![](/_pu/11/s04041969.jpg)
Одна из самых популярных сказок детства – «Золушка». Ее автором является французский писатель Шарль Перро. Он доработал сказку, добавив в нее описания быта, приключений, раскрыв характер героев. Но ее основа – история про бедную сироту уже давно существовала и передавалась из уст в уста в народе.
Сюжет прост и понятен – бедная девушка терпела несправедливость, но не теряла свою доброту, не становилась обозленной на мир, она смиренно выполняла поручения и наконец-то дождалась чуда – появления феи. Крестная не просто навестила девушку, но и одарила ее порцией волшебства, превратила тыкву в карету, лохмотья в красивое платье, крыс в лошадей. Золушка отправилась на бал, где повстречала принца. Жаль вот только, что чудо было временным и чары в полночь развеялись. И снова с героиней случилась неудача, разлука с принцем, при этом девушка опять-таки не отчаялась, а продолжила ждать. Заканчивается сказка счастливо, справедливость восторжествовала.
Слово Золушка означает уменьшительно – ласкательное от зола. Зола – черные остатки прогоревшего дерева. В этот мир, мир «кожаных одежд» либо «деревянных человечков» (в сказке «Золотой ключик»), мы родились, не умея владеть своими возможностями, которые в нас заложил Бог при Сотворении. Он нас сотворил «по образу и подобию Своему», то есть в нас заложены возможности творить и одухотворять сотворенное, чтобы было живое.
Так как же нам обрести в себе «подобие Божие»? Как ни странно, те, кто вынуждает нас в любой работе проявлять творчество (чтобы больше заработать, нужно уметь делать что-то лучше других людей: красивее шить, вкуснее готовить, лучше строить, в спорте достигать лучших результатов, конструировать лучшие машины, самолеты, ракеты и т.д.) и есть испытатели нашего характера. Выносливость, выдержка, умение принять мудрое решение, сопереживание, со-радость, терпение и смирение нарабатываются не враз – это результат долгого труда души человека.
Каждое поколение рода нарабатывает за жизнь что-то свое и по генам передает детям, а дети своим детям и т.д. Род, в котором лучше потрудились предки, в каждом последующем поколении достигает более высоких результатов. В школе с самого первого класса видно, что все детки разные по способностям и по глубине восприятия информации. Изначально каждому роду на земле дан один талант – самый первый, а дальше Господом сказано, чтобы люди развивали свои таланты, а не «зарывали в землю», то есть лень исключается – плохая попутчица в жизни.
Из рода в род передавалась какая-то профессия от отца к сыну, от сына к внуку и т.д. Если получалось хорошо делать что-то одно, развивались попутно и другие способности, например: выращенный богатый урожай нужно было продать, чтобы приобрести что-то другое необходимое в хозяйстве. Учились ремеслу торговли, психологии торговли, учили языки разных народов, чтобы с ними торговать. То есть человек, активно живущий, всегда развивал свои таланты.
Это важный момент в жизни человека, но не главный. Мы стараемся себя и своих близких оградить от трудностей житейских. Но вот парадокс: если человек сам не страдал, он не умеет сопереживать боли других, он не находит нужным помогать нуждающимся, даже если есть такая возможность.
«Мы говорим, что страданий не должно быть, но они есть, и мы должны обретать самих себя в их огне. Скорбь – это один из важнейших факторов жизни, и потому бесполезно говорить, что ее не должно было бы быть. Грех и страдание, и скорбь есть и не наше дело говорить, что Бог ошибся, когда допустил их. Скорбь выжигает в наших душах массу мелочей, но она не всегда делает человека лучшим. В успехе невозможно обрести себя самого. От успеха бывает только головокружение. В однообразии тоже невозможно обрести себя. В однообразии мы способны только ворчать. Найти себя можно только в огне страданий. Страдание либо дарит мне самого себя, либо уничтожает мое Я. На основании Священных Писаний, и человеческого опыта, известно, что это так в жизни людей. Ты всегда узнаешь, когда человек прошел огонь страданий и нашел самого себя (то есть подобие Божие в себе), и ты уверен, что можешь обратиться к нему в беде и найти, что у него есть время для тебя. Если ты обретешь себя в огне страданий, Бог сделает тебя полезным для других людей» (О. Чемберс).
Мачеха с сестрами уехали на бал, а Золушке велено было перебирать смешанные зерна, и она выполнила это задание. Это образ того, что мы очищаем себя от всего ненужного в душе: зерна от плевел, и помогают нам в этом все силы природы физической (птички) и тонкого мира (ангелы). Количество переходит в качество при постоянном усилии, волей своей мы нарабатываем терпение и смирение при необходимости выдержать какие-то испытания в судьбе.
Иногда мы в своих поступках или в мечтах возвышаемся над обыденностью – пребываем на балу у принца. Но вскоре это состояние проходит: карета вновь превращается в тыкву, бальный наряд в старое некрасивое платье и вот только туфелька хрустальная выдает наше обретение себя горнего. Жизненные сложности, преодоленные нами, утончают нашу психику, как бы делают нашу поступь по земле более легкой. В сказке это отображено в изменении обуви: грубые башмаки Фея заменила Золушке на изящные хрустальные туфельки и они не исчезли.
Страдают те, кому в земном мире не очень уютно, они то и преображаются и после жизни в земном мире, уходят в Высшие Светлые миры. Их мы впоследствии и называем Святые.
«Мир не прост, совсем не прост. Нельзя в нем скрыться от бурь и гроз, нельзя в нем скрыться от зим и вьюг, и от разлук, от горьких разлук». Но за все эти испытания впереди ждет награда – радость встречи с Любовью – Господом нашим. А Золушка – это сердце каждого человека нашей планеты, который сумел в себе подчинить тело – душе, а душу – духу. Вот такое превращение от золы до Золушки.
В наше время история Золушки стала буквально символом, идеологемой. Эта идеологема гласит: у каждого есть шанс подняться с самого низа на самый верх. История Золушки в тысячах различных интерпретаций присутствует в современной массовой культуре. Само слово стало нарицательным, относимым к человеку, чьи достоинства были недооценены, но который внезапно сумел добиться признания и вырваться из ничтожества и безвестности.
В самом голом виде эта сказка воплощает надежду на повышение своего статуса через удачное замужество (или даже женитьбу). И мы получаем истории вроде «Пятьдесят оттенков серого», «Моей прекрасной няни» или диснеевского «Алладина». Бывают и более сложные версии, не связанные с любовью и свадьбой. Они рассказывают о том, как девушка или парень из низов волею случая оказывается в высшем обществе и, получив шанс проявить себя, оказывается принят на самом верху.
Более того, герой в итоге может даже отказаться от предложенного ему высокого положения ради прежнего низкого статуса. Но ядром истории остаётся открытость и лёгкость перехода снизу вверх – от бедности к богатству. Главное заполучить шанс, обратить на себя внимание высоких лиц и проявить свои лучшие качества.
Даже телевизионные шоу построены по схожему принципу: никому неизвестный талант выступает на большой сцене перед суперзвёздами и вызывает у них (срежиссированный) восторг.
Давайте взглянем на историю вопроса. Причём слишком далеко заглядывать нам не придётся, ведь та история Золушки, которую мы знаем, это версия французского поэта-классициста Шарля Перро.
Шарль Перро переделывал сказки («Золушка», «Красавица и Чудовище», «Спящая красавица» и др.) не только в соответствии со своим вкусом, но и в соответствии со своими взглядами. То есть он не только исключал из услышанных от кормилицы своего сына сказок жестокие эпизоды (например, то, как сёстры калечили себя, чтобы надеть туфельку), но и усиливал нравоучительную составляющую в соответствии со своими представлениями и взглядами. Недаром на русский язык эти сказки были впервые переведены под заглавием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».
Шарль Перро придерживался довольно прогрессивных взглядов (по крайней мере, выступал за прогресс в искусстве), даже само обращение к жанру сказки было по тем временам новаторством. Он жил и писал в преддверии эпохи Просвещения, когда под скипетром французского абсолютизма вызревали буржуазные отношения. Соответственно, в его сказках можно различить зачатки буржуазной этики и морали.
Уже само включение народной сказки в систему жанров высокой литературы было прогрессивным актом, способствовало демократизации литературы. Буржуазная мораль и философия Просвещения противостояли устоям сословного общества. Но это не мешало самим просветителям быть аристократами или сторонниками просвещённой монархии. Многие просветители выступали против сословных перегородок, но опору в борьбе за гуманистические идеалы видели в монархе. Последним великим выразителем такой идеи можно назвать Достоевского.
Но вернёмся к сказке Золушка. Итак в сказке смирение противопоставлено высокомерию, трудолюбие – праздности.
Мораль сказки «Золушка» опирается на представление о том, что внутреннее достоинство, внутреннее качество человека не зависит от его статуса: «Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже». И никакие унижения не в силах уничтожить внутреннюю (и внешнюю) красоту Золушки, точно так же как никакие наряды не способны прикрыть внутреннюю и внешнюю непривлекательность сестёр: «Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».
Принято считать, что сказка про Золушку – это про то, что девушке надо быть доброй, трудолюбивой и терпеливо сносить плохое отношение, за это она поедет на бал и выйдет замуж за принца. Но так не получится. И дело даже не в том, что "принцев мало и на всех не хватает".
Вот представьте – красивая девушка целый день моет полы и драит кастрюли, ночью валится без сил на тюфяк в углу. Даже если появится добрая фея и превратит тыкву в карету, а мышей в лакеев, даже если девушка в красивом платье попадёт на бал.... Что она будет там делать, если умеет только пол мыть?
В сказке Шарля Перро Золушка не простолюдинка, её отец знатный дворянин. И по сказке сёстры, собираясь на бал, советуются с ней, зная о хорошем вкусе и наверняка знании тогдашней моды. Да и попав на бал, Золушка восхищает всех не только шикарным нарядом, но и грациозностью, когда принц пригласил на танец. То есть Золушка девушка воспитанная и с хорошим вкусом, и можно предположить, разбирается в модных причёсках и нарядах. Откуда же такие уменья, если она целыми днями полы мыла, а ночью спала на чердаке? Может кто-то её учил....
Так что не столько красотой и добротой понравилась Золушка принцу, а хорошими манерами, изяществом, обаянием, которыми научила её фея. Сказка всегда актуальна – трудолюбивой, доброй и красивой девушке надо грамотно себя преподнести, тогда и принц появится.
Казалось бы, все в сказке «Золушка» ясно: чтобы выбраться из грязи в князи, нужно быть доброй и трудолюбивой, плохо быть мачехой-абьюзером, которая третирует юную падчерицу, нужно иметь много друзей, и тогда мышки и голуби помогут разобрать крупы, хорошо быть везучей, иметь фею-крестную и жить по принципу «Главное – попасть на бал, а там разберемся». Но если бы сказка «Золушка» была всего лишь банальным бесхитростным рассказом, вряд ли она дожила бы до наших дней.
Единой точки зрения на вопрос, с какого момента мы можем отсчитывать сюжет «Золушки», нет. По-видимому, самая древняя версия имеет египетско-греческое происхождение: Родопис, египетско-греческая богиня, которую в детстве похитили пираты, однажды купалась в речке и потеряла башмачки, которые утащил сокол. Сокол оказался богом Гором, он отнес сандалии самому фараону, который приказал найти владелицу туфелек. Есть и другая версия, в которой Родопис была египетской проституткой, но в остальном история мало чем отличается – в обоих случаях все закончилось свадьбой.
Достоверно можно сказать, что первый письменный источник, повествующий о сюжете «Золушки», – это «География» греческого ученого Страбона. Он, в свою очередь, опирался на несохранившийся древнеегипетский источник, согласно которому в одной из пирамид покоится царица, выбранная в жены царем по сандалии, занесенной орлом.
Есть версия китайская: там есть и мачеха, и башмачки, и муж-император в награду. Как и в классической версии, в китайском варианте у героини миниатюрная ножка – один из канонов женской красоты в Китае.
В корейской версии Золушка – 14-летняя девочка. Бедная падчерица целыми днями перебирает просо и рис, рыхлит деревянной палкой каменистое поле. Однажды небожительница помогает ей управиться с делами и отправляет на чью-то свадьбу. По дороге девочка роняет в воду туфельку, ее находит начальник провинции и объявляет, что женится на владелице.
В европейской хронологии первой известной версией «Золушки» была версия итальянского поэта и сказочника Джамбаттисты Базиле. Сговорившись с няней, главная героиня крышкой сундука ломает мачехе шею и потом уговаривает отца жениться на няне. Однако шесть дочерей няни невзлюбили девушку, и Золушку спас случай: однажды ее увидел король и влюбился. Впрочем, девушка не хотела выходить замуж и убежала, уронив туфельку, грубую пианеллу с подошвой из пробки (такую обувь носили в Неаполе женщины эпохи Ренессанса). История заканчивается общенациональным розыском, свадьбой, и Золушка-убийца становится королевой. Заметили закономерность? Чем древнее сказка, тем она жестче и грубее.
Но давайте добавим немного теории. Мы с вами увидели, что в разных странах и в разные времена сказки обладают сходным сюжетом. Каждый народ отражает особенности своей жизни, но неизменно в формате сказки о девушке, которую обижает злая мачеха. Сказка не объясняет причин ненависти мачехи и даже не показывает реальных путей преодоления конфликта. Сказка говорит: «Это несправедливо, так быть не должно», – и в замкнутом волшебном мире несправедливость исправляется.
Такие сказки называют волшебными, суть их сюжета – в воздаянии: чтобы получить подарок судьбы, надо добиться успеха через претерпевание несправедливых мучений, и тогда осуществятся собственные желания.
Версия сказки, ставшая классической, принадлежит Шарлю Перро – он как будто спустил в один рукав грубый народный сюжет, а из другого рукава выпустил легкую сверкающую Золушку. Помимо версии Перро, известна версия братьев Гримм, которые, кстати, утверждали, что башмаки – это символ власти жены над мужем. До сих пор во многих языках существует выражение «быть под каблуком», означающее, что в конкретной семье жена главная.
Если сравнивать варианты братьев Гримм и Перро, можно заметить, что братья восстановили прежнюю жестокость «Золушки» – там волшебства гораздо меньше, чем у Перро. Например, когда в семью Золушки заявляется гонец с туфелькой, злым сестрам все-таки удается примерить туфельки – одна отрезает себе пальцы, другая – пятку.
Интересно, что у педантичных немцев значительно логичнее выглядит мотив побега Золушки с бала. Красавица у них пугается не боя часов, а попыток принца выяснить, чья же она дочь. Но в любом случае после Перро и братьев Гримм возникла хрестоматийная версия сказки – Золушка стала одним из образов мировой литературы.
Давайте посмотрим на лицо Золушки. Черты, которые воплощают образы героини в мультфильмах или фильмах, не случайны. Во-первых, обратим внимание на типично детские черты лица – не зря нам кажется, что Золушка подросткового возраста, хотя в тексте сказки это нигде не указывается. В подростковом возрасте сохраняются типично детские черты, например непропорционально большие глаза, и когда мы видим сигналы, свидетельствующие о том, что перед нами ребенок, то мы, взрослые, ведем себя покровительственно. Возникает желание опекать, защищать, что часто привлекает мужчин, однако для взрослых отношений этого мало. Поэтому в чертах Золушки, например в мультфильме Диснея, черты ребенка сочетаются с чертами взрослой девушки: высокие скулы свидетельствуют о начале полового созревания, о возрасте, когда уже допустима мысль о взрослых отношениях.
В сказке все не случайно – даже то, как мультипликатор воссоздает визуальный образ. Не случаен и выбор волшебных предметов. Первый волшебный предмет, который все вспоминают, – тыква, но почему именно она? Во-первых, это большой овощ – разве не такой нужен для кареты? Во-вторых, не стоит забывать, что изначально тыква в Европе не росла. В XVII веке ее завезли конкистадоры, вернувшиеся из Америки: ко времени написания сказки Перро тыква не была широко известна и представлялась народу заморской таинственной волшебной гостьей, то есть фея-крестная использовала волшебный овощ. И, конечно, золотистый цвет тыквы соответствовал цвету карет того времени, ведь их обивали золотом.
Еще один безусловно волшебный предмет – это туфелька. Давайте вспомним: в египетской сказке были кожаные позолоченные сандалии, в китайской – обувь из золотых нитей с подошвами из чистого золота, в итальянской – серебряные туфли, у братьев Гримм – туфельки, расшитые шелком и серебром. Но мы-то все помним про хрустальные туфельки, именно хрустальную туфельку считают чуть ли не ключевым образом в сказке, но посудите сами: какая дикость – носить туфли из хрусталя, которые совсем не гнутся! На это впервые обратил внимание Оноре де Бальзак, который сказал, что стеклянная туфелька непременно разбилась бы на мраморных ступенях.
Есть версия, что хрустальный башмачок появился в результате ошибки переводчика, который занимался текстом Шарля Перро и стал заменять устаревшие слова оригинала на современные. В рукописи Перро Золушка сбегает по лестнице бесшумно, потому что у нее туфелька vair – то есть «меховая». Переводчик заменил устаревшее vair («мех») на более современное verre – «стекло, хрусталь», и в одно мгновение меховая туфелька навсегда превратилась в хрустальную.
О возможности такого развития событий свидетельствует то, что в некоторых русских переводах использовалась «туфелька, отороченная мехом», но все-таки французские исследователи склоняются к тому, что ошибки не было. Дело в том, что ко времени жизни Перро французская орфография вполне устоялась, а сам он был членом Французской академии и, конечно, не мог допустить ошибку сам – и заметил бы, если бы ошибку допустил кто-то другой.
В пользу того, что башмачок все-таки хрустальный, говорит то, что во многих других сказках герои носят алмазные и золотые башмачки. Скорее всего, Перро сознательно выбрал хрусталь: во-первых, потому что при производстве пантуфель (туфель на жесткой подошве без задника, но на каблуке) для каблука действительно использовалось стекло (каблук был прочным и звенел при ходьбе, что считалось особым шиком). К тому же хрустальные туфельки можно трактовать как бальные туфельки, которые были сшиты из ткани, но расшиты хрустальными стразами.
С какой ноги была туфелька, которую потеряла Золушка? На этот вопрос есть научный ответ, который зависит от нашей биологии. Вплоть до XVIII века туфли делали одинаковыми для правой и левой ступней, а правыми или левыми они становились после «обнашивания». На бал Золушка надела туфельки впервые, и если она была, как большинство людей, правшой, то, скорее всего, потеряла левую туфельку: все дело в том, что обычно у правшей правая нога больше левой.
Еще один момент, на который хотели бы обратить ваше внимание, это примерка туфельки. Туфелька – женский символ, а узнавание по туфельке – это ритуал наделения правами, например восхождение на престол. У Гоголя в «Ночи перед Рождеством» заносчивая сельская красавица Оксана требует у влюбленного кузнеца Вакулы черевички, те самые, которые носит царица. Считается, что только при наличии царских туфелек может состояться венчание или свадьба.
Теперь часть философско-психологическая. Есть мнение, что девочкам нельзя читать сказку и смотреть фильмы про Золушку, в подтверждение которого используются два основных аргумента. Первый аргумент – «Золушка» вредна тем, что ее ключевая идея заключается в том, что бедная поломойка никогда бы не стала женой принца, если бы не ее терпение и покорность или не помощь феи. Стремление быть покорной, чтобы получить за это воздаяние, или надежда на помощь феи уродуют судьбу женщины, потому что формируют ложный сценарий ожидания «принца».
Второй аргумент – образ Золушки формирует пассивный тип поведения, фиксируя подчиненное положение женщины в патриархальном мире, поэтому девочка, которая читает «Золушку» или смотрит фильм, настраивает себя на реализацию жизненного сценария неполноценной личности, которая подчиняется любому объекту, хоть в малой степени обладающему атрибутами власти.
В сказке также можно найти сценарий ожидания – психотерапевты даже выделяют специальное психическое расстройство, которое называется «комплекс Золушки». Заключается оно в том, что женщины отказываются от реального восприятия мужчин в своей жизни и ждут «принца», не обращая внимания на обычных мужчин. Но установка, что «принц» обязательно явится только после лишений и ограничений и надо просто терпеливо ждать, неверная. Сказка учит совсем не этой стратегии пассивного ожидания. Но чему тогда?
Здесь мы переходим к последней, практической части, настоящим смыслам сказки «Золушка», которые можно использовать в своей жизни. Некоторые родители акцентируют внимание на том, что без красивого платья и выхода в свет на Золушку никто бы не обратил внимания. Но не стоит делать акцент на покровительстве, вместо этого спрашивайте у детей, понятны ли им смыслы, пусть они делают выводы самостоятельно.
Как избавиться от «комплекса Золушки» или как не сформировать его?
• Создайте образ того мужчины, который желаем. Вероятно, в этот желаемый образ попадает не тот, кто оценит платье и прическу, а тот, для кого важны внутренние качества.
• «Переберите» свою «крупу». Золушка выполнила это задание, которое заключается в ответе на вопрос «Что делать?». Нужно очищать себя от лишнего, отделять зерна от плевел. В конечном итоге количество работы над собой перейдет в качество и собственными усилиями будет выработано терпение и смирение, которые помогут выдержать какие-то испытания судьбы, которые вовсе не обязательны, но могут появиться.
• Переключайтесь с процесса на процесс. Очень важно научиться ценить каждое мгновение: и бал, и копание в золе, и ожидание, и минуты триумфа. Иногда в своих поступках или в мечтах мы возвышаемся над обыденностью, но это состояние очень быстро проходит. Если мы понимаем, что жизненные трудности, которые нам уготованы, делают нашу поступь по земле более легкой, то когда жизнь заставляет нас менять меховые башмачки на хрустальные, а потом обратно, это помогает нам встать на пуанты.
• Не считайте, что мир настроен враждебно, не страдайте от базового недоверия миру. История Золушки с точки зрения психиатрии – это история женской фрустрации. Золушка – это девушка, которую окружают враждебно настроенные по отношению к ней женщины, и даже отец фактически бросает родную дочь. Золушка боится разочаровать принца, поэтому убегает с бала. Ей кажется, что ее настоящую он не полюбит. Она страдает от заниженной самооценки, базового недоверия к миру, и поэтому принцу приходится доказывать свою любовь, организуя общенациональный розыск. Если женщина попадает под влияние «комплекса Золушки», хочет быть слабой и беззащитной, она провоцирует в мужчине бессознательную компенсаторную установку. Она показывает: смотри, какая я слабая, стань единственным и неповторимым, защитником, спасителем, стань великим мужчиной. Но не каждый мужчина это выдержит.
• Используйте счастливый шанс, нарушайте правила. Золушка получила и принца, и платье, и карету, когда сделала то, что ей не разрешают. Фея не сотворила ничего сверхъестественного: она не вшила Золушке доброе сердце, не сделала ее сразу принцессой. Она дала Золушке шанс, возможность проявить себя. Счастье возможно, оно рядом, но надо перестать бояться и начать слушать себя.
Однако здесь важно следующее – не пропустить время для развития. Фея отправила Золушку на бал, но дальше все зависело только от самой героини. Во дворце никто не усомнился в том, что она достойна присутствовать на балу. В сказке Перро залогом успеха Золушки на балу и любви принца стали аристократические ценности, хорошие манеры и умение безупречно себя вести.
Сказка «Золушка» имеет все необходимое для того, чтобы помочь нам стать счастливыми. Смысл «Золушки» – это переход, превращение себя в саму себя, из Золушки – в принцессу.
Итак, кто главные герои сказки «Золушка»? Сама Золушка, её мачеха и сводные сестрицы. Женские персонажи в сказке обычно символизируют эмоциональную жизнь, эмоциональные отношения. Так в чём главный конфликт в сказке? Мачеха и её дочери живут в доме (который принадлежит отцу Золушки!) и принуждают Золушку ухаживать за ними: шить платья, делать им причёски, готовить пищу, день и ночь трудиться по хозяйству. Сама же Золушка не причёсана, одета в грязное старое платье. У Золушки нет своей комнаты, она спит на золе, а мачеха и сводные сёстры живут в красиво обставленных комнатах. Сёстры зло насмехаются над Золушкой. Мачеха ненавидит Золушку и даже не скрывает этого, давая падчерице заведомо невыполнимые задания.
Чему нас учит эта сказка? Она помогает отличить жертвенное служение ближнему, чему учит нас христианство, от покорности из страха остаться в одиночестве или без материальных средств, из страха, что иначе поток оскорблений и издевательств усилится. Золушка проявляет все признаки комплекса самоуничижения. Комплекс самоуничижения появляется у людей, которые совершенно не чувствуют своей самоценности и значимости среди людей. Комплекс внушает им, что они недостойны любви и поэтому плохое отношение к ним оправдано. Увы, человек чрезмерно зависит от мнения окружающих, не может принимать решения, полагается на авторитеты.
Что такое чувство самоценности? Взрослые люди сильны духом, целе¬устремлённы, позитивны и успешны. Это результат безусловной любви матери к своему ребёнку – «только потому, что ты есть!». Хороший отец даёт ребёнку уверенность в том, что он достойный человек, способный, сильный и уверенный, чтобы преодолеть жизненные трудности. Если родители обладали чувством собственной значимости и вливали его в ребёнка, то ребёнок безстрашно учится достигать успехов в жизни.
А теперь зададимся вопросом: «Как не впасть в уныние от встречи с самим собой, когда начинаем исследовать глубины собственной души? Что делать, чтобы наша душа становилась добрее, радостнее, светлее с каждым днём?»
Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. В детстве нас, думаю, и многих читателей также, мучил вопрос: почему мачеха такая злая? Ведь она преследует падчерицу буквально до смерти! И в других сказках – «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», «Белоснежка и семь гномов» – мачехи дают падчерицам невыполнимые задания и желают им смерти. Почему?
Итак, Царица родила дочку и умерла. Новорождённый младенец символизирует чистоту и невинность, это – рождение искренних эмоций в душе, без примеси эгоистической фальши и поисков выгоды. Но Царь женится вторично, и у Царевны появляется Мачеха, которую Пушкин характеризовал так: «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Мачеха – полная противоположность юной Царевне. Любовь к себе у неё вытесняет все остальные чувства. Она добродушна и весела, лишь когда слышит похвалы в свой адрес от зеркальца. Чужая молодость, чистота и красота вызывает у неё жгучую зависть. Зависть отрицает любовь и потому пытается её погубить. Все поступки Мачехи диктуются не любовью, а жаждой власти над другими. Зависть, ревность и тщеславие – вот необузданные страсти, которые могут погубить душу.
В сказке зеркальце намекает нам, что Мачеха страдает от чрезмерного нарциссизма (вспомним миф о Нарциссе, который влюбился в своё отражение в воде). Нарциссизм диктует манеру поведения: желание победить любой ценой, сопровождающееся презрением к окружающим, что и препятствует формированию нормальных отношений; обесценивание чужих заслуг, чтобы обезопасить себя от переживаний. Зависть – это чувство, которое «говорит»: «Всего, что мне так необходимо, я не могу достичь, а потому буду вредить или даже совсем уничтожу того, кто в чём-то лучше меня»; проявление слишком высокого самомнения в отношениях с другими людьми; потребность в том, чтобы их любили и обожали, при этом они ощущают сильную тревогу и тоску, если другие не подпитывают их самооценку; стремление контролировать каждый вздох окружающих; непрерывная деятельность, основанная на убеждении, что для отдыха нет никакой возможности. Желание вызвать восхищение окружающих своей плодотворной работой в тех областях, где они в какой-то мере могут удовлетворять свои амбициозные фантазии.
Зависть заполняет всю жизнь нарциссической личности. Так муж может испытывать зависть к деятельности жены, к способу её бытия. Ему становится нужно всё, чем бы она ни обладала. А женщина испытывает зависть к физическим возможностям мужчины, к его деловой хватке и лёгкости, присущей его социальному положению. Конфликт между Мачехой и Падчерицей – это столкновение двух установок в психике человека: положительные чистые эмоции (Царевна) противостоят эгоистическим склонностям (злая Мачеха).
Есть люди, которые просто подавляют свою зависть и эгоизм, считая, что им не присущи эти качества. Сказка иллюстрирует процесс эмоционального развития, в ходе которого человеку приходится болезненно осознавать свои внутренние противоречия. Как бороться с комплексами и уродливыми чувствами? Осознать свои злобу, зависть, тщеславие; если очистить себя от злобы и эгоизма, рождаются новые ценности и смыслы; преодолеть искушения, распознать в себе тайное зло под видом добра; быть готовыми символически умереть и возродиться.
Человек подобен дереву, которое своими ветвями тянется к Солнцу (к Богу), а корнями уходит в корни традиционной культуры семьи и страны. Память о прошлом делает нас сильнее. И, воспитывая ребенка, мы стремимся прививать ему любовь к Богу. Ребенок духовно возрастает через Таинства церкви, через житие матери и отца, через игры, через обучающую литературу, и конечно, через сказки. Именно поэтому важно, чтобы родители сами правильно их понимали.
Сегодня в интернете можно найти сотни сайтов с толкованиями и расшифровками сказок. Одни рассматривают сказку с точки зрения психологии. Другие представляют толкования как смесь религиозных течений (буддистские, индуистские, ведические и эзотерические лжесмыслы).
Сказки претерпевали изменения в течение истории. Сначала при книгопечатании в 18-19 веках. После октябрьской революции мысли о Боге вырезались из сознания людей. Однако истины все равно оставались в людях. Сказки, мультфильмы, фильмы советского периода были пропитаны христианскими смыслами, но показывались завуалировано.
В наше же время снова сказки претерпевают изменения. В продаже появляются книги в сокращенном виде, а иногда в переписанном виде. В сказках важные духовные смыслы стали вырезаться либо меняться в худшую сторону.
Приведем только один пример. Открывая старую книгу «Золушка» Шарля Перро, мы увидим некоторые поручения мачехи юной девушке, есть разные сохранившиеся интерпретации, возьмем самую распространенную. В советской версии мультфильма наказ звучал так: «Золушка, послушай, крошка, потрудись ещё немножко, перемой ка всю посуду и натри полы повсюду, дров на месяц наколи, на год кофе намели, посади среди цветов сорок розовых кусков (тридцать три куста роз), и пока не подрастут, подметай дорожки тут; если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца».
В современной трактовке в сокращенной версии этих наказов нет. Текст сейчас выглядит так: «У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, воротники и оборки. Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше. И вот, наконец, мачеха и сестры уехали на бал. Когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала».
Через сказки наши дети получают духовные уроки, учатся исполнять заповеди. Так и во многих сказках наш герой, например, Иван Дурак получает благословение родителей или благословение сказочного героя, наставляющего на правильный путь : «Отца и Мать чти, слабым помогай и бедных не обижай. Добро твори и зла никому не делай».
В поручении мачехи юной девушке звучат также важные благословения. И они имеют большой духовный смысл.
1. «Перебери горох». Это базовый навык духовной жизни, умение отличать добро от зла, умение просеять как через решето приходящее в нас. Не, иначе говоря, как Божий дар «различение духов» (1Кор.12:10).
2. «Помой посуду, постирай, очисти жилище». Это характеристики чистоплотности души. Дом наш, это душа христианская, которая должна на пути духовной жизни стать Храмом Божиим в нас самих. И само понятие очистительных «процедур» души, как говорят Святые Отцы, духовная баня, которые выражаются в еженедельной исповеди и причастии. Духовное оплакивание грехов души является основой духовности. Святой Иоанн Креститель дает ключ ко спасению своих душ, говоря фарисеям: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Также в Новом Завете сказано: «Они пошли и проповедывали покаяние» (Мар.6:12», «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян.11:18), «Я крещу вас в воде в покаяние» (Матф.3:11).
3. «Дров на месяц наколи, на год кофе намели». Путь в тридевятое царство во всех сказках всегда лежит через леса. Многие святые также используют образ леса, как образ непролазной чащи грехов. Когда неофит приходит в храм, ему приходиться выкорчевывать в своей душе сначала «бревна» (мелкие грехи), потом деревья (большие грехи), а потом уже выходить в открытое поле. А Святое Писание говорит о бревнах в наших глазах: «Или как скажешь брату твоему: “Дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Матф.7:4-5).
4. «Посади сорок розовых кусков». В разных вариантах сказки имеются разные упоминания: «посади тридцать три куста роз» или «посади сорок кустов роз». Число «тридцать три» отсылает нас к мысли о тридцати трех ступенях духовной жизни (книга Иоанна Лествиничка «Лествица»). Также тридцать три года было Иисусу Христу, когда он принес себя в жертву за грехи людей. Также число «сорок» напоминает нам о сорока днях поста, сорока днях хождения по пустыни Иисуса Христа, о сорока днях хождения по пустыни святого Иоанна Крестителя. Сами же розы, как цветы благоуханные и тонкие, часто являются символом благодати Божией. Именно поэтому в иконописи святых людей иногда изображают с цветами в руках. И когда в церкви праздник, то его украшают цветами, которые потом часто становятся целительными.
5. «И пока не подрастут, подметай дорожки тут». И пока благодать Божия не осолила Вас, пока Ваши духовные этапы жизни не пройдены Вами, пока вы не преодолели все испытания, Вы подметаете путь к Богу, к кустам Благодати, ходя еженедельно в храм.
6. «Если будешь ты стараться, всё исполнишь до конца, то на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца». В Библии сказано много об усердии, например «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим.12:11). «Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» (Пс.53:8). И когда всё исполнено до конца, то есть человек прошел путь духовной жизни, то он приходит к Царским вратам Святого дворца. Но войти он сам во Дворец не может. Встречают человека Ангелы, Святые люди и сама Пресвятая Богородица. И достойные встречаются с Богом на брачном пире.
7. И в конце рассказчик сказки, как правило, старушка или старик, говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Встречается дополнение к этой фразе: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок, а злым – погибель». И нам кажется, что дополнение звучит страшно, но оно правильное. Потому что тот, кто пытается использовать заповеди Божии во зло, приходит ко Христу со злым каменным сердцем и злым намерением, без желания исправиться, погибает. А то, что рассказчиком является старик или старуха, это исконная традиция Святой Руси. Ибо наставниками всегда были старосты, то есть мудрые опытные люди.
|