Многие века легенды о женщинах-амазонках волнуют людей образованных, как мужчин, так и женщин. С течением времени легенды эти наполнились всякими вымыслами, были сильно приукрашены, а амазонки стали героинями многих художественных и литературных произведений, в том числе – фантастических. Для женщин это символ – символ женской независимости, образец для подражания, иногда в буквальном смысле, а для мужчин – образец красоты и привлекательности. Поэтому любопытно узнать, что было и было ли на самом деле.
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Видимо, зарождавшийся античный мир, созданный и расширяемый древними греками, сначала соприкоснулся, а затем и столкнулся с уходящим миром матриархата, где правили женщины. И этот мир поразил древних греков настолько, что отразился в их мифологии, легендах и сказаниях.
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.
В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов. Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они – женщины!
Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети. Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ – савроматы, говоривший на искажённом скифском языке.
Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.
Свое название амазонки («безгрудые») получили гораздо позже, окончательно оно утвердилось за ними в Южной Америке. Однажды испанцы вступили на территорию племени, которое, как оказалось, подчинялось амазонкам, и местные призвали амазонок на помощь. Амазонки бились против испанцев в первых рядах и проявили беспримерную храбрость и выдающееся воинское искусство. Взять в плен хотя бы одну из них, чтобы показать испанским Католическим Величествам, так и не удалось, как и завоевать страну. А страна эта получила название «Амазония» и река – «Амазонка». Название «Бразилия» появилось потом на основе старокельтских легенд о сказочном острове «О Бразил», острове счастья, населенном женщинами.
Упоминания об амазонках встречаются в легендах и мифах многих народов мира как отзвук древнего матриархата. В этих легендах и мифах амазонкам приписываются многие качества и свойства, большинство которых, впрочем, не нашло исторического подтверждения. Например, передавали, что амазонкам прижигали одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Молодой девушке не разрешалось заводить ребенка до тех пор, пока она не убьет первого врага. Только после этого она становилась полноправной. Как воины амазонки отличались бесстрашием и жестокостью. Поэтому их сравнительно небольшие, полудикие племена наводили какой-то мистический, стихийный ужас даже на крупные города – мегаполисы. Участвовавшие в боях с ними воины-мужчины рассказывали, что победить их можно, только убив всех до одной.
Такие же легенды существовали и у персов. Судя по количеству, уже в наше время, женщин на высших государственных постах в разных странах, можно подумать, что матриархат возвращается, амазонки вновь завоевывают утраченные когда-то позиции. А китайские ученые так вообще считают, что женщины лучше подходят для службы в армии, чем мужчины. Женщины лучше переносят стрессовые ситуации, менее чувствительны к боли, быстрее усваивают новую информацию, лучше приспосабливаются к изменяющейся обстановке и т.д.
Как известно война – удел мужчин, а женщины должны растить детей и заботиться о домашнем очаге. Однако многочисленные легенды из глубин времён донесли до нас свидетельства о существовании целых племён женщин-воительниц, которые представляли реальную угрозу для представителей сильного пола.
Само происхождение слова «амазонка» имеет много вариантов. Наиболее распространена версия о том, что произошло название женщин-воинов от греческого «a mazos», что в переводе означает «без груди». То есть бытует мнение, что в племени амазонок девочкам по достижении ими определённого возраста удаляли правую грудь – чтобы удобнее было целиться в противника из лука. Однако официального подтверждения эта версия не находит, да и произведения живописи античных времён изображают амазонок без каких-либо изъянов. Не исключено, что «амазонка» – слово иранского происхождения, и берёт своё начало от «ha-mazan» – воин.
Легенды о существовании женщин-воительниц можно найти в сказаниях народов многих стран: Японии, Америки, Китая, Индии и многих других. Например, индийский царь Чандрагупта Маурья, правивший в 322-328 году до н.э. пользовался услугами не совсем обычного телохранителя, которым являлась женщина-великан из Греции.
Одно из первых упоминаний, касающихся амазонок, относится к I в до н.э. И если историк Страбон с сомнением рассматривал существование подобного женского племени, то древние греки твёрдо были уверены в их реальности. Причём амазонки основали целое государство, столицей которого являлся город Фемискира. Амазонки сами прекрасно справлялись со всеми необходимыми делами без помощи мужчин: они охотились, воевали с соседними племенами, а также сами обеспечивали себя всем необходимым. Проблема пополнения женского войска решалась довольно просто: раз в год амазонки заключали перемирие со своими соседями с одной-единственной целью: зачать ребёнка. Спустя положенные девять месяцев новорождённых мальчиков отдавали отцам (или умерщвляли), а девочек оставляли себе, чтобы воспитать на свой лад.
Знаменитый историк Геродот писал, что скифы называли амазонок «убийцами мужчин» - «оиор-пата», поскольку согласно их обычаям ни одна из женщин-воинов не могла выйти замуж до тех пор, пока не лишит жизни мужчину.
До недавних пор существование амазонок у многих учёных вызывало сомнения, однако многочисленные археологические находки позволили взглянуть на происхождение легенд о женщинах-воительницах с новой стороны.
В 1971 году на территории Украины было найдено захоронение женщины-воина, причём похоронена она была с огромными почестями. На рубеже XX-XXI столетий в Турции и на Кубани были найдены могилы племени, где были захоронены исключительно женщины. Причём рядом с телами усопших лежали не сосуды и украшения, а луки и колчаны со стрелами. К тому же в одном из черепов застрял наконечник стрелы.
Своих амазонок имели многие государства. Так, в VIII в н.э. в Чехии появилось подобие женской республики. Женщины запротестовали против тирании мужчин, захватили замок, стоявший на горе Видолве, и периодически захватывали мужчин, которых превращали в своих рабов. Попытки «укрощения строптивых» ни к чему не приводили, и так продолжалось в течение восьми лет. В конце-концов некому герцогу удалось расправиться с женщинами, которые сражались до конца.
По свидетельству историка Саксона Грамматика, в состоявшейся в 750 году битве между шведским и датским войсками, на стороне последних сражалось 300 дев со щитами и длинными мечами. А в Шри-Ланке представителей царской семьи Канди охраняло небольшое войско прекрасно обученных женщин-лучниц. Корнелий Тацит, римский историк, отмечает, что когда Британия в 60 году до н.э. по призыву Будикеи (королевы одного из племён – иценов) поднялась на восстание против римлян, то в её войсках преобладали представительницы слабого пола.
Женщины-воины ценились во все века, а потому не исключением стали и наши дни. Так, даже XX веке в Африке на территории современного Бенина продолжала своё существование мощная армия, созданная ещё в 1645 году правителем Дагомеи королём Ахо Хоегбаджа. Великолепно обученные воины были… женщинами, количество которых к началу XIX века составляло 6000 человек.
Дисциплина в этой армии была крайне жёсткой, многие из амазонок Дагомеи были девственницами, поскольку служащим армии запрещалось выходить замуж и рожать детей. Возраст новобранцев составлял 15-19 лет, однако это не мешало девушкам становиться опасными противниками для закалённых в боях мужчин. Армия дагомейских амазонок была расформирована в 1890 году, после ожесточённых и кровопролитных боёв с французским иностранным легионом. Последняя из женщин-воинов из этой армии умерла в 1979 году.
Бразильское племя тюпи, которое существует и сейчас, также имеет свои особенности: у них женщины коротко стригут волосы и принимают участие в боях наряду с мужчинами. Вдобавок ко всему каждая незамужняя женщина имеет в услужении девочку.
Мифы об амазонках зачастую приукрашены, однако их возникновение имеет под собой реальную почву. История знает случаи существования «женских народов». Так, в XVII веке на Кавказе жил народ эммечи, состоявший исключительно из женщин. Поэтому не исключено, что и ранее в силу разных причин образовывались общины, племена, а может, и государства, во главе которых стояли воинственные и независимые амазонки.
Племя амазонок состояло исключительно из женщин, возглавляла его царица, а по совместительству – верховный главнокомандующий. Мужчины в племя попадали ненадолго, исключительно для поддержания численности населения. Это были либо пленники, захваченные в военных походах, либо представители соседних племён, в частности, албанов. Родившиеся от этих связей девочки воспитывались амазонками, а мальчиков, по одной версии, отдавали отцам, а по другой – убивали. Мрачный вариант озвучен и в русском историческом памятнике – «Повести временных лет». Женщины-воины поклонялись своему идеалу – богине Артемиде, а также Аресу – богу войны.
В письменных источниках сохранилось несколько имён предводительниц амазонок. Родоначальницей племени считается Лисиппа. Она же построила столицу воительниц, город Фемискиру. Вслед за ней правила её дочь Ипполита. Именно её волшебный пояс заполучил Геракл во время свершения девятого подвига. Следующая царица, Пентесилея, возглавила племя в войне с греками на стороне Трои и царя Приама. Известно также о Фалестре, которая встречалась с Александром Македонским.
Благодаря описаниям местности и упоминанию географических наименований в текстах о женщинах-воинах, учёные очертили возможную границу их размещения. Сейчас это территория Турция, в частности, вилояты Самсун и Амасия. Считается, что город Эфес также был основан амазонками.
По свидетельствам Плутарха, воительницы обитали на части Кавказа, до Каспийского моря. Современный исследователь доктор исторических наук И.Е. Суриков считает, что амазонки кочевали, постепенно удаляясь от центра эллинской цивилизации. Его коллега М.В. Скржинская обратила внимание на эволюцию образа амазонок, которые первоначально изображались в греческих хитонах, а позже – в расшитых скифских костюмах.
По одной из версий, племя кочуя перемещалось на север, где объединилось со скифскими племенами. Этим объясняется обнаружение в скифских захоронениях на территории Северного Причерноморья женщин, на костях которых есть многочисленные повреждения, полученные в боях. В могилах также лежит оружие: луки, стрелы, копья.
Несмотря на многочисленные археологические находки и письменные памятники, учёные так и не пришли к общему мнению, существовали ли амазонки как отдельное племя. В то же время достоверно известно, что у некоторых народов женщины принимали участие в битвах наравне с мужчинами. У других – помогали на начальной стадии атаки, а потом отходили в тыл. Отсутствие в большинстве женских захоронений доспехов и оружия ближнего боя говорит всего лишь о неполной боеспособности.
Кстати: В XVI веке прибывшие на территорию нынешней Колумбии испанцы сообщали об индейском племени, в котором живут только женщины. Река, на берегу которой они обосновались, впоследствии получила название Амазонка. Описание быта и нравов женского племени очень похоже на эллинских амазонок и дошло до нас в «Докладе о завоевании нового государства Гренада», датированном 1539 годом.
Архетипический женский миф присутствует во многих мировых культурах. Основополагающим европейским женским мифом является древнегреческий об амазонках. Амазонки – женщины-воительницы, одни из самых загадочных женщин в истории, обитали на окраинах тогдашнего цивилизованного мира. Образ жизни амазонок был противоположным образу жизни классического древнегреческого общества, в котором доминировали мужчины. Это не единый миф, а набор мифов и исторических представлений о племенах воинственных женщин, убивавших мужчин и выполнявших, с точки зрения античных людей, исконно мужские функции.
Гомер описывал амазонок как «мужеобразных» женщин, сражавшихся на стороне троянцев и побежденных Ахиллом. У отца истории Геродота амазонки предстают «мужеубийцами», совершавшими набеги на Скифию. Греческий историк римского времени Диодор Сицилийский изображает амазонок как храбрых воительниц, которые выжигали себе правую грудь, чтобы она не мешала им стрелять из лука.
Многочисленные упоминания мифа об амазонках встречаются в трудах Гиппократа, в трагедиях Эсхила и Еврипида, поэмах Вергилия и Овидия, в «Географии» Страбона, в биографических и исторических сочинениях Павсания и Плутарха. Несмотря на устойчивый интерес античных авторов к женщинам-воительницам, о точном ареале расселения амазонок, равно как и об их образе жизни, известно крайне мало. Традиционно считается, что они обитали на северо-востоке Малой Азии (Каппадокия, Турция) вдоль реки Фермодонт (современная Терме), впадающей в Черное море. Однако, по мнению Геродота, легендарный народ амазонок жил в районе Меотиды (современное Азовское море), вплоть до реки Танаис (Дон). Античные авторы располагали земли амазонок также в древней Скифии – в предгорьях Кавказа и Северном Причерноморье.
Главный город амазонок – Фемискира – был назван в честь основавшей его первой царицы амазонок, дочери бога войны Ареса и богини любви Афродиты. Под ее предводительством были совершены первые завоевания и подчинены мужчины соседних племен. Согласно одним сведениям, мужчинам амазонки предоставили домашние женские работы, фактически поработив их, а детям мужского пола калечили руки и ноги, чтобы те не смогли в будущем поднять восстание. Согласно же другим сведениям, амазонки встречались с мужчинами из соседних племен, но только раз в год. Главным занятием амазонок была подготовка к войне. Они умело управлялись с луком и копьем, хорошо ездили верхом, имели щиты и шлемы. Некоторые авторы даже указывали, что именно амазонки ввели кавалерию и железное оружие.
Миф об амазонках как о грозных соперницах мужчин, равных им на поле боя и нередко превосходящих в мастерстве ведения битвы, связан со множеством других древнегреческих преданий, что делает миф об этом загадочном народе одним из самых популярных в античной традиции. Так, в девятом подвиге Геракл добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, разгромив войско амазонок и пленив самых грозных воительниц. Одну из них, Антиопу, Геракл отдал в награду другому древнегреческому герою – Тесею, тем самым спровоцировав нападение амазонок на Афины (по другим сведениям, Антиопа уехала с Тесеем по своей воле). Как пишет Плутарх, Антиопа была «мужелюбива» и не захотела возвращаться к своему племени, даже когда амазонки напали на Афины и стали лагерем у самого Акрополя. В этой битве Антиопа погибла, и война закончилась перемирием.
Еще один миф об амазонках связан с именем Александра Македонского. По сообщению Диодора Сицилийского, когда Александр завоевывал территории по берегу Каспийского моря, к нему прибыла Фалестрида, самая мужественная и красивая царица племени амазонок, с пожеланием иметь ребенка от великого завоевателя. Ребенок, рожденный от родителей, которые превосходят прочих людей, должен был стать первым в мире по доблести, силе и мужеству. И Александр, как передает Диодор, принял царицу, а проведя с ней 30 дней, отпустил домой с богатыми дарами. Впрочем, о дальнейшей судьбе царицы и ребенка автор не сообщает. Подобные предания могут свидетельствовать о том, что античные полководцы действительно встречали женщин-воинов в своих восточных походах.
В греческой мифологии были и другие вымышленные народы, например кентавры. В мифологии и искусстве кентавромахия (например, битва лапифов с кентаврами на Парфеноне; сейчас в Британском музее) описывается так же, как и амазономахия. Однако у амазонок были реальные прототипы – скорее всего, воинственные женщины-кочевницы ираноязычных народов (скифы, сарматы, саки). Главное отличие других вымышленных народов от амазонок – у них нет явной исторической основы. Амазонки – это люди, и невозможно представить рассказы о встречах реальных исторических личностей, например, с кентаврами.
Многие приписываемые амазонкам качества – мужененавистничество, стремление к войне, выжигание груди для лучшего владения оружием – могли быть отражением представлений греков о варварских племенах, с которыми греки вступали в контакт и в которых положение женщины было отлично от греческого.
Еще одно объяснение мифа кроется в мировосприятии древних греков. Так, один из сюжетов о разгроме амазонками персидского войска и захвате в плен персидского царя Кира, возможно, отражает страх Запада перед Востоком. Кир был распят, а невиданная храбрость женщин, а также ужас от того, что они убили могущественного царя своего времени, мог свидетельствовать о реальной (парфянской) угрозе, которую греки и римляне ожидали с восточных границ на рубеже эр.
Историческую основу мифов об амазонках можно обнаружить в данных археологии и свидетельствах наиболее достоверных античных письменных источников, в частности в сочинениях Геродота, Страбона и Павсания. По мнению современных исследователей, амазонками античные авторы могли называть реальные племена, жившие на берегах Черного моря, в которых положение женщин и мужчин было равным, а женщины часто находились на поле боя во время сражений. По одной из версий, воины этих племен внешне были настолько непохожи на греков, что их принимали за женщин.
Исследователи сходятся в том, что существуют реальные истоки мифа об амазонках, но расходятся во мнении, что это были за племена и где они могли обитать. В результате раскопок гробниц сармато-сако-скифских кочевников на территории современной Кубани было найдено оружие, принадлежавшее женщинам-воинам, причем их останки демонстрируют признаки боевых ранений. Это дает основание полагать, что женщины-воительницы, сражавшиеся наравне с мужчинами, действительно могли существовать.
Образ женщин-воительниц встречается и в мифологиях других народов (древневосточные мифологии, Китай), однако именно древние греки сформировали наши представления об амазонках как о народе женщин-воительниц.
Миф об амазонках был излюбленным сюжетом античных авторов. Уже в Античности можно говорить о двух составляющих мифа, которые повлияли на дальнейшую судьбу и образ амазонок в истории. С одной стороны, античные авторы представляли амазонок как врага цивилизованного мира, который со временем трансформировался в образ «другого», радикально отличного от греческого общества. С подобным объяснением также связаны приписываемые амазонкам качества: воинственность, изменение внешнего облика (выжигание груди), свобода действий и независимость от мужчин.
С другой стороны, в основе закрепившегося в европейской культурной традиции образа амазонки лежит амбивалентность, инверсия мужских и женских ролей: женщина выполняет исконно мужские социальные функции. При этом амазонка остается «традиционной» женщиной. Например, нет никаких сведений о лесбийских связях между амазонками. Они остаются женщинами даже при описании самых кровавых сюжетов с их участием, и здесь античные авторы подчеркивают характерные «женские» роли амазонок: красоту, страсть, способность жить в браке (например, в мифе о Тесее) и рожать детей.
Примером восприятия гендерного образа амазонки могут быть «женские» комедии Аристофана, в первую очередь «Лисистрата». Пьеса рассказывает о «забастовке женщин», которые отказывают мужьям в ласках, чтобы принудить их прекратить войну. И хотя Аристофан не упоминает амазонок, его описание женщин и ситуация, при которой они используют свою власть, чтобы отвлечь мужчин от войны, фактически воспроизводит один из фрагментов мифа – гендерное превосходство женщин, чуждое греческому обществу. Греки воспринимали женское превосходство как ненормальную ситуацию, поэтому и жанр здесь комедийный: над женской властью смеялись как над чем-то нереальным, ведь на самом деле этого произойти не могло.
Амазонок ваяли в скульптуре, изображали на барельефах, мозаиках и вазах. Сюжет амазономахии (битвы греков с амазонками) был распространен в различных частях античного мира. Мифический разгром амазонок афинянами — один из центральных сюжетов на Парфеноне: в скульптурах воинов безошибочно угадываются женщины-воины, ведущие битву с мужчинами. Сюжеты с битвами амазонок находят на стенах сокровищницы афинян в Дельфах, рельефах фриза храма Аполлона в Бассах или храма Артемиды в Магнесии.
В поздней Античности и раннем Средневековье миф об амазонках использовался авторами как метафора для описания образа жизни варварских государств. Например, Кассиодор, римский писатель VI века, описывает доблесть женщин племени готов, которые под предводительством двух цариц, Марпезии и Лампеты, без помощи мужчин разгромили войско напавших на них соседей и отправились завоевывать Азию. На самом деле, пишет Кассиодор, это были не готы, а амазонки.
Особую роль миф об амазонках приобретает после открытия Нового Света и во время колониальных завоеваний. Христофор Колумб и Америго Веспуччи в своих воспоминаниях описывали только что открытую ими землю как женскую фигуру, которая похожа одновременно на сладострастную искусительницу и чудовище – на амазонку. А королева Испании Изабелла даже обещала вознаградить тех, кто обнаружит амазонок в Новом Свете, чтобы подтвердить миф о могущественных женщинах, бросивших вызов доминированию мужчин.
Самый известный топоним – река Амазонка, которая была названа в честь этого загадочного женского народа. В начале XVI века колонизаторы, продвигаясь вглубь материка, столкнулись с местными племенами, одним из которых было племя обитающих на берегу реки воинствующих женщин, живущих без мужчин. Их уклад и обычаи напомнили европейским переселенцам миф об амазонках.
Амазонок рисовал Рубенс, описывал Винкельман. У немецкого драматурга начала XIX века Генриха фон Клейста есть пьеса «Пентесилея» – пожалуй, первое масштабное произведение об амазонках. Настоящее возрождение мифа об амазонках начинается в конце XIX века, когда на первый план при восприятии гендерного образа выходит борьба женщин за равноправие. Известное «Письмо к амазонке» Марины Цветаевой адресовано гомосексуальной французской писательнице Натали Барни: в нем Цветаева эмоционально одобряет опыт женщины-писательницы, сравнивая ее с амазонкой, непохожей на других.
Миф об амазонках был использован и в антифашистской пропаганде. Так, в своей статье 1943 года известный советский историк древности А. В. Мишулин описывает эпизод пленения и расправы амазонок над персидским царем Киром. Амазонки наравне с другими племенами, победившие и расправившиеся с «истинным нордийцем» Киром, отождествляются с советским народом, сражающимся с фашистской Германией.
После Второй мировой войны и произошедших изменений в положении женщин миф об амазонках или архетипический женский миф стал основанием для множества экранизаций и постановок о сильных женщинах, борющихся за свои права. Наиболее известными произведениями являются комикс и снятый по его мотивам фильм «Чудо-женщина» (Wonder woman) и сериал «Зена – королева воинов».
Черты образа амазонок обнаруживаются у многих женских персонажей, которым в сюжете отводится роль воительниц. Показательным примером служат многочисленные фильмы с женщинами-супергероями («Люди Икс», «Женщина-кошка» и другие). Амазонкой можно считать сержанта Рипли из серии фильмов «Чужой» и принцессу Лею из «Звездных войн». Классический миф об амазонке как мужененавистнице прослеживается в четвертом фильме об Индиане Джонсе, где смелая и воинствующая женщина противостоит традиционному образу мужчины, по сюжету не уступая ему в силе и возможностях. И неслучайно советская цензура изменила название польского фильма «Секс-миссия» (1984 год, вышел в советский прокат в 1986 году) на «Новые амазонки».
Дагомейские амазонки – уникальное явление в мировой истории, поскольку это единственное задокументированное женское военное подразделение. Эту группа женщин-«терминаторов», обитавшую к югу от Сахары и повергающую в ужас европейских колонизаторов, иностранцы назвали «дагомейскими амазонками». А сами себя они называли N'Nonmiton, что означает «наши матери».
Дагомейские амазонки считались элитными войсками в Королевстве Дагомея (современная Республика Бенин). N'Nonmiton защищали своего короля во время самых кровопролитных сражений и считались неприкасаемыми. А их особой «фишкой» считалось обезглавливание жертв.
Амазонки вовсе не являются мифическими персонажами. Последняя оставшаяся в живых дагомейская амазонка умерла совсем недавно, в 1979 году в возрасте 100 лет. Это была женщина по имени Нави, которую исследователи нашли живущей в отдаленной деревне. А в 19-м веке в корпусе амазонок служили 6000 женщин-солдат (всего в армии было 25000 человек, т.е., амазонками было около трети всей дагомейской армии).
Их история началась еще в 17-м веке. Ученые предполагают, что изначально корпус амазонок был образован в качестве охотников на слонов. Но они сумели настолько впечатлить короля Дагомеи своими навыками, что король захотел видеть их своими телохранительницами. Другая теория предполагает, что поскольку женщины были единственными людьми, которым разрешалось пребывать во дворце короля после наступления темноты, то неудивительно, что именно женщины стали телохранителями короля.
Отбирали в N'Nonmiton самых сильных, самых здоровых и самых смелых женщин. Они затем проходили процесс тщательной подготовки, во время которого превращались в настоящие боевые машины для убийства, которых боялись во всей Африке на протяжении более двух столетий.
Амазонки были вооружены голландскими мушкетами и мачете. К началу 19-го века их корпус превратился в полноценное военное подразделение, полностью преданное своему королю. Девушек в N'Nonmiton набирали (и давали им оружие), начиная всего с восьми лет от роду. Некоторые женщины в обществе становились солдатами добровольно, а других в телохранительницы отдавали мужья, которые жаловались на недисциплинированных жен, которых они не могли контролировать.
С самого начала амазонок учили быть сильными, быстрыми, безжалостными и способными выдерживать большую боль. Упражнения, которые напоминали некую разновидность гимнастики, включали прыжки через стены , покрытые колючими ветвями акации. Также в подготовку входили экспедиции в джунгли без снаряжения, с одним мачете, которые длились по 10 дней. Неудивительно, что в бою дагомейские амазонки сражались до смерти… чужой или своей.
Женщинам N'Nonmiton не разрешалось вступать в брак или иметь детей во время службы в качестве солдат. Более того, считалось, что они состоят в официальном браке с королем, но даже король не решался нарушить их обет целомудрия. А если же амазонки касался любой другой мужчина, а не король, то это означало для него верную смерть.
Весной 1863 года британский исследователь Ричард Бартон прибыл в западную Африку, чтобы основать британскую миссию в прибрежной Дагомее, а также чтобы попытаться заключить мир с дагомейцами.
Дагомейцы были воюющей нацией, которая активно использовала рабов, в которых в основном они превращали захваченных в плен врагов. Но больше всего Бартона поразили элитные дагомейские воительницы: «У этих женщин были настолько хорошо развиты скелет и мышцы, что только по наличию груди можно было определить пол».
Основным из оружием были голландские ружья, а мачете дагомейские амазонки использовали для того, чтобы обезглавить и расчленить свои жертвы. Среди дагомейцев тогда было принято возвращаться домой с головами и гениталиями своих противников.
Несмотря на жестокую подготовку, для многих женщин это был шанс избежать скучной жизни , на которую были обречены женщины в дагомейском обществе. При поступлении в N'Nonmiton женщины получали возможность подняться по социальной лестнице местного общества, занять командные посты и обрести влияние. Они даже могли стать богатыми, но такое случалось редко.
Стэнли Альперн, автор единственного полноразмерного трактата на английском языке, посвященного изучению амазонок, писал: «когда амазонки выходили из дворца, перед ними обязательно шла рабыня с колокольчиком. Звон колокольчика говорил каждому мужчине, что нужно свернуть со своего пути, удалиться на некоторое расстояние и смотреть в другую сторону».
Даже после того, как французы при поддержке Иностранного легиона в 1890-е годы покорили Дагомею, правление страха амазонок продолжалось. Французских солдат, остававшихся у дагомейских женщин на ночь, часто находили утром мертвыми, с перерезанным горлом. Недооценка противников-женщин очень часто приводила к увеличению количества жертв среди французских захватчиков.
К концу Второй франко-дагомейской войны французы начали побеждать только после поддержки Иностранного легиона. Последние силы короля капитулировали, большинство амазонок были убиты в 23 боях во время Второй войны. Легионеры позже писали о «невероятной храбрости и дерзости» амазонок. Они также заявляли, что в этом месте живут самые страшные женщины на Земле.
Интерес этнографов и историков вызывают и татуированные женщины из племени Apatanis: изуродованные по собственной воле.
Образ амазонок – женщин-воительниц, которые в искусстве владения оружия дадут фору любому воину, волнует мужчин уже не первую тысячу лет. Кого только не видели под этим мифом: менад Диониса, скифских воительниц и даже индианок Южной Америки.
Миф об амазонках считается очень древним – его относят к утерянной Минойской цивилизации с острова Крит, то есть к концу III-II до нашей эры, связывая с культом Великой богини и матриархатом. В качестве доказательства приводят культ богини Артемиды – охотницы-девственницы, которая считалась покровительницей амазонок, а также с ее постоянным спутником, по некоторым версиям, ее мужской ипостасью, Дионисом.
Античных поклонниц Диониса нередко ассоциируют с амазонками. Женское воинство древнегреческого бога виноделия и безумства действительно внушало ужас в современниках. В полуобнаженном виде, в шкурах животных и с виноградными листьями менады, что переводится буквально как «безумствующие», менады и, впоследствии вакханки, носились по окрестностям, пугая население и превращаясь во временное стихийное бедствие. Источники описывают, как они в полубессознательном состоянии устраивали оргии, танцевали со змеями, выхватывали горящие бревна из костра и совершали ритуальные жертвоприношения животных.
Впрочем, дело не всегда ограничивалось братьями нашими меньшими. Известен миф об Орфее, который был растерзан менадами то ли за то, что стал свидетелем их мистерий, то ли за то, что, воспевая богов, пропустил Диониса. Его судьбу разделил и царь Перфей, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою мать, одурманенную Дионисом.
Могли ли менады стать прообразом Амазонок у античных авторов? Что ж, это было вполне возможно, учитывая, что социальной причиной вакханалий принято считать побег женщины от повседневных забот и устоев патриархального общества. Хотя бы на время. Все остальные дни в году женщине предстояло быть тихой, примерной и законопослушной. В дни прославления Диониса она могла отбросить все запреты, оставив позади дом, семью, обязанности, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога, не боясь расправы за свои вольные действия.
И тем не менее, описания вакханалий скорее напоминает последующую картину средневекового шабаша ведьм где-нибудь на лысой горе, нежели статных женщин-воительниц, дочерей Ареса, наводящих ужас и так восхищающих эллинов. Даже Геракл, который хитростью завладел поясом царицы амазонок Ипполиты, ставил этот подвиг в один ряд с победой над немейским львом и лернейской гидрой.
Да и если вернуться к древнегреческим историям об амазонках, их месторасположение античные авторы размещали где-то на периферии своей ойкумены, то есть на побережье Черного моря и Приазовья. Скорее всего, это может быть связано со столкновением греков с другими культурами, где еще сохранились черты матриархата. Если сравнивать с греческой женщиной, которая в классический период большую часть времени робко сидела в женской половине дома – гинекее, и была обязана беспрекословно подчиняться своему покровителю, свободолюбивые дикарки могли показаться эллинам фантастическими существами, наравне с сиренами, одноглазыми аримаспами или грифонами.
По мере открытия новых земель и расширения границ человеческой ойкумены, легендарная страна прекрасных воительниц отодвигалась все дальше на окраины карты. Вначале их родиной было Причерноморье, затем Индия, в средневековое время – центральная и Южная Африка, а также неизведанные острова Индийского океана. С открытием Нового Света, у поклонников древнего мифа появилась еще одна надежда.
Так, испанские чиновники, Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявшие участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада на территории современной Колумбии, в 1539 году рассказывали об одном народе женщин: «живущих сами по себе без проживания у них мужчин». Согласно записям путешественников, американские амазонки зачинали детей от купленных ими рабов, и если рождался мальчик – отправляли его обратно к отцу, который тоже не задерживался среди них, если девочка, прилежно воспитывали ее.
В отчете другой экспедиции, под командованием конкистадора Франсиско Орильяны, первооткрывателя реки Амазонки, некий монах Гаспар де Карвахаль упоминал о своей героической битве с амазонками. Правда, и на его время нашлись скептики. Испанский автор «Истории Индий» Франсиско Лопес де Гомара, в ответ на все впечатляющие рассказы путешественников заметил, что: «И другие, помимо Орильяны, рассказывали ту же басню об амазонках с того времени, как были открыты Индии, но никогда подобная вещь не была видана и никогда не будет видана. Из-за этого обмана некоторые уже пишут и говорят «река амазонок», и много партий собираются туда отправиться». Так, мечта о легендарном племени дала новое название крупнейшей в мире реке.
Неужели племена амазонок всего лишь плод фантазии греческих авторов? В наше время, когда «все острова давно открыты», легендарных воительниц осталось искать разве что только в прошлом. В таком случае, вернемся к истокам, а точнее к берегам Черного моря и Меотиде (Приазовье), там, где протекает река Танаис, сегодня известная как Дон. Геродот рассказывал, что амазонки прибыли в этот регион из Малой Азии, где их захватили эллины в сражении на реке Фермодонте.
Однако женщины, которых погрузили на корабли, напали на греков в открытом море и захватили суда. Правда, в морском деле они, судя по всему, уступали своим захватчикам – не умея управлять кораблями и ориентироваться в море, они не смогли вернуться домой. Отдавшись на волю ветру, они причалили к Приазовью, где захватили табун лошадей и принялись грабить Скифскую землю.
Почти через 400 лет после Геродота римский историк Помпей Трог, в I веке до нашей эры сообщал, что амазонки – это жены скифов, ушедших из Причерноморских земель в Малую Азию к реке Фермодонт. Там все мужчины-скифы были убиты, а женщины взялись за оружие, успешно защитив свои земли от врагов.
Возможно, именно скифские и сарматские женщины, которым нередко приходилось воевать рука об руку с мужчинами, стали прототипом для распространения мифа об амазонках. В конце концов, грекам приходилось постоянно сталкиваться и с теми и с другими.
Скифские курганы юга России, которые археологи планомерно раскапывают вот уже с XIX века, подтверждают, что многое из сочинений Геродота и других античных авторов – правда. В них находят множество захоронений вооруженных женщин. На их останках нередко обнаруживаются следы боевых травм – повреждений черепа, ключиц и костей конечностей от ударов колющим и рубящим оружием. Иногда даже наконечники стрел, застрявшие в костях. У многих наблюдается изменение фаланг на двух пальцах правой руки, что свидетельствует о постоянной стрельбе из лука.
В средневековье, на смену скифским амазонкам, очевидно, пришли хазарские. Около 30% женских хазарских захоронений всех возрастов сопровождались оружием, преимущественно топориками. Останки некоторых юных женщин-воительниц были обнаружены с полным комплектом вооружения: луками со стрелами, ножами и даже саблями. Кстати, хоронили таких «амазонок» отдельно от мужчин, в специально сооруженных для них могилах, в то время как обычных женщин, которых в иной мир сопровождали зеркала и украшения, нередко помещали в парное захоронение.
|