«Навечерие» Рождества Христова. Канун праздника в просторечии называется Сочельником, или Сочевником. Это название происходит от особого кушанья из пшеницы, орехов и меда – сочива.
Традиция есть это блюдо накануне Рождества родилась в память о Данииле и трех отроках, которые, согласно Евангелию, «питались от семян земных, чтобы не оскверниться от языческой трапезы». Впрочем, к ужину приступали только ночью – с восходом первой звезды; до этого момента нужно было поститься.
Поздним вечером за столом собиралась вся семья – начиналась «вечеря». Обычно застолье проходило в родительском доме. Для Сочельника готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном. Украшали и деревья в садах – обвязывали стволы соломой. Говорили, что благодаря этому они будут лучше расти.
В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Девицы также гадали: откуда залает собака, оттуда и жених сватов зашлет. Еще одна примета действовала для всех. Считалось, что если в этот день попариться в жаркой бане – здоровья стократ прибавится.
На этот день в народе существовало множество примет. Например, нельзя было уходить из дома – иначе скотина по весне будет плутать по лесам. Говорили также: на святой вечер ткать – несчастью угождать.
По многим признакам судили о будущем урожае. Ясный день сулил, что уродятся и овощи в огороде, и пшеница в поле. Звезды в небе предвещали большой урожай черники, иней и глубоко промерзшая земля – урожай хлеба, черные тропинки на снегу – урожай гречи. Говорили, что если Млечный Путь полон звезд – погода будет солнечной.
Соче́льник (навечерие) – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). Происходит от слова «сочиво» – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день). Это день строгого поста.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия св. Василия Великого. Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника.
Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами:
1. Остальные праздники имеют один день предпразднства, потому привычный термин «предпразднство» одновременно обозначает канун праздника. Например, когда мы говорим «Предпразднство Преображения Господня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) августа. Однако у Рождества Христова и Богоявления несколько дней предпразднства, потому для обозначения дня непосредственно перед праздником нужен особый термин. Как раз таким термином является «навечерие».
2. В навечерия Рождества Христова и Богоявления совершается богослужение по особому, уникальному чину. Потому термин «навечерие» может относиться не только к дню, но и к церковному богослужению этого дня.
Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления.
Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками».
Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе.
В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.
Впоследствии в IV – VI вв. (в разных Поместных Церквах по-разному) произошло разделение праздников, и Рождество Христово было перенесено на 25 декабря. Потому появился еще и рождественский сочельник 24 декабря по аналогии с постом 5 января.
Для обоих сочельников характерен особый устав богослужения; при этом правила Устава одинаковы для обоих праздников и единственным отличием является совершение в навечерие Богоявления великого освящения воды в конце литургии по заамвонной молитве.
Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие:
Вариант I. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого (в навечерие Богоявления добавляется великое освящение воды).
Вариант II. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:
· великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия;
· в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня (в навечерие Богоявления после великой вечерни добавляется великое освящение воды);
· в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого (после нее – еще раз великое освящение воды, если это – праздник Богоявления).
Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1 м варианте и великая вечерня после литургии во 2 м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.
Интересный момент: в конкретном году или службы обоих праздников совершаются по варианту I, или службы одного праздника совершаются по варианту I, тогда как другого – по варианту II. Не бывает такого, чтобы по варианту II в конкретном году совершались службы в навечерия обоих праздников.
Многие знают, что сочельник (и Рождественский, и Крещенский) – день строгого поста. Однако в чем конкретно состоит пост сочельника? Для ответа на этот вопрос нужно различать пост в древнем понимании и в современном значении этого слова. В древности пост – полный отказ от пищи в течение дня до вечера; в таких случаях единственной трапезой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» понимаем только ограничение на вкушение пищи животного происхождения). Когда навечерие называется днем строгого поста, имеет в виду пост в первом, древнем понимании.
Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.
В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» – то есть средняя степень поста. Таким образом, строгий поста сочельника предполагает не употребление в течение дня только «хлеба и воды» (как многие могут подумать, увидев выражение «строгий пост»), а наличие только одной трапезы с «вином и елеем».
В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.
В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.
«До первой звезды». Многие церковные и не вполне воцерковленные люди знакомы с утверждением, что в сочельник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая характеристика справедлива частично. Как отмечено выше, в случае сочельника в седмичный день единственная трапеза по Уставу – ужин, который полагается после вечерни в соединении с литургией святителя Василия Великого. Эта служба по Типикону начинается «в 7 м часу дня», то есть примерно в 13.00 по нашему времени; в таком случае закончится она около 17.00. Учитывая, что это – зимнее время, когда темнеет рано, вполне велика вероятность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким образом, уставное время трапезы примерно совпадает с появлением условной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появления «первой звезды» никогда не рассматривался Церковью как «индикатор» разрешения поста Сочельника!
Приведем указания Типикона о пище в сочельники.
Рождественский сочельник:
• в седмичный день: ужин – «ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога».
• в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало» (очень скромная, чисто символическая), ужин – «входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию».
Крещенский сочельник:
• в седмичный день: только ужин, отдельных указаний нет, дается отсылка к навечерию Рождества Христова.
• в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «по отпущении же литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем».
Как видно, указание относительно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после великой вечерни Рождества Христова, когда она совершается в субботу или воскресенье. В остальных случаях говорится об обычной постной трапезе с «вином и елеем». Таким образом, необязательно есть только сочиво, можно приготовить и другие постные кушанья. При этом типикон предупреждает: «сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися».
В наше время многие электронные ресурсы говорят о традиции приготовления в сочельник 12 постных блюд. Подобная псевдотрадиция принципиально не соответствует церковному Уставу! Важно помнить, что особые правила насчет поста в этот день предполагают ограничения в количестве постной пищи, потому трапеза должна быть стандартной, не изобилующей постными яствами.
Нет нужды говорить о гаданиях и прочих псевдонародных и нецерковных обычаях, которые практикуются невежественными людьми и связываются с сочельниками. Отметим только нормальные обычаи, которые можно считать приемлемыми для православных христиан.
1. Уборка дома. Есть вполне нормальная традиция в сочельник убирать дом и готовить его к встрече праздника. В этом смысле «сочельник» можно уподобить Великому Четвергу, когда принято готовить храмы и дома к празднику Пасхи. Впрочем, необязательно генеральную уборку привязывать к сочельнику, можно ее сделать заблаговременно, учитывая, что в сочельник лучше придти в храм и принять участи в богослужении (тем более что службы сочельника продолжительные и утомительные).
2. Приготовление «сочива» или кутьи. Сочиво – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; на практике многие варят кашу из цельных зерен указанных культур или из риса. Эту кашу сдабривают медом, добавляют орехи и изюм. Хотя буква Устава предписывает кушать сочиво только в случае навечерия Рождества Христова в субботу или неделю, в реальности его можно готовить во всех случаях. Впрочем, при желании необязательно есть именно кутью, можно приготовить другую постную еду, о чем скажем далее.
3. Посещение своих крестных и угощение их кутьей. В Рождественский сочельник есть вполне достойный обычай: верующие угощают кутьей своих восприемников. Сама по себе традиция посетить крестную или крестного и поздравить его с наступающим праздником трогательна и красива, хотя в реальности такая возможность имеется нечасто.
По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища.
Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7 м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера.
Еще с детства всем известно на Сочельник готовят 12 блюд и вся семья собирается за столом в родительском доме. Однако мало кто знает откуда пошли эти и другие рождественские обычаи и почему вот уже много веков они бережно хранятся.
Сперва хочется отметить, что Рождество и Сочельник является одними из наиболее важных, ярких и богатых традициями праздников в нашей жизни. Начинаются рождественские празднования со Святого вечера, Сочельника, (этот день предшествует самому Рождеству). В канун Рождества все члены семьи, кроме младенцев и очень маленьких детей постятся весь день, ужинать начинает семья только после восхода первой звезды. В течение дня каждый член семьи выполняют свои предпраздничные обязанности, так мать готовит праздничные блюда, отец вместе с детьми украшают красный угол для Дидуха.
Для праздничного ужина обычно готовят 12 постных блюд, то есть без добавления ингридиентов животного происхождения, а именно: сливочного масла, молока, сметаны, яиц и конечно же мяса. Соблюдение именно числа 12 обуславливается убеждениями наших предков в том, что согласно мифов это число солнца, а по христианской традиции такое количество блюд символизирует 12 апостолов Христа. Однако существуют некоторые региональные вариации в количестве блюд и в некоторых местностях подают лишь 9 блюд.
После восхода первой звезды семья преклонив колени молится перед иконами, потому глава семьи или старший ее член зажигает свечу и семья садится ужинать. Кроме молитвы к Богу, помнили и о его помощниках-ангелах, символически приглашая их к праздничному столу. Для того чтобы ангелы знали, что их ждут именно в этом доме, глава семьи брал немного кутьи подбрасывал в верх, так чтобы она прилипла к потолку. Пол в доме застилали сеном или соломой.
Наши предки верили, что ночью в гости могут прейти и души умерших родственников ведь Сочельник семейный праздник несмотря живы члены семьи или нет. Поэтому после ужина все блюда остаются на столе, ложки или оставляют на столе или закладывают за перевесло Дидуха. Зажженную праздничную свечу также оставляют на столе.
Важным моментом при праздновании этого праздника было накормить и присмотреть скот. Для угощения скота хозяин набирал по ложке каждого блюда, принимал хлеб, чеснок и соль и шел в хлев или конюшни. Считалось что в ночь перед Рождеством открывается небо и скот сможет пожаловаться Богу на своих хозяев, поэтому уходу за ней уделялось особое значение.
Важнейшее блюдо на святой ужин – кутья. Готовится кутья с вареной пшеницы и щедро приправляется медом, маком, орехами и сухофруктами. Употребление этого блюда в канун Рождества программировали следующий год на хороший урожай, приплод скота и продолжения рода. Также это блюдо является символом единения человечества с Богом и миром умерших. Вареное зерно с медом и маком является своеобразным актом жертвы Богу, следовательно пшеница – сакральная часть праздничного ужина. Блюдо из вареной пшеницы и меда еще называется коливо и по традиции подается на поминальных обедах. Как видим, тема единения мира живых и усопших, жизнь и смерти является сквозной для Рождественских дней.
Мак символизирует мученичество и невинно пролитую кровь. Его освящают два раза в год – в праздник Маковея (первый Спас, который отмечается 14 августа) и на Преображение Господне (второй или Яблочный Спас, празднуется 19 августа). Добавление мака в кутью символизирует бесконечную множественность различных Божьих ласк, полученную человечеством в результате жертвоприношения Христа. Освященный мак используют еще и как сильный оберег от нечистой силы, им осыпают двор и здания чтобы никакая нечисть не могла пробраться в дом.
Мед на праздничном столе олицетворяет символ Божьего слова и чистоты. На святвечерний стол мед обязательно подают в отдельной посуде.
Грибы или горох для ужина варят и заправляют подсолнечным (или другим растительным) маслом. Это блюдо символизирует Божью весну и христианскую жизнь.
Самой распространенным постным первым блюдом является капустник, готовится он с рубленой квашеной капусты и приправляется растительным маслом. Капуста здесь выступает символом прочности и простоты, единства вокруг основания. Видимо это и является самым главным символом христианской семьи, собирается за одним столом.
Еще одним из традиционных первых блюд для ужина является борщ. Его также готовят постным из квашенной, реже свежей, свеклы. Борщ символизирует торжество добра и отмечается прочностью и простотой, что является приметами новорожденного Сына Божьего. Борщ для Рождества заквашивают свекольным квасом, который готовится заранее, поэтому такой борщ имеет яркий и насыщенный темно-красный цвет и по убеждениям некоторых исследователей олицетворяет кровь вифлеемских детей, уничтоженных по приказу царя Ирода.
Голубцы неотъемлемый атрибут рождественского стола. Готовят голубцы в виде завернутых листьев капусты с постной начинкой. Само название этого блюда уже указывает на символичность и отождествляется с символом голубя. Голубь для христиан олицетворение Божьей любви, символ красоты, силы и Святого Духа.
Блюда из рыбы также широко распространены на праздничном столе и обусловлено это тем, что именно рыба является символом Христа. С греческой аббревиатура ИХТИОС (т.е. имя Иисуса) читается никак не иначе как «рыба». Также именно образами рыбы изображают Троицу в виде трех переплетенных рыб или трех рыбин с одной головой.
Привычные вареники с капустой на святвечернем столе символизируют достаток и благополучие. Существовал обычай в один из вареников залеплять монету, и тот, кто ее найдет будет богатым в течение года.
Блины еще со времен язычества олицетворяли символ солнца, с принятием христианства новым «солнцем» стал сын Божий. Таким образом солнце – символ Божьего Слова, так как Господь свет, значит солнце символ Бога.
Каша традиционная и привычная пища для нашего народа, преимущественно из пшеничной крупы, символизирует продолжение рода. Это народ Господень который собирается и преображается вокруг новорожденного Мессии. Каша на праздничном столе символизирует союз людей благодаря освящению человеческого рода через Сына Божьего. Символичность каши также происходит от значений солнца и зерна, то есть это та основа, которая должна быть прочной в каждому христианину.
Лепешки или пирожки символизируют здоровье, счастье и долголетие, что человек получит в общении с новорожденным Иисусом. Интересно, о лепешки как о милой Богу блюдо упоминается в Ветхом Завете.
Узвар (Вар) насыщенный и ароматный отвар из сушеных груш, яблок, слив и абрикос. Этот напиток представляет человеческую жизнь, которую предоставляет каждому Христос, став сам человеком. Вода, особенно освященная в церкви, символ здоровья, духовного возрождения и воскрешения, также это сильный оберег от нечистой силы. Святая вода символ очищения и души и тела.
Чеснок также обязательно присутствует на столе, однако его кладут под скатерть. Для христиан чеснок символ очищения от грехов, символ здоровья и плодородия, а присутствие его на праздничном столе – пожелания счастливого размножения семьи. Также в народе чеснок используется как сильный оберег от вреда нечисти.
Пампушки (пампухи) выпекают на масле из пшеничной муки. Это блюдо олицетворяет в христианстве тех святых, которые получили вечную жизнь, поверив в Иисуса. Таких последователей миллионы, поэтому каждый христианин призван к такой же полноценной и сладкой вечной жизни. Пампушки символизируют праздник, радости дарованные человечеству Богом.
Калач (василий, керечун) – хлеб испеченный в больших круглых формах похожих на солнце. Хлеб всегда выступал символом и жизни, и смерти и воскресения, символизировал пищу и для тела физического и для души человеческой. Исходя из такого важного значения хлеба и отношение к нему соответствующее, его нельзя выбрасывать, топтать, а уже когда упал то надо поднять, поцеловать и употребить. Также хлеб главный символ гостеприимства. Для христианского народа хлеб – это Иисус: «Я - хлеб живой, сошедший с небес».
Кроме калача, который обязательно клали на солому, а в некоторых районах Прикарпатья и по два калача кладут, чтобы подчеркнуть Божье и человеческое олицетворение Христа, выпекали к Рождеству и другой обрядовый хлеб который символизировал солнце (маланку, василек, керечун). Глава семьи в канун Рождества брал такой хлеб, воду и трижды обходил свое хозяйство окропляя его той же водой. Считалось что таким образом очищается двор от зла и пылится благосостояние.
Свеча важный и необходимый атрибут на рождественском столе. Она символизирует начало жизни новорожденного Сына Божьего. Мягкий воск выступает знаком добровольной жертвы человека Богу, выступает свидетельством веры и независимости человечества к божественному свету. Свеча сопровождает верующего человека всю жизнь от крещения до самого вечного покоя. Свеча главный символ готовности человека к встрече с Богом.
Соль также кладут на праздничный стол вместе со свечой, маком и медом. Соль показывает внутреннюю суть человека. По народному обычаю ее используют не только как важный ингредиент для приготовления блюд, но и как сильный оберег от нечистой силы и ведьм.
В эти праздничные дни стол символизирует Тайную Вечерю, на которую Иисус собрал своих апостолов. Стол – символ единства, взаимопонимания, умения выслушать, это место встречи поколений, место где передаются традиции, обычая и семейная мудрость, место общей молитвы и место для встречи семьи вместе. По старой традиции ножки стола для святого ужина обвязывают цепью, чтобы семья держалась вместе и была дружной и прочной. Также стол – это место, где покоится новорожденный младенец Господний, все столы будь то стол в храме (престол), стол где происходила Тайная Вечеря, стол где собирается семья, имеют главного гостя Иисуса. А чтобы праздничный стол мог полностью соответствовать святости Исуса на него кладут на сене калач, в знак упоминания о том, как Иисус лежал в яслях.
Главные и яркие семейные праздники именно Рождественские. Начиная с Сочельника вся семья собирается в родительском доме, чествуют своих предков, радуются рождению Христа. Святая вечеря является важным, хотя и весьма своеобразным, символом объединения рода.
Ни для кого не секрет, что главными символами Рождества на Украине является рождественская звезда, дидух, ужин, вертеп и коляда. Касательно звезды то мы воспринимаем ее как обычное явление хотя именно этот атрибут олицетворяет символ рождения Христа и отождествляется с Вифлеемской, которая возвестила о рождении Иисуса и восход которой ждут в Сочельник. Восьмиугольная звезда – символ света, солнца и Бога. Стоит отметить, что христианская звезда именно восьмиугольная, в отличие от иудейской шестиконечной и языческой – пятиконечной. Цифра восемь символизирует восьмой день, вечное царствование Мессии.
Важный символ Рождества – дидух, он символизирует урожай, благополучие, богатство, бессмертие предков, духовную жизнь и выступает оберегом рода. Дидух выступает символом древней христианской веры и требует конкретизации в материальных человеческих взаимоотношениях. Дидух – олицетворение духа деда, то есть всех предшественников рода. Обычно дидух это сноп овса, который на Сочельник хозяин вместе с сыном вносят в дом и ставят в красный угол, вместе с тем сын стелет солому и сено на пол и на стол под скатерть. Если же в семье нет сыновей то все действа связанные с дидухом делает сам хозяин.
Исходя из того что дидух символ родоначальника семьи, считалось вокруг него собираются души умерших родственников, поэтому возле него клали ложки и оставляли на ночь обрядовое блюдо – коливо, чтобы вся семья могла присоединиться к праздничному ужину.
Любимым действом является вертеп. Это театрализованное действо, которое изображает историю появления на свет Сына Божьего, это также прославление Бога через игру, изображающее рождественскую мистерию. Ряженые ходили по домам и в соответствии со своими ролей исполняли определенные действия, так скажем черти наносили вред, евреи ухаживали за женщин. Такие театрально-игровые действа совмещали в себе две вещи рождение и смерть.
Понятие же коляды имеет три значения. Во-первых, это молитвенные песни, извещая о рождении Иисуса в Вифлееме, а колядники в этом случае олицетворяют ангелов извещающих эту новость.
Во-вторых, колядой часто называют все Рождественские праздники, то есть используют в качестве синонима к Рождеству.
В-третьих, Коляда согласно древне украинской мифологией и мать Солнца и богиня неба. Ее имя происходит от слова «коло» (круг), древнего названия солнца. Согласно легенде, каждый год, в самую длинную зимнюю ночь, Коляда рождает новое Солнце – Божича. Празднование этого рождения происходило в период с 26 декабря по 6 января по старому стилю с различными представлениями и зажигания огня. Именно с этим явлением ученые и исследователи связывают появление вертепа. Большая популярность языческого праздника заставила церковь подчинить этой дате Рождество. А отголосок многовековых традиций празднования Коляды дошел и до нашего времени в виде колядования.
12 постных блюд на Сочельник
Мы выбрали самые распространенные традиционные блюда и предлагаем вам их приготовить в Сочельник.
Кутья
Ингредиенты: пшеница для кутьи - 100 г; мак - 100 г; сахар - 50 г; изюм - 100 г; орехи грецкие - 100 г; мед - 2 ст л.
Кутья – это главное блюдо в Сочельник. Блюдо имеет глубокий символический смысл, ведь пшеница, зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности. Готовится рождественская кутья из пшеницы, мака, грецких орехов, изюма и меда. Также иногда добавляют узвар, шоколад, курагу или халву. Интересно, что рецепты кутьи сильно разнятся в зависимости от конкретного региона и даже семьи. Кутья может быть жидкой или густой. Иногда ее готовят из риса.
Пшеницу залить на ночь холодной водой. Утром сменить воду, варить на малом огне 40 минут. Отцедить, промыть под холодной проточной водой, чтобы удалить лишнюю клейковину. Поместить в макитру или глубокую миску. Мак запарить кипятком, оставить на 10 мин. Отцедить лишнюю воду, перетереть в блендере или ступке вместе с сахаром. Масса должна слегка побелеть. Изюм залить горячей водой на 10 мин, обсушить. Орехи порубить ножом. Смешать пшеницу, мак, орехи, изюм, добавить мед по вкусу и все перемешать. Можно добавить несколько ложек компота или теплой кипяченой воды, чтобы кутья приобрела нужную вам консистенцию. Подавать в макитре, глиняной миске или любой другой глубокой тарелке.
Узвар
Ингредиенты: сушеные яблоки - 200 г; сушеные груши - 100 г; чернослив - 100 г; вода - 3 л; мед или сахар - 200 г; сушеные ягоды шиповника или изюм (по 100 г) - по желанию; цедра или долька лимона или апельсина.
Компот, или компот из сухофруктов, обязательно должно быть на рождественском столе. Он символизирует очищение тела и души.
Все ингредиенты для компота поместить в большую кастрюлю. Поставить на минимальный огонь. Довести до кипения, варить еще 10 минут после закипания. По желанию перед подачей добавить цедру лимона или апельсина.
Вареники с капустой и вареники с картошкой
Ингредиенты: мука - 0,5 кг; вода - 250 мл; масло - 2 ст л; картофель - 0,5 кг; небольшой кочан капусты; лук - 2 шт; соль, перец по вкусу.
Удобство блюда в том, что вы одновременно готовите сразу два из двенадцати постных блюд. Вареники символизируют сытость и достаток. Постные вареники с картошкой или капустой обязательно должны быть на рождественском столе. Вареники подают с луковой или грибной поджаркой.
Просейте муку, добавьте воду, соль, масло и замесите крутое тесто. Накройте его и оставьте примерно на час. За это время приготовьте начинку. Очистите и отварите картофель. Сделайте пюре, посолите и поперчите по вкусу. Подождите, пока остынет. Нашинкуйте капусту и потушите. Приправьте солью и перцем по вкусу. Раскатайте тесто, разрежьте его на небольшие кусочки, внутрь каждого из них положите начинку, слепите вареники. В большой кастрюле вскипятите воду. Варите вареники в кипящей воде около 5 минут до всплытия. С помощью дуршлага слить воду, дать вареникам стечь. Выложить блюдо на тарелку или в миску, смазать кусочком масла и притрусить жареным луком.
Голубцы
Ингредиенты: капуста - 1 небольшой кочан; рис - 150 г; морковь - 1 шт; грибы шампиньоны - 10 шт; лук - 1 шт; томатная паста - 2 ст л; соль и перец по вкусу.
Уже само название этого блюда указывает на символичность. Голубь приносит мир и согласие. Кроме того, это блюдо из капусты, что является символом единения вокруг одной основы, стабильности и силы.
Возьмите кочан капусты средней величины, вымойте его, очистите от верхних листьев и аккуратно вырежьте кочерыжку. Погрузите кочан капусты в кипяток и постепенно аккуратно отделяйте листья один за другим. С охлажденных листьев срежьте толстые прожилки. Приготовьте начинку. Рис отварите до полуготовности. Остудите. Лук нарежьте и измельчите. Обжарьте лук на масле до золотистого цвета, добавьте тертую морковь и грибы. Лук смешайте с фаршем, рисом, солью, перцем. Готовую начинку остудите. Положите начинку в центр капустного листа. Заверните капустный лист конвертиком, чтобы не выпадала начинка. Голубцы выложите в большую кастрюлю, залейте водой до половины и тушите под крышкой 40 минут.
Тушеная капуста с грибами
Ингредиенты: рибы свежие - 400 г; капуста - 1 кочан; лук - 1 шт; морковь - 2-3 шт; чеснок - 2 зубчика; cоль, перец по вкусу; постное масло.
На рождественском столе капуста символизирует единение вокруг одной основы. Поэтому блюд из капусты, как и из грибов, так много на столе в Сочельник.
Нашинкуйте капусту, грибы нарежьте слайсами, морковь натрите на терке, а лук мелко нарежьте. Капусту выложите в кастрюлю или глубокую сковороду, добавьте 100 мл воды и немного масла. Поставьте на медленный огонь. Добавьте к капусте грибы, морковь, лук и лавровый лист и тушите до готовности.
Грибная юшка с ушками
Ингредиенты: сушеные белые грибы - 300 г; морковь - 1 шт; лук - 1 шт; вода - 2 л; мука пшеничная - 1 ст; масло подсолнечное - 2 ст л; перец черный горошком, лавровый лист, соль, перец - по вкусу.
Грибы символизируют продолжение рода и плодовитость. Поэтому на рождественском столе так много блюд с грибной начинкой. А еще потому, что они являются одним из важных составляющих постных блюд. Грибной суп с ушками. Ушки похожи на маленькие пельмени с начинкой из грибов или капусты.
Грибы замочите на 30 минут в горячей воде и хорошо промойте. Нарежьте грибы небольшими кусочками, положите в кастрюлю с водой и варите на небольшом огне 20 минут. Очистите морковь и лук. Морковь натрите на терке, а лук измельчите. Овощи жарить в небольшом количестве растительного масла 3-4 минуты. Выньте шумовкой грибы и добавьте к овощам. Жарьте еще 2-3 минуты, посолите и поперчите по вкусу. Половину овощной массы выложите в кастрюлю и залейте водой, доведите до кипения, добавьте лавровый лист и перец горошком. Посолите, поперчите по вкусу. Остальное измельчите в блендере до однородной массы – это начинка для ушек. Замесите тесто как для вареников. Тесто раскатайте, нарежьте его квадратами 4х4 сантиметра. В середину каждого квадрата выложите чайную ложку начинки и слепите ушки – у вас получится склеенный треугольник. А затем соедините вместе противоположные концы треугольника. Отварите ушки в кипящей подсоленной воде, после закипания варите 2-3 минуты. Подавайте в глубокой тарелке с грибным супом.
Фасоль
Ингредиенты: фасоль белая или красная - 2 ст; морковь - 1 шт; лук - 1 шт; томатная паста - 2 ст л; соль и перец по вкусу; подсолнечное масло.
Блюда из фасоли и гороха в Сочельник символизируют весну и возрождение.
Замочите фасоль на ночь в холодной воде, после этого хорошо промойте. Залейте водой, варите на среднем огне до полуготовности примерно час. Потрите морковь. Мелко порежьте лук. Разогрейте сковороду с маслом, обжарьте лук и морковь примерно 6-7 минут. Добавьте готовую фасоль, томатную пасту, 50 мл воды, соль и перец по вкусу. Тушите помешивая еще 5-6 минут.
Сельдь
Ингредиенты: сельдь маринованная - 1 шт; лук; лимон; постное масло по вкусу.
Рыба – это символ христианства. Поэтому среди 12 рождественских постных блюд обязательно должны быть блюда из рыбы.
Сельдь промойте, очистите от кожи, костей и нарежьте мелкими кубиками. Выложите на тарелку. Можете подавать с луком или лимоном – как вам нравится.
Запеченный карп
Ингредиенты: карп или любая другая рыба - 1-1,5 кг; соль, перец по вкусу; лимон.
Духовку разогреть до 220 град.С. Очистить карпа от чешуи, внутренностей и жабр. Вымыть, слегка обсушить бумажным полотенцем и сделать три поперечных разреза с каждой стороны. Натереть со всех сторон и в середине смесью соли и перца. Положить в каждый разрез по кусочку лимона. Выложить рыбу на смазанный маслом противень и запекать 10-15 минут. Затем перевернуть рыбу и готовить еще 10-15 минут. Рыба должна подрумяниться, а мякоть до самых костей должна побелеть. Подавать с ломтиками лимона.
Рождественский калач
Ингредиенты: молоко - 200 мл; сахар - 2 ст л; дрожжи сухие - 1 ч л; щепотка соли; ванильный сахар; масло растительное - 60 мл; мука - 450 г; желток для смазывания; мак.
Калач или колач – традиционный обрядовый хлеб из белой муки – обычно в виде кольца или с небольшим отверстием посередине.
В теплое молоко добавляем сахар и сухие дрожжи, перемешиваем, оставляем на 10 мин. После этого переливаем эту опару в большую миску, добавляем масло, муку, замешиваем тесто. Накрываем полотенцем и оставляем в тепле на час. Тесто должно подниматься до тех пор, пока не увеличится в объеме вдвое. Когда тесто выросло, делим его на две части, формируем руками два длинных валика. Соединяем их с одной стороны и плетем косичку. Формируем калач – круг – с дыркой посередине. Выкладываем на противень, дно которого устлано пергаментной бумагой, оставляем на 20 мин в тепле, чтобы тесто выросло. Смазываем яйцом и посыпаем маком. Разогреваем духовку до 180 градусов. Выпекаем калач 30-40 мин до готовности.
Пампушки
Ингредиенты: мука - 400 г; дрожжи живые - 30 г; молоко - 150 мл; масло растительное - 80 мл; сахар - 50 г; цедра одного лимона; сахарная пудра - 200 г; масло для жарки - 1 л; для начинки: варенье или мак.
Пампушки на столе – это символ праздника и сладкой жизни.
Приготовьте опару: в теплой воде разведите дрожжи, добавьте 2 ст л муки и 1 ст л сахара. Поставьте смесь в теплое место для брожения на 15 мин. Просейте муку и оставшийся сахар в глубокую миску, влейте опару, добавьте масло и цедру лимона, замесите тесто. Оставьте в тепле на час. После этого раскатайте тесто. С помощью стакана выдавите из теста круги, в середину каждого выложите начинку и накройте другой частью теста, защипните края. Готовые пампушки положите на посыпанную мукой доску швом вниз. Оставьте их на 10 - 15 минут, чтобы они поднялись. В глубокой кастрюле с толстым дном или сковороде разогрейте 1 л масла, когда на дне появятся небольшие пузырьки, пампушки можно жарить. Опускайте по 3-4 пампушки и обжаривайте с обеих сторон до золотистого цвета. Горячие пампушки посыпьте пудрой. Для запаха к пудре можно добавить ванильный сахар.
Мы желаем вам счастливого Рождества и вкусной кутьи!
|