Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

«Заводной апельсин» – роман, насквозь пропитанный болью

«Заводной апельсин» Энтони Берджесса считают литературным парадоксом XX столетия. Рассказываем, как создавался культовый роман, в чем его смысл, и причем тут апельсин.

«Заводной апельсин» – самая известная и самая автобиографичная книга Берджесса. Он с самого детства рос в отсутствии любви и заботы. Когда ему было два года, у него умерла мать, а отец женился на другой женщине. Его воспитанием занималась тетя. В школе ему тоже пришлось нелегко. Он был белой вороной, поскольку знал грамоту и математику лучше других учеников. Против него собирались целые шайки и избивали его. Отдушину Берджесс находил в музыке.

Главному герою «Заводного апельсина» Алексу 15 лет. Он и его друзья показаны как дети. Несмотря на юный возраст, их основное развлечение – насилие. Они грабят и избивают людей. Алекс, в отличие, от сверстников понимает классическую музыку. Но это не делает его более возвышенным. Здесь можно провести параллель с реальными историческими фигурами. Например, Гитлер высоко ценил искусство и мечтал стать художником. В конце концов Алекс оказывается в тюрьме. Там он соглашается пройти лечение, суть которого в том, что преступнику внушается органическое отвращение ко злу. В итоге Алекс теряет возможность совершать зло. Каждая попытка приносит ему страдания. Но побочным эффектом становится аналогичная реакция на секс и музыку его любимого композитора Бетховена.

Физически Алекс не может творить зло, но он продолжает хотеть этого. Преступник становится «заводным апельсином». Берджес приходит к выводу о трагической неизбежности зла. В финале Алекс думает обзавестись семьей и уберечь будущего ребенка от насилия. Но он осознает, что это невозможно.

Почему Берджесс называет Алекса «заводным апельсином»? Это выражение возникло из жаргона жителей рабочих кварталов. «Кривой как заводной апельсин» – так говорят о чем-то странном и непонятном. Это выражение может относиться и к персонажу, и к идее зла. В романе многое строится на лингвистической игре. Алекс и его друзья общаются на сленге «наца». Идея особого языка молодых людей, которых никто не понимает, сформировалась у Берджесса во время поездки в Ленинград. Местные стиляги так впечатлили его манерами, что в речи своих проблемных героев он решил смешать две языковые системы. Этот сленг играл роль завесы, прикрывающий чрезмерную жестокость.

Берджесс изображает людей, которые освобождают самих себя от нравственного закона. Алекс и его друзья творят зло лишь потому, что им этого хочется. Даже самосознания у главного героя мы не находим. Он не осмысляет себя как человека, поэтому познает мир не рационально, а чувственно. Но в итоге Алекс из этого вырастает. После того, как его излечивают от предыдущего лечения, он осознает, что насилие ему больше не интересно. Герой созревает подобно апельсину.

В основу антиутопии Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» легла семейная драма писателя. Автор представил в романе свои взгляды на тему личной свободы, насилия и жестокости социума.

«Эта чёртова книга – труд, насквозь пропитанный болью… Я пытался избавиться от воспоминаний о своей первой жене, которую во время Второй мировой зверски избили четверо дезертиров американской армии. Она была беременна и ребёнка после этого потеряла. После всего, что произошло, она впала в дикую депрессию и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Позже она тихонько спилась и умерла», – говорил о своей работе Бёрджесс.

Личная драма писателя нашла отражение в сюжете романа: пока Фрэнк Александр работает над произведением «Заводной апельсин», банда жестоких подростков Алекса врывается в коттедж под названием «Дом», насилует жену писателя у того на глазах и калечит его, попутно громя особняк.

Поводом к бурной писательской деятельности Энтони Бёрджесса послужил диагноз, который врачи поставили ему в 1959 году. По словам медиков, Бёрджессу оставалось жить не более года. Чтобы обеспечить существование семьи на долгие годы, писатель взялся за перо: за пять лет он создал пять крупных произведений, среди которых был и «Заводной апельсин».

Писатель владел восемью языками, одним из которых был русский, увлёкший Бёрджесса ещё в молодости. Русские слова в несколько изменённой, а иногда и в оригинальной форме, были использованы для создания вымышленного языка надсат – смеси английского и искажённого произношения некоторых русских слов на латинице: litso (лицо), starikashka (старикашка), horroshow (хорошо), viddy (видеть), kodla (кодла). Основой для сленга банды подонков стали и некоторые слова из европейских и азиатских языков. По замыслу автора, читатель сразу привыкнет к этому наречию, а к концу книги и вовсе станет его носителем, испытав на себе ту промывку мозгов, которой подвергся главный герой.

Через приключения главного героя романа Алекса – социопата с явными признаками садиста и большого поклонника Бетховена – читатель попадает в мир тотального насилия, где правят бал многочисленные банды подростков, соревнующиеся в жестокости. Таким автор видит ближайшее будущее мира времён холодной войны.

Алекс, осуждённый за убийство женщины, попадает в программу принудительной медикаментозной и психической коррекции. Бёрджесс размышляет о возможности государства вмешиваться не только в личную жизнь человека, но и в его мозг, психику, корректируя её по собственному желанию.

Ещё одной темой является право выбора. По мнению Бёрджесса, насилие над свободной выбора неприемлемо. Если человек теряет возможность выбирать, он перестаёт быть человеком, превращаясь в заводной апельсин – непонятного толка предмет, лишённый всякого смысла. Даже подонок Алекс имеет право выбора – быть хорошим или плохим.

После публикации своего романа Бёрджесс заявил, что стремился задеть самые низменные склонности и инстинкты людей, дозволив через Алекса выйти на свет своим порокам, которые в реальной жизни не отважился бы реализовать.

В начале 21-го века в архиве писателя была обнаружена рукопись, в которой автор выразил свои страхи относительно влияния современных медиа на человека.

Важным фактором в творчестве Бёрджесса стало то, что личность писателя формировалась в эпоху между двумя мировыми войнами, отсюда и вся специфика его произведений.

Начал писать Энтони после второй мировой войны. В его сюжетах доминирует тема зла (социальное зло) и его механизмы. Так же автора волновала свобода человека перед выбором между добром и злом. Эта же проблема и лежит в основе сатирической антиутопии «Заводной апельсин».

В 1961 году Энтони Бёрджесс посещает Ленинград, именно после чего возникнет идея написания самого крупного и значимого произведения в его творчестве. На территории СССР в это время угасает некогда сильное течение стиляг, но, не смотря на значительный спад, автор романа смог пообщаться с представителями молодежной субкультуры, которая выступала против государственных стереотипов поведения, диктующихся молодежи. Сами же представители данной субкультуры отличались собственным сленгом, музыкальными предпочтениями и образом жизни. Можно сказать, что именно благодаря движению стиляг и появился главный герой Алекс. Берджесс видел угрозу нового общества, символом которого стали подростки. Поэтому событие романа происходит в недалеком мрачном будущем.

Первая часть повествует о двух обыденных днях Алекса и его приятелей-подростков, которые склоняются по ночному городу, избивают и грабят стариков, встречаются с другой бандой подростков и устраивают бой. Алекс и его друзья – самая настоящая банда. После проведенных ритуалов ребята, как и каждый вечер, отдыхают в пабе «Korova», где выпивают молоко с наркотическими добавками и угощают старых «ptitts» алкоголем. (Ptittsы – это старушки.) Возвращаясь же домой, Алекс завершает свой «приятный» день не менее приятными впечатлениями: он слушает «чудного Моцарта», а затем «Бранденбургский концерт» Баха. И тут в его памяти всплывает название книги «Заводной апельсин», увидел эту книгу он в частном доме, который грабил с друзьями в этот же вечер.

Преступные группировки (банды), подобные Алексу и его кругу приятелей, были очень агрессивные и воинственные. Правительство не знало, как противостоять этим группировкам, ведь при малейшей угрозе те объединялись и давали отпор всем правозащитникам. В один момент, в тот самый, когда Алекс уже ведет преступный образ жизни, правительство идёт на хитрость и создает «сыворотку добра». Сейчас объясним, как работает эта сыворотка. Пациенту, то есть преступнику, вкалывают раствор, дабы провести шоковую терапию. После укола преступников заставляют смотреть фильмы, кадры с насилием, тут то и проявляется действие сыворотки, ранее ужасных и безжалостных людей начинает тошнить от увиденных кадров, им становится максимально физически плохо, они плачут.

Под программу такого «исцеления» попадает и наш главный герой Алекс. Самое интересное, что Алекс, безжалостный малолетний преступник, – знаток и тонкий ценитель Баха, Моцарта, Генделя. Увлеченность классической музыкой сочетается с желанием грабить, убивать, насиловать. Алекс – эстет насилия. Как пройдёт терапия, станет ли Алекс добрее и чувственней? – чтобы узнать самим, обязательно читайте роман!

Бёрджесс создал свою оригинальную антиутопию, опираясь на опыт предшественников (Е. Замятина Вл. Набокова, О. Хаксли, Дж. Оруэлла). Уникальность «Заводного апельсина» заключается в том, что источник зла писатель видит не столько в государственной системе, сколько в самом человеке, его личности, сверхраскрепощённой, склонной к иррациональным проявлениям- злу, насилию. Можно сказать, что взаимоотношения власти и общества в романе-антиутопии Э.Бёрджесса "Заводной апельсин" строятся на концепте "насилие порождает насилие".

К моменту написания "Заводного апельсина" Берджессу было 45 лет. Он воевал во Второй мировой войне, причем в 1942 году, когда он служил в военной полиции в Гибралтаре, его жена была избита и изнасилована четырьмя американскими солдатами. Время было суровым, военным, в отпуск к ней Берджесса не отпустили. Как говорят его биографы, не нужно быть Фрейдом, чтобы увидеть непосредственную связь между оставшимся у него от этого страшного эпизода на всю жизнь чувством вины и жуткой сценой в книге, когда писатель, работающий, кстати, над романом под названием "Заводной апельсин", связанный и беспомощный, вынужден наблюдать, как оголтелая банда подростков во главе с Алексом насилует его жену.

Еще в юности Берджесс увлекся русским языком и русской культурой. Впрочем, он свободно говорил на восьми языках, в том числе и на вполне экзотических: малайском и персидском, на который он даже перевел поэму Томаса Элиота "Бесплодная земля".

После войны Берджесс много путешествовал, жил в Малайзии, Брунее. В 1960 году он с женой отправился в круизную поездку в Ленинград, где освежил свои знания русского языка, оказавшиеся столь полезными ему в романе "Заводной апельсин". Впрочем, как рассказывал сам Берджесс, причины, побудившие его взяться за роман, были одновременно и трагическими, и прозаическими: "Мне вынесли смертный приговор – опухоль головного мозга, неоперабельная. Врачи давали мне жизни всего год, и я решил, что нужно заработать денег, чтобы жене моей было на что жить после моей смерти. И я лихорадочно сел писать".

По счастью, врачи ошиблись: Берджесс прожил еще долгие тридцать лет и умер только в 1993 году. Но тогда, напуганный диагнозом, он работал очень быстро и написал роман за три недели. Денег, впрочем, он тогда много не заработал: первое издание было продано тиражом менее четырех тысяч экземпляров. "Дешевые штампы о подростковой преступности", – так безжалостно оценил роман рецензент Times.

1962 год – время самого начала молодежной революции 60-х – мода, рокеры, высвобождение гигантской энергии молодежи и, соответственно, насилия. "Роман привлекал к себе читателя вовсе не тем, что я хотел в нем сказать читателю. Их влекло содержание, а не форма. Люди, к сожалению, любят насилие. Журнал Time назвал меня крестным отцом панка. Я не против. Но на самом деле меня волновало другое", – вспоминал много лет спустя писатель.

"В 60-е годы в Британии была популярна теория о том, что молодых преступников, хулиганов отправлять надо не в тюрьмы для взрослых преступников, а подвергать радикальной психологической и медикаментозной коррекции. То есть, превращать их по сути дела в заводной апельсин – не живой, полный сладости, сока и цвета организм, а в механизм, в машину. Я почувствовал опасность того, что государство может вмешиваться не только в нашу жизнь, но и в наши тела, в нашу психику, в наше сознание, превращать нас в маленьких, послушных граждан, потерявших свободу выбора. Это меня всерьез встревожило и напугало," – так Берджесс объясняет главное содержание своей книги.

Сущность "заводного апельсина" заключается в новом методе воспитания, представленном главным персонажем. Подвергнутый мозговой операции, Алекс становится бессильным испытывать наслаждение от насилия, что сопровождается абсурдным ощущением апельсинового запаха. Эта техника приводит к вопросам о свободе воли, этике экспериментов и моральных дилеммах в обществе.

Автор использует язык Надсата – фантастический сленг, придуманный им самим, который делает произведение особенным и неповторимым. Этот уникальный лингвистический слой подчеркивает разрыв между миром реальным и искаженным, представленным в романе.

В "Заводном апельсине" символика играет ключевую роль в передаче глубоких философских идей. Апельсин, с одной стороны, является символом жизни, свежести и приятных воспоминаний. С другой стороны, он ассоциируется с механическим, заводным, и, следовательно, контролируемым образом жизни, предложенным обществом. Это внутреннее противоречие становится ключом к пониманию духа произведения.

Также, несомненно, следует обратить внимание на музыкальные мотивы в произведении. Музыка становится неразрывной частью жизни Алекса, и ее выбор является актом индивидуального протеста. Роман переполнен описаниями музыкальных произведений, что создает атмосферу синестезии, объединяя музыку, обоняние и восприятие мира.

Энтони Бёрджесс в своем произведении задает вопросы о природе зла, свободе и способности человека к изменению. Роман не предлагает однозначных ответов, оставляя их на усмотрение читателя.

В финале "Заводного апельсина", мы видим Алекса вновь сталкивающимся с бездной свободы воли и выбора. Вернувшись к своим детским тенденциям, он осознает, что эволюция личности неизбежна, и мысль о свободе становится ключом к пониманию смысла человеческой жизни.

Таким образом, "Заводной апельсин" Энтони Бёрджесса – это не просто роман о группе антигероев, но и глубокое философское произведение, предлагающее читателю взглянуть на свою жизнь и общество глазами, искаженными заводным апельсином.

Энтони Бёрджесс писал «Заводной апельсин», будучи уверенным в том, что неизлечимо болен. Врачи поставили ему страшный диагноз «опухоль мозга», и писатель принялся за создание книг, чтобы заработать деньги для своей семьи. Позднее станет известно (от самого автора) об ужасной трагедии, которая случилась с его беременной женой. В военные годы, когда на улицах многих городов стояла анархия, американские дезертиры жестоко надругались над ней, после чего у женщины случился выкидыш. Она так и не смогла прийти в себя и вернуться к полноценной жизни, а ее мужу пришлось видеть страдания любимого человека день за днем без какой-либо надежды на облегчение. Позже он скажет: Эта чёртова книга – труд, насквозь пропитанный болью…

Нетривиальное заглавие Берджесс позаимствовал у лондонских кокни – маргинальных обитателей «дна» Ист-Энда. Так люмпены отзывались о непонятных или странных вещицах, это значит: «кривые, как заводной апельсин». Значение выражения – неразумная диковина или небылица. Недоумение от знакомства с таким феноменом полностью разделял герой, когда обнаружил, что с ним сотворили в тюрьме. Поэтому он называет себя именно так. Его поведение действительно не вкладывалось в его же представления о жизни, но главное – он так и не понял, как это неестественное исправление поможет очистить улицы города? Оно было лишь варварским, противоестественным, нелогичным способом увеличить количество жертв.

Другое значение открывается нам, когда мы узнаем, что Энтони Бёрджесс семь лет проработал в Малайзии, а там слово «orang» означает «человек», а на английском «orange» – «апельсин». Соответственно писатель с самого начала знал, что говорит не о явлении или вещи, а именно о человеческой судьбе, которую власть имущие воспринимают, как заводную игрушку, причем свою. Они сделали из юноши программируемый механизм, которого достаточно завести, и он заиграет на нужный лад. Таким образом, вопросом о свободе воли уже не ведала Небесная канцелярия, его стали решать люди с незавидным радикализмом. От этого шага автор и предостерегает читателя.

Повествование Бёрджесса ведется от лица Алекса – «трудного» подростка 15 лет. Роман состоит из 4 частей. В начале рассказчик, который является самым младшим, знакомит нас со своими приятелями, он называет их – Пит, Джорджик и Тем. Ребята проводят зимний вечер в молочном баре «Korova» и пьют молоко с наркотическими добавками. После они выходят на улицу, чтобы грабить, насиловать и устраивать жестокие расправы. Молодые люди обманом врываются в дом супружеской пары, издеваются над ними и совершают погром в их жилище. Связав мужа, они вчетвером насилуют его супругу. После они нападают на продавцов лавки и грабят их. Также им случается встретить одинокого старика, которого они избивают, рвут его одежду и разбрасывают его книги. Мальчики все это сопровождают веселыми и циничными репликами, а главарь шайки описывает все действия обыденным тоном, как будто ничего не происходит.

Парень не уважает своих друзей, он ими руководит и очень ревностно относится к своей власти. И если этот мир – подлый и вонючий, как он считает, то случается вполне естественный ход – друзья его предают. При очередном ограблении они оставляют его со своим преступлением наедине, и главный герой попадает в руки полиции. Там он избивает до смерти своего сокамерника, и после этого злосчастного молодого убийцу решают «исправить». Умные люди в халатах связывают его и начинают крутить фильмы, полные зверского насилия, жестокости и прочих кровавых сцен. После этого у него начинаются страшные боли только при мысли о злодеяниях, даже мысли о сексе приносят ему страдания и вызывают тошноту. Можно подумать, что малолетний преступник и хулиган претерпел изменения. Можно, подумать, что теперь он – порядочный гражданин.

Выйдя на свободу исправленным и безопасным для общества, Алекс сталкивается со своими бывшими жертвами и друзьями, которые платят ему за жестокость его же монетой. «Меня за это наказали уже! Я теперь научился!» – кричит он им, но его не слышат, пинки, толчки и оскорбления летят на него со всех сторон. Родители отвернулись от сына, теперь он беззащитен и слаб. Вокруг него предатели и все тот же подлый, вонючий мир. По иронии судьбы его, неузнанного и избитого, приютил тот самый писатель, жену которого он насиловал вместе с кодлой. Но и он вскоре догадывается о том, кто же его гость, и доброту сменяет на ярость. Злоключения доводят главного героя романа «Заводной апельсин» до неудачного самоубийства, он попадает в больницу, а оппозиция делает из него несчастную жертву правительства, которое своими реформами довело его такого состояния. Большая потеря крови приводит к тому, что он перестает трепетать при виде насилия: сыворотка вышла вместе с кровью. Мучительные боли и головокружения у него проходят, теперь персонаж может снова грабить и убивать.

Проблематика:
 Свобода выбора. Энтони Бёрджесс размышляет о том, может ли земной суд посягнуть право человека выбирать между добром и злом? Писатель считает, что нет, ведь тогда люди утрачивают свою сущность и становятся биороботами, лишенным полноценной жизни. Их поступкам нельзя верить, ведь они делают их лишь потому, что не могут иначе. Однако полная вседозволенность чревата опасностью для общества, которое не сможет себя защитить, например, от криминала.
 Маргинализация социума. В романе «Заводной апельсин» изображен город, кишащий бандитами и маньяками. В такой атмосфере молодые люди просто не могут вести себя иначе. Им надо определяться с позицией в жестких условиях: «ты – их» или «они – тебя».
 Справедливость и несправедливость. Вопрос о правомерности действий человека в отношении другого всегда был актуален. В этом произведении он нашел отражение во взаимоотношениях Алекса и Александра: имел ли право писатель отомстить за свою жену? Насколько справедливо это желание, поразившее все его жизненные принципы? В этом неразрешимом споре кроется извечная проблема правосудия.
 Война. Социальные катаклизмы, изображенные в романе, стали следствием затяжных и кровопролитных войн. Именно они приучили людей к насилию и сделали его нормой жизни.
 Аморальность. Нравственные ценности теряют цену, когда человеческая жизнь перестает иметь значимость.
 Бесправие и произвол. Хуже преступников в книге изображены только стражи порядка и их бессовестный режим.

В чем смысл книги? Конечно, из прочтения следует, что произведение учит чему-то вроде: «Что бы мы ни делали, маргиналов нам не изжить». Однако стоит подумать и разобраться – в чем состоит идея романа «Заводной апельсин»? Автор хотел показать нам всем, что этот мир несправедлив и жесток? Да, бесспорно. В нем всегда найдется место преступлениям, предательству, трагедиям. Зло находится на одной земле с добром, и от этого никуда не деться. Алекс видел и чувствовал всю подлость общества, с его несправедливыми законами и низкими моральными устоями, и стал его частью, которая хотя бы пожинает плоды человеческой гнусности.

Он в сложившихся обстоятельствах лишь выбрал то, что выгоднее, вот и все, за что его можно судить, и Бёрджесс далек от патетики прокурора. Писатель, хоть и был в роли жертвы преступления, отказывается от идеи насильственного подавления зла и права мести. Он даже высмеивает образ себя в романе, подводя жизни литератора Александра жалкий итог: он сошел с ума от ярости на своего обидчика. Носитель светлых идей гуманизма и свободы от ненависти превращается в такого же преступника, готового на жестокую расправу. Таким образом, насилия во благо быть не может, оно отравит и самого нравственного человека.

