
Современному человеку трудно представить жизнь без универсальной карты или маршрута под рукой. Стало невероятно легко исследовать и открывать новые места. Однако так было далеко не всегда. В прошлом эта работа стоила неимоверных усилий заинтересованных энтузиастов, открытиями которых мы пользуемся до сих пор. Опираясь только на свои бревна, пайки и несколько картографических инструментов, они героически проводили месяцы, а то и годы, исследуя новые границы.
Путешествия, очевидно, были крайне опасными и часто заканчивались катастрофами. Столетиями ученые борются над тем, чтобы найти причины исчезновений. Но существует ли ответ? Стоит ли наука таких жертв? При каких обстоятельствах это произошло?
Пропажа целой экспедиции – явление загадочное. Но такое случалось не раз: подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.
В этой статье мы собрали для вас список самых катастрофических экспедиций за всю историю. Хотя печальные судьбы многих авантюристов из этого списка были результатом высокомерия, это никоим образом не умаляет их храбрости или масштаба их подвига.
Тем не менее, из приведенных ниже историй мы можем извлечь множество уроков, наиболее очевидным из которых является: никогда не летайте на воздушном шаре в Антарктику. Серьезно, это очень плохая затея.
Экспедиция Абубакари
Первый пример переносит нас в Мали четырнадцатого века, где Манса Муса, правитель империи Мали, готовит 200 кораблей к путешествию, чтобы открыть для себя самые дальние пределы Атлантического океана. 100 из них везут его людей, а еще 100 нагружены золотом, водой и припасами. Все из 200 кораблей, кроме одного, исчезли бесследно. Когда капитана уцелевшего корабля спросили, какие новости он привез, он сказал преемнику Мансы: «О султан, мы путешествовали долгое время, пока в открытом море не появилась река с мощным течением. Мой корабль шел последним. Другие ушли вперед, но когда они достигли того места, они не вернулись, и больше их никто не видел, и мы не знаем, что с ними стало. Что касается меня, то я сразу же развернулся и не стал входить в эту реку». Вместо того чтобы признать поражение, султан подготовил 2000 кораблей: 1000 для себя и своих людей и еще 1000 для воды и провизии. Что стало с этим огромным флотом, неизвестно, хотя некоторые утверждают, что экспедиция, возможно, была успешной и привела к открытию Америки за столетия до Колумба.
Австралазийская антарктическая экспедиция
Большинство из вас, наверное, слышали о неудавшейся экспедиции капитана Скотта на Южный полюс, экспедиции, ставшей еще более трагичной из-за успеха его соперника Руаля Амундсена. Однако немногие из вас слышали о третьей полярной экспедиции, проходящей в то же время. К 1910 году Дуглас Моусон, уважаемый австралийский ученый, приобрел такую внушительную репутацию исследователя, что его пригласили присоединиться к экспедиции Скотта «Терра Нова». Однако он отклонил это предложение и в 1911 году отправился в собственное путешествие в отдаленную часть Антарктиды. По прибытии он и его команда нанесли землю на карту и провели различные научные исследования. Однако, когда Моусон повел небольшую группу в путешествие за пределы базового лагеря, ситуация изменилась к худшему. Со сворой из 16 собак и двумя компаньонами (Ксавье Мерцем и Белгрейвом Ниннисом) Моусон отправился в путь 10 ноября 1912 года. После нескольких недель ходьбы по снегу и льду Ниннис провалился в расщелину и погиб, утащив за собой большую часть припасов группы. Моусон и Мерц были вынуждены есть своих собак, чтобы выжить, хотя Мерц продержался недолго. Пройдя более 100 миль по дикой местности Антарктики, Моусон вернулся в базовый лагерь с ободранными подошвами ног.
Экспедиция Перси Фосетта
Те из вас, кто смотрел блестящий фильм Джеймса Грея «Затерянный город Z», наверняка знают все о трагической последней экспедиции Перси Фосетта. В отличие от большинства примеров в этом списке, поездка Фосетта не была неудачной из-за плохого планирования или недостатка опыта. Чтобы дать вам представление о том, насколько опасным было его путешествие, скажем, что более 100 человек погибли, пытаясь выяснить, что с ним стало. После многочисленных поездок в Бразилию, как по заданию Национального географического общества, так и самостоятельно, Фосетт разработал теорию о затерянном городе, которую он назвал «Z». После службы во Фландрии во время Первой мировой войны он вернулся со своим старшим сыном Джеком в очередную исследовательскую экспедицию. Вместе с другом Перси Рали, троица отправилась в регион Мату-Гросс, где, по их предположениям, должен был находиться город. К сожалению, они не вернулись. Большинство людей считают, что они были убиты одним из враждебных племен в этом районе. В 2005 году журналист «Нью-Йорк таймс» посетил племя Калапало и узнал, что Фосетт был первым белым человеком, которого когда-либо видело племя, и что устный рассказ об этой встрече передавался из поколения в поколение. Очевидно, они посоветовали ему избегать определенной местности, где, как говорили, обитало свирепое соперничающее племя, но он все равно настоял на том, чтобы пойти туда – движимый непоколебимой потребностью найти загадочный город Z.
Арктическая экспедиция Соломона Андре на воздушном шаре
Шведского аэронавта Соломона Августа Андре вполне можно назвать воплощением жюльверновского Филеаса Фогга из «Вокруг света за 80 дней». В 1897 году он отправился в путешествие к Северному полюсу с архипелага Шпицберген на воздушном шаре «Орел». Хотя амбиции Соломона были возвышенными, его баллон, к сожалению, таковым не был. Он оставался в воздухе всего десять часов, прежде чем подвергся ряду столкновений с поверхностью Арктики. Проведя за штурвалом корабля 41 бессонный час, Соломон благополучно приземлился, после чего он и его команда отправились в обратный путь – пешком. Андре придавал такое большое значение успеху воздушного шара, что был очень плохо подготовлен к путешествию по арктической местности. Мало того, что его сани были совершенно бесполезны, так еще и запасы продовольствия были минимальны, а одежда плохо подходила для низких температур. После двух месяцев скитаний по льду он и двое его спутников каким-то образом добрались до отдаленного острова Квитоя на востоке Шпицбергена. Две недели спустя все трое мужчин были мертвы – они заразились паразитами от белых медведей, которых они отстреливали и ели, чтобы выжить. Их тела не были найдены еще 30 лет.
Пешком через Австралию
4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком. Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд. Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном. Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути. И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.
В поисках Арктиды
В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем. В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды. Туда же через два месяца должна была подойти «Заря». Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция. Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.
Группа Леонтьева
Летом 1953 года прервалась связь с тувинской экспедицией Льва Николаевича Леонтьева. На месте её последней стоянки поисковики обнаружили ещё тлеющее кострище, палатки и полный комплект снаряжения. Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь. На поиски отправились все находящиеся поблизости экспедиции. Но они закончились провалом. Группа Леонтьева до сих пор числится пропавшей, а на просторах Интернета всё ещё гуляет множество теорий, связанных с её исчезновением.
Экспедиция Хью Уиллоби
23 июня 1553 года от берегов Англии отчалили три корабля: «Эдвард Бонавентура», «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца». Они должны были найти северо-восточный проход из Северного моря в Тихий океан. Путь лежал вдоль северного побережья Русского царства. Руководил экспедицией сэр Хью Уиллоби – отличный военный, но плохой моряк. 3 августа после страшного шторма «Эдвард Бонавентура» потерялся в море, а два других корабля продолжили путь на восток и вскоре достигли Новой Земли. Но из-за сложной ледовой обстановки экспедиции пришлось повернуть назад и встать на зимовку у берега Кольского полуострова, рядом с устьем реки Варзины. Вокруг было множество дичи и рыбы, так что зимовка обещала быть достаточно комфортной… Весной следующего года поморские рыбаки наткнулись на два английских судна. Одно было абсолютно пусто, а внутри другого обнаружилось 63 трупа. «Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером в руках и бумагой перед ними, другие – сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи – открывающими шкаф, иные – в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки» – так описали рыбаки то, что они увидели внутри «Бона Эсперансы». Если верить этим словам, то ни холод, ни голод, ни какая-либо болезнь не могли стать причиной одновременной гибели стольких людей. Наиболее правдоподобная версия их смерти – отравление угарным газом. Но это только лишь версия. А что же случилось с потерявшимся «Бонавентурой»? Корабль благополучно пристал к материку неподалеку от Архангельска, а его капитан Ричард Ченслор совершил путешествие в Москву, удостоился аудиенции у Ивана Грозного и стал основателем английской Московской компании, получившей монопольные права на торговлю с Россией.
Экспедиция Бековича-Черкасского
Экспедиция под руководством князя Александра Бековича-Черкасского состоялась в 1717 году. Организована она была по приказу Петра I. Главной ее целью была Индия. Попутно нужно было «склонить к верности и подданству» хивинского и бухарского ханов. Руководителем экспедиции был назначен потомок кабардинских князей, до крещения носивший имя Девлет-Гирей-мурза. В поход через Каспийское море из Астрахани выступили 6000 человек на 100 кораблях. Во время шторма значительная часть флота погибла, в том числе утонуло судно, на котором находилась жена и две дочери Бековича-Черкасского. Оставшиеся в живых продолжили миссию, но на подходе к Хиве на экспедицию напали ханские войска, имевшие пятикратное преимущество в численности. Впрочем, одолеть русских им не удалось, и после трех дней ожесточенных боев хан пригласил Бековича на переговоры, где уговорил Черкасского разделить русское войско на пять отрядов и отправить их порознь в пять разных городов, якобы на временное проживание. Естественно, все эти отряды были перебиты поодиночке, оставшихся в живых солдат продали в рабство на рынках Хивы и Бухары. Сам Бекович-Черкасский был обезглавлен, и голова его выставлена на базарной площади в Хиве. Впрочем, некоторые утверждают, что Бековичу за сдачу войска была дарована жизнь и он благополучно окончил свои дни при дворе хана. В Российской же империи надолго вошла в обиход поговорка «пропал как Бекович».
Экспедиция Лаперуза
Кругосветная экспедиция, которой руководил знаменитый французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз, пропала бесследно в районе острова Ваникоро группы Санта-Крус в западной части Тихого океана. Экспедиция в составе 220 человек, организованная личным указом Людовика XVI, отправилась в плавание 1 августа 1785 года на двух кораблях «Астролябия» и «Буссоль» («Компас»). Она обогнула мыс Горн, побывала на острове Пасхи и в Калифорнии, а затем отправилась на северо-запад. Во время этого плавания был открыт пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, ныне носящий имя Лаперуза. У берегов Аляски во время бури в море унесло две шлюпки с 21 членом команды. На острове Самоа во время стычки с местным населением погибло еще 12 человек, в том числе и капитан «Астролябии». В январе 1788 года у восточного берега Австралии корабли Лаперуза повстречались с английской эскадрой. Лаперуз передал через англичан письма на родину, и с того момента больше никаких сведений о нем и его людях не поступало. Существует легенда, что, когда Людовика XVI в 1793 году вели на казнь, последними его словами были: «Есть ли новые известия от Лаперуза?» В 1826 году на побережье острова Ваникоро были обнаружены останки потерпевшего кораблекрушение французского судна. Возможно, это была «Астролябия». Местные жители рассказали, что четверо моряков спаслись и долгое время жили на Ваникоро. Последний из них умер в 1825 году.
Экспедиция Джона Франклина
Гибель этой английской экспедиции – пожалуй, самая мрачная страница в истории освоения Северного Ледовитого океана. Чего стоят одни только названия кораблей, на которых она отправилась искать северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан: Erebus и Terror («Мрак» и «Ужас»). Джон Франклин – опытный моряк и полярник, участник и руководитель множества экспедиций, в том числе и арктических. Свой последний поход он возглавил в возрасте 59 лет, что само по себе уже является подвигом. Экспедиция в составе 129 человек вышла в море 19 мая 1845 года и исчезла. Когда все мыслимые и немыслимые сроки возвращения прошли, их принялись искать. С 1848 по 1854 год было организовано 39 спасательных миссий, но все они были безуспешны. Наконец одна за другой стали появляться страшные находки: могилы погибших моряков, непогребенные скелеты, брошенные лодки, каменные пирамиды с записками, из которых стала проясняться судьба экспедиции… Оба корабля вмерзли в лед в сентябре 1846 года, и в течение полутора лет не могли сдвинуться с места. 22 апреля 1848 года оставшиеся в живых члены экипажей решили покинуть корабли, переделать шлюпки в сани и двигаться в сторону материка. До ближайшего жилья было более 2000 км. Из 105 человек, отправившихся в путь, не выжил никто. Наконец в устье реки Бак были обнаружены останки экспедиции Франклина. Но лучше бы их не находили вообще. Стало ясно, что после того, как кончилось продовольствие, люди стали есть мясо своих погибших товарищей по несчастью, но и это им не помогло… Сам Франклин умер еще 11 июня 1847 года на борту «Эребуса». Эта дата стояла в одной из оставленных в каменной пирамиде записок. Его могила до сих пор не обнаружена. «Эребус» был найден в сентябре 2014 года, а еще спустя два года нашли и «Террор». Оба покинутых командами корабля самостоятельно вырвались из ледового плена, но вскоре затонули.
Непокоренная вершина Джорджа Мэллори
Перед тем, как совершить восхождение на вершину Эвереста, альпинист Джордж Мэллори ощутил, что значит остаться в паре шагов от успеха. В 1922 году он покорил высоту в 8300 метров – до пика высочайшей вершины мира ему тогда не хватило каких-то 500 метров. Спустя пару лет Мэллори попытался снова, взяв с собой друга Сэнди Ирвина. Финальная попытка закончилась катастрофой: один из альпинистов видел, как Мэллори и Ирвина снесло снежной лавиной. Тело Мэллори не могли найти в течение 75 лет. Только в 1999 году альпинист Конрад Анкер случайно обнаружил замороженный труп спортсмена на высоте 8156 метров на северном склоне горы. Местоположение Ирвина так и не было установлено.
Последний полет Амелии Эрхарт
Пионер авиации, первая женщина-пилот Амелия Эрхарт вошла в историю, установив множество рекордов. Главное из ее достижений – пересечение Атлантического океана. Отвага Эрхарт помогла ей добиться мировой славы, но даже получая одобрение со стороны общества, женщина чувствовала, что ее миссия выполнена не до конца. Американка грезила о невозможном и самом рискованном деле – кругосветном путешествии, не догадываясь, что этот полет станет для нее последним испытанием. Когда Амелия Эрхарт вылетела из Майами 1 июня 1937 года, ее сопровождал опытный штурман, капитан Фред Нунан. Однако помощи второго пилота оказалось не достаточно, чтобы преодолеть в воздухе сложный отрезок от Новой Гвинеи до крошечного острова Хауленд. В последнем сообщении, переданном по радиоприемнику, Эрхарт говорила, что не может найти остров, а топливо в самолете стремительно заканчивается.
«Терра Нова» Роберта Скотта
В отличие от остальных рассказанных нами историй, британскую антарктическую экспедицию «Терра Нова» под руководством полярного исследователя Роберта Скотта, можно назвать успешной, несмотря на трагический исход. В январе 1912 года Скотт и команда из четырех человек, в которую в том числе входили российские исследователи Дмитрий Гирев и Антон Омельченко, достигли Южного полюса. Правда, ученые оказались вторыми, уступив звание первооткрывателей соперникам во главе с норвежцем Руалем Амундсеном, достигнувшим цели на 34 дня раньше. К сожалению, обратного пути все пять членов экспедиции не пережили: они погибли от обморожения, не сумев отыскать верную дорогу из-за непогоды.
Открыл ли принц Мадог Америку еще до Колумба?
Задолго до того, как Колумб принял решение отплыть в Америку, валлийский принц Мадог, снарядившись десятью кораблями, отправился развеять тайны Новой Земли. Мадог был незаконнорожденным и имел множество братьев. Когда в 1169 году король скончался, между братьями вспыхнула гражданская война за королевский престол. Мадог, будучи мирным человеком, жаждал только приключений. Экспедиция имеет множество тайн и загадок. Некоторые люди считают, что Мадог и его люди высадились там, где теперь находится город Мобил, штат Алабама. В первую очередь, внимание привлекли каменные форты, расположенные вдоль реки Алабама, так как они были построены еще до прибытия Колумба. К тому-же, некоторые племена Чероки говорят, что форты построили «белые люди». Существует миф, что Мадог и его люди затерялись среди индейцев. В пользу этого мифа говорят несколько слухов, такие как предполагаемое сходство между языком Мадога и племени. В 1799 году губернатор штата Теннесси Джон Севьер написал отчет, в котором детально обрисовал нахождение шести скелетов с медными доспехами группы Мадога, что, возможно, было мистификацией. Если было бы доказано, что они реальны, то стали бы самым надежным свидетельством случившегося. Но к сожалению, судьба экспедиции до сих пор остается загадкой.
Последняя экспедиция Кабота
Сегодня Джона Кабота знают как первого европейца, открывшего Северную Америку со времен викингов. Как при высадке на Луну астронавтов, экипаж лишь ненадолго покинул корабль, чтобы установить папское знамя и заявить права Англии на землю, прежде чем вернуться на корабль и провести следующие несколько дней, исследуя побережье с воды. Вернувшись на родину, Джон поставил себе новую задачу – покорить Новый Свет. Снарядив вторую экспедицию пятью кораблями и провиантом, Кабот покинул Англию в 1498 году. Последнее упоминание о Каботе и его людях после отправки исходит от испанского посланника в Лондоне, который сообщил, что флот попал в шторм и один корабль должен был остановиться в Ирландии. Очень странно, что остальная часть флота двинулась дальше, не дожидавшись полного состава. Но интересно другое – на данный момент не нашлось никаких записей свидетельства того, вернулся он или нет. Некоторые предполагают, что все закончилось хорошо и он достиг цели. Это подтверждается тем фактом, что один из людей, который сопровождал его в последнем приключении, Ланселот Тиркелл, проживал в Лондоне в 1501 году.
Перевал Дятлова
Одна из самых громких экспедиций современности произошла в зимний период 1959 года. Группа из турклуба Уральского политехнического института отправилась в поход. Первоначально под командованием Игоря Дятлова было 10 человек, но один не смог продолжать путь из-за болезни. Детали истории поражают воображение. В ночное время, во время привала, по каким-то причинам, молодые люди и девушки выбежали из разрезанной изнутри палатки на мороз неодетыми. Жестоко изувеченные лица, повреждения, которые получают при падении с высоты, следы радиации на одежде, последний таинственный кадр на фотоаппарате туристов – все это только запутывало следствие. По одной из версий молодые люди стали случайными жертвами военных испытаний, по другой – о местных жителей из числа коренных северных народов, по третьей – иностранных разведчиков, по четвертой – испытания нейтронной бомбы. Имеется даже альтернативная версия о том, что к гибели тургруппы причастны инопланетяне. Неслучайно поход дятловцев стал объектом исследований по всему миру, о нем пишут книги и снимают кино. Энтузиасты по сей день штурмуют перевал в надежде найти ответ на вопрос: что же случилось с ребятами? Невзирая на мистический ужас, который вселяет история девяти студентов, тропа дятловцев становится все популярнее для туристов.
«Геркулес 1913»
В 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов совместно с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, дабы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых. Экспедицию проводили на судне под названием «Геркулес». На счастье путешественников, все благополучно добрались до острова и совершили задуманное. В последней телеграмме Русанов восторженно писал о сделанном и планировал, как он вернется домой. Несмотря на более безопасный путь, ученый принял решение вернуться через северо-западную оконечность Новой Земли. Неизвестно, чем руководствовался исследователь, но судно так и не было обнаружено. Лишь в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был найден столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи путешественников: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. В записях ничего не указывало на то, что произошла беда. Примечательно, что до сих пор ведутся поиски тел членов команды Геркулеса. Что могло бы погубить их?
Во все времена путешественники рисковали своей жизнью, чтобы писать историю и совершать открытия. Многие из них пропали бесследно. Но, как говорится, «риск – дело благородное». Тяга к приключениям была сильнее, чем мысли о смерти.
|