, обычно хорошо читают с раннего возраста, пишут без ошибок, как бы, на интуитивном уровне, имеют высокий показатель IQ в школе. Прекрасно находят общий язык с другими детьми и обладают талантом межличностного общения.

2. Цифровой. Дети, которые имеют этот талант, любят совершать разные математические действия, решать логические задачи. Увлекаются программированием и компьютерной техникой. Их будущее – это инженерия.

3. Пространственный. Архитекторы, дизайнеры, художники благодаря этому таланту могут себя реализовать. Детям присуще хорошо развитое образное мышление, это фантазёры и выдумщики, они любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением.

4. Физический. Многие дети, которым нелегко даются школьные науки, в будущем могут реализовать себя как отличные спортсмены. Школьникам, которым присущ этот талант легче дается обучение, если оно идёт через практическое действие и манипуляцию. Реализация этого таланта происходит в спорте, строительных профессиях, там, где действие сопряжено с механизмами.

5. Личностный. Иными словами его можно назвать «эмоциональный» талант. Люди, у которых зона мозга, отвечающая за эмоциональное состояние, доминирует над рациональной зоной, имеют личностный тип интеллекта. Им часто бывает сложно поверить в свои силы и сделать решительный шаг, перебороть внутренний страх. Автор данной классификации считает, что это один из самых важных интеллектуальных типов, так как он ассоциируется с нашим внутренним голосом, который, в конечном счёте, и принимает все жизненно важные решения. Дети, обладающие этим даром, часто связывают свою жизнь с актёрской карьерой.

6. Межличностный. Это прекрасные коммуникаторы. Им легко даётся общение с другими людьми. Из них получаются хорошие проповедник, политики, продавцы, ораторы.

7. Талант ощущения окружающей среды. К таким людям относятся те, которые имеют дар наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. В будущем – это талантливые биологи, ботаники, садоводы, егери, океанографы и дрессировщики.

Кроме этих основных талантов, на сегодняшний день учёные выделяют еще около 30 типов интеллекта. Таким образом, задача родителей заключается в том, чтобы раскрыть талант ребёнка и создать условия для его максимального развития. Как известно: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Встаёт закономерный вопрос: как же дар, данный природой, не загубить. Потому как исследования, проведенные американскими учёными, показывают, что только 3% талантливых детей могут реализовать свои способности и стать успешными людьми во взрослой жизни.

Психологи выделяют 6 разрушителей таланта.

1. Неумение ценить время. Очень часто мы слышим: он талантливый, но очень ленивый, поэтому попусту тратит драгоценное время: дни, месяцы, годы. Однако к детям, это выражение не может иметь никакого отношения, задача родителей, в данной ситуации, разобраться: что кроется за, так называемой, детской ленью и создать условия для того, чтобы самое ценное время для развития способностей не прошло даром. Талант не должен погибнуть в пустом времяпрепровождении: перед телевизором или за компьютерными играми, об этом и должны позаботиться родители.

2. Привязка к материальным ценностям. Как часто, мы слышим из уст родителей: «В будущем твои увлечения не дадут возможности заработать «на кусок хлеба», поэтому не стоит тратить на эти глупости время». Однако – это большое заблуждение взрослых, ребёнок никогда не сможет раскрыть свой талант, если материальные ценности будут стоять на первом месте. И тут должна проявиться мудрость родителей, дабы, дать возможность развиваться способностям ребёнка без привязки к материальным благам.

3. Школа и талант – понятия не совместимые. Третий враг таланта – это современная школа. Большую часть времени в школе посвящают развитию логики и рационального мышления, тогда как чувства, без которых таланта не существует, остаются за пределами школьной программы. В таких ситуациях рекомендацией для родителей может стать, своевременное выявление таланта ребёнка и перевод его в специализированную школу, там, где способности будут развивать. Это могут быть специализированные художественные школы, спортивные интернаты и тому подобное.

