«За одного битого двух небитых дают» (русская пословица). Есть ещё и продолжение: «да и то не берут». То есть битые ценятся в русском народе гораздо больше небитых. Почему? Может быть, битие определяет сознание, считали наши предки. И поэтому устраивали показательные порки и прочие телесные наказания?
Смысл: опытный человек, научившийся на своих ошибках, за которые пришлось отвечать или быть наказанным, дороже, ценнее многих неопытных. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идёт на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.
Есть и другой вариант этой пословицы: «За одного учёного двух неучей дают, да и то не берут».
Казалось бы, какая связь между битьём и ученьем? Да очень простая. В старые времена нерадивых учеников секли розгами за плохо выученные уроки. При этом и учителя, и родители ссылались на библейскую заповедь: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь его душу от преисподней».
Так, совершая ошибки и расплачиваясь за них, человек приобретал бесценный опыт. Вот и получилось, что слова «битый» и «учёный» стали иметь сходное значение.
Всякая мудрая пословица требует размышления. Дважды два четыре – это не пословица, это всем известно и без пословицы. А пословица, как микро-притча, так вот что же здесь прячется: "За одного битого двух небитых дают", да еще и не берут, потому что битый гораздо лучше небитого? Бывает это так в том случае, когда человек, который перенес удар, получил удар и из этого удара извлек урок, пошло ему впрок.
Вспоминая Суворова, XVII век, даже тогда сам Суворов не испытывал поражений, но тем не менее, он эту пословицу применял к солдатам, потому что тот воин, начиная от рядового и кончая генералом или маршалом, который получил тяжелый урок от противника, способен из этого тяжелого урока извлечь огромнейшую пользу. Мы помним победу под Полтавой, но мы помним и нарвское поражение, страшное поражение, которое русские перенесли от шведов. И тогда же Петр Великий писал об этом, что мы с тех пор, с нарвского поражения, взялись за ум и начали трудиться всерьез над своей дисциплиной, над своей боеспособностью.
Также и христианин, каждый человек, каждый верующий человек найдет эти поражения, а их часто и искать не особо приходится, они на поверхности лежат. У кого-то, можешь, и надо искать, для чего и служит исповедь серьезная перед священником. Найти эти поражения – не надо рвать на себе тельняшку, волосы, но если надо у кого-то попросить прощения, так пойдите и попросите, если надо возместить ущерб, так пойдите и возместите, если надо что-то исправить, так исправьте.
И вот проконтролируйте свое отношение, например, к штрафу. Благодарите ли вы Господа, когда вы повернете не туда, куда надо, вас остановит инспектор, и вы скажете: "Благодарю вас, хорошо", вот беру извещение о штрафе и говорю: "Господи, благодарю Тебя, что обошлось без неприятностей, что эту сумму, которую я заплачу, я запомню ее и больше таких ошибок делать не буду".
Мелочь? Мелочь, а из этих мелочей и складывается жизнь. Вот тогда-то мы сможем смело сказать, что да, меня побили, но побили не зря и это побитие для меня оказалось средством к моему исправлению.
Все пережитое человеком, его жизненный опыт влияет на анатомию его мозга, который столь же уникален, как и отпечатки пальцев. К такому выводу пришли специалисты Цюрихского университета.
В ходе научной работы они ставили целью выяснить, можно ли определить по строению мозга, кому он принадлежит, сообщает Цюрихский университет на своём сайте. Из предыдущих изысканий группе профессора нейропсихологии Лутца Йенке было известно, что индивидуальный опыт и обстоятельства жизни человека сказываются на анатомии мозга. У профессиональных музыкантов, игроков в гольф или шахматистов имеются особенности в строении определённых его участков, которые отвечают за их деятельность и способности.
Вместе с тем и более короткие по времени события могут накладывать свой отпечаток: если человек, к примеру, две недели не пользуется правой рукой, то толщина коры на участке, отвечающем за эту руку, становится тоньше.
«Мы предположили, что индивидуальный опыт влияет на то, как мозг взаимодействует с генетической составляющей, и по истечении лет у человека развивается полностью индивидуальная анатомия мозга», – пояснил Йенке.
В исследовании участвовал 191 человек. В течение двух лет мозг каждого из них трижды обследовался посредством магнитно-резонансной томографии. Учёные сравнили затем снимки по более чем 450 характеристикам, в частности по общему объёму мозга, толщине коры, объёму серого и белого вещества. В итоге для каждого испытуемого была определена комбинация специфических анатомических характеристик.
«Проведя это исследование, мы смогли подтвердить, что строение мозга людей очень индивидуальное, – отметил Йенке. – Комбинация генетического и негенетического воздействий оказывает влияние не только на функционирование мозга, но и на его анатомию". По словам учёного, полученные данные наглядно иллюстрируют прогресс, которого наука достигла за последние десятилетия.
«Всего 30 лет назад мы считали, что у человеческого мозга очень мало или вообще нет индивидуальных характеристик. Персональную идентификацию по анатомическим особенностям невозможно было себе представить». Прогресс в развитии магнитно-резонансных технологий дал возможность лучше понять строение и работу мозга, констатировал профессор.
Что такое жизненный опыт? Почему он ценится не меньше знаний, полученных в вузах? Работодатели зачастую указывают в списке требований наличие опыта работы, что мешает выпускникам получить это место. А возможно тот самый багаж знаний, полученный в течение жизни, и мешает дышать полной грудью, получить желанную работу, изменить надоевший ритуал каждодневного существования.
Вот, например, привычки. Они как нельзя лучше отражают суть слова «жизненный опыт». Именно привычка заставляет по утрам завтракать яичницей и совершать одни и те же действия и поступки. Привычка не дает покинуть надоевшее место работы и податься в интернет трейдинг. А что говорить о старшем поколении, которое изо дня в день руководствуется своим огромным жизненным опытом и совершает непоправимые ошибки касательно своего здоровья, мыслей и прочих вещей.
Пожалуй, непростительно в современном обществе быть неосведомленным об окружающем мире. Очень важно преломить уклад своего бытия и настроить его на новый удачный лад.
Есть желание сохранить молодость и присутствие духа навечно? Да? Тогда не нужно пренебрегать достижениями науки, следует изменить привитые еще в детстве ценности и шагать в ногу со временем.
Сидеть на нелюбимой работе и получать маленькую зарплату, вместо того, чтобы достойным образом вести прибыльный forex blog может лишь живущий прошлым человек. Получается, что в данном контексте нежелание принимать новое – это плохой опыт. Излишний консерватизм и нежелание принимать новое, всегда препятствовало росту и развитию. Свобода мысли и действия дает поразительные результаты, только многие люди скованы.
Креативность – это не дань моде, скорее всего, это собственное видение мира, без оглядки на мировой опыт. Молодое поколение часто ведет себя вызывающе по мнению родителей или того лучше бабушек и дедушек. На самом деле они протестуют против обыденности, устаревшим нормам морали, губительно влияющим на развитие и становление их успешными личностями. Почему они считают, что специальность инженера теплосетей окажется прибыльной, а интернет трейдинг погубит на корню карьеру? Все благодаря своему неизменному опыту, который опять оказывается лишним.
Опыт лишает человека естественных эмоций. Разве удивителен закат над океаном, если видишь его день ото дня? Зная заранее, что зимой похолодает, что шоколад сладкий, человек не дает себе возможности искренне радоваться, теряя драгоценное время. И вот приходит скука, монотонность будней, потухший взгляд. Знакомо?
Избавиться от «дня сурка» поможет переоценка своих ощущений. Да, опыт подсказывает, что приготовление ужина на всю семью занятие монотонное. Но ведь можно удивить домочадцев новой скатертью или блюдом и прочувствовать свои новые ощущения, избавиться о рутины и серости каждодневного бытия. Или наполнить жизнь новыми идеями и делами, например, получить дополнительное образование или окончить курсы кулинарного мастерства. Получается, опыт опять показывает себя не с лучшей стороны.
И еще. Важно помнить, что опыт хорош лишь при устройстве на престижную работу. В остальных случаях стоит дозировано и обдуманно допускать накопленный опыт к принятию решений. Многое что можно было бы совершить, остается в забвении потому что опыт говорит, что это этого не стоит делать, он хочет нас уберечь от ошибок, но иногда нельзя достичь цели не совершив ряд ошибок.
|