Люди часто употребляют крылатые выражения, которыми лаконично и точно описывают ту или иную ситуацию или объект. Но не все знают, что многие глубокомысленные изречения имеют совершенно другой, чаще всего противоположный тому, который мы в них вкладываем, смысл. Возможно, это время отточило высказывания мудрецов, как морские волны оттачивают гальку, делая ее ровной, без каких-либо «хвостов».
Хотя существует теория, что смысл крылатых выражений изменяли намеренно, исходя из неких зловредных целей. Это «сильное заявление», и проверять мы его, конечно, не будем. А лучше сразу приступим к «разбору полетов».
Аналог фразеологизма «всё своё ношу с собой» – «умный увидит в своей комнате больше, чем дурак в целом мире».
Вы, наверняка, слышали эту поговорку. А знаете ли вы, какое огромное значение она и история, стоящая за ней, имеют к вашему успеху и счастливому будущему?
Давным-давно, пару тысяч лет назад, персы захватили древнегреческий город Приены. Из города хлынула толпа беженцев, нагруженных тяжелым скарбом. А за ними без какой-либо поклажи вышел Биант, признанный городской мудрец. Когда его спросили, почему он налегке, знаете, что он ответил? Да-да, именно это самое.
Продолжение истории доказало мудрость Бианта. Его соотечественники в дальнем и трудном пути лишились всего своего имущества – что-то бросили из-за тяжести, что-то у них украли, что-то распродали. И довольно скоро Биант начал их подкармливать на деньги, которые он зарабатывал мудрыми беседами в городах, которые они проходили.
Эта история, которую древние римляне любили рассказывать как притчу, особенно актуальна для нас. Как у нас говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Издревле наша страна была зоной рискованного обитания. Накопленное добро может растаять в любую минуту, как у беженцев из Приены.
И что у вас останется в сухом остатке? Что свое вы всегда носите с собой? Каковы ваши конкурентные преимущества, уникальные таланты, навыки, знания? Каков ваш долгосрочный капитал?
Как говорил Бенджамин Франклин, если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет.
«Всё своё ношу с собой» (лат. Omnia mea mecum porto) – достаточно распространённая крылатая фраза Цицерона. Первоначально смысл выражения заключался в том, что настоящее богатство человека – это духовное богатство, неосязаемые знания.
Эту фразу Цицерон приписывает одному из семи мудрецов Бианту (590-530 до н. э.), сказанную, когда его родной город Приена был взят персами.
Афоризм Бианта предельно лаконично выражает мысль: подлинной собственностью человека может быть только то, что человек имеет внутри себя. Эта идея становится одной из центральных в философии киников и стоиков.
У киников пренебрежение материальным миром становится самоцелью и приобретает порой гипертрофированные формы: «Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Он выбросил и миску, когда увидел мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 6, 2). Характерно, что Платон назвал Диогена из Синопа «Сократом, сошедшим с ума».
Стоики создали идеал мудреца, равнодушного ко всему внешнему и гордого своей внутренней свободой. «Смотри на все человеческое как на мимолетное и кратковечное: то, что было вчера еще в зародыше, завтра уже мумия или прах. Итак, проведи оставшийся момент времени в согласии с природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая олива – славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу» (Марк Аврелий. Наедине с собой. Кн. 4, 48).
Согласно альтернативной версии происхождения фразы Omnia mea mecum porto, правитель Македонии Деметрий I Полиоркет, захватив Мегары, распорядился охранять дом философа Стильпона и возвратить ему разграбленное добро; но когда он спросил у Стильпона об убытках, тот ответил, что убытков не было: воспитания у него никто не отнял и знания его и разум остались при нём.
В христианстве также делается противопоставление двух видов богатств: одно внутри человека, а другое – вне его. В отличие от языческой философии, новозаветное учение рассматривает это в духовной перспективе достижения Царства Небесного. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6: 19-21).
Эти богатства, которые приобретает каждый, кто не только верит в Бога, но с полным доверием к Нему исполняет Его заповеди, не исчезают со смертью человека. Они – залог нескончаемой блаженной жизни в будущем веке. Такой человек, идущий на Суд к Богу, может сказать о себе: «Все свое ношу с собою».
«Истинная победа над сребролюбием и вообще вещелюбием в том состоит, чтобы не только не иметь, но и не желать никаких стяжаний. Это есть путь, ведущий нас к душевной чистоте» (преподобный Нил Сорский).
Всё своё ношу с собой – ценно лишь духовное богатство человека, важен лишь его внутренний мир; остальное: деньги, ценности, вещи – дело наживное, суета сует, вот есть, вот уже нет, и снова появилось. Душа же человека неизменна. Она либо полна, либо пуста. Внутренний мир или огромен, и полностью удовлетворяет человека, или невелик, и человеку всегда всего мало, и он мечется в поисках всё новых наслаждений, впечатлений, богатства, и в результате все равно чувствует себя несчастным.
Ведь жажда обладания никогда не утоляется, и люди мучаются не только страстью к приумножению того, чем они владеют, но и страхом потерять это.
|