4. Неуверенность в своих силах. «У меня ничего не выйдет, лучше и не браться» так часто думает большинство детей, сталкиваясь на пути с трудностями. В данной ситуации уверенность родителей в способностях ребенка должна передаться и ему самому. Этого можно достичь, создавая условия, в которых способности ребёнка максимально проявятся, каждый успех должен закрепляться похвалой и оценкой со стороны взрослых. Это и станет тем фундаментом веры, который поможет бороться с неуверенностью в своих силах.

5. «Звёздная болезнь». Обратной стороной неуверенности, может стать, так называемая, «звёздная болезнь». Она возникает на фоне постоянного восхваления достоинств ребёнка и приводит к тому, что он перестаёт относиться к себе критично. А так как талант – это способности помноженные на усердие, а ребёнок, который уверен, что он уже – гениален, не чувствует необходимости работать над собой, то будущее такого гения весьма прозаично. Поэтому родители должны быть крайне осторожны в своих высказываниях, дабы, не развить у своего чада «звёздную болезнь».

6. Пагубные привычки. Данный бич таланта касается уже взрослых дарований, которые однажды почувствовав вкус славы, становятся зависимыми от этого наркотика. И когда эта неверная птица-счастья вылетает в открытое окно, не каждый может справиться с разочарованием, вот тогда и наступает момент истины, и многие гении ищут утешение в вине и наркотиках.

Таким образом, талант – дело тонкое и чтобы одаренные дети превращались в гениальных взрослых, природный дар необходимо, как алмаз, сначала добыть среди тысячи камней, а затем отдать опытному ювелиру на огранку, дабы, он превратил его в сказочный бриллиант.

Несколько лет назад мир навострил уши, удивляясь еще одному чуду, демонстрирующему, как мало мы знаем на самом деле о человеческом мозге. После простой стоматологической операции, Карен Батлер заговорила с ярко выраженным англо-ирландский акцентом. При этом работник налоговой никогда не ездила дальше Мексики. «Родилась я и росла, как американка», говорит она. И ничем в своей скромной биографии не может объяснить странное изменение речи.

Батлер родилась в городе Блумингтон, штат Иллинойс, но вскоре ее семья переехала в Орегон, где женщина живет и по сей день. Еще почти полтора года ей пришлось пройти через более серьезное стоматологическое вмешательство, при котором под наркозом ей были удалены несколько зубов. «Просто заснула, и после того, как я проснулась, во рту все опухшее и воспаленное, а я разговаривала очень странно. Врач, однако, сказал мне, что буду разговаривать нормально сразу после того, как опухоль спадет», – говорит Карен. Никто из них не знают, что произошло на самом деле. Отек действительно прошел, но любопытный акцент остался.

Невролог Тед Льовенкопф, к которому женщина обратилась за помощью, описывает его как смесь английского, ирландского и, возможно, других европейских произношений. Диагноз редкий, но не ставится в первый раз – синдром зарубежного акцента. «Это редкое неврологическое расстройство, как правило, получается в результате черепно-мозговой травмы, – объясняет Льовенкопф. – Она может быть в результате удара, травмы головы или других заболеваний, которые повреждают мозговые ткани».

Однако это были только гипотезы. Известно около сотни документированных случаев, в которых у людей разных национальностей, появляется синдром. Первый такой случай был известен в 40-х годах прошлого века. У двух пострадавших развилось странное состояние, без конкретной травмы, а еще у одной это связано с жестокими приступами мигрени – речь идет об англичанке Саре Колуил, которая после лечения в 2010 году начала говорить с китайским акцентом.

