Magnus Fragor

Главная » Статьи » Разное

Истории исчезновения самолетов, которые так и не были раскрыты

В мировой авиации исчезновения людей на летательных аппаратах считается не таким уж редким явлением. Благодаря СМИ, эти случаи окружены ореолом таинственности и мистицизма. А между тем их объединяет одна красноречивая закономерность: все они произошли над океанскими просторами, где поиски по понятным причинам затруднены, а подчас и невозможны. При этом стоит учитывать, что газетный штамп «борт пропал с экранов радаров» вовсе не значит, что самолёт бесследно исчез; просто он перестал подавать сигналы и/или отвечать на запросы диспетчеров.

Мы стали свидетелями огромного инженерного прогресса в области коммерческой авиации. Авиакомпании могут похвастаться ценовой политикой, удобством, охватом огромного количества направлений, различными сервисами. Но приоритетом каждой компании остается безопасность пассажиров, и это требование сделало авиацию самым безопасным пассажирским транспортом в мире.

И все же даже сейчас случаются авиакатастрофы, которые ставят в тупик исследователей. Расследование причин катастроф затрудняется тем, что самолеты, отправившиеся по своим пунктам назначения, бесследно пропадают. На сегодняшний момент радиолокационные системы очень продвинуты. Но даже сейчас некоторые случаи многие объясняют теорией заговора и вмешательством потусторонних сил.

Современные радиолокационные системы постоянно контролируют воздушное пространство и автоматически собирают основные параметры передвижения авиалайнеров. Этой глобальной сетью покрыта практически вся поверхность земного шара, но и сегодня остаются «слепые места», где самолет может ненадолго исчезнуть со всех наземных радаров (такие, как океан). Но длится это считанные минуты, за которые, как правило, не происходит ничего страшного – авиасудно продолжает лететь согласованным с диспетчерами курсом и вскоре связывается со следующей точкой маршрута по радиосвязи. Впрочем, даже в таких «слепых зонах» самолеты видны тысячам спутников, находящимся на орбите Земли. Так что вероятность бесследного исчезновения авиалайнера в XXI веке стремится к нулю.

И все же подобные инциденты продолжают происходить. Самолёт, казалось бы, не песчинка в море. Тем не менее, с тех пор, как началась эпоха авиации, неоднократно имели место случаи, связанные с исчезновением лайнеров, в том числе и пассажирских. Сегодня мы расскажем о самых известных эпизодах и попробуем их проанализировать.

«Звездная пыль»

В августе 1947 года турбовинтовой самолет британской компании Avro Lancastrian под названием Star Dust («Звездная пыль») с шестью пассажирами на борту вылетел из Буэнос-Айреса и направился в Саньяго. В кресле капитана сидел военный пилот Реджинальд Кук, участвовавший во Второй мировой войне и удостоенный почетных наград. С ним в кабине находились двое не менее опытных помощников. Для такой проверенной команды маршрут не представлял особых сложностей: нужно было лишь подняться на нужную высоту, перелететь через горную цепь Анд и приземлиться в чилийской столице. Когда самолет преодолел половину пути, бортовой радист подтвердил диспетчеру, что полет проходит нормально, и они прибудут в Саньяго по расписанию – в 17:45. Но спустя несколько секунд с борта пришло еще одно сообщение, написанное азбукой Морзе: «STENDEC». Диспетчер нахмурился – он никогда раньше не слышал такой аббревиатуры. Предположив, что радист допустил ошибку, он попросил повторить передачу. И вновь пришло сообщение: «STENDEC». После этого StarDust перестал выходить на связь с диспетчерской вышкой. В чилийском аэропорту он так и не сел. На следующий день начались поисковые работы, к которым подключились аргентинские и чилийские военные. Они исследовали горную местность, над которой пропал Star Dust, как с земли, так и с воздуха. Но никаких следов пропавшего рейса не обнаружили. Ни одного обломка фюзеляжа, ни одной личной вещи пассажира или члена экипажа. Казалось, самолет просто растворился в воздухе. Так как официальное следствие зашло в тупик, вокруг этой истории появилось множество теорий заговора – от тайной правительственной операции, в зоне которой случайно оказался Star Dust, до инопланетного вмешательства. Больше всего конспирологов волновал вопрос: что же означает таинственное слово «STENDEC», которое экипаж передал прямо перед своим исчезновением? Все безумные теории заговора были опровергнуты лишь 50 лет спустя, когда альпинисты нашли фрагменты двигателя Rolls-Royce и пропеллера Avro на одной из горных вершин Анд. Специалисты смогли идентифицировать эти обломки как части пропавшего в 1947 году самолета StarDust. Однако в этой авиакатастрофе до сих пор остаются вопросы без ответов. Какова причина трагедии – техническая неисправность или ошибка пилотов? И главное, что радист хотел сообщить земле, упрямо повторяя слово «STENDEC»?

«Летающий тигр» и его последняя тайна

Flying Tiger Line была уникальной авиакомпанией: в 1945 году ее основали 10 бывших военных пилотов, которые входили в истребительное подразделение «Летающие тигры» времен Второй мировой войны. Изначально их флот состоял из 14 небольших грузовых самолетов, но уже через пару десятилетий Flying Tiger Line превратилась в передовую компанию, перевозившую как ценные грузы, так и пассажиров по всему миру на современных авиалайнерах, в том числе – на Lockheed L-1049 Super Constellation. Это был надежный среднемагистральный пассажирский самолет, идеально подходивший для межконтинентальных рейсов. Казалось, данная модель не имеет изъянов. Но весной 1962 года репутация L-1049 пошатнулась. Самолет L-1049 авиакомпании Flying Tiger Line, на борту которого находились 109 пассажиров, совершал перелет с Марианских островов на Филиппинские. Он поднялся в воздух из аэропорта Андерсен (Гуам) и направился к авиабазе Кларк (Анхелес). Полет проходил на стандартной крейсерской высоте 10 тысяч футов, но через 30 минут после вылета борт запросил у диспетчеров разрешение подняться до 18 тысяч футов, не объясняя причину. Им позволили это сделать. Еще через 1,5 часа L-1049 сообщил, что прибудет в Кларк в течение часа. Это было последнее сообщение, которые диспетчеры получили с этого борта, на последующие запросы с земли самолет просто не отвечал. Когда L-1049 в расчетное время не прибыл на Филиппины, была объявлена чрезвычайная ситуация и начаты поисковые работы. Незадолго до полуночи, когда по расчетам запас авиатоплива на борту должен был иссякнуть, «Летающего тигра» объявили пропавшим без вести. К поискам самолета были привлечены 1300 человек, 48 самолетов и 8 кораблей. Они исследовали 373 тысяч квадратных километров поверхности Тихого океана, но ничего не нашли. Когда поисковые бригады уже были готовы опустить руки, обнаружились свидетели, которые утверждали, что видели L-1049 за несколько секунд до его гибели. Несколько моряков с танкера «S/S T. L. Lenzen» рассказали, что наблюдали яркую вспышку над Тихим океаном, похожую на взрыв. У следствия появилась новая версия – возможно, «Летающий тигр» погиб в результате террористического акта? Но поиски в районе, указанном свидетелями, вновь не принесли результатов. Это был настоящий тупик. В финальном отчете Совету по гражданской авиации пришлось признать, что они не смогли найти улик, а значит и понять, что произошло с бортом L-1049.

«Этот странный самолет висит надо мной… и это не самолет»: исчезновение Фредерика Валентича

Один из самых странных инцидентов в истории мировой авиации произошел в 1978 году с 19-летним австралийцем Фредериком Валентичем. Этот юноша страстно грезил о карьере пилота с самого детства, но путь к мечте оказался тернистым. При поступлении в училище военно-воздушных сил Фредерика отсеяли еще на этапе медкомиссии, но он не отчаялся и решил пройти учебу в Air Training Corps – кадетском корпусе, куда попасть было гораздо проще. И все же искусство полетов давалось ему с трудом. Молодой человек дважды провалил все экзамены на коммерческую лицензию пилота, а также неоднократно попадал в опасные ситуации во время полетов. Тем не менее, в 1978 году Фредерика, наконец, допустили к самостоятельным полетам. На радостях он решил устроить необычное свидание со своей девушкой Рондой: по его задумке, они должны были вместе вылететь из Мураббина на частном самолете, через 70 минут приземлиться в аэропорту на острове Кинг, купить там лангустов или лобстеров, а затем вернуться домой и устроить романтический ужин. Ронда с энтузиазмом согласилась. Но в день, на который было намечено свидание, все пошло не по плану. Неотложные дела помещали девушке вовремя прибыть в аэропорт, и Фредерик занервничал: солнце уже практически зашло, а он не имел навыка ночных полетов. Тогда юный пилот решил совершить перелет до Кинга в одиночку. В 18.00 он сел в кабину своего самолета и поднялся в воздух. Первые 60 минут полета проходили спокойно: Фредерик набрал нужную высоту и направился запланированным курсом к месту назначения. Когда его самолет пролетал над побережьем, местный житель сделал фотографию, на которой отчетливо видно авиасудно Фредерика (позже этот кадр вошел в материалы дела и наглядно подтвердил, что с самолетом было все в порядке). Но несколько минут спустя, в 19.06, Фредерик передал диспетчерам тревожное сообщение: он заявил, что над ним летит большое воздушное судно с четырьмя зажженными посадочными огнями. Неужели наземные службы допустили такую опасную ситуацию на подлете к аэропорту? Диспетчеры быстро сверились с радарами: на экранах было отчетливо видно, что Валентич летит в полном одиночестве. Пока они пытались разобраться в ситуации, у молодого пилота началась настоящая паника. «Мне кажется, он играет в какую-то игру [со мной], он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить», – с тревогой в голосе докладывал Фредерик. Затем, не запрашивая разрешения у земли, он решил самостоятельно изменить маршрут и пролететь по кругу, чтобы «оторваться» от странного воздушного объекта. Но это не помогло. В 19.12 Фредерик произнес: «Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висит… и это не самолет». За этими словами последовали 17 секунд шума, впоследствии описанного авиадиспетчерами как «металлические, скрежещущие звуки», и связь с бортом оборвалась. Через полчаса после исчезновения Фредерика Валентича начались поиски его самолета. Но никаких свидетельств крушения не было найдено ни в море, ни на суше. Спустя четыре года после происшествия следователи вынесли лаконичный вердикт: «Причина исчезновения самолета не определена». Но такое объяснения инцидента, широко освещавшегося в газетах, никого не устроило. Многие конспирологи до сих пор убеждены, что Валентича похитили инопланетяне. В доказательство своей версии они приводят показания как минимум 20 человек, находившихся неподалеку от побережья в тот день и видевших неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе.

Рейс 370 Malaysia Airlines и вопросы без ответов

8 марта 2014 года малазийский «боинг» с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту поднялся в воздух, намереваясь совершить плановый перелет до Пекина. В кресле капитана сидел 53-летний Захари Ахмад Шах – опытный пилот, проработавший в авиакомпании Malaysia Airlines 33 года. Вести самолет ему помогал 27-летний Фарик Абдул Хамид. Оба пилота имели безупречную репутацию, множество раз летали по маршруту Куала-Лумпур – Пекин и провели тысячи часов за штурвалами данной модели «боинга». Словом, для них это был рутинный рейс, не обещавший никаких проблем или сюрпризов. Взлет прошел без происшествий. Лайнер занял установленный диспетчером эшелон и начал следование по маршруту к точке назначения. Пилоты не сообщали ни о каких неисправностях, ни о подозрительных пассажирах на борту. Через 40 минут после взлета «боинг» должен был войти в воздушное пространство Вьетнама и перед тем, как перейти на новую радиочастоту, пилоты попрощались с диспетчером, который вел их предыдущий отрезок пути: «Спокойной ночи, малазийский три семь ноль». Больше рейс 317 не выходил на связь с землей. Последующее расследование показало, что через несколько минут после разговора с диспетчером на «боинге» отключились устройства-транспондеры, передающие наземным службами информацию о местоположении и скорости судна. Это был очень тревожный знак, сигнализирующий о том, что с самолетом что-то случилось. Транспондеры просто так не выходят из строя. Их может намеренно отключить человек, находящийся в кабине пилотов. Или же они перестают передавать информацию, потому что на борту произошла аварийная ситуация, повредившая важные системы самолета. Но «боинг» зловеще молчал, продолжая полет на заданной высоте. Через 17 минут диспетчерская служба Вьетнама попыталась связаться с пилотами. Борт не ответил. Затем самолет начал отклоняться от маршрута, совершив левый поворот, будто бы намереваясь вернуться в Малайзию. А еще через полчаса «боинг» опять повернул, устремившись на северо-запад Индийского океана, и покинул зону, контролируемую наземными радиолокационными службами. Что происходило все это время на борту? Кто вел самолет? И куда он полетел дальше? Этого никто не знал. Единственное, что следователи сумели выяснить: после входа в «слепую зону» лайнер еще около шести часов находился в воздухе (все это время двигатели Rolls-Royce, установленные на самолете, продолжали передавать данные о своей работе на спутники). После этого самолет перестал проявлять какие-либо признаки жизни. Упал ли он в океан, потому что закончилось топливо? Совершил ли посадку на какой-то отдаленной военной базе? Пролить свет на судьбу рейса 370 удалось лишь спустя 1,5 года после исчезновения самолета, когда обломок крыла малазийского «боинга» был найден на острове Реюньон (на 4 тысячи километров западнее предполагаемого места падения). Сомнений не оставалось: лайнер потерпел крушение. Но почему? В попытке это объяснить следователи начали изучать технические характеристики самолета, особенности перевозимого груза и личные дела пилотов. Состояние «боинга» соответствовало всем нормам, поэтому сбой оборудования был маловероятен. Тогда подозрения пали на груз, который перевозил рейс 370. Могли ли литий-ионные аккумуляторы, находящиеся в грузовом отсеке лайнера, стать причиной взрыва или пожара на борту? Эксперты сомневались: самолеты Malaysia Airlines постоянно доставляли подобные грузы и тщательно соблюдали правила их перевозок. Вряд ли огнеопасные аккумуляторы стали причиной катастрофы рейса 370. Таким образом, наиболее вероятная версия состоит в том, что трагедия произошла по вине человека, находившегося на борту. Он отключил транспондеры и привел самолет к гибели. Но кто именно? Личные дела пилотов не вызывали подозрений. У них не было никаких объективных причин сводить счеты с жизнью и убивать еще 238 человек. Мог ли захватить самолет кто-то из пассажиров и заставить экипаж им подчиняться? Возможно, но следователи не обнаружили подозрительных личностей на борту «боинга». К тому же, ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственности за угон самолета.

Последний полёт Эрхарт

Американка Амелия Эрхарт стала первой женщиной-лётчицей, которая в одиночку пересекла Атлантический океан. В мае 1937 года она решилась на кругосветное путешествие на двухмоторном самолёте Lockheed Electra. С ней был штурман Фред Нунан. Но когда воздушное судно достигло центральной части Тихого океана, связь с экипажем внезапно прервалась. По одной из версий, машина упала в океан, по другой, лётчики из-за неисправности самолёта были вынуждены высадиться на одном из необитаемых островов. По третьей – их захватили в плен японцы. Но, так или иначе, дальнейшая судьба Эрхарт и Нунана неизвестна, никаких вестей от них больше не поступало.

Улетевшее звено

Днем 5 декабря 1945 года пять американских торпедоносцев-бомбардировщиков "Эвенджер" поднялись в воздух с военной базы в Форт-Лодердейле (это неподалеку от Майами). Стояла солнечная погода, условия для тренировочного полета были идеальными. Звену поставили задачу: курс на точку А – учебное бомбометание – поворот – курс на точку Б – поворот – возвращение на базу. Маршрут летчики хорошо знали, все навигационные точки дублировались визуальными ориентирами. На все про все командование выделило два часа, однако топлива в баки залили с запасом – на пять с половиной. Поначалу все шло по плану. "Эвенджеры" обнаружили учебную цель, успешно отбомбились и около 15:30 легли на обратный курс. Но через пять минут командир звена сообщил базе, что самолеты заблудились и он не видит землю. Пилоты несколько раз меняли направление, но берега так и не достигли. В последний раз звено вышло в эфир в 19:00, по расчетам, спустя час закончилось топливо, и самолеты, вероятно, приводнились. Командование ВМС США организовало одну из самых масштабных поисковых операций в истории. Задействовали более 300 самолетов армии и флота и 21 корабль. На суше скрупулезно прочесывали побережье Флориды, островов Флорида-Кис и Багамского архипелага. Ни единого следа. Поиски прекратили через несколько недель, экипажи "Эвенджеров" до сих пор числятся пропавшими без вести. Этот инцидент вошел в историю авиации как самое загадочное летное происшествие. Следственное управление ВМС пришло к выводу, что всему виной человеческий фактор, и возложило ответственность на командира звена лейтенанта Кэролла Тейлора. По официальной версии, он перепутал направление и увел "Эвенджеры" в Атлантический океан. Есть и множество других гипотез, в том числе паранормальных. Звено торпедоносцев пропало посреди Бермудского треугольника, где, как считается, происходят аномальные явления. Официального подтверждения, впрочем, эти версии так и не получили.

Исчез с бомбами

Десятого марта 1956-го над Средиземным морем бесследно исчез бомбардировщик B-47 Stratojet с двумя атомными бомбами на борту. Всего в тот день с авиабазы Мак-Дилл ВВС США во Флориде вылетело четыре борта – на базу Бен-Герир в Марокко. Группа успешно пересекла Атлантику и дозаправилась в воздухе. Вторую дозаправку планировали над Средиземным морем. Бомбардировщики снижались в условиях сильной облачности. Когда видимость восстановилась, одного самолета не было. Пилот на связь не вышел. По последним известным координатам самолета отправили поисковые группы. В спасательной операции у Алжирского побережья участвовали военные Франции и Марокко, в район предполагаемого крушения прибыли корабли Королевского военно-морского флота Великобритании. Однако ничего не обнаружили. Три члена экипажа бомбардировщика по-прежнему считаются пропавшими без вести.

Приводнились и исчезли

Двадцать третьего марта 1951-го с радаров пропал американский транспортник Douglas C-124. Самолет перевозил 44 военнослужащих с аэродрома Уокер в Нью-Мексико на британскую авиабазу Милденхолл. Среди пассажиров был и бригадный генерал ВВС Пол Томас Каллен, направлявшийся в Англию с подчиненными, чтобы сформировать там 7-ю авиационную дивизию стратегической авиации. Самолет находился над Атлантикой в 1500 километрах юго-западнее Ирландии, когда радист передал сигнал бедствия – загорелся груз. Экипаж посадил машину на воду, все находившиеся на борту пересели в пять спасательных плотов. Из Англии на помощь вылетел дальний бомбардировщик B-29. Экипаж увидел плоты и кружил над ними, пока хватало топлива, после чего вернулся на базу. А дальше началось необъяснимое. Спасательные корабли и самолеты добрались до места приводнения только спустя 19 часов, 25 марта. Но не увидели ни самолета, ни аварийных плотов. Прочесали тысячи квадратных километров и вернулись ни с чем. Что случилось с самолетом, экипажем и пассажирами, не известно до сих пор. В то время говорили о "руке Кремля" – похищении американских военнослужащих советскими кораблями якобы из-за высокой ценности генерала Каллена для разведки. Однако эта гипотеза не подтвердилась.

Искали год

Бесследно исчезали не только американские военные самолеты. Двенадцатого августа 1937-го советский дальний бомбардировщик ДБ-А с бортовым номером Н-209 взлетел с подмосковного аэродрома и взял курс на Архангельск. Экипажу под командованием Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского предстоял трансантарктический перелет в город Фэрбенкс на Аляске. Судя по первым радиограммам с борта, все шло нормально. Но 14 августа Леваневский передал, что "летит при сильном ветре и плотной облачности, окна кабины покрылись изморозью, а один из двигателей поврежден". Самолет находился в районе Аляски. После этого сообщения связь с ДБ-А прервалась. Машину Леваневского около года искали летчики из Советского Союза, Канады и США. Однако ни тел, ни обломков так и не нашли. Выдвинули несколько версий. Согласно одной из них, экипаж совершил аварийную посадку в районе горного хребта Эндикотт на Аляске. Американские летчики тщательно обследовали эту местность – никаких результатов. Возможно, бомбардировщик приземлился на дрейфующую льдину и его унесло в Атлантический океан. Эскимосы вроде бы видели, как самолет упал в воду неподалеку от острова Тэтис. Обследование этого района тоже ничего не дало. Летчиков официально признали погибшими.

Avro Tudor IV Star Tiger

Самолёт компании British South American Airways, на борту которого находился 31 человек, включая 6 членов экипажа, исчез ранним утром в конце января 1948 года. Это произошло над Атлантическим океаном во время полета между Санта-Марией на Азорских островах и Бермудами. Расследование показало, что самолёт, скорее всего, сбился с курса из-за сильного ветра, а решимость пилота продолжить рейс по маршруту привела к крушению. Спасательная операция результатов не дала, а последовавшие за ней поиски судна не обнаружили никаких следов Star Tiger.

Boeing-707

На борту этого грузового самолёта компании «Varig Brazilian Airlines», вылетевшего 30 января 1979 года из Международного аэропорта Нарита в Токио, находились картины бразильского художника японского происхождения Манубу Мабе. Стоимость их составляла 1,24 миллиона долларов США. Примерно через полчаса после вылета самолёт, находившийся в это время над Тихим океаном, бесследно исчез с радаров. Судьба самого самолёта, шести членов экипажа и 153 картин до сих пор остаются неизвестны, так как никаких следов их во время поисковых операций найдено не было.

Boeing-727

Из Международного аэропорта Куатро де Феверейро в Анголе 25 мая 2003 года был угнан Boeing-727. В этот день бортинженер и авиамеханик Бен Чарльз Падилья, обладавший лишь лицензией частного пилота, и его помощник Джон Микел Мутанту поднялись на борт, чтобы совместными усилиями с ангольскими механиками провести предполетную подготовку. При этом ни Падилья, ни Мутанту управлять самолётом не могли, так как для полёта необходимо присутствие трёх хорошо обученных пилотов. Тем не менее после поднятия на борт инженера и его помощника самолёт стал совершать хаотичные движения по взлётной полосе, а после взлетел и исчез в небе навсегда. Больше никто не видел ни самого самолёта, ни двух человек, его угнавших.

Boeing 777-200ER

Этот самолёт авиакомпании «Malaysia Airlines», на борту которого находились 239 человек, включая 12 членов экипажа, исчез со всех радаров 8 марта 2014 года спустя всего 40 минут после вылета из аэропорта Куала-Лумпур в Малайзии. Плановая предполётная подготовка показала работоспособность всех систем и отсутствие неисправностей. Взлёт и полёт происходили в обычном режиме, никаких сообщений о внештатных ситуациях на борту в службы не поступало. В 01:22 Boeing 777-200ER, находившийся на высоте около 10500 метров, пропал со всех радаров. После исчезновения, по данным расследования, самолёт отклонился от маршрута и провел в небе ещё семь часов, а потом пропал окончательно. Две масштабные поисковые операции результата не дали, но спустя полтора года после исчезновения в 4000 км от предполагаемого места крушения и вне рамок официальных поисков были обнаружены несколько разрозненных частей самолёта, что позволило сделать вывод о его падении. Правда, причины, по которым лайнер находился в небе ещё несколько часов после исчезновения с радаров, и обстоятельства гибели 239 людей до сих пор остаются неизвестными.

Пропавший рейс 447 авиакомпании Air France

216 пассажиров возвращались из отпуска в Рио-де-Жанейро в Париж. На борту также присутствовали 12 членов экипажа. Все они погибли в водах Атлантики. Обломки были найдены, но добраться до самолета было крайне сложно, т.к. самолет затонул в одной из самых глубоких частей Атлантического океана. Далее последовали 2 года попыток и затраты в €31 млн., чтобы поднять черные ящики. Правительственная комиссия по расследованию несчастных случаев опубликовала отчет, утверждающий, что самолет потерял скорость и потерпел крушение в результате ряда ошибок в управлении, хаоса и неразберихи в пилотной кабине. В ходе полета самолет попал в грозу, у него замерзли датчики скорости и начали отображать некорректные данные. Пилотами был сделан ряд ошибок в попытке справиться с внештатной ситуацией. Они пытались привести в порядок систему отображения скорости, которая беспрерывно посылала тревожные сигналы, и не обращали внимание на тягу и положение носа самолета. Пилот снизил скорость, чтобы пройти шторм. Дальше нужно было набрать высоту, но на низкой скорости тяги крыльев оказалось недостаточно, поэтому самолет рухнул. После публикации отчета во Франции произошел скандал, в ходе которого родственники погибших обвиняли правительственную комиссию за однобокость и предвзятость, оправдывающую компанию-производителя Airbus. Все "стрелки" переводились" на пилотов и Air France. Спор перерос в итоге в противостояние этих двух гигантов, каждому из которых грозили серьезные финансовые и репутационные потери. Как бы то ни было, жизни 228 человек, правда не вернет.

Катастрофа ВВС Индии

Летом 2016-го года военный самолет Aн-32 с 29 людьми на борту через 15 минут после взлета пропал с радаров над Бенгальским заливом. Индия еще не видела равной по масштабам поисково-спасательной операции. Подводные лодки, надводные суда, самолеты – все были привлечены к поискам. И хотя операция длилась почти 3 месяца, результаты были равны нулю.

Рейс 739 Flying Tiger Line

В 1962 году воздушное судно, зафрактованное армией США, отправилось в Сайгон. Летел высококвалифицированный персонал, нанятый для обучения южновьетнамских военных. Всего на самолете летело 107 человек. Самолет вылетел с Гуама, через 2 часа пилот отрапортовал, что полет проходит в штатном режиме и приземлится в назначенное время. Это был последний раз, когда с пилотом была связь. SОS-сообщений не поступало. Несмотря на многочисленную поисковую группу, состоящую из 1310 человек, пяти десятков самолетов и восьми надводных судов, которые прочесали примерно 518000 квадратных километров, не было найдено никаких следов. Во время поисков появилось несколько свидетелей, утверждавших, что они видели вспышки в небе или проплывающие обломки. Показания проверялись, но оказались ложным следом. Разумеется, возникали и конспирологические теории о том, что самолет был угнан или даже похищен инопланетянами. Единственная версия, которой придерживалось правительство США – это то, что самолет по какой-то причине рухнул и затонул со всеми пассажирами где-то над Марианской впадиной.

Британский южноамериканский Airways Star Tiger

30 января 1948 года самолет британский Star Tiger (Звездный Тигр) вылетел с Азорского архипелага в сторону Бермуд. Это был последний этап длинного перелета из Лондона. Перед взлетом у самолета были обнаружены проблемы с компасом и обогревателем, но он продолжил полет. Прямо перед ним вперед вылетел другой самолет, который служил "разведчиком" погоды, а точнее, непогоды. Звездному Тигру нужно было лететь в более теплой температуре, поэтому он не должен был подниматься выше 610 м. Низкая высота заставляла самолет сжигать топливо гораздо быстрее, чем если бы он летел на более подходящей высоте. Когда первый самолёт успешно приземлился, а Звездный Тигр не появился, наземный контроль забеспокоился. Останки 31 человека найдены не были. Что касается версий, то исследователи обвиняли в трагедии ненадежную конструкцию самолета и решение лететь на такой низкой высоте. Но так как останки самолета найдены не были, эти версии так и остались без подтверждения.

Британская южноамериканская авиакомпания Star Ariel

Прошел почти год после случая со "Звёздным тигром", как канул в воду ещё один самолёт – Star Ariel Южно-американских авиалиний. 17 января 1949 года он вылетел с Бермудских островов на Ямайку. Он вовремя отчитался диспетчеру о том, как проходит полет, но это был последний раз, когда он подавал признаки жизни. Поиски начались только через восемь часов, к этому времени самолет мог полностью погрузиться в океанскую бездну. Исследователи смогли исключить три сценария крушения: неправдоподобно, чтобы у самолета закончилось топливо, на такой большой высоте (18000 метров было в последний раз, когда самолет общался с диспетчером) он расходовал топливо в штатном режиме; ненастная погода также не была замечена в этом районе; об ошибках пилота тоже нельзя говорить. Догадка, на которую можно полагаться – возможный взрыв в результате дефектов, присущих конструкции самолета, и случайных обстоятельств. Но и это навсегда останется только догадкой.

Исчезновение в джунглях

Известный американский пилот Пол Редферн в 1927 году решил отправиться в полёт из Джорджии, США, до Рио-де-Жанейро в Бразилии. Для тех лет это было огромное расстояние. Через несколько часов полёта Редферн вышел на связь с проплывающим под ним норвежским судном и поинтересовался, далеко ли до ближайшей земли. Позже самолет этого смельчака видел некий рыбак у побережья Венесуэлы. Однако Редферн исчез где-то по дороге и не долетел до Бразилии. Хотя власти и энтузиасты отправляли многочисленные поисковые группы в море и в джунгли, пилота и его самолёт так и не удалось отыскать. Однако через несколько лет стали появляться люди, утверждавшие, что видели белого человека, внешне напоминающего Редферна, который живёт в джунглях в местном племени. До сих пор неизвестно, был ли это отважный пилот или нет.

Загадочное исчезновение Гленна Миллера

Гленн Миллер – популярный музыкант и руководитель одного из лучших свинговых оркестров конца 1930-х – начала 1940-х годов. Во время Второй мировой Миллер организовал армейский оркестр и давал концерты на военных базах, чтобы поднять боевой дух солдат. В 1944 году он вылетел в уже освобожденный Париж, чтобы подготовить концерт. Но выступление не состоялось: самолёт с музыкантом пропал где-то над Ла-Маншем. До сих пор неизвестно, попало ли воздушное судно в аварию или было сбито фашистами.

Авиаперелеты считаются одним из самых безопасных видов пассажирских перевозок. Ежедневно более 80000 самолетов по всему миру успешно совершают свои рейсы, перемещая на огромные расстояния около трех миллионов людей. Тем не менее история мировой авиации насчитывает десятки воздушных катастроф. В считанные минуты гибнут сотни людей, и зачастую они не имеют ни единого шанса на спасение. Случаи, когда человек выживал в крушении авиалайнеров, единичны и вызывают массовый резонанс.

Сегодня на службу безопасности приходят радиолокационные спутниковые системы последнего поколения, и мы надеемся, что они положат конец трагическим исчезновениям самолетов с радаров или облегчат поисковые и спасательные работы.

Современные радиолокационные системы постоянно контролируют воздушное пространство и автоматически собирают основные параметры передвижения авиалайнеров. Этой глобальной сетью покрыта практически вся поверхность земного шара, но и сегодня остаются «слепые места», где самолет может ненадолго исчезнуть со всех наземных радаров (такие, как океан). Но длится это считанные минуты, за которые, как правило, не происходит ничего страшного – авиасудно продолжает лететь согласованным с диспетчерами курсом и вскоре связывается со следующей точкой маршрута по радиосвязи. Впрочем, даже в таких «слепых зонах» самолеты видны тысячам спутников, находящимся на орбите Земли. Так что вероятность бесследного исчезновения авиалайнера в XXI веке стремится к нулю.

Категория: Разное | Добавил: laf2304 (03.11.2022)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz