Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, фольклорист и журналист, который прославился как автор сборника «Малахитовая шкатулка». Серия сказов основана на фольклоре уральских горняков. Один из ключевых персонажей сказов – Хозяйка Медной горы, мифическая владелица и хранительница земных богатств, покровительница рудокопов. Медная гора – не миф, она реально существует. Где она находится? И какие легенды легли в основу образа ее могущественной Хозяйки?
Полевской – город на западе Свердловской области. Он расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится именно здесь, на восточных склонах Среднего Урала.
Несмотря на название, никакой горы нет и никогда не было. Медная гора – это Гумешевский медный рудник, вся медь находится глубоко-глубоко под землей. На Гумешевском руднике или, как его прозвали в народе, Гумешках, добывали не только медь, но и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь в 1775 году нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II.
Первый русский малахит был найден на Урале. По сути, малахит – это известняк, пропитанный солями меди. Он обычно встречается на сульфидных месторождениях, какими являются Гумешки. В конце XIX века запасы малахита иссякли, а вскоре шахты затопило. Местные жители сразу заговорили о том, что чем-то прогневали Хозяйку Медной горы. Объясняли так, что малахит попал в церковь, а Хозяйка и церковь – малосовместимые вещи. Хозяйка разгневалась и спустила весь малахит ниже и рудник затопила.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы – это хранительница подземных богатств Урала и покровительница рудокопов. Бажов описывает ее как прекрасную молодую женщину с длинной косой в платье из переливающегося малахита. Хозяйка Медной горы – это, по сути, оборотень. Она может представать либо в виде человека, либо в виде ящерки, либо в виде ящерки с человеческой головой.
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», где фигурирует Хозяйка Медной горы, вышел в свет в 1936 году. Но, судя по исследованиям фольклористов, легенды о хранительнице земных богатств появились на Урале за несколько столетий до публикации сказов Бажова.
Когда на Урале начали строить Екатеринбург, появилась заводская, промышленная культура. Когда человек начинает работать на заводе, он не может быть совсем неграмотным, он должен знать основы физики, уметь считать. Жители Урала, которых некоторые филологи называли представителями «горнозаводской цивилизации», отличались от остального населения царской России. Образованные и свободолюбивые, они придумывали собственные мифы и легенды, которые в корне отличались от крестьянских сказок. В горе, в шахте, когда тебя окружают камни, которые могут тебя по щелчку размозжить, совершенно другие ощущения. Там сказки по типу «Курочки Рябы» просто-напросто не возникают.
Представителем «горнозаводской цивилизации» был и сам Павел Бажов. Он родился в семье рабочего Сысертского завода. Спустя 10 лет Бажовы перебрались в поселок Полевской, где Паша познакомился с местным сказителем по прозвищу дедушка Слышко, которого на самом деле звали Василий Хмеленин. Именно от него Бажов впервые и услышал про Хозяйку Медной горы. Спустя годы он написал сказ о хранительнице подземных богатств Урала.
Рукопись сказа «Медной горы Хозяйка» написана на тетрадных листах. Почерк учительский, аккуратный, разборчивый, как будто специально для исследователей. А черновики, наоборот, скорописью написаны, которую вряд ли разбирал сам Бажов. Бажов считал, что в образе Хозяйки Медной горы воплотилась тоска молодых рудокопов по женщинам. Представительницам слабого пола спускаться в шахту было категорически запрещено, это считалось плохой приметой.
По мнению многих исследователей, в основу образа Хозяйки Медной горы легли также старинные предания о духах-хранителях местности. Легенды о таких мифических персонажах существовали не только на Урале, но и почти в каждом шахтерском регионе. Хозяйка Медной горы хранит не только материальные богатства, но и секреты мастерства. Многие персонажи сказов, тот же Данила мастер, именно к Хозяйке Медной горы обращаются за тем, чтобы она показала им красоту камня.
