После грехопадения праотцев их потомки веками испытывали муки от поврежденности собственной природы и оттого, что посредством собственного отрицательного нравственного выбора отдалили себя от Бога, являющегося источником всех благ. Люди жили лишь ожиданием. Ожиданием пришествия в мир Мессии, Искупителя и Примирителя человечества с Богом. И, наконец, Он появился на свет, рождённый непорочной девой Марией.
Вот как об этом великом таинстве начала земного пути Господа повествует апостол и евангелист Матфей: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:18-21).
Рождество Спасителя исключительно важно для нас. И об этом, помимо Церкви, свидетельствует сама история мира, сами воспринятые нашим обществом представления о должном и недолжном, даже сама наша культура, насквозь пронизанная христианскими мотивами.
Пузатый красноносый старик в короткой красной шубе с белой оторочкой, таких же штанах и с чёрным кожаным ремнём поперёк живота, живущий в Лапландии с оленями и эльфами, лазающий в Рождество по печным трубам ради раздачи подарков детям – вот каков современный образ Санта Клауса в западной культуре. (Санта – святой, Клаус – редуцированная форма имени Николай). Реальный прототип этого фольклорного персонажа святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил. Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Однако судьба мучеников за веру миновала Николая и он возглавил местную Церковь, став епископом в городе Миры в Ликии (современная область Анталья).
До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, но перед хиротонией употребил всё своё имущество для помощи бедным, преимущественно детям сиротам. Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, выделяя на это деньги из собранных христианами средств и тайно по ночам раздавая пожертвования. Христианская добродетель милосердия вообще была свойственна святителю. Однажды, таким образом он спас от бесчестия трёх девиц, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами – чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.
Позже, на основе этих рассказов, в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая послушным подарки, а непослушных награждая лишь щепоткой соли. Появилось даже народное дополнение к житию, согласно которому святитель, забрасывая мешочек с приданым в дом трёх девиц, попал им в сушившийся над камином (в Малой Азии!) носок и отсюда, якобы, пошла традиция готовить для подарков Санты рождественские носки.
Со временем образ святителя в европейской культуре всё более фольклоризировался и вот к XVII веку в Голландии его уже сопровождает негр – «Чёрный Питер», который прячет в мешок всех непослушных деток и навсегда уносит с собой, а сам Синтер Клаас начинает несолидно спускаться в дом по печной трубе и, неожиданно, переселяется с юга Турции в Лапландию. Кроме того, до Реформации Санта раздавал подарки 19 декабря – в день памяти святителя Николая, а после, в период католической реакции, начал делать это заметно позже – в ночь Рождества Христова – 7 января. К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, сначала приобрёл оленей и свиту из эльфов, а потом и короткую красную шубу, огромное брюхо, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.
Русский Дед Мороз появился, вопреки распространённому мнению, не в 1930-е, заменив собой рождественский образ святого, а много раньше. В России вообще было не принято вульгаризировать образ святителя и чудотворца Николая, отождествляя его с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.
Во второй половине XIX века в городах России начинают пытаться заимствовать широко распространённый на западе образ рождественского дарителя, чтобы у детей появилась ещё одна добрая сказка. Дабы неблагоговейно не смешивать его с образом святого Николая, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, освятив и облагородив древнего Деда Трескуна – сурового хозяина зимней стужи. Обновлённый Дед Мороз выступил однозначно добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной. Непослушных детей он мог назидательно наказать, а послушным дарил подарки и мог покатать в санях на своей тройке.
По-настоящему широкое распространение образ Деда Мороза получил уже в 1910 году, а потом, как раз в 1930-е годы, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, был перенесён большевиками на Новый год. Это было сделано чтобы сместить акценты и оставить форму зимнего семейного праздника, выхолостив из него всё глубокое религиозное и мировоззренческое содержание. Народу образ понравился. Позже к нему добавился и ряд дополнительных персонажей – снегурочка, снеговик и прочие, устраивающих настоящие новогодние представления. В общем, традиция рождественского дарителя в России так и не прижилась. Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом, а в день Рождества Христова, после богослужения, россияне сами дарят друг другу подарки, прекрасно обходясь без сказочных посредников.
Одна из европейских рождественских легенд гласит, что младенцу Христу в яслях служили разнообразные животные и птицы. Телёнок грел его своим дыханием, кошка успокаивала мурлыканьем, собака охраняла вход в вертеп. Аист тоже послужил своему Господу, дополнительно утеплив ясли Богомладенца перьями со своей груди. В благодарность за это Христос нарёк аиста «благословенной птицей и другом всех детей», наделив почётной обязанностью доставлять их родителям.
В наиболее популярных вариантах легенды аист приносит ребенка, качающегося в пеленке, концы которой держит в клюве, или в корзине, закрепленной на спине. Доставка может быть прямо в руки мамы, либо в печную трубу. Если будущие родители спят, то пернатый почтальон может легонько ущипнуть маму за ногу. Аисты почитаются как пример образцовой семьи. Согласно той же легенде – это единственные птицы, которые не только никогда не меняют партнёров, всю жизнь оставаясь верными своему выбору, но и заботятся о своих престарелых родителях, поддерживая их в полёте и подкармливая на земле.
Другая легенда, отсылающая нас к Вифлеемским яслям, касается рождественского поросёнка. Согласно преданию, его едят… в наказание за непочтительность. В «Лете Господнем» писателя Ивана Шмелёва она описывается так: «Велено их есть в Рождество за наказание! Не давала младенцу спать, всё хрюкала. Потому и называется свинья. Он хотел её погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола». Поэтому на Рождество к столу подают именно нежного молочного поросёнка с яблочком в зубах и петрушкой за ушами».
В ночь с 6 на 7 января Церковь празднует Рождество Христово. Две недели от Рождества до Крещения Господня называются «Святыми днями» или же «Святками». В эти дни принято обмениваться подарками, петь рождественские духовные гимны и особо славить родившегося Христа, посещая друзей и знакомых с колядками. В некоторых местностях устраивают своеобразные рождественские крестные ходы, только со звездой. Когда молодёжная церковная община ходит по домам с хоругвью в виде вифлеемской звезды и совершает небольшие молебны с пением тропаря Рождества Христова. Многие православные христиане посвящают святки благотворительности, посещая больных или одиноких людей с песнями, подарками и вниманием.
Некоторые люди в святые дни рождественских праздников прибегают к помощи тёмных сил и пытаются выпытать у них, что ждёт их впереди, ведь именно в эти дни гадание считается «более сильным». Гадание – это распространённое суеверие, оскорбляющее магическими обрядами святые дни, предназначенные для прославления Бога. Христианину чуждо представление о судьбе – ничто, кроме его ежеминутного волевого выбора, не определяет его будущее. Именно так учит нас Церковь.
Ещё в дохристианский период у германских племён ель была символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Ею германцы украшали дома, чтобы привлечь к ним жизненную силу и удачу. В VIII веке святой Бонифаций читал язычникам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что почитаемый ими священным дуб не является неприкосновенным деревом, святой срубил один из дубов священной рощи. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Святой Бонифаций воспринял выживание ели как чудо и воскликнул: «Да будет это дерево деревом Христа!»
Позже, уже в средние века, этот символ был ещё более христианизирован. В 1419 году во Фрейбурге пекари нарядили дерево вкусными украшениями, которые дети могли снимать и есть в Рождественскую ночь. С тех пор ель стала непременным атрибутом Рождества Христова. В XVIII столетии рождественское дерево перекочевало и в Россию, где император Пётр Великий распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников.
2015 год. 2016 год. 2017 год от Рождества Христова. Именно так во всём мире мы считаем время сегодня. Эта система летосчисления была предложена римским аббатом скифского происхождения Дионисием Малым в VI веке. Дионисий был учёным монахом, и оставил после себя множество собственных трудов и переводов древних авторов. В числе прочего он занимался составлением и уточнением Пасхалии, а также вычислением даты рождения Спасителя. Эту работу ему поручил римский папа Иоанн Первый. В своей работе аббат Дионисий руководствовался Александрийской пасхалией и библейскими сведениями, хронологически ограничивающими дату рождения Христа. Однако он не учёл, что некоторые императоры имели соправителей, царствовали под разными именами и т.п., отчего в его расчёты вкралась ошибка. Они стали противоречить Священному Писанию, где сказано, что Господь родился во времена Ирода Великого, хотя по расчётам Дионисия он умер в 4 году до Рождества Христова.
Византийские и современные исследователи, учитывающие больше количество факторов, относят дату рождения Спасителя к 3, 4 или 5 годам до Рождества Христова по летосчислению Дионисия Малого. Таким образом, будущее Рождество может приходиться не на 2017, а, скажем, на 2020 год от реального рождества Богочеловека. 5 декабря в качестве Дня Рождества впервые появляется в летописи христианского писателя греческого происхождения Секста Юлия Африкана в 221 году. Эта дата совпадала с языческими празднованиями Дня Непобедимого солнца – зимнего солнцестояния.
Согласно одному апокрифическому сказанию, Иосиф Обручник привёл к ложу Божией Матери двух повитух. Но они опоздали к рождению младенца и вошли в пещеру, когда мать сама спеленала своего сына в яслях. Осмотрев Богородицу, одна из повитух, Гелома, заявила, что Она осталась девой, а её подруга Саломея не поверила этому чуду и неблагочестиво высказала своё сомнение. За это, как сообщает Евангелие псевдо-Матфея, она была поражена либо жуткой болью в руке, либо сухорукостью. Испугавшись, Саломея публично принесла сердечное покаяние, а явившийся после этого ангел сообщил ей о том, что она может быть исцелена: «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость». Как только повитуха прикоснулась к Спасителю, она чудесным образом исцелилась и уверовала в пришествие в мир Мессии.
Придите на Рождество в любой храм Русской Православной Церкви. Что вы увидите рядом с храмом? Правильно! Рождественский вертеп, символизирующий пещеру, где родился Спаситель мира. В этой пещере очень часто будут стоять ясли с символическим младенцем, а также фигуры Божией Матери, Иосифа Обручника, пастухов и животных. Она будет украшена еловыми ветками, гирляндами и рождественской звездой. Этой традиции пошёл без малого третий век. В XVII столетии в Россию из Европы проник вертепный кукольный театр, устроители которого в форме красочного представления рассказывали детям на ярмарках и площадях о евангельских событиях рождения Спасителя, поклонения волхвов, избиения младенцев Иродом и бегстве Святого семейства в Египет. Позже к кукольному театру добавились рождественские представления, организуемые на святках учениками воскресных школ и вертепы перед храмами.
В 1843 году сэр Генри Коул отправил из Лондона первую в истории рождественскую открытку. Эскиз для нее нарисовал знакомый Коулу художник Джон Герсли. Всего была отпечатана тысяча экземпляров. Однако целой тысячи адресатов у Коула и Герсли не нашлось, и излишки тиража были пущены в продажу. Поначалу, новшество было встречено обществом прохладно. Настоящий бум на подобные открытки начался лишь двадцать лет спустя, когда полиграфия подешевела, а почтовая система была усовершенствована. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он организовал в США общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Со временем, рождественские открытки распространились по всему миру и сегодня каждый из нас дарит их друзьям и знакомым.
Рождественский сочельник, день перед рождественской ночью, является кульминацией предпраздничного поста и наиболее строгой его частью. В сочельник принято полностью воздерживаться от пищи, вкусить которую можно лишь с появлением первой звезды. Есть в этот вечер принято сочиво, отчего, собственно, и происходит название «Сочельник». Сочиво – это особое блюдо из размоченного в воде и меду зерен с орехами, а также изюмом и другими фруктами. Есть сочиво принято в подражание посту Даниила и трёх отроков, вспоминаемых перед праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан.1,8).
Три восточных мудреца пришли поклониться Спасителю, рождённому в маленьком иудейском городке – Вифлееме. Волхвы были наимудрейшими и образованнейшими мужами своего времени. По преданию их звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они принесли младенцу Иисусу символические дары: золото – как царю, миро – как человеку и ладан – как Богу и поклонились Ему от лица всех мудрых людей Земли. Три – библейское число полноты. Однако, существует легенда о том, что волхвов было не трое, а четверо. Последнего из них звали Артабаном. И он не смог поклониться Спасителю словом, потому что всю дорогу к Нему служил его земным чадам делами. Артабан был очень богатым вельможей и продал всё своё имущество ради того, чтобы поехать в Палестину и подарить Христу три прекрасных драгоценных камня. Путь его лежал через лес, где мудрец встретил тяжело больного еврея. Рассудив, что Богу нужно служить любовью, Артабан употребил один камень на лечение и содержание в гостинице встреченного путника. Он лично ухаживал за больным, пока тот не выздоровел и опоздал в Вифлеем.
Когда волхв прибыл к месту рождения Мессии, воины Ирода Великого как раз убивали по приказу своего царя вифлеемских младенцев. Ради того, чтобы спасти хоть одного ребёнка – в доме, где он остановился, Артабан отдал начальнику отряда воинов второй из даров, приготовленных Господу. Позже он много лет следовал за Спасителем, всюду помогая людям, пока наконец не увидел его через 30 лет, уже идущим на Голгофу. Здесь он спас от бесчестья девушку, употребив на уплату долгов её отца последнюю из своих драгоценностей. Во время землетрясения, после крестной смерти Господа, Артабан был поражён упавшим со стены дома камнем и умер. Но перед смертью ему явился Христос, приветствовавший его евангельскими словами: «Истинно, истинно говорю тебе: все, что ты сделал одному из меньших братий, сделал Мне» и объявил о том, что дары мудреца были приняты Им.
Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет. Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено.
Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима – по нашему исчислению это 4 год до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово παῖς может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.
Еще одна зацепка – год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) – эта дата высчитана, 28 год. н.э. В это время (или несколько позже) Христу около тридцати лет – потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Ровно тридцать Ему быть не могло, потому что тогда получалось бы, что Рождество Христово произошло уже после Ирода Великого, но это именно «около тридцати», а не «около сорока». Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году в возрасте, самое меньшее, 32 лет, а самое большее – в 35 – то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 год до н.э.
В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны. Иудея находилась под властью язычников – римлян, а Мессию воспринимали царем, который бы поверг врагов и восстановил царство Израиля. В том, что именно такова Его роль, были уверены все верующие иудеи – и потомки царей, и простые рыбаки и земледельцы. Но Ирод таковым не был – его принадлежность к вере иудейского народа была формальной, чисто политической.
Ирод вообще не мог быть легитимным царем Иудеи, так как не являлся потомком Давида. По происхождению Ирод был идумеянином, а не евреем. Иудаизм принял не он сам, а его дед Антипа, и не по велению сердца, а покорившись Хасмонейскому Иудейскому царству. Отец Ирода Антипатр, получил должность прокуратора Иудеи и место опекуна тогдашнего иудейского царя и первосвященника Гиркана II из династии Маккавеев. Возвысившись, он захватил царский престол.
Антипатр пал жертвой заговора. Его сын Ирод уничтожил заговорщиков и взял власть в свои руки. Чтобы придать легитимность своему правлению, он женился на внучке Гиркана II, чтобы зарекомендовать себя благочестивым человеком – реконструировал Храм. В 25 году до н.э. он решил проблему голода вследствие неурожая в Иудее, обменяв все золото во дворце на хлеб в Египте. Но его жестокость и подозрительность (он убил свою жену и сыновей, Александра, Аристобула и Антипатра, обвиненных в заговоре), его явное сотрудничество с оккупантами (власть он получил не без помощи римлян – заручившись поддержкой Марка Антония, он был избран сенатом в самом Риме) – все это привело к тому, что популярности в народе он не снискал.
Подозрительность царя усиливалась. Весть о рождении Мессии не была для него радостной – его интересовало не освобождение иудейского народа (и тем более, не просвещение других народов светом истинной веры, чего также ждали верующие люди), а сохранение власти. Тяга к власти уже неоднократно превращала Ирода, гордеца и самозванца, еще и в жестокого убийцу – но избиение младенцев превзошло прежние его преступления. После этого он прожил не более трех лет (вероятнее всего, еще меньше).
Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, скорее всего, пришли из Персии и, видимо, были астрономами (в то время астрономия тесно пересекалась с астрологией). А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все. Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм, или маздеизм, – самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.
Исторические и культурные связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков – иудеи были захвачены персами; действие некоторых ветхозаветных книг происходит в Персии (книга пророка Даниила, книга Есфири). В целом персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога. Многие мотивы «благой веры» (так называют себя сами зороастрийцы – термин «зороастризм» используют европейцы для обозначения этой религии по имени ее пророка – Спитамы Заратуштры) близки иудаизму. В частности, эсхатология, включающая в себя воскресение мертвых и последний суд, в обеих религиях практически совпадают. Древнееврейское учение о Машиахе (Мессии) провозглашало пришествие Царя-Освободителя и перекликалось с зороастрийским представлением о Саошьянтах – трех спасителях, которые поочередно придут в конце времени и обратят людей в Благую веру. Третий Саошьянт вместе со всеми верующими победит разрушительную силу Друдж (злой дух – Ангра) и воскресит мертвых. После этого мир будет преображен до состояния первозданного совершенства – это изменение мира называется «Фрашо-керети». Будучи наднациональной религией, маздеизм не усматривал никаких препятствий к тому, чтобы Саошьянт происходил из иудеев, которые, знали зороастрийцы, также ждут Царя-Спасителя. Вот почему новая звезда Царя Иудейского – Спасителя мира – повела трех ученых жрецов в далекий Иерусалим.
Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли – кормушку для скота. Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни – деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня – ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом. Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты. А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя? Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.
Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает. Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, – сообщает он в труде «Против Цельса». – В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».
В середине II века в Иудее произошло крупное восстание против Рима под предводительством Бар-Кохбы (среди иудеев даже было представление о том, что именно этот человек является обещанным Мессией). Мятеж был жестоко подавлен. Император Адриан до основания разрушил Иерусалимский Храм и фактически весь Иерусалим, изгнал из него евреев, запретив даже приближаться к святому городу (лишь накануне иудейской Пасхи они могли смотреть на него с горы, до сего дня называющейся «hар hа-цофим» – гора Обозрения), дал построенной на руинах колонии новое название – Элия Капитолина, и даже саму провинцию Иудея переименовал в Палестину.
По мрачной иронии библейская земля получила название в честь народа, с которым воевали ветхозаветные судьи и сам царь Давид – филистимлян. Стремясь стереть с лица земли само воспоминание о жившем здесь народе, Адриан уничтожает и святыни христиан, воспринимая их как иудейскую секту. В Древней Церкви было принято собираться для Евхаристии в памятных местах – и рождественская пещера не стала исключением. Адриан велит строить над ними языческие храмы. По свидетельству переводчика Писания на латынь, блаженного Иеронима Стридонского, «та самая пещера, где Младенец Христос издал Свой первый крик плача, была посвящена любовнику Венеры». Но память о пещере сохранялась на протяжении первых веков христианства, и именно это место описывал в середине III века Ориген. Пройдет несколько десятилетий, и святая царица Елена начнет поиски христианских святынь. Благодаря маниакальной мстительности Адриана, пытавшегося осквернить и уничтожить их языческими обрядами, святые места легко находились: на них указывали языческие алтари.
От истории перейдем к легендам и народным обычаям. Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды – орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества. А вот почему возникла эта легенда, известно не всем.
У германских племен задолго до принятия христианства вечнозеленые растения были символом жизни. Считалось, они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода. В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью. А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на «разграбление» в Новый год. В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, что также хорошо известно, но к Рождеству это отношения не имело – еловые ветки украшали город к Новому году.
Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века, и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу – лишь в канун 1840 года газета «Северная пчела» рекламирует продающиеся украшенные елки, а через год сообщает о новом обычае, как о «перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова… Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».
В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии инославным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда – сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками (правда, в последние века он переосмыслен уже в христианском ключе, во многом благодаря перенятому у западных христиан представлению о елке – символе жизни). Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.
А сегодня рождественскую и новогоднюю елку можно встретить даже у православных христиан Востока – и в родном городе Спасителя, окруженном пустыней Вифлееме, на витринах магазинов стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями. А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии – 6 января.
Откуда взялись эти даты? Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…). Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи – Воскресения Христова – а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы – т. е. 25 марта. Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления – Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) – с Рождеством.
Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру. Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря? Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан. Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу. Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления – 6 января.
Когда мы будем праздновать Рождество в XXII веке? Вопрос кажется забавным – ведь церковный календарь неизменен, а значит, мы должны будем праздновать Рождество в тот же день, что и сейчас, то есть 25 декабря по юлианскому или 7 января по григорианскому календарю. Между тем, юлианский, то есть церковный, или старостильный, календарь не меняется, а вот григорианский, то есть «гражданский», или «новостильный» изменяется по правилам, согласно которым разрыв между старым и новым стилем будет постепенно увеличиваться. Мы привыкли к тому, что високосными являются те годы, которые делятся на четыре. Но это правило действует только для юлианского календаря. Для «гражданского» григорианского, правила високосных годов следующие: если порядковый номер года не оканчивается двумя нулями и делится без остатка на 4, то год високосный; если порядковый номер года оканчивается двумя нулями и число сотен в порядковом номере года делится без остатка на 4, то год високосный, а если не делится, то – простой. Таким образом, 1900 год – простой, 2000 – високосный, 2100 – простой. Следовательно, с 1 марта 2100 года разрыв между юлианским и григорианским календарем увеличится еще на один день, и с 2101 года Рождество будет отмечаться 8 января по новому стилю, что станет соответствовать 25 декабря по старому. Разумеется, сместятся и все остальные непереходящие праздники.
Как ни странно, Православные Церкви, живущие по старому стилю, могут оказаться перед серьезной проблемой – уже сейчас есть люди даже из числа священников, которые уверены, что именно это смещение является нарушением литургической традиции и категорически недопустимо. Конечно, здравомыслящие люди разберутся с проблемой сложения в пределах одной единицы, но психологический дискомфорт обеспечен даже им – ведь в обычной жизни мы ориентируемся на гражданский календарь.
Среди жителей некоторых перуанских городов и деревень индейского происхождения популярна традиция под названием «таканакуй». В Рождество, 25 декабря, празднующие надевают торжественные наряды и собираются большими группами для кулачных боёв. С их помощью предполагается решить все накопившиеся за год конфликты, а участники, как мужчины, так и женщины, могут вызывать на бой и своих родных, и соседей. Правила предписывают лишь обмотать руки материей, не кусаться, не хватать противника за волосы и не бить лежачего. После этого все участники обычно напиваются, чтобы приглушить боль и завершить празднество.
Хотя праздник 25 декабря у католиков или 7 января у православных и называется Рождеством, в Библии нет ни одного упоминания о точной дате рождения Иисуса. Впервые привязка к дате 25 декабря зафиксирована в римской рукописи 354 года. По одной из версий, назначение Рождества на этот день было сделано в пику празднованию Дня рождения Непобедимого Солнца, которое император Аврелиан объявил верховным богом Римской империи.
Одним из самых одиозных диктаторов Африки был Франсиско Масиас Нгема, правивший с 1968 по 1979 годы в Экваториальной Гвинее. В результате развязанного им террора была убита примерно четверть населения страны. Казни были не всегда банальными – например, на Рождество 1975 года 150 оппонентов Нгемы были расстреляны солдатами, одетыми в костюмы Санта Клауса. Фоном звучала песня Мэри Хопкин «Those Were the Days» на мелодию русского романса «Дорогой длинною».
Одной из рождественских традиций у каталонцев является изготовление так называемых каганеров – раскрашенных фигурок человечков, справляющих большую нужду. Одного каганера обязательно добавляют в композицию рождественского вертепа, сцены рождения Христа, причём католическая церковь не возражает против этого. Фигурки могут изображать не только простых жителей, но и знаменитостей, включая президентов и папу римского. Считается, что народная сатира воплощает в каганерах концепцию равенства всех людей независимо от их общественного положения.
В 1955 году магазин из американского города Колорадо-Спрингс разместил перед Рождеством в газете объявление, предложив детям звонить Санта-Клаусу. Однако телефонный номер был указан с ошибкой, и звонки стали поступать в командный центр противовоздушной обороны, специалисты которого не стали вешать трубку, а начали говорить детям координаты места, где пролетает Санта в данный момент. С тех пор военные сделали приём звонков от детей ежегодной традицией под названием «NORAD Tracks Santa», которую помогают поддерживать множество волонтёров. В наше время с 1 декабря каждого года можно получать координаты Санта-Клауса в реальном времени на официальном сайте программы.
В шведском городе Евле каждый год устанавливают огромного соломенного козла, неизменного атрибута Рождества в скандинавских странах. И почти каждый год хулиганы пытаются сжечь или другим образом разрушить фигуру. Некоторые вандалы, которых удалось поймать, штрафуются или даже подвергаются небольшому аресту, однако в большинстве случаев попытки городских властей противостоять хулиганству, включая найм охранников и установку веб-камер, оказываются бесполезными. Начиная с 1966 года, выжили только 45% козлов.
В Рождество 1914 года, во время Первой Мировой войны, немецкие и английские солдаты на линии фронта устроили незапланированное перемирие. Они пели рождественские гимны, обменивались присланными из тыла подарками и играли в футбол. В следующие годы войны организовать подобные перемирия уже не получилось.
Почтовый код Санта-Клауса в Канаде записывается как H0H 0H0.
10 необычных фактов про Рождество
1. В Библии не упоминается точная дата Рождества. Многие историки предполагают, что Иисус, скорее всего, родился весной. На эту мысль их натолкнули упомянутые в Библии пастухи. В четвертом веке, когда Католическая церковь признала Рождество официальным праздником, по инициативе папы Юлия I датой было выбрано 25 декабря. А то, что эта дата совпадает с языческим праздником – Сатурналиями, просто совпадение.
2. Во время Первой Мировой войны был такой случай: на Восточном фронте войска объявили перемирие в сочельник. На следующий день немецкие солдаты с веселыми криками «Счастливого Рождества» направились к войскам союзников. К счастью, это не было уловкой немцев. Таким образом «Рождественское перемирие 1914 года» стало примером военного благородства.
3. В Новом Свете Рождество сравнительно продолжительный период времени считалось незаконным, а если кто-нибудь в 1659-1681 годах показывал свою радость по этому поводу, то вынужден был заплатить штраф. Рождество считали просто неуместным, и даже после Войны за независимость Конгресс не удосужился сделать его выходным днем: более того, первую сессию в 1789 году они провели в день Рождества. Федеральным праздником его объявили только через сто лет.
4. Знаменитого американского писателя Вашингтона Ирвинга можно заслуженно назвать «отцом» современного Санта-Клауса. В своих коротких рассказах «Записки Джеффри Крейона» он описал сон, в котором видел Святого Николая, парящего в небе в повозке. Так и появился образ Санты в санях с северными оленями.
5. Многие рождественские символы появились в рекламной среде. К ним относится знаменитый красноносый олененок Рудольф и Снеговик. Второго чаще использовали для привлечения клиентов в магазины, продававшие алкогольные напитки. Появлялся Снеговик и на постерах компаний, производящих пиво, эль и скотч.
6. После 1965 никто не может сказать, что у астронавтов нет чувства юмора. Два астронавта, которые увидели в космосе нечто необычное, напуганные, сообщили об этом на Землю. Через несколько минут полной тишины, на Земле услышали слабый звон колокольчиков под аккомпанемент гармоники. Все узнали знаменитую песню «Jingle Bells». А напевали ее два «испуганных» астронавта!
7. Традиционное растение, которым украшают дом к Рождеству, омела согласно кельтским и тевтонским легендам защищает от злых духов и приносит удачу. И обычай целоваться под омелой возник вовсе не в Викторианскую эпоху. Корни этой традиции – языческие.
8. Традиция вешать на елку игрушки на Рождество вовсе не принадлежит христианству. Задолго до этого германцы украшали ели, чтобы в дни зимнего солнцестояния не было так мрачно. Первые «елки» появились в 17 веке в Страсбурге, а в Америку попали вместе с первыми немецкими иммигрантами. А когда королева Виктория вышла замуж за принца Альберта в 1840 году, он принес с собой эту традицию в Британию.
9. В первый раз пьеса о Рождестве была показана в 1224 году святым Франциском, который хотел объяснить сущность праздника своим последователям. Именно тогда ясли использовали как алтарь для Рождественской службы.
10. У каждого народа свои традиции: финны идут в сауну, австралийцы и новозеландцы сидят на пляже, испанцы участвуют в грандиозной лотерее. А в Греции свой обычай: греки верят, что в течение 12 рождественских дней по земле ходят гоблины, и поэтому они не дарят друг другу подарков до 1 января.
Поздравления с Рождеством Христовым
Вслед за Новым годом одним из важных праздников, особенно для верующих, является Рождество Христово. Поздравь близких яркой открыткой! С 6 на 7 января православные отмечают Святой Вечер, а уже 7 января Рождество Христово. Для многих этот праздник является самым важным в году и считается семейным. Родные собираются за большим праздничным столом, на котором присутствуют 12 блюд, и поздравляют друг друга с рождественским чудом.
***
С Рождеством Христовым! Пусть этот волшебный праздник наполнит вашу жизнь светом, теплом, радостью и благополучием. Желаю вам мира, добра, любви, семейного уюта. Пусть ангел-хранитель оберегает вас от всех бед и невзгод!
***
Поздравляю с Рождеством! Пусть ваш дом наполняется теплотой и уютом. Сбываются все, даже самые маленькие, мечты. Сердца близких и родных будут согреты любовью и заботой. Окружающие люди будут добрыми и отзывчивыми. А Рождественская звезда всегда освещает путь!
***
День Рождества Христова – день, Когда в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств, День, когда нужно всех любить. И пусть в эту ночь и в этот праздник Замолкнут все пушки и не поднимется ни одна ракета! Пусть Бог даст тишину солдатам! И пусть в наше сердце войдет любовь к ближнему! С Рождеством Христовым!
***
Поздравляю с Рождеством Христовым и от всей желаю искренне любить всем сердцем и надеяться на лучшее душой, собирать всех близких за большим столом и радовать любимых приятными сюрпризами, верить в свою удачу и беречь счастье, красиво мечтать и греть сердце надеждой.
***
В этот прекрасный зимний день, когда родился наш Спаситель Господь, я хочу пожелать тебе мира в доме, покоя в душе, тепла в отношениях с близкими, и чтобы во всех твоих начинаниях тебе была путеводной Рождественская звезда!
***
С окончанием поста к нам приходит праздник, Рождество, ждем восход рождественской первой звезды. Пусть же заветы Спасителя нашего будут твоим жизненным кредом. Каждый да будет всегда милосердным к слабым, сиротам, больным и убогим.
***
В этот праздничный Рождественский вечер, когда все семьи собираются за праздничным столом, хочу пожелать добра и света, тепла и благополучия всем. Пусть в этот день на всей планете настанет долгожданный мир.
***
Хочу, чтоб в Новый год и Рождество в Ваших сердцах царило торжество! Дома переполнялись от любви и счастья! Чтоб обходило стороной ненастье! Чтоб везло с завидным постоянством! Дети приносили только гордость и успехи! И чтобы несли Вы гордо жизни всей доспехи!
***
Этот День бывает только раз в жизни, День рождения, День самый памятный и незабываемый, День появления «маленького чуда» на свет Божий. Это чудо, тайна за семью печатями, самое сокровенное и желанное! Поэтому каждый последующий год жизни мы отмечаем так радостно и весело! Поздравляю Вас со свершившимся волшебством, которое Вы сотворили сами!
***
Пусть самый добрый праздник Рождества будет для вас самым приятным. И пусть сам Господь подарит вам смирение и силу духа. И пусть божественная благодать войдет в каждый дом. И Рождественская сказка пусть подарит вам минуты радости. С Рождеством вас.
***
Поздравляем с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник хочется пожелать мира и спокойствия в каждом доме, добра, взаимопонимания, достатка, любви, счастья, душевного равновесия, успехов во всех начинаниях, побольше радости, крепкого здоровья и всех благ! Пусть оправдаются все ожидания и сбудутся самые заветные мечты!
|