Пожалуй, самым известным и травматическим событием для жертвы синдрома иностранного акцента был зафиксирован в 1941 году в Норвегии. Во время бомбежки 30-летняя Астрид Л. из Осло получила серьезные травмы черепа, вызванные осколками. Пострадала лобно-височно-теменная доля левого полушария ее головного мозга. После того, как поправилась, она начала говорить с сильным немецким акцентом, что вызвало гнев и отвращение ее соотечественников, изнемогавших от нападения фашисткой Германии. Астрид потеряла близких и друзей, которые начали называть ее «Гестапо» и забрасывали ее всевозможными оскорблениями. Через два года после аварии, она была осмотрена норвежским невропатологом Георгом Монрад-Кроном, который установил, что странное состояние не исчезло со временем. Более обширные его исследования, однако, заставили его предположить, что новоприобретенное произношение, только звучит, как иностранный акцент, но многочисленные несоответствия показывают, что оно, скорее всего, не такое.

Более поздние исследования команды из Оксфордского университета показали, что при травме в некоторых специальных зонах головного мозга, связанных с лингвистическими функциями, может привести к изменениям тона голоса и произношения некоторых слогов. Во многих случаях при синдроме иностранного акцента поражаются именно эти области. Возможно также травмы мозжечка, имеют непосредственное отношение к таинственному, приобретенному экзотическому произношению. Причиной этого является то, что если повлиять на механические функции организма, тогда они, в свою очередь, могут повлиять и на способ общения. Это ощущается наиболее сильно в произношении звука «р», который во многих случаях является ключевым в создании впечатления определенного акцента, например, французский, немецкий или русский.

Это научное объяснение спотыкается перед теми немногими, но все же существующими случаями, когда пострадавшие начинают свободно говорить на совершенно иностранном языке после пробуждения. В апреле 2010 года молодая хорватка пробудилась от короткой комы и изумила свою мать и врачей, когда начала общаться исключительно на немецком языке. Странно, однако, что девушка, кажется, полностью забыла родной хорватский. Лечащий ее невролог д-р Иван Осман сообщил, что девушка изучала немецкий в средней школе, так что удивление, что она знает, все-таки не так велико. И все же случай остается совершенно таинственным и необъяснимым с научной точки зрения. «Самое интересное в том, что после пробуждения от комы, она могла говорить по-немецки гораздо лучше, чем до этого, но была не в состоянии сказать и слова на хорватском – пишет Осман. – Мое личное предположение, что сепсис вызвал повреждение мозга в левой височной доле. Скорее всего, особенно сильно пострадал центр Брока (речевой двигательный анализатор), что нарушило знания ее на хорватском, но не эти на немецком. Вероятно, ее мозг переключился на наилучшую альтернативу и возродил ее знания иностранного языка. Как не имела возможность общаться на родном, у нее не было и колебаний, какие слова использовать, и поэтому ее немецкий стал лучше, чем раньше».

Это состояние, в медицинских словарях называется двуязычная или полиглотная афазия. Афазия – это языковой дефицит, вызванный черепно-мозговой травмой. Так как родной язык учится наиболее активно примерно до 4-летнего возраста, а иностранные, когда принимают участие различные мозговые зоны. Именно это заставляет врачей предполагают, что если повлиять на центры, сохраняющие свои знания о родном языке, то это может заставить мозг переключиться на второй язык.

Случай с 18-летним Мэтью Куш – это дополнительно запутанная загадка, приобретения нового языка. В 2007 году молодой чешский мотогонщик разбился и находился в бессознательном состоянии 45 минут. После того, как очнулся, подросток ввел в ступор врачей, ведя с ними беседу на безупречном английском с типичным британским акцентом. Мальчик начал изучать язык впервые примерно за месяц до того, так что вероятность того что он его знает, можно заранее отбросить категорически. До этого Куш владел только несколькими фразами и даже их использовал неправильно, свидетельствует руководитель спортивной команды Петер Вайте. При этом после инцидента мальчик страдал от полной амнезии, не помнил, что он чешского происхождения, и было убеждено, что он англичанин. Два дня спустя, однако, амнезия прошла, а с ней, к сожалению, и вновь приобретенные навыки английского языка. Куш не мог вспомнить ничего из своего странного поведения.

Сейчас молодежь изучает интенсивно иностранный язык в надежде на один день, чтобы достичь совершенства. «Я не могу поверить, что я говорил по-английски так совершенно без акцента, – делится он. – Я надеюсь, что мне удастся выучить его в ближайшее время так, что я смогу говорить это, не прибегая к тому, чтобы кто-то ударил меня по голове». Хотя и до сих пор в области легенды, то есть недоказанного с научной точки зрения, кажется, что прикосновение к смерти может, по какой-либо причине вызвать в человеке неожиданные способности.

Известны такие случаи и среди мировых величин. Например, в 1969 году российский бард Владимир Высоцкий впал в клиническую смерть из-за негерметичных кровеносных сосудов, и едва был спасен бригадой врачей из института «Склифосовский», которые боролись в течение 18 часов за его жизнь. Более интересно, однако, что многие из великих композиций певца появились именно после аварии – после рокового 1969 года он дарит миру шедевры такие, как «Он не вернулся из боя», «Лирическая», «Капризные лошади»... В 1971 году он играл культовую роль Гамлета в легендарном спектакле театра «Таганка». Безумно плодотворный творческий период не утихал вплоть до ранней смерти в 1980 году. Вероятно, много воды утечет до тез пор, пока ученые будут шагать в ногу с феноменом человеческого мозга и поймут, какие способности дремлют в его тайных глубинах. До тех пор, мы можем только поражаться секретам, которые таятся в лабиринте нашего собственного черепа.

Понятие одаренности не получило общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В.Штерна: одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни. Несмотря на критику, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмена, который направил свои возражения против «приспособления» и теологичности, определение, данное В.Штерн, остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности. Одаренность – это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими. Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общей и специальной одаренности является наиболее дискуссионным. Ч.Спирмен отстаивает положение о существовании общей одаренности в своей теории «двух факторов», рассматривая ее как «общий фактор (general factor) наряду со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В.Штерн, Э.Мейман и др. Наиболее решительными оппонентами этой точки зрения являются Т.Циген, Э.Торндайк, т.е. представители ассоциативной психологии.

Общей способности интеллекта или одаренности, не существует, утверждает Т.Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое «комбинирование». Одаренность, таким образом, разлагается на особенности ряда функций. Существуют не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С.Л.Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должен соотноситься с условиями развития.

С целью установления соотношения умственного возраста и хронологического В.Штерн ввел понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определенном его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности.

В психологическом учении о личности, способности и одаренность выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность представляет собой синтез определенных свойств личности, образующих ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С.Л.Рубинштейн называет общей способностью. Таким образом, с вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема – проблема соотношения общего и специального развития, решение которой имеет важное значение для детской педагогической психологии.

В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно – между одаренностью и специальными способностями – с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако не следует забывать о их относительном характере, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них. Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности.

Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается главным образом как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренности идет речь, о так называемой общей или специальной. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в том или ином человеке, ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч.Спирмена, согласно которой «умственная одаренность» определяется количеством «умственной энергии».

Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой – в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий – важная задача психологии. Цель исследования одаренности состоит не в ранжировании людей за ее уровнем, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одаренная или способные конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу. Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

«Не зарывай свой талант в землю» – эти слова являются главным жизненным принципом для любого человека, открывшего в себе какой-нибудь талант. Но знаем ли мы о происхождении этой фразы? Действительно ли в ней идет речь о наших способностях к рисованию, музыке, танцам и прочим видам творчества, которые нам ни в коем случае нельзя в себе оставлять без развития? И, наконец, каким образом талантливый человек может зарыть свой талант? Попробуем разобраться в этих вопросах, которые на первый взгляд кажутся такими простыми.