Несмотря на уважение, уральские рудокопы считали Хозяйку Медной горы опасной и старались всячески избегать встречи с ней. К тем, кто хотел завладеть подземными богатствами только ради наживы, она была сурова. А вот мастерам, которые стремились превратить самоцветы в произведение искусства, покровительствовала. При этом Хозяйка была истинной женщиной и не терпела соперниц, поэтому шанс снискать ее благосклонность был только у холостяков.
Стихия Хозяйки подземных рудников – Земля. Она из ее ипостасей – зеленая ящерка, в которую поземная богиня любит оборачиваться, чтобы понаблюдать за людьми, или весть донести да так, чтобы человек истуканом не замер от ее красоты и мощи.
Предполагают, что прототип Хозяйки – это Калтась-Эква, древнейший персонаж мансийской мифологии. Она – богиня земли и женское верховное божество. Дух гор, хранительница ценных минералов, Малахитница принимает различные образы. Кому-то предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают в каменном малахитовом платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений – рудников с драгоценными камнями и металлами.
Каменная девка может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.
Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, не терпит насилия. Жестоких, жадных приказчиков, бар, охранников наказывает с особой жестокостью: может заживо превратить в пустопородный камень, на раскаленную болванку посадить, ума лишить. Тем, кто находится в поиске, Малахитница обычно помогает.
Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Ей подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня. Но не отказывает мастерам-камнеделам, которые делают научиться большему, открывает им доступ в свое подземное царство. Немногие возвращаются обратно, поскольку забывают мир людей.
Если окинуть взором всю известную мифологию, то образ Хозяйки Медной горы можно обнаружить практически у всех народов. Например, молодой рыцарь-миннезингер Тангейзер – герой средневековой немецкой легенды попадает в любовные силки богини Венеры. Он забывает о цветущей земной жизни в ее безжизненных подземных чертогах.
В Японии черты Хозяйки Медной горы можно обнаружить у богини священной горы и символа Страны восходящего солнца – Фудзиямы. Имя подземной владычицы, живущей в глубокой пещере вместе с драконом, – Сэнгэн-сама. В японских средневековых легендах рассказывается о встрече с ней самурая Тадацунэ. В отдельных моментах это повествование напоминает сюжеты бажовских сказов.
Малахитницу можно встретить и в бразильских сказках. Если внимательно прочитать легенду «Договор с ящерицей», то в волшебнице из глубокой пещеры, которая может обернуться то безобразной старухой, то соблазнительной девушкой, а то и ящерицей, явственно просматриваются знакомые черты.
Считается, что Хозяйка Медной горы – это темная сущность. Подземная богиня, владычица земных недр объединяет в себе положительные и отрицательные качества. По обстоятельствам становится исключительно зловредным и коварным существом. Но если приглядеться, то можно обнаружить странную вещь: демоническое обличье Малахитницы – это результат позднейшей идеологической дискредитации.
Многие ученые умы бьются рассуждают на вопросом: кто же она есть, Медной горы Хозяйка? Одни считают ее Матерью-землей. Другие рассуждают о связи Хозяйки с миром мертвых и царством неживой материи. Третьи считают, что Хозяйка – это искаженный образ богини Венеры. Венера являлась богиней острова Кипр, имевшего громадные месторождения меди, и бывшего «медным» центром всего Средиземноморья, поэтому её символ «♀» – «зеркало Венеры» – стал алхимическим символом этого металла. В 1735 году В. Н. Татищев создал брэнд Полевского медеплавильного завода с этим символом, им по 1759 год клеймилась полевская медь. На современном гербе города Полевской изображены этот символ, и золотая ящерица на зелёном «каменном цветке», представляющая Хозяйку медной горы.
Кем бы она не была на самом деле (Золотой Бабой, египетской Изидой) она – добро и зло, божество карающее и дающее по делам человеческим.
Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. По дороге они прилегли под деревом и вскоре задремали. Молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с черной косой и в богатом платье. Степан понял, что перед ним была Хозяйка Медной горы (Малахитница).
Герой испугался: от стариков он слышал, что волшебница «любит над человеком мудровать». Малахитница наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался». Иначе она спустит всю медь так глубоко, что никто не сможет до нее добраться. Если же Степан передаст все дословно, она пообещала выйти за него замуж. После Хозяйка Медной горы превратилась в зеленую ящерку и скрылась среди камней.
Степан решился и при всех рабочих передал слова Малахитницы приказчику. Тот разозлился, приказал выпороть героя, а после спустить его в в самый бедный и сырой забой, приковать и оставить добывать драгоценные камни. В шахте к нему вновь явилась Малахитница. Она похвалила Степана за отвагу и предложила посмотреть свое приданое: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты, полные несметных сокровищ.
Малахитница напомнила герою, что обещала выйти за него замуж. Степан ответил, что не возьмет ее в жены, так как «другой обещался». Услышав такой ответ, Хозяйка Медной горы похвалила парня, что тот не променял свою Настеньку на нее. Она передала ему подарок для невесты – малахитовую шкатулку с драгоценностями, и пообещала наладить его жизнь. Кроме этого, Малахитница дала Степану свои слезы, которые превратились в драгоценные камни. И напоследок наказала Степану никогда ее больше не вспоминать.
Жизнь Степана стала стремительно налаживаться. Его перевели из гнилого забоя в лучший, а потом и вовсе отпустили из крепостных. Но герой никак не мог позабыть Хозяйку медной горы. Он худел, слабел на глазах, стал уходить в лес якобы на охоту, но на самом деле шел к тому месту, где впервые встретил Малахитницу. После одной из таких прогулок он не вернулся домой. Его нашли мертвым, а в руке – драгоценные камни – слезы хозяйки медной горы. Когда их попытались вытащить, они рассыпались в труху.
Эту сказка о том, как в душе человека сталкиваются практические соображения и мечта, тяга к таинственным возможностям. Персонажи сказки символически обозначают душевные явления. Хозяйка Медной горы – мечта об иной жизни, иных возможностях. Она всегда обещает награду за смелость, за то, что человек жертвует комфортом ради свершений (с неясными перспективами).
Когда Степан встречает ее, в его душе начинает конфликт: мечта или рутина. Однако для того, чтобы следовать мечте, придется отказаться от привычных и надежных благ. Хозяйка первым делом требует от героя жертвы, предлагет ему нахамить начальству. Причем настаивает на грубой форме высказывания. То есть испытывает смелость героя.
Степан в сказке символизирует осознанную часть психики человека, его самосознание. И это в данном случае довольно слабая его часть. Малахитница обещает пойти в жены, если герой выступит против власти. Степан не уверен, нужно ли это ему. Так многие и в реальности сомневаются: стоит ли мечта того, чтобы ломать привычный уклад жизни.
Степан начинает больше думать, как воплотить свою мечту. Поэтому попадает во внутреннюю темницу, в подвал, где живут сомнения и страхи. Дальше по сюжету сказки он только ПРЕДСТАВЛЯЕТ себе бунт против своей рутинной жизни и начальства, и в результате оказывается на цепи своих сомнений.
Выполнив все условия, Степан вновь встречается со своей мечтой в пещере. У него на душе двойственное чувство: с одной стороны он стремится к ней, с другой стороны – боится. И в реальной жизни мы не всегда считаем порывы души абсолютным благом. Нас останавливают неудачные примеры людей, которые нашли себя, но при этом потеряли адекватность в глазах других. Но одновременно нас манит и образ удачливого человека, который поставил все на кон и выиграл.
Осмотрев все красоты, Степан получает предложение о сделке: бросить все, чем жил, и жениться на Малахитнице. Иначе – покинуть все, что нажито непосильным трудом, и идти за мечтой. Герой делает выбор в пользу привычной жизни.
За это он получает материальные блага: невесту, вольную грамоту, карьеру. Но вместо мечты в душе поселяется тоска. Степан не находит счастья в жизни, начинает хиреть. Часто ходит в лес: символически возвращается к своей мечте. Но так и не находит ее во второй раз. Смерть героя означает духовный тупик.
Хотя природа пыталась помочь Степану. Хозяйка дала ему подарки – части своего мира: шкатулку и драгоценные камни. Но из них Степан не извлек ни материальной, ни духовной пользы. Носить украшения жене он не разрешил, а драгоценные камни хранил как память. Хотя хозяйка называла продать за большие деньги. Подарки герой не превратил в энергию жизни, и не мог черпать из них силы. Они погибли вместе с героем.
Степан – символ слабо развитой сознательной части личности. Он не смог ни последовать за своей мечтой, ни позабыть ее. Застрял между, затосковал и пришел в духовный тупик. Но из подобных жизненных условиях есть три выхода:
1. действительно забыть мечту;
2. последовать за ней, приняв издержки;
3. адаптировать мечту и подружить ее с реальностью.
Для этого нужно:
• Не бояться мечтать. Принять мечту, какие бы формы она не принимала. Степан пугается Малахитницу сразу, еще до всех неприятностей. Хотя она – божество, которое часто приносит удачу людям. Так и в жизни людям часто кажется, что мечта стыдная, детская, от нее надо бежать.
• Отказаться от логики «все или ничего». Люди считают, что заниматься делом нужно на «все сто» или не заниматься вообще. Понятно, почему кладбище мечтаний так обширно. Большинство мечт не нуждается во всем пространстве вашей жизни. Им будет хорошо на скромной территории, обогретой вашим вниманием. Просто дайте им немного места и тепла.
• Находить малые формы мечты. Обычно человек, думая о своей мечте, представляет себе наивысшее ее воплощение. Потом смотрит, где он, а где цель, и у него опускаются руки. Хотя имеет смысл найти малую форму мечты – деятельность в русле мечты, но доступную. По этому принципу получится воплотить в жизнь и большие жизненные устремления, и совсем приземленные бытовые.
Много лет героев сказов Павла Бажова безжалостно эксплуатировали, а затем решительно сдвинули в область детской литературы, а ведь Павел Бажов не был детским писателем. Его жизнь, полная испытаний, трагедий, любви, сама достойна романа. Родился в бедной семье, с трудом смог получить доступ к образованию, участвовал в Гражданской войне, пережил голод, угрозу расстрела, трагическую гибель четырех из семи детей и только в шестьдесят лет добился того, чтобы его услышали.
Его страшные сказки потрясли современников. В них было столько завораживающего, что уже скоро «Каменные цветки» (один из образов сказов Бажова) расцвели по всему СССР. Героев бажовских сказов можно было увидеть на детских утренниках, в чугунных панно, картинах, мозаиках, на сцене театров. Бесконечные Хозяйки медной горы подносили караваи дорогим гостям. На городских площадях тугими струями били фонтаны «Каменный цветок».
Но так ли безопасны были эти образы? За свою жизнь Павел Бажов написал 56 сказов, несколько из них вошли в самую известную его книгу – «Малахитовая шкатулка». Среди них ключевое место занимает сказ «Каменный цветок». Его героев – Хозяйку медной горы и Данилу-мастера – поп-культура быстро вульгаризировала, вложив в эти образы почти противоположные воле автора смыслы. Невозможно представить, чтобы коварное, демоническое порождение уральских гор подавало с поклонами хлеб-соль. Давайте приглядимся внимательнее к этим героям. Для начала освежим в памяти сюжет сказа.
Нелюдимый и жёсткий каменных дел мастер Прокопьич принимает в ученики мальчика-сироту Данилу. Хотя делает он это с неохотой, но вскоре привязывается к смышлёному пареньку, у которого есть талант художника. Еще до знакомства с мастером Данила слышит от местной знахарки о существовании каменного цветка, который цветет в саду Хозяйки медной горы. Данила становится мастером-резчиком и получает заказ на изготовление чаши по утвержденному рисунку. Ему не нравится работать по шаблону, хотя с заданием он справляется. Желая сделать особое изделие, он ищет встречи с мистической Хозяйкой медной горы. В день своей помолвки Данила убегает на Змеиную горку, и по его просьбе Хозяйка медной горы показывает ему каменный цветок. Данила понимает, как несовершенен его труд. Он возвращается домой, разбивает свою неоконченную чашу и исчезает. Безутешная невеста Катерина ждет своего каменного мастера.
Захваченный идеей соединить живое и неживое в своей чаше, Данила ищет встречи с Хозяйкой медной горы – мистической обитательницей уральских шахт. Встреча эта происходит на Змеиной горке в змеиный праздник. В русском календаре было два «змеиных» дня. Один приходился на лето, а второй на конец сентября, когда змеи спутывались в клубки, готовясь к зимовке, или выползали погреться на последнее солнышко перед холодами. Сам Данила в этот день празднует свою помолвку с земной девушкой Катериной, но уходит с праздника, чтобы посетить подземное царство. Хозяйка медной горы несколько раз спрашивает Данилу, действительно ли хочет он увидеть каменный цветок? Только после его твердого согласия ему открываются недра горы. Но показывает ему Хозяйка медной горы не просто цветок, а дурман-цвет. Именно так называют таинственное растение, к которому стремится каменный мастер.
В первый раз, когда он слышит о каменном цветке, Даниле перечисляют все мистические цветы, о которых знают знахари. Разрыв трава – любые замки открывает, цветок папоротника – помогает находить клады. А что делает каменный (дурман) цвет? Растение сводит с ума. К такому неутешительному выводу может прийти тот, кто внимательно читает сказ. Мистический дурман-цвет, который растет прямо в горе, манит к недостижимым идеалам и заставляет человека усомниться в своих силах. Знахарка предупреждает: «Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит».
Эксперты едины во мнении – цветок необычайно опасен. В мире растений он привлекает своим ароматом, но может убить ядом. Камнерезный промысел представляет опасность от момента добычи камня в шахтах, наполненных влажными испарениями, отравляющими газами, до процесса работы над самим изделием. Работа исподволь наполняет легкие смертоносной каменной пылью.
Итак, какой вывод можно сделать, читая «Каменный цветок»? Попытка выйти за грань принятых правил грозит безумием и даже смертью, но не искать этого пути человек не может. Данила-мастер – не детский герой, он уральский Фауст, пытающийся вырвать у природы тайну совершенства. Мистическая Хозяйка медной горы благодаря Даниле смогла посеять свои дурман-цветы в самых неожиданных местах.
Несмотря на открытый финал, сказка «Каменный цветок» (Данила ломает свою неоконченную чашу и исчезает), дурман-цвет уже вскоре начал победоносное шествие по СССР. В 1939 году была опубликована «Малахитовая шкатулка», и в этом же году издание отправляют на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Книга печатается большим тиражом, и рассказы о Хозяйке медной горы, Даниле, Катерине быстро завоевывают сердца читателей. В 1944 году появляется первый балет «Каменный цветок» (композитор Александр Фридлендер), в 1946 году художественный фильм «Каменный цветок» (режиссер Александр Птушко), а в 1954 году в Москве на главной выставке СССР – ВДНХ строят гигантский фонтан «Каменный цветок» (архитектор Константин Топуридзе, скульптор Прокопий Добрынин).
Первоначально «Каменного цветка» на ВДНХа даже не было в планах, но он стал одним из главных водных сооружений. В 1951 году на ВДНХ начали строить фонтан, подчеркивающий изобилие. По замыслу авторов чаша венчалась скульптурной композицией «Золотой сноп». Его окружали 16 аллегорических женских фигур, которые символизировали все республики Советского Союза. Когда была готова гидравлика, оказалась, что фигуры выглядят слишком тяжеловесно. Было принято решение сноп и девушек перенести в другое место. Они стали основой фонтана «Дружба народов», а Хозяйка медной горы заняла своим дурман-цветом место пшеничных колосьев. Интересно, что колосья появились, но уже на чаше фонтана «Каменный цветок» в Екатеринбурге.
Каким был фонтан, открывшийся в Москве в 1954 году? В центре композиции располагался огромный бетонный цветок. Его лепестки были отделаны мозаикой из золотой и цветной смальты. Работы производили мастера Академии художеств СССР. Основание, имевшее два яруса, облицевали мелкими элементами из красного гранита. Из лепестков каменного цветка и четырех фонтанных групп, расположенных в чаше бассейна, вырывались около тысячи струй воды. Всю гидравлическую систему приводили в действие 11 специальных насосов. Включенная на полную мощность система ежесекундно использовала около 2000 литров воды.