Даже автор «Заводного апельсина», который по вине таких же отморозков потерял жену, на удивление не видит смысла в логичной и простой языческой формуле «око за око». Так что же получается, ничего не делать, пусть себе грабят? Нет. В наших силах стараться изменить ядовитую атмосферу, вынуждающую людей быть такими. Только самостоятельно можно прийти к осознанию своих поступков и к их искуплению, поэтому нужно помочь человеку понять, что мир может быть и другим, но это зависит от каждого из нас. Пока хоть кто-то из нас хранит в сердце доброту, а в головке – умение остановить в себе животную агрессию, которой манипулируют власти, Алекс с его теорией о «вонючем» мире будет всего лишь героем антиутопии.

В любом случае, говорить о положительном исправлении целого общества и мира глупо, ведь никогда не знаешь, когда на тебя обрушатся такие маргинальные мальчики. Рецепта избавления от них не могут придумать даже фантасты. Поэтому надо начать хотя бы с себя и своего окружения.

Любопытно, что в книге есть роман «Заводной апельсин» и его автор. Алекс впервые видит название рукописи, когда врывается в дом к писателю. Он недоумевает, что значит такое странное заглавие, но вскоре забывает о нем. Зато сама фраза врезалась в его память и преследовала на протяжении всего повествования, как злобное прозвище, брошенное судьбой. Складывается ощущение, что его роль от начала и до конца была прописана его же жертвой еще до совершения преступления и всех последующих событий. Пока герой отбывал наказание, произведение было опубликовано, а его сочинитель заслужил славу, как оппозиционный творец.

В образе Александра Энтони Бёрджесс пытался выплеснуть переполнявшую его злость к тем мучителям, которые расправились с его женой. Он излечился от нее, дописав текст и доведя логику ненависти до победного финала. Герою так и не удалось отомстить, зато в этом порыве он теряет собственную личность. Все, что отделяло его от того преступления, рухнуло, перед нами был такой же убийца, просто мотив был иным. Автор доказал самому себе, что, как бы ни было больно, нельзя унижаться до жестокости.

До случайного убийства старухи герой никого не лишал жизни. Это событие стало переломным в его судьбе. Так же случилось и у Родиона Раскольникова, который убил Алену Ивановну точно таким же способом – ударом по голове. Эта отсылка к творчеству Достоевского очевидна. Алекс тоже оправдывает свой налет на ее дом тем, что жалкой старой деве слишком много хорошего отведено фортуной. Ни у кого из персонажей так и не получилось толком ничего взять из проклятого места, а уж тем более потратить на свои нужды. Каждый из них по-своему понял теорию Ницше о сверхчеловеке и попытался возвыситься над толпой «тварей дрожащих». По разным причинам они возомнили себя «право имеющими», и каждый пережил свое наказание. Однако проблематика и идея те же: человек может раскаяться только самостоятельно. Таким образом, «Заводной апельсин» – «Преступление и наказание», переведенное на постмодернистский язык, переигранное на лады 20 века. На примере сравнения героев своего времени в тех же обстоятельствах и сценах мы можем проследить, как изменился мир всего сто лет.

Апофеоз зла в поведении Алекса и его дружков получил в критике название «ультранасилие». Иными словами, это разрушения ради разрушений, без коммерческой или иной мотивации.

После того, как Алекс покинул дом своей жертвы вместе с политиками из оппозиционной партии, он оказался в просторной квартире, где за стеной была специально включена классическая музыка, которая теперь тоже давила на нервы подростку. Не выдержав боли, он бросается из окна. В результате, его попытка самоубийства была использована интриганами против действующей власти, как предлог для отставки правительства. В больнице молодого человека навещает тот самый инициатор программы исправления преступников и предоставляет ему выгодную работу, новый проигрыватель и множество пластинок за подпись на документе о том, что претензий он не имеет. Теперь пациент излечился от навязанной ему доброты и готов продолжить свое дело под эгидой привилегированного положения.

В последний раз читатель после видит его уже с новой компанией, они сидят в молочном баре «Korova» и пьют «молоко с ножами». На улице зимняя промозглая ночь, и герой Бёрджесса ощущает ужасную тоску и скуку, в его сердце робко стучат перемены, смягчение, что-то неясное вкрадывается в его душу. Что именно – он не знает сам, но склоняется к выводу, что это взросление. В финале «Заводного апельсина» он встречает своего друга Пита с женой и понимает, что ему тоже нужна семья и домашний очаг.

По словам самого автора, он утверждал «превосходство даже употребленного во зло морального выбора над насаждаемой государством безальтернативностью, необходимость приятия опасностей свободы». А вот получилось у него или нет, спорят до сих пор.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (20.05.2024)
Просмотров: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [306]
Природа [310]
Общество [326]
Технологии [309]
Загадки Вселенной [348]
Разное [252]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz