Самый короткий путь из точки А в точку Б – по прямой, именно поэтому люди придумали тоннели. Сегодня в мире тысячи таких сооружений, и некоторые из них отличаются совершенно уникальным внешним видом или конструктивом.
Первые сооружения, напоминающие нынешние тоннели, человечество стало строить еще в каменном веке и за прошедшие годы достигло определенных успехов в этом деле. Мы отобрали самые примечательные.
Для начала определим, что называется тоннелем. Определения могут разниться, но в общем виде этим словом обозначается горизонтальное или наклонное подземное сооружение, длина которого значительно превосходит по размерам ширину и высоту. Первые тоннели получались, как правило, в результате проделывания ходов в скальных породах без их развитого закрепления. Так строились подземные святилища, захоронения, шахты для добычи ископаемых, проходы, в том числе потайные.
Первый известный подводный тоннель построили в древнем Вавилоне под Евфратом за две с лишним тысячи лет до Рождества Христова. Технологии с того времени изменились, а суть – нет: тоннели и сегодня самый удобный способ разделения транспортных потоков по вертикали и преодоления разнообразных природных и рукотворных препятствий при перемещении людей и грузов. Но не только их.
В Норвегии находится самый длинный автомобильный тоннель в мире – Лердальский. Он проходит под горами высотой 1,6 тысяч метров и соединяет муниципалитеты Эурланн и Лердал, и его длина составляет 24,5 километров.
Но это не главная особенность сооружения. Для комфорта и безопасности водителей тоннель разделен на четыре зоны тремя искусственными гротами, где можно отдохнуть и снять напряжение. Также здесь создана специальная система освещения, а для туристов – карманы для парковки автомобилей через каждые 5 километров.
Готардский базисный тоннель в Швейцарии, общая длина которого составляет более 150 километров, – это самый длинный в мире железнодорожный тоннель. Он открылся летом 2016 года и существенно (на 50 минут) сократил время путешествий через Альпы из Милана в Цюрих.
В шанхайском метро есть необычный Bund Sightseeing Tunnel – он ярко и необычно освещен. В перегоне ездят вагончики без водителя с окнами со всех сторон, чтобы пассажиры этого аттракциона могли наслаждаться чудесами необычной оптики.
Эресуннский мост-тоннель общей длиной около 16 километров проходит через пролив Эресунн и соединяет столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Необычное сооружение совмещает не только тоннель с мостом, но также железнодорожные и автомобильные пути. Примечательно, что самое узкое место пролива Эресунн, ширина которого составляет только 5 километров, находится севернее – между городами Хельсингёр и Хельсингборг.
Железнодорожный тоннель Сэйкан в Японии длиной более 53 километров является самым глубоко залегающим под морем тоннелем в мире – он проходит на 100 метров ниже морского дна. Он был построен между островами Хоккайдо и Хонсю в 1988 году, поэтому до завершения строительства Готардского базисного тоннеля был самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.
Самый знаменитый тоннель в российской столице – Лефортовский. Он самый длинный (3250 метров) и самый таинственный в городе. Среди москвичей ходили слухи, будто в нем обитают привидения, которые устраивают автомобильные аварии, благодаря чему сооружение даже прозвали "тоннелем смерти". Но на самом деле, по словам главного инженера участка "Гормост-Лефортово" Сергея Кулагина, аварии в тоннеле происходят не чаще, чем на любой другой дороге. В сооружении хорошо продумана эвакуационная система: в транспортной зоне через каждые 90 метров расположены двери, откуда спуски-горки ведут в тоннель под тоннелем.
Самый необычный столичный тоннель с точки зрения конструкции – винчестерный на Северо-Западной хорде под улицей Берзарина. Он имеет два яруса с движением в противоположных направлениях.
В 1994 году, наконец, осуществилась мечта европейцев – открылся Евротоннель, который проходит от Парижа до Лондона под проливом Ла-Манш. Идея создания такого тоннеля, который соединил бы материк с Великобританией, впервые возникла еще на рубеже XVIII–XIX веков. Теперь путь из Парижа в Лондон на скоростном поезде Eurostar составляет всего 2 часа 15 минут. Евротоннель длиной 51 километр (39 километров под Ла-Маншем) состоит из трех тоннелей – два для поездов, которые движутся в противоположные стороны, и один эвакуационный между ними. Помимо пассажирских поездов здесь ходят составы, которые перевозят грузы и автотранспорт.
А в столице Венгрии Будапеште находится один из самых красивых исторических тоннелей – Будайский, который проходит под Замковым холмом, автомобили из него выезжают прямо на знаменитый Цепной мост со львами. На холме располагается Будайская крепость, бывшая резиденция венгерских королей. Впервые она здесь появилась еще в середине XIII века, а самая старинная часть современного замка была построена в XIV веке.
Один из самых романтичных тоннелей, который так и называется "тоннель любви", находится на Украине. Это заброшенная железная дорога длиной в два километра, которая обросла с обеих сторон деревьями, образовавшими тоннель. Теперь здесь любят гулять влюбленные.
Делавэрский акведук (штат Нью-Йорк, США)
Почетное звание самого длинного действующего тоннеля в мире сегодня удерживает сооружение, не предназначенное для перемещения людей и грузов. По нему из водохранилища Рондоут в горах Катскилл в город Нью-Йорк ежедневно поступает около 4,9 млн кубометров пресной воды, то есть примерно половина того, что за тот же срок тратит 20-миллионный мегаполис. Длина тоннеля составляет 137 километров при диаметре в 4,1 метра, а пролегает он на глубине до 300 м. Строили его в не самое удачное для США и всего Северного полушария время: работы стартовали в 1939 году и закончились только в 1944-м. Чтобы прокачивать воду под землей и реками, используются насосные станции. Те, что расположены в Нью-Йорке, выглядят стильно, несколько напоминая палладианские виллы. Делавэрский акведук (Delaware Aqueduct) хотя и снабжает самый большой город США водой вот уже семь десятков лет, тем не менее небеспроблемен: он подтекает. В результате протечек в почву уходит не менее 140 тысяч куб.м ежедневно, какового объема хватило бы, чтобы обеспечить чистой питьевой водой около полумиллиона человек. И ладно бы вода просто уходила в землю! Нет, она подтапливает здания и поля и вредит природе. Чтобы решить проблему, Городской департамент защиты окружающей среды Нью-Йорка ведет строительство параллельного тоннеля, призванного заменить наиболее пострадавший участок акведука. Стоимость работ по ликвидации течей приближается к полутора миллиардам долларов.
Универсальный тоннель SMART (город Куала-Лумпур, Малайзия)
Один из вариантов применения тоннелей – борьба с подтоплениями за счет отвода воды. В столице Малайзии Куала-Лумпуре решили построить универсальный двухуровневый тоннель SMART (Stormwater Management And Road Tunnel), по которому можно пускать и автотранспорт, и воду во время сильных дождей. При длине автомобильной части в 4 км, а водоотводной – в 9,7 км SMART является не только самым длинным тоннелем такого типа в мире, но и самым длинным в Малайзии. В 2011-м он был удостоен премии Программы ООН по населенным пунктам UN-Habitat Scroll of Honour. В норме тоннель работает как автомобильный и служит для следования в объезд центра города (по верхнему уровню). Во время сильных дождей вода из городской ливневой канализации отводится в нижний уровень. А если возникает совсем уж серьезная угроза наводнения, то тоннель закрывается для автомобильного трафика и оба уровня служат для водоотведения. Когда опасность проходит, автомобильную часть можно вернуть в строй в течение 48 часов. Только с начала 2007 года, когда был открыт SMART, до лета 2010-го тоннель спас центр Куала-Лумпура от семи сильных наводнений.
Готтардский базисный тоннель (Швейцария)
Торжественная церемония открытия Готтардского базисного тоннеля (Gotthard-Basistunnel) в Швейцарии состоялась 1 июня 2016 года. Так завершилась почти четвертьвековая (первые работы по прокладке начались в 1993 году) история строительства не только самого длинного (57 км от портала до портала), но и самого глубокого (над тоннелем возвышается до 2450 метров горной породы) железнодорожного тоннеля в мире. И нельзя сказать, чтобы Готтардский перевал отделяющий, грубо говоря, Италию от Германии, нельзя было преодолеть как-то иначе: не считая живописного извилистого пути через перевал по поверхности, до открытия ГБТ можно было воспользоваться старым железнодорожным тоннелем (1882 года постройки) или автомобильным (1980-го), однако чтобы подобраться к ним, и поездам и автомобилистам приходилось преодолевать многие километры опасных горных дорог с десятками резких поворотов, что сильно усложняло задачу. Северный портал Готтардского базисного тоннеля находится вблизи городка Эрстфельд на высоте 460 метров над уровнем моря. По сути, речь идет о двух параллельных электрифицированных тоннелях диаметром 8,83–9,58 метров. Кстати, базисным тоннель называется потому, что проложен в основании горного массива, имя которого носит. Теперь добраться из Цюриха в Милан стало возможным всего за 2 часа 50 минут вместо прежних 3 часов 40 минут, причем на скоростном поезде, следующем в тоннеле со скоростью до 250 км/ч (во время испытаний поезда IСE даже разгонялись до 275 км/ч). Всего таких поездов предусмотрено около 65 в день – они перевозят около 10 тысяч пассажиров в сутки, причем прирост трафика составил 30% в первые 8 месяцев эксплуатации тоннеля. Но важнее все же грузовое движение – грузовых поездов по тоннелю можно пропускать до 260 в день. Именно ради перевода транспортировки грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт все и затевалось. Строительство обошлось примерно в 10 миллиардов швейцарских франков и девять человеческих жизней – именно столько из 3500 человек, строивших тоннель, погибло за время строительства.
Природный тоннель (штат Виргиния, США)
Чтобы проложить железнодорожные пути или автодорогу в толще земли, человечеству совсем не обязательно долго и упорно долбить породу – можно воспользоваться тем, что за миллионы лет соорудила сама природа. Хотя сейчас пещере и ее окрестностям придан статус природоохранной территории – парка штата (Natural Tunnel State Park) – и они обустроены для пребывания многочисленных туристов, поезда через тоннель-пещеру по-прежнему проходят, хотя перевозят только уголь с расположенных неподалеку шахт. Так поступили в конце XIX века в американском штате Виргиния, проложив железную дорогу через естественную пещеру, проделанную грунтовыми водами в толще известняка и доломита. У природы получилось открытое c обоих концов подземное сооружение длиной 255 метров, шириной до 61 метра и высотой до 24 метров. Это же настоящее чудо света, решили европейские поселенцы в Северной Америке. Это же настоящий тоннель – грех не воспользоваться, решили их потомки-промышленники пару сотен лет спустя, и пустили через пещеру грузовые и пассажирские поезда.
Евротоннель (под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией)
Даже если этот тоннель (известный также как Channel Tunnel и Le tunnel sous la Manche) не был бы действующим мировым рекордсменом по длине подводной части, его следовало бы включить в нашу подборку – за символичность. Открытый в 1994-м году, он воплотил почти двухвековую (первые планы такого сооружения возникли в 1802 году) мечту Европы о соединении Британских островов и континента сухопутной линией. Строили его относительно недолго, всего шесть лет, и заплатили астрономическую даже по нынешним временам сумму – около 9 млрд фунтов стерлингов (то есть 21 млрд долларов по тогдашнему курсу), что оказалось больше запланированных 5,5 млрд фунтов. В любом случае проект довольно долгое время оставался самым дорогим инфраструктурным проектов в истории. На континенте тоннель начинается в районе Кале. Железнодорожные пути после разворотного круга сворачивают вправо и уходят в сторону моря. Там портал в Британию. В итоге получили два параллельных тоннеля диаметром 7,6 м в 30 метрах друг от друга для поездов и 4,8-метровый сервисный тоннель между ними. В длину железнодорожная часть составляет 50 км, 37,9 из которых проходят под дном пролива Ла-Манш на глубине до 75 метров (или 115 метров ниже уровня моря). С обеих сторон тоннель подсоединен к сети скоростных железных дорог, соединяя таким образом европейские железные дороги с британскими. Поезда ходят между Лондоном с одной стороны и Парижем, Брюсселем и Лиллем с другой. Если вы предпочитаете путешествовать по Европе на автомобиле, тоннель поможет и вам: вы не будете зависеть от погоды и страдать от качки, переплывая Ла-Манш на пароме. Вместо этого можете закатить свой автомобиль на Eurotonnel Shuttle – 775-метровый автопоезд, который за 35 минут преодолеет пролив по тоннелю. Правда, на нем вы далеко не уедете: только до специального терминала в Нор-Па-де-Кале или Кенте: параметры поезда таковы, что он отлично подходит для быстрой и безопасной перевозки легковых и грузовых автомобилей, но дальше поезд просто не пролезет.
Тоннель Мармарай (город Стамбул, Турция)
По части символичности и знаковости у Евротоннеля есть конкурент – тоннель Мармарай (Marmaray), пролегающий под дном пролива Босфор и соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула, то есть в некотором смысле два континента: 1,4-километровый тоннель, вернее два параллельных однопутных тоннеля для метропоездов, построенные как часть проекта по модернизации транспортной системы Стамбула, пролегает под дном пролива Босфор на глубине 60 метров в сейсмоопасном районе и притом в илистом грунте и способен пережить землетрясение магнитудой до 7,0. Пока тоннель строили, в земле на европейском берегу пролива обнаружили остатки гавани Феодосия, главного порта древнего Константинополя, с массой античных и средневековых артефактов, включая обнаруженные впервые остатки византийских галер, а потом и следы первого человеческого поселения на территории современного Стамбула, которое, как предполагается, возникло примерно в 7-м тысячелетии до нашей эры.
Эйксундский тоннель (Норвегия)
Говоря о тоннелях, проложенных под дном моря, нельзя не упомянуть Eiksundtunnelen. В сравнении с предыдущими он совсем небольшой – 7,8 км длиной – и притом предназначен для движения автотранспорта и соединяет не две крупнейшие страны Европы, а небольшие селения на островах в западнонорвежской губернии Мере-ог-Румсдал с континентом. Уникальность же его в том, что он проложен на глубине до 287 метров ниже уровня моря, причем от дна Стурфьорда до тоннеля в некоторых местах – до 50 метров скальной породы. Церемония открытия тоннеля состоялась 23 февраля 2008 года – спустя пять лет после начала строительства. Последнее, к слову, обошлось дешевле, чем планировалось, – удивительное дело для инфраструктурных проектов. Эйксундский тоннель – только часть дорожного комплекса, включающего, помимо этого, еще два тоннеля поменьше и 405-метровый мост. Общая численность населения в поселках, обслуживаемых комплексом, составляет около 40 тысяч человек.
Мемориальный тоннель имени Эйзенхауэра (Колорадо, США)
Задача тоннеля, как принято думать, – забираться глубоко под землю. Однако забираться под землю можно и на большой высоте над уровнем моря. Так делает, к примеру, один из самых высокогорных тоннелей в мире – автомобильный тоннель имени Эйзенхауэра (или, официально, Мемориальный тоннель имени Эйзенхауэра и Эдвина Джонсона, Eisenhower-Edwin C. Johnson Memorial Tunnel) длиной 2,72 км, пробитый под Американским континентальным водоразделом в Скалистых горах в штате Колорадо, США, на высоте 3357–3401 м (западный и восточный въезд соответственно), чтобы упростить движение по шоссе I-70.
Железнодорожный тоннель под горой Юнгфрау (Швейцария)
Конкурентом тоннеля имени Эйзенхауэра в борьбе за звание мирового рекордсмена выступает железнодорожный тоннель под горой Юнгфрау в Швейцарских Альпах. Его вместе с подземными станциями и открытым участком достроили к 1912 году после 16 лет тяжелых работ. Длиной тоннель 7 км (а вся линия – 9,3 км), максимальная высота над уровнем моря – 3454 м при перепаде высот в 1400 м. Предназначен он для увеселительных поездок по узкоколейной зубчатой железнодорожной линии к живописнейшему перевалу Юнгфрауйох. Примечательно, что рекорд по количеству пассажиров в день, зафиксированный 1 июня 2000 года, был 8148 человек. Неудивительно: стоимость билета для взрослого начинается от 113 франков (около 7000 руб.) – сравните с бесплатным тоннелем имени Эйзенхауэра, по которому в день проходит около 30 тысяч автомобилей.
Лердальский тоннель (Норвегия)
В Норвегии построили еще один тоннель-рекордсмен – Лердальский (Lærdalstunnelen) длиной 24,51 километра, на сегодняшний день самый длинный в мире автомобильный тоннель. Находится он примерно в пяти часах езды на машине по извилистым дорогам от Эйксундского, соединяет коммуны Эурланн и Лердал в губернии Согн-ог-Фьюране и представляет собой часть автомагистрали между двумя крупнейшими городами страны – Осло и Бергеном, введение которой в эксплуатацию избавило норвежцев от необходимости преодолевать участок пути между городами на пароме или по горным дорогам, особенно неприветливым зимой и в непогоду. В то время как собственно тоннель имеет обычное освещение с помощью ламп белого цвета, разделяющие его на отрезки пещеры подсвечены синим и желтым. Такое освещение призвано имитировать рассветное небо и сделано для того, чтобы снизить утомляемость у водителей. Хотя расстояние в примерно 25 км может показаться не таким уж большим (всего 20 минут при соблюдении скоростного режима), создатели тоннеля позаботились, чтобы водители преодолевали его максимально беспроблемно – в частности, чтобы они не заснули за рулем и не испытали приступ клаустрофобии. Для этого тоннель разделен тремя обширными пещерами, где можно остановиться или сделать разворот.
Тоннель возле деревни Гуолян (Китай)
До 1970-х годов жителей китайской горной деревни Гуолян со всем остальным миром связывала лишь узкая лестница на отвесной скале. Крестьяне неоднократно пытались допроситься у правительства постройки нормальной дороги, однако чиновники так и не услышали их просьбы. Отчаявшись получить какую-либо помощь, жители деревни с населением в 350 человек выбрали 13 самых сильных мужчин, перед которыми была поставлена цель во что бы то ни стало построить тоннель, который должен был соединить селение с общей дорогой. Опыта прокладки тоннелей у новоявленных строителей не было, как не было и специальных инструментов. Тем не менее, им удалось всего за пять лет прорубить в отвесной скале путь к остальному миру. Тоннель получился длиной 1,2 километра, шириной четыре и высотой в пять метров. С тех пор товары в Гуолян, которые раньше можно было принести лишь «на собственном горбу», стало возможным доставлять на автомобилях. Кроме того, впоследствии необычное и чрезвычайно живописное сооружение вошло в состав главных достопримечательностей провинции Хэнань. Что безусловно способствовало притоку туристов.
Tokyo Bay Aqua-Line (Япония)
Это уникальное сооружение связывает два берега Токийского залива в Японии, по обе стороны которого расположена одна из крупнейших городских агломераций на свете во главе с японской столицей. Для того, чтобы каждый из 33 миллионов местных жителей мог потратить на дорогу из города Кавасаки в Кисарадзу всего 15 минут, а не полтора часа, между берегами возвели автомобильную дорогу, состоящую из моста и тоннеля. На осуществление проекта ушло 32 года, 23 из которых японцы потратили на проектирование, и только девять непосредственно на сами работы. Когда в 1997 году объект был сдан, то общая цена его постройки составила почти полтора триллиона иен, что на тот момент было эквивалентно 11,2 миллиарда долларов США. Длина конструкции достигает 14 километров. С восточной части залива движение осуществляется по 4,4-километровому мосту, а затем трасса «ныряет» под воду. Тоннель начинается на искусственном острове-платформе, где также расположены развлекательные центры, гостиницы и рестораны. «Подводная» дорога длиной 9,6 километра является четвертым в мире по протяженности сооружением подобного рода, расположенным под морским дном. Вентиляция внутреннего пространства выполняется за счет специальной постройки – «Башни ветра», которая находится в заливе над серединой тоннеля и издали похожа на парус. Именно она «засасывает» внутрь воздух, что в условиях мощного ветра, который почти постоянно дует над Токийским заливом, не требует много энергии.
Gate Tower Building Osaka (Япония)
Необычный тоннель, расположенный в японском мегаполисе Осака, является одним из примеров компромисса местных властей и строителей коммерческой недвижимости. В начале 1980-х годов при проектировании нового участка путепровода Ханшин выяснилось, что на месте, где должна проходить одна из развязок дороги, уже запланирована и согласована постройка 16-этажного офисного здания, «обойти» или «подкопаться» под которое не представляется возможным. Застройщики, в свою очередь, категорически отвергли предложения об отказе или переносе здания в другое место. Строение, получившее впоследствии в народе прозвище «улей» (из-за характерной конической формы и небывалого количества людей, работающих внутри), сулило большой доход от арендаторов. После непростых переговоров, затянувшихся на пять лет, было найдено оригинальное решение проблемы: местные власти приняли закон, разрешающий объединение зданий и дорожной сети в едином пространстве. Сперва был построен путепровод, а затем на том же месте возвели дом. Получилось, что тоннель проходит прямо сквозь башню, причем сама дорожная конструкция никак не соприкасается со строением. Трасса пересекает его на уровне пятого и седьмого этажа. Там имеются лишь небольшие вспомогательные технические помещения, а также шахты лифтов, проезжающих без остановки с четвертого на восьмой этаж. Непосредственно внутри здания тоннель затянут в специальный кожух, который гасит вибрации и глушит шум от проезжающих по нему автомобилей.
Большой бостонский тоннель (США)
Мегапроект, призванный разгрузить от дорожных пробок центральную часть Бостона, стал самой дорогостоящей дорожной стройкой в истории США. Бостон имеет сложную и запутанную схему основных улиц, которые прокладывались задолго до появления на них автомобилей. Поэтому после того, как Генри Форд «посадил» американскую нацию на колеса, дорожные заторы стали обычным для Бостона явлением. Когда в середине XX века пробки стали совершенно невыносимыми, было решено построить шестиполосную автостраду, проходящую над центром города. Однако она не справилась с поставленной перед ней задачей – пропускная способность дороги оказалась недостаточной. В 1980-х годах городские власти решили расширить главную магистраль до 8−10 полос, убрав при этом ее основную часть и четыре главные развязки под землю. Основная фаза стройки растянулась с 1991 по 2007 год, однако некоторые работы продолжаются и по сей день. После начала строительства рабочие столкнулись с рядом непредвиденных обстоятельств. Под землей обнаружилось множество неучтенных препятствий как природного, так и рукотворного происхождения. Кроме того, старая система подземных коммуникаций и канализации со временем превратилась в огромную помойку и стала домом для целого полчища крыс. Потревоженные работами грызуны ринулись из строящейся «Большой норы» на городские улицы в поисках нового убежища, что вызвало недовольство местных жителей. Количество выкопанной при строительстве земли и грязи составило более 12 миллионов кубических метров – этого хватит, чтобы заполнить полтора десятка крупных футбольных стадионов по самые края трибун. Стоимость «раскопок», по разным данным, составила от 15 до 22 миллиардов долларов. Ожидается, что проект полностью окупится не ранее 2038 года. Впрочем, рытье «Большой норы» в Бостоне уже принесло свои плоды – после сдачи тоннеля в эксплуатацию количество пробок в городе заметно уменьшилось. А из-за того, что тысячи автомобилей перестали ежедневно вхолостую жечь топливо, концентрация угарного газа в городе сократилась на 12 процентов.
Тоннель с развязкой на дне океана (Эстуройартуннлинн, Фарерские острова)
Этот тоннель уникален тем, что включает в себя круговую развязку – первую в мире, построенную на дне Атлантического океана. Фареры – это архипелаг из 18 островов и все являются обитаемыми, поэтому транспортное сообщение между ними очень важно. Тоннель Эстуройартуннлинн связывает остров Стреймой с двумя частями острова Эстурой, таким образом, тоннель состоит сразу из трех отдельных дорог. Они соединяются с помощью круговой развязки, которая находится на глубине более 180 метров от уровня Атлантического океана. Автомобильная развязка находится на 189 метрах ниже уровня Атлантического океана. К тому же этот тоннель настоящее произведение искусства, над дизайном которого работал местный художник Трондур Патурссон. Это была его идея оформить крышу синими фонарями, также внутри сооружения установят несколько скульптур.
Тоннель любви (Украина)
Эта конструкция не является тоннелем в прямом смысле, но уж очень она красивая и необычная. Это можно назвать ботаническим феноменом – зелёный тоннель в лесном массиве длиной около 4 км, созданный зарослями деревьев и кустов, которые сплелись между собой и создали плотный тоннель точной арочной формы на отрезке железнодорожного пути, ведущего от Клевани к поселку Оржев. Тоннель – место паломничества туристов и пар влюблённых. Существует туристическая легенда, что если влюблённая пара, которая пройдет через тоннель, загадает желание, то это желание исполнится. Конечно же, так он выглядит только тогда, когда приходит весна и появляются листья.
Eiksund Tunnel (Норвегия)
Он соединяет материковую часть Норвегии и остров Харейдландет и является частью более крупного проекта, который включает в себя три туннеля и мост. Подводный тоннель имеет длину 7765 метров и достигает глубины 287 метров. Между самой глубокой точкой тоннеля и островом Эйка уклон составляет 9,6%.
Чжунаньшанский тоннель (Китай)
Проложен в горах Циньлин, провинция Шэньси. Протяженность Чжунаньшанского тоннеля 18040 м. Считается одним из самых эстетически комфортных для автомобилистов тоннелей. За счет освещения, меняющегося декора по бокам дороги, у водителей создается впечатление смены пейзажа и дорога через тоннель становится менее утомительной и монотонной.
Drogden Tunnel (Дания)
Мост между Данией и Швецией. Мост давно было нужен для соединения двух стран, но сложность конструкции была в том, что высокий мост мешал бы самолетам (аэропорт находится недалеко), низкий был бы препятствием судам, а тоннель обошелся бы слишком дорого. Поэтому приняли компромиссное решение – с шведской стороны, где нет аэропорта, до середины пролива будет построен мост, с датской – подводный тоннель, а соединятся мост и тоннель между собой будут при помощи искусственного острова насыпанного посреди пролива.
Тоннель Сэйкан (Япония)
В 1954 году в Японии произошло трагическое событие – во время невиданного шторма в Сангарском проливе между островами Хонсю и Хоккайдо затонуло пять пассажирских паромов, что привело к гибели более чем тысячи человек. И это была далеко не первая подобная катастрофа в этом месте – корабли, курсирующие между двумя крупнейшими японскими островами, гибли регулярно в течение столетий. Чтобы наконец-то решить эту проблему, правительство Японии приняло решение построить тоннель под проливом. Работы над этим сооружением началось в 1964 году и длились более двадцати лет. Открытый в 1988 54-километровый Сэйкан стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. В 1988 году услугами Сангарского тоннеля воспользовалось около 3 миллионов пассажиров, в 1999 – 2 миллиона, а в 2009 – чуть больше миллиона. Для сравнения, ежегодный объем пассажирского трафика между Хонсю и Хоккайдо – в десятки раз больше. А вот в качестве грузовой дороги этому тоннелю нет достойных конкурентов.
Эресуннский мост (Дания, Швеция)
Это не вполне логично, что в список величайших тоннелей мира попал мост, соединяющий две скандинавские страны – Данию и Норвегию. Но никакой ошибки в данном факте нет, ведь из почти 12 километров длины этого сооружения 4050 метров проходят под землей. На такое неординарное решение архитекторы Эресуннского моста пошли по той причине, что именно в этом месте проходит глиссада самолетов, направляющихся в аэропорт Копенгагена, и ее нельзя перегораживать. Да и суднам, идущим через пролив Эресунн, тоже нужно пространство для удачной навигации.
Северомуйский тоннель (Россия)
5 декабря 2003 года в Бурятии произошло историческое для всей России событие – там был открыт Северомуйский тоннель длиной 15 километров 343 метра. Он стал не только самым длинным в России, но и ознаменовал окончание строительства Байкало-Амурской магистрали, легендарного БАМа – одной из величайших строек советских времен. Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в 1938 году, в 1974 оно было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой, про него начали писать песни и снимать фильмы, а закончилось в предполагаемом объеме лишь в 2003. При создании БАМа было пробито 10 тоннелей, самым крупным и важным из которых стал Северомуйский.
|