Фонтан «Каменный цветок» в Москве стал одним из архитектурных чудес монументального искусства. Никто уже не вспоминал, что это цветок дурмана, который свел с ума Данилу-мастера. В 1960 году фонтан «Каменный цветок» построили в Свердловске. Отливали фонтан в Каменске-Уральском из чугуна. На чугуне колосья, символы советской власти – серп и молот. Место для дурман-цветка выбрали особенное – перед главным зданием власти – Обкомом КПСС. Водные «Каменные цветки» появились в Краснодаре, Волгограде, в Железноводске, Туапсе, Георгиевске, Сочи, Челябинске. Кажется, сама Хозяйка заливисто смеется в струях многочисленных фонтанов над человеческой простотой. Поклоняться дурман-цветку!
Сразу после выхода русского издания, «Каменный цветок» отправился на экспорт. Книгу стали дарить в качестве дорогого подарка иностранным дипломатам. Сегодня сказы Бажова переведены на 70 языков мира.
Перечитывая сказку Бажова «Каменный цветок» во взрослом возрасте, задумываешься над тем, почему порой стремление к совершенству может серьезно испортить жизнь.
Сказки Павла Петровича Бажова интересны реализмом. И порой для того, чтобы отделить вымысел от правды, приходится поломать голову. Не зря на основе его произведений созданы мультипликационный и полнометражный фильмы. И сказка «Каменный цветок» демонстрирует невероятную настойчивость главного героя – мастера Данилы, который попал в сети очарования волшебницы – Хозяйки горы, да так и не смог из них выпутаться.
В снятом по мотивам произведения фильме он стремился создать чашу из камня. Да не простую, а чтобы цветок, вырезанный на ней, казался живым и настоящим. В погоне за идеалом он не обращает внимания на уходящее время, здоровье, любимую невесту Катю, ждущую, когда он закончит работу и наконец-то женится.
Вроде, все есть у Данилы для создания шедевра: и камень подходящий, и инструменты нужные, и талант. А упорства и целеустремленности ему точно не занимать. Как мастер он востребован, ведь его работы хвалят и покупают. И подсказали ему как-то, что есть на свете чудесный цветок – каменный, но выглядит как живой.
Стремление к созданию идеала заставило Данилу позабыть обо всем и двинуться на поиски чуда чудного. Познакомившись с Хозяйкой горы, он соглашается стать ее работником, чтобы увидеть чудесный цветок. Мистическое создание – прекрасная дева пыталась его отговорить. Дескать, кто увидит его, вкус жизни теряет и обратно возвращается. Но Данила не внял ее совету.
Наглядевшегося на чудо парня, волшебница отпустила. И он вернулся домой, унеся с собой познанную душу камня, благодаря знанию о которой научился создавать удивительные вещи. Но это адаптация фильма со счастливой концовкой, чтобы не расстраивать зрителей.
В книге все закончилось совсем не так хорошо и радужно: герой вернулся, пошел на вечеринку невесты Катеньки. Но малахитница не отпускала его мыслей. Вечером выбежал он из дома и пропал. Одни люди говорили, что умом Данила тронулся и сгинул в лесу. А другие, что забрала его Хозяйка себе в горные мастера.
В чем же суть сказки, помимо необходимости бережно относиться к дарам природы? В позиции чрезмерного увлечения, граничащего с фанатизмом. Такие люди в погоне за эталоном подчас забывают о себе, окружающих, жизни. Тогда как стоит просто остановиться и проанализировать результат. И он подскажет, стоит ли двигаться дальше, или лучше остановиться, пересмотреть подход и выбрать другую дорогу. Фанатик же продолжает идти дальше, напролом, невзирая ни на что, даже если запланированного результата не предвидится, а цель в принципе недостижима в силу человеческих возможностей и способностей.
А как вы считаете, на пользу или во вред идет чрезмерная увлеченность, и стоит ли становиться фанатиком, даже преследуя благие намерения?
|