Талантливых людей принято называть одаренными. Мы настолько привыкли к этой формулировке, что уже почти не задумываемся над ее смыслом и просто употребляем ее для обозначения некоторой положительной способности, выраженной у человека более ярко, чем у всех прочих. Но если задуматься, само слово «дар» говорит о том, что способность эта не является безусловной принадлежностью человека. Дар – нечто, полученное нами извне. Без какой-либо нашей заслуги (иначе это будет награда) и без какой-либо платы (иначе это будет покупка). Просто как подарок на день рождения. Собственно, подарок это ведь и есть производная форма от слова дар. Однако разница между подарком и даром очевидна: подарком может стать какой-нибудь приятный пустяк – игрушка, коробка конфет, букет ромашек, то есть любой знак внимания, способный доставить человеку мимолетную радость. В дар же возможно принести лишь что-то очень важное и значимое. Например, московский купец Павел Михайлович Третьяков передал в дар родному городу свою коллекцию картин и скульптур, которая стала основанием одного из самых знаменитых музеев мира – Третьяковской галереи.

Дар – дорогое слово. Но оно становится дорогим вдвойне, если мы говорим, что в дар получен талант. Ведь талантом в древнем мире называли денежно-весовую единицу, которая в различных культурах измерялась десятками килограммов серебра и даже золота. Получается, что за обыденными словами «одарен талантом» стоят как минимум две очень важные истины: талант – нечто очень важное и дорогое; он получен нами в дар. Любой талантливый человек это даже не столько знает, сколько чувствует. В таланте всегда ощущается какая-то метафизика, запредельность, его невозможно объяснить одной лишь наследственностью и воспитанием. Каждый обладатель таланта понимает в глубине души, что это именно дар, причем персональный, именно ему врученный. А если есть дар, значит, есть и Даритель, перед Которым мы ответственны за надлежащее употребление дара.

Служенье муз не терпит. В античном мире этот религиозный оттенок талантливости объяснялся следующим образом: каждому виду творчества покровительствовало особое божество – муза. Их было девять, и все проявления таланта в людях объяснялись их влиянием. Чтобы заслужить благосклонность муз, нужно было искренне стремиться к развитию в себе определенных способностей, приносить музам жертвы, служить им. Отголоски такого понимания природы таланта до сих пор можно встретить среди людей искусства в виде выражений вроде «она посвятила себя Мельпомене» (музе трагедии) или знаменитого Пушкинского «…служенье муз не терпит суеты».

Конечно, сегодняшние «служители Мельпомены» вовсе не являются адептами древнегреческого культа. Но и относить на все сто процентов подобные выражения к области метафоры, наверное, не стоит. Потому что для любого театрального актера слова «служение сцене» наполнены вполне реальным содержанием и действительно выражают идею бескорыстного служения чему-то большему, чем сам человек. Отношение к своему делу как к культу может проявляться не только у артистов, музыкантов и художников, но, например, – у спортсменов или ученых. Такая «стихийная религиозность» творческих людей обусловлена, прежде всего, опытом переживания в себе таланта – странного, необъяснимого в категориях обыденной жизни дара, который, подобно зерну, брошенному в почву, прорастает в тебе независимо от твоего желания. С древних времен и до наших дней талант воспринимался его обладателями как отзвук иного, высшего мира, как небесный огонь, воспламеняющий душу неземными переживаниями.

Но когда одаренный человек начинает знакомиться с основами христианской веры, он почти всегда сталкивается с типичными проблемами, которые, в сущности, сводятся к одному вопросу: а можно ли одновременно служить Христу, и, скажем, искусству? Тем более, что и само нынешнее значение слова «талант» имеет евангельское происхождение. Выражение «зарыть талант в землю» – прямая цитата из притчи Христа о трех слугах, каждому из которых хозяин вручил определенное количество серебра (измеряемое в талантах). Двое слуг свои таланты преумножили, а третий зарыл в землю – и был за это наказан. Вывод напрашивается сам собой: христианство считает пренебрежение талантами – грехом, а максимальную самореализацию талантливого человека в избранной им сфере деятельности – добродетелью. Значит, совершенствовать свой талант можно, нужно и должно именно потому, что это угодно Богу.

Подобным образом рассуждают очень многие люди, жизнь которых связана с творчеством. Правда, в такой логике есть уязвимое место. Предположим, человек всю жизнь играл на скрипке и достиг в своем искусстве потрясающих высот. Однако при этом был жутким сквернословом, пьяницей и безобразно обращался с женщинами. Или же – поэт и писатель, знаменитый на весь мир художник слова, благополучно совмещал свои творческие изыски с чудовищным высокомерием и гордостью. Или – завистливый и жадный человек благодаря своим уникальным способностям стал олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту с шестом. Так неужели их талант тоже можно считать добродетелью в христианском смысле этого слова, неужели они достойны похвалы у Бога, подобно слугам, преумножившим серебро своего господина?

Очевидно, здесь что-то не так, эта версия хромает на обе ноги и явно нуждается в пересмотре. Но очень уж соблазнительной кажется талантливым людям именно такая трактовка евангельской притчи. Идея оправдания своей жизни плодами своего творчества, то есть преумноженным талантом, чрезвычайно распространена в любой творческой среде, точно так же, как и идея служения своим искусством неким высшим силам (или Богу, тут уж – кто во что верит). Так, еще в средневековой Европе получила широкое распространение легенда о «жонглере Богоматери» – добром и наивном человеке по имени Барнабе, бродячем артисте, который прибился к католическому монастырю и там, по простоте душевной, решил порадовать Богородицу своим умением. Финал этой истории выразительно описан в новелле Анатоля Франса: «…У алтаря святой Девы Барнабе, вниз головой, подняв ноги кверху, жонглировал шестью медными шарами и двенадцатью ножами. В честь Божьей Матери он проделывал фокусы, за которые его когда-то особенно хвалили. Не поняв, что этот бесхитростный человек отдает пресвятой Деве все свое искусство и умение, старцы сочли это кощунством. Настоятель знал, что Барнабе чист душою, но он решил, что у бывшего жонглера помутился разум. Все трое хотели было вывести его из часовни, как вдруг увидели, что пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера».

Эту легенду часто вспоминают как некий аргумент, доказывающий, что Богу угодно любое искусство и умение, если только оно доведено до совершенства. Однако с православной точки зрения такой аргумент выглядит крайне неубедительно. И не в том даже дело, что средневековая легенда – сомнительный источник для столь важных и глубоких выводов. Достаточно лишь дочитать до конца произведение Анатоля Франса, и сразу станет понятно, что совсем не жонглерское мастерство стало причиной благосклонности Богоматери к герою новеллы: «…как вдруг увидели, что пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера. Тогда, распростершись на каменных плитах, настоятель возгласил: – Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят! – Аминь! – целуя землю, ответили старцы».

Не чудеса жонгляжа оказались приятны пресвятой Деве в легенде, а сердечная чистота простеца Барнабе, которую он сумел сохранить не благодаря, а скорее – вопреки своей тяжелой профессии. Но, как уже было сказано, идея служения и оправдания перед Богом своими талантами очень соблазнительна. И вот, уже в XX веке, замечательный поэт Борис Слуцкий пишет: Грехи прощают за стихи. Грехи большие – за стихи большие. Прощают даже смертные грехи, когда стихи пишу от всей души я. А Владимир Высоцкий идет еще дальше и прямо говорит: …Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

В основе подобного упования на спасительность собственного творчества лежит все та же евангельская притча о преумноженных талантах, правда, весьма специфически понятая. Поэтому есть смысл еще раз ознакомиться с содержанием этой притчи. Хотя бы для того, чтобы помнить, из какого контекста пришла в нашу культурную жизнь поговорка о закопанных и умноженных талантах. А еще – для того, чтобы не вкладывать в нее тех смыслов, которые абсолютно чужды первоисточнику. Из евангельского текста действительно можно сделать вполне закономерный вывод: талант – некий дар, настолько важный, что от результатов обращения с ним прямо зависит судьба человека в Вечности. Но в притче нет и намека на современное значение этого слова. Речь там идет о некоей ценности, которую нужно не просто сохранить, но и получить с нее прибыль. Именно отсутствие этой прибыли будет причиной наказания нерадивых обладателей таланта.

Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь – добрые дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия по развитию полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и штрих, музыкант – годами работать над кантиленой и звуком, писатель – над ритмом и выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять к своему результату сотые доли секунды, граммы или сантиметры. Но все эти труды в духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их целью не будет польза ближнему. С православной точки зрения самый лучший способ похоронить свой талант – это усиленно развивать его ради себя, ради собственных амбиций, творческих исканий и даже, как ни странно, – ради служения чему-то высшему. Потому что адресовано такое квазирелигиозное служение может быть лишь все тем же – Мельпомене, Терпсихоре и прочим музам, но – никак не Христу, способы служения Которому описаны в Евангелии предельно ясно и доходчиво: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Все, что мы делаем ближнему, – делаем Богу. Любой человек, с которым нас свела жизнь, – нерукотворная икона Христа, живой Его образ, который христиане почитают даже в самом опустившемся бродяге и пьянице. А для того чтобы помогать нуждающимся людям Христа ради, совсем не обязательно иметь какие-то выдающиеся способности, достаточно искреннего сострадания или хотя бы неравнодушного отношения к чужой беде.

Это ни в коем случае не означает, будто православие и творчество несовместимы. История человечества знает множество художников и ученых, писателей и музыкантов, которые исповедовали православную веру и достигли выдающихся результатов в избранном деле. Однако ни одному христианину и в голову не придет мысль, будто оправдаться перед Богом можно плодами своего творчества. На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на сцене, скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному? В христианстве любой талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни человека с точки зрения вечности. Он всего лишь – та самая мера серебра из притчи, которую каждый из нас получает от Бога при рождении. Определит же нашу судьбу не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть – дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам таланта. Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом, наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением таланта, не «передачей серебра торгующим» с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной полировкой полученных в дар монет. Сами же мы тогда уподобимся вовсе не добрым рабам, заслужившим похвалу своего господина, а всего лишь – старослужащему солдату, который, готовясь к «дембелю», невесть с какой целью натирает до зеркального блеска латунную бляху на форменном ремне.

Христианство, конечно же, не призывает к пренебрежению талантами. Напротив, само евангельское название – талант, – говорит о том, что любой Божий дар драгоценен, важен и радостен для человека. Но все же спасительным является не сам дар, сколь бы сильно мы его в себе ни развили, а правильный способ пользования этим даром – служение ближним с его помощью. О неправильном же способе святитель Феофилакт пишет: «Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы». Правда, иногда единственной возможностью преумножить свой дар становится как раз… зарывание таланта в землю, сознательный отказ от его реализации.

В Евангелии сказано, что талант дается …каждому по его силе. Любой человек обладает множеством пускай небольших, но самых настоящих, талантов. Все наши способности, как и сама наша жизнь, являются в этом смысле – даром Божьим, которым мы вольны распоряжаться по своему усмотрению. Нужно лишь научиться замечать их в потоке ежедневных событий и не проходить мимо чужой беды и страдания. Для этого совсем не обязательно быть чемпионом мира, достаточно просто попытаться выйти за пределы своего эгоизма и сделать для другого человека хотя бы то, на что ты вполне способен. И совсем не важно, будет ли это старик, которому ты уступил место в метро, неизвестный больной, которому перельют сданную тобой кровь, или твоя собственная жена, которой ты улыбнулся и сказал «прости» во время семейной ссоры. Важно то, что евангельские таланты умножаются одним только способом: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Без этой деятельной любви к ближнему даже самые выдающиеся наши таланты так и останутся перед Богом жалкой кучкой дареного серебра, зарытого нами в землю без всякой прибыли.

Подведем итог. Талант – нечто эфемерно-субъективное. Результат упорного труда показателен и неоспорим. И не стоит плакаться, что никто не ценит ваши способности. Смело беритесь за дело, не бойтесь пробовать и верьте в себя. Успех придет.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (19.10.2017)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [290]
Общество [295]
Технологии [281]
Загадки Вселенной [